Дом инвалидов в париже

История

Хотя в нем присутствует немало наполеоновских символов, в том числе, его прах, заслуга в идее строительства и возведении Дома принадлежит королю Людовику XIV. Наблюдая на улицах Парижа бывших военных в роли многочисленных попрошаек, он в 1670 году издал указ о строительстве приюта для молодых воинов-инвалидов и уже состарившихся солдат-пенсионеров.

Такое решение не только спасало положение, но значительно поднимало престиж армии в глазах еще не воевавшей молодежи.

В пригороде Гренель был выбран пустырь, а работу над претворением идеи в жизнь осуществлял придворный архитектор Брюану. Через 4 года выросли жилые, служебные, госпитальные здания, было оборудовано 5 дворов, и первые инвалиды, ветераны заселились в 1674 году. Но строительство продолжалось еще много лет, и к 1710 году Дом инвалидов превратился в настоящий город, населенный 4000 ветеранов.

Здесь существовал свой устав, строго подчиненный церковным и военным правилам. Были открыты гобеленные, гравюрные и сапожные мастерские, в которых трудились обитатели Дома. Всех желающих новая обитель не могла вместить, поэтому был введен регламент заселения: первоочередное право имели ветераны со стажем армейской службы не менее 10 лет. Но это не касалось тяжело раненых, получивших глубокую инвалидность, и серьезно больных, нуждающихся в уходе.

Лувр: входной билет на конкретное времяЧасовой круиз «Огни Парижа»Билеты без очереди на крышу Триумфальной аркиЭйфелева башня: доступ на второй этажВерсаль и сады: билет с проходом без очереди и аудиогидомАвтобусный тур Hop-on Hop-off. Класс., Прем. или ЛюксАбонемент в парижские музеи: 2, 4 или 6 днейБилеты: Монпарнас: терраса на крыше 56-го этажаШоу в «Мулен Руж» с шампанским

Мавзолей Вобана.

Напротив гробницы Тюренна покоится сердце величайшего военного инженера, градостроителя, французского эссеиста и, конечно, маршала Вобана (в те времена существовал обычай хранить сердце отдельно).

Крепости, возведенные им, являются всемирным наследием. Склеп Вобана – это настоящее произведение искусства.

Надгробие из черного мрамора в сочетании с фигурами из белого погружают в атмосферу вечности.

Величественная скульптура Вобана с циркулем в руке, полулежа опирается на книги.

Именно на этих двух пластах держалась вся политическая и общественная деятельность Вобана.

Обелиск с поникшими флагами и знаменами, надпись, барельеф, фигуры, в полой мере олицетворяют выдающуюся личность французской истории.

Акт вандализма

Примечательно, что колонну всячески критиковали, как памятник милитаризму и варварству. Свое негодование выказывали известные люди, как Альфонс де Ламартин (писатель и политический деятель), Огюст Конт (философ). В 1871 году парижские коммунары попросту повалили ее на землю, отчего она, естественно, разрушилась.

В первых рядах «вандалов» был известный французский художник Гюстав Курбе. После поражения Коммуны ему пришлось оплачивать издержки за разрушенный памятник. Причем, все его имущество было распродано, а самого художника посадили в тюрьму. Но и после того, как он вышел на свободу, ему вменили в обязанность платить ежегодно 10 000 франков. Умер Курбе через несколько лет в полной нищете. А колонна была полностью восстановлена, и сегодня она украшает Вандомскую площадь.

Названные министром

Если все перечисленные названия появлялись сами собой и закреплялись за улицами по привычке, а не вследствие воли властей, то с начала XVІІ века королевская власть озаботилась приисканием названий для новых парижских улиц, причем по инициативе Сюлли, министра короля Генриха IV, который среди прочих своих должностей имел и такую, как смотритель путей сообщения Франции (grand-voyer), улицам впервые стали давать названия, не связанные напрямую с их местоположением или родом занятий их жителей. Так возникли уже упоминавшиеся улицы квартала Маре, названные в честь французских провинций.

В ту же эпоху появляются первые улицы, названные именами современников — тех подрядчиков, которые занимались их застройкой: таковы мост Мари или улица Пуллетье. Однако в XVІІ веке такие улицы еще редки; зато во второй половине XVІІІ века список парижских улиц обогащается двумя десятками улиц, получивших названия в честь местных купеческих старшин или членов городской управы (эшевенов); в их числе улицы Ла Мишодьера и Тебу, Комартена и Даваля. В XVІІ–XVІІІ веках улицы и площади получают имена особ королевской крови и их высокопоставленных приближенных; так возникают площадь и улица Дофина, площадь Людовика Великого (ныне Вандомская), улицы Господина Принца и Господина Графа Прованского, а также улицы Ришелье, Кольбера и Мазарини.

Во второй половине XVІІІ века в Париже возникают кварталы, где — впервые в истории столицы — новым улицам дают имена великих людей, прославившихся на поприще литературы, театра или музыки: вокруг Французского театра, впоследствии получившего название «Одеон», в 1779 году возникают улицы, названные именами драматургов: Корнеля, Расина и Вольтера (ныне улица Казимира Делавиня), Кребийона, Реньяра и Ротру; вокруг Итальянского театра в 1780 году — улицы Фавара (драматурга) и Гретри (композитора). Это — первые проявления перехода от «локальных» наименований к общенациональным. Именно такой принцип выбора названий станет главенствующим в XIX веке. Между тем при возникновении он не казался таким очевидным, каким кажется сейчас. Уже цитированный Л.-С. Мерсье, горячо приветствовавший это нововведение, предсказывал, что оно возмутит эшевенов (членов городской управы), «убежденных, что им одним принадлежит старинное и лестное право называть улицы своими славными именами». Впрочем, продолжал Мерсье, «мало-помалу они свыкнутся с этим новшеством и начнут смотреть на Корнеля, Мольера и Вольтера как на своих сотоварищей».

Дворец Тюильри во власти Бонапартов

«Король умер. Да здравствует император!» – такой может быть слегка видоизмененная знаменитая французская фраза, провозглашающая очередного правителя.

Наполеон Бонапарт I

На трон восходит великий полководец – Наполеон Бонапарт I, и в 1799 г. объявляет дворец Тюильри своей резиденцией. Как новый хозяин, он начинает строительство северного крыла и распоряжается обновить устаревший интерьер остальных помещений, желая придать им более современный вид в духе Первой империи.

Приближенные к императору архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен, можно сказать, изобрели новый стиль – ампир. Его определение заложено в самом слове empire, что с французского значит – «империя», а впоследствии – «королевский стиль».

Ему свойственна парадная торжественность с пилястрами, колоннами, лепными карнизами, скульптурными элементами в виде львиных лап и морд. Именно в такой манере и была оформлена спальня Наполеона – с преобладанием золотых тонов и темного дерева.

В противоположность наполеоновскому ампиру покои Марии Луизы были оформлены в направлении неогрек, в котором явно читалась греческая классика, а трудился над апартаментами Пьер Прюдон – график и живописец.

Перед тем, как попасть к главному входу Тюильри, предстоит проехать под триумфальной аркой, которую некогда украшала венецианская квадрига святого Марса, а затем была замененная композицией «Триумф Бурбонов». От нее вдаль на северо-запад уходит историческая ось Парижа, протяженностью 9 км, объединяя площадь Согласия, Елисейские поля, величественную Триумфальную арку и современную Большую арку в коммерческом районе Ла Дефанс.

Наполеон III

После революционных всплесков и смены власти на престол восходит племянник Бонапарта – Наполеон III. Он тоже вместе с супругой отдает предпочтение Тюильри, и заботится, чтобы северное крыло Лувра, наконец, было достроено. Когда 1860 год подходил к концу, оба здания превратились в завершенный единый ансамбль.

При этом императоре павильон Марсан, названный в честь гувернантки Людовика XV, был полностью изменен, но сохранил свое оригинальное название, несмотря на смену власти и идеологий. А павильон Флоры стал территорией, где собирался Комитет общественного спасения. Именно в этих стенах принимались важнейшие для страны решения: назначались послы и генералы, смещались чиновники, распоряжались финансами и выдавались приказы об арестах.

Гробница Наполеона и Музей Армии

Что посмотреть/Чем заняться

18 июня 2019

 

Строительство Дома Инвалидов, военного госпиталя для раненых солдат, в Париже было начато в XVII веке по приказу Людовика XIV. Это был один из первых инвалидных домов в Европе, где планировалось разместить 6000 пожилых и раненых французских военных. В наши дни в состав Дома Инвалидов входит Собор Святого Людовика, в котором находится гробница Наполеона I и несколько музеев: Музей армии, Музей современной истории, Музей планов и рельефов и Музей ордена Освобождения. Писатель Андре Моруа писал о Доме Инвалидов: «Его длинный фасад так же великолепен, как колоннада Лувра. Таинственно отступающий вглубь купол, соединение в нём зеленоватой бронзы и золота, очарование украшающих его трофеев — всё это объединяется, чтобы придать зданию и своеобразие, и классическое совершенство».

Гробница Наполеона I

В стеклянной крипте под куполом Собора Святого Людовика находится гробница Наполеона Бонапарта: в саркофаге из красного кварцита на высоком пьедестале покоится прах великого императора. Вокруг саркофага расположены статуи двенадцати богинь Победы, которые символизируют военные походы Наполеона. А на инкрустированном мраморном полу можно прочитать названия восьми величайших побед Наполеона.

Золотой купол Собора Святого Людовика

Главным символом Дома Инвалидов является великолепный золотой купол, диаметр которого составляет 27 метров. Подкупольная фреска с изображением двенадцати апостолов была выполнена художником Шарлем де ла Фосом.

В процессе реставрации купола в 1989 году, приуроченной к двухсотлетию Великой французской революции, было использовано 12 килограммов золота.

В крипте собора находится саркофаг с останками Наполеона Бонапарта. Его охраняют две бронзовые фигуры, держащие скипетр, императорскую корону и державу.

После окончательного поражения в битве при Ватерлоо в 1815 году, Наполеон был сослан на далекий остров Святой Елены в Атлантическом океане, где он умер 5 мая 1821 года. Зимой 1840 года была исполнена последняя воля императора и его останки были перевезены во Францию. 

Ровно через 100 лет после переноса в Дом Инвалидов праха Наполеона, по приказу Адольфа Гитлера сюда же в 1940 году были перемещены из Вены останки его сына, Наполеона II, Франсуа Жозефа Шарля Бонапарта.

ЦЕРКОВЬ SAINT-LOUIS DES INVALIDES

Позади гробницы Наполеона находится большая церковь Saint-Louis des Invalides, известная как «солдатская часовня». В верхней части собора висят флаги вражеских войск, побежденных французской армией после Наполеона. Интерьер выдержан в строгом сдержанном стиле. Также в этой крипте захоронены более 400 солдат, в том числе настоящих героев войны.

ПОЧЕТНЫЙ ДВОР

В состав архитектурного ансамбля Дома Инвалидов входят пять дворов. Почетный двор (Cour d’honneur), ранее называемый Королевским двором, со всех сторон окружен четырехэтажными зданиями с галереями. По его периметру находятся французские и трофейные пушки. Здесь расположены военные музеи: Музей армии, Музей Ордена Освобождения, Музей Карт, Музей Современной Истории, Музей французского движения Сопротивления.

МУЗЕЙ АРМИИ

Музей Армии был образован в 1905 году в результате объединения Музея артиллерии и Музея истории армии. Его коллекция включает более 2500 различных предметов оружия и доспехов, от древности до наших дней. Здесь можно увидеть доспехи французских королей, шляпы и генеральскую форму Наполеона Бонапарта, которую он носил во время своего Итальянского похода, его саблю из битвы при пирамидах во время Египетской кампании, шпагу из битвы при Аустерлице… Часть военных орудий и пушек выставлена под открытым небом вокруг здания Дома Инвалидов. Также в музее можно увидеть 150 000 картонных, свинцовых и оловянных солдатиков, созданных в период от XVIII до середины XX века. В 1953 году был создан Русский отдел, посвященный Русской императорской армии и Советской армии.

Совет O’bon Paris

Мы советуем запланировать не менее двух часов на посещение Дома Инвалидов и входящих в его состав музеев.

С 12 июля по 30 августа 2019 года здесь пройдет грандиозное световое шоу, билеты можно забронировать по этой ссылке.

Текст и фотографии — Youra CHOI

Вотчина Людовиков

Людовик XIV

Хотя Людовик XIV больше уделял внимание застройке своей версальской резиденции, на время строительных работ вместе со всем своим окружением предпочел дворец Тюильри, который к этому моменту уже достиг довольно внушительных размеров и был соединен с Лувром переходом. Об этой галерее тоже есть своя легенда

Якобы в течение года пять определенных дней становились временем, когда больные золотухой приходили сюда в ожидании короля. Венценосный отец, идя коридором, прикасался ко всем пораженным вирусом. Далее им следовало выдержать недельный пост, и тогда болезнь отступала

Об этой галерее тоже есть своя легенда. Якобы в течение года пять определенных дней становились временем, когда больные золотухой приходили сюда в ожидании короля. Венценосный отец, идя коридором, прикасался ко всем пораженным вирусом. Далее им следовало выдержать недельный пост, и тогда болезнь отступала.

Конечно, это выдумка, но отлично иллюстрирует отношение людей к своему монарху.

Строительством в 1664-1670 годах занимался придворный архитектор Луи Лево – один из основателей французского классицизма. К проекту он привлек друзей, с которыми предпочитал работать над особенно большими объектами: ландшафтного устроителя Андре Ленотра и художника, мастера по интерьеру – Шарля Лебрена.

Ленотр известен своими работами в королевских парках, и его авторству принадлежит оформление ландшафта Версаля, возле Сен-Жерменского замка и Сен-Клу, сад Тюильри, в котором он расширил аллеи с западного направления, где впоследствии пролегли Елисейские поля.

Людовик XV

Вернувшись в Версаль, король-солнце предпочитал приезжать во дворец Тюильри, чтобы посмотреть очередную театральную постановку. Сюда же он поместил Людовика XV – будущего короля по прозвищу Возлюбленный, где тот провел время с 1716 по 1722 год.

Замок также послужил пристанищем последнему монарху Франции – Людовику XVI, когда в 1789 г. начались первые массовые недовольства. Сбежав из Версаля, который был особенно ненавистен людям, он с супругой Марией-Антуанеттой приезжает в шато, чтобы укрыться от негодующих масс. Тут чета находилась вплоть до конца лета 1792 г., пока не стало слишком «жарко», а затем попыталась сбежать в Варенн.

Как известно, попытка не удалась, и монархия была свержена. Этому событию способствовали и секретные бумаги с царской перепиской, добытые из тайного хранилища и обнародованные в ноябре, что послужило одной из причин скорой казни монарха.

Кто дает парижские названия сегодня

Начиная с конца XVIII века в течение без малого двух столетий правом давать парижским улицам названия был наделен префект департамента Сена (в состав которого входил Париж), но его решения нуждались в одобрении министра внутренних дел, иначе говоря, городские власти не могли самостоятельно решать вопросы наименований и переименований, последнее слово оставалось за центральной властью. Это было связано с особым статусом Парижа, который был изменен лишь законом от 31 декабря 1975 года. Согласно этому закону Париж стал подчиняться общему праву (хотя некоторые местные отличия в его муниципальном устройстве все равно сохранились). С марта 1977 года у Парижа есть избранный мэр (которого город не имел с 1871 года), а решения о наименованиях и переименованиях улиц принимает Совет Парижа (местный муниципальный совет).

В настоящее время в Париже более шести тысяч улиц, и описать их все до единой в рамках данного издания невозможно. В нашем перечне улиц около тысячи. При отборе мы отдавали предпочтение улицам исторического центра, имеющим любопытную историю переименований. Улицы, в названиях которых фигурирует русская тематика, включены в отдельный перечень, помещенный в конце книги; в общем списке даны отсылки к нему. (…)

Улицы в перечне расположены в алфавитном порядке. Вначале указывается название улицы по-русски и в скобках по-французски; затем дата, когда улица была проложена, история переименований, дата, когда улица получила современное название; в конце статьи в скобках обозначен номер округа. Если в статье об одной улице упоминается другая, которой посвящена отдельная статья, ее название выделяется полужирным. Поскольку подавляющее большинство деятелей, давших имена улицам и площадям, — французы, при их упоминании прилагательное «французский» опущено. Улицы, в названиях которых использована русская тематика, выделены в отдельный список, помещенный в конце книги. (…)

Наша книга — не столько о географии, сколько об истории, не столько о пространстве, сколько о словах, поэтому интересующихся топографической стороной дела мы отсылаем в интернет, к Google-картам.

При Наполеоне

При Наполеоне на карту Парижа сначала возвратились улицы, в названиях которых фигурировало слово «святой», а затем из названий исчезли революционные Свобода, Равенство и Права Человека (набережная Равенства вновь стала Орлеанской, улица Закона — улицей Ришелье, а набережная Свободы превратилась в набережную Бетюна).

Некоторые революционные переименования (такие, как Тионвильская улица вместо улицы Дофина) были отменены в начале эпохи Реставрации (1814). От революционной поры на карте Парижа остались улицы Лилльская и Жан-Жака Руссо, а также набережная Вольтера. При Империи многие улицы получили названия в честь побед, одержанных Наполеоном; на карте Парижа до сих пор присутствуют Аустерлицкая набережная, улицы Ульмская и Абукирская, Иенский проспект и др.

Наполеон запечатлел в названиях улиц память не только о своих товарищах по оружию, но и о военачальниках прошлых веков: Ловандале, Ассасе и др. Кроме того, он начал возвращать на парижские улицы национальную историю — однако не сравнительно недавнюю, а более древнюю, от Средних веков до XVI века. При Первой империи в Париже появляются улица Хлодвига, Марии Стюарт, Сюлли и т.д. Имена, связанные с королевской властью Бурбонов (Людовик XV, Людовик XVI, герцог Энгиенский и др.), вновь получили доступ на карту Парижа только после 1814 года, когда Бурбоны возвратились на французский престол. Некоторые «наполеоновские» названия в эпоху Реставрации исчезли с карты Парижа (Аустерлицкая набережная стала Больничной, Иенский мост — мостом Инвалидов, а улица Маренго — Шарантонской улицей), однако многих новых улиц, проложенных при Наполеоне и названных в честь его побед (таких, как улицы Риволи и Ульмская, Клебера и Пирамид), изменения не коснулись.

На санях по Парижу

По Сене драгоценные глыбы доставили в центр Парижа

В мае 1849 года камни из Карелии со всей осторожностью перекантовали на деревянные сани. На колесной тележке везти их было опасно: гигантская тяжесть могла продавить мостовую и повредить водопроводные и канализационные трубы

Дюжина дюжих рабочих, вращая рукоятки двух воротов, потащили сани к Дому инвалидов. Этот огромный комплекс в центре Парижа был в свое время построен специально для ветеранов (тогда их называли инвалидами) войны. От набережной до Собора Дома инвалидов шокшинский камень полз ровно две недели. Катки из крепчайшего вязового дерева щепились под его тяжестью и каждый день требовали замены. 30 мая глыба была поставлена в приготовленную для нее каменотесную мастерскую.

Пиратское оружие Петра I. Чем Олонецкая верфь снабжала русский флот
Подробнее

Музей ордена Освобождения

Этот музей создавался в честь ордена Освобождения, а вернее его кавалеров. На местности в 1 тыс. кв. м разместились 3 галереи и 6 больших комнат, вместивших более 4 000 экспонатов: вооружение, военная форма, взятые в бою знамена стран Европы и Египта, важные документы, листовки и прочая подпольная пресса.

Музей ордена Освобождения

За весь срок существования ордена Освобождения, а учредил его Шарль де Голль в ноябре 1940 г., награждены лишь 1061 человек. Из них только 6 женщин, 44 иностранца (Уинстон Черчилль среди них), а наиболее молодыми кавалерами стали Матюрен Энрио 14-и лет и Лазарь Питкович 16-и лет.

Награда присуждалась членам группы Сопротивления периода Второй мировой. С 1945 г. она имела аналогичные преимущества, как и орден Почетного легиона, а в 1967 г. Дворец Инвалидов стал местом, где открылся музей в честь кавалеров ордена, где можно увидеть список всех награжденных героев.

Учредителю и постоянному магистру ордена – Шарлю де Голлю, отведен отдельный зал, который назван Залом Чести. Тут хранятся документы со Второй мировой и рукописи, а жемчужиной считается цепь генерала, как истинное произведение искусства. В ней 9 крупных звеньев чередуются с 10-ю лотарингскими крестами, покрытыми лазурной финифтью, а в центральной части продолговатый черный кулон с крестом. Все звенья цепочки украшены наименованиями территорий, пребывающих в то время во владении Французской империи.

Музеи Большого дворца

На фронтоне Гран Пале можно прочитать: «Здание посвящается Республикой славе французского искусства». Но что сразу бросается в глаза, это венчающие оба хода медные квадриги, придуманные Жоржем Ресипоном. Та, что обращена к Елисейским полям, называется «Бессмертие, обгоняющее время», а на Сену смотрит «Гармония, побеждающая раздор».

Музей Большого Дворца

Внутри посетители могут побывать в двух музеях. Отправившись в западное крыло, попадете в Музей изобретений и новаторских находок. В северной части здания удивительные экспонаты представляет Художественная галерея. Еще есть южное крыло, отданное под русскоязычный факультет Сорбонны, где помимо семинаров и лекций по искусствоведению организовываются разные выставки.

В залах радуют взор восхитительные скульптуры, редкие гравюры, фотографии, зарисовки, полотна знаменитых художников, причем как старой школы, так и современников. Сюда принимают только достойные работы, поэтому попасть на экспозицию в Большой дворец очень сложно.

Кроме этого в салоне представлены потрясающие в своей чистоте и красоте драгоценные камни и бесподобные украшения. Посетителям покажут эволюцию ювелирного искусства, начиная от великих монголов до махараджей, собранных в коллекции Аль Тани, составленной из предметов престижных учреждений и частных владений.

Насладившись блеском игривых самоцветов в обрамлении благородных металлов, отправляйтесь в Музей изобретений, где собраны сокровища совсем иного рода. В нем любопытно посмотреть на последние достижения французской науки, посетить планетарий и познакомиться с редкими артефактами Земли и вселенной. Экспозиции покажут, что точные науки могут быть интересными, а школьникам в увлекательной форме продемонстрируют на практике теорию, усвоенной ими на уроках.

Особое время начинается в декабре и январе, когда на площадке под стеклянным куполом заливают огромный каток, и желающие могут попасть на ночное представление, которое проходит три раза в неделю и длится до 2-х ночи.

Также тут постоянно устраиваются модные показы известных модельеров, книжные ярмарки, концерты и даже конные шоу.

Как добраться до Дома Инвалидов

Доехать можно на такси, автобусе, городском метро или линии пригородного сообщения (RER).

  • Автобусы: 92, 87, 83, 82, 80, 69, 63, 28 или 93 до станции Invalides.
  • Метро:

    • Линия 8, станция метро Дом инвалидов Парижа (Invalides) или Latour-Maubourg;
    • Линия 13, станции Saint François-Xavier, Varenne.
  • Линия пригородного сообщения: станция Invalides, ветка C.

Впечатляющий своим масштабом Дом инвалидов — парижская достопримечательность, которую необходимо посетить обязательно, чтобы понять кто такие французы и почему они имеют такую историю, которая очень тесно связана с Восточной Европой.

Дом Инвалидов на карте Парижа:

Музей ордена Освобождения

Этот музей создавался в честь ордена Освобождения, а вернее его кавалеров.

На местности в 1 тыс. кв. м разместились 3 галереи и 6 больших комнат, вместивших более 4 000 экспонатов: вооружение, военная форма, взятые в бою знамена стран Европы и Египта, важные документы, листовки и прочая подпольная пресса.

За весь срок существования ордена Освобождения, а учредил его Шарль де Голль в ноябре 1940 г., награждены лишь 1061 человек. Из них только 6 женщин, 44 иностранца (Уинстон Черчилль среди них), а наиболее молодыми кавалерами стали Матюрен Энрио 14-и лет и Лазарь Питкович 16-и лет.

Награда присуждалась членам группы Сопротивления периода Второй мировой.

Учредителю и постоянному магистру ордена – Шарлю де Голлю, отведен отдельный зал, который назван Залом Чести.

Тут хранятся документы со Второй мировой и рукописи, а жемчужиной считается цепь генерала, как истинное произведение искусства.

В ней 9 крупных звеньев чередуются с 10-ю лотарингскими крестами, покрытыми лазурной финифтью, а в центральной части продолговатый черный кулон с крестом.

Все звенья цепочки украшены наименованиями территорий, пребывающих в то время во владении Французской империи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector