Дворец сан-суси
Содержание:
- Интересные подробности
- История строительства
- Дворцовый комплекс
- Текущее состояние дворца «Сан-Суси»
- Вместе с королем на прогулку
- Картинная галерея
- Строительство дворца
- Внешний и внутренний облик Дворца Сан-Суси
- Что нас ждет внутри?
- Строительство парка
- Прогулка по дворцу
- Архитектура
- Фридрих II Великий
- Достопримечательности Германии: атмосфера парка Сан Суси
- Парк
Интересные подробности
В непосредственной близости с парком хорошо просматривается с разных ракурсов ветряная мельница. Она появилась там раньше, чем началось строительство дворцового комплекса. История ее появления связана с присутствием нидерландцев в Потсдаме. Когда Фридрих уже стал регулярно бывать в Сан Суси, он обнаружил, что мельница ему мешает. Владельцу было предложено то ли убираться подобру-поздорову, то ли продать свое предприятие, не помню как там было. Но факт, что упрямый голландец не согласился сдвинуться с места. Ему пригрозили. И голландец то ли подал в суд на Фридриха, то ли пообещал подать. Его оставили в покое! Говорят, что кто-то из нынешних парламентариев Германии как-то воскликнул:
Демократия! Что вы знаете о демократии? Поезжайте в Сан Суси, посмотрите на мельницу и тогда вы поймете, что такое настоящая демократия
Каково, а?
Мельница Сан Суси
Другая подробность, которая лично мне очень понравилась. В каком-то месте парка в перспективе вдруг замаячили какие-то странные сооружения, они напомнили мне древнеримский форум. Оказалось, я была права (и это немного потешило мое самомнение!). Действительно, следуя своему принципу «без забот» и услаждая свой взор какими-то эстетическими вещами, Фридрих распорядился в отдалении соорудить что-то такое на манер античных древностей. Если подобраться поближе — это бутафорские декорации. Но они не были предназначены для близкого рассмотрения, ими полагалось любоваться издалека!
Вдали — декорации древнеримских руин
И наконец, могила Фридриха. Он настолько любил свой парк, что завещал похоронить его там, без всяких пышных церемоний и склепов. Увы! Воля его не была выполнена. Останки прусского короля перезахоронили уже в наше время. Как он желал: с простым надгробием, рядом с могилами его любимых собак… Но это еще не все! Что обычно приносят на могилу в любой стране? Цветы. На могилу же Фридриха потомки приносят … картофель! В память о том, что именно этот правитель культивировал в Германии названный продукт.
Картофель на могиле Фридриха
Если про другие достопримечательности Германии, а также парки я знаю просто теоретически, что это европейские достопримечательности, то в Сан Суси я почувствовала всей душой обаяние этого места.
История строительства
В 1763 году по окончании семилетней войны началось строительство Нового дворца вместе с примыкающей к нему колоннадой. Проект его был создан еще в 1755 году Иоганом Бюрингом. За основу были взяты находящийся в Англии замок Говард и Кловенирсбюргваль – голландский дом, который когда-то впечатлил Фридриха Великого.
Гравюра с изображением Нового дворца в Потсдаме, Германия
Возведение этого архитектурного шедевра было задумано для того, чтобы показать миру, что Пруссия еще имеет достаточно сил и величия даже после проведения трех военных сражений. Несмотря на то что в то время в моду вошел классицизм, Фридрих пожелал оформить покои в стиле рококо, который господствовал в 17 веке.
Руководство строительством до 1764 года осуществлял Иоганн Готфрид Бюринг, а после его ухода в 1765 году на его место заступает Карл фон Гонтанд. К тому времени строительство дворца уже продвинулось настолько, что Гонтанд в основном занимался планировкой его внутреннего оснащения.
Дворцовый комплекс
Город Потсдам, Земля Бранденбург, здесь находится комплекс Сан Суси. Это всего-то 40 минут от Берлина на поезде. Советую приезжать сюда весной или летом — все благоухает, зелень парка дарит прохладу, всюду цветут цветы. Это самое красивое время для прогулки.
Комплекс расположен на возвышенности. Раньше низина была полностью покрыта болотами, но сегодня о них пишут лишь в туристических проспектах. Жизнь вокруг Сан Суси давно поменялась, по тропинкам парка и залам дворца больше не гуляют принцы и принцессы. Но вы все еще можете ощутить ту первозданную атмосферы.
На холме Руиненберг расположен целый ансамбль строений. Например — Новый Дворец, где проходили официальные приемы, здесь же жили важные гости короля Фридриха. Кстати, хочу позвать вас на прогулку по двум знаменитым замкам Германии — Хоэншвангау и Нойшванштайн.
Среди пышной растительности тут и там появляются скульптуры, небольшие фонтаны. Это всегда приятная неожиданность, ведь объяснить где точно находится та или иная известная скульптура из парка — просто сложно.
Одна из самых милых построек — Китайский Чайный Домик. Он был построен чуть позднее всего комплекса. Очень экзотический — в китайском стиле с большими резными драконами. Сегодня в нем находится небольшой кафе, с хорошим чаем, конечно же. Вы знали, что Кельнский собор строили несколько столетий?
Текущее состояние дворца «Сан-Суси»
За дворцом, да и за парком в целом, регулярно и тщательно ухаживают. Персонал пытается всеми силами сохранить первичный стиль и обстановку. Последняя, к тому же самая обширная, реставрация всего парка (дворца в том числе) была начата в 1964 году. В картинной галерее время от времени проводится реконструкции картин, ведь полотна не вечны. В целом, состояние дворца отличное, что дает возможность посещения всех его частей туристами.
Дворец ежедневно посещают несколько сотен туристов со всего мира. Достопримечательность можно посещать круглогодично, но, конечно же, лучше он смотрится не в дождь или снег, а в солнечные дни с зелеными деревьями. Ведь тогда вы сможете насладиться не только дворцом, но и его чудесными виноградниками, фонтаном, газоном и зелеными тропинками.
Вместе с королем на прогулку
Пожалуй, самым впечатляющим и необычным объектом являются Висячие сады на южном склоне холма. Работа по их созданию началась в 1744 году. Инициатором проекта был Фридрих Великий, который захотел выращивать свой виноград и инжир.
Под руководством архитектора склон был разделен на шесть широких террас с подпорными стенками и 168 застекленных ниш. Сооружение сохранилось до наших дней почти без изменений.
На вершине виноградных террас расположился сам широкий приземистый дворец, к которому ведет широкая лестница. Деревенский характер пейзажа подчеркивает красивая мельница неподалеку от особняка.
У подножия виноградников разбит великолепный круговой цветник (Französiches Rondell) на фоне изумрудных газонов вокруг огромной чаши с фонтаном в центре.
Двенадцать мраморных статуй римских богов работы французского скульптора Жана-Батиста Пигаля, окружают чашу, а также аллегорические статуи четырех элементов стихий — подарок от короля Людовика XV.
Впечатляющую скульптурную композицию называют « Прусским Версалем». Работа над ее созданием продолжалась почти 20 лет до 1764 года.
Декоративный фруктовый сад и «кухонный огород» с десятками скульптур, купающийся в цветах и цветущих кустарниках, расположенный к юго-востоку от виноградников был создан в 1715 году для короля Фридриха Вильгельма I — отца Фридриха Великого, который в шутку называл его «мой Марли» иронично сравнивая с парком французского короля Людовика XIV в Марли-ле-Руа.
При расширении парковый комплекс был дополнен дорожками, ведущими мимо живых изгородей из граба, фонтанами и скульптурными композициями на фоне пышной зелени и идеальных газонов. В 1825 году Фридрих-Вильгельм III построил сыну дворец, вокруг которого разбил романтический сад в английском стиле.
Чопорный сицилийский сад засажен хвойными деревьями и субтропическими растениями, дополняя Nordischer Garten – другой декоративный сад в северной части парка. Его наиболее интересная особенность — Felsentor или Каменная арка из цельных камней, увенчанная орлом с распростертыми крыльями.
Одним из самых впечатляющих зданий является Оранжерея с экзотическими растениями в стиле ренессанс, на дизайн которой вдохновило короля путешествие по Италии. Здание было построено между 1851 и 1864 и до сих пор используется по назначению.
