Михайловский замок в санкт-петербурге (инженерный замок) — русский музей

Строительство замка

Михайловский замок был построен Бартоломео Растрелли для императора Павла І в период с 1797 по 1801 годы. В его проектировании принимали участие архитекторы Василий Иванович Баженов и Винченцо Бренна. Замок был построен в удивительные по тем временам сроки – четыре года. Для обеспечения такой скорости строительства 6000 рабочих вынуждены были трудиться круглосуточно и без выходных.

Для максимально быстрого выполнения работ на  строительство замка были переброшены строительные материалы, предназначавшиеся для других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села, дворца в Пелле и Академии художеств; со стройки Исаакиевского собора — фриз, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца — наборный паркет. Согласно проекту замок должен был являть собой неприступную крепость, а завершался сей бастион подъемный мостом. У стен замка протекали воды Мойки и Фонтанки. Назван замок был в честь святого архангела Михаила.

Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу. Работа над проектом будущей резиденции началась ещё в 1784 году, в бытность его великим князем. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, он обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781—1782 годов. Указ о строительстве замка — многолетней мечты, был издан в первый же месяц царствования Павла I в 1796 году:

Замок возвели на месте деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны, спроектированного архитектором Растрелли. Именно здесь 1 октября 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила великого князя Павла Петровича, и тут в 1762 году она была провозглашена императрицей.

Первый камень был заложен 9 марта 1797 года. Помимо Баженова и Бренны в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него. В помощниках у Бренны также числились Фёдор Свиньин и Карл Росси.

Для росписи потолков в парадных помещениях замка были привлечены известные художники того времени: итальянцы Карл Скотти и Антонио Виги, поляк Франциск Смуглевич, немец Иоганн Меттенлейтер. Интерьеры замка украсили картины крупнейших русских художников эпохи: И. А. Акимова, А. Е. Мартынова, Г. И. Угрюмова, В. К. Шебуева, а также проживавшего в России англичанина Д. Аткинсона.

21 ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года.

Резиденция императора

Остановимся подробнее на тех сорока днях, когда в замке проживал его первый хозяин — Павел I. Он планировал проводить здесь церемонии и собрания того рыцарского ордена, к которому принадлежал, это нашло отражение в оформлении некоторых помещений. На деле же в одном из этих залов была дана аудиенция иностранному послу, после чего никаких событий подобного масштаба при императоре здесь не происходило.

Торжественный переезд императора и его семьи в замок состоялся зимой. Стены здания еще не просохли, комнаты были полны тумана, который не мог рассеять даже огонь многочисленных свечей. Местами стены комнат были покрыты льдом, хотя в каминах пылало яркое пламя. Но, невзирая на это, уже на следующий день после переезда сырые и холодные стены здания приняли множество гостей — участников красочного и яркого маскарада.

В замке проходили концерты. Последний из них состоялся примерно за сутки до убийства императора. На этом концерте пела знаменитая в то время французская певица, о которой ходили слухи, что она является одной из фавориток монарха. Прожив в замке чуть больше месяца, император был убит заговорщиками: он был задушен шарфом в своей спальне.

Существует множество свидетельств о том, что монарх предчувствовал свою смерть. Были различные предзнаменования. В частности, рассказывают, что в городе появилась некая юродивая, предсказавшая скорую гибель монарха. В тот период времени замок украшала надпись, являющаяся видоизмененной цитатой из Библии; в этой надписи было сорок семь букв. Юродивая утверждала, что император проживет ровно столько лет, сколько букв в этой надписи. Монарх был убит на сорок седьмом году жизни. Надпись еще долгое время украшала одни из ворот замка, но в начале XX столетия она исчезла. Остались лишь темные точки в тех местах, где крепились буквы. В настоящее время надпись снова можно увидеть: сравнительно недавно она была восстановлена.

Еще одно предзнаменование трагических событий в жизни монарха непосредственно связано с интерьерами замка: вечером, незадолго до смерти, в одном из зеркал император увидел себя «с шеей на сторону». Это зеркало имело дефект, так что все в нем отражалось несколько искаженным. Спустя примерно полтора часа после эпизода, связанного с искажающим стеклом, император был задушен участниками заговора. На престол взошел его сын.

Существует несколько рассказов о том, что в середине XIX столетия и позже в здании видели призрак убитого императора — например, в виде светящегося силуэта в оконном проеме.

Воскресенский зал

Воскресенский зал (также известный как Белый, Большой, Кавалергардский) открывает анфиладу парадных апартаментов императора Павла I. Именно в этом зале в середине марта 1801 года было выставлено для прощания тело погибшего правителя.

Помещение, созданное в 1798 – 1801 годах по проекту архитектора Винченцо Бренны (1741 — 1820), предназначалось для проведения балов и официальных приемов иностранных послов и дипломатов.

При императоре Павле I стены зала были облицованы желтым искусственным мрамором с темными прожилками. В специальных нишах размещалось шесть больших живописных полотен на знаковые сюжеты в истории России, которые были выбраны лично императором:

  • «Крещение великого князя Владимира» и «Победа Дмитрия Донского над татарами» художника Джона Августа Аткинсона;

  • «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» художника Григория Ивановича Угрюмова;

  • «Полтавская битва» художника Василия Козьмича Шебуева;

  • «Соединение российского и турецкого флота и проход его через Босфор» художника Василия Петровича Причетникова.

У торцевых стен размещались камины из серого мрамора. Зал освещался четырьмя бронзовыми фонарями с выпуклыми стеклами. Один из сохранившихся фонарей сейчас размещен в Тронном зале Павловского дворца.

После выезда императорской семьи из замка зал использовался под:

  • хранилище «астрономических инструментов»;

  • канцелярию, архив и книгохранилище Комиссии Духовных училищ;

  • Управление Инженерного департамента;

  • зал для занятий юнкеров, а потом физкультурный залдля курсантов училища им. Ф. Э. Дзержинского;

  • книгохранилище Центральной военно-морской библиотеки до 2018 года.

В 2019 — 2020 годах была проведена реставрация Воскресенского зала, находившегося в аварийном состоянии, в ходе которой:

  • воссоздан потолочный плафон времен Инженерного училища,

  • восстановлена облицовка стен искусственным мрамором по найденным образца;

  • воссозданы камины на торцевых стенах;

  • возвращены на свои места картины Г. И. Угрюмова, на реставрации находятся картины Дж.-А. Аткинсона (хранились в фондах Государственной Третьяковской галереи), на их месте пока размещены постеры. На месте двух оставшихся картин висят зеркала.

Для посетителей отреставрированные залы Михайловского (Инженерного) замка откроются 19 мая 2021 года.

Материал подготовлен редакцией Портала «Культура Петербурга».

Фоторепортаж:

Ирина Иванова — редактор портала «Культура Петербурга», фотограф, участник групповых выставок

Алёна Абрамова — редактор портала «Культура Петербурга», культуролог

Историческая справка

Михайловский замок находится в самом сердце Петербурга. Своим Величественным и несколько причудливым видом дворец рождает в памяти внешний облик строений из средневековой Европы. Являясь символом периода правления Павла I, дворец был сооружен в 1797-1801 годах под руководством В. Баженова, а также В. Бренна на том месте, где ранее располагался Летний дворец , который был разобран в следствии приказа Павла I сразу после того, как умерла Екатерина II — его мать. Что особенно поражает в истории этого дворца, так это то, что построен он был всего лишь за четыре года! Благодаря этому его можно причислить к единственному в нашей стране зданию, которое было построено в романтическом стиле классицизма.

Павел I в первую очередь очень хотел, чтобы его собственный дворец построили именно так, чтобы он чувствовал себя там в полной безопасности от всевозможных недоброжелателей и врагов. В результате получился великолепный дворец, который со всех его сторон окружала вода. Но, как известно, даже эти меры не дали императору полного покоя, ведь 1 февраля 1801 года государь Павел со своей семьей переехал в новый дворец, чтобы уберечь свою жизнь от преднамеренных угроз в его адрес. Но уже в ночь с 11 на 12 марта он все же был убит в своем замке, несмотря на все предостережения и меры безопасности.

После смерти императора никто из царской семьи не желал жить в Михайловском замке. Помещение использовалось различными учреждениями, а через двадцать лет было отдано во владение Главного Инженерного училища.

В начале 1823 года замок переименовали, он стал называться Инженерным. А чтобы можно было приспособить замок под нужды учебного заведения, необходимо было осуществить новую планировку всех помещений. Так, началось все с того, что в самых больших залах Инженерного замка начали расставлять всевозможные перегородки, а также определенные дополнительные проходы. Лепку с позолотой забелили, а в некоторых местах даже и вовсе уничтожили и покрывали большим слоем штукатурки.

Саму же Территорию вокруг дворца изменили до неузнаваемости, а каналы засыпали.

С 1917 года Михайловский, или как его еще тогда называли Инженерный, замок был занят различными советскими учреждениями. В период войны в Михайловский замок, а именно в восточную его часть, попала огромная авиабомба, в результате чего подверглась полной разрухе Парадная столовая, а также сильно пострадала крыша.

Когда в 1991 году состоялась передача Михайловского замка непосредственно Русскому музею, дворец был детально и тщательно отреставрирован, в следствии чего ансамбль Михайловского замка обрел свой первоначальный вид.

В ходе реконструкционной работы открылись части инженерно-фортификационных сооружений, находящихся вокруг самого дворца, а также фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста.

В 2003 году двор замка, который тоже уже стал музеем, украсил памятник Павлу I.

Замок после смерти Павла и в наше время

После смерти Павла с Михайловского замка были сняты почти все украшения. Внутренняя отделка была сохранена только в Тронном зале и в Круглой комнате, в некоторых помещениях на потолках сохранялись живописные плафоны. Внутри разместились различные учреждения: жандармский полуэскадрон лейб-гвардии, институт слепых, комитет по благотворительной части, канцелярия министра духовных дел и просвещения. В 1820 году по проекту архитектора Карла России территория вокруг замка была перепланирована, засыпаны рвы, убраны подъемные мосты. В 1822 году он был переименован в Инженерный замок. В 1823 году здесь разместилось Главное инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет).

В советское время в замке размещались различные учреждения, в блокаду — госпиталь. В результате переделок роспись на стенах и потолках была замазана, залы перегорожены. В 1991 и 1995 годах Михайловский замок сначала частично, а потом полностью был передан Русскому музею. В ходе реконструкции были восстановлены интерьеры, надпись на фасаде, статуи со стороны Летнего сада, фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста. 27 мая 2003 года состоялось торжественное открытие Михайловского замка. Сейчас в залах размещены постоянные экспозиции: «Античные сюжеты в русском искусстве», «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей», «Открытый фонд скульптуры», проводятся временные выставки.

Зал Антиков императрицы Марии ФедоровныГалерея РафаэляТронный и Предтронный залы императрицы Марии ФедоровныБывший большой столовый зал. 11 марта здесь состоялся последний ужин императора Павла IПарадная спальня императрицы Марии ФедоровныГалерея ЛаокоонаЛестница на 1 этажОвальный залМраморная галереяКоридорОдин из заловОдин из залов. Декор потолкаОдин из заловОдин из заловОдин из заловБывшие казармы Лейб-гвардии. Экспозиция «Лица России». Портрет графа В.А.Зубова.

Стоимость билетов

Михайловский дворец имеет довольно удачное размещение. Так, сюда можно добраться при помощи метро – стоит только выйти на одной из ближайших станций, а именно на «Гостиничном дворе» или на «Невском проспекте». Существует два варианта его посещения. Первый – в «дуэте» с корпусом Бенуа. Единичный билет для взрослого обойдётся в 450 рублей, для ребёнка – в 200 рублей. Есть также комплексный вариант посещения, в который входят экскурсии по всем зданиям, находящимся в комплексе Русского музея: Михайловский, Строгановский и Мраморный дворцы. Такой билет будет считаться действительным на протяжении трёх дней с момента приобретения и обойдётся в 600 рублей для взрослого и в половину цены для студентов и школьников. Вторник считается выходным днём, в прочие дни недели (не считая четверга – расписание работы в этот день меняется) Михайловский дворец открыт для посещения с десяти утра до шести полудни.

Режим работы Михайловского сада, где находится и стоимость билетов

Расположен Михайловский сад между Садовой улицей и каналом Грибоедова. С севера его ограничивает река Мойка, а с юга здание Русского музея (Михайловский дворец).

Михайловский сад на карте

Сад открыт для посещения в любой день по следующему ежегодному графику:

  • с 1 мая по 30 сентября — с 10:00 до 22:00;
  • с 1 октября по 31 марта — с 10:00 до 20:00;
  • весь апрель сад закрыт на просушку.

Вход в Михайловский сад бесплатный.

Сад имеет два входа. Со стороны Садовой улице (напротив Михайловского замка) и со стороны канала Грибоедова, напротив храма Спас на Крови.

Рекомендую начать прогулку со стороны Спаса на Крови. Это самое красивое место, с уникальной оградой.

Координаты 59.939967, 30.329756.

Ближайшее метро «Канал Грибоедова», пешком примерно 5 минут.

Михайловский сад находится в шаговой доступности от Летнего сада и Марсова поля. Прогулявшись по саду выходите со стороны улице Садовая и перейдя через реку Мойка слева будет Марсово поле, а справа Летний сад.

Вид на Марсово поле из Михайловского сада

Архитектура и интерьеры

Если посмотреть на замок сверху, становится понятно, что назначение здания, в первую очередь, оборонительное. Это скорее крепость, чем резиденция венценосной семьи. Здание замка квадратное, со скругленными углами, внутренний двор представляет собой вписанный в квадрат восьмиугольник. Расположен дворец на слиянии рек Мойки и Фонтанки, во время строительства две оставшиеся стороны были отделены от суши специально прорытыми Церковным и Вознесенским каналами, создав тем самым искусственный остров. Соединяет замок с сушей похожий на трезубец гранитный Трехчастный мост.

Примечательны и фасады дворца – ни один из них не похож на другой, при этом каждый служит своей цели и гармонично вписывается в окружающее пространство. Северный фасад выходит на Летний сад и Марсово поле, то есть является парковым. Это отражено в богатстве украшения аттика, широкой лестнице, декорированной скульптурами, а также мраморной колоннадой. Противоположный ему Южный фасад является главным входом, чем обусловлена репрезентативность этой стороны здания. Центральная часть выложена серым мрамором, приподнятый портик украшают парные колонны из мрамора и обелиски в виде рыцарских доспехов. Одноименную площадь перед замком украшает памятник конному Петру I с надписью «Прадеду правнук». На фасаде можно прочесть «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ».

Этот немного переиначенный библейский текст породил легенду, о которой будет рассказано дальше. Восточный и Западный фасады являются второстепенными по отношению к двум главным фасадам Михайловского замка. Западная сторона является церковной, в центре ее вздымается купол и золотой шпиль церкви Архистратига Михаила. Наконец, самый скромный, Восточный фасад выходит на набережную Фонтанки и имеет симметричную апсиду с куполом и флагштоком, на котором поднимался штандарт во время нахождения в замке его владельца. В округлом выступе располагался Овальный зал.

Архитектурным стилем дворца принято считать романтический классицизм. Внутреннее убранство дворца было роскошным, как и подобает статусу его владельцев. В отделке использовано много мрамора, стены украшали картины и скульптуры известных мастеров. В комплекс Михайловского замка входит целый ряд строений, помимо самого дворца. Если повернуться спиной к его главному фасаду, перед нами окажется площадь, ранее служившая военным плацем и называвшаяся площадью Коннетабля, с памятником Петру I по центру. От суши ее также отделяли рвы, соединенные с сушей подвесными мостами, тщательно охранявшимися.

По периметру площадь была укреплена пушками и бастионами и представляла собой вторую линию фортификационных укреплений замка. Сразу у конца площади с двух сторон можно увидеть трехэтажные западный и восточный павильоны Кордегардий, в которых размещался охранный караул. Затем начинается Кленовая аллея, в длинных сооружениях с двух сторон которой ранее располагались конюшни и здание манежа, также авторства В. Бренна. Наконец, выход из комплекса и вход в него осуществлялся через трехпроходные ворота, центральная часть которых предназначалась для венценосной семьи, остальные для других посетителей. Они, к сожалению, не сохранились до нашего времени.

Представив полную картину замкового комплекса, становится понятно, насколько это здание необычно для Санкт-Петербурга и какую сложную задачу удалось выполнить его создателям, органично вписав замок в городской ландшафт.

Михайловский дворец и великая княгиня

Помимо светских раутов и балов, устраиваемых в Михайловском дворце, Елена Павловна прославилась своей благотворительностью. Она внесла огромный вклад в музыкальную жизнь Петербурга и всей Российской империи XIX века

По смерти мужа, великого князя Михаила Павловича, посвятила себя делам государственной важности. 

Именно великая княгиня стала инициатором открытия Русского музыкального общества и Петербургской консерватории. С именем Елены Павловны связаны два крупнейших события — создание первого в России концертного учреждения и первого высшего музыкального учебного заведения. Во главе этих организаций стоял композитор Антон Рубинштейн.

Однако Елена Павловна приняла активное участие в реализации этих планов, обсуждала и согласовывала вопросы, связанные с проектами, в кругу императорской семьи, весьма щедро жертвовала собственные средства. Одним из первых студентов Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский. В ноябре 1865 года студент Пётр Чайковский дал первое публичное выступление как пианист и композитор. Его первый концерт состоялся именно в Михайловском дворце, куда Пётр Ильич прибыл по приглашению великой княгини Елены Павловны.

Здесь же принимали знаменитых зарубежных музыкантов, в числе которых был — Рихард Вагнер. В Михайловском дворце во время петербургских гастролей 1967 года жил Гектор Берлиоз. Великая княгиня не только увлекалась живописью, но и выступала в качестве мецената. Она поддерживала, в том числе финансово, художников Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, дала свои деньги художнику Александру Иванову на доставку картины «Явление Христа народу» в Россию.

Елена Павловна отлично разбиралась в русской литературе. Ей посвящали стихи Александр Пушкин и Фёдор Тютчев. Великая княгиня зачитывалась произведениями Николая Гоголя и содействовала изданию его сочинений. Она жертвовала средства на исследования Российской Академии Наук, способствовала экспедиции путешественника Николая Миклухо-Маклая на острова Тихого океана.

Современники отлично понимали, какой вклад внесла в культуру и жизнь Петербурга и России бывшая прусская принцесса, ставшая русской великой княгиней, и ценили это. Известно, что Иван Тургенев с глубоким сожалением отозвался в адрес великой княгини, когда её не стало: «Вряд ли кто её заменит».

К началу 1890-х семья Елены Павловны постепенно расселилась на периферии Михайловского дворца и во флигелях. Опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали. После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года, единственной из пяти дочерей Михаила Павловича и Елены Павловны, пережившей своих родителей, наследники решили продать дворец.

История

Проектирование Михайловского замка началось задолго до его реального строительства — еще будучи великим князем и только мечтая о престоле, Павел I создал десятки вариантов своей будущей резиденции. Но в то время его шансы на престол были невелики. Когда же в результате переворота он все-таки занял трон, указ о возведении дворца был издан в первый же месяц правления.

Портрет императора Павла 1 — основателя Михайловского замка (18 век)

Согласно давней легенде место для резиденции было выбрано ввиду того, что именно здесь караульному солдату привиделся святой Михаил. Не исключено, что в честь этого события в нише у моста установлена небольшая фигурка солдата. Однако многие историки считают, что этот миф был создан самим царем, чтобы оправдать авральное строительство нового дворцового комплекса. Более того, для его возведения была разобрана другая царская резиденция — Летний дворец императрицы Екатерины II, матери Павла и его извечной соперницы.

Новая резиденция строилась на месте Летнего дворца Екатерины 2 (картина Михаила Махаева, 1756 год)

Строительные работы стартовали в начале весны 1797 года, а в 1801 году император с семьей уже заселился в новые покои. Возведение Михайловского замка велось круглосуточно и потребовало участия до 6 000 рабочих в каждую смену. Автором проекта стал уже известный в то время зодчий Василий Баженов (он же строил и усадьбу Царицыно). Но сами работы велись под началом другого архитектора — Винченцо Бренна, который спроектировал также отделку интерьеров.

Гравюра «Вид Михайловского замка» (1801 год)

К сожалению, император, столь долго мечтавший о собственном дворце, успел прожить в нем лишь 40 дней — в начале весны 1801 года он был убит заговорщиками, ворвавшимися ночью прямо в спальню. Из-за этого убийства и ввиду противоречивой, неоднозначно воспринимаемой фигуры Павла I, замок приобрел плохую репутацию. Долгое время он был заброшен, и более того, часть материалов оттуда взяли на другие государственные нужды.

На картине изображено убийство императора Павла 1 в Михайловском замке (19 век)

Лишь в 1819 году дворец обрел второе рождение — в нем открыли Главное инженерное училище. Вместе с назначением частично изменился и внешний вид здания, а также его убранство: были закопаны рвы и убраны подъемные мосты, закрашены росписи на стенах, дворцовые залы превратились в учебные классы. Название «Инженерный» также появилось именно в те времена.

С 1819 года в замке функционировало Главное инженерное училище (картина 1850 годов, Иосиф Шарлемань)

Во Вторую мировую войну в Михайловском (Инженерном) замке некоторое время располагался госпиталь, а после эту территорию снова заняло Ленинградское инженерное училище и военно–морская библиотека. В 1990-х годах часть здания была передана Русскому музею, прошла реставрация с восстановлением интерьеров, реконструированы сохранившиеся под землей фрагменты мостов. Сегодня в дворцовых залах есть постоянная экспозиция и регулярно проходят выставки, а в замковом храме иногда ведутся службы.

В годы Второй мировой войны в стенах замка располагался госпиталь

Интересно: Павел I построил свою резиденцию в виде крепости с многочисленными тайными ходами и подземельями. Согласно легенде в одном из тайников скрыт ларец с сокровищами Мальтийского ордена, в части, со Святым Граалем. У этого мифа есть основание: император действительно был Великим магистром и хранителем ценностей ордена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector