Кунсткамера — это… музей антропологии и этнографии имени петра великого в санкт-петербурге: история, экспонаты
Содержание:
- История
- Памятники и здания
- Великие задумки Великого посольства
- Основные экспозиции музея летний домик Петра I в СПб
- Экспонаты Кунсткамеры
- Кунсткамера-путешественница
- Основные экспозиции музея летний домик Петра I в СПб
- История
- Знаменитые сотрудники
- Анатомические диковины
- Предыстория
- Большой Готторпский глобус
- Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры
- Проект здания
- Здания и интерьер Кунсткамеры
- Царская «потешная» флотилия
История
Кунсткамера в 1740 году
Кунсткамера была основана Петром Великим на набережной Невы . Здание Кунсткамеры с башней в стиле петровского барокко, спроектированное прусским архитектором Георгом Иоганном Маттарновым, было завершено в 1727 году. Первый камень в фундамент был заложен в 1719 году. Название Кунсткамера происходит от немецкого Kunstkammer , что буквально означает «Художественная камера».
Петровский музей представлял собой кабинет раритетов, посвященный хранению «природных и человеческих диковинок и раритетов», что было очень типичным типом коллекции того периода. В личной коллекции царя, первоначально хранившейся в Летнем дворце , есть большой ассортимент плодов человека и животных с анатомическими недостатками, которые Петр видел в 1697 году в гостях у Фредерика Рюйша и Левинуса Винсента . Основная идея их кунсткамер заключалась в том, чтобы полностью познать мир. Голландское слово «kunst-kamer», кажется, было введено хирургом Стефаном Бланкаартом в 1680 году.
Кунсткамеру Петра Великого часто рассматривают как случайную коллекцию бессвязных раритетов, но, похоже, они собирались систематически по четко определенному плану. Питер больше интересовался « натуралией », чем так называемой « искусственной ». Питер поощрял исследования уродств, все время пытаясь развенчать суеверный страх перед монстрами. Он издал указ , согласно которому уродливых мертворожденных младенцев со всей страны отправляли в императорскую коллекцию. Впоследствии он выставил их в Кунсткамере как примеры природных катастроф.
В 1716 году Петр основал минеральный кабинет Кунсткамеры, поместив туда коллекцию из 1195 минералов, купленных им у Готвальда, данцигского врача. Коллекция пополнилась русскими минералами. Он был предшественником Минералогического музея Ферсмана , который сейчас находится в Москве .
Многие предметы были куплены в Амстердаме у фармаколога Альберта Себы (1716 г.) и анатома Фредерика Рюйша (1717 г.) и легли в основу Академии наук . Кунсткамера была построена специально для размещения этих двух обширных коллекций. Третье приобретение принадлежит Якобу де Вильде , коллекционеру драгоценных камней и научных инструментов. За приобретение отвечали главный врач царя Роберт Эрскин и его секретарь Иоганн Даниэль Шумахер .
Памятники и здания
Памятник Петру первому и Екатерине первой
Адрес: Березовая аллея, 3
Этот памятник, носящий название «Царская прогулка», расположен на берегу Финского залива около Дворца конгрессов. Поэтому чета правителей вместе с придворным шутом и двумя борзыми встречает гостей, прибывающих морем. Открытие композиции было приурочено к празднованию 300-летнего юбилея города и состоялось в 2003 году 28 мая.
Автор скульптуры – Михаил Шемякин. Кроме этого памятника ему принадлежит авторство еще двух, один из которых установлен в Петропавловке, а второй – в Лондоне. Что же касается Екатерины I, то это первый памятник ей.
Башня Руина
Адрес: ул. Фронтовая, 2
Башня находится в Орловском парке. Это остатки от усадьбы Орлова, которая была почти полностью разрушена войной. То, что осталось – башня и домик привратника – оставили на уничтожение временем.
Однако в 2020 году все-таки было принято решение отреставрировать башню. На эти работы пошли обломки других строений, кирпичи и камни собирали с территории всей усадьбы. Восстановить удалось не все, часть башни пришлось перестроить.
Дом Привратника
Адрес: Санкт-Петербургское шоссе, 78а
Домик расположен на въезде в усадьбу и выполнен в том же стиле псевдоготики. Снаружи он облицован туфом.
Сразу после революции постройка была отдана для нужд только что сформированной рабочей милиции. В подвале располагались КПЗ.
Во время войны дом постигла та же участь, что и многие строения в Стрельне: он сильно пострадал и был полуразрушенным. Однако его восстановили уже в 50-е годы и разместили там детскую библиотеку, которая просуществовала до 1985 года.
Примерно через 10 лет здание облюбовала секта Церкви Державной Божьей Матери. Дом освободился в 2003 году, когда у него появился новый хозяин. Были предприняты попытки разместить здесь кафе, но, вероятно, мрачное прошлое домика не позволило заведению просуществовать долго.
Сергиева приморская пустынь
Духовных зданий в Стрельне было немало, но далеко не все из них дожили до наших дней. Причина: война. Но все же некоторым постройкам удалось остаться почти в целости.
В 30-х годах XVIII века Анна Иоанновна передала эти земли настоятелю Троице-Сергиевой лавры. Отец Варлаам перенес туда деревянную церковь из Петербурга, построил новый корпус из камня, возвел стены. Так возник новый мужской монастырь.
Архимандриты сменяли друг друга, а пустынь расширялась. Перед революцией она насчитывала уже 7 храмов и почти 100 братьев, обитавших в ней.
После 1917 года здесь сначала располагалась трудовая колония, затем Школа переподготовки руководства военизированной охраны. Поэтому фактически пустынь пострадала дважды: сначала в 30-х годах, потом в войну.
Был и третий период разрушений, когда в 60-е годы здесь обосновалась Школа милиции. Лишь в 1993 году началось ее восстановление.
До наших дней дожили четыре храма: Церкви преподобного Сергия Радонежского, Святителя Григория Богослова, Саввы Стратилата и Часовня Покрова пресвятой Богородицы. Безвозвратно утрачены две часовни (разрушены в войну), Воскресенский и Троицкий соборы (первый был разобран, а второй взорван). Церковь Валериана Мученика в настоящее время восстанавливается.
Если вы еще не выбрали, где будете жить и хотите сэкономить при бронировании — советуем воспользоваться сервисом RoomGuru. Во-первых, там собраны отели, апартаменты и гостевые дома от множества разных систем бронирования, и вы не упустите стоящий вариант. Во-вторых — сразу сможете сравнить цены на одно место в разных сервисах и забронировать там, где дешевле (не всегда это Букинг!).
Великие задумки Великого посольства
Идея создания Кунсткамеры, как и многие другие гениальные идеи, созрели в могучем уме будущего императора еще в юности, во время Великого посольства 1697−1698 годов. Во время своего вояжа по Англии и Голландии Петр Алексеевич посещал и «кабинеты кунштов», где располагались различные диковины и чудеса. Царевич скупал все, что его удивляло, но в особенности он был восхищен анатомией, новой в те времена наукой.
Больше всего его впечатлило собрание знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Есть легенда, что в коллекции анатома Петр увидел заспиртованного ребенка, который выглядел почти как живой. Царевич не удержался и поцеловал его. А 1717 году Петр I купил огромную коллекцию препаратов и бальзамированных трупов младенцев у Рюйша. Именно это «собрание уродцев» и является сегодня для многих символом Кунсткамеры.
Основные экспозиции музея летний домик Петра I в СПб
Как отмечалось ранее, музей можно разделить на три зоны. Основная зона это там где расположен домик Петра, вторая зона это тамбур где располагается лодка верейка и следующий тамбур это информационные стенды. Этот тамбур с информационными стендами расположен с правой стороны при входе и повествует о северной войне, о начале строительства города и еще один стенд рассказывает о строительстве защитных каменных галерей или павильонов — так называемых футляров над Домиком Петра I.
Информационные стенды
Центральную часть музея занимает сам домик Петра первого. Для осмотра по его периметру оставлено по полтора — два метра для прохода. На следующем фото видно на дальнем плане порожек это вход в музей или выход из музея, смотря где Вы находитесь. А с левой стороны идут колонны, там и расположены информационные стенды.
Домик Петра 1
Для осмотра домика Петра Первого необходимо просто идти вокруг него и заглядывать в окна, так как во внутрь заходить нельзя. И если заглянем в это большое окно на переднем плане, то увидим большую комнату.
Большая комната
Это самая большая комната домика Петра I, площадь её составляет 23,5 м2. Она была рабочим кабинетом Императора Петра Первого. В комнате минимальный набор мебели, однако если заглянуть с другого окна то можно увидеть рядом со столом кресло из грушевого дерева, сделанное самим Петром. А так же курительную трубку принадлежавшую Петру 1.
Кресло Петра
Если двигать дальше то попадаем на другу сторону дома, где так же имеется своё окно, рядом с которым весит табличка. За этим окном находиться спальня размером 6,72 м2. Пока не перешли к спальне, можно на фото увидеть с левой стороны колонны, за которыми и расположена лодка верейка Петра I.
Заглянув в окно, можно увидеть не большое помещение, где расположен мундир, трость и отливка руки Петра. Сделана она была при жизни Петра в 1707 году, при визите Петром чугунолитейных заводов в Липецке.
Вид спальни внутри
А так же современный и высоко технологичный, по тем временам, умывальник. Кровать, где спал Пётр не сохранилась и в комнате стоит ещё сундук, но не попал в кадр. Следующая комната это столовая. В столовой воссоздана обстановка XVIII века.
Площадь столовой составляет 17 м2. В центре стоит большой дубовый стол работы русских мастеров, накрытый на голландский манер легкой скатертью поверх тяжелой бархатной. Вокруг стола — стулья, сделанные по английским образцам.
Столовая комната в домике Петра
На столе — медная и оловянная посуда, изготовленная в русских мастерских, щипцы из олова и цветных металлов для колки орехов, медный подсвечник на две свечи и образцы бокалов с первого стекольного завода России.
На столе медная и оловянная посуда
Хочется вернуться к четырехвесельной лодке-верейки. По преданию, лодку смастерил сам царь Петр. Ее длина около 8 метров, а ширина 1,5 метра. В центре имеется круглое отверстие для установки паруса. Название «верейка» происходит от английского слова wherry: так называли небольшие узкие лодки, традиционно использовавшиеся в Англии для перевозки пассажиров, отличавшиеся легкой постройкой и хорошей скоростью хода на веслах и под парусами. Лодку в музей установили после создания футляра и специальной пристройки при нём.
Если выйти из музея, то можно прогулять вокруг здания музея. Территория не большая, практически отсутствуют насаждения, дорожка посыпана мраморной крошкой.
Здание-футляр музея
Не большая территория без насаждений
Из внутреннего двора музея Домик Пера 1 можно выйти в садик, где установлен памятник Петру через красивые ворота, однако когда они бывают открыты не известно, может Вам повезёт.
Красивые ворота в сад
После осмотра музея домика Перта I в Санкт Петербурге обязательно необходимо выйти на набережную реки Нева.
Экспонаты Кунсткамеры
Нередко можно услышать, что Кунсткамера — это прежде всего коллекция «уродов», «монстров» и самых разных аномалий. Однако такое отношение к музею сложилось только в последнее столетие. На протяжении веков, Кунсткамера была для посетителей местом, где можно было увидеть что-то редкое или совершенно привычное, но обычно скрытое от глаз человека. Это был музей знаний о мире и человеке, где открывались загадки природы, то, что скрыто в недрах земли, на морском дне или высоко в звездном небе.
Анатомический раздел (Уроды)
Официальная дата основания Музея антропологии и этнографии — 1714 год. Именно в это время царская коллекция, сформированная под впечатлением от европейских «кабинетов редкостей», была размещена в Людских палатах Летнего дворца и получила название «Кунсткамера».
Это те самые законсервированные «уродцы» — коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша, приобретенная Петром I в. 1717 году и первоначально насчитывавшая около 2000 экземпляров.
Петр I очень интересовался всем, что связано с анатомией человека. Понимание того, как устроено тело, давало огромные возможности для развития медицины
Но чтобы изучить здоровое тело, крайне важно было разобраться в аномалиях, которые время от времени возникали. Так появился указ, согласно которому в Кунсткамеру привозили как живых, и мертвых «уродцев», людей с явными физическими отклонениями от нормы для исследований
Их изучали первые анатомы, которые появились тогда в Академии наук.
Сейчас данное собрание входит в дополненный Анатомический раздел Кунсткамеры, где можно увидеть двухголового ягненка, сиамских близнецов и другие необычные объекты.
Дарья Евсеева
Раздел «История Кунсткамеры и русской науки в XVIII веке»
Этот большой музейный раздел включает в себя три постоянные экспозиции:
Музей М. В. Ломоносова (третий этаж)
- Помимо биографии большого разностороннего ученого, каким был Ломоносов, здесь так же можно увидеть экспозицию «Конференц-зал Петербургской академии наук». Она рассказывает о повседневной жизни и деятельности первого в своем роде учреждения в России, занимающегося научными исследованиями.
- Астрономическая обсерватория (четвертый этаж). Здесь же находилась служба точного времени и условный Петербургский меридиан.
- Большой Готторпский Глобус-Планетарий (пятый этаж).
Этнографические разделы
Остальные разделы знаменитого музея — этнографические, включают внушительное собрание, сформированное в послепетровские годы. Навигация по этнографическим залам удобна и понятна:
- Северная Америка, Япония, Африка, Латинская Америка — первый этаж;
- Ближний и Средний Восток, Китай и Монголия, Корея, Индокитай, Индия и Индонезия — второй этаж.
Здесь можно посмотреть массу всего интересного: как был организован быт, орудия труда, как выглядела посуда, украшения, театральные наряды тех времен и многое другое.
На нулевом этаже, при входе в Кунсткамеру, располагаются магазины, киоски, кафе, гардероб.
Кунсткамера-путешественница
В свое современное здание Кунсткамера, или, как музей называется полностью, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии Наук, переехал далеко не сразу. Первоначально редкости, собранные царем в путешествиях или полученные в дар, хранились в кабинете Петра в Москве. Когда столицу перенесли в Петербург, Петр взял собрание с собой и расположил в Летнем дворце в Летнем саду. Для диковинок пришлось выделить отдельную комнату — в кабинете они уже не помещались.
Годом основания Кунсткамеры можно считать 1714 год. Но скоро и отведенное во дворе место стало коллекции жать, и в 1718 году Кунсткамеру перенесли в «Кикины палаты» — конфискованный у опального вельможи Кикина дом. Сюда же перевезли и уникальный экспонат, который царю подарил герцог Голштинский. Это был огромный Готторпский глобус, по сути представляющий собой небольшой планетарий. К сожалению, многие экспонаты во время пожара 1747 года, глобус сгорел, но позже был восстановлен.
Основные экспозиции музея летний домик Петра I в СПб
Как отмечалось ранее, музей можно разделить на три зоны. Основная зона это там где расположен домик Петра, вторая зона это тамбур где располагается лодка верейка и следующий тамбур это информационные стенды. Этот тамбур с информационными стендами расположен с правой стороны при входе и повествует о северной войне, о начале строительства города и еще один стенд рассказывает о строительстве защитных каменных галерей или павильонов — так называемых футляров над Домиком Петра I.
Информационные стенды
Центральную часть музея занимает сам домик Петра первого. Для осмотра по его периметру оставлено по полтора — два метра для прохода. На следующем фото видно на дальнем плане порожек это вход в музей или выход из музея, смотря где Вы находитесь. А с левой стороны идут колонны, там и расположены информационные стенды.
Домик Петра 1
Для осмотра домика Петра Первого необходимо просто идти вокруг него и заглядывать в окна, так как во внутрь заходить нельзя. И если заглянем в это большое окно на переднем плане, то увидим большую комнату.
Большая комната
Это самая большая комната домика Петра I, площадь её составляет 23,5 м2. Она была рабочим кабинетом Императора Петра Первого. В комнате минимальный набор мебели, однако если заглянуть с другого окна то можно увидеть рядом со столом кресло из грушевого дерева, сделанное самим Петром. А так же курительную трубку принадлежавшую Петру 1.
Кресло Петра
Если двигать дальше то попадаем на другу сторону дома, где так же имеется своё окно, рядом с которым весит табличка. За этим окном находиться спальня размером 6,72 м2. Пока не перешли к спальне, можно на фото увидеть с левой стороны колонны, за которыми и расположена лодка верейка Петра I.
Заглянув в окно, можно увидеть не большое помещение, где расположен мундир, трость и отливка руки Петра. Сделана она была при жизни Петра в 1707 году, при визите Петром чугунолитейных заводов в Липецке.
Вид спальни внутри
А так же современный и высоко технологичный, по тем временам, умывальник. Кровать, где спал Пётр не сохранилась и в комнате стоит ещё сундук, но не попал в кадр. Следующая комната это столовая. В столовой воссоздана обстановка XVIII века.
Площадь столовой составляет 17 м2. В центре стоит большой дубовый стол работы русских мастеров, накрытый на голландский манер легкой скатертью поверх тяжелой бархатной. Вокруг стола — стулья, сделанные по английским образцам.
Столовая комната в домике Петра
На столе — медная и оловянная посуда, изготовленная в русских мастерских, щипцы из олова и цветных металлов для колки орехов, медный подсвечник на две свечи и образцы бокалов с первого стекольного завода России.
На столе медная и оловянная посуда
Хочется вернуться к четырехвесельной лодке-верейки. По преданию, лодку смастерил сам царь Петр. Ее длина около 8 метров, а ширина 1,5 метра. В центре имеется круглое отверстие для установки паруса. Название «верейка» происходит от английского слова wherry: так называли небольшие узкие лодки, традиционно использовавшиеся в Англии для перевозки пассажиров, отличавшиеся легкой постройкой и хорошей скоростью хода на веслах и под парусами. Лодку в музей установили после создания футляра и специальной пристройки при нём.
Если выйти из музея, то можно прогулять вокруг здания музея. Территория не большая, практически отсутствуют насаждения, дорожка посыпана мраморной крошкой.
Здание-футляр музеяНе большая территория без насаждений
Из внутреннего двора музея Домик Пера 1 можно выйти в садик, где установлен памятник Петру через красивые ворота, однако когда они бывают открыты не известно, может Вам повезёт.
Красивые ворота в сад
После осмотра музея домика Перта I в Санкт Петербурге обязательно необходимо выйти на набережную реки Нева.
История
В Летнем саду, который являлся государственной резиденцией, в 1710 году наступило время для рождения Летнего дворца.
Сам Летний сад появился немного раньше самого Петербурга
Территория для обустройства резиденции определилась неспроста. Еще во второй половине XVII века здесь была усадьба с садом, владельцем был швед майор Конау. Соответственно посреди деревьев, болот и воды, данный надел земли уже был обжит. Еще одной причиной выбора стала отдаленность от шума строительных работ по возведению Петропавловской крепости. Петр I, несмотря на свое величие и мощь, плохо спал, страдая неврозами и психическим расстройством, ему мешал даже минимальный шум.
В 1710 году маленький дом из дерева, оставшийся от мызы Конау на участке Летнего сада, разобрали. И тут же приступили к возведению Летнего дворца.
После смерти Петра, до 50-х годов XIX века здание являлось летним домиком для чиновников и придворных. Несмотря на статус именно летней резиденции, чиновники обитали в нем и зимой, но лишь на 2-ом этаже.
Во времена правления Александра I в теплое время года в Летний дворец стали пускать публику. С 1934 года в здании открылся исторический бытовой музей. С 2004 года Летний дворец вошел в состав Государственного Русского музея.
Знаменитые сотрудники
См. также: Категория:Сотрудники Музея антропологии и этнографии РАН
- Альберт Кашфуллович Байбурин
- Василий Владимирович Бартольд
- Юрий Евгеньевич Берёзкин
- Надежда Петровна Дыренкова
- Рудольф Фердинандович Итс
- Юрий Валентинович Кнорозов
- Георгий Яковлевич Кер
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Людмила Александровна Мерварт
- Леонид Павлович Потапов
- Василий Васильевич Радлов
- Рахмат Рахимович Рахимов
- Елена Владимировна Ревуненкова
- Ефим Анатольевич Резван
- Вера Дмитриевна Семёнова-Тян-Шанская
- Василий Васильевич Струве
- Чунер Михайлович Таксами
- Кирилл Васильевич Чистов
- Лев Яковлевич Штернберг
Анатомические диковины
Зал анатомических редкостей и все последующие, кроме истории науки, расположены на втором этаже Кунсткамеры и является здесь центральным. В отличие от помещений первого этаже, перекрытия не имеют арочной конструкции, зато украшены растительной белой лепниной по лазоревому фону.
Анатомический зал по периметру потолка опоясан балконом, точнее проемом в перекрытии под третьим этажом. Достаточно просторное помещение встречает посетителей множеством экспонатов в своих витринах, и многие сначала присматриваются издали, выбирая интересующие их объекты для осмотра.
Есть и не задерживающиеся в этом зале посетители, что обусловлено спецификой его экспонатов.
Предыстория
Петр много путешествовал и не мудрено, что идею создания своего кабинета редкостей он почерпнул за границей. И даже назвал он его на европейский манер «Куншткамерой». Для этого царь собрал огромную коллекцию животных, растений, минералов, а также анатомических препаратов, которую он постоянно пополнял. И с этой же целью в 1718 году был издан приказ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». Своим указом Петр Великий хотел просветить невежд, думающих, что «уроды родятся от действа дьявольского, чрез ведовство и порчу: чему быть невозможно, ибо один Творец всея твари Бог, а не дьявол».
Интересен тот факт, что петровская Кунсткамера была создана одной из последних. Так, самое первое упоминание о Кунсткамере относится к 1553 году — именно тогда, в Вене, Фердинанд I, император Священной Римской Империи, основал Кунсткамеру Габсбургов. За ним последовал Август Саксонский, около 1560 года учредивший Кунсткамеру в Дрездене.
С 1563 по 1578 гг. в Мюнхене завершилось формирование еще одной коллекции редкостей из собрания Альбрехта V, герцога Баварского. Параллельно с этим в 1573 году вблизи Инсбрука велась работа над аналогичным проектом по приказу Фердинанда II, эрцгерцога Тирольского. К собственной пражской коллекции эрцгерцог добавил унаследованную им от отца часть Венской Кунсткамеры — обе коллекции были размещены во дворце Амбрас, где находятся и по сей день. Новые Кунсткамеры были открыты в Берлине, Штутгарте, Касселе, Шлезвиге и Копенгагене.
Большой Готторпский глобус
В Кунсткамере Санкт-Петербурга можно созерцать в недавнем прошлом самый большой глобус-планетарий диаметром 3,1 метра. Он называется Большой Готторпский глобус (академический). Сегодня это копия экспоната, так как оригинал сгорел в пожаре 1747 года. В своё время глобус был подарен Петру I голштинским герцогом Карлом-Фридрихом. Внутри экспоната имеется радиальная скамья и круглый стол, вмещающие 12 человек.
Снаружи глобус обладает картой земного шара. А внутри сфера представляет собой астрономическую карту звёздного неба. Вращаясь внутри глобуса посредством специального механизма, можно лицезреть движения небесных тел Солнечной системы. В XXI веке это единственный из уцелевших глобусов-планетариев в мире.
Рис.2 Большой Готторпский глобус
Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры
Данная экспозиция повествует о собраниях «кабинета натуралий» и их первой выставке в XVIII веке. Российский император Петр I в 1716 году закупил у голландского аптекаря Альберта Себы коллекцию экзотических животных: рептилий, рыб, насекомых и птиц. Таким образом государь намеревался показать русскому народу многообразие фауны планеты. К нашему времени большая часть экспонатов утрачена.
К первым коллекциям относятся и заспиртованные человеческие органы, живые и мёртвые уроды, купленные у голландца Фредерика Рюйша. Данное приобретение положило начало развитию анатомической науки в России.
Проект здания
Основной фасад Зимнего дворца выходил на Неву. При этом он мало походил на парадную репрезентативность дворцов многих петербургских вельмож, был совсем не так шикарен. Больше он напоминал солидное и основательное жилище зажиточного бюргера, что было вполне в духе императора.
Центральный ризалит имел четыре окна, на первом этаже он был рустован, а на втором украшен всевозможными пилястрами дорического ордера. На фронтоне в форме треугольника были две аллегорические фигуры, которые поддерживали картуш для императорского герба, увенчанный короной. На боковых частях фасада здания располагались широкие лопатки между окнами, которые были украшены филенками и гирляндами.
Крыша этого дворца Петра 1 в Петербурге была выполнена в голландском стиле, но с переломом. Размер комнат был сравнительно небольшим, не более 18 квадратных метров. Только в так называемом лицевом корпусе, который выходил на Неву, имелся Большой зал площадью 75 квадратных метров. Был также еще угловой зал, который был обращен к Зимней канавке, его площадь составляла 41 квадратный метр
Исследователи всегда обращают внимание на коридор в форме буквы Г, который отделял царские комнаты от остальных помещений
Здания и интерьер Кунсткамеры
В 1887 году к основному зданию Кунсткамеры сделана пристройка — Музейный флигель
Обе постройки были выполнены в одном стиле петровского барокко, который является важной частьюрусской культуры. Изучение истории будет неполным без упоминания разнообразия архитектурных направлений, которыми богата Россия
Каждое время имеет своё характерное лицо.
Главное здание целенаправленно построено для музея, сейчас оно представляет собой один из самых старых памятников архитектуры. Интересна задумка, согласно которой башня представляетсобой своеобразную модель Солнечной системы. Место под постройку выбирал сам Петр I, не обошлось без него согласование окончательного проекта. Здание состоит из двух одинаковыхкорпусов, между которыми есть соединение в центре, посередине него находится башня с верхушкой в форме сферы.
Первоначально многие конструкции были выполнены из дерева, к их уничтожению привели многочисленные пожары. После восстановления они деревянные элементы заменялись на изделия изболее современного материала. После крупного пожара 1747 года была значительно усовершенствована внутренняя отделка. Спустя 10 лет художник Джанни сделал свою известную лепнину. Примерно в это же время интерьер украсили горельефы скульптора Павлова.
Внутреннее оформление привлекает ничуть не меньше представленных в музее экспонатов. Многочисленные скульптурные композиции и бюсты известных ученых здесь повсюду, что являетсясвидетельством выполнения первоначальной цели Кунсткамеры — служить науке. Каждый зал обладает своими особенностями, интерьер соответствует духу представленных экспонатов. Например, посвященные традиционным культурам и быту разных народов коллекции оформлены в соответствующем стиле, вплоть до подбора цвета.
Наибольшую славу музею принесла коллекция уродств и странностей, она отталкивает и притягивает одновременно. Здесь можно увидеть сиамских близнецов, животных с несколькими головами, странные формы тел. Далеко не всем под силу досмотреть представленные здесь экспонаты до конца. Программа музея разнообразна, здесь есть и научные исследования, и развивающие занятиядля детей.
Царская «потешная» флотилия
Первым кораблям на Плещеевом озере предшествовали «потешные» войска Петра I. Он создал их, будучи еще тринадцатилетним подростком, в 1685 году в селах Воробьеве и Преображенском. Интерес юного государя к военному делу рос, и 1686 году он завел при своей «потешной» армии артиллерию. В этом же году на реке Яузе появились первые «потешные» суда.
Ботный дом
В 1688 году в родовом селе Измайлово Петр I нашел старый английский ботик. Но для восстановленного по приказу государя деревянного судна Яуза была маловата. И царь поехал на Плещеево озеро. Именно тогда у него родилась идея использовать переславские просторы для своего «потешного» флота. Для строительства кораблей царем был объявлен сбор денег с монастырских вотчин. Он составлял по гривне с каждого двора.
Тогда же шестнадцатилетний царь повелел основать на просторном Плещеевом озере судостроительную верфь. А руководить постройкой судов государь поставил корабельных мастеров из Голландии Карштена Брандта, Класса и Корта. Корабли начали делать возле села Веськово. Через год почти все суда были уже готовы. Но Петр был вынужден уехать в Москву, как того требовали неотложные государственные дела — в столице произошел стрелецкий бунт.
Строительство возобновили в 1691 году. На берегу озера появились также деревянный дворец, другие постройки и даже небольшая церковь. Большие корабли достраивали прямо на берегу, а для спуска меньших от судоверфи к озеру был прорыт специальный канал.
В начале мая 1692 года первые «потешные» суда уже осваивали озерные просторы, а царь продолжал учиться основам судостроения и судовождения. Новый флот приветствовали громом артиллерийского салюта. И возвышенность, где тогда стояли пушки, назвали горой Гремяч. Спустя год, Петру I захотелось еще большего простора, Он уехал в Архангельск, а его первая флотилия была позабыта.
Монумент в память о пребывании Петра I на берегах Плещеева озера
Точное количество «потешных» судов и их внешний вид не известны. Историки говорят о сотне разноразмерных кораблей, имеющих все необходимое вооружение и укомплектованных обученными экипажами. В некоторых источниках упоминается большой корабль «Марс», оснащенный тридцатью пушками, и яхта «Анна». Сохранился указ Петра I от 1722 года призывающий переславских воевод сохранить «потешный» флот для будущих поколений. Но судьба распорядилась по-своему — большой пожар, произошедший в 1783 году, уничтожил все корабли, которые хранились тогда в Переславле.