От западного крыла Оранжереи ведет липовая аллея к Бельведеру в силе рококо, а в паре сотен метров от него вы можно зайти в Drachenhaus – Дом виноторговца в стиле китайской пагоды, в котором уставшие туристы могут отдохнуть и выпить чашечку кофе.
Парк имеет несколько входов. С востока вы попадете в него через большие кованые ворота в окружении статуй Флоры и Помоны — богинь цветов, садов и огородов, указывающих на ландшафтный стиль парковой территории.
Пройдя по аллее можно полюбоваться Гротом Нептуна и художественной галереей (Bildergalerie), искусственными романтическими руинами Руиненберга, где стекает вода в систему парковых фонтанов. От руин к дворцу Сан-Суси вы дойдете всего за 10 минут.
В южной части парка можно полюбоваться очаровательным золотистого цвета Китайским чайным домиком, который просто сияет в лучах солнца. Домик окружают колонны с расположенными рядом реалистичными позолоченными статуями, которые пьют чай и музицируют. Крыша украшена золотой фигурой сидящего мандарина. Внутри домика находится коллекция старинного фарфора Мейсена, Китая и Японии.
Через четыре года после завершения китайской чайной Фридрих Великий поручил строительство еще одного здания в восточном стиле: Drachenhaus – Дом дракона. Павильон, который напоминает пагоду, назван в честь статуй дракона, которые украшают крышу.
К югу от дворца Сан-Суси расположен ароматный Розовый сад с десятками роз самых разных сортов, Роща поэтов со скульптурными группами, пруд с карпами и Palace Charlottenhof — самый молодой из дворцов, построенный в неоклассическом стиле.
Канал, проложенный на территории парка, приведет вас к живописной части сада, оформленной в итальянском стиле. Здесь расположены Римские бани, древняя вилла, храм, садовый павильон и уютная беседка.
Площадь дворцово-паркового ансамбля настолько великолепна и огромна, что за один день все увидеть просто невозможно. На посещение дворцов и осмотр всей территории вам понадобится минимум два незабываемых дня.
Картинная галерея
Картинная галерея – один из старейших музеев Германии. Здесь собраны лучшие произведения всемирно известных художников: Тициана, Никола Ланкре, Жана-Батиста Патера, Антуана Ватто. Король лично покупал произведения Антониса Ван Дейка, Караваджо, Питера Пауля Рубенса. Фридрих был истинным ценителем живописи, предпочитая итальянское и голландское искусство.
Роскошный интерьер галереи радует каждого туриста. В тон к украшенному орнаментами потолку на полу уложен мрамор. На стенах размещено много картин, позолоченные рамы которых плотно прилегают друг к другу. Однако не все полотна сохранились до наших дней: большая часть была утрачена во время войны.
Строительство дворца
Дворец и парк Sanssouci расположены на южном склоне холмистой излучины реки Хафель. При строительстве города Потсдама во время правления Фридриха Вильгельма Ⅰ, отца Фридриха Великого, для укрепления болотистых почв на этих склонах были вырублены все дубовые рощи. Фридрих Ⅱ принял решение разбить на этом месте виноградники. Выращиванием виноградной лозы и виноделием в Бранденбургских землях занимались уже не первое столетие, но идея декоративного оформления виноградниками королевской резиденции была использована только в Сан Суси.
В августе 1744 г. на голых холмах начинается строительство шести террас, спланированных таким образом, чтобы по максимуму использовать солнечный свет. На террасах между саженцами виноградной лозы местных сортов и привезенными из Франции, Италии и Португалии, были устроены застекленные ниши, в которых высадили инжир, а в больших горшках росли апельсиновые деревья. По центру холма была построена широкая лестница, а передние части террас декорированы изгородями из стриженого тиса, фруктовыми деревьями на шпалерах и газонами.
Схема парка Сан Суси, albygan
В 1745 г. на самой высокой точке виноградника началось строительство дворца. Проектированием и воплощением замыслов прусского короля занялся архитектор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф, которого впоследствии назовут основателем стиля фридерицианского (или потсдамского) рококо, воплощенного в архитектуре дворца Сан Суси. Особенно сильно этот стиль появляется во внутренней отделке помещений: стены и потолки богато украшены стилизованными растительными орнаментами, которые не выглядят тяжеловесно. Легкость декора достигается сочетанием изящной позолоты тонких орнаментов со светлыми оттенками стен, множеством зеркал и живописных полотен.
Внешне дворец Сан Суси больше всего соответствует канонам южно-германского и австрийского барокко. Здание состоит из центрального зала-ротонды с куполом и двух длинных одноэтажных пристроев по обеим сторонам с анфиладами комнат. Фасады богато орнаментированы и украшены скульптурами, вазами и пилястрами. Гермы, изображающие вакхов и вакханок символизируют тему виноделия.
Фридрих хотел иметь резиденцию, отвечающую его убеждениям и взглядам: чтобы дом был наполнен любимыми произведениями искусства, но имел тесный контакт с природой. Он не позволил строить длинные парадные лестницы, чтобы из дома можно было выходить прямо в сад. У подножия виноградного холма построен большой фонтан. Его окружают полукруглые скамьи и скульптуры античных богов и символы стихий — Вода, Земля, Воздух и Огонь. Наибольшую художественную ценность среди них представляют статуи Меркурия и Венеры выдающегося французского скульптора Жана Батиста Пигаля.
Новый дворец, Елена Никитина
Внешний и внутренний облик Дворца Сан-Суси
Замок – основное сооружение парковой территории. Он выглядит элегантно и современно несмотря на то, что построен в XVIII веке. Дворец имеет дорогое оформление, гармоничные формы и продуман до деталей. Отделка выполнялась лучшими материалами – мрамором, позолотой, тканями, произведениями выдающихся скульпторов и художников.
Перестройки не испортили дворец — наоборот многие моменты были усовершенствованы по современным параметрам. Он соединяет в себе комплекс художественных направлений городской и придворной европейской архитектуры.
Поскольку дворец был не основным и выполнял функции частной резиденции, его размеры небольшие. Главное здание имеет один этаж с просторной террасой. Большинство дверей замка стеклянные, что обеспечивает внутри хорошее освещение.
Фасад, который выходит к винограднику, украшают скульптурные изображения с пышными формами. На крыше расположены вазы. Южная сторона дворца оформлена более красочно в отличие от северной.
Важное место во дворце отведено вестибюлю (северная сторона) и мраморному залу (южная сторона). В западной части расположено пять комнат для гостей
На восточной стороне – королевские апартаменты, включающие зал аудиенций, концертный зал, спальню, кабинет, библиотеку и длинную галерею.
Украшение вестибюля — коринфские колонны. На потолке размещены живописные изображения богини Флоры. Пол выполнен из высококачественного мрамора. По всему замку отчетливо прослеживается стиль рококо, роскошь которого видна даже в мелочах.
Что нас ждет внутри?
Залы богато убраны, даже роскошно, помпезно. Его можно было еще при жизни владельца сравнить с музеем — так много ценностей, произведений искусства, статуй и картин было внутри.
Все это — личные коллекции Фридриха, дорогие его сердцу вещи, подарки, покупки. Внутренние помещения убраны позолоченным мрамором, потолки богато расписаны мифическими изображениями богинь, пасторалями.
Самой роскошной выглядит южная часть — там расположен вестибюль, где Фридрих Великий принимал своих гостей. Его полы выложены редчайшим мрамором. Он построен по типу римского пантеона. Согласитесь, это размах для гостиной!
Для небольших аудиенций использовалась столовая. Черно-белый мраморный пол, позолота, с потолка на гостей смотрят изображения Зефира и Флоры. Зал с большими окнами располагает для бесед и приятного обеда.
Король очень любил свой концертный зал. Полностью выдержан в стиле рококо. Здесь резные панели, картины, пышные люстры. Установлена небольшая беседка, так что слушая музыку, гости могли представить себе, что находятся в саду.
К сожалению, интерьеры кабинета короля не сохранились. Здесь превалирует стиль позднего классицизма. Самое интересное — из кабинета можно было попасть в личную библиотеку монарха.
Не секрет, что Фридрих был членом масонской ложи. Стены библиотеки обиты кедром — здесь он подражает убранству храма Соломона в Иерусалиме. Его книги были личным сокровищем. Понятно, что лишь некоторые особо приближенные особы могли пройти в библиотеку.
В Сан Суси было предусмотрено 5 комнат для гостей. Все оформлены по-разному, но сразу становится понятно — здесь принимали дорогих сердцу короля людей.
Строительство парка
После закладки виноградника и завершения строительства дворца, к нему были присоединены прилегающие земли. На них был создан огромный сад в стиле барокко. Прямая стрела центральной аллеи, протяженностью более 2 километров, начиналась у восточного входа в парк, украшенного порталом с коринфскими колоннами, статуями богинь Флоры и Помоны и обелиском с египетскими иероглифами. С западной стороны аллея заканчивалась у Нового дворца, возведенного Фридрихом в честь окончания семилетней войны. Помпезное здание длиной более 200 м украшенное пилястрами, пилонами и огромным количеством статуй служило для официальных приемов и проживания гостей Фридриха Великого. Кроме апартаментов для гостей в Новом дворце есть несколько торжественных залов, а в южном крыле был построен театр.
От центральной аллеи ответвляются дорожки к различным уголкам парка, формирующие его живописный ландшафт. В времена Фридриха Великого в парке Сан Суси построены грот Нептуна, Картинная галерея, Новые палаты и Китайский чайный домик.
Бельведер, Context Travel
Галерея считается первым в истории Пруссии музейным зданием, созданным специально для хранения и демонстрации картин. В роскошном павильоне в стиле барокко выставлены картины художников итальянского Возрождения, а также великих голландцев и фламандцев, среди которых Ван Дейк, Караваджо, и Рубенс.
Новые палаты — переоборудованное из бывшей оранжереи помещение для гостей короля Фридриха расположено симметрично Картинной галерее с другой стороны дворца Сан Суси. В Буфетном зале палат выставлена коллекция фарфора.
Китайский домик — дань моде эпохи Просвещения к восточной культуре и экзотике. Под шатровым куполом голубого с золотом изящного строения размещаются коллекции японского и китайского фарфора.
В аллеях парка, недалеко от Нового дворца построены Храм дружбы, посвященный сестре Фридриха Вильгельмине и Античный храм. В античном храме, миниатюрной копии римского Пантеона при Фридрихе Великом хранилась коллекция античного искусства и монет, а в последствии он стал одной из семейных усыпальниц императорской династии Гогенцоллернов.
Оранжерейный дворец, Елена Никитина
Интересное сооружение в виде двухэтажной ротонды — Бельведер — было построено в северной части парка Сан Суси. Проект вдохновлен рисунками дворца римского императора Нерона. С Бельведера открывается отличный вид на парк и на Потсдам.
После смерти Фридриха Ⅱ в 1786 году новую жизнь в Сан Суси вдохнул Фридрих Вильгельм Ⅳ — король Пруссии с 1840 по 1861 год. В годы его правления площадь парка была расширена, появились новые дворцы и другие постройки.
Дворец Шарлоттенхоф — элегантная скромная усадьба, напоминающая римскую виллу в стиле классицизма была резиденцией Фридриха Вильгельма Ⅳ до его коронации.
Дворец Оранжерея — образцом для его строительства послужили итальянские палаццо эпохи Возрождения. В крыльях дворца находились теплые помещения для укрытия тропических растений на зиму. В центральной части были устроены покои для приема сестры Фридриха Вильгельма Ⅳ — Шарлотты и ее супруга (они же — Александра Федоровна и Николай Ⅰ Романовы). В Оранжерее находится зал Рафаэля с 47 копиями его живописных полотен.
Копии Рафаэля, Елена Никитина
Римские купальни, или термы — построены по античным образцам на берегу искусственного озера. Это еще одна дань романтизированной прусскими монархами культуре Римской империи.
Фриденскирхе — Лютеранская церковь Мира, построенная по раннесредневековым римским канонам. Апсиду церкви украшает мозаика из разрушенной базилики начала ⅩⅢ века, купленная Фридрихом Вильгельмом Ⅳ на аукционе. В церкви Мира и около нее, в мавзолее, находится еще одна усыпальница королевской семьи.
Северный и Сицилианский парки, а также сад Марли дополнили парк Сан Суси элементами классицизма, пейзажного и регулярного стилей. Теперь по нему можно изучать этапы развития ландшафтного искусства за последние 200 лет.
В северной части Потсдама можно посетить и другие архитектурно-парковые ансамбли — Новый парк с Мраморным дворцом и дворцом Цецилиенхоф, и так называемый Третий парк с дворцом Бабельсберг.
Мельница, albygan
Прогулка по дворцу
Интересно, что сам король свой дворец называл просто — Виноградный домик. Все потому, что он находится среди тех самых 6 террас с виноградом.
Schloss Sans Souci напоминает Версаль, многие даже сравнивают оба дворца, ища сходства. Что же, король так интересовался искусством, архитектурой, что Версаль вполне мог вдохновить его.
В переводе с французского название означает «без забот». Отлично придумано, да?
Стиль постройки — рококо. Его не хотели делать слишком помпезным, чтобы не разрушить сельской романтики, окружающей любимую летнюю резиденцию Фридриха. Во всем облике строения должна была присутствовать легкость.
Светлые стены, белые колонны с романтичными скульптурами, высокие окна — все это придает ему воздушность. Здание удачно вписалось в зелень парка, не создавая явного контраста. Вы бывали в горах? Про Цугшпитце — в моей новой статье.
Интересно, что в Виноградном Домике никогда не проводили официальных приемов, не было разговоров о политике. Здесь побывали Вольтер и Бах, здесь говорилось лишь о прекрасном, звучала музыка, сонеты, писались картины.
Вы удивитесь, но лозунг дворца был не только «без забот», но и… «без женщин». Чем-чем, а тревогами не хотел себя обременять Фридрих, так что решил — никаких фавориток и дам сердца здесь не будет.
Архитектура
Деталь кариатид и атлантов фасада в саду
Сан-Суси небольшой, главное здание представляет собой ряд из десяти комнат на этаже, между которыми расположены два крыла для хозяйственных построек. Набросок Фридриха II 1745 года (см. Иллюстрацию выше) показывает, что фон Кнобельсдорф был больше исполнителем, чем архитектором.
Неслучайно Фредерик выбирает стиль рококо для архитектуры Сан-Суси. Этот легкий, почти неземной стиль идеально подходит для проекта летнего дворца, загородной резиденции и уединенного уголка, который ласкает государь. Рококо стиль (как он известен во Франции) или рококо появился в начале XVIII — го века и пьесы для барочной роли маньеризм играл для искусства Возрождения : он отказался от тяжелого для драгоценного, Грандиозного для интимного, эстетическая строгость ради художественного изящества, он предпочитает декор конструкции. За мифологическими картинами следуют «бравые сцены», героические эпосы, распутные романы. Вольтер очень хорошо резюмирует свое время, стихотворяя:
- О, хорошие времена, что этот железный век
- Где лишнее, вещь очень нужная,
- Объединяет оба полушария.
Сан-Суси часто считается одним из главных соперников Версальского дворца , хотя дворец был выполнен в более интимном стиле рококо и в остальном значительно меньше своего французского аналога .
Здание занимает всю длину верхней террасы. Монотонность фасада нарушает округлый центральный павильон, купол которого возвышается над крышами. На притолоке позолоченными бронзовыми буквами написано название дворца. Два общих боковых крыла представляют собой скрытый сад изгородями из деревьев, каждая из которых заканчивается беседкой с решеткой, богато украшенной позолоченными орнаментами.
Фасад украшен атлантами и кариатидами, поддерживающими перемычку, они сгруппированы попарно между окнами. Выполненные из известняка, эти скульптуры обоих полов представляют менад ( вакханок у римлян), спутников бога вина, чьи шпалерные виноградные лозы на террасах ниже в долгу перед ним. Они происходят из мастерской Фридриха Кристиана Глюма (en) , который также сделал бассейны на балюстраде и группы херувимов на куполе.
Северный фасад контрастирует с небольшим изобилием южного: полукруглая колоннада, образованная двумя рядами коринфских колонн, выступает от главного здания, приветствуя посетителя и определяя границы главного двора . И здесь главное здание украшает балюстрада, украшенная раковинами.
Общие перестроенный в в XIX — м веке Фридриха Вильгельма IV
Обычные по бокам от него служители монарха XVIII века жили даже тогда, когда приходилось сопровождать его «отставку». Во времена Фредерика они были замаскированы листвой. На востоке, недалеко от короля, жилые помещения секретарей, садовников и слуг, на западе кухня, конюшня и каретный сарай .
Фредерик жил Sanssouci каждое лето вплоть до своей смерти в 1786 году , после чего дворец пришел в летаргию, необитаем и не опустошить до середины в XIX — го века. В 1840 году, через 100 лет после восшествия на престол Великого Фридриха, его внучатый племянник Фридрих Вильгельм IV и его жена переехали в гостевое крыло, сохранив существующую мебель и заменив недостающие предметы другими предметами эпохи Фридриха. Они хотят восстановить комнату Фредерика до ее первоначального состояния, но отсутствуют подлинные документы и планы для завершения этого проекта.
Южный фасад галереи картин дворца Сан — Суси.
Между 1840 и 1842 годами Фредерик-Гийом IV преобразовал дворец своего двоюродного дяди без забот, без протокола и … без женщины. Западное крыло общины становится «женским крылом» и вмещает дам из компаний королевы Пруссии. Комнаты украшены изысканными изделиями из дерева и драгоценными гобеленами. Реставрация и обновление необходимы, потому что, если Фредерик любил скромность без королевской пышности, конец его жизни был отмечен квазиаскетизмом, и он не позволил ремонту фасада этого дворца, который он видел. Восточное крыло хозяйственных построек, также расширенное на один этаж, вмещает кухни, а наверху проживают слуги.
Двор дворца Сан-Суси
Фридрих II Великий
Гогенцоллерны – одна из самых значимых правящих династий Европы. Берет свое начало в XII веке, и существует до сих пор. Однако ж, никакой властью в данный момент не обладает. Тем не менее, цветет и пахнет. Как сказали бы у нас — на бюджетные деньги жируют . Долго и утомительно изучать всю династию, поэтому остановимся на самом ярком ее представителе – Фридрихе II. По среднестатистическому мнению самих немцев, Фридрих входит в тройку самых важных для германской государственности правителей.
Родился Фридрих II в 1712 году, и жил в качестве второго ребенка короля Пруссии Фридриха Вильгельма I, известного по прозвищу «король-солдат», которое было получено им не случайно. Нетрудно догадаться, что Фридрих Вильгельм I шибко обожал все, что имело связь с армией и солдатами, параллельным курсом шибко не любил всевозможные «щенячьи нежности», такие как искусство, музыку, иностранные языки, и прочие «высокие материи». Был упрям и напорист. На посту мужа и отца проявил завидное трудолюбие, родив 14 детей. Впрочем, в королевских семьях так было принято. Среди этих 14 потомков и был Фридрих II.
Фридрих Великий
Логично предположить, что в рожденном сыне Фридрихе II «король-солдат» хотел увидеть продолжателя славных традиций, но судьбой было предначертано увидеть совершенно противоположное. С детства Фридрих II полюбил все то, что ненавидел его отец – музыку и танцы, живопись и литературу. Чем и выводил из себя агрессивного и деспотичного отца. Особенную тягу Фридрих испытывал к философии и живописи, и был очень любознательным.
Удивительно, но подобные интересы и пристрастия не помешали ему в будничном для короля военном деле. Вступив на престол в 1740 году, он развернул кипучую деятельность, направленную на силовое присоединение к Пруссии новых территорий, объединение разрозненных германских герцогств и усиление позиций Прусского королевства на европейской арене. И это ему вполне удалось. Недаром его именуют не иначе, как Фридрих Великий. Было много Фридрихов, но Великий лишь один. Дожил он до 1786 года, и за свои 74 года жизни сделал из Пруссии одну из главных держав Европы.
На данном этапе повествования мы немного осознали всю историческую значимость «старого Фрица» — так его прозвали в народе. Заметочка для всех любознательных товарищей: Фриц – одно из производных от имени Фридрих. Часто немцев называют именно так. Дальше черпать знания из колодца истории смысла особого нет, поэтому перейдем к теме нашей сегодняшней лекции.
Достопримечательности Германии: атмосфера парка Сан Суси
Во-вторых, на всем устройстве Сан Суси лежит отпечаток личности и вкусов Фридриха Великого — основателя комплекса. Если Версаль задумывался и потом успешно функционировал, как парадный, пышный представительский комплекс, то немецкий ансамбль имел совсем другое назначение.
Парадный вход в Версаль
Название Сан Суси переводится «без забот». Фридрих строил его исключительно для личных потребностей, как частное жилье, не предназначенное для демонстрации военной и государственной мощи. Дворец возводился по личным проектам монарха, который хотел, чтобы во всем соблюдался главный принцип: сочетание культуры и природы.
Китайский домик в Сан суси
Уголок парка
В жилых помещениях король сосредоточил коллекцию картин и книг, а по вечерам здесь частенько устраивались концерты, в которых участвовал и сам Фридрих — как музыкант и композитор. Кто хоть немножечко знаком со мной, тот понимает, как мне импонируют такие качества прусского монарха! Хотя, пока я не бывала в Сан Суси, я не имела ни малейших представлений об этом. И если бы мне заранее сказали, что именно прусский правитель отличался такими эстетическими наклонностями — я бы очень удивилась.
И вот вся эта привязанность Фридриха к такому камерному, романтическому устройству Сан Суси до сих пор как-то незримо ощущается в любом месте парка! Чего стоит такое, например, ноу-хау: террасы, усаженные виноградом и инжиром, спускаются от дворца к фонтану. Это был первый случай, когда в садово-парковом оформлении такого уровня центральное место занимали подобные культуры. Благодаря этой идее и сам дворец получил название «виноградарского домика».
Виноградные терассы
Парк
Храм дружбы: построен к югу от главного проспекта между 1768 и 1770 годами Карлом фон Гонтардом в память о маргравине Вильгельмине Байройтской , сестре короля.
Когда террасные сады завершены, Фредерик обращает свое внимание на окружающий пейзаж и предпринимает то, что он уже сделал в Райнсберге , перпендикулярно оси дворца Сан-Суси и террас, он рисует прямую дорожку длиной 2,5 км , ограниченную по на востоке — обелиск, воздвигнутый в 1748 году, а на западе — Новый дворец , строительство которого началось в 1763 году.
Парк продолжает садовую тему сада и украшен тремя тысячами фруктовых деревьев, в том числе апельсиновыми деревьями , ананасами , персиками и другими банановыми деревьями, которые растут летом из Château de l’Orangerie . Статуэток не отстать, который празднует Флора , Vertumnus и Помона .
Фредерик также построил несколько «безумств», храмов или домов для удовольствий, отчасти чтобы восполнить нехватку места во дворце и иметь возможность разместить других посетителей и придворных, отчасти поддавшись моде времени, которое, если захочет, быть деревенским, это в наших глазах несколько искусственно и совершенно приземленно …
Китайский павильон, спроектированный Иоганном Готфридом Бюрингом между 1755 и 1764 годами, типичный для китайского стиля, сочетающий рококо с архитектурными элементами Востока.
Фридрих II вкладывает потраченные впустую деньги и напрасно, чтобы установить гидравлическую систему для снабжения фонтанов Сан-Суси и имитировать (или превзойти) другие королевские резиденции в Европе. Но гидравлика была еще в зачаточном состоянии, и, несмотря на резервуары и насосные станции, фонтаны парка молчали еще столетие. Изобретение паровой машины решило проблему и привело в действие танки и фонтаны.
С года прусская королевская семья может, наконец, полюбоваться Великим фонтаном, как и хотел Фредерик, выступившим из его воды на высоту 38 метров под террасы винных террас. Насосная станция превращается в экзотическую «фабрику» в окружении парка, замаскированную под османскую мечеть , минарет которой скрывает дымоход.
Фридрих Вильгельм III, а затем Фридрих Вильгельм IV расширили парк с помощью своих архитекторов, Карла Фридриха Шинкеля и Людвига Персиуса, которые добавили дворец Шарлоттенхоф к месту старой фермы и римских бань. Большие луга, почти 300 га , создают визуальные перспективы, ссылку Charlottenhof в Новый дворец , они являются работой Питера Джозефа Ленне , самого талантливого ландшафтного художника в Пруссии , и интегрировать безумства Фридриха как храм дружбы , который он посвящает его сестре Вильгельмине , маркграфу Байройта.