В михайловском замке представили новые залы
Содержание:
- Конструкция
- Архитектура дворца
- Легенды и тени замка
- Надпись
- История замка
- Выставка «Лица России»
- Создание архитектурной концепции
- Что можно посмотреть рядом с Михайловским замком
- Михайловский дворец и великая княгиня
- Легенды замка
- Михайловский замок
- Легенды Михайловского замка
- Воскресенский зал
- Русский музей в Михайловском замке
- История
Конструкция
Его конструкция очень интересна. Главный вход мог вывести на четыре лестницы. Все они вели к разным местам: церкви, покоям, входу к парадной лестнице (отличалась наличием колонн из серого сибирского мрамора). Лестница вела в аванзал. Его украшали прекрасные живописные картины таких художников, как Шебуев и Угрюмов. Тронная зала полностью была из зеленого бархата. За ней располагалась галерея Лаокоона. В ней хранились и радовали царский глаз различные скульптуры. Из галереи можно было попасть в гостиную, а далее — в мраморную залу. В ней постоянно находилась охрана. Покои императрицы были на втором этаже. Также там находилась известная Рафаэлевская галерея. По заказу делались копии известных картин Рафаэля в Михайловский замок в Санкт-Петербурге.
На третьем этаже располагались великие княжны. Из-за спешки Павел I переехал со своей семьей и слугами в холодный и сырой замок. Естественно, это плохо влияло на здоровье. Историки тех времен еще делали на этом ударение. Для того чтобы стены высохли, надо было время. Но как известно, император не хотел ждать и очень торопился с переездом в замок.
Интересно, что в замке, а именно из кабинета императора, в комнату его фаворитки Лопухиной Анны вела особенная лестница. Ради Павла I она бросила мужа и переехала в Михайловский замок в Санкт-Петербурге.
Радость императора длилась совсем недолго. В 1801 году Павел I был обнаружен мертвым в собственной парадной спальне. Его убили через сорок дней момента переезда, в ночь на 11 марта. После этого все слуги покинули замок. Начали распускаться слухи о призраке императора, который бродит по помещениям замка. Некоторые утверждали, что даже слышали его голос, заходя в Михайловский замок в Санкт-Петербурге.
Часы и время там как будто остановились. Все работы были остановлены, а дорогостоящие вещи и ценности вывозили в другие здания.
Архитектура дворца
Михайловский замок построен в полном соответствии с пожеланиями императора и его представлениями о надлежащей императорской резиденции.
Архитектор Баженов создал уникальный и необычный для русского зодчества дворец, где ни один из четырех фасадов не похож на другой. Однако внешний вид замка производит ощущение целостности, что является несомненной заслугой архитектора.
Это гигантское квадратное здание с закругленными углами создает впечатление неприступного крепостного бастиона. Особенностью архитектурной конструкции является огромное восьмиугольное внутреннее пространство и два небольших внутренних дворика.
Задуманное, как неприступная твердыня, оно располагается на слиянии рек Мойки и Фонтанки. С двух других сторон были прорыты Воскресенский и Церковный каналы. Таким образом, замок оказался расположенным на рукотворном острове, и заехать на его территорию можно было только по трем разводным мостам.
Перед, выходящим на юг, главным фасадом, была сооружена просторная площадь Коннетабля, также окруженная со всех сторон водой. По фронту площади главный разводной мост защищали два полубастиона с пушками. Всего по периметру дворца в крепостной стене перед замком было расположено около 20 пушек.
В центре площади император приказал установить конную статую Петра I, изготовленную еще во время великого государя гениальным Растрелли. Есть одна малоизвестная особенность этой скульптуры, которая кажется совершенно невероятной.
Главный фасад дворца с выступающим ризалитом из серого камня выходит на площадь. По краям ризалита сдвоенные колонны из красного мрамора поддерживают треугольный фронтон с барельефом «История заносит на свои скрижали славу России».
Центральным входом в замок являются Воскресенские ворота, к которым ведет трехпролетный мост через водный канал, опоясывающий центральную площадь Коннетабля.
По обеим сторонам центральные ворота фланкированы величественными обелисками во всю высоту здания с рыцарской атрибутикой и вензелями императора.
Выступающая часть ризалита на уровне верхних двух этажей выделена рядом колонн, поддерживающих фриз со знаменитой строкой, снятой с Исаакиевского собора. Цокольный этаж, выполненный из тесаных каменных глыб, служит непоколебимой основой всего сооружения.
Северный фасад здания выходит в сторону Летнего сада. Центральная часть фасада выступает вперед и отличается широкой лестницей, по бокам которой на постаментах выставлены бронзовые скульптуры Геракла и Флоры — копии античных шедевров.
Сдвоенные колонны, стоящие на верхней площадке лестницы, поддерживают центральную террасу на уровне второго этажа. Высокий аттик с пятью барельефами венчает центральную часть здания и придает целостность всей архитектурной композиции северного фасада.
Восточный фасад выходит на Фонтанку и выделен в центральной части овальным выступом. Венчает выступ купол с флагштоком. В момент, когда император находился в замке — на флагштоке поднимали царский штандарт. Стена овального выступа служит контуром для знаменитого овального кабинета на втором этаже замка.
Западный фасад является церковным и выглядит наиболее нарядно. В его выступающем далеко вперед полукруглом ризалите находится дворцовая церковь Архангела Михаила, в честь которого был назван замок.
Центральный ризалит завершается радиусом купола с остроконечным шпилем, увенчанным мальтийским крестом. Стены украшены лепным карнизом. К северу от ризалита находятся Рождественские ворота, ведущие в небольшой дворик, из которого можно пройти в императорские апартаменты.
Разные архитектурные решения фасадов объединяет в целостный облик единая окраска стен здания. С необычным и неожиданным цветом стен связана, разумеется, и необычная легенда.
Фаворитка осталась без перчатки, ибо она оказалась у архитектора В. Бренна. Царь изумился нежному персиковому цвету этого дамского аксессуара и принес его архитектору в качестве образца цвета для дворцовых стен.
Архитектурный облик здания уникален и не характерен для внешнего вида дворцов и особняков Санкт-Петербурга. Это единственный дворец в стране, построенный в стиле романтического классицизма.
Его образ стал символом периода правления императора Павла I — чудного правителя, такого же неоднозначного, как и его своеобразное детище.
Легенды и тени замка
Михайловский замок по праву признается одним из самых мистических мест в России. Трагедия, разыгравшаяся в его стенах сразу по окончании строительства, дала благодатную почву для множества легенд. Один факт того, что в 80-е годы 20 века здесь работала специальная комиссия по расследованию паранормальных явлений, говорит сам за себя – ученые, атеисты, в советское время искали во дворце привидения, случай исключительный! Впрочем, результаты расследования обнародованы не были. Прикоснемся к самым любопытным из замковых тайн.
Цвет замка
Настоящий цвет стен здания можно определить как оранжево-розовый, он сильно меняется в зависимости от освещения, и ярким пятном выделяется на фоне других питерских сооружений. По преданию, цвет этот император заприметил на перчатках своей фаворитки Лопухиной, и повелел Бренне воспроизвести его на своем детище. Так это или нет, достоверно уже не установить, но стены замка действительно кажутся подернутыми романтическим флёром, особенно в закатном солнце.
Мрачное предсказание
Павлу I напророчили прожить столько лет, сколько букв в надписи на южном фасаде здания. Действительно, император был убит на 47 году жизни. Приверженцы нумерологии вообще подмечают мистическое значение цифры 4 в жизни Павла I – 4 года строился замок, 40 дней в нем было прожито императором, общий срок царствования его составил 4 года 4 месяца и 4 дня, да и других совпадений множество.
Призрак императора
После смерти фигура Павла I виделась в замке многим – то подмигивающей со своего портрета, то стоящей с горящей свечой возле окна. Сложилось предание, что ежегодно в день своего рождения Павел I, стоя у окна замка, считает прохожих внизу и, дойдя до цифры 47, уходит, забирая душу прохожего с собой. Среди курсантов училища шутки над студентами-новобранцами, связанные с духом бывшего обитателя замка, были весьма распространены.
Сокровища Мальтийского ордена
Являясь Великим Магистром ордена, Павел I покровительствовал притесняемым тогда мальтийцам и существует версия о том, что сокровища ордена, включая Святой Грааль, до сих пор хранятся в замке, а призрак императора их охраняет. Соответствуют ли действительности эти легенды, конечно, не установить достоверно, да и нужно ли это. Атмосфера Михайловского замка действительно особенная, чтобы ее прочувствовать, нужно прогуляться по величественным и строгим залам здания, проникаясь его необычной аурой
Надпись
С юго-восточной стороны есть уникальная надпись: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней». С этой фразой связана интересная легенда, которая вполне может быть правдой. Эта надпись — предсказание для императора: количество букв равно годам его жизни. Что это — выдумка или правда, спорный вопрос, ведь совпадение точное.
Чтобы еще больше ускорить строительство и его завершение, была отменена пошлина. Но только на те материалы, которые привозили из-за заморских земель для строительства замка.
Был создан отдельный проезд для членов императорской семьи. Он был средним из трех предусмотренных ворот. За ними была красивая аллея.
История замка
Прежде, чем рассказывать о строительстве замка, нужно сказать несколько слов о его названии. В замке находилась часовня, освященная в честь Архистратига Михаила, ей-то здание и обязано своим названием. Некоторые мемуаристы императора утверждают, что на том месте, где позже был построен замок, одному из солдат явился сам Архистратиг. Нужно отметить, что название светского сооружения в честь святого — это беспрецедентный случай во всей истории российского зодчества.
Но почему именно «замок»? Почему не «дворец» (как обычно назывались аналогичные строения того времени)? Причина проста: это было прихотью императора, который состоял в одном из старинных рыцарских орденов.
Как уже было упомянуто выше, у замка есть еще одно название — Инженерный. Оно появилось позже, когда в здании разместилось училище, готовящее инженерные кадры.
История замка началась в середине 80-х годов XVIII столетия. Именно тогда была начата работа над проектом здания. Проектирование длилось около двенадцати лет. В качестве архитектора выступал сам будущий император Павел Петрович (в то время еще великий князь). Им было подготовлено тринадцать вариантов проекта.
Взойдя на трон, Павел I отдал приказ о начале строительных работ. Разработку окончательного варианта проекта и руководство строительными работами он поручил профессиональным архитекторам. Для того, чтобы строительство продвигалось быстрее, использовались строительные материалы, переброшенные с других строек. Было разобрано несколько царскосельских павильонов и один дворец недалеко от северной столицы, все полученные строительные материалы пошли на постройку замка. Работы велись круглосуточно. В темное время суток стройку освещали многочисленные фонари и факелы. Над возведением здания трудились шесть тысяч рабочих.
В начале XIX века замок был достроен. Император прожил в нем всего сорок дней. В этом замке он был убит. Вскоре после этого здание пришло в запустение. Позже его мрамор использовался при возведении Нового Эрмитажа.
Спустя восемнадцать лет после убийства хозяина замка начался новый этап в истории здания: оно было превращено в училище, готовившее инженеров. Та комната, где был убит император, была превращена в церковь.
Нужно отметить, что первоначально здание было окружено водной преградой (каналами). В 20-е годы XIX века каналы исчезли: их засыпали. Территория вокруг замка лишилась и подъемных мостов. Было перестроено и само здание. Его первоначальный облик был утрачен.
В разное время в замке располагались различные научные и учебные учреждения. Лишь в 90-е годы XX века началась реставрация здания. В начале XXI столетия реставрационные работы были закончены. Восстановлена часть первоначальных интерьеров. Также теперь на территории, окружающей замок, можно увидеть фрагменты одного из каналов и подъемного моста.
В настоящее время замок является филиалом Русского музея. В нем можно увидеть несколько интересных экспозиций, одна из которых посвящена истории здания.
Выставка «Лица России»
Экспозиция постоянная. Демонстрирует развитие в России портретного искусства на протяжении трех последних столетий. В портретной галерее Русского музея Михайловского замка можно увидеть работы Репина, Брюллова, Сурикова, Крамского, Венецианова и других известных русских портретистов.
Выставка «Петербургское общество эпохи Романовых»
Открыта постоянно. Знакомит посетителей с творчеством русских художников XIX века, которые наилучшим образом отражали в своих работах «петербургское общество» тех лет.
Кроме перечисленных в Михайловском замке работают и временные экскурсии, о работе которых нужно узнавать непосредственно перед посещением музея.
Создание архитектурной концепции
Своим появлением Михайловский замок обязан сыну Екатерины Великой императору Павлу I. Еще, будучи великим князем и наследником престола, будущий император высказал идею о создании собственного дворца. Реализация этой идеи осуществилась лишь спустя десятилетие.
Внешний облик Михайловского замка и его архитектурные особенности полностью отражают характер и мировосприятие императора Павла I. Воспитанный в восхищении к рыцарским идеалам и обладая врожденной подозрительностью, он с юности мечтал построить для себя неприступный замок-крепость.
Путешествуя по Европе в 1781-82 годах, великий князь посетил множество дворцов и особняков, возведенных в стиле замковой архитектуры, и его мечты начали приобретать реальные очертания.
Вернувшись в Петербург, он начинает создавать собственные эскизы будущего шедевра. В 1784 году к разработке проекта дворца-замка подключились профессиональные архитекторы.
Первоначально над проектом работал А. Ф. Виолье, но затем его сменил архитектор Василий Баженов. Он и стал автором законченного проекта, разработка которого длилась больше 10 лет.
Баженов учел все пожелания заказчика и в результате появился гигантский объект, окруженный со всех сторон водой, подъемными мостами и бастионами, на которых располагалось около 20 пушек. Всего насчитывалось больше десятка вариантов будущего сооружения.
Что можно посмотреть рядом с Михайловским замком
Этот район Санкт-Петербурга чрезвычайно богат достопримечательностями.
У Пантелеймоновского моста на набережной Фонтанки не забудьте посетить один из самых знаменитых неформальных памятников Петербурга –
Чижика-Пыжика.
В ближайших окрестностях находятся Летний сад,
в пешей доступности Храм Спаса на Крови,
кинотеатр «Родина» и
Итальянский дворик, Михайловский сад с его знаменитой решеткой.
В пяти минутах пешей прогулки площадь Искусств, где находятся Музей этнографии и Русский музей (Михайловский дворец), Михайловский театр, Подвал бродячей собаки, Большой зал Филармонии.
Через Марсово поле можно пройти к Мраморному дворцу, а оттуда по Миллионной улице к знаменитым эрмитажным Атлантам, Зимней канавке и Дворцовой площади.
Адрес: Садовая улица, 2
Михайловский дворец и великая княгиня
Помимо светских раутов и балов, устраиваемых в Михайловском дворце, Елена Павловна прославилась своей благотворительностью. Она внесла огромный вклад в музыкальную жизнь Петербурга и всей Российской империи XIX века
По смерти мужа, великого князя Михаила Павловича, посвятила себя делам государственной важности.
Именно великая княгиня стала инициатором открытия Русского музыкального общества и Петербургской консерватории. С именем Елены Павловны связаны два крупнейших события — создание первого в России концертного учреждения и первого высшего музыкального учебного заведения. Во главе этих организаций стоял композитор Антон Рубинштейн.
Однако Елена Павловна приняла активное участие в реализации этих планов, обсуждала и согласовывала вопросы, связанные с проектами, в кругу императорской семьи, весьма щедро жертвовала собственные средства. Одним из первых студентов Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский. В ноябре 1865 года студент Пётр Чайковский дал первое публичное выступление как пианист и композитор. Его первый концерт состоялся именно в Михайловском дворце, куда Пётр Ильич прибыл по приглашению великой княгини Елены Павловны.
Здесь же принимали знаменитых зарубежных музыкантов, в числе которых был — Рихард Вагнер. В Михайловском дворце во время петербургских гастролей 1967 года жил Гектор Берлиоз. Великая княгиня не только увлекалась живописью, но и выступала в качестве мецената. Она поддерживала, в том числе финансово, художников Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, дала свои деньги художнику Александру Иванову на доставку картины «Явление Христа народу» в Россию.
Елена Павловна отлично разбиралась в русской литературе. Ей посвящали стихи Александр Пушкин и Фёдор Тютчев. Великая княгиня зачитывалась произведениями Николая Гоголя и содействовала изданию его сочинений. Она жертвовала средства на исследования Российской Академии Наук, способствовала экспедиции путешественника Николая Миклухо-Маклая на острова Тихого океана.
Современники отлично понимали, какой вклад внесла в культуру и жизнь Петербурга и России бывшая прусская принцесса, ставшая русской великой княгиней, и ценили это. Известно, что Иван Тургенев с глубоким сожалением отозвался в адрес великой княгини, когда её не стало: «Вряд ли кто её заменит».
К началу 1890-х семья Елены Павловны постепенно расселилась на периферии Михайловского дворца и во флигелях. Опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали. После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года, единственной из пяти дочерей Михаила Павловича и Елены Павловны, пережившей своих родителей, наследники решили продать дворец.
Легенды замка
Одна из легенд гласит, что к императору явился монах. Он предрек ему рождение сына, которого нужно назвать Михаилом. После чего старец велел построить дворец и назвать его именем ребенка.
Следующая легенда повествует нам о необычном цвете стен замка. Будучи на балу, будущая фаворитка Императора случайно обронила свою перчатку, а галантный Император ее поднял. Перчатка была необычного желто-оранжевого цвета. Этот колер так понравился Павлу, что перчатка тут же была отослана архитектору Бренне, чтобы тот выкрасил сены замка именно в такой цвет.
То ли этот цвет так пришелся по душе подданным императора, то ли из чувства преданности, но многие из них поспешили выкрасить фасады своих домов в такой же цвет.
Легенда о юродивой повествует нам о предсказании ею смерти императора Павла І. Он должен был умереть в год жизни равный количеству букв в тексте изречения над главными воротами в Михайловский замок.
Следующее придание гласит, что Император предчувствовал свою судьбу, и за несколько дней до своей гибели, вставая из-за стола, произнес: «Чему быть, того не миновать».
После смерти Павла І, все покинули Михайловский замок. Стали говорить, что в замке по ночам слышны стоны, шаги, а порой можно заметить неяркий свет. Царской семьей было решила сделать из замка Главное инженерное училище.
Однажды, перевозящие имущество солдаты заночевали в замке. Получив разрешение от старшего офицера на осмотр здания солдаты стали ходить по комнатам. Через некоторое время один из солдат прибежал, бледный и перепуганный. Он утверждал, что увидел привидение держащее свечу в руке.
Следующая «солдатская» история повествует нам о ефрейторе Лямине, который после развода караула в замке, вышел на крыльцо «по малой нужде». Отойдя немного от здания он увидел в окне третьего этажа парящую в воздухе свечу, будто ее держала невидимая рука.
Все эти истории нашли отклик и у туристов, и у экскурсоводов. Специально для любителей приключений был организован ночной тур по музеям, который включал в себя посещение Михайловского замка. Войдя в замок, туристам рассказывают о жизни замка и о его мифах.
Михайловский замок
26 февраля 1997 года в РНБ открылась очередная выставка из цикла «История города», посвященная одному из самых «романтических» сооружений старого Петербурга. В этот день, 200 лет назад, по приказу Павла I, началось строительство его основной резиденции — Михайловского замка. Территория, где ныне стоит замок, отмечена была еще Петром I. Здесь он выстроил для своей жены Екатерины небольшой летний дом. Впоследствии, архитектор Ф.-Б. Растрелли в 1741-1745 годах строит на этом месте дворец для дочери Петра I Елизаветы. В этом дворце у ее невестки, будущей императрицы Екатерины II, рождается долгожданный сын Павел.
В облике Михайловского замка нашли отражение и личные вкусы императора Павла I, участвовавшего в формировании замысла ансамбля и блистательное мастерство зодчих В. Баженова и В. Бренны. Замок представляет ценность не только, как выдающееся архитектурно-художественное произведение, но и место, с которым связаны примечательные страницы истории России. В нем, ночью 11 марта 1801 года разыгралась завершающая трагедия эпохи дворцовых переворотов — убийство Павла I . С 1820 года в павильоне Михайловского замка, а с 1821 года в самом замке разместилось Инженерное училище. За время существования Инженерного училища в его стенах получили образование и работали многие замечательные деятели русской культуры и науки — великий физиолог И.М. Сеченов, знаменитый физик П.Н. Яблочков, композитор и ученый Ц.А. Кюи, герой Севастополя генерал-адъютант Э.И. Тотлебен, писатели Ф.М. Достоевский и Д.В. Григорович.
Материалы, представленные на выставке, последовательно раскрывают страницы истории замка: от замысла постройки до сегодняшнего дня. Книжная часть дополняется уникальным иллюстративным материалом:
- — изображения Михайловского замка. Альбом К. Росси (Отдел рукописей);
- — планы замка. Гравер И.И. Колпаков (1771-1830) (Отдел эстампов);
- — Павловский дворец. Литогр. Л.Ж. Жакотте и Одрена по рис. И. Шарлеманя. СПб., изд. Дациаро, 1850-е гг. (Отдел эстампов);
- — План Михайловского замка и прилежащей территории. Гравер А. Беме.
СПб., 1826-1850, на папиросной бумаге (Отдел картографии).
Особо выделен раздел, касающийся истории Николаевского Инженерного училища. На основе фондов РНБ в 1996 году в Михайловском замке была организована выставка «Михайловский замок. Эпоха военных инженеров». На экспозиции представлены прижизненные издания выпускников и преподавателей Николаевского Инженерного училища, сборники литературного кружка училища, организованного в 1906 году, материалы, посвященные юбилеям и встречам выпускников училища из собрания Александра Ивановича Савельева, генерал-лейтенанта, историка Николаевского Инженерного училища (из Отдела рукописей).
Легенды Михайловского замка
Трагическая судьба императора наложила темный след на историю замка, который долгие годы не использовался по назначению. Однако каждый, кто находился в нем хотя бы некоторое время, утверждал, что здесь творится нечто странное. До сих пор смотрители музея рассказывают о хлопающих дверях при закрытых окнах, голосах, шарканье ног и даже отражении Павла I, периодически возникающем в настенных зеркалах.
Именно эта история легла в основу произведения «Привидение в Инженерном замке» Лескова. Конечно, это всего лишь фантазия автора, но за десятилетия накопилось слишком много свидетельств людей, которые сами видели дух Павла I, печально бродящий по тому, что некогда было его любимым замком.
Воскресенский зал
Воскресенский зал (также известный как Белый, Большой, Кавалергардский) открывает анфиладу парадных апартаментов императора Павла I. Именно в этом зале в середине марта 1801 года было выставлено для прощания тело погибшего правителя.
Помещение, созданное в 1798 – 1801 годах по проекту архитектора Винченцо Бренны (1741 — 1820), предназначалось для проведения балов и официальных приемов иностранных послов и дипломатов.
При императоре Павле I стены зала были облицованы желтым искусственным мрамором с темными прожилками. В специальных нишах размещалось шесть больших живописных полотен на знаковые сюжеты в истории России, которые были выбраны лично императором:
-
«Крещение великого князя Владимира» и «Победа Дмитрия Донского над татарами» художника Джона Августа Аткинсона;
-
«Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» художника Григория Ивановича Угрюмова;
-
«Полтавская битва» художника Василия Козьмича Шебуева;
-
«Соединение российского и турецкого флота и проход его через Босфор» художника Василия Петровича Причетникова.
У торцевых стен размещались камины из серого мрамора. Зал освещался четырьмя бронзовыми фонарями с выпуклыми стеклами. Один из сохранившихся фонарей сейчас размещен в Тронном зале Павловского дворца.
После выезда императорской семьи из замка зал использовался под:
-
хранилище «астрономических инструментов»;
-
канцелярию, архив и книгохранилище Комиссии Духовных училищ;
-
Управление Инженерного департамента;
-
зал для занятий юнкеров, а потом физкультурный залдля курсантов училища им. Ф. Э. Дзержинского;
-
книгохранилище Центральной военно-морской библиотеки до 2018 года.
В 2019 — 2020 годах была проведена реставрация Воскресенского зала, находившегося в аварийном состоянии, в ходе которой:
-
воссоздан потолочный плафон времен Инженерного училища,
-
восстановлена облицовка стен искусственным мрамором по найденным образца;
-
воссозданы камины на торцевых стенах;
-
возвращены на свои места картины Г. И. Угрюмова, на реставрации находятся картины Дж.-А. Аткинсона (хранились в фондах Государственной Третьяковской галереи), на их месте пока размещены постеры. На месте двух оставшихся картин висят зеркала.
Для посетителей отреставрированные залы Михайловского (Инженерного) замка откроются 19 мая 2021 года.
Материал подготовлен редакцией Портала «Культура Петербурга».
Фоторепортаж:
Ирина Иванова — редактор портала «Культура Петербурга», фотограф, участник групповых выставок | |
Алёна Абрамова — редактор портала «Культура Петербурга», культуролог |
Русский музей в Михайловском замке
В стенах Михайловского замка можно видеть некоторые восстановленные комнаты и залы императорской резиденции. Также выставляются коллекции музея, в том числе портретная галерея, произведения отечественного искусства первой половины 19 века и скульптура конца 19-начала 20 веков.
Основная экспозиция музея в Михайловском замке посвящена царской семье и императорам династии Романовых.
Парадная лестница замка
Мраморная галерея (Георгиевский зал) служила кордегардией для кавалеров Мальтийского ордена. За время истории зал был перестроен и его первоначальный облик не сохранился
Галерея Антиков императрицы Марии Федоровны
Галерея Рафаэля
Овальный зал (Ротонда) — помещение, предназначавшееся для торжественного собрания кавалеров мальтийского Ордена
Опочивальня Марии Федоровны
Тронная Марии Федоровны — помещение, в котором находился трон.
Стены зала были затянуты малиновым бархатом. В центре потолка в окружении частично вызолоченной и раскрашенной лепки помещался плафон «Суд Париса» работы художника Я. Меттенлейтера, в аллегорической форме прославлявший красоту хозяйки замка.
В Михайловском замке открыта для посещения церковь Архангела Михаила, за исключением времени проведения церковных служб.
Также в музее проводят временные (сменяющиеся) выставки.
История
Проектирование Михайловского замка началось задолго до его реального строительства — еще будучи великим князем и только мечтая о престоле, Павел I создал десятки вариантов своей будущей резиденции. Но в то время его шансы на престол были невелики. Когда же в результате переворота он все-таки занял трон, указ о возведении дворца был издан в первый же месяц правления.
Портрет императора Павла 1 — основателя Михайловского замка (18 век)
Согласно давней легенде место для резиденции было выбрано ввиду того, что именно здесь караульному солдату привиделся святой Михаил. Не исключено, что в честь этого события в нише у моста установлена небольшая фигурка солдата. Однако многие историки считают, что этот миф был создан самим царем, чтобы оправдать авральное строительство нового дворцового комплекса. Более того, для его возведения была разобрана другая царская резиденция — Летний дворец императрицы Екатерины II, матери Павла и его извечной соперницы.
Новая резиденция строилась на месте Летнего дворца Екатерины 2 (картина Михаила Махаева, 1756 год)
Строительные работы стартовали в начале весны 1797 года, а в 1801 году император с семьей уже заселился в новые покои. Возведение Михайловского замка велось круглосуточно и потребовало участия до 6 000 рабочих в каждую смену. Автором проекта стал уже известный в то время зодчий Василий Баженов (он же строил и усадьбу Царицыно). Но сами работы велись под началом другого архитектора — Винченцо Бренна, который спроектировал также отделку интерьеров.
Гравюра «Вид Михайловского замка» (1801 год)
К сожалению, император, столь долго мечтавший о собственном дворце, успел прожить в нем лишь 40 дней — в начале весны 1801 года он был убит заговорщиками, ворвавшимися ночью прямо в спальню. Из-за этого убийства и ввиду противоречивой, неоднозначно воспринимаемой фигуры Павла I, замок приобрел плохую репутацию. Долгое время он был заброшен, и более того, часть материалов оттуда взяли на другие государственные нужды.
На картине изображено убийство императора Павла 1 в Михайловском замке (19 век)
Лишь в 1819 году дворец обрел второе рождение — в нем открыли Главное инженерное училище. Вместе с назначением частично изменился и внешний вид здания, а также его убранство: были закопаны рвы и убраны подъемные мосты, закрашены росписи на стенах, дворцовые залы превратились в учебные классы. Название «Инженерный» также появилось именно в те времена.
С 1819 года в замке функционировало Главное инженерное училище (картина 1850 годов, Иосиф Шарлемань)
Во Вторую мировую войну в Михайловском (Инженерном) замке некоторое время располагался госпиталь, а после эту территорию снова заняло Ленинградское инженерное училище и военно–морская библиотека. В 1990-х годах часть здания была передана Русскому музею, прошла реставрация с восстановлением интерьеров, реконструированы сохранившиеся под землей фрагменты мостов. Сегодня в дворцовых залах есть постоянная экспозиция и регулярно проходят выставки, а в замковом храме иногда ведутся службы.
В годы Второй мировой войны в стенах замка располагался госпиталь
Интересно: Павел I построил свою резиденцию в виде крепости с многочисленными тайными ходами и подземельями. Согласно легенде в одном из тайников скрыт ларец с сокровищами Мальтийского ордена, в части, со Святым Граалем. У этого мифа есть основание: император действительно был Великим магистром и хранителем ценностей ордена.