Версальский дворец в париже: часы работы, стоимость, фото

Влияние революции и время Первой империи

В начале октября 1789 г. под предводительством Лафайета национальная гвардия и толпа народа ворвалась в Версальский дворец с требованием изгнать королевскую семью и Национальное собрание в Париж. Дабы не накалять страсти еще больше, верхушка страны подчиняется, перебираясь в Лувр и Тюильри, а Версаль теряет статус административно-управленческого центра и опечатывается.

Версаль в Париже (Франция)

С этого момента начинается упадок замка. Пока Людовик XVI и Мария-Антуанетта находятся под стражей в ожидании исполнения приговора, согласно составленному плану по избавлению от роскоши и использованию строения под нужды новой власти идет обычное мародерство.

Многие предметы внутреннего убранства просто растащили, пока не был установлен контроль. После этого часть предметов отправили на аукцион, другие на выставки.

Раздумывая над судьбой дворца, его предлагали сдавать в аренду или продать, но в итоге решили оставить под управлением республики, и пока не придумали ему лучшее предназначение, сюда свозили предметы искусства, которые позже пополнили запасники разных музеев.

И все же отдельные элементы декора продолжали исчезать со стен некогда роскошного особняка – их продавали, чтобы наполнить государственную казну.

Здание бывшего королевского особняка переживало период декаданса, пока не привлекло внимание Наполеон I, вернувшего ему статус резиденции, но теперь уже императора. В 1806 г

он отдает распоряжение архитектору Жаку Гондуэну заняться восстановительными работами, однако оба его проекта Бонапарт отклоняет, и только в 1808 г. заново воссоздаются золотые и зеркальные панели, а из Фонтебло и Лувра свозится мебель

В 1806 г. он отдает распоряжение архитектору Жаку Гондуэну заняться восстановительными работами, однако оба его проекта Бонапарт отклоняет, и только в 1808 г. заново воссоздаются золотые и зеркальные панели, а из Фонтебло и Лувра свозится мебель.

Игрушечная деревня

В глубине Версальского парка находится одноэтажный дворец Большой или Мраморный Трианон. Предназначался он для тайных свиданий и отдыха короля от светских приемов. На противоположной стороне можно найти Малый Трианон, дворец Марии Антуанетты. Рядом расположена «Мельничья деревушка»: несколько небольших домиков, стилизованных под крестьянские, улицы с разгуливающими по ним чистенькими курицами и надушенными коровами. Фрейлины королевы переодевались в крестьянок и развлекали монаршую особу, которая именно так себе и представляла сельскую жизнь.

Версаль стал настоящим символом французской монаршей власти. В него стали съезжаться люди изо всех уголком страны, и на какое-то время бывшая маленькая деревушка затмила собой Париж. Дворец был резиденцией королей до 1789 года, когда Людовик XVI был свергнут и казнен. На площади перед дворцом в 1789 собралась толпа горожан, недовольных высокими ценами на хлеб. По одной из версий, в ответ на протесты Мария Антуанетта бросила: «Если нет хлеба, пусть едят пирожные». Правда, скорее всего эта фраза королеве просто приписана, ведь впервые она встречается еще в «Исповеди» Жан-Жака Руссо, когда Мария еще жила в своей родной Австрии.

Версаль сыграл огромную роль в мировой истории. Именно здесь после франко-прусской войны 18 февраля 1871 было объявлено об основании Германской империи. Вильгельма I провозгласили кайзером новорожденного государства. Место действия было для Франции унизительным: лучшие апартаменты Версаля — роскошная Зеркальная галерея, огромная зала, 12 метров высотой, украшенная огромными зеркалами. Здесь же 28 июня 1919 был подписан Версальский договор, который подтверждал поражение Германии. На этот раз уже французы выбрали Версаль, чтобы напомнить немцам о былых унижениях. И именно в Версале в 1963 году был подписан Елисейский договор, положивший конец вражде двух стран.

Большой дворец

После смерти Людовика XIII маленький замок долго пустовал. За его сына Людовика XIV, ещё совсем ребёнка, долгое время правили его мать Анна Австрийская и первый министр — кардинал Мазарини

Подросший будущий «король-солнце», чудом переживший гражданскую войну — Фронду, хорошо понимал, что должен сконцентрировать власть в своих руках, но предпочитал действовать с предельной осторожностью. Дождавшись смерти Мазарини в 1661 году, Людовик XIV объявил, что начинает править лично, без первого «министра

В том же году был арестован министр финансов Николя Фуке, наживший себе на этой должности колоссальное состояние. Как раз к этому времени Фуке завершил строительство личной резиденции Воле-Виконт. Восхитительной красоты дворец был конфискован, а находившийся под впечатлением Воле-Виконта король решил привлечь его создателей к строительству и своего нового дворца. Это были первый королевский архитектор Луи Лево, специалист по планировке и посадке садов и парков Андре Ленотр, а также известный художник по интерьерам и теоретик искусства Шарль Лебрен. Осталось лишь выбрать место для строительства резиденции. После долгих раздумий и сомнений выбор Людовика XIV, казалось, пал на Венсен, но затем неожиданно он сделал выбор в пользу Версаля с его охотничьим домиком. При этом Людовик-сын решил, что маленький замок строители должны сохранить. Лево учёл все пожелания короля и приготовил проект, согласно которому старый охотничий замок с одной стороны оставался неприкосновенным, а с трёх других обрастал современными для той эпохи корпусами, как бы оказываясь заключённым в каменный конверт. Королю идея понравилась, и Лево руководил строительством Версаля до самой своей смерти, последовавшей в 1670 году. Одновременно он работал в парке над сооружением Зверинца и Оранжереи, которые для короля были и прихотью, и радостью. В главном Шато находились приёмные залы Больших королевских покоев, убранство которых было посвящено античным богам. Символический смысл этого заключался в прославлении добродетелей «короля-солнца» и его семейства, а расчёт был сделан на быструю смену впечатлений при движении. Самый продолжительный путь — к королевской спальне — вёл через залы Венеры, Дианы, Марса, Меркурия, Аполлона и дальше в зал Войны, Зеркальную галерею и зал «Бычьего глаза». По этой анфиладе нарядных помещений можно было пройти и в капеллу. В этих покоях королевская семья и придворные три раза в неделю собирались вечерами для развлечений. В такие вечера правила придворного этикета смягчались, и король, находясь среди гостей, стремился быть радушным хозяином. Наиболее впечатляющим помещением в Большом Версальском дворце является Зеркальная галерея. Это целый проспект длиной 73 метра и шириной 10,5 метра. Здесь отмечались дни рождения короля, совершались бракосочетания, устраивались балы, здесь принимали иностранных послов. Зеркальная галерея ошеломляет и размерами, и пропорциями, и колоритом, и расточительной роскошью убранства, а в ясные солнечные дни ещё и переизбытком света и воздуха. При её украшении расчёт сознательно был сделан на то, чтобы именно ошеломить роскошью и великолепием. Стену галереи со стороны парка по всей высоте прорезают 17 окон, а 15 ниш напротив них заполнены зеркалами, которые отражают парк, небо и водоёмы, расширяя пространство зала. Роспись Зеркальной галереи была поручена Шарлю Лебрену, который сумел в монументальном стиле воздать славу королю. В дни праздников здесь в сверкающих серебряных и хрустальных люстрах зажигались мириады свечей, которые множились на глазах, отражаясь, как и все остальное, в зеркалах. Когда-то галерею украшали ещё и апельсиновые деревья, посаженные в огромных серебряных вазах. Здесь же стояла массивная серебряная мебель, изготовленная по эскизам Лебрена. Столы из литого серебра украшала столь тонкая чеканка, что стоимость её во много раз превышала стоимость самого материала.

Знаете ли вы что…

В дворце Большой Трианон помимо Петра I останавливался ещё целый ряд российских лидеров. В 1971 году это был Леонид Ильич Брежнев, в 1986-м — Михаил Сергеевич Горбачёв, в 1992-м — Борис Николаевич Ельцин.

В Версале

В парке Версаля

Многие парижане приезжают в Версальский дворец для отдыха на природе. Вход в сады и парк бесплатный. В парке есть зоны для пикников, для игр в мяч, на большом канале можно покататься на лодке, есть несколько точек общественного питания, предлагающих перекусить, съесть мороженое и выпить прохладительные напитки. Туристам в жаркую погоду тоже не помешает вырваться из города на природу.

Для осмотра садов и фонтанов Версаля можно воспользоваться подробной схемой дворцово-паркового комплекса Версаль на русском языке, приведенной здесь. Там также показано, как дойти до деревушки Марии Антуанетты.

На схеме 1 красной стрелкой отмечено место для свободного прохода в парк и сады. Рядом с Южным министерским крылом на схеме указан знак «i» в красном круге, обозначающий информационный центр. Там же находятся бесплатные туалеты, комната для отдыха, пеленальные столики, оборудование для посетителей с ограниченными возможностями, выдача аудиогидов и билетные кассы.

Билеты в Версаль

Купить билеты можно как в кассах, так и на официальном сайте, что избавит вас от очередей в кассу и позволит заранее выбрать подходящий вариант посещения. Таких вариантов предлагается почти полтора десятка. Ознакомиться с их полным описанием, ценами и купить билеты онлайн можно здесь.

Для понимания уровня цен приведем основные варианты:

  • посещение только Версальского дворца (Billet Château) стоит 18 евро;
  • знакомство с поместьем Трианон (Billet Domaine de Trianon), включая деревню Марии-Антуанетты — 12 евро (билеты в Трианон покупаются в кассах Трианона).

Посещение всех достопримечательностей Версаля:

  • в течение одного дня (Passeport) стоит 20 евро;
  • на два дня (Passeport 2 jours) — 25 евро.

Расписание мероприятий и режим работы Версаля

Расписание мероприятий Дворца: музыкальное шоу фонтанов, музыкальный сад, ночное шоу фонтанов, королевская серенада — можно найти на отдельной официального сайта.

Информация о концертах, оперных и балетных спектаклях во Дворце приведена .

С расписанием экскурсий в Версале и их ценами можно ознакомиться здесь.

Часы работы

Версальский дворец открыт ежедневно, кроме понедельника и праздничных дней:

  • высокий сезон (с 1 апреля по 31 октября): 9:00 — 18:30;
  • низкий сезон: 9:00 — 17:30.

Парк открыт ежедневно:

  • высокий сезон: 7:00 — 20:30;
  • низкий сезон: 8:00 — 18:00.

Сады и боскеты открыты ежедневно:

  • высокий сезон: 8:00 — 20:30;
  • низкий сезон: 8:00 — 18:00.

Дворцы Трианона и поместье Марии-Антуанетты открыты ежедневно, кроме понедельника и праздничных дней:

  • высокий сезон: 12:00 — 18:30;
  • низкий сезон: 12:00 — 17:30.

Об изменениях в расписаниях сообщается на официальном сайте Château de Versailles.

В. Белый

Королевская часовня (Chapelle du château de Versailles)

Королевская часовня — пример французской классической архитектуры. Она украшена белым мрамором и позолотой, на стенах висят живописные полотна. Освящение храма состоялось в 1710 году в честь предка и покровителя королевской семьи Святого Людовика. Здание капеллы немного выше дворца. Взглянув на балюстраду, Вы увидите 28 скульптур апостолов, евангелистов и христианских добродетелей.

Над строительсвом и отделкой капеллы работали выдающиеся архитекторы и живописцы того времени. Пол храма выложен мрамором нескольких видов, свод расписан знаменитыми художниками Антуаном Куапель и братьями Булонь, на колоннах — барельефы с изображениями Страстей Христовых.

Из Парижа в Версаль самостоятельно

Выбирая день для посещения дворца, надо учитывать, что особенно многолюдно тут по выходным. Во вторник тоже высокая посещаемость, поскольку в большинстве музеев он выходной, и люди съезжаются сюда. Также, дабы избежать больших очередей, лучше отвести для экскурсии раннее утро или время 15:30-16:00.

Добраться до Версаля самостоятельно лучше всего из Парижа, поскольку он находится от него ближе всего и имеет развитую транспортную сеть.

Из Парижа в Версаль на поезде (маршрут)

Самый популярный способ – электричка RER, которая по ветке С доставит до станции Versailles Chateau Rive Gauche, а оттуда до комплекса 10-15 мин. пешком.

Добраться до королевской резиденции можно и с железнодорожного вокзала Сен-Лазар в Париже за 3,5 евро. Поезда SNCF доставляют пассажиров до станции Versailles Rive Droite, от которой до дворца 17 минут пешком.

С железнодорожного вокзала Париж Монпарнас поезда SNCF отправляются каждый час на станцию Versailles Chantiers, затем до замка пешим ходом 18 минут.

Из Парижа в Версаль на автобусе (маршрут)

Точки Версаль – Париж объединяет и прямой автобусный рейс № 171 с конечной остановки метро по линии 9 – Pont de Servres. На дорогу уйдет примерно полчаса, а билет стоит 1,5 евро.

Воспользуйтесь трансфером от Эйфелевой башни до Версаля со вторника по воскресенье. Экспресс отправляется ежедневно, а чтобы забронировать билет, предлагается посетить сайт компании «Версаль Экспресс».

Кроме этих предложений туда ходят и другие автобусы-шатлы от разных турагентств, а ознакомиться с предложениями можно на официальном сайте королевского дворца.

Из Парижа в Версаль на автомобиле (маршрут)

Любители путешествовать автомобилем, чтобы добраться до места, должны ехать по магистрали А13, задав GPS координаты: 48 градусов, 48’17N и 2 07’15E.

Другой путь – бесплатная дорога №12 (не пропустите съезд 1-4 с указателем на Версаль), или дорога №10, которая приведет к самому архитектурному комплексу.

Для более комфортной поездки предлагаем взять дешевое такси:

Платные стоянки в парке возле Большого канала и обоих Трианонов доступны 9:00-16:50 (в повышенный сезон до 17:50). Въезд через ворота Королевы. Бесплатно стоянка для инвалидов при предъявлении соответствующего документа.

Версальский дворец, резиденция «короля-солнца»

Несмотря на разновременность строительства, дворец поражает своею цельностью, хотя его фасады заметно отличаются друг от друга. В дворцовый комплекс позднее были включены два особых по назначению сооружения — придворная капелла и Оперный театр. Здание капеллы с вестибюлем и высокой церковью сооружено в первом десятилетии XVIII в. по проектам архитекторов Мансара и Робера де Котта, а поразительный по роскоши и изобретательности декоративной отделки оперный зал — блестящее произведение архитектора А.-Ж. Габриэля.

Первые сады на месте будущего Версальского парка были разбиты еще при Людовике XIII Жаком Буассо и Жаком де Менуар. Когда молодой Людовик XIV в 1661 г. избрал Версаль своей резиденцией, то вверил парковое хозяйство известному архитектору Андре Ленотру. К 1664 г. разбивка садов была завершена, и король устроил праздник под названием «Наслаждение волшебного острова». Позже эта традиция стала регулярной. Праздники в версальских садах гремели на всю Европу.

Свой окончательный облик Версаль приобрел с приходом Жюля Ардуэн-Мансара (1646— 1708), крупнейшего французского архитектора 2-й пол. XVII столетия. Под руководством Мансара к главному зданию дворца были пристроены два огромных — длиной по пятьсот метров каждое — крыла, стоящие под прямым углом к центральному корпусу.

Мансар построил также соединенные золоченой решеткой два корпуса Министров (1671 — 1681), которые образовали так называемый «двор Министров». Авторству Мансара принадлежит и знаменитая Зеркальная галерея, протянувшаяся вдоль западного фасада дворца (1680— 1886). Этот великолепный парадный зал (длина 73 м, ширина 10,6 м, высота 12,8 м) служил для торжественных приемов, балов, празднеств. В Зеркальной галерее каждое утро собирались придворные в надежде увидеть короля, когда он направлялся в часовню (этим моментом часто пользовались для подачи прошений).

Холодный голубоватый цвет мраморной отделки подчеркивает строгую величественность зала. Одна из стен зала образована рядом из семнадцати высоких арочных окон, открывающихся в парк; противоположная стена составлена из семнадцати расположенных симметрично таких же по форме и размерам зеркал. Благодаря этому приему создается ощущение безграничной ширины зала, а массивный свод, покрытый фресками Лебрена, привносит ощущение подчеркнутой пышности — впрочем, обычной для Версаля.

С обеих сторон Зеркальную галерею замыкают Зал Мира и Зал Войны. Созданный Лебреном Зал Войны посвяшен победам Франции над соседними державами во время Голландской войны. Громадный овальный рельеф, изображающий Людовика XIV в образе античного воина, мчащегося на коне, выполнен Антуаном Куазевоксом (1640— 1720).

Интерьеры дворца выполнены по рисункам Берена и Вигарани, расписаны Миньяром и Лебреном. ШарльЛебрен (1619—1690), придворный живописец Людовика XIV и директор Академии, пользовался особым расположением монарха и был фактическим руководителем французского искусства той поры. Для отделки покоев Версаля им были привлечены крупнейшие живописцы, скульпторы, медники, резчики, по заказам Лебрена работала целая гобеленная мануфактура.

Наибольшей роскошью отличаются парадные апартаменты — шесть роскошно декорированных залов, в число которых входит Зеркальная галерея. Центральная часть дворца служила для торжеств и приемов, а в огромных крыльях располагались стража и придворные. Парадные комнаты королевской семьи занимали второй этаж. Каждая комната была посвящена различным античным божествам, имена которых аллегорически связывались с членами королевской семьи. В убранстве комнат в основном была использована позолота на белом фоне; переливчатой игры красок здесь почти не встретишь.

Королевская Опера

Эта уникальная постройка конца 18 века долгое время находилась в полуразрушенном состоянии и была практически забыта. А ведь с момента открытия опера поражала изысканными интерьерами и новаторскими постановками. Техническое оснащение зала было самым современным. Балконы были лишены перегородок, благодаря чему удалось разместить большее количество зрителей: 700 человек. Зал освещал огромный плафон, выполненный в виде Аполлона, коронующего выдающихся деятелей искусств.

Окружают центральный светильник 12 лампионов с амурами, их размер меньше. Гордость архитекторов: изумительная акустика. Зритель в 1 и последнем ряду слышал одинаково хорошо. Но скоро музыку и танцы в опере сменили пылкие речи политиков: монархия пала, утвердилась республика. А потом и вовсе забросили. Во время гитлеровской оккупации здание сильно пострадало. О театре вспомнили в 20 веке. Но для того, чтобы вернуть ему утраченный облик, потребовалась реконструкция.

Она завершилась только в 2009 году. Реставраторы поработали на славу: Королевская опера имеет первоначальный облик. Интерьеры восстановлены полностью. Техническое обеспечение спектаклей самое современное. Королевская опера принимает у себя мировых знаменитостей. С репертуаром можно ознакомиться на официальном сайте.

численность населения

Иммиграция

Место рождения жителей Версаля в 1999 г.

Родился в метрополии Франции.

Родился за пределами метрополии

87,9%

12,1%

Родился за границей во Франции

Родился за границей с французским гражданством при рождении 1

Иммигранты из ЕС-15 2
Иммигранты из стран, не входящих в ЕС-15

0,9%

4,2%

3,2%

3,8%

1 Эта группа состоит в основном из бывших французских поселенцев, таких как Пьедс-Нуар в Северо-Западной Африке , за которыми следуют бывшие колониальные граждане, имевшие французское гражданство при рождении (как это часто бывает с местной элитой во французских колониях), а также в меньшей степени родившиеся за границей дети французских эмигрантов

Обратите внимание, что иностранная страна понимается как страна, не являющаяся частью Франции в 1999 году, поэтому человек, родившийся, например, в 1950 году в Алжире, когда Алжир был неотъемлемой частью Франции, тем не менее, указывается как лицо, родившееся в другой стране на французском языке. статистика.2 Иммигрант — это лицо, родившееся за границей, не имеющее французского гражданства при рождении

Обратите внимание, что иммигрант мог получить французское гражданство после переезда во Францию, но по-прежнему считается иммигрантом во французской статистике. С другой стороны, лица, родившиеся во Франции с иностранным гражданством (дети иммигрантов), не числятся в списке иммигрантов.

Затраты на строительство Версальского Дворца

Столь колоссальный замысел требовал больших человеческих и финансовых жертв. К работам привлекались все свободные руки, в том числе крестьяне, солдаты и моряки из всех прилегающих территорий. Чтобы увеличить количество строителей, на время возведения шато запрещались любые другие стройки, и это обеспечило более 30 000 людей на площадке.

Что касается денег, то потраченная на замок сумма шокирует – почти 26 млн. ливров, что соответствовало 10 521 867 кг серебра, а в пересчете на современные деньги это около 259,56 млрд. евро. При этом для короля все материалы продавались по исключительно низким расценкам, а если исполнители выходили за границы сметы, им не оплачивали разницу.

Дворцово-парковый ансамбль в Версале, история сооружения

Еще в 1624 г. королем Людовиком XIII здесь, рядом со старинной деревушкой Версаль, был заложен небольшой охотничий замок. В ту пору на месте будущего дворца стояла ветряная мельница, а вокруг расстилались поля и болота. В 1632—1638 гг. полюбившаяся королю загородная резиденция была коренным образом перестроена малоизвестным архитектором Филибером ле Руа (новый, П-образный в плане, дворец из кирпича и камня позже стал ядром огромного дворцового ансамбля). Наряду с постройкой замка началась разбивка большого парка.

После смерти Людовика XIII замок долгое время пустовал. Лишь в 1661 г. Версаль и его окрестности ожили вновь: по распоряжению короля Людовика XIV здесь началось сооружение новой королевской резиденции, которой предстояло затмить своим великолепием все дворцы Франции. Строительство велось на протяжении почти сорока лет, в несколько этапов; в нем приняли участие ведущие французские архитекторы той поры — Луи Лево, Франсуа Д’Орбе, Андре Ленотр, Жюль Ардуэн-Мансар, Робер де Котт. При этом каждый из них стремился к сохранению единого замысла. В результате в ближайших окрестностях Парижа вырос огромный дворцово-парковый ансамбль, на многие десятилетия ставший образцом для подражания. По образцу Версаля строились резиденции монархов и вельможных особ во многих странах Европы, включая Россию.

Вторая половина XVII в. — период развития классицизма во французской архитектуре. Версальский дворец стал наиболее характерным и ярким произведением этого стиля. Вдохновляясь творчеством Палладио и Виньолы, французские мастера создали истинный шедевр, являющий собой замечательный пример синтеза архитектуры, скульптуры и садово-паркового искусства.

Строительство Версаля началось в 1661 г. Перестройкой старого замка занимался Л. Лево (1612-1670), А. Ленотр (1613-1700) сооружал целый город из жилых и вспомогательных построек, где должны были разместиться многочисленный штат дворцовой прислуги и охрана. Население этого города должно было составить тридцать тысяч человек. Три его главных улицы-луча, идущих от Со, Сен-Клу и Парижа, сходились в одной точке: у стен королевского дворца. Эта планировочная идея родилась на сто лет раньше при перепланировке Рима архитектором Доменико Фонтана. Еще более грандиозное использование идеи «трезубца» нашло место в планировке Петербурга в первой половине XVIII в.

 В 1668—1671 гг. неузнаваемо преобразившийся замок окружили новые корпуса. Двор старого замка, получивший название Мраморного (он действительно вымощен плитами мрамора), сохранился до сегодняшнего дня. Весь ансамбль был перестроен таким образом, что стены корпусов, образующих Мраморный двор, сохранялись; стены же внешних фасадов замка в значительной степени были уничтожены. В результате этого западный, обращенный к парку фасад дворца увеличился почти втрое (сейчас его протяженность составляет 680 м). Южный и северный фасады тоже удлинились за счет пристройки двух изысканных по формам корпусов. В северной части была устроена парадная лестница Послов, а в южной — лестница Королевы.

Стоимость строительства

Один из самых интересных вопросов, касающихся Версальского дворца, это стоимость его строительства. При этом дать однозначный ответ очень сложно, хотя сохранилось большинство финансовых документов.

Первоначальная перестройка охотничьего домика финансировалась на личные средства Людовика XIV, король в то время являлся феодалом, имел личные земельные наделы с которых получал прямой доход. Но потом строительство начало финансироваться, в том числе, из государственного бюджета.

Определенную часть предметов интерьера сложно выразить в какой-либо стоимости, так как они являются уникальными произведениями искусства. Но, исходя из общего количества затраченных денег, все же можно вывести несколько методик подсчета:

  • Самая простая и наименее точная – простой пересчет количества серебра по современным ценам на этот металл, она дает сумму около 2,6 миллиардов евро, что явно далеко от реальности.
  • Другая методика предполагает подсчет данных о покупательской способности тогдашней валюты и расчет сметы Версаля уже на основе этих данных, по ней общая затраченная на дворец сумма – 37 миллиардов. Вероятно, это наиболее точная сумма, так как можно предположить, что в современном мире за 37 миллиардов евро возможно построить похожий дворец.
  • Третья методика более спекулятивна, она предполагает сравнение затрат с государственным бюджетом и дает сумму в почти 260 миллиардов евро, что, несмотря на богатство дворца, все же выглядит
    завышенным. При всем этом стоит учитывать, что затраты не были одномоментными, а растянулись на 50 лет строительства.

Сады и парк


Сады и парк.

К западу от дворцового комплекса раскинулись королевские сады в изящном французском стиле, они появились тут в период с 1661 и 1700 года.

Сады прославились на весь мир благодаря своим аккуратным террасам и цветникам, дорожкам с высаженными вдоль них деревьями, а также многочисленным прудам и фонтанам.

Четыреста с лишним статуй из мрамора, бронзы и свинца были изготовлены самыми талантливыми скульпторами эпохи. Сады «Малого Трианона» (Jardins du Petit Trianon), оформленные в английском стиле, выглядят более провинциально. Тут когда-то любила проводить время сама Мария-Антуанетта.

Адрес: Parterre de Latone, Версаль, Франция.

Версальский дворец

Большой Château de Versailles был построен во второй половине XVII в. по проекту архитекторов Луи Лево и Жюля Ардуэн-Мансара и художника Шарля Лебрена.

Вид на Версальский дворец из парка

Первое строение на месте нынешнего Мраморного двора Версальского дворца – небольшой охотничий домик Людовика XIII, сооружённый в 1623 г. После покупки версальского поместья у парижского архиепископа прилегающая к домику королевская территория существенно расширилась.

Мраморный двор Версальского дворца

Несколько лет Фронды в середине XVII в. побудили короля Людовика XIV инициировать превращение скромного охотничьего домика в великолепный королевский Дворец в стиле классицизма. Более основательной причиной современники называли зависть короля к увиденному им роскошному дворцу Во-ле-Виконт своего министра финансов Николя Фуке. Арестовав министра, король тут же нанял его архитекторов и художника, упомянутых выше. Правда, официальной причиной ареста были финансовые злоупотребления Фуке.

Постройка версальского дворца велась в промежутках между войнами, в которых участвовал Людовик XIV. В результате во дворце появились 3,5 тысячи комнат и залов, занявших 6 га. На прилегающей территории в 800 га были осушены болота и основан красивый сад.

Король перенёс свою резиденцию из небезопасного Лувра, после чего Версальский дворец стал политическим центром Франции. В нём постоянно проживало шесть тысяч приближённых к королю дворян, причём покидавшие дворец лишались своих должностей и привилегий. Так король контролировал своих высокопоставленных подданных.

Масштабные проекты короля потребовали огромных затрат – физических и финансовых. Райскую жизнь для аристократов создавали 30 тысяч строителей, большую часть которых составляли вчерашние крестьяне. Истраченные за полвека строительства средства оцениваются в современные 260 миллиардов евро! Такая расточительность стала одной из причин падения французской монархии столетие спустя. Ещё через полтора века Версальский дворец, благодаря огромному туристическому потоку, станет серьёзным источником национального дохода.

Для сокращения огромных расходов при строительстве пришлось жертвовать функциональностью. Внешне роскошный дворец был малопригодным для жизни, особенно в холодное время года. Половина дворцовых каминов не работала, в дверях и окнах были зазоры, а залы насквозь продувались сквозняками. Во время прогулок короля по парку вода подавалась только в те фонтаны, мимо которых он проходил. Трудно поверить, но во дворце вообще не было туалетов. Король и королева пользовались передвижными кабинками, а придворные выполняли долг перед природой, где придётся. Возможно, поэтому придворных обязали обильно пользоваться духами.

В Шато находятся залы, салоны и спальни, потолок и стены которых украшены фресками, картинами, скульптурами, коврами, золочёной бронзой и тонированным стеклом. Названия салонов носят имена греческих богов. В качестве своего тронного зала «король-солнце» выбрал салон Аполлона (бога солнца). Здесь принимались иностранные делегации, а по вечерам устраивались танцы и представления.

Тронный зал

Самым известным помещением является Зеркальный зал (галерея) площадью 803 м2, занимающий существенную часть фасада, выходящего в сад. Он отражается в 357 зеркалах зала, расположенных напротив 17 окон, создавая иллюзию их наличия с обеих сторон. Кроме зеркал, в зале множество золочёных светильников, хрустальных люстр, ваз и торшеров. На потолке изображены 30 сюжетов, относящихся к первым 18 годам правления Людовика XIV.

Зеркальный зал

Зеркальная галерея вошла в историю франко-немецких отношений. Именно в ней разместился штаб армии, победившей во франко-прусской войне, и было провозглашено создание Германской империи. Но времена переменились: по окончании Первой мировой войны в Зеркальной галерее был подписан Версальский договор с побеждённой Германией.

В настоящее время в Зеркальном зале в высокий сезон воссоздаются средневековые балы.

Бал в Зеркальной галерее

Другие известные помещения – салоны Дианы и Войны, Оперный зал, спальни короля и королевы.

Многие европейские дворцы были сооружены под несомненным версальским влиянием. Речь, в частности, идёт о потсдамском Сан-Суси, венском Шёнбрунне, петергофских, гатчинских и других дворцах.

Малый Трианон

От Большого Трианона к Малому ведет ухоженная парковая аллея. Здесь расставлены скамейки, на которых можно передохнуть. Неплохо представить, как в тени деревьев наслаждался покоем и уединением сам Солнце. Этот замок строил для своей фаворитки наследник Короля Солнца. Но мадам де Помпадур умерла, не дождавшись подарка. Поэтому дворец сначала получила новая фаворитка, а затем – Мария-Антуанетта (после смерти царственного супруга). Интерьеры не такие пышные, как в официальной резиденции, скорее, аскетичные. Кажется, что цель архитектора – предотвратить случайные встречи.

На эту мысль наталкивают изгибы коридоров, внезапные повороты и тупики, узкие, похожие на бойницы, окна. И обстановка довольно скромная, отличная от других королевских резиденций. Здесь нет и помина вызывающей роскоши Версаля, интерьер довольно аскетичный. Но от осмотра остается впечатление умиротворения. Для того, чтобы оценить все здания, расположенные в парке, стоит приобрести билет, у которого срок действия 2 дня. Тогда величие главной резиденции не сможет затмить скромное обаяние малого Трианона.

Зеркальная галерея


Зеркальная галерея. | Фото: Jorge Láscar / Flickr.

Зеркальная галерея, являющаяся украшением Версальского дворца, когда-то служила проходом, соединявшим апартаменты короля и королевы Франции.

Зал насчитывает более 350 зеркал, 17 огромных окон на одной стороне и 17 зеркал в форме окон, расположенных напротив. Все это создает великолепный световой ансамбль из золота и хрусталя.

Побывать в Версале и не посетить зеркальную галерею – непростительно. Советуем приходить сюда рано утром, так как уже в полдень здесь буквально яблоку негде упасть.

Адрес: La galerie des glaces, Площадь Арм, Версаль, Франция.

Королевские апартаменты

Это часть Версальского замка из 6-ти, принадлежавшая лично Королю Солнце. Ценность апартаментов в том, что интерьеры сохранились практически полностью. И сегодня туристы охотно осматривают помещения, где некогда жил великий монарх.

Все комнаты связаны между собой, одна сменяет другую:

Первый зал – лоджия. Собственно, это подобие помещения, придворяющего покои Людовика 14. Но даже эта маленькая комната роскошно отделана мрамором.
Сразу попасть в личные помещения Короля Солнца невозможно: придется преодолеть комнату стражи. Личная охрана монарха находилась в ней круглосуточно. Этот зал очень скромный, стены выкрашены в белый цвет.
Следующая комната – начало апартаментов. В ней король ужинал, отдыхал. На стенах можно увидеть картины знаменитых батальных сцен. Авторы полотен – Куртуа и Парросель.
Зал Бычий глаз – самое красивое помещение апартаментов. Комната называется так из-за окна на южной стороне, которое по форме напоминает глаз копытного. Здесь много огромных зеркал (огромная редкость во времена Короля Солнца), по стенам развешаны полотна Веронезе

Зал украшен решеткой, на которой изображены танцующие мальчики.
Спальня – важное помещение монархов. Здесь не только спали, но и вели частные переговоры, принимали послов

Неудивительно, что помещение богато украшено: портьеры и гобелены, картины великих Ван Дейка, Караваджо, Доменикино, Рени. В этой комнате умер Король Солнце.
Последняя комната – зал Королевского Совета. Интерьеры отражают назначение помещения. Здесь установлен бюст Александра Македонского, вазы с изображениями Венеры и Марса. На стенах элементы резьбы из дерева.

Для осмотра апартаментов стоит приобрести единый билет: это часть экскурсионной программы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector