Дворец топкапы

Сокровища Топкапы

Сокровища османских султанов, добытых во время военных походов, хранились в здании нынешней Оружейной палаты. При дворе существовало две казны – государственная и императорская. Султан очень редко выделял из своей казны средства на нужды государства и более того, она постоянно пополнялась разными способами.

Özgür Güvenç — stock.adobe.com

Открытие и закрытие султанской сокровищницы было подчинено специальной процедуры, в которой участвовало не менее 40 человек. Некоторые самые дорогие и оригинальные экспонаты выставлены сейчас на обозрение посетителей:

  • Трон шаха Ирана Исмаила, привезенный султаном Селимом Первым после военного похода (трон сделан из золота и украшен жемчугом, изумрудами и рубинами);
  • Здесь же хранится трон Селима III, выполненный из дерева сандала и украшенный золотом и перламутром;
  • Кольчуга и меч Мурада I;
  • Под стеклом выставлены дорогая посуда, золотые подсвечники, украшения для султанских тюрбанов;
  • Уникальным экспонатом считается подарок Николая II – ваза из нефрита в форме корабля;
  • Позолоченная люлька принцев-шехзаде;
  • Известный алмаз весом 85 карат, обрамленный 50 мелкими бриллиантами;
  • Два подсвечника, весом около 50 кг каждый и украшенный 6666 бриллиантами.

Палата для хранения священных реликвий считается одной из самых богато украшенных помещения во дворце. Большая часть хранящихся тут предметов была завезена Селимом I, после его победного возвращения из Египта. Самой уникальной и дорогой для мусульман реликвией времени считалось «Знамя Пророка». Говорят, что во время священной войны Пророк выступал с черным и белым знаменами. Черное знамя выставляли в самое трудное время для Османской империи.

К знамени было приставлено 200 человек охраны, и все воины обязаны были защищать святыню. Знамя хранится в сорока чехлах, его длина равна 3,8 метров. В наши дни знамя расположилось в зале благородной одежды, там же хранится отпечаток священной ноги борода Пророка.

В сокровищнице дворца также хранятся некоторые христианские реликвии, которые были доставлены их разных церквей города: кастрюля Авраама, правая рука Иоанна Крестителя в золоте и т.д.

Коротко о музее

Музей или, как его еще называют — дворцовый корпус, расположен на мысе Сарайбурну. Здесь Босфор и Золотой Рог впадают в Мраморное море. История строительства особняка достаточно проста.

После завоевания Константинополя султан Мехмед построил новый дворец, где заседали все видные деятели Османской империи. Спустя 400 лет в 1854 году Сулейман переехал в новое строение, дворец стал музейным домом.

Всего в Топкапах 4 двора. Первый считается общей территорией, три остальные составляют музейные границы. Сюда попасть можно двумя способами:

  • зайти через Главные ворота или Ворота Повелителя, расположенные возле Собора Святой Софии;
  • через парк нужно пройти до Археологического музея от трамвайных путей.

Важно! Перед входом в Главные ворота есть касса, где продаются билеты. Стоимость посещения музея составляет 30 лир*

Здесь всегда очередь, причем очень длинная. Лучше приобрести входной билет с помощью автомата. Для этого нужно всего лишь нажать несколько кнопок. Тогда не придется долго стоять

Стоимость посещения музея составляет 30 лир*. Здесь всегда очередь, причем очень длинная. Лучше приобрести входной билет с помощью автомата. Для этого нужно всего лишь нажать несколько кнопок. Тогда не придется долго стоять.

Для обладателей музейной карты, которую можно приобрести по приезду в Стамбул, проход бесплатный.

Дополнительная информация! Перед входом во Дворец стоит его макет. Так можно представить себе в общих чертах, что сейчас предстоит посетить.

Здесь можно заметить 6 дорожек, уходящих в разных направлениях. Три дороги слева ведут к дивану, гарему и конюшням. Пойти направо, значит попасть в дворцовую кухню, прямо – в следующие ворота, которые ведут в третий двор.

Что касается гарема, то о нем речь пойдет ниже. Можно только упомянуть, что это музей в музее. Поэтому придется купить дополнительный билет. Диван – это кабинет министров, где заседают визирь и послы с разных стран.

Диван

Уникальность дивана в том, что здесь есть маленькое окно, которое закрыто решеткой. Расположено оно прямо под потолком. Благодаря ему султан мог слышать разговоры министров, не выходя к ним. В комнате размещены диваны, на которых возлежали заседающие.

Рядом можно заметить высокую башню, ознаменованную тем, что возле нее проходила церемония инаугурации нового правителя империи. Далее идут Ворота счастья, ведущие в третий двор.

Кухни, у которых огромные трубы в виде куполов, привлекают внимание. Здесь ранее кипела жизнь

Тут выставлены котлы, сковороды, чашки, тарелки, ложки, используемые при приготовлении пищи султану и его гарему.

Вся жизнь Сулеймана протекала в третьем и четвертом дворах.

Важно! В третьем дворе выставлены экспонаты дворца и портреты султанов. Сокровища Топкапы расположены в третьем дворе

Среди них можно увидеть большой изумруд, который весит три килограмма. Справа от сокровищницы есть выход на балкон, откуда открывается великолепие города. Если идти прямо, то взору открываются экспонаты церковной утвари

Сокровища Топкапы расположены в третьем дворе. Среди них можно увидеть большой изумруд, который весит три килограмма. Справа от сокровищницы есть выход на балкон, откуда открывается великолепие города. Если идти прямо, то взору открываются экспонаты церковной утвари.

Дополнительная информация! В центре третьего двора есть фонтан и удивительное дерево.

В четвертом дворе павильоны строились по важным случаям. Например, здесь есть комната для обрезания мальчиков.

Важно! В любом помещении можно фотографировать и снимать видео

Описание дворца

На мысе, омываемым Мраморным морем, находится легендарное сооружение. План дворца Топкапы в Стамбуле выглядит, как неправильный прямоугольник, поделенный на 4 части. Особенно выделяется гарем.

Все постройки обнесены внешними и внутренними стенами. Посетители музея могут увидеть далеко не все, но основные помещения и территории им доступны:

  1. Первый двор. Туристы начинают свое путешествие по территории дворца с главных ворот, за которыми следует первый двор. Здесь располагается древняя церковь святой Ирины, фонтан и монетный двор.
  2. Второй двор. За воротами Приветствия находится дворец и покои повелителя.
  3. Третий двор. За воротами Счастья расположен гарем, библиотека, зал для приема важных гостей, а также школа чиновников. Это внутренняя часть Топкапы, она закрыта для посетителей. В покои султана можно было войти только по его позволению.
  4. Четвертый двор. Пройдя в следующие ворота, можно попасть в сад султана, в котором он проводил очень много времени. Это его личное пространство, он любил бывать здесь наедине с самим собой. На этой же территории стояла старая мечеть Софа и комната, в которой проходил обряд обрезания. Тут же располагается сад Тулип и Мраморная Терраса.

На территории последнего двора Топкапы был подземный ход, по которому правитель, а также его наложницы и приближенные люди могли сесть на корабль и уплыть в нужном направлении. Но необходимости в этом за всю историю империи не возникло ни разу. Никто не смел штурмовать Топкапы в Стамбуле. Покои Хюррем поражают своим величием и красотой. Помещения были настолько огромными, что в них, кажется, можно заблудиться.

Самым высоким строением резиденции была башня Адалет, которая располагалась над зданием дивана. Здесь собирались сановники империи и обсуждали важные государственные дела. Сооружение просматривается со всех сторон, оно выполняло функцию смотровой площадки, с которой было видно, не проник ли на территорию дворца посторонний.

В помещении дивана повелитель принимал важных гостей. Это делал и визирь, в этом случае султан находился в соседней комнате и мог слушать беседу сквозь решетчатое окно. Великого визиря султана Сулеймана звали Ибрагим. Он был очень близок повелителю, но все время враждовал с его султаншей Хюррем.

Большую площадь во дворце занимали кухни. В этих помещениях готовилась еда для всех людей, обитающих во дворце, а их было очень много. Именно поэтому на кухне работало огромное количество прислуги. Это здание выделяется среди других большим количеством труб на крыше. Сейчас в кухнях выставлена оригинальная фарфоровая посуда. В коллекции есть экспонаты VII века. Она собиралась несколько столетий и насчитывает более 12 тысяч предметов.

Гарем дворца Топкапы

После постройки дворца Топкапы, гарем все еще оставался в Изразцовом павильоне, но после восшествия на престол Сулеймана I, любимая рабыня, а после официальная жена султана Хюррем уговорила султана перенести гарем поближе к султанскому дворцу, чтобы не расставаться с любимым. Вообще, гарем переживал четыре этапа перестройки и самый интенсивный происходил именно в период правления Сулеймана I.

Svetlana Nikolaeva — stock.adobe.com

Гарем состоит из 400 комнат, около 40 туалетов, десяти бань, больницы, мечетей и служебных помещений. Основными помещениями гарема являются:

  • Зал фонтанов – считался основным входом в Гарем, его стены украшены голубой плиткой, через эту часть проходили султаны, отправляясь на войну или тайно отправляясь в город;
  • Слева от Зала фонтанов находится мечеть для евнухов, которая горела в 1665 году и была выстроена заново;
  • Мощеный двор Черных евнухов, основной задачей которых было охранять женскую половину гарема, обучать юных шехзаде;
  • Двор Валиде султан (матери султана) считается самым большим двором гарема;
  • Апартаменты жен-фавориток (рабыни, которые родили султану ребенка) были построены в то же время, что и апартаменты Валиде султан;
  • Покои Валиде-султан – самые роскошные покои гарема выполнены в стиле рококо, включающие баню, туалет, прачечную и помещения для прислуги;

Отдельного внимания заслуживает коридор, называемый «Золотым путем», соединяющий гарем и покои султана. По этому пути в определённые дни султан принимал понравившуюся ему рабыню.

Francesco Bonino — stock.adobe.com

История создания

Наименование Топкапы дословно можно перевести, как «Пушечные ворота». Такой выбор сделан не просто так. Во времена строительства дворца в Стамбуле был обычай – производить выстрел из пушки каждый раз, когда султан посещает или покидает строение. Дворец Топкапы в Стамбуле имеет и неофициальные названия. Наиболее популярное среди них – «дворец слез».

Изначально на месте, где решили строить Топкапы, располагался гарем. Также там была церковь Святой Ирины, которая позднее оказалась внутри резиденции. Сам процесс создания дворца в Стамбуле состоял из нескольких периодов:

  • XV век – строительство рабочей резиденции для Мехмеда;
  • XVI век – перенос на территорию гарема султана;
  • XIX век – Абдул-Меджит меняет дворец на другой вариант;
  • XX век – в Топкапы открывается музей.

Наибольшую популярность и историческую значимость строению в Стамбуле принесла история о жене Сулеймана Хюррем. Благодаря художественным и документальным произведением, большинство знает её, как Роксолану. Именно она была инициатором переноса гарема ко дворцу султана.

Хюррем в султанатском дворце

Сулейман Великолепный и его жена Хюррем сыграли важнейшие события в истории резиденции. Жена правителя Хюррем или Роксолана, настояла на перенос гарема максимально близко к правительским покоям.

Одна из немногих исторических личностей дворца – наложница султана Сулейнама, которая в последствии стала его законной женой. История возникновения девушки во дворце не совсем известна, но говорят, что когда-то она попала в плен. Захвали девушку в украинской деревне, после чего подарили султану.

Анастасия Лисовская – это и есть та самая наложница, в будущем жена султана. Когда она попала на Запад, её стали называть Роксоланой, а уже во время пребывания в гареме она стала Хюррем, что означает весёлая духом. Девушка была эрудированной, смышлёной и очень привлекательной, что являлось главными качествами для приглашения в султанские покои. Благодаря своим качествам, Хюррем смогла расположить к себе правителя во время борьбы с Махидевран, которая была главной женой Сулеймана Великолепного.

Гарем характеризуется жестокой иерархией, которой каждая из девушек должна повиноваться. Девушки одалиски рисковали никогда не получить титул наложницы. Выше одалисок были гёзде – девушки, которые навещали султана в его покоях несколько раз. Из гёзде выбиралось от 10 до 15 девушек, с которыми султан периодически удовлетворял свои потребности и имели они статус икбал. Когда одна из фавориток рожала мальчика, она автоматически завоёвывала звание главной из фавориток.

Хюррем отважно прошла все ступени на пути по завоеванию сердца правителя. Милая Роксолана так сильно запала в сердце султана, что тот выслал Махидерван из гарема в провинцию

Позже девушка стала хасеки – титул, означающий особую роль его обладателя, для султана, обладатель хасеки важнее чем родные братья и сёстры. Самый ошеломляющим поступком султана стала женитьба. Султан несмотря на императорские традиции официально позвал Хюррем в жёны, после чего существование гарема не имело никакого смысла.

Перед смертью Роксолана стала для султана кем-то большим, чем просто жена и мать его детей. Султан обращался только к ней за советами, а во время похода лишь она отправляла ему послания. Когда мужа не было в резиденции, султан доверял Хюррем приём и переговоры с послами.

Таким образом простая наложница стала женой и родила султану нескольких сыновей, а один из них – Селим второй, стал наследником отца. Девушка умерла не естественной смертью, она была отравлена, скорее всего кем-то из придворных. Её покои пользуются большим спросом у туристов, прибывших на экскурсию в музей.

Интересные факты

  • Жена Сулеймана I Великолепного — важнейшая персона в истории дворца, которая настояла на переносе гарема в Топкапы. По легенде, девушку из украинского села взяли в плен крымские татары, затем её продали в рабство и подарили будущему султану в качестве наложницы. Анастасия Лисовская, на Западе прозванная Роксоланой, в гареме получила имя Хюррем, что значит «весёлая». Сулейман влюбился в Хюррем, она отодвинула на второй план главную жену султана и вопреки турецким традициям получила официальный статус жены. Впоследствии стала фактически основным советником Сулеймана.
  • Каждые три месяца во втором дворе проходила церемония распределения жалованья — Победное заседание. Солдаты становились стройными рядами и получали щедрые порции еды и зарплату. Обычно церемонию совмещали с приёмом иностранных послов, чтобы показать им богатство Османской империи.
  • На заседаниях дивана султан не присутствовал, но следил за ними из комнаты в Башне правосудия. Когда он не соглашался с решением визирей, закрывал окно, и собрание прерывалось. После этого министры должны были продолжать обсуждение вопроса с правителем в Тронном зале.
  • Дворцовые служащие zülüflü выполняли самые разные обязанности, от уборки в гареме до ведения конфиденциальных переписок султана. Zülüflü в переводе с турецкого означает «плетёный»: работники носили свисающие косы, которые мешали видеть то, что происходило в гареме.
  • Пажи Продовольственной палаты, которая находилась рядом с Сокровищницей, готовили лекарства для дворцового лазарета, а в апреле собирали дождевую воду и преподносили её турецкому правителю, веря в целебные свойства такой воды.
  • В четвёртом дворе есть позолоченный павильон Ифтарийе, который возвышается над садами Топкапы, Золотым Рогом и Галатской башней, отсюда открывается красивый вид. Правители любили здесь поужинать и встретить закат.
  • Несмотря на мусульманскую культуру, в Топкапы хранятся и христианские реликвии, которые попали сюда после завоевания Константинополя, например мумифицированная рука святого Иоанна Предтечи, которой он крестил Иисуса, и части черепа святого апостола Петра.
  • В годы расцвета во дворце Топкапы проживало до 5 тысяч человек. При этом в дворцовых кухнях одновременно работало до тысячи поваров. Каждый год сюда привозили 30 тысяч цыплят, 23 тысячи баранов и 14 тысяч телят.
  • В гарем предпочитали брать чернокожих евнухов. Если султанская жена или наложница каким-то невероятным образом забеременела бы от чёрного евнуха, их ребёнка-негритёнка невозможно было бы выдать за султанского. Кроме того, считалось, что чёрнокожие болели после кастрации меньше белых.
  • В наложницы попадали девочки, украденные османами или проданные в гарем собственными родителями. В гаремную школу брали девочек от пяти лет, там их учили этикету и искусству до 15 лет. Когда девушка попадала в гарем, ей давали новое имя. После рождения ребёнка от султана наложница получала право на отдельную комнату и свою прислугу.

Ежегодно в Топкапы приезжают 2 миллиона туристов, что делает его самой посещаемой достопримечательностью столицы Турции. И это неудивительно — место богато историей, невероятными фактами и величественными постройками эпохи Османской империи.

История строительства

На месте современного Топкапы раньше было много чего. До христианства здесь располагался акрополь Византия. В IV веке на месте древнего храма Афродиты возвели первую христианскую базилику Константинополя — церковь Святой Ирины, она была главным храмом столицы до Святой Софии. После османского вторжения церковь превратили в склад оружия, который стал частью будущего Топкапы.

В 1453 году турки завоевали Константинополь, и османский султан Мехмед II поселился во дворце, который построили специально для него в районе современной площади Баязид. Но гарем этого дворца располагался рядом с будущим Топкапы.

Гарем Топкапы.

В 1475 году началось строительство Топкапы. В переводе с турецкого topkapi означает «пушечные ворота». И это не просто так: когда султан покидал резиденцию или возвращался в неё, производился пушечный выстрел.

Мехмед II стал основателем и архитектором этого проекта. Сначала в новом дворце султаны лишь работали, гарем по-прежнему располагался вне дворцового комплекса. Но в XVI веке жена Сулеймана I захотела быть ближе к своему возлюбленному султану и добилась переноса гарема в Топкапы. Дворцу потребовалась грандиозная перестройка.

В 1854 году султан Абдул-Меджид I начал править из резиденции в европейском стиле — дворца Долмабахче. В 1922 году первый президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк ликвидировал султанат, в 1923 году провозгласил республику. Вместе с этими реформами османские дворцы, в том числе Топкапы, утратили своё первоначальное значение и были объявлены музеями.

Интерьер одного из залов.

Сейчас дворец Топкапы — один из крупнейших по площади музеев в мире. Публике доступна только десятая часть коллекции, а это 65 тысяч экспонатов. Здесь хранятся важнейшие мусульманские святыни — меч, плащ, пучок волос с бороды и отпечаток стопы пророка Мухаммеда.

Дворец в наши дни

Топкапы – это музей под открытым небом, хотя есть тут и обычные экспозиции внутри зданий. Во дворце есть внешний периметр – это первый двор, а есть внутренний – второй, третий и четвертый дворы. Вход во дворец Топкапы в Стамбуле бесплатный, но это касается только первого двора. Формально внешний периметр даже не относится к музею, но здесь тоже есть, что посмотреть. С первого двора и начнем прогулку.

Первый двор

Внутрь – пока еще бесплатно – мы заходим через главные Императорские Ворота. При султанах здесь стояли подсобки и дома прислуги, только сюда пускали обычных людей. Теперь здесь стоят уже не подсобки, а памятники архитектуры – бывшая хлебопекарня, казарма, монетный двор. Отсюда можно попасть в археологический музей и в сам дворец Топкапы в Стамбуле. Фото схемы территории поможет разобраться.

Внутри первого двора стоит и церковь святой Ирины. Первую базилику на этом месте построили в начале IV века, современное здание отстроили после землетрясения 740 года. После прихода турок церковь не стали переделывать в мечеть, а просто открыли тут склад оружия. Ныне внутри концертный зал, но зайти сюда стоит ради древних интерьеров (довольно простых, скажу честно), которым больше 1200 лет!

Второй двор

Во внутренний дворец Топкапы (Стамбул) мы попадаем через Ворота Приветствия. Здесь нужно купить билет и пройти проверку металлодетектором. Но в прошлом все было еще суровее – простолюдины не могли попасть во второй двор вообще. Во внутреннем периметре султан общался с гостями, пока служащие вели дела в канцелярии. Тут же находилась и казна, и кухня для жителей дворца.

На территории второго двора сейчас показывают выставки. Если стоять спиной к Воротам Приветствия, то справа будет длинный зал кухни. Внутри собрана коллекция азиатского фарфора и холодного оружия. Слева находятся конюшни, в них организуют временные выставки. За конюшнями ближе к третьему двору стоит башня Правосудия –самое высокое здание дворца. Под башней – вход в гарем, но о нем позже.

Третий двор

Проходим второй двор по прямой аллее и выходим к Воротам Счастья. Здесь дворец Топкапы в Стамбуле переходит в личные покои султана. Во времена империи османов в этом дворе работал зал для аудиенций, библиотека, сокровищница. В эндеруне жил султан и его близкие, а в шимширлике – дворе с самшитовыми деревьями – держали наследников престола.

В экспозиции музея особо советую заглянуть в сокровищницу. Здесь хранится «кинжал Топкапы», полумифическое оружие. По легенде, ассасины убивали им братьев будущего султана, чтоб те не помешали наследнику занять престол. На рукоятке кинжала с алмазами, по той же легенде, были часы – чтоб точно знать время убийства. Всего же дворец Топкапы в Стамбуле содержит 60 тысяч экспонатов! Есть и уникальные:

  1. «Алмаз Кашикчи», похожий на ложку – 86 карат!
  2. Инкрустированный перламутром веер.
  3. Официальная султанская печать.
  4. Мантия пророка Мухаммеда.
  5. Посох Моисея.
  6. Портрет Сулеймана Великолепного.

Четвертый двор

Между сокровищницей и палатой пажей в третьем дворе найдем небольшой проход. Он ведет в четвертый двор, где султан и придворные отдыхали. Полюбуйтесь на павильоны и фонтаны по пути к главному зрелищу. Лично я уверен, что дворец Топкапы (Стамбул) стоит посетить ради вида на бухту, пролив и море. После прогулки по четвертому двору возвращаемся тем же путем к выходу.

Гарем Топкапы

Во втором дворе задержимся, помните же про гарем? Он стоит как бы в стороне от основных дворов, потому что это пристройка. Сулейман I специально для Роксоланы перенес гарем из Изразцового павильона в новый комплекс у самого дворца. Гарем султана во время Османской империи был одним из самых закрытых мест во всей стране. Наверное, поэтому сейчас за вход сюда придется заплатить отдельно от всего дворца.

Гарем – это то, ради чего многие и едут во дворец Топкапы в Стамбуле. Покои Хюррем, фото в которых обязательно делают все девушки, включают разные павильоны и комнаты. Здесь есть двор матери султана, двор любимых наложниц и жен, двор евнухов, бассейн, тайные комнаты. Пройдитесь по Золотому Пути – по нему каждую ночь в покои султана шла одна из наложниц.

Если не задерживаться подолгу у каждого экспоната, то на прогулку по всему комплексу хватит 3 часов. Когда закончите, выходите через Императорские Ворота в первый двор и обходите церковь святой Ирины слева. Сразу за ней будет дорожка, которая выведет вас к мечети Айя-София – символу Стамбула. Если же пойти от церкви святой Ирины направо, то попадете в просторный парк Гюльхане.

Транспортная развязка

Для туристов есть несколько вариантов маршрутов до легендарного дворца. Все зависит от их местоположения. Выдвигаясь из аэропорта Ататюрка, нужно спуститься в метро, доехать до станции Аксарай по линии М1. Далее, необходимо поехать на трамвае (остановка располагается прямо около выхода из метро) до остановки Султанахмет и пройтись пешком до музея. По пути будут находиться ванны Хюррем-султан и музей Айя-София.

Если маршрут проходит по морю, то станция рядом с музеем называется Сиркеджи. Он нее нужно пройти до Муниципалитета Стамбула, а оттуда отправиться до входа в парк Гюльхане. Там будут указатели, которые приведут туриста к дворцу. Путешествовать до дворца султана Сулеймана в Турции удобнее всего на трамвае, так как остановки расположены очень близко к месту.

Эта резиденция султанов Османской империи столетиями являлась центром государства и самым крупным дворцом в мире. В нем было все, что необходимо для нормальной жизнедеятельности повелителя и его ближайшего окружения. Здесь же сохранились сокровища, которые собирали султаны. Теперь их можно увидеть на фотографиях дворца Топкапы. Все комнаты дворца — настоящие произведения искусства, которые хранят в себе историю многовековой империи.

https://youtube.com/watch?v=JgAgHWxyOxQ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector