Дом инвалидов и могила наполеона

Кому принадлежала идея строительства

Эспланада была распланирована уже позже, через тридцать с лишним лет после начала строительства богадельни/ . На столь милостивый жест., как забота о старых солдатах и калеках войны, Людовика XIV повлияла благородная мудрость его предшественников, когда дед и отец короля содержали искалеченных войной защитников родины в Домах Милосердия на полном пансионе у государства с привлечением их к простым административным и нестроевым работам. Король-Солнце, дабы повысить престиж французской армии, а заодно и собственный авторитет в глазах Европы, приобрел землю на левом берегу Сены. Придворный архитектор Либераль Брюан довольно быстро спроектировал комплекс, и к строительным работам приступили уже в марте 1671 года. А в 1674 году в стенах комплекса появилась первая партия «квартирантов» — около 1500 человек.

Изначально Дворец инвалидов состоял из пяти дворов: жилые корпуса были связаны между собой внутренними площадками. Центральный двор носил название Королевского: его украшала мощная арка с символичным декорированием в духе исторических баталий, например на одном из барельефов был изображен на боевом скакуне Людовик XIV, одетый в доспехи римского царя.

В каждом корпусе Приюта были сотни помещений, где кроме спален, находились кухни, столовые, оружейные, кладовые, лазарет. Для поднятия эмоционального духа людей, искалеченных судьбой, внутренние стены были украшены картинами с позитивными сценами из героического прошлого отчизны. Для тех времен была обязательна церковь, которых на территории комплекса построили даже две: одна, простая и скромная по интерьеру и внешнему виду, именовалась «солдатской». Солдатская Капелла была освящена в честь Святого Людовика и имела общие хоры с Королевским Храмом, предназначенным для визитов Короля-Солнца. Именно эту Церковь, именуемой Домской, с золоченым куполом и шпилем высотой 107 метров, видно со всех концов Парижа в ясную погоду.

Людовик XIV слыл очень разборчивым в архитектуре, живописи и искусстве человеком. Первоначальный интерьер «брюанской» церкви монарху не понравился: ему показалось мало шика и роскоши. Через несколько лет ее стали переделывать, но уже под руководством другого зодчего – Жюля Ардуэна-Мансара, автора Версаля. Гениальный архитектор придал храму великолепия и торжественности, украсил богатым интерьером. Домскую церковь считают венцом творчества архитектора.

Внутренний дворик Малого Дворца

Внутренний дворик, который раньше был закрыт для посещения публикой, сейчас превращен в зимний сад с тремя бассейнами, экзотическими растениями и травами. В этом райском уголке приятно посидеть за столиком с чашечкой кофе и свежим круассаном, любуясь сводом, украшенным фресками, выполненными в манере времен Ренессанса. Эта техника была забыта, но Пол Бодуэн изобрел ее заново.

Дворик Малого Дворца

Заслуживают восхищения также оконные витражи и мозаичный пол галереи, павильона и ротонды на первом этаже, созданные в мастерской Giandomenico Facchina (1826-1923).

Стиль Petit Palais перекликается с Grand Palais, что естественно, поскольку оба здания стоят друг напротив друга, и взаимодополняют оформлением. Ар-нуво читается во всем – использовании стекла и металла, эмали, мотивах флористики, смелом способе самовыражения и стремлении создать то, что будет гармонично смотреться сейчас и через многие десятилетия.

Музеи

В начале XX столетия Место призрения отставных солдат приобрело статус музейного объекта. Его коллекции включают в себя более пятисот тысяч экспонатов, связанных с важными эпохами истории Франции, а также с политической, общественной и военной жизнью государства.

Музей армии

Мировую славу этот музей, созданный в 1905 году, снискал тем, что на сегодняшний день является владельцем третьей в мире по количеству экспонатов коллекции доспехов и оружия. Экспозиции разделены на оружейную и историческую части, залы также разбиты по категориям.

Галереи Оружейного помещения представляют собой выставку рыцарского обмундирования. Многие доспехи выглядят так, словно их обладатели только вчера вернулись из боя. В вестибюле выставлены предметы вражеского арсенала, в том числе образцы российского оружия. Здесь же экспонируются знамена и флаги, самые древние из которых воспроизведены по сохранившимся картинам. Особое место отведено вооружению стран Востока: Персии, Японии, Китая и Индии.

Исторический зал вызывает восхищение интерьером — потолок задрапирован шатром, до 1900 года принадлежавшим китайской императрице. Витрины хранят личные вещи Наполеона: его мундиры, мебель, походную шкатулку, чучела любимой лошади и собаки. Здесь выставлен один из самых ценных экспонатов — посмертный слепок лица великого полководца.

Музей Ордена освобождения

Орден освобождения — это одна из важнейших государственных медалей. В ноябре 1940 года генерал Шарль де Голль наградил сторонников движения за независимость Франции, добровольно вставших на защиту страны, отличительным знаком — прямоугольным бронзовым щитом (30х33 мм) с выгравированным лотарингским крестом. Высочайшей награды удостоилось 1061 человек, среди них — шесть женщин.

История ордена и его кавалеров стала основой создания Музея, расположенного на площади 1 тыс. м2. Экспозиции знакомят посетителей с оружием, знаменами, документами, рациями и обмундированием членов братства. В шести залах и трех галереях собрано 4 тыс. оригинальных предметов.

Музей Шарля де Голля

Музей Шарля де Голля является самым молодым в Доме — его открытие датируется 2008 годом. Коллекция экспонатов, размещенных на площади 2 500 м2, полностью интерактивна. Экскурсантов встречает зал, стены которого украшены 80 портретами первого президента Пятой республики, далее, в сферической комнате, гостям предлагается просмотр фильма об этом выдающемся политическом деятеле. Картина демонстрируется на восьми языках.

Личные вещи де Голля, рукописи и награды, анимированные архивы и исторические документы, полиэкраны, видеоматериалы, общая продолжительность которых превышает 20 часов, — все это захватывает туристов с первых минут знакомства. Помещения выстроены здесь по кругу, посетители сами выбирают наиболее интересующий их маршрут.

Сервис Большого и Малого дворцов

Помимо экскурсии по выставочным залам гостей приглашают посетить магазины, где множество товаров, связанных с экспозициями: книги и альбомы с репродукциями, статуэтки и пресс-папье, подсвечники, украшения, сумки, штопоры, посуда и другие сувениры, с которыми экскурсия останется в памяти навсегда.

Чтобы познакомиться с хранящимися в библиотеке Малого дворца документами, надо подать предварительный запрос на допуск в читальный зал, после чего выдается временный пропуск. Еще можно записаться на участие в одном из проводимых семинаров или литературную экскурсию, а с их программой легко ознакомиться на официальном сайте.

Кафе Le Jardin Du Petit Palais

В центре Пти Пале находится прекрасное, уютно кафе «Le Jardin Du Petit Palais», где в тишине приятно посидеть подальше от суеты большого города. Изысканная обстановка располагает к отдыху – экзотические растения, колонны, а мозаичный рисунок присутствует даже на посуде. Стоимость блюда дня с десертом – 15,90 евро.

Открыто заведение ежедневно 10:00-17:00, в пятницу до 19:00. Понедельник – выходной.

В Grand Palais есть собственный ресторан, в котором предлагают дегустацию меда, собранного непосредственно на территории дворца. Открыт он в часы работы Пале.

Красный камень не хочет во Францию

Годом раньше, в 1847 году в Петрозаводск прибыл инженер-механик итальянского происхождения синьор Буятти. От имени правительства Франции он просил большой блок малинового кварцито-песчаника (шокшинского порфира). Французам он приглянулся за способность идеально полироваться и за насыщенный ровный цвет. Именно из него они намеревались вытесать саркофаг для тела своего национального кумира. Весь август вепсские каменотесы добывали в каменоломне нужную глыбу и с облегчением вздохнули, когда Буятти жестикуляцией дал им понять, что вырубленный камень весом около 2,5 тысяч пудов и несколько блоков поменьше его устраивают! К причалу на Онежском озере подогнали баржу и паровой буксир, но на следующее утро 20 сентября шкипер отказался выйти в озеро. С северо-востока шла сильная волна, а через некоторое время с черного горизонта хлестанули белые снежные космы. Три дня не унималась метель, три дня ветер трепал бедную баржу, сорвав ее с якоря и прижав к каменистой отмели. Хорошо еще что судно не перевернулось и не сбросило в воду с таким трудом добытый камень.

Блок малинового кварцита, не очень годный для дела, зато на редкость насыщенного цвета. Фото: Из личного архива Николая Кутькова

Эмблема Дома Инвалидов

Известным символом дома Инвалидов является его золотой купол, щедро украшенный ажурным орнаментом, декорированный лилиями и увенчанный шпилем. Шпиль завершает фигура креста. На данный момент шпиль Дома Инвалидов является самой высокой точкой французской столицы. Под куполом находится здание Собора, где проходили службы, провожавшие великих военных начальников страны в последний путь. Здесь же располагается легендарная гробница Вобана. Выполненное из черного мрамора и украшенное скульптурами, олицетворяющими Науку и Войну, надгробие действительно впечатляет.

Решение о постройке Дома Инвалидов стало ключевым для борьбы с возросшей преступностью и непристроенностью. Сооружение позволило за несколько десятилетий поднять престиж французской армии, побудив молодых людей вступать в ряды армии.

Дом Инвалидов – это не только здание, давшее кров и пищу тысячам военных времен 16-18 века. Кроме всего прочего, оно является памятником истории и искусства. В этих древних стенах до сих пор ощущается дух великой военной державы, а близость известных военных начальников поражает воображение. Исторический памятник обязателен к посещению для каждого гостя Парижа, желающего прикоснуться к истории Великой Державы.

Заказать экскурсию в Париже можно у нас ofr2nce@gmail.com

Строительство и реконструкции Малого дворца

Как уже упоминалось, Малый дворец обдумывался и создавался Шарлем Жиро одновременно с Большим в 1897 г., чтобы открыться к началу Всемирной выставки. Он изначально предназначался под выставочный павильон, где бы демонстрировались работы художников, скульпторов и людей прочих творческих направлений.

Малый Дворец в Париже

В 1902 г. тут открывается Музеем изящных искусств, а спустя год живописец Альберт Бенар начинает оформлять его фойе фресками. Через 8 лет 4 прекрасные картины украсили свод, наполненные идеями мистики, пластики, основных вопросов и их осмысления.

Как и Большой дворец, Малый имел стеклянный купол крыши, чтобы естественный свет легко проникал в здание. Эффект получился действительно волшебным, но оказалось, что избыток солнечных лучей негативно сказывается на экспонатах, и это привело к перепланировке кровли. Результат – внутри стало мрачно и неприветливо.

В таком виде сооружение простояло до начала XXI столетия, пока в 2005 году реставрация не преобразила его. Снаружи не видно никаких изменений, но внутри талантливые зодчие Жан-Поль Морель и Филипп Шекс сотворили настоящее чудо. В Пти Пале вновь вернулось солнце через просторный застекленный купол, а пол восхищает изумительной итальянской мозаикой.

Малый Дворец внутри (фото)

Ныне длина фасада – 150 м, под постоянные композиции отведено 5 000 кв. м, и 2 000 под периодически меняющиеся. У входа в галерею стражами стоят скульптурные композиции, а от застекленного портика разбегаются витые колонны.

Большую северную галерею украшают изображения, рассказывающие историю Парижа – битвы, революции; южную – картины современной столицы, а также 16 гипсовых бюстов именитых художников: Леско, Делакруа, Мансара и прочих.

И пансионат, и музейный комплекс

Официальное название – Национальный дом инвалидов. Он отнесен к архитектурным памятникам и туристическим достопримечательностям французской столицы. Ведь здесь находятся несколько крупных музеев (к ним мы еще вернемся), а также некрополь для военнослужащих.

Своим обликом Дом инвалидов обязан Либералю Брюану, придворному королевскому архитектору. Именно он спроектировал его в тогдашнем пригороде Парижа Грёнеле. Строительство богоугодного заведения началось через год после того, как Людовик XIV об этом распорядился, в марте 1671 года. Завершились же работы в феврале 1677 года. По тем временам это считалось оптимальным сроком. Но первые ветераны-военнослужащие поселились здесь уже осенью 1674 года. Только вот увечных солдат было значительно больше, чем мог вместить в себя этот пансион. Планировалось первоначально, что здесь разместится 6 тысяч ветеранов и инвалидов, а когда сделали перепланировку, то увидели, что больше 4 тысяч человек принять не представляется возможным.

Правда, поначалу (1710 г.) в Доме инвалидов проживало полторы тысячи постояльцев. Но уже к концу XVIII века его можно было назвать «городом в городе». Тут царили строгая дисциплина, церковные каноны и военный распорядок. Ветераны, как и в армии, были распределены по ротам, которыми командовали офицерские чины. Но их жизнь уже была далека от военных будней: они трудились в сапожной мастерской, изготавливали гобелены и раскрашивали гравюры.

Поиски зодчих

О дате проведения Всемирной выставке в Париже было известно заранее, и у города было время на подготовку. Но действовать пришлось решительно и быстро, ведь построить нечто монументальное и полностью готовое к работе – задача трудоемкая и непростая.

Большой Дворец в Париже

Прежде всего, в 1896 г. был объявлен конкурс архитекторов, способных предложить оригинальную идею, но при этом победителем мог стать только француз. Желающих принять участие в столь грандиозном событии нашлось много, и не удивительно, ведь это возможность оставить след своих деяний в истории.

Однако никто так и не смог предложить что-то настолько интересное, чтобы ему вручили безраздельные бразды правления. И все же внимания заслуживали идеи трех зодчих, вот им и было решено поручить совместный проект, за который они впоследствии получили Французскую премию в области архитектуры.

Парадную часть Гран Пале, смотрящую на авеню Уинстона Черчилля, доверили Анри Деглану. Средней зоной и Почетным салоном (Salon d’Honneur) занимался Альбер Луве. Над тыльной стороной (теперь там Дворец открытий – Palais de la Decouverte) работал Альбер Тома. Руководил же «тремя мушкетерами» Шарль Жиро, который одновременно курировал и строительство Пти Пале.

Дом инвалидов в Париже и саркофаг Наполеона Бонапарта

Известный комплекс Дом инвалидов Рaris стал усыпальницей многих известных военных французов. Величайшим, из которых был Наполеон Бонапарт — полководец, изменивший историю всей Европы. В 1840 году его останки торжественно перезахоронили в Соборе инвалидов в Париже, когда англичане, разрешили забрать его останки, которые до того времени находящиеся на острове Св. Елены.

Могила Наполеона в парижском Доме инвалидов — это поистине произведение искусства из шокшинского кварцита. С этим материалом для саркофага приключился интересный конфуз: для строительства саркофага архитектор выбрал карельский камень. Этот материал добывается в Карелии, Франции нужно было договориться о поставке его из России. Царь Николай I ответил, что для Наполеона камни в России всегда найдутся, и послал в Париж глыбу, около 200 тонн.

В Соборе Дома инвалидов в Париже покоится прах великого полководца Наполеона. Он хранится в 6 гробах-усыпальнях, которые размещены один в одном и исполнены из совершенно разнообразных материалов.

Поселенцы Дома Инвалидов

К 1710 году тут нашли приют 1 500 человек, но постепенно плотность населения становилась выше, и когда XVIII столетие подходило к концу, в доме уже обитало 4 000 жильцов.

Это делало его похожим на маленький городок, в котором все подчинялись прописным законам.

Попадавшие в это убежище должны были жить чуть ли не по военному уставу.

Исключение составляли особые случаи: наиболее отличившихся на поле брани воинов, получивших серьезные ранения и увечья, принимали без требуемого срока выслуги.

В определенные часы прием пищи в столовой за столом, вмещающим 50 человек. Питаться или курить в спальнях категорически запрещалось, как и принимать посетителей женщин.

Никто не проводил досуг праздно. Поселенцы работали в мастерских по разрисовке гравюр, сапожных или гобеленовых.

В другое время ветераны упражнялись в строевой подготовке или присутствовали на церковной службе. Стоило проштрафиться, как немедленно применялось одно из наказаний, предусмотренных на все случаи.

Постепенно Дом Инвалидов стал местом для прогулок не только военного населения, но и обычных парижан. В апреле 1717 года здесь побывал последний царь всея Руси – Петр I.

Архитектура

 Купол Дома инвалидов

 Собор Сен-Луи-де-Инвалид

 Musée de l’Ordre de la Libération

 Национальное учреждение инвалидов

 Gouverneur des Invalides

 Военный губернатор Парижа

 Канцелярия ордена освобождения

 Национальное бюро боевых действий и жертв войны

  • 1. Cour d’honneur
  • 2. Кур д’Ангулем
  • 3. Кур д’Аустерлиц
  • 4. Cour de la Victoire
  • 5. Кур де ла Валер
  • 6. Кур де Марс
  • 7. Кур де Тулон
  • 8. Кур де Нисмес
  • 9. Кур де Мец
  • 10. Cour de l’Infirmerie
  • 11. Кур д’Оран
  • 12. Кур-де-ла-Пэ
  • 13. Кур д’Арль
  • 14. Кур д’Альжер
  • 15. Кур Сен-Луи
  • 16. Кур Сен-Жозеф
  • 17. Кур Сен-Жак

Северный фасад Дома Инвалидов: купол Мансара над центральным блоком Брюана с фронтоном.

На северном фасаде Дома Инвалидов купол часовни Хардуэн-Мансар достаточно велик, чтобы доминировать над длинным фасадом, но гармонирует с дверью Брюана под арочным фронтоном. На севере внутренний двор (Cour d’honneur) расширяется широкой общественной эспланадой ( Esplanade des Invalides ), где посольства Австрии и Финляндии соседствуют с Министерством иностранных дел Франции, и все они образуют одно из больших открытых пространств в сердце Парижа. В своем дальнем конце мост Александра III связывает эту грандиозную урбанистическую ось с Малым дворцом и Большим дворцом . Мост Инвалидов расположен ниже по течению реки Сены.

В зданиях по-прежнему находится Национальное учреждение инвалидов , национальное учреждение для инвалидов войны . В состав учреждения входят:

  • дом престарелых
  • медико-хирургический центр
  • центр внешних медицинских консультаций.

Обитель после 1789 года

Во время Великой Французской революции 1789-1799 гг. ряды инвалидов Дома Милосердия сильно пополнились. Однако теперь расходы по его содержанию оплачивало военное ведомство. Принимались и частные пожертвования от граждан. Так продолжалось до прихода к власти Наполеона Бонапарта. Он отдал должное статусу приюта и даже организовал в нем пантеон воинской славы. Здесь стали проходить церемонии награждения Орденом Почетного легиона.

По приказу Наполеона внутренние интерьеры постепенно украсили трофейными стягами и штандартами – результатом его победоносных походов на Италию, Австрию, Пруссию. Но что касалось финансирования Дома инвалидов, тут Бонапарт был непреклонен: из военного бюджета выделялась сумма только на содержание здоровых солдат. Остальных же должны были кормить и обеспечивать сами французы. Но после и здоровые солдаты стали обеспечиваться за счет введенного налога в 2% со всех совершенных в Империи бизнес-сделок. Справедливости ради стоит отметить, что эти два процента составляли гигантскую сумму в несколько миллионов франков.

В 1822 году государство предприняло в отношении учреждения серьезную реформу, которая касалась, как внутренних корректив, так и повышения его статуса. Теперь подразделение инвалидов на всех смотрах выступало передней колонной, а действующие офицеры должны первыми приветствовать инвалидов. Снова в учреждении стали проводить праздничные обеды в дни национальных и религиозных праздников. А расходы по содержанию вновь взяло на себя военное ведомство. Инвалиды стали получать фиксированное жалование, улучшилось качество медицинского обслуживания, рацион питания пополнился такими «яствами», как кофе, коньяк, плоды колониальных государств. Теперь работать можно было лишь по желанию, да еще и за дополнительную плату.

Строительство и реконструкции Большого дворца

Было всего 3 года, чтобы столь масштабный проект по возведению культурного и выставочного центра обрел жизнь. На стройке работало около 1,5 тыс. рабочих, а затем 40 умельцев оформляло Большой дворец в Париже, создавая фасадную скульптуру и цветастые фризы в виде мозаики, элементов керамики, больших полотен и орнаментов.

Большой Гран-Пале в Париже

Поскольку ни одна стройка не проходит гладко, не раз возникали проблемы. В процессе оказалось, что конструкция, сотканная из камня, мрамора, стали, щебня и стекла, слишком массивная, и чтобы избежать в дальнейшем проседания почвы, ее пришлось укрепить 3 400 дубовыми сваями.

Кроме того не обошлось и без недовольств со стороны рабочих, жалующихся на условия труда и сжатые сроки – дабы уложиться во временные рамки сдачи проекта, иногда приходилось работать сверхурочно без достойной компенсации. Все это приводило к забастовкам и стычкам, что тоже замедляло процесс.

Несмотря на все преграды, завершить строительство удалось вовремя, и уже к 15 апреля 1900 г. Большой дворец принимал первых посетителей. В 1925 г. тут проходит Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств. В последующие годы кто тут только не селился: парковка для автомобилей, студенческая харчевня, а созданное отделение полиции существует и поныне.

Здание приходилось несколько раз ремонтировать. В начале 40-х годов спад грунтовых вод Парижа послужил причиной для укрепления всей конструкции.

В военный период в этих стенах функционировал госпиталь, а во время оккупации фашисты проводили тут собственные пропагандистские вернисажи. Затем здание стало штабом движения Сопротивления, а в 1944 г. в момент празднования освобождения столицы от оккупантов начался пожар, повредив крышу, частично уничтожив и деформировав металлические конструкции и колонны нефа.

После очередного ремонта продолжительное время залы Гран Пале были открыты для посещений, пока в 1993 г. при прохождении экспозиции «Дизайн – зеркало столетия» одно из потолочных элементов не потеряло заклепку. Стало ясно, что настал час снова заняться реконструкцией, и неф закрывают.

На его восстановление бюджет смогли выделить только в 2000 году, когда дворец получил статус памятника архитектуры, и государственная казна решила раскошелиться. Начатые работы длились до 2005 года, и за пятилетку заново укрепили фундамент, стеклянную крышу, металлический каркас, а также квадригу авторства Жоржа Ресипона.

Дворец Гран-Пале в Париже

Казалось, бы – «перышки почищены», и Grand Palais снова может несколько лет отдыхать от перестроечной деятельности. Но нет, после наведения марафета внутри решили «припудрить» и фасад, занявшись его реставрацией. К слову говоря, сегодня ситуация не изменилась, и городские власти все время что-то улучшают и переделывают.

Поскольку Большой дворец ежегодно принимает около 2 млн. посетителей и проходит примерно 40 различных церемоний, возникла необходимость в расширении территории и улучшении функциональной структуры сооружения. Теперь обновленная ротонда Александра III стала еще изысканней, и из нее открыт проход в ресторан «Мини-Пале», кинотеатр МК2 и в неф. Ротонда Королевы превратилась в роскошное фойе, где принимают важных гостей.

Преображенный юго-восточный пассаж площадью 700 кв. м, крытый уходящим ввысь на 11 м прозрачным потолком, открылся в 2011 г., и это чудное местечко для летних мероприятий никогда не пустует. Первой организованной тут выставкой была «История видеоигр», а годом позже открылся Почетный салон, где часто выступает труппа театра «Камеди Франсэз».

Сегодня площадь дворца – 72 тыс. кв. м с нефом в 13,5 кв. м, куда беспрепятственно проникает дневной свет сквозь прозрачный купол, равных которому нет во всей Европе. Цифра – 6 000 тонн стали, которой на него ушло (это больше, чем потребовалось на возведение Эйфелевой башни), поможет представить грандиозность кровли, а еще 200 тыс. тонн камней и 60 тонн изумрудной краски.

Поскольку работы по расширению и преобразованию пространства продолжаются, посетителей ждет еще немало удивительных экспозиций и постановок.

Музей армии

Дом Инвалидов известен также своими музеями.

Самый первый основан по инициативе Людовика XIV для ветеранов, которые тут жили.

В отделе древнего вооружения акцент сделан на оружии и доспехах нескольких эпох, начиная от палеолита до конца XVII столетия, охватывая представителей разных стран.

Коллекции постоянно пополняются благодаря частным дарам и экспонатам из других хранилищ и организаций: Лувра, монетного двора, замка Пьерфон и Венского музея артиллерии.

Посетителям во всей красе представлено снаряжение Ближнего и Дальнего Востока, а временные рамки охватывают периоды Персидской, Оттоманской, Монгольской и прочих империй.

В экспозиции обмундирования интерес вызывают торжественные королевские латы и изображенные в настенной живописи сцены баталий, в частности Франко-Голландская война при короле-солнце.

Рубрика нового времени охватывает годы 1648-1792, где прослеживаются радикальные перемены в конституции французских войск.

Реформы затрагивают иерархичность чинов, узаконивается единая военная форма.

Далее музей рассказывает о реформах в период правления Людовика XVI, при котором страна была вовлечена в американскую войну за независимость, и плавно подводит посетителей к разделу Нового времени, освещающий историю Франции до 1871 года.

Сюда включены основные события, начиная от революции до создания Парижской коммуны.

Среди многочисленных экспонатов особое место занимают знаменитые треуголки Наполеона, которые он менял каждый месяц, и за время своего правления накопил 170 шляп. Только 20 из них сохранились по нынешний день, и 6 хранит как зеницу ока Музей армии.

Помимо головных уборов интересно взглянуть на униформу полководца, пропитанную запахом пороха времен Итальянского похода.

Рядом красуется сабля Наполеона, с которой он участвовал в Египетской кампании, его шпага времен боев при Аустерлице, ожерелье Почетного легиона и легендарный серый сюртук.

Необычно смотрится и форма времен правления Карла Х и Луи-Филиппа для французских солдат Африканского корпуса, украшенная элементами восточного декора.

В отделе последних мировых войн охватываются годы 1871-1945, где на повестке дня оружие и униформа войск всех воевавших стран.

Пройдя в раздел артиллерии, вы увидите уникальную коллекцию. Тут наряду с воссозданными моделями немало настоящих орудий, и среди них одна из самых первых пушек XIV столетия.

На открытом плацу Музей окружает 800 единиц орудий и еще 1000 расположена в залах.

В других комнатах любопытно наблюдать реформу государственной символики и трофейные флаги.

Разбавляют же оригинальные военные предметы модели игрушечных солдатиков и изобразительное искусство.

История

Дом Инвалидов высотой 107 метров (351 фут), украшенный сусальным золотом весом 12,65 кг (27,9 фунта), является важной достопримечательностью Парижа.

Людовик XIV приказом от 24 ноября 1670 года инициировал этот проект как дом и госпиталь для престарелых и инвалидов ( инвалидов ). Первоначальным архитектором Дома Инвалидов был Либерал Брюан . Выбранное место находилось на тогдашней пригородной равнине Гренель ( plaine de Grenelle ). К тому времени увеличенный проект был завершен в 1676 году, фасад , выходящий на Сену измеряется 196 метров (643 футов) в ширину, и комплекс имел пятнадцать дворов, самый большой будучи курдонёр предназначен для военных парадов.

Внутренняя часть купола была расписана учеником Ле Бруна Шарлем де Ла Фоссе иллюзионистской росписью потолка в стиле барокко . Картина была завершена в 1705 году.

Тем временем Хардуэн-Мансар помог престарелому Брюану построить часовню, которая была закончена по проекту Брюана после его смерти в 1697 году. Эта часовня известна как церковь Сен-Луи-де-Инвалид. Требовалось ежедневное присутствие ветеранов на церковных службах. Вскоре после открытия часовни ветеранов Людовик XIV поручил Мансарту построить отдельную частную королевскую часовню, которая теперь известна как Église du Dôme из-за ее самой яркой особенности. Купольная часовня была закончена в 1706 году.

Наполеон I в лазарете Дома Инвалидов

Из-за своего местоположения и значения Дом Дома Инвалидов послужил сценой для нескольких ключевых событий в истории Франции. 14 июля 1789 года его штурмовали парижские мятежники, захватившие хранившиеся в его подвалах пушки и мушкеты, чтобы в тот же день использовать против Бастилии . Наполеон был погребен под куполом Дома Инвалидов в 1840 году с большой церемонией.

Разделение между двумя церквями было усилено в 19 веке с возведением гробницы Наполеона , созданием двух отдельных алтарей, а затем со строительством стеклянной стены между двумя часовнями.

До начала ХХ века здание сохраняло свою основную функцию дома престарелых и госпиталя для ветеранов войны ( инвалидов ). В 1872 году в здании располагался музей артиллерии (Музей артиллерии), к которому в 1896 году присоединился Музей истории армий (Исторический музей армии). 1905 г. В то же время резиденты-ветераны были рассеяны по более мелким центрам за пределами Парижа. Причина заключалась в том, что принятие армии в основном по призыву после 1872 года означало существенное сокращение числа ветеранов, прошедших военную службу в течение двадцати или более лет, которые ранее требовались для поступления в Госпиталь Инвалидов. Соответственно, здание стало слишком большим для своего первоначального назначения. Тем не менее, современный комплекс по-прежнему включает в себя объекты, описанные ниже, для примерно сотни пожилых или недееспособных бывших солдат.

Когда в 1905 году был основан Музей армии в Доме Инвалидов, часовня ветеранов перешла под его административный контроль. Сейчас это собор епархии французских вооруженных сил , официально известный как собор Сен-Луи-де-Инвалид.

История

В 1670 году король Франции Людовик XIV принял решение построить богадельню для увечных и состарившихся солдат. Руководство работами в парижском пригороде Гренель (Grenelle) было поручено придворному архитектору Либералю Брюану, спроектировавшему пять дворов, из которых самый большой в центре — королевский. Работы велись с марта по февраль 1677 года, что довольно быстро, а первые пенсионеры заселились в октябре 1674 года. Изначально в Доме Инвалидов предполагалось разместить 6000 ветеранов, но после перепланировки их число уменьшилось до 4000.

Вид на комплекс с Эйфелевой башни

Церковь, изначально спроектированная Брюаном, вероятно, не понравилась монарху, и её строительство с марта 1676 года было поручено Жюлю Ардуэн-Мансару, который работал также над входными павильонами и госпитальными помещениями. Строительство собора длилось почти тридцать лет и было закончено 28 августа 1706 года, в день вручения Людовику XIV ключей. Здание фактически двойное, хоть в архитектурном плане составляет единое целое: в нефе находится солдатская церковь, а часть с куполом стала купольной церковью. В 1873 году здание было окончательно поделено надвое большой стеклянной перегородкой.

В 1710 году Дом инвалидов содержал 1500 жильцов, а в конце XVIII века он превратился в город в миниатюре, жизнь в котором протекала в строгом подчинении своду церковных правил и военному регламенту, — его населяли около 4000 ветеранов, объединённых в роты под командованием офицеров и работавших в сапожной и гобеленной мастерских, а также в мастерской по раскрашиванию гравюр.

15 июля 1804 года в церкви Инвалидов на пышной официальной церемонии Наполеон I вручал офицерам самые первые ордена Почётного легиона. Церковь была возведена в ранг собора и стала местом службы армейского католического епископа (évêque catholique aux Armées).

Постепенно Дом инвалидов приобрёл значение как музей: в 1777 году сюда из Лувра была перенесена коллекция рельефных планов (макетов городов и крепостей), в здесь организован Музей артиллерии, в  — Музей истории армии, два последних объединены в 1905 году в Музей армии.

В 1916 году главная медсестра Дома, Сюзанна Ленар, придумала символ национальной памяти Франции — «василёк Франции».

В 1942 году в здании прятались участники французского Сопротивления.

Сегодня в Доме инвалидов проживает примерно 100 пенсионеров и инвалидов французских войск. Администрация, которая о них заботится, называется «Национальный институт инвалидов» (l’Institut national des invalides).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector