Версальский дворец: роскошь и унижения

1. Строительство

Вид на дворец из парка

1.1. Охотничий замок

История Версальского дворца начинается в 1623 году с очень скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца на территории, купленной у Жана де Суази (Jean de Soisy), чья семья владела землями с XIV века. Охотничий замок находился в том месте, где сейчас располагается мраморный двор. Его размеры были 24 на 6 метров. В 1632 году территория была расширена за счёт покупки Версальского поместья у архиепископа Парижского из рода Гонди, и предпринята двухлетняя перестройка.

1.2. Людовик XIV

С 1661 года «король-солнце» Людовик XIV начал расширять дворец, чтобы использовать его как свою постоянную резиденцию, так как после Фрондского восстания проживание в Лувре казалось ему небезопасным. Архитекторы Андре Ленотр и Шарль Лебрен обновили и расширили дворец в стиле классицизма. Весь фасад дворца со стороны сада занимает большая галерея (Зеркальная галерея, Галерея Людовика XIV), которая своими картинами, зеркалами и колоннами производит потрясающее впечатление. Кроме неё заслуживают упоминания также Галерея битв, дворцовая капелла и дворцовый театр.

1.3. Стоимость

Зеркальный зал

Все счета, связанные со строительством дворца, сохранились до нашего времени. Сумма, учитывающая все расходы, составляет 25 725 836 ливров (1 ливр соответствовал 409 г серебра), что в общем счёте составляло 10 500 тонн серебра или 456 миллионов гульденов по 243 г серебра. Пересчёт на современную стоимость практически невозможен. Исходя из цены на серебро в 250 евро за кг, построение дворца поглотило 2,6 миллиарда евро.[источник не указан 579 дней] Исходя из покупательной способности тогдашнего гульдена как 80 евро, строительство обошлось в 37 миллиардов евро.[источник не указан 579 дней] Ставя расходы на построение дворца в соотношение с государственным бюджетом Франции в XVII веке, получается современная сумма в 259,56 миллиардов евро. Почти половина этой суммы израсходована на создание внутренней отделки. Лучшие мастера эпохи Жакоб, Жан Жозеф Шапюи создавали роскошные буазери.[источник не указан 579 дней] Эти расходы распределились на 50 лет, в течение которых шло строительство Версальского дворца, завершённого в 1710 году.

Буазери, скульптурная резьба, позолота, стиль Людовик XIV

Участок будущей постройки потребовал проведения земельных работ в огромном объёме. Рекрутирование рабочих с окрестных деревень проходило с большим трудом. Крестьян принуждали становиться «строителями». Чтобы увеличить число рабочих на строительстве дворца, король запретил всё частное строительство в окрестностях. Рабочих часто завозили из Нормандии и Фландрии. Почти все заказы велись через тендеры, расходы исполнителей, превышающие изначально названные, не оплачивались. В мирные времена к строительству дворца привлекалась и армия. Министр финансов Жан-Батист Кольбер следил за экономностью

Принудительное присутствие аристократии при дворе было дополнительной мерой предосторожности со стороны Людовика XIV, обеспечивавшего себе, таким образом, полный контроль над деятельностью аристократии. Только при дворе было возможно получить чины или посты, а кто уезжал, терял свои привилегии

Режим работы в 2019 г.

Все стремятся в Версаль чтобы посмотреть фонтаны. Но в отличие от Петергофа, фонтаны Версаля работают только в определенные дни и часы в летний период (). В эти же дни наблюдается особенно большое количество туристов во дворце. Поэтому если Вы уже видели фонтаны и хотите посетить только дворец, то лучше выбирать дни когда фонтаны не работают.

Если Вы хотите посмотреть в один день фонтаны и дворец, то лучше покупать билет «Passport» на заранее. Иначе Вам надо будет отстоять две очереди — в кассу и непосредственно во дворец, что займет не менее двух часов.

Обратите внимание, что большинство фонтанов работают только один час утром и 2,5 часа вечером. Чтобы успеть осмотреть их все (пока их не выключили) надо иметь довольно хорошую физическую форму, поскольку они находятся довольно далеко друг от друга

Также рекомендуем запастись заранее электронной оффлайн картой на смартфон, чтобы быстро передвигаться между фонтанами, а также выбрать те, которые Вам наиболее интересны. Билет «Passport» дает право только на один проход в парк. То есть посмотреть фонтаны с утра, потом дворец, а потом вернуться в парк не получится (без доплаты).

Наиболее безумные толпы народу в субботу и воскресенье между 12:00 и 15:30. В это время дворец наполнен туристами из Азии, которые ведут себя очень нагло. Плотность посетителей близка к московскому метро в час пик. Поэтому дворец лучше смотреть утром или вечером, а еще лучше — в будние дни.

Посещение парадных залов дворца займёт около двух часов. Прослушивание всего аудиогида по дворцу может растянуться на день. На осмотр самых красивых фонтанов Версаля можно отвести 3 часа, а чтобы обойти все уголки парка, включая Трианон и музей карет — целый день.

  • В летний период (с 1 апреля по 31 октября)
    • Дворец
      • С 9:00 до 18:30, касса закрывается в 17:50
      • Выходной день понедельник
      • 1 мая музей не работает
    • Парк (главный вход)
    • Фонтаны Версаля летом 2019 года включают:

      • с 6 апреля по 27 октября по субботам и воскресеньям 11:00–12:00 и 15:30–17:00
      • с 21 мая по 25 июня по вторникам, а также: 19 апреля, 8 мая, 30 мая и 15 августа 11:00–12:00 и 14:00–16:00
  • В зимний период (с 1 ноября по 31 марта)
    • Дворец
      • С 9:00 до 17:30, касса закрывается в 16:50
      • Выходной день понедельник
      • 1 января и 25 декабря музей не работает
    • Парк (главный вход)
      • Ежедневно с 8:00 до 18:00. Последний вход в 17:30. Может быть закрыт во время снегопадов и сильных ветров
      • Фонтаны в зимний период не работают!

Стоимость строительства

Один из самых интересных вопросов, касающихся Версальского дворца, это стоимость его строительства. При этом дать однозначный ответ очень сложно, хотя сохранилось большинство финансовых документов.

Первоначальная перестройка охотничьего домика финансировалась на личные средства Людовика XIV, король в то время являлся феодалом, имел личные земельные наделы с которых получал прямой доход. Но потом строительство начало финансироваться, в том числе, из государственного бюджета.

Определенную часть предметов интерьера сложно выразить в какой-либо стоимости, так как они являются уникальными произведениями искусства. Но, исходя из общего количества затраченных денег, все же можно вывести несколько методик подсчета:

  • Самая простая и наименее точная – простой пересчет количества серебра по современным ценам на этот металл, она дает сумму около 2,6 миллиардов евро, что явно далеко от реальности.
  • Другая методика предполагает подсчет данных о покупательской способности тогдашней валюты и расчет сметы Версаля уже на основе этих данных, по ней общая затраченная на дворец сумма – 37 миллиардов. Вероятно, это наиболее точная сумма, так как можно предположить, что в современном мире за 37 миллиардов евро возможно построить похожий дворец.
  • Третья методика более спекулятивна, она предполагает сравнение затрат с государственным бюджетом и дает сумму в почти 260 миллиардов евро, что, несмотря на богатство дворца, все же выглядит
    завышенным. При всем этом стоит учитывать, что затраты не были одномоментными, а растянулись на 50 лет строительства.

Значимые эпизоды в истории Версаля

Хотя в качестве резиденции Версальский дворец использовали непродолжительное время, он сыграл значимую роль для страны – в 19 веке получил статус национального музея, куда перевезли многочисленные гравюры, портреты, картины.

С поражением во Франко-прусской войне хоромы перешли в собственность немцев. Они избрали Зеркальный зал для провозглашения себя Германской империей в 1871 году. Французы были задеты выбранным местом, поэтому после поражения Германии в Первой мировой войне, когда Версаль был возвращен Франции, мирный договор подписали в том же помещении.

С 50-х годов 20 века во Франции появилась традиция, по которой все приезжающие главы стран должны были встречаться с президентом в Версале. Только в 90-х годах было решено отойти от этой традиции из-за большой популярности Версальского дворца у туристов.

Где остановиться[править]

Дёшевоправить

12  Утопия Версаль (Huttopia Versailles). Неплохое местечко для проживания, в лесу и очень близко к (ж/д) станции RER. Идеально для семей, так как есть кемпинг и бассейн. Сдаётся много мест (коттеджи, палатки). Wi-Fi за небольшую плату. 

12  Отель Блё Франс Эраньи (Hotel Bleu France Eragny), Rue des Pinsons 95610 Eragny (Cergy Pontoise) (на автодороге N184 у Cergy Pontoise по дороге в Версаль).  +33 1 30378600.  checkin — 13:00; checkout — 11:00. €55-71. Двухзвёздная гостиница. 42 комфортабельных номера с рестораном. 

12  Отель Ля Шомьер Лоджис де Франс (Hotel La Chaumière Logis de France), 1 bis, rue des Pléiades 78130 Les Mureaux (сразу возле съезда 8 с автодороги A13 по дороге в Версаль).  +33 1 34747250.  checkin — 13:00; checkout — 11:00. €61-65. Двухзвёздная гостиница с рестораном. 

12  Отель Ле Жарден д’Эпон (Hotel Les Jardins d’Epône), 220, av de la Mauldre 78680 Epône (сразу возле съезда 10 с автодороги A13 по дороге в Версаль).  +33 1 30956870.  checkin — 13:00; checkout — 11:00. €59-61. Отличная гостиница и ресторан. 

12  Отель Меркюр Версаль Парли 2 (Hotel Mercure Versailles Parly 2), rue de Marly-le-Roi.   +33 1 39551141, +39 041 5246777(fax).  

Средней стоимостиправить

12  Ибис Шато де Версаль Отель (Ibis Chateau de Versailles Hotel) (in the centre of town). В гостинице 85 номеров с кондиционером, три из которых приспособлены под людей с ограниченными возможностями. Кругосуточный бар, бесплатная парковка, Wi-Fi. Замечательное местечко для туристов, останавливающихся на все выходные. 

Дорогоправить

12  Пуллман Версаль Шато (Pullman Versailles Chateau). Роскошный отель в нескольких минутах от многих достопримечатеьностей, одна из которых — Версальский дворец. Имеется бассейн, ресторан, кафе LM Cafe со средиземноморской кухней, круглосуточное обслуживание номеров, бесплатный доступ в Интернет, бар, круглосуточный фитнес-центр и сауна. 

12  Резиданс дю Берри (Residence Du Berry). Это место, где следует остановиться, если хотите ощутить атмосферу веков в сочетании с удобствами современного роскошного отеля. Поблизости много магазинов и ресторанов, а Версальский парк (Parc de Versailles) находится в 5 минутах ходьбы. 

История создания

Небольшой охотничий замок в старинной деревушке Версаль, расположенной всего лишь в 15 километрах западнее Парижа, возник в царствование Людовика XIII. Отца правившего впоследствии столь долго «Короля-Солнца», Людовика XIV, в 1624 году.

В 1632-1638 году замок в Версале по проекту архитектора Филибера Де Руа превратили в небольшой дворец П-образной формы. Заметим, что при последующих многочисленных перестройках здания, эта часть стала центром композиции, вокруг которой постепенно прирастали флигеля.

Эпоха Людовика XIV

В 1661 году, после смерти кардинала Мазарини, правившего Францией в роли первого министра фактически единолично, король Людовик XIV пересматривает роль Версаля. В голове монарха, наконец-то получившего реальную власть, рождается идея о превращении небольшого дворца в грандиозную резиденцию. Причем ее расположение вне пределов Парижа, столицы Франции, совсем не случайно.

Король словно противопоставляет себя сердцу нации, ее самому крупному городу. Заявляя, что именно он теперь будет центром Вселенной для французов.

Впрочем, официальное превращение Версаля в центр притяжения немного откладывается: лишь в 1682 году сюда окончательно переезжает двор. До этого монарх проживал в Тюильри. Ныне не существующем дворце, замыкавшем собой внутренний двор Лувра.

Масштабное строительство в Версале начинается с 1669 года. Именно тогда архитектор Луи Лево существенно увеличивает прежнее, довольно скромное здание, за счет удлинения боковых крыльев. И ныне обрамляющих Мраморный и Королевский дворы.

Следующий период в строительстве Версальского дворца начинается после Неймегенского мира, в 1678 год. Руководит постройкой другой выдающийся архитектор, Жюль Ардуэн Мансар (Лево умер в 1670 году).

При Мансаре здание получает наиболее значительное приращение. Возникают северный и южный флигеля-крылья, создается знаменитая Большая, позже названная Зеркальной, галерея в центральной части здания. Достраиваются министерские корпуса, обрамляющие уже третий по счету внутренний двор комплекса, Министерский.

Одновременно с этим выдающийся ландшафтный архитектор, Андрэ Ленотр создает регулярный парк. А декоратор Шарль Брюн руководит отделкой внутренних покоев.

Очередной этап строительства, последний в царствование Людовика XIV, начинается на сломе веков, в 1699 году, и заканчивается в 1710. В результате перестраивается ряд внутренних интерьеров, возникает красивейшая Королевская капелла. Задуманная Мансаром и оконченная Робертом де Котте придворная церковь по сей день используется во множестве исторических фильмов на тему французской монархии.

Большой Трианон

Нельзя не упомянуть и постройку в парке отдельного дворца для фаворитки Короля, маркизы де Монтеспан. Назвали его просто и без изысков – Большим Трианоном (Trianon по-французски означает павильон).

Впоследствии, во времена Первой империи, Трианон превратил в одну из официальных резиденций император Наполеон

Регенство

После смерти старого короля в 1714 году двор перебрался в Париж. А в Версале стали селить делегации иностранных государств – пускали “пыль в глаза”.

В 1717 году здесь, например, гостил  русский царь Петр I. Впоследствии воплотивший многое из увиденного в Петергофе под Санкт-Петербургом.

Людовики XV и XVI

Французский двор вернулся в Версаль в 1722 году, после смерти регента, Филиппа Орлеанского. Переделки обширного дворца до серединs XVIII время, в общем, были незначительными. И в основном касались интерьеров.

Для фаворитки Людовика XV, мадам де Помпадур,  в обширном дворцовом саду строится дворец Малый Трианон, Le Petit Trianon (1762-1768). В 1763-1770 годах композицию Большого Версальского дворца завершает здание Оперы по проекту Жака Анжа Габриэля (фланкирует северный фасад).

При Людовике XVI дворец Малый Трианон, подаренный им супруге, Марии-Антуанетте, превратился в изысканную жемчужину изящного и недолго просуществовавшего архитектурного стиля рококо.

А возникшая рядом деревня имени королевы стала первым в Европе образцом пасторальной архитектуры. Своеобразным возвратом к “корням”, попыткой развлечь высшее обществом игрой в “обычную жизнь”.

После Революции

Во времена Французской революции Версальский дворец лишился части своего внутреннего убранства, но здания остались стоять. После реставрации монархии, в 1837 году, король Луи-Филипп указом превратил бывшую резиденцию в национальный музей.

Впоследствии дворец дважды (в 1871 и 1940 годах) видел германские войска. В 1871 году в Зеркальной галерее Вильгельм I был провозглашен императором Германии. Здесь же в 1919 году подписали Версальский мирный договор, окончивший Первую Мировую войну.

Фасад Лувра

В 1665 году главный министр Людовика XIV Жан Кольбер пригласил в Париж самого известного архитектора и скульптора итальянского барокко Джан Лоренцо Бернини , чтобы предложить проект нового восточного крыла Лувра , расположенного на восточной стороне здания. Кур Карре (Квадратный двор). Этот дизайн согласовал бы архитектуру Парижа с итальянским стилем барокко. Однако в конце концов Луи обратился к французским дизайнерам. Он хотел, чтобы дизайн был явно французским, а не копией итальянского стиля. В апреле 1667 года он дал поручение комитету Petit Conseil, состоящему из Луи Ле Вау , Шарля Ле Бруна и Клода Перро , и эти трое мужчин вместе спроектировали новый фасад. Он представлял собой гигантский орден , то есть длинный ряд двойных колонн высотой в два этажа, покоящихся на вершине массивного нижнего уровня с высокими окнами с сегментарными арками, смоделированными по образцу тех, которые использовались для крыла Леско в стиле эпохи Возрождения . У него была плоская крыша, скрытая балюстрадой , с треугольным фронтоном в центре над главным входом. В 1668 году было принято решение увеличить ширину южного крыла вдвое, в результате чего на юге был построен новый фасад, обращенный к Сене . Перро также спроектировал новый фасад во внутреннем дворе, обращенном на запад, и соответствующий новый фасад на севере.

