Кунсткамера в санкт-петербурге

Архитектура

Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. С 1719 по 1724 гг., начиная с уже исполненных фундаментов, строительство ведёт Гербель. Архитектор внёс ряд изменений в проект Маттарнови: низкая двускатная кровля, увенчанная галереей, заменена на высокую вальмовую крышу с переломом двух углов ската; угловые ризалиты получают гладкие стены и завершаются крупными барочными фронтонами с волютами; коньки кровли двух крыльев здания изолированы от объёма башни, максимально выделяя её; вместо невысокой башни, завершающейся балюстрадой, появляется ещё один ярус с куполом. Прообразом трёхъярусной башни с куполом и астрономической сферой могла быть башня Munzthurm

(Монетный двор) Шлютера. В одной из докладных записок Гербель сообщает,

К октябрю 1722 года были возведены стены и устроена кровля. Отделка помещений и установка музейного оборудования велась с 1723 по 1724 годы. В это же время выполнялся ряд переделок и укрепление сводов, возведены два этажа башни, Х. ван Болесом разработан детальный проект столярных и металлических изделий купола.

После смерти Гербеля в 1724 году работы вёл архитектор Киавери. Из-за обнаружившихся дефектов конструкций решено заново возвести центральную часть. В 1726 году в ещё недостроенное здание были перевезены коллекции. С 1729 года под руководством Земцова внутри здания производились разные «починки и доделки». С установкой в нишах северного и южного фасадов 12 статуй в 1735 году окончательно заканчивается строительство здания.

Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Оба фасада — и невский южный, и северный, выходивший на правительственную площадь, были парадными. Как и для императорских дворцов, кирпич выписывался из-за границы.

Скелет Николя Буржуа

Петр I привозил из своих странствий не только редкие вещи, но и необычных людей. Царь встретил Николя Буржуа во время одного из путешествий. Рост француза был 226.7 сантиметров, благодаря чему он и приглянулся царю. Петр I сразу же нанял гиганта к себе на службу в качестве лакея. В России Николя вызвал большой интерес у граждан и придворных. Проработав семь лет, Буржуа скончался от апоплексического удара.

Петр I решил отдать тело такого необычного человека в Кунсткамеру и оставить в качестве экспоната. Скелет Николя Буржуа по сей день находится в музее, и вокруг него крутится множество жутких историй. Например, при пожаре 1747 года голова скелета исчезла, после чего работники Кунсткамеры много раз отмечали, что дух француза бродит по музею в поисках своей головы и пугает людей. Однако один из сотрудников поставил вместо утерянного черепа другой и паранормальные явления прекратились.

Архитектура

Главный фасад Кунсткамеры 1740 года

Здание «Палат Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры» на Васильевском острове заложили в 1718 году. Строительством руководил Г. И. Маттарнови, ученик знаменитого немецкого архитектора и скульптора Андреаса Шлютера. В 1714 году вместе со Шлютером Маттарнови прибыл в Санкт-Петербург. Однако Шлютер в том же году скончался и Маттарнови, который не был проектировщиком, а лишь исполнителем, по словам И. Э. Грабаря «принял все его модели и чертежи». Об этом также известно из записок Я. Брюса и самого царя, который предположительно утвердил проект здания на Васильевском острове ещё «до 1716 года». Идея симметричной композиции с ярусной башней в центре также характерна для творчества Шлютера и часто повторяется в его берлинских проектах.

Башня Кунсткамеры по композиции схожа с Водовзводной башней Монетного двора (нем. Münzturm) в Берлине (проект А. Шлютера, 1703)

Документального подтверждения связи этих построек не найдено, но стилевые аналогии имеют важное значение для понимания источников, происхождения и особенностей стиля «петровского барокко», одним из главных памятников которого является здание Кунсткамеры. Для архитектурного стиля петербургской архитектуры первой четверти XVIII века типичны заимствования из голландской и северогерманской архитектуры: ступенчатые башни, увенчанные куполом или шпилем, с часами или флюгером, высокие кровли «с переломом», вогнутые фасады, ступенчатые или щипцовые фронтоны, рустовка угловых лопаток, фигурные филёнки, «рамочные» наличники с «гирьками» или завитками, мелкая расстекловка окон, двуцветная окраска.

Строительство здания осуществляли последовательно несколько архитекторов. В ноябре 1719 года скончался предполагаемый автор проекта — Г. И. Маттарнови, и С 1719 по 1724 год, начиная с уже выполненных фундаментов и частично первого этажа, строительство вёл швейцарский инженер-архитектор Николаус Фридрих Гербель. Он внёс ряд изменений в проект: низкая двускатная кровля, увенчанная галереей с балюстрадой, заменена на высокую вальмовую крышу с переломом двух углов ската; угловые ризалиты получили гладкие стены и завершены крупными барочными фронтонами с волютами; коньки кровли двух крыльев здания изолированы от объёма башни; вместо невысокой башни, завершающейся балюстрадой, появляется ещё один ярус с куполом. В одной из докладных записок Гербель сообщает,

К октябрю 1722 года были возведены стены и устроена кровля. Отделка помещений и установка музейного оборудования велась с 1723 по 1724 год. В это же время выполнялся ряд переделок и укрепление сводов, возведены два этажа башни, Х. ван Болесом разработан детальный проект столярных и металлических изделий купола.

После смерти Гербеля в 1724 году работы вёл архитектор Гаэтано Кьявери. Из-за обнаружившихся дефектов конструкций Кьявери заново возводил и укреплял башню, оформил главную лестницу и большой зал с двухъярусной колоннадой. В 1727 году в ещё недостроенное здание перенесли личные коллекции Петра I, библиотеку и Готторпский глобус. С 1727 года под руководством Земцова внутри здания производились разные «починки и доделки». С установкой в нишах северного и южного фасадов 12 статуй в 1735 году окончательно заканчивается строительство здания Кунсткамеры.

В 1747 году в здании разразился пожар, уничтоживший отделку интерьеров, деревянные конструкции крыши, обсерваторию, находившуюся в башне. Ремонтные работы осуществлял в 1754—1758 годах архитектор С. И. Чевакинский, частично изменивший верхнюю часть здания: исчезли фигурные фронтоны и высокая крыша. Верхнюю часть башни восстанавливать не стали.

Сохранившееся здание утратило многие детали, характерные для стиля петровского барокко, которые можно увидеть, к примеру, на гравюре Г. Качалова, сделанной с проекта Маттарнови, и гравюры по рисунку М. И. Махаева в 1753 году. Это фигурные фронтоны боковых ризалитов, статуи в нишах, балюстрады, парадное крыльцо, богатая орнаментика снаружи и внутри здания. Исчезла изначальная розовая окраска стен и частично вызолоченные детали. Утраченная часть центральной башни после пожара 1747 года (она была деревянной) восстановлена с армиллярной сферой на вершине только в 1947—1949 годах по проекту архитектора Р. И. Каплан-Ингеля. Реставрацию башни проводили в 1993, 2009 и в 2015 годах.

История создания

Идея создать Кунсткамеру пришла Петру I на закате XVII века, когда он посещал Голландию и Англию. Там он увидел кабинеты редкостей, которыми очень восхищался. Интересны были не только предметы культуры, искусства и быта, но и анатомия – наука тогда новая, а для России и вовсе неизведанная.

Под впечатлением своего путешествия Петр I по возвращении на родину начал обустраивать свой кабинет редкостей. Он был перенесен в Петербург одновременно с присвоением ему столичного статуса. Поместили коллекцию в людские палаты (Летний дворец). Именно тогда появилось название Кунсткамера, что в переводе с немецкого буквально означает «комната искусств». Произошло это в 1714 году – эта дата официально считается годом основанием музея.

Петр I повторно посетил Голландию и оказался в музее Альберта Себа, с которым уже вел переписку о покупке его коллекции. Куплена она была полностью и перевезена в Кунсткамеру.

В дальнейшем коллекция регулярно пополнялась, поэтому потребовалось помещение больших размеров. Построить его решили на стрелке Васильевского острова. На время собрание переместили в Кикины палаты – бывший дом боярина Кикина, который провинился перед царем.

Возведение современного здания Кунсткамеры заняло 16 лет (1718-1734 годы). Музей разместили в его восточном крыльце, среднюю часть отвели под Анатомический театр, башню для Готторпского глобуса и обсерватории. Западную часть здания заняла Академия наук, где работал Ломоносов.

Трагическим для Кунсткамеры был декабрь 1747 года, когда из-за пожара была уничтожена башня здания и Готторпский глобус – позже его восстановили.

Реконструкция башни здания

К 30-м годам XIX века коллекция Кