Музей орсе в париже (musée d’orsay): история, экспонаты, время работы

Описание музея

Выставка музея располагается на пяти уровнях, все виды искусства (живопись, скульптура, архитектура, мебель, кино, фотография, музыка, художественное оформление оперы), представлены в хронологическом порядке. Музей Орсе, таким образом, заполняет промежуток времени между коллекциями музея Лувра и Музея современного искусства Центра Жоржа Помпиду. Основным является цокольный этаж, где на центральной аллее расположены скульптуры, как бы образующие железнодорожный путь бывшего вокзала. Особый интерес представляет масштабная модель здания Опера в Париже. В музее имеется несколько залов для временных выставок. Сама экспозиция музея меняется каждые 2-3 года.

Музей Орсе также является местом для проведения спектаклей и концертов. Кроме того, здесь проводится ежегодный фестиваль, посвящённый происхождению кино. Посетители могут регулярно посещать конференции и круглые столы, в особенности связанные с временными выставками.

История коллекции скульптуры

XIX век стал периодом расцвета искусства скульптуры. Восторжествовавший средний класс ввел моду на эту художественную форму. Наличие скульптурных композиций в частных домах определяло статус и положение хозяев. Искусство, способное аллегорически запечатлеть в камне или бронзе идеалы, убеждения и идеи того времени, пользовалось огромным спросом. Однако, после 1945 года, профессиональная критика и культурное сообщество обличили скульптурные традиции уходящей эпохи в излишнем пафосе. После этого большинство произведений разошлось по запасникам, где они провели несколько следующих десятилетий.

Идея преобразования вокзала Орсе в музей подарила широкой публике возможность вновь насладиться великолепием скульптуры XIX века. Здесь были созданы прекрасные условия для экспонирования монументальных композиций – для этого идеально подошел просторный центральный зал, с его стеклянной крышей, дающей работам естественное освещение, которое меняется в зависимости от времени суток. К моменту открытия музея, его скульптурная коллекция насчитывала 1200 экспонатов, преимущественно изъятых из запасников Люксембургского дворца и Лувра.

Коллекция музея Люксембургского дворца, ориентированная в основном на живопись, отводила скульптуре второстепенное место. В середине XIX столетия в ней было лишь 25 скульптурных работ. К 1887 году Люксембургский дворец владеет уже коллекцией из 100 скульптур, и постепенно начинает открывать свои двери для работ современных художников. После долгих колебаний художественного совета, в экспозицию попадают скульптуры «Бронзовый век» Родена, «Вояка» Домье и бюст Бетховена работы Бурделя. Стремительное увеличение коллекции создало проблемы с их размещением – и к концу XIX века было введено ограничение, которое не позволяло экспонировать более трех работ одного скульптора. Произведения зарубежных мастеров долгое время практически не были представлены в музее. В 1890 году были приобретены всего лишь две работы бельгийского скульптора Константина Менье. Некоторая часть коллекции была переведена в музей Jeu de Paum, но там тоже не нашлось достойного места для собрания скульптур. Поскольку музей был ориентирован на импрессионизм, коллекция его ограничилась статуями Родена, “Четырнадцатилетней танцовщицей” Дега, да несколькими скульптурными работами Гогена.

В 1939 году, после закрытия музея Люксембургского дворца, его коллекция разошлась по разным городам. Некоторая ее часть переместилась в Лувр, но достойное место в его экспозиции заняли лишь несколько скульпторов – работы Бари, Родэ, Карпо были выставлены в основной экспозиции, большая же часть скульптур XIX века долгое время была в резерве.

Музей Орсе не только открыл миру произведения, пылившиеся в запасниках. Путем обменов или приобретений, экспозиция его пополнилась скульптурными шедеврами, которые ранее экспонировались в других музеях, или украшали сады и дворцы (например, «Врата ада» Родена и менее известные работы Д’Анже, Шонферга, Джерома, Клоделя и других скульпторов). В настоящее время коллекция скульптур музея Орсе насчитывает около 2 200 экспонатов.

Это интересно: 3067,Муавия I ибн Абу Суфьян: кратко

Инфраструктура музея Орсе

Музей де Орсе помимо выставочных залов имеет развитую сеть дополнительных услуг: магазин-библиотеку, лифты, гардеробные, пеленальные комнаты на первом уровне, туалеты. Также тут предусмотрено все для удобства родителей с маленькими детьми и людей с ограниченными возможностями: пандусы, складные табуреты, облегченные трости-коляски для деток (другие формы не разрешены), инвалидные коляски.

Музей Орсе внутри

После долгой прогулки по огромной территории музея вам наверняка захочется перекусить и передохнуть, чтобы во время дегустации местных блюд «усвоить» полученную порцию духовной пищи. На верхнем уровне вы почувствуете себя вполне уютно в кафе Кампана (Campana) с открытой площадкой, откуда сквозь часовой диск вокзальных часов открывается великолепный вид на Монмартр. В четверг он работает 11:00-21:00, остальные дни 10:30-17:00 (понедельник выходной).

Напротив статуи «Белый медведь» Ф. Помпона, есть еще одно уютное заведение – кафе Л’Урс (L’Ours), где тоже приятно посидеть, перевести дух и перекусить недорого. Открыто оно 9:30-16:45, а по четвергам до 19:45.

Находясь на среднем ярусе, загляните в ресторан, основанный еще в 1900 году. Его интерьер богато украшен позолотой, фресками и резным орнаментом на потолке – все это исторические ценности. Посуда, на которой подаются традиционные французские блюда, тоже смотрится роскошно, при этом обслуживание не вычурное, и посетители чувствуют себя раскованно, но будьте готовы заплатить за блюдо 25-50 евро.

Время работы: четверг 11:45-14:45 и 19:00-21:30, остальные дни кроме понедельника 11:45-17:30, но при этом в период 15:30-17:30 он функционирует как чайный салон. Резервировать столики заранее нет нужды, но можно подстраховаться, позвонив по телефону: +33 (0) 1 45 49 47 03.

Покидая прекрасный музей, не хочется уходить с пустыми руками? Загляните в сувенирную лавку или магазин, и из обширного ассортимента выберите постеры, книги, диски, канцелярские принадлежности, открытки, товары для детворы и даже предметы искусства. Работают они ежедневно помимо понедельника 9:00-18:00, а по четвергам двери открыты до 21:30 (лавка до 21:00).

Строительство Орсе

Строительство Орсе началось в 1898 г. на месте, где в 1871 г. сгорела Счетная палата, а чтобы успеть закончить его к началу выставки, на участке круглосуточно трудились рабочие. Прокладывая пути от вокзала Аустерлиц до местоположения нынешней платформы, в дневную смену на площадке одновременно находилось 300 человек, а в ночную около 80-и. Зато уже 14 июля 1900 г. состоялось торжественное открытие новой железнодорожной пристани и прилегающего к нему отеля.

Строительство Орсе

В. Лалу старался придать депо изысканные формы, сделать не только удобным, но и привлекательным внешне. Когда на открытии Всемирной выставки его увидел художник Эдуард Делай, он не смог сдержать удивления: «Станция великолепна и выглядит как дворец изящных искусств …», и эта реплика с высоты минувших лет звучит как пророчество.

В отличие от других вокзалов, Орсе был крытым зданием, крышу которого покрывали стеклянные панели, позволяя естественному свету проникать внутрь. Подобная конструкция оказалась возможной потому, что поезда на электрической тяге не выпускали в воздух пар и дым, а из-за своеобразной формы в народе обрели прозвище «банок для соли».

Организация экспозиций музея

Музейные фонды составлялись постепенно и из разных источников. Сюда поступали предметы искусства из Малого и Люксембургского дворцов, запасников Лувра, скульптуры из галереи Же-де-Поп, а также в качестве подарков от частных коллекционеров.

Парижский музей Орсе

Имея достаточно большую площадь – 57 400 м. кв., паноптикум размещает на трех основных уровнях коллекции из более 4 000 работ, разделив их по тематике и технике исполнения. Так, на верхнем этаже можно любоваться творениями импрессионистов и постимпрессионистов, выстроившихся вдоль всего здания, выходящего к Сене: Ренур, Гоген, Моне с серией полотен «Руанский собор», Тулуз-Лотрек – большой поклонник варьете, Дега, Писсаро и неповторимый Ван Гог.

Среднему уровню отдан период с 1870 по 1914 год, в котором нашли отражение символическое и публичное искусство времен III Империи, мастера арт-нуво и академической живописи.

На первом этаже соседствуют произведения 1848-1870 годов, а среди них такие имена, как Густав Моро и Энгра, Делакруа и Мане.

Удивительно, что столь непродолжительное время (1848-1914 г.г.) охвачено собраниями предметов искусств настолько разнообразными и потрясающими. Картины музея Орсе соседствуют со скульптурами, фотографиями, гравюрами, впечатляющими оригинальностью предметами мебели Дила, нарядной резьбой по дереву семейства Гере, декорациями оперы и кино. Особенно привлекают бронзовые украшения Бари и деревянный гарнитур, созданный специально для графини Беарн мастером Ж. Дамптом в начале ХХ столетия.

Шедевры музея Орсе постоянно пополняются, обновляя экспозиции очередными приобретениями работ не только импрессионистов и постимпрессионистов, а также недооцененных ранее художников академической школы. Чтобы помочь зрителям увидеть полотна в выгодном свете, специально разработана новая система освещения, а сами стены стали цветными.

Желающие посмотреть всю выставку в хронологическом порядке, должны приготовиться провести тут весь день. Но если вас интересует определенные направления, изучите план здания и расположение его залов, каждый из которых обладает собственной аурой, наполняющей его атмосферой.

Переступив порог musée d’Orsay, попадаешь под очарование исключительного декора.

Так начинается прелюдия к приключению по одному из самых популярных французских музеев, в котором собраны поразительные коллекции артефактов, созданных во время наиболее продуктивного исторического периода.

Начиная осмотр вернисажа на первом этаже, вам предстоит пройти под сводом, собранном из стеклянных панелей, поражающем своими размерами и вызывающем ассоциацию с хрустальным дворцом. Далее, пройдя по среднему и верхнему уровням, можно полюбоваться фантастическим видом на центральную аллею.

Что представляет собой музей Орсе

Второй по величине музей, после Лувра, построенный в конце XIX века, сумел воплотить всю необычайность архитектуры, царившую на рубежах того времени. Здесь тесно переплелись эстетическая строгость классицизма с невероятным и совершенно новым индустриальным стилем, выполненным из стекла и стали.

В Орсе собраны уникальные экспозиции изобразительного искусства, охватывающие вторую половину 19-го – начало 20-го века и заполнившие хронологический период между «золотой» коллекцией Лувра и современным миром модерна, представленным в центре Жоржа Помпиду.

Произведения гениальных мастеров, Мане, Ренуара, Ван Гога, Руссо, ежегодно привлекают тысячи туристов, ставшие шедеврами мирового искусства, они заставляют восхищаться и поклоняться непревзойденным талантам, сформировавшим абсолютно новые направления в современном творчестве.

От вокзала до музея

После того, как работа вокзала была остановлена, его здание служило для разных целей. Во время второй мировой войны здесь был расположен почтовый центр для отправки посылок военнопленным. По окончанию войны, вокзал приветствовал этих же пленников на своих платформах.

Заброшенная станция служила даже подмостками для снятия нескольких фильмов по произведениям Франца Кафки и Орсона Уэллса. Какое-то время вокзал стал убежищем для театра Renaud-Barrault, а также местом проведения аукционов.

Отель возле вокзала продолжал функционировать вплоть до 1973 года. Последнее значимое событие, произошедшее в его стенах, было 19 мая 1958 года – в этот день, в танцевальном зале была созвана пресс-конференция, на которой генерал де Голль объявил о своем возвращении к власти.

К 1973 году, по настоянию президента Помпиду, управление музеев Франции рассмотрело возможность создания на территории бывшего вокзала нового музея, разгрузив тем самым помещения Лувра и галереи Же де Пом.

Некоторое время станция находилась под угрозой сноса – на её месте хотели построить новый гостиничный комплекс. Вместо этого, власти Парижа отнеслись к сооружению как к памятке архитектуры, и внесли его в перечень исторических объектов города. Официальное решение о преобразованию вокзала в музей было принято во время межминистерского совещания 20 октября 1977 года, созванного по инициативе тогдашнего президента Валери Жискара д’Эстена. В этом же году была создана специальная комиссия для наблюдения за строительством и организацией музея.

После периода длительных пререканий с наблюдательным комитетом, ухудшения отношений с президентом и затяжных реставрационных работ, строительство, наконец, завершилось, хотя и с отставанием от графика и перерасходом бюджета в размере миллионов франков. 1 декабря 1986 года музей был открыт президентом Франции Франсуа Миттераном, доступ широкой публике был предоставлен с 9 декабря.

Коллекция музея

Музей д’Орсе располагает коллекцией из более чем 6000 произведений искусства (не включая фотографий и кинофильмов), из которых примерно половина находится на постоянной экспозиции по усмотрению кураторов. Остальные экспонаты находятся в хранилище, откуда попадают на временные выставки или в другие музеи. Всего в музее три этажа с экспонатами. На первом можно увидеть произведения мастеров раннего импрессионизма – Мане, Энгра, Милле. На втором этаже продолжается выставка импрессионистов – здесь расположены работы Ренуара, Моне, Дега, Ван Гога, творения Гогена, Тулуз-Лотрека, Писсаро, Сезанна и Сера. Символизм, натурализм и модернизм представлены также на втором этаже – здесь действует постоянная международная выставка ар-нуво, которая включает в себя мебель, предметы искусства и витражи.

Как можно добраться к музею?

Хотя железнодорожные линии вокзала под музеем уже давно не функционируют по своему прямому назначению, некоторые из них были модифицированы для того, чтобы принимать небольшие транзитные поезда. Сегодня таким транспортом можно добраться к музею от вокзала Аустерлиц.

Удобнее всего доехать к пункту назначения на метро. Возле музея проходит линия метро М12, выходить нужно на станции Solférino. Альтернативный вариант – добираться автобусами № 24, 63, 68, 69, 73, 83, 84, 94. Музей находится по адресу Rue de Lille, 62, вход для посетителей открыт с вторника по воскресенье от 9:30 до 18:00. Стоимость билета составляет 9 евро, а для молодежи от 18 до 25 лет – 6.5 евро. Такая же скидка предоставляется и для всех желающих в вечерние часы – с 16:30 и до самого закрытия музея. Исключение составляет только четверг, в этот день скидка не действует. Дети до 18 лет могут посетить выставку совершенно бесплатно.

Музей будет интересным как для любителей искусства, так и для людей, которые только начинают интересоваться этим направлением культуры. Огромное пространство музея не стесняет, а позволяет каждому произведению полностью раскрыть себя. Посетив выставку во время экскурсии в Париже, вы сможете насладиться полотнами признанных мировых гениев – Моне, Ван Гога, Ренуара, Дега, Гогена, Тулуз-Лотрека, Писсаро, Сезанна и многих других.

Интересная и неоднозначная история музея, вызывает интерес даже у людей, далеких от изобразительного искусства. Потратив несколько интересных часов, вы сможете не только поднять свой культурный уровень, но и приятно и полезно отдохнуть.

Фредерик Базиль

Импровизированная полевая больница (1865 г.)

Импровизированная полевая больница (1865 г.)

Сцена изображает Клода Моне после полученной травмы. Фредерик приехал, чтобы помочь другу в сложный для него период. Поскольку Базиль до своего увлечения живописью изучал медицину, он соорудил поддерживающую конструкцию для больной ноги, а затем запечатлел это на холсте.

Семейное воссоединение (1867 г.)

Семейное воссоединение (1867 г.)

Трогательная картина, на которой изображены члены семьи художника во время отдыха в Мерике. Изначально рядом с людьми резвились маленькие собачки, но позже мастер заменил их искусственным натюрмортом.

История Орсе

Помимо привлекательного внешнего оформления пассажирам были доступны современные по тем временам новинки: пандусы, подъемники для пассажиров и багажа. Однако оставаться продвинутой гавани суждено было недолго, поскольку длина составов увеличивалась, и короткие промежутки станций стали для них слишком неудобными.

История Орсе

С 1939 г. пристань уже обслуживает только поезда пригорода, а в 1945 г. становится отправным пунктом для депортаций и отправки военнопленных. В 1958 г. состоялось еще одно значимое для истории событие – в привокзальном отеле на пресс-конференции Шарль де Голль объявляет о своем возвращении в большую политику.

Перестав функционировать, здание постепенно приходит в упадок, но, как оказалось, в обветшалом виде стало привлекать людей искусства. В 1962 г. режиссер и сценарист Орсон Уэллс облюбовал его для съемок фильма по роману Кафки «Процесс». А чтобы придать строению еще большей депрессивности с налетом клаустрофобии, узкие коридоры наполнились чередой кабинетов. Еще тут временно находит приют аукционный дом Drouot-Rive Gauche и шапито театр-компании Рено-Барро.

Но пустующая каменная громада начинает вызывать все больше вопросов. Занимая немалое пространство, она перестала нести полезную для города функцию, и все чаще возникают предложения о ее сносе, дабы поместить на этом месте администрацию авиакомпаний Эир Франс, депозитные кассы или большой отель.

Однако, уже имея разрешение на снос старого вокзала, в 1971 г. город ждет сюрприз от министра, отвечающего за обустройство столицы в виде запрета на новые проекты. Объяснялся отказ просто – планы предложенных застроек не вписываются в городской рельеф. Внес свою лепту и шок от недавней ликвидации парижского рынка Ле-Аль и своеобразная реакция на возведение вокзала Монпарнас.

Начиная с 1973 г., были не только заморожены все предложения по замене Орсе, но его внесли в список потенциальных исторических памятников. Окончательно вопрос с переустройством решился в 1978 г., и началось преобразования из железнодорожной станции в музей Орсе в Париже.

Главные произведения

Здание выделяется своей необычной архитектурой, поскольку несколько десятилетий оно служило вокзалом. Автор проекта — архитектор Виктор Лалу, также в его реализации приняла участие Гаэ Ауленти (итальянский архитектор и дизайнер).

В архитектуре здания гармонично сочетаются черты классицизма и элементы индустриального стиля. В украшении фасадов мы видим скульптуры, пилястры и лепнину, барельефы, картуши и аграфы (металлических украшений).

Музейные экспозиции размещаются на пяти уровнях.

Работы импрессионистов — главная ценность собрания. Представлены такие известные полотна:

  • «Завтрак на траве» и «Олимпия» Эдуарда Мане
  • Четыре полотна серии «Руанский собор» Клода Моне
  • «Бал в Мулен-де-ла-Галетт» Огюста Ренуара
  • «Цирк» Сера
  • Автопортрет Винсента Ван Гога.

Вы увидите также работы Поля Гогена и Эдгара Дега, Бланше и Сезанна, Матисса и Редона, а также других известных мастеров этого жанра.

Эти знаменитые произведения искусства расположены на самом верхнем этаже. Поэтому, если Вы ограничены во времени или не особый ценитель искусства, лучше начать осмотр именно отсюда.

На нижних уровнях представлены работы художников, творивших до эпохи импрессионизма, широко известные только узкому кругу ценителей искусства (Карпо, Энгр и Делакруа, Пивис де Шаванн и другие), а также новое искусство (арт-нуво).

Кроме живописи экспонируются коллекции скульптуры и декоративно-прикладного искусства, мебели и фотографии, декорации к операм и предметы архитектуры.

На среднем уровне здания имеется кафе со смотровой площадкой, откуда открывается великолепный панорамный вид на Сену и Лувр.

Верхний уровень: импрессионизм и постимпрессионизм

Чтобы продолжить осмотр картин в хронологическом порядке, направляйтесь на верхний уровень, залы которого выглядят более камерно и похожи на художественные мастерские под крышей. Сначала вашему вниманию предлагается частная коллекция, подаренная музею Орсе усердным коллекционером и историком искусства Моро-Нелатоном (зал 29).

Она включает некоторые из наиболее известных образцов импрессионизма, в их числе «Маки», а также «Завтрак на траве» Клода Моне. Когда в 1863 году появилась картина «Завтрак на траве» критики пришли в такую ярость и негодование при виде голых моделей, что их едва не хватал апоплексический удар. На выставку в «Салон» в тот год картину не приняли.

Для того чтобы далее по достоинству оценить живую новаторскую силу импрессионизма, вам придется все время бороться с настойчивым ощущением чего-то очень знакомого и узнаваемого – это «Абсент» Дега, «Бал в Мулен де ла Галет» Ренуара, «Женщина с зонтиком» Моне. В залах 30-32 вы увидите работы Ренуара, Сислея, Писарро и Моне – целую вереницу небольших пейзажей и уличных сценок, которые обязаны своим блеском и великолепием новому обычаю устанавливать мольберт прямо на открытом воздухе.

Многие из этих работ были написаны на берегах Сены. К менее типичным полотнам относятся изображения танцовщиц Дега, которые отражают глубокий интерес художника не к свету, что в целом характерно для импрессионистов, а к движению и линиям. Особняком стоит также картина «Колыбель» (1872) Берты Моризо – первой женщины, которая присоединилась к импрессионизму на его раннем этапе.

Более весомые шедевры выставлены в залах 34 и 39, которые посвящены среднему и позднему периодам творчества Моне и Ренуара. Развитие излюбленной темы Моне прослеживается на примере пяти картин из его серии соборов Руана, где каждая картина написана с присущим только ей освещением.

Зал № 35 наполнен пылающими красками и тревожными ритмами Ван Гога, тогда как творчество Сезанна, представляющее собой еще одно отклонение от основных принципов импрессионизма, наглядно демонстрируется в зале 36. Одно из полотен, которое наиболее точно выражает его художественное кредо, – это натюрморт «Яблоки и апельсины» (1895-1900), где разные части картины написаны с разных точек зрения.

Пройдя мимо кафе, а также небольших залов (37 и 38), где висят наполненные воздухом пастели Дега, вы окажетесь в тускло освещенном невеселом зале (40), демонстрирующем пастели Редона, Мане, Мондриана и других. Следующая и последняя вереница залов на этом этаже отдана различным представителям последующих этапов развития импрессионизма, в работах которых ощущается более острое и современное восприятие, с большим акцентом на психологический аспект.

Экспозиция открывается фантастической картиной Руссо «Заклинательница змей» (1907), затем идут загадочные таитянские полотна Гогена, их сменяют пуантилисты – Сёра (знаменитая картина «Цирк»), Синьяк и другие. Заканчивается экспозиция лучшим образцом отточенного в ночных клубах карикатурного творчества Тулуз-Лотрека – огромным полотном, изображающим Оскара Уайльда.

Описание Музея Орсе в Париже

В Музеи Орсе представлены работы середины 19 века – начала Первой мировой войны эпохи импрессионизма и постимпрессионизма. Работ в музеи настолько много, что даже за целый день невозможно их всех посмотреть, разве просто беглым взглядом. Поэтому лучше взять с собой план музея и посмотреть именно те отделы, которые вызывают у вас интерес. Все работы представлены в хронологической последовательности.

  • На первом этаже представлены работы, выполнены до 1870 года. Здесь есть два ряда скульптур, которые туристы в своих отзывах сравнивают с железнодорожными путями. Вам обязательно понравятся работа Карло «Граф Уголино», героя всем известной «Божественной комедии». В южной стороне этого этажа разместились полотна Делакруа, Энгра, Моро, Дега, Коро, Домье, Кубре, Моне и многих других творцов.
  • Второй этаж представляет работы в духе постимпрессионизма. Достойны вашего внимания такие творцы, как Каганович, Боннар, Вюйяр, Помпон, Детай, Кормон, Бланш, Климт, Мунк. Многие из них являются представителями ар нуво.
  • На третьем этаже собраны работы эпохи импрессионизма и постимпрессионизма. Особый восторг здесь вызывают работы Моне, Ренуара, Дега, Писсаро, Сислея, Гога, Сезанна, Мондриана. Многие картины изображают уличную жизнь Франции и пейзажи. Кроме того, на этом этаже представлена частная коллекция Моро-Нелатона, который подарил ее музею.

На верхнем этаже музея есть кафе с террасой, с которой открывается шикарный вид на Монмартр, а среднем уровне разместили ресторан и чайный салон. Здесь можно перекусить или попить вкусный чай или традиционный горячий шоколад.

Музей д’Орсе находится в 7 округе, добраться до которого можно на метро. Станция, на которой нужно выйти называется Solferino. А также с помощью электрички: станция Musee-d’Orsay.

Каждое первое воскресенье месяца – бесплатный вход. Купить билет на временные выставки – 12 евро.

Коллекция музея Орсе: картины, произведения, скульптуры

Коллекция музея Орсе имеет более четырех тысяч грандиозных произведений искусства, и представлены они на трех этажах.

Экспозиция первого этажа

Первый этаж музея д’Орсе вызывает интерес не только своей экспозицией, но и своим интерьером. Вдоль центра располагаются два ряда скульптур, которые напоминают железнодорожную дорогу, а по двум сторонам в боковых залах показывают произведения живописи. Из скульптур здесь представлены работы Карпо, Уголино, Кордье.

Сегодня весь первый этаж Орсе включает в экспозицию работы следующих импрессионистов: Жан Беро, Пьер Боннар, Винсент Ван Гог («Звёздная ночь над Роной», «Автопортрет»), Поль Гоген («Забавы», «Таитянские женщины на побережье»), Эдгар Дега («Портрет семьи Беллелли», «Балетная репетиция на сцене»), Камиль Коро, Люсьен Леви-Дюрмэ, Эдуард Мане («Олимпия»), Клод Моне («Женщины в саду»), Камиль Писсарро, Гюстав Курбе («Мастерская художника», «Похороны в Орнане»), Поль Сезанн («Игроки в карты», «Купальщики», «Портрет женщины с кофейником») и многих других.

Также здесь выставлены картины Энгра, Делакруа, Пювиса де Шаванна, Гюстава Моро, Дега, Домье, Коро, Милле, Курбе, Анри Руссо, Оноре Домье.

Сергей Архипкин

Экспозиция второго этажа

Картины, выставленные на втором этаже, — это работы натуралистов и символистов. Также здесь есть образцы декоративного искусства эпохи модерна, и скульптуры Майоля, Родена, Бурделя.

На втором этаже расположилась известная статуя Огюста Родена «Бальзак», коллекция Кагановича, картины Вюйяра («Общественные сады»), Боннара («Партия в крокет»), Детайя («Сон»), Кормона («Каин»), Жака-Эмиля Бланша («Портрет Марселя Пруста»), Климта «Кусты роз под деревьями».

Также здесь выставлены скульптуры Родена («Уголино», «Мимолетная любовь»), Камиллы Клодель («Зрелый возраст»).

Экспозиция третьего этажа импрессионизм и постимпрессионизм

Третий этаж представлен работами эпохи импрессионизма и постимпрессионизма.

Одни из самых знаменитых работ на верхнем этаже являются следующие: «Завтрак на траве» Мане, «Маки» Моне, «Абсент» Деги, «Бал в Мулен-де ла Галет» Ренуара, «Женщина с зонтиком» Моне, картина «Колыбель» Берты Моризо, «Яблоки и апельсины» Сезанна, «Заклинательница змей» Руссо, «Цирк» Сёра, «Портрет Оскара Уайльда» Тулуз-Лотрека, а также работы Ренуара, Сислея, Писарро, Редона, Мане, Мондриана и других.

Сергей Архипкин

Как добраться

По городу можно передвигаться на метро, ближайшая к музею станция Solférino линия М12. Если человек приехал в Париж в первый раз, то ориентироваться можно бульвару Сен-Жермен, в его средней части находится интересующее туристов здание. Помимо метро до места можно добраться и на автобусе номера: 24, 63, 68, 73, 83, 84, 94. Самым простым способом, которым можно добраться — это вызвать такси, но по стоимости обойдется дороже. Адрес: 62, rue de Lille. Можно доехать и на арендованном автомобиле. В этом поможет карта проезда. Рядом с музеем расположена удобная парковка, машина останется под присмотром.

Карта проезда

Винсент Ван Гог

Крестьянка возле очага (1885 г.)

Крестьянка возле очага

Одна из редких ранних работ мастера в так называемый его «крестьянский» период, когда он использовал в основном темные тона, подчеркивая тяготы жизни простого народа.

Императорский фритрилляр в медной вазе (1887 г.)

Императорский фритрилляр в медной вазе

Создавая этот букет, Винсент думал о Агостине Сигатори – владелице кафе «Тамбурин» на бульваре Клиши, которой в то время был увлечен.

Он дарил ей нарисованные цветы вместо живых, поскольку они никогда не увянут.

Художник Эмиль Бернар по этому поводу однажды пошутил, что так «Тамбурин» вскоре превратится в искусственный сад.

Звездная ночь (1888 г.)

Звездная ночь (1888 г.)

Картина появилась в начале пребывания Ван Гога в клинике в Арле. Ему давно хотелось написать звездную ночь, преисполненную ярких красок. В одном из писем он писал: «Часто мне кажется, ночь еще более насыщенно окрашена, чем день».

Несмотря на использование художником темных оттенком синего, звезды на таком фоне выглядят сверкающими драгоценностями, а влюбленная пара привносит в атмосферу ощущение умиротворения.

Спальня Ван Гога в Арле (1889 г.)

Спальня Ван Гога в Арле

Одна из трех практически идентичных картин, изображающих реальную обстановку интерьера художника, когда он проходил лечение в клинике города Арле. Особенность в том, что на стенах нарисованных апартаментов мастер изобразил другие свои полотна.

В письме к брату Тео, Ван Гог писал, что хотел передать тот покой, в котором давно нуждается.

Автопортрет (1889 г.)

Автопортрет Ван Гог

За 10 лет живописец создал более сорока автопортретов. Так он экономил на натурщиках и наблюдал за переменами своего внутреннего «Я», которое недоступно никакому фотографу. Можно сказать, это своего рода откровение.

Музей д’Орсе на железнодорожной платформе

Река Сена делит Париж на неравные части – левый и правый берега. На левом разместились 5-7 и 13-15 муниципальные округа Парижа, но кроме географического местоположения они имеют и социальное отличие. Тут предпочитает селиться богема – художники, скульпторы, писатели, философы, интеллектуалы. Местное население отличает манера одеваться и стиль поведения. Неудивительно, что здесь находятся основные достопримечательности столицы, среди которых музей Орсе (Musée d’Orsay), собравший огромную коллекцию скульптур и полотен европейских живописцев середины XIX и начала XX столетия.

Подобный временной период выбран не зря, и заполняет хронологический промежуток собраний Лувра и Центра Помпиду.

Это оригинальный и уникальный паноптикум, входящий в десятку самых популярных в мире. В нем выставлены работы мастеров, работающих в жанрах импрессионизма и постимпрессионизма, романизма и натурализма, неоклассицизма и эклектизма, а также создававшие произведения в жанре «нового искусства» – арт-нуво. А тот факт, что музей д’Орсе занимает здание бывшего железнодорожного вокзала, придает ему особый шарм, привлекая около 3-х миллионов людей в год, чтобы отправить их в захватывающее путешествие, но уже не по железному полотну, а упиваться духом истории искусства.

Архитектура здания

Здание вокзала Орсе на момент его постройки в 1900 году являло собою органичное соединение технических достижений той эпохи с изящными архитектурными формами стиля боз-ар. Автором проекта вокзала был Виктор Лалу, который в сотрудничестве с Эмилем Бенаром и Люсьеном Манье создал великолепное здание, идеально вписавшееся в элегантную городскую застройку этого района столицы. Металлические конструкции и различные механические приспособления, являющиеся неотъемлемой частью любого промышленного сооружения, Лалу смог скрыть за монументальным каменным фасадом с арками, колонами и скульптурами. На крыше вокзала также размещались купола, башенки, декоративные украшения и орнаментальные щиты. Внутри здания находился огромный, богато украшенный центральный зал с перронами, который достигал 32 метров в высоту и 40 метров в ширину.

При реконструкции бывшего вокзала Орсе в 1980-х годах огромное внимание уделялось сохранению его первоначального облика, при этом перед архитекторами стояла также задача адаптации промышленного здания к требованиям музейного дела. Преобразованием вокзала в музей занималась группа архитекторов (Рено Бардон, Пьер Кольбок, Жан-Поль Филлипон), которая выиграла конкурс на создание музея, объявленный правительством

В течение 6 лет длилась кропотливая реставрация здания, в ходе которой было сохранено большинство прежних помещений и восстановлены элементы декора начала 20 века. Центральный зал, тот самый, в котором ранее располагались перроны, стал главным выставочным пространством музея. Широкий и протяженный арочный неф, разделяющий зал в длину на две части, создает эффект бесконечности экспозиций, в которых картины и скульптуры органично соседствуют с прекрасной архитектурой здания.

Обе части центрального зала состоят из отдельных выставочных залов, в которых представлены тематические экспозиции. Оформление интерьеров музея Орсе было доверено известному дизайнеру и архитектору Гаэтане Ауленти, которая создала достаточно оригинальные выставочные пространства из плоских панельных конструкций. Таким образом, выставки в музее имеют стены, но не имеют потолка, благодаря чему естественное освещение попадает в экспозиции через стеклянный свод крыши музея Орсе. Несколько галерей были созданы под самым куполом здания и в помещениях бывшего привокзального отеля, а просторный столовый зал отеля был переоборудован в современный ресторан. Для наиболее ценных экспонатов музея, которым вреден яркий свет, в галерее оборудованы затененные выставочные комнаты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector