Тюильри (дворец)
Содержание:
- 1. Храм Марса
- 9. Павильоны Всемирной выставки 1937 года
- Досуг на территории зоны отдыха
- Штурм Дворца Тюильри
- Посещение Елисейского дворца
- Что посмотреть
- Структура парка
- Сад Тюильри (le jardin des Tuileries)
- Строительство и реконструкции Большого дворца
- Примечания и ссылки
- Дворец Тюильри
- История
- Работы по перестройке
- Что посмотреть в пригородах Парижа
- Библиография
- Из истории центрального сада Парижа
- Музеи Парижа
1. Храм Марса
Где находился: На вершине Монмартра, рядом с площадью Тертр
Что было: На этом священном, еще со времен владычества римлян месте находился древний храм, посвященный богу войны. По одной из версий именно в честь Марса гора Монмартр получила своё название. В III веке руины храма приспособил для христианских нужд первый епископ Парижа святой Дионисий, заложивший здесь церковь Сен-Пьер. Помещение использовали паломники, двигавшиеся к святым местам. О храме Марса только в 1657 году узнал один из первых французских археологов Анри Соваль, производивший здесь раскопки.
Где и что можно увидеть: Если зайти в церковь Сен-Пьер, то в левом ряду колонн некоторые стоят еще со времен храма Марса. В штукатурке двух из них специально сделаны углубления, в которых можно нащупать античный мрамор.
9. Павильоны Всемирной выставки 1937 года
Где находились: Рядом с садами Трокадеро.
Что было: Территория Всемирной выставки располагалась у подножия холма Трокадеро. Со смотровой площадки открывался вид на павильон СССР, увенчанный знаменитой скульптурой Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», и на павильон нацистской Германии, с гигантским орлом, сжимавшим в когтистых лапах свастику. Между двумя этими участниками выставки и развернулась главная борьба за призы. Выиграл её СССР, получивший 270 наград (из которых 95 были Гран-при) за экспонаты.
Где и что можно увидеть: Часть скульптурного убранства своего павильона СССР подарил французским профсоюзам, и оно украшало дом отдыха трудящихся в городке Байе-ан-Франс. Во время войны скульптуры были разрушены пронацистской молодежью и их остатки обнаружили совсем недавно. Имитацию советского павильона можно увидеть на ВДНХ в Москве. Венчают его те самые «Рабочий и Колхозница», что поражали парижан в 1937 году.
Досуг на территории зоны отдыха
Помимо пускания корабликов в этом райском уголке имеются и другие развлечения. Например, можно прокатиться на старинной карусели, поиграть на детской площадке с множеством горок и качелей, прокатиться на пони или в экипаже. Тут есть даже площадки для игры в баскетбол, бочче, большой теннис и его предшественника – жё-де-пом. Те, кто предпочитает проводить время более спокойно, могут устроить состязание в шахматы с местными гроссмейстерами.
Развлечения в Люксембургском саду
Посетите музыкальный павильон, где частенько играет живая музыка. Внешняя стена постройки использует для размещения работ фотографов, так что в одном месте можно наслаждаться как прекрасными музыкальными произведениями, так и получать созерцательно-эстетическое удовольствие.
Обязательно посетите театр кукол «Гиньоль» с Петрушкой в главной роли. Работает он с 11 до 15:30, правда не ежедневно, а потому предварительно посмотрите расписание спектаклей. Вход стоит 6 евро.
Штурм Дворца Тюильри
Очень жаль, но покрасоваться во всем великолепии замку удалось чуть более 10 лет, поскольку в мае 1871 года разгневанные коммунары устроили грандиозный пожар в ненавистном им гнезде монаршей власти. Лувру сильно досталось – часть его убранства со всеми сокровищами в виде картин, книг, скульптур, хрусталя и мебели погибло безвозвратно, но гораздо больше урона было принесено хоромам Тюильри и крылу «Часы».
Штурм Дворца
Если Лувр еще можно было восстановить после бушующего целых два дня пламени, то некогда прекрасное шато превратилось в пепелище, став прахом одиозного прошлого французов. Третье правительство не захотело отстраивать его заново, но и что делать с припорошенными пеплом руинами тоже не знало, а потому на протяжении 12-и лет они служили печальным памятником былой жизни.
Хотя историки были категорически против, парламент все же вынес решение избавиться от обломков минувшей эры, продав их под снос за 33 000 золотых франков. Разбирали осколки с 1882 по 1883 г.г., а уцелевшие фрагменты впоследствии пошли на строительство виллы Ла-Пунта возле Аяччо – родине Наполеона I.
Посещение Елисейского дворца
В наши дни дворец полностью скрыт за высоким забором, поэтому с улицы практически не виден, за исключением части внутреннего двора и фасада дворца через ворота рабочего въезда по улице Фобур Сент-Оноре. Есть еще один вход с улицы Габриэль — шикарные кованые ворота с национальным символом Франции — Петухом, олицетворяющим французов и их характер. Эти ворота открывают только для особо важных гостей. Оба входа охраняются и близко к ним не подпускают.
Попасть внутрь туристам весьма проблематично, за исключением пары дней в году, когда вход открыт для всех желающих, — в Дни европейского наследия (в третьи выходные сентября). В это время для посетителей открыт сад и несколько залов дворца, в том числе Золотой зал — рабочий кабинет президента, Серебряный зал, где свое время отрекся от своего престола Наполеон, и бывший салон мадам Помпадур — место заседаний нынешнего правительства.
Вход бесплатный. При этом желающих попасть внутрь огромное количество — более 20 000 людей ежегодно посещают дворец, и это всего за два дня. Ранее очереди растягивались на многие часы, пока не сделали доступной предварительную онлайн-регистрацию на официальном сайте Елисейского дворца.
Елисейский дворец на видео:
Что посмотреть
Изначально дворец Тюильри включал главное здание — Часовой павильон, а также два примыкающих к нему второстепенных корпуса — павильоны Флоры и Марсан. Последние сохранились до наших дней и сегодня относятся к территории Лувра. Павильон Флоры расположен у Королевского моста и соединен с тем крылом Лувра, которое проходит ближе к станциям метро, вдоль улицы Риволи. Фасад этого здания, построенного во времена Людовика XIV, украшен барельефами с изображением богини весны.
Павильон Флоры можно найти у Королевского моста
Что же касается павильона Марсан, он является окончанием второго крыла Лувра — того, что ближе к реке. Своим названием это здание обязано мадам де Марсан, гувернантке малолетнего принца Людовика XV. Внешне павильон выглядит почти так же, как и его собрат, поскольку эти две постройки и задумывались симметричным продолжением Лувра.
Павильон Марсан почти точная копия павильона Флоры и находится ближе к реке
Вместо центрального павильона Тюильри, который был разрушен, сегодня можно увидеть открытое пространство — небольшую площадь. С одной ее стороны возвышается Триумфальная арка Каррузель, а с другой находится стеклянная пирамида Лувра, скрывающая главный вход в музей, его подземный холл и кассы. Отсюда начинается историческая ось Парижа.
Путешествие по огромной территории садов Тюильри начинается с позолоченных ворот и небольшой площади
Сады Тюильри
Арка Каррузель открывает вход в роскошный сад, который был разбит еще при Людовике XIV. За время всех прошедших революций и войн он утратил ухоженный вид, но ближе к концу 20-го века был восстановлен и теперь представляет собой одно из самых красивых мест Парижа.
Встречает гостей величественная арка Каррузель, построенная еще при Наполеоне
Пусть сады Тюильри уступают в роскоши Версалю, но и здесь посетителей ждут фонтаны, два круглых пруда, копии античных статуй и аккуратные аллеи с подстриженными кустарниками, лужайками и цветниками. Всюду много скамеек для отдыха, есть продуктовые палатки и лотки с сувенирами, а в теплое время года работают аттракционы. Здесь любят проводить время сами парижане (нередко сидя прямо на траве), а туристы могут передохнуть от экскурсий и пообедать под открытым небом.
Сады Тюильри — вид сверху
Интересно: в День взятия Бастилии (он отмечается 14 июля) сады Тюильри превращаются в огромную площадку для народных гуляний.
В День взятия Бастилии на территории садов проходят народные гуляния и парады
Особую гордость Тюильри составляют его скульптуры. В парке можно найти точную копию «Поцелуя» Родена, бюст Шарля Перро со знаменитым Котом в сапогах, величественного мраморного Сфинкса (кстати, он родом из Севастополя). Не меньше внимания привлекают оригинальные бронзовые статуи Огюста Каэна, а также целая коллекция работ Аристида Майоля — каталонского художника и скульптора первой половины 20-го века.
Структура парка
Тюильри с высоты птичьего полета
Площадь парка сегодня составляет двадцать пять гектаров. Параметры сада: общая длина – 920 метров, ширина – 320 метров. По последнему проекту Тюильри разделен на три самостоятельные части или зоны.
The Grand Couvert – центральная часть парка, ландшафтно разделена на пять зон или аллей, которые украшены различными скульптурами и резными изваяниями из камня.
Центральная часть сада Тюильри
Terraces des Feuillants, или Лиственная аллея, примыкает к парку справа. Растительность аллеи представлена тутовыми деревьями, которые во Франции 17-18 веков активно использовали в качестве шелкопряда. «Аллея у воды» находится слева от центральной части сада, она вплотную прилегает к набережной реки Сены и к музею Оранжери, которая была сконструирована самим Клодом Моне.
Лиственная аллея Тюильри
В le jardin des Tuileries (или восточной части Тюильри) расположен сад Карусель – терраса, которая приподнята над основной поверхностью сада. Первоначально на месте парка находился королевский дворец, который в конце девятнадцатого века был уничтожен. На данный момент в саду высажены тисовые деревья, по бокам стоят скульптуры девушек из бронзы, выполненные Майолем.
le jardin des Tuileries
По периметру сада Тюильри высажены аллеи каштанов, которые в знойную летнюю пору создают тень, где могут отдохнуть жители и гости города. В этой части парка посетители смогут увидеть копии древнегреческих скульптур.
Всего в саду высажено 2 800 единиц деревьев, многие растения были привезены из-за границы. Украшением выступают скульптуры, некоторые из них являются копиями древнегреческих и древнеримских образцов искусства.
Если посетитель входит в Тюильри со стороны площади Согласия, на его пути попадутся скульптуры Юлия Цезаря, богини любви Венеры и Агриппины.
Сад Тюильри в сумерках
Отдельно стоит выделить статуи, которые непосредственно связаны с Францией:
• скульптура Пьера Вальдек-Руссо – известного французского политика, которая была установлена в саду в 1909 году;
Пьер Вальдек-Руссо
• скульптура Жюля Ферри – французского законодателя и политика, установлена на год позже, в 1910 году;
Скульптура Жюля Ферри в Тюильри
• скульптура Шарля Перро – великого писателя-сказочника Франции, установлена в 1908 году.
Композиция в честь Шарля Перро
Расположение всех аллей, клумб и водоемов подчинено строгой иерархии, все линии геометрически правильные.
Все лавки в парке являются мобильными, их можно переносить в любые удобные для посетителей места.
Сад Тюильри (le jardin des Tuileries)
Сад Тюильри (le jardin des Tuileries), простирающийся на километр от площади Согласия до Лувра, – образец регулярного парка, отличное место для воскресных прогулок парижан.
Центральная аллея парка обрамлена тенистыми каштанами и ухоженными лужайками, а концы аллеи венчают декоративные пруды, окруженные галереей скульптур из Версаля и Марли (ныне не существующего дворца, где Людовик XIV отдыхал от Версаля).
Однако большинство скульптур расположенных в саду Тюильри являются копиями, а оригиналы размещены в музее Лувра.
Отдыхая на одной из скамеек, разбросанных по всему парку, можно полюбоваться статуями, посмотреть на детей, пускающих кораблики на пруду, или понаблюдать за прогуливающейся публикой. Под сенью деревьев расположено также несколько кафе, где можно отдохнуть в солнечные дни, когда блеск солнца на гравии центральной аллеи начинает ослеплять глаза.
История сада Тюильри (le jardin des Tuileries) начинается в 70-х годах XVI века, когда по приказу Екатерины Медичи это место было освобождено от средневековых мастерских по изготовлению черепицы (тюильри) для строительства дворца и окружающих лужаек.
Вокруг построенного дворца Тюильри (так он стал называться) были устроены регулярные сады огородных культур, лабиринт и расположенные в шахматном порядке цветочные клумбы. Сегодняшний сад Тюильри (le jardin des Tuileries) возник благодаря проекту известного ландшафтного архитектора Ленотра, которому Людовик XIV поручил перепланировку парка с большим размахом.
С помощью методов, которые уже были опробованы при устройстве Версальского парка, Ленотр использовал возможность еще более полно выразить свое пристрастие к симметричным прямым аллеям, регулярным клумбам и великолепным открывающимся перспективам. В XVIII столетии сад Тюильри стал местом, где собиралась и прогуливалась модно одетая публика. Именно здесь в 1783 году братья Жозеф и Этьен Монгольфьер осуществили успешный запуск своего первого воздушного шара, наполненного горячим воздухом.
Первая существенная перепланировка парка была осуществлена после Французской революции, а уже в XIX веке мало что было добавлено к растениям сада Тюильри, который в то время уже был засажен в основном каштанами. К сожалению, многие из старых деревьев погибли во время бушующего урагана в декабре 1999 году. Сейчас самыми многолетними деревьями сада являются столетние каштаны, растущие вокруг двух центральных овальных прудов.
В восточной части сада Тюильри (le jardin des Tuileries), прямо перед дворцом Лувра, находится сад Карузель – приподнятая терраса, где когда-то стоял дворец Тюильри, сожженный дотла революционерами-коммунарами в 1871 году. Сейчас сад засажен живой изгородью из подрезанных тисовых деревьев. Между ними размещены своеобразные работы из бронзы Майоля, изображающие обнаженных пышногрудых красавиц.
Строительство и реконструкции Большого дворца
Было всего 3 года, чтобы столь масштабный проект по возведению культурного и выставочного центра обрел жизнь. На стройке работало около 1,5 тыс. рабочих, а затем 40 умельцев оформляло Большой дворец в Париже, создавая фасадную скульптуру и цветастые фризы в виде мозаики, элементов керамики, больших полотен и орнаментов.
Большой Гран-Пале в Париже
Поскольку ни одна стройка не проходит гладко, не раз возникали проблемы. В процессе оказалось, что конструкция, сотканная из камня, мрамора, стали, щебня и стекла, слишком массивная, и чтобы избежать в дальнейшем проседания почвы, ее пришлось укрепить 3 400 дубовыми сваями.
Кроме того не обошлось и без недовольств со стороны рабочих, жалующихся на условия труда и сжатые сроки – дабы уложиться во временные рамки сдачи проекта, иногда приходилось работать сверхурочно без достойной компенсации. Все это приводило к забастовкам и стычкам, что тоже замедляло процесс.
Несмотря на все преграды, завершить строительство удалось вовремя, и уже к 15 апреля 1900 г. Большой дворец принимал первых посетителей. В 1925 г. тут проходит Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств. В последующие годы кто тут только не селился: парковка для автомобилей, студенческая харчевня, а созданное отделение полиции существует и поныне.
Здание приходилось несколько раз ремонтировать. В начале 40-х годов спад грунтовых вод Парижа послужил причиной для укрепления всей конструкции.
В военный период в этих стенах функционировал госпиталь, а во время оккупации фашисты проводили тут собственные пропагандистские вернисажи. Затем здание стало штабом движения Сопротивления, а в 1944 г. в момент празднования освобождения столицы от оккупантов начался пожар, повредив крышу, частично уничтожив и деформировав металлические конструкции и колонны нефа.
После очередного ремонта продолжительное время залы Гран Пале были открыты для посещений, пока в 1993 г. при прохождении экспозиции «Дизайн – зеркало столетия» одно из потолочных элементов не потеряло заклепку. Стало ясно, что настал час снова заняться реконструкцией, и неф закрывают.
На его восстановление бюджет смогли выделить только в 2000 году, когда дворец получил статус памятника архитектуры, и государственная казна решила раскошелиться. Начатые работы длились до 2005 года, и за пятилетку заново укрепили фундамент, стеклянную крышу, металлический каркас, а также квадригу авторства Жоржа Ресипона.
Дворец Гран-Пале в Париже
Казалось, бы – «перышки почищены», и Grand Palais снова может несколько лет отдыхать от перестроечной деятельности. Но нет, после наведения марафета внутри решили «припудрить» и фасад, занявшись его реставрацией. К слову говоря, сегодня ситуация не изменилась, и городские власти все время что-то улучшают и переделывают.
Поскольку Большой дворец ежегодно принимает около 2 млн. посетителей и проходит примерно 40 различных церемоний, возникла необходимость в расширении территории и улучшении функциональной структуры сооружения. Теперь обновленная ротонда Александра III стала еще изысканней, и из нее открыт проход в ресторан «Мини-Пале», кинотеатр МК2 и в неф. Ротонда Королевы превратилась в роскошное фойе, где принимают важных гостей.
Преображенный юго-восточный пассаж площадью 700 кв. м, крытый уходящим ввысь на 11 м прозрачным потолком, открылся в 2011 г., и это чудное местечко для летних мероприятий никогда не пустует. Первой организованной тут выставкой была «История видеоигр», а годом позже открылся Почетный салон, где часто выступает труппа театра «Камеди Франсэз».
Сегодня площадь дворца – 72 тыс. кв. м с нефом в 13,5 кв. м, куда беспрепятственно проникает дневной свет сквозь прозрачный купол, равных которому нет во всей Европе. Цифра – 6 000 тонн стали, которой на него ушло (это больше, чем потребовалось на возведение Эйфелевой башни), поможет представить грандиозность кровли, а еще 200 тыс. тонн камней и 60 тонн изумрудной краски.
Поскольку работы по расширению и преобразованию пространства продолжаются, посетителей ждет еще немало удивительных экспозиций и постановок.
Примечания и ссылки
- .
- .
- ↑ и Феликс и Луи Лазар, Административный и исторический словарь улиц Парижа и его памятников , издание 1844 г., стр. 645-649 .
- Пьер Лаведан , История градостроительства в Париже , Paris, Hachette , колл. «Новая история Парижа»,1993 г., 740 с. ( ISBN 978-2-85962-012-7 ) , стр. 292.
- Феликс и Луи Лазар, op. соч. , стр. 591-592 .
- Матье Flonneau, «Сто двадцать лет автомобилизма», L’Histoire п о 452, октябрь 2018, стр. 78-84 .
- [bpt6k4605797h / f6.item читать онлайн] на Галлике
- .
- Ярмарка
- ↑ и Эммануэль Эран, «Тюильри, сад, населенный статуями», Grande Galerie. Le Journal Лувр , был 2018, п о 44, стр. 74-83 .
- В 2018 году это отливка из восстановленного камня подошла к концу.
- .
- .
Дворец Тюильри
Тюильрийский дворец (Tuileries) наряду с Лувром входит в единый дворцово-парковый комплекс. Начиная с правления Людовика XVI, это была основная резиденция французских монархов. Во времена Французской революции здесь происходили важнейшие события. Людовик XVII с Марией-Антуанеттой, покинув Версаль во время беспорядков, находились именно в Тюильри. После штурма дворца королевская чета была арестована и впоследствии казнена. Долгое время во дворце находились различные органы управления коммунаров, только Наполеон Бонапарт вернул ему привилегированный статус.
Спустя 50 лет после его правления дворец Тюильри в Париж был сожжен во время перестрелки и очередного восстания и незначительно восстановлен. Если посмотреть на старый план дворцового комплекса, то архитектурный ансамбль Тюильри замыкает двор Лувра с западной стороны.
Согласно проекту он состоял из:
- основного павильона
- и двух флигелей – павильонов Флоры и Марсан.
Перед входом возвышалась арка Каррузель в честь побед Наполеона. После сноса сожженного дворца Лувр оказался открытым, это и было как бы началом новой истории Франции.
Именно территория дворца дополнила парк, из всего великолепного комплекса сохранились только флигели – павильоны Флоры и Марсана, которые присоединены к комплексу Лувра. На павильоне Флоры можно лицезреть борельеф Триумф Флоры руки Карпо. А павильон Марсан назван в честь воспитательницы внуков Людовика XV. C 2003 года поднимается вопрос о восстановлении дворцового комплекса, прежде всего, в связи с необходимостью расширения выставочных экспозиций Лувра.
История
Появлением дворца Тюильри парижане обязаны одной из самых харизматичных женщин в истории французской монархии — Екатерине Медичи. В 1564 году она задумала построить замок рядом с Лувром, который был в то время королевской резиденцией. Считается, что Медичи руководствовалась сразу двумя мотивами: с одной стороны, она хотела жить поближе к сыновьям, а с другой — иметь больше возможностей для контроля и захвата власти.
Портрет Екатерины Медичи, королевы Франции
Проект был поручен уже известному в то время архитектору Филиберу Делорму. Есть версия, что еще тогда появилась идея соединить Тюильри с Лувром, но при жизни Екатерины она так и не была реализована. Это случилось позже, когда с каждым новым правителем замок перестраивался и дополнялся.
Дворец Тюильри, гравюра неизвестно художника
Во времена Людовика XIV в Тюильри появился прекрасный парк, которым занимался Андре Ленотр — королевский садовник и ландшафтный дизайнер Версаля. Несмотря на то, что Людовик XIV был больше увлечен строительством Версальского дворца, некоторое время он с придворными жил в этом замке, а позже поселил в нем своего преемника, пятилетнего Людовика XV.
Дворец Тюильри всегда отличался прекрасным ландшафтным дизайном. Эта традиция поддерживается французами до сих пор
В конце 18-го века незадолго до Французской революции в Тюильри скрывались от народных волнений Людовик XVI и печально известная Мария-Антуанетта. Отсюда они пытались совершить побег, но потерпели неудачу и были казнены. В 1792 году революционеры захватили королевскую резиденцию, и на какое-то время она стала правительственным зданием Первой республики.
На территории сада Тюильри неоднократно проходили съемки кино о событиях французской революции
Следующая историческая веха в жизни Тюильри связана с Наполеоном Бонапартом. Императору настолько понравился дворцовый комплекс, что он решил поселиться в нем и затеял масштабную стройку. В это время было построено северное крыло, интерьеры в стиле эпохи Ренессанса приобрели черты ампира, а перед входом появилась знаменитая Триумфальная арка Каррузель.
Картина Эдуарда Мане, «Музыка в Тюильри», 1862 год
Увы, уже спустя несколько лет Тюильри подвергся серьезным испытаниям — в ходе восстаний 1830 и 1848 годов парижане брали его штурмом, разрушая прекрасные фасады. Правда, при Наполеоне III он был отстроен и еще несколько лет служил домом для императорской семьи. Но в 1871 году после Сентябрьской революции и низложения императора замковый комплекс окончательно погиб. Коммунары подожгли его, и после двухдневного пожара от здания мало что осталось.
В конце 18 века в зданиях дворца случился пожар и практически все было разрушено
Спустя 12 лет руины Тюильри разобрали, сейчас на их месте одноименный парк. Однако до недавнего времени французы всерьез рассматривали идею восстановления главного замка, хотя на это так и не было найдено достаточно средств.
После пожара остатки дворца еще какое-то время представляли из себя обоженные руины, и сейчас ведутся переговоры о возможном его восстановлении
Работы по перестройке
Столетие спустя Бэй Юймин, хорошо осведомленный о драматических событиях прошлого, возглавил работы по продлению «главной оси» далеко за ее пределы, вплоть до огромной квадратной арки в архитектурном гетто, где находится большая часто городских высоток. На тот момент площадь у Лувра служила парковкой для Министерства финансов. Бэй принял решение создать стеклянный купол для привлечения в музей посетителей. А место, где стоял Тюильри, стало конечным пунктом его работы. Это было совершенно необходимо для создания симметрии.
Юймина беспокоило, не ждет ли его та же участь, что и в свое время Бернини — вдруг его грандиозный проект, полный садов и скульптур, будет отклонен. Да и французские критики быстр осудили идею со стеклянной пирамидой. Тем не менее, проект был воплощен в жизнь.
Что посмотреть в пригородах Парижа
Пригороды французской столицы не менее интересны и привлекательны, чем достопримечательности центра Парижа.
Фонтенбло
Дворец Фонтенбло / фото Сергея Махлова
Коммуна Фонтенбло находится в 55 км от Парижа.
Главная ее достопримечательность — дворец Фонтенбло — резиденция французских королей с XII века.
Лес Фонтенбло всегда был монаршими охотничьими угодьями.
Первый дворец появился здесь при Людовике VII. Нынешний дворец выстроен в XVI веке при Франциске I. Это первая в Европе резиденция без оборонительных функций.
Для оформления интерьеров дворца были приглашены художники, представлявшие итальянский маньеризм. Возникла целая школа Фонтенбло. Прекрасные залы, дворы, галереи и сады расскажут о загородной жизни французских королей.
Подробнее про Фонтенбло читайте здесь
Версаль
Роскошь и блеск Версаля
Огромный дворцово-парковый ансамбль, возникший по воле Людовика XIV, давно и прочно стал символом эпохи Короля-Солнце.
Людовик задумал Версаль как самую роскошную и величественную королевскую резиденцию на свете. Таким он и стал. Строительство шло на заболоченных почвах в течение десятилетий, но невероятный труд архитекторов, строителей, художников, скульпторов, ландшафтных дизайнеров создал шедевр дворцово-парковой архитектуры.
Залы дворца, отдельно стоящие строения, парк с невероятной серией фонтанов заслуживают отдельной статьи. Туристу же не хватит дня для знакомства с этим прекрасным ансамблем.
Дворец Во-ле-Виконт
Этот дворец, расположенный в 55 км от Парижа, построен главным финансистом двора Короля-Солнце Николя Фуке.
Фуке собрал трио замечательных творцов: архитектора Л. Лево, ландшафтного архитектора А. Ленотра и художника по интерьерам Ш. Лебрена.
Хозяину не пришлось долго жить в отстроенном дворце. Почти сразу после новоселья он был обвинен в растратах и других преступлениях, за что угодил в тюрьму, где и умер. Троица созателей дворца перешла под начало короля на строительство Версаля.
Дворец в разные годы менял хозяев, пережил период запустения и разграбления, но сейчас восстановлен и может восхищать гостей.
Замок Монте-Кристо
Шато Монте-Кристо вовсе не исторический замок. Это усадьба, построенная Александром Дюма в департаменте Ивелин.
Здание выстроено на деньги, полученные от публикации романа «Граф Монте-Кристо».
Замок в 3 этажа из золотистого песчаника выстроен в стиле ренессанс.
Из интересных помещений интерьера — мавританская гостиная в восточном стиле.
Рядом с замком находится псевдоготическая постройка, названная писателем «замком Иф». Она предназначалась для работы. Внешняя кладка этого «замка» украшена названиями произведений писателя.
Замок Сен-Клу
Дворец Сен-Клу до наших дней не сохранился. Его жизнь началась в XVI в. при Екатерине Медичи, а завершилась пожаром от пушечной стрельбы в дни франко-прусской войны.
От роскошного дворца остались несколько надворных построек, прекрасные парки с фонтанами, каскадом и скульптурной декорацией. Парки, созданные Ленотром, включают в себя французский и английский парки, а также розарий Марии-Антуанетты.
Бенедиктинское аббатство Сен-Дени
Аббатство Сен-Дени основано на месте, куда, по легенде, пришел со своей отрубленной головой в руках Святой Дионисий.
Расцвета своего аббатство достигло в XII в., тогда была построена первая готическая церковь, повлиявшая на развитие готического стиля во Франции.
В XIII в. Людовик Святой приказал перенести в церковь прах своих предшественников и упокоить их там. С той поры аббатство Сен-Дени стало королевским некрополем. Под каменными надгробиями лежат 25 королей, 10 королев, 84 принца и принцессы.
Библиография
- Анн Аллиман-Вердийон и Александр Гади , «Сад Тюильри» Андре Ленотра. Шедевр для Короля-Солнца , Somogy, 2013, 142 с. ( ISBN 978-2757206324 ) , ил.
- Антуан Булан, Тюильри, замок королей, дворец революций , Талландье, 2016, 336 с. ( ISBN 979-10-210-1878-5 )
- Женевьева Бреск-Ботье , Дени Каге и Эммануэль Жакен, Jardins du Carrousel et des Tuileries , Париж, Заседание национальных музеев, Национальный фонд исторических памятников и мест, 1996, 163 стр. ( ISBN 2-7118-3391-7 и 2-85822-165-0 ) .
- Гийом Фонкенель, Дворец Тюильри , совместное издание Оноре Клер / Город архитектуры и наследия, 2010, 223 стр. ( ISBN 978-2918371045 ) .
- Эммануэль Жакен , «Тюильри де Катрин де Медичи» , в Мари-Ноэль Бодуэн-Матушек (реж.), Париж и Катрин де Медичис , Париж, Делегация художественной деятельности города Парижа,1989 г., 190 с. , 29 см ( ISBN 2-905118-16-4 ) , стр. 87-105.
- Г. Ленотр , Тюильри: великолепие и злые чары исчезнувшего дворца , Париж, Фирмен-Дидо , колл. «Париж моя деревня»,1933 г., 316 с. ( читайте в Wikisource ).
Из истории центрального сада Парижа
Екатерина Медичи, королева Франции, вдова Генриха II из династии Валуа, пожелала, чтобы рядом с Лувром была построена отдельная резиденция. Тем самым она хотела быть поближе к своим сыновьям. Так в 1564 году началось строительство дворца Тюильри. Его название происходит от французского tuile (черепица), поскольку в Средневековье на этом месте добывали глину, из которой потом в специальных печах делали черепицу. Когда строился загородный Версаль, король Франции Людовик XIV местом пребывания двора избрал именно Тюильри. Жаль, что в первозданном виде дворец не сохранился, если не считать два павильона – Флоры и Марсан: его уничтожили во времена Великой Французской революции.
Но зато сохранился до наших дней одноименный сад, который примыкал к новой резиденции королевы. Его начали разбивать по ее приказу в том же году, когда начали возводить дворец. Учитывая происхождение Медичи, сад получился в итальянском стиле – 6 аллей по длине и 8 аллей по ширине (автор проекта – Бернар Палисси). Клумбы располагались в шахматном порядке. В саду также росли огородные культуры, и даже имелся свой лабиринт. Спустя столетие сад ожидало второе рождение: Жан-Батист Кольбер, де-факто глава кабинета министров при короле Людовике XIV, приказал перепланировать Тюильри. Это было поручено ландшафтному архитектору Андре Ленотру, начавший работы с большим размахом.
Мсье Ленотр слыл большим любителем прямых аллей, что в полной мере отразилось в обновленном облике Тюильри. Появились партерные клумбы, украшенные орнаментом, которые дополнили два бассейна. По проекту архитектора сад условно можно было поделить на три части, а именно: «большое каре» с орнаментом, восьмиугольный бассейн и так называемый лесной участок. Утопающая в зелени улица Елисейские поля стала продолжением центрального столичного парка. С Тюильри ее объединила площадь Людовика XIV (ныне – Согласия), появившаяся в середине XVIII столетия. Задумка Андре Ленотра была в том, чтобы размыть границы сада и включить его окрестности в общую панораму. И у него это получилось!
Музеи Парижа
Париж полон музеями, как древняя шкатулка драгоценностями. Я выбрал 4 музея, которые особенно заслуживают внимания.
Дом Инвалидов и могила Наполеона
Крипта с саркофагом Наполеона в Доме Инвалидов / фото Сергея Махлова
Дом инвалидов — первая на территории Европы богадельня, приют для ветеранов и инвалидов войны.
Большущий комплекс, возникший по приказу Людовика XIV, построили достаточно быстро — с 1671 по 1677 год. Церковь при Доме инвалидов строили гораздо дольше — почти 30 лет.
Уже в 1710 г. в Доме проживало около 1500 ветеранов. Жизнь их была подчинена церковному и военному регламентам. Они работали в сапожных, гобеленных мастерских и в цехах по раскрашиванию гравюр.
В церкви Дома инвалидов Наполеон вручал первые ордена Почетного легиона.
Со временем Дом инвалидов стал выполнять функции музея. Из Лувра сюда перенесли макеты городов и крепостей, позже открыли музеи оружия и истории армии, которые впоследствии объединились в Музей армии.
Парижский Дом инвалидов — прекрасный архитектурный памятник. Просторная площадь — эспланада Инвалидов — засажена рядами деревьев и открывает фасад с высоким куполом и колоннами.
Дом инвалидов и сегодня выполняет функции дома призрения: здесь проживают 150 ветеранов боевых действий.
Гостям Парижа интересны музеи Дома инвалидов и некрополь. Прежде всего — могила Наполеона.
Крипта с саркофагом Наполеона находится под куполом собора Дома инвалидов. В некрополе захоронены другие французские военачальники и сын Наполеона.
Кстати, саркофаг наполеона изготовлен из шокшинского кварцита, добытого в Карелии в окрестностях Онежского озера.
Музеи Дома инвалидов:
- Музей планов и рельефов,
- Музей армии,
- Музей ордена Освобождения,
- Музей современной истории.
Музей Орсе
Музей Орсе занимает здание бывшего железнодорожного вокзала
Это третий по популярности музей в Париже. В его залах представлены произведения европейского искусства, созданные в период между 1850 и 1910 гг.
Музей Орсе — нечто вроде связующего звена между музеями Лувра и экспозициями современного искусства в Центре Помпиду.
Если вы ценитель живописи импрессионистов и искусства в стиле ар-нуво, то вам сюда. Если вам интересна история фотографии и кино, вам тоже сюда.
Основная экспозиция музея Орсе меняется каждые 2-3 года. Кроме того, в музее проводится большое количество временных выставок, проходят спектакли и концерты. Каждый год музей принимает в своих стенах фестиваль, посвященный кино.
Центр Жоржа Помпиду
Внешний вид Центра Помпиду
Центр Помпиду — это огромный культурный центр, созданный для поддержки и изучения современного искусства во всех его видах и направлениях.
Идея создания центра пришла в голову президента Франции Ж. Помпиду в 1977 г. Объявили конкурс на лучший проект здания для Центра, который выиграла команда архитекторов — англичанина Р. Роджерса и двух итальянцев — Р. Пьяно и Д. Франчини.
Их проект представил здание Центра, как огромный стеклянный параллелепипед, все коммуникации и технические конструкции которого выведены из здания наружу. Сделано это для освобождения внутри большего пространства для экспозиций и выставок.
Каждая коммуникация имеет свой цвет: арматурные соединения белые, электропроводка — желтая, водопровод — зеленого цвета, лифтовое хозяйство и эскалаторы окрашены красным.
В Центр Помпиду входят: Музей современного искусства, библиотека, Институт исследования и координации акустики и музыки, кинозалы, концертные и выставочные площадки.
Галерея Лафайет
Галери Лафайет
Галерею Лафайет нельзя отнести к музеям. Это торговый центр.
Но не всякий торговый центр становится достопримечательностью столицы государства, к тому же, исторической достопримечательностью. В последнее десятилетие XIX в. братья Кан открыли в Париже галантерейный бутик, который за несколько лет вырос в большой универсальный магазин, а потом и в торговый центр, разместившийся в роскошном здании в центре Парижа.
Нынешняя Галерея Лафайет — это целая сеть торговых центров по всему миру.
Парижская же Галерея — ваша возможность попасть в сказку.
Вы отыщете здесь товар на любой вкус, ваши самые тайные желания будут угаданы. Галерея способна удовлетворить запросы любого клиента: здесь имеются кафе и рестораны от «Макдональдса» до самой изысканной кухни.
Особенной сказочности атмосфера в Галерее Лафайет достигает в начале декабря, в самый разгар подготовки к Рождеству, когда в главном зале устанавливают огромную наряженную ель.