Особенности Версаля

Людовик хотел как можно скорее получить свой дворец (на то были и политические, и личные причины). Вот только спешка сказывалась на качестве работы. Известно, что по построенному Версалю часто гуляли сквозняки, а камины порой вовсе не желали разжигаться. Но, как мне кажется, для Короля-Солнце эти аспекты имели второстепенное значение. Главное — сам дворец преобразился немыслимым образом.

Кстати, в 1717 году Версаль посетил Пётр Первый. Он был настолько потрясён увиденным, блистательной роскошью и красотой, что по возвращению в Россию начал вплотную заниматься совершенствованием Петергофа.

Луи Эрнан «Встреча Петра I и Людовика XV в Версале»

У Версаля была одна интересная особенность. Его парк предназначался не только для членов королевской семьи, но и для всех желающих прогуляться и полюбоваться красотой. Правда, для этого требовалась хорошая одежда. Если же у посетителя Версаля её не было, он мог взять наряд в аренду на входе в парк. Благодаря такому дресс-коду каждый, кто гулял по садам, выглядел элегантно и опрятно.

Людовик XIV стремился, чтобы Версальский дворец отражал безграничность его власти и богатство Франции. Материалы для строительства доставляли со всей страны, а сам Версаль до сих пор поражает великолепием.

Пьер-Дени Мартин «Людовик XIV в спальне короля в Версальском дворце»

Этот дворец неспроста называют “живым”. Он преображался и менялся при последующих монархах, продолжал развиваться и расти. Однако именно по инициативе Короля-Солнце охотничий замок превратился в одно из самых величественных творений человека.

История

В 1661 году молодой король Людовик XIV решил построить дворец вдали от Парижа на месте угодий своего отца Людовика XIII. Лучшие мастера Европы Луи Лево (архитектор), Андре Ленотр (садовник) и Шарль Лебрен (художник) исполнили желание короля Солнце, создав самый большой дворец в Европе.

Ленотр разбил великолепный парк, Лево, не разрушая небольшого дома Людовика XIII, построил королевскую резиденцию, а полотна Лебрена и выполненная им внутренняя отделка дворца показали абсолютное превосходство короля и королевской власти.

Строение и сейчас поражает своим богатством и размерами. В нём около 3500 комнат, а площадь этого грандиозного сооружения составляет около 6 га. Более 3000 слуг, министров и придворных окружали короля и его семью.

На сооружение дворца Версаля были потрачены колоссальные средства, хотя при его строительстве соблюдался принцип экономии: так, первоначально в здании не было предусмотрено ни одной уборной, а многие камины были декоративными. Если бы строительство велось сейчас, то оно бы обошлось в четверть триллиона евро.

Дворец Версаля с его великолепными залами и садами воплощает в себе роскошь, царившую при дворе Людовика XIV. Первый этаж здания представляет собой высокий руст, второй этаж подчеркнут колоннами. Карнизы здания украшены статуями, плоские крыши скрыты балюстрадой, над которой возвышаются декоративные вазы.

Для посетителей открыты около 1000 комнат дворца Версаля, но понятно, что осмотреть их все за один день невозможно. Среди самых знаменитых залов для туристов доступны Зеркальный зал и капелла Святого Людовика, Большие и Малые королевские покои, Зал Битв и Королевская опера.

Предлагаемый сервис

Чтобы быстрее перемещаться по обширной территории комплекса, можно арендовать велосипед за 6 евро, сигвей, электромобиль (при наличии международных прав) или за 7,5 евро проехаться от Шато до Трианонов на туристическом электропоезде.

Посетителям предлагают взять напрокат лодку, и совершить приятную прогулку по Маленькой Венеции и Большому каналу.

Если устали и проголодались, перекусить можно в кафе с открытой верандой. В нескольких точках предлагают взять соки, картошку и прочие закуски на вынос, а желая посидеть с комфортом, загляните в рестораны возле живописных мест сада.

Побывать в самом Версале – это мечта, которая исполняется раз в жизни, и далеко не у всех, а потому в память о поездке хочется сохранить сувенир. В магазине музея можно купить свечи, книги, альбомы, гобелены для подушек с оригинальной вышивкой, сумки, медали и монеты, посуду, статуэтки, даже баночку малинового джема в подарочной коробке и прочие предметы.

Дебют купола

Главным нововведением религиозной архитектуры французского барокко было введение купола или купола над центральным нефом, стиль, импортированный из итальянского барокко. Прототипом послужил купол церкви Джезу в Риме работы Джакомо делла Порта (1568–1584). Первой парижской церковью с куполом была часовня, фасад которой сейчас находится во дворе Высшей школы изящных искусств на улице Бонапарт в Париже. Следующий, более крупный купол был построен в Эглиз Сен-Жозеф-де-Карм (1613–1620 гг.) В том же районе. Более крупный и еще более впечатляющий ранний купол был построен Франсуа Мансаром для церкви Святой Марии (1632–1634 гг.).

Еще один новаторский купол был построен Жаком Лемерсье для колледжа Сорбонны в начале 1635 года. Этот дизайн представлял собой полусферический купол на высоком восьмиугольном барабане, первый в своем роде во Франции, с четырьмя небольшими куполами в углах греческого креста наверху. колонны коринфского ордера на фасаде.

Более крупный и более высокий купол модели итальянского барокко был начат Франсуа Мансаром , затем Жаком Лемерсье и завершен Пьером Ле Муэ для часовни королевского госпиталя и аббатства Валь-де-Грас (1645–1665). Фасад состоит из двух уровней колонн и фронтонов и перистиля из отдельных колонн, а купол украшен множеством сводов, ребер, статуй, контрфорсов и орнаментов, что делает его самым итальянским из французских куполов.

Во второй половине 17 века были заложены еще два важных купола. Часовня Коллеж Четырёх Наций (ныне Институт Франции по Лево и Франсуа д’Орбэ (1662-1668) была построена с завещанию от кардинала Мазарини через Сену от Лувра, и содержит его могилу. Самым грандиозным из куполов был Дом Инвалидов , часовня для госпиталя для ветеранов войны, построенная Жюлем Ардуэном-Мансаром (1677–1706) как символ благотворительности и воинской славы. Купол установлен на церкви. в виде походного креста. Куб здания увенчан цилиндрической колонной из двух барабанов, что придает куполу исключительную высоту. Сам купол богато украшен скульптурой на антаблементах, а также орнаментами из позолоченной бронзы между вертикалями. ребра купола.

Цветовая гамма

Очень сложно выделить какие-то конкретные цвета, характерные для такого оформления. Здесь и блеск полированного мрамора, венецианская штукатурка самого высокого класса, и цвета натуральной древесины дорогих пород. Единственные оттенки, совершенно неприемлемые в подобной отделке — современные «кислотные» тона. Общая цветовая гамма немного приглушенная, с обилием белого и золотого.

Для обоев лучше выбрать веселые праздничные расцветки – сиреневый, бирюзовый, синий и зеленый окажутся к месту. Рисунок должен быть в виде разнообразных вензелей и растительного плана, золотых оттенков. Если это покрытие пола, то лучше всего будет паркет или камень натуральных тонов, а потолки оформляются белым, с большим количеством позолоты на выделяющихся объемных украшениях – молдингах, лепнине и карнизах.

Музей Ламбине


Музей Ламбине. | Фото: tyalis_2 / Flickr.

Если говорить о недостатках Версаля, то на ум сразу приходят толпы туристов и бесконечные очереди. Тем более приятно вам будет узнать, что в Версале есть места, где бывает относительно спокойно. Музей Ламбине – яркое тому доказательство.

Музей Ламбине находится на бульваре Рейн, в особняке, построенном для Жозефа-Барнабе Поршона – одного из строительных подрядчиков Людовика XV.

В музее собрано более 550 экспонатов, включая керамику, музыкальные инструменты, мебель и картины таких художников, как Альфред Сислей – все они так или иначе посвящены истории Версаля.

В коллекции также представлены оригинальные артефакты, посвященные теме Революции, включая несколько портретов двух ее главных героев, Жана-Поля Марата и Шарлотты Корде.

Адрес: Musée Lambinet, Boulevard de la Reine, Версаль, Франция.

Строительство Версальского Дворца под руководством Людовика XV

К моменту, когда после смерти короля-солнце в 1715 г. на трон взошел пятилетний Людовик XV (по прозвищу Возлюбленный), Версальский дворец уже впечатлял величественной архитектурой, обширными площадями и царским внутренним убранством. Посетивший в 1717 г. Францию Петр I не скрывает восторга от увиденного и, рассматривая особняк с прилегающим к нему парком, загорается идеей построить нечто подобное в Петербурге.

Версаль

При Возлюбленном с архитектурным комплексом тоже происходят значительные перемены, хотя и не столь колоссальные, как при его родителе.

Первое, что он сделал, это завершил салон Геркулеса. При нем также появились Покои Мадам, Дофина и его жены, а еще Малые Покои Короля на нижнем, втором и третьем уровнях.

Примечательными его достижениями были признаны завершенные Малый Трианон, зал Оперы и демонтаж Лестницы Послов, ведущей в Большие Королевские Покои, ради обустройства на ее месте комнат принцесс.

Что касается парка, то в отличие от Людовика XIV, его сын немного уделял внимания парку, и единственным существенным его элементом стал бассейн Нептуна, построенный в 1738-1741 годах. Радикальные перемены в парковой зоне произошли уже при Людовике XVI, поскольку за сотню лет деревья успели засохнуть, а необходимость в омоложении зеленых насаждений потянула за собой новые грандиозные дизайнерские идеи.

Кульминацией новаторских идей в последние годы его правления стало переоборудование помещений по совету ведущего зодчего Габриэля – со стороны города фасад должен был принять классический вид. Работы по этому проекту продолжались вплоть до ХХ столетия.

Хитрые фонтаны

Экономили не только на постройке дворца, но и на содержании фонтанов. В архиве королевского дома хранится записка мастера Дени, который дает советы мальчишкам-подмастерьям, как действовать, когда в саду прогуливается король. Воды всегда не хватало, но хитрый Дени смог устроить все так, чтобы монарх думал, что фонтаны работают бесперебойно: «Если Его Величество появится со стороны пруда, воду следует подать в Пирамиду, на Водяную аллею и в Дракона.

Необходимо принять все меры, чтобы они били наилучшим образом, доколе находятся в поле зрения короля. Убедившись, что Его Величество скрылся из виду, мальчик, что дежурит у Пирамиды, должен оставить здесь лишь столько воды, чтобы ее хватило на «водяное полотнище». Именно сады Версаля вдохновили Петра I построить собственный дворцовый комплекс в Петергофе.

Приложения

О других проектах Викимедиа:

Версальский парк , на Викискладе?

Список используемой литературы

Людовик XIV и Симона Хуг ( ред. ), « Путь показа садов Версаля Людовиком XIV» , Париж, Éditions Réunion des Musées Nationaux,1992 г., 104  с. ( ISBN  978-2-7118-4224-7 )

  • Стефан Пинкас и Мэривон Жилот , Версаль, Французский сад , Париж, Éditions de La Martinière ,1995 г., 278  с. ( ISBN  978-2-7324-2092-9 )
  • Доминик Гарриг , Сады и садовники Версаля в Великом Сикле , Париж, Éditions Champ Vallon,2001 г., 386  с.

Леса и зеленые насаждения в Ивелин

Региональный природный парк Haute Валле — де — Шеврез Региональный природный парк  • Vexin Региональный природный парк Французский

NFB

Лес Рамбуйе Эспас Рамбуйе  • Лес Сен-Жермен-ан-Ле  • Марлиский лес  • Лес Дурдан  • Лес Медон  • Версальский лес  • Лес Фосс-Репо  • Лес Порт-Рояль  • Лес Буа-д ‘ Арси  • Лес Бейнс  • Горный хребет Отиль  • Лес Морепа  • Лес Лувесьенн
Региональные леса
Агентство зеленых насаждений
Рони лес  • Лес Верней-сюр-Сен  • Поле Port Royal Елисейские  • Конец Мира Плен  • Flicourt домена  • Домен Роланда суда
Леса и ведомственные парки
Ведомственный совет
Лес Аббекур  • Боплан домен  • Древесина Chauveaux  • Лес Flambertins  • Дерево галльского  • Лес Madeleine  • Лес Méridon  • Лес Великий Лес  • Древесина мшистый  • трава Народного парк  • Лес Rolleboise  • Лес Ronqueux  • Лес Сент-Аполлин  • Лес Tailles д» Эрблэ  • Древесина Taillis  • Лес терьеров  • Лес Продажа  • Булонский Villevert  • Ведомственные парк петли Montesson
Парки и сады Дендрарий Версаль-Шеврелуп  • Дендрарий Гриньон  • Пустыня Рец  • Национальная усадьба Марли-ле-Руа  • Петли на острове Сены для отдыха  • Остров для отдыха Сен-Кантен-ан-Ивелин  • Остров Валь-де-Десур-Сен  • Жардин Эг-Флоре  • Сад Гогота  • Сады мадемуазель де ла Валлиер  • Сад Йили  • Парк де Версаль  • Парк Бальби  • Парк Мейсонье  • Парк де л’Осера  • Парк де Сутур  • Парк источников де ля Биевр  • Зоологический заповедник Соваж
Замечательные деревья Дерево Диана  • Каштаны Tournebride  • Английский дуб  • Девственный дуб

Всемирное наследие во Франции

Культурный

Базилика и холм Везле  (1979)  · Шартрский собор  (1979)  · Мон-Сен-Мишель и его залив  (1979)  · Версальский дворец и парк  (1979)  · Доисторические места и украшенные пещеры долины Везер  (1979))  · Цистерцианское аббатство Фонтене  (1981)  · Арль, римские и римские памятники  (1981)  · Амьенский собор  (1981)  · Дворец и парк Фонтенбло  (1981) · Античный театр и его окрестности и »  Триумфальная арка  » апельсина (1981) · От больших солеварен Салин-ле-Бен до Королевских солеварен в Арк-э-Сенан , производство открытой соли (1982 г.) · Аббатство Сен-Савен-сюр-Гартемп  (1983 г.) · Площади Станислава , Каррьер и Альянс в Нанси (1983) · Пон-дю-Гар  (1985) · СтрасбургБольшой остров в Нойштадте , европейский городской пейзаж (1988, 2017) · Собор Нотр-Дам , бывшее аббатство Сен-Реми и дворец Тау , Реймс (1991) · Париж, берега Сены  (1991 г.) · Буржский собор  (1992 г.) · исторический центр АвиньонаПапский дворец, все уши Копал и Авиньонский мост  (1995) · Канал дю Миди  (1996) · Исторический укрепленный город Каркассон  (1997) · Дороги Сантьяго-де-Компостела во Франции  (1998) · Историческое место Лиона  (1998) · Колокольни Бельгии и Франции ( с Бельгией )  (1999 и 2005 гг.) · Юрисдикция Сент-Эмильона  (1999 г.) · Долина Луары между Сюлли-сюр-Луар и Шалон  (2000 г.) · Провен, город средневековых ярмарок  (2001 г.) · Гавр, город, реконструированный Огюстом Перре  (2005) · Бордо, Порт-де-ла-Лун  (2007) · Укрепления Вобана  (2008) · Епископальный город Альби  (2010) · Косс и Севенны, культурный ландшафт агро-средиземноморского скотоводства  (2011) · Доисторические свайные жилища участки вокруг Альп (вместе с пятью другими странами)  (2011 г.) · Горнодобывающий бассейн Нор-Па-де-Кале  (2012 г.) · Пещера Шове  (2014 г.) · Климат виноградников БургундииКото, дома и погреба Шампани  (2015 г.) · архитектурное произведение Ле Корбюзье (с шестью другими странами)  (2016) · TAPUTAPUATEA  (2017) · The C light Ордоуан  (2021 г.)· Крупнейшие водные города Европы (с шестью другими странами)  (2021 г.)                                                                  

Естественный

Залив Порто  : Каланче Пиана , залив Джиролата , заповедник Скандола  (1983 г.)  · Лагуны Новой Каледонии: разнообразие рифов и связанные с ними экосистемы  (2008 г.)  · Питоны, цирки и валы острова Реюньон  (2010 г.)  · тектоническая арена Шейн-де-Пюи — Лиманский разлом  (2018 г.)  · Земли и Южные моря Франции  (2019 г.)

Смешанный

Пиренеи-Мон-Перду  (с Испанией )  (1997)

Всемирное наследие в:

  • Африке
  • Америка
  • Азия
  • Европа
  • Океания
  • Скульптурный портал
  • Портал садоводства и огородничества
  • Портал всемирного наследия
  • Портал Версальского дворца
  • Портал французских исторических памятников
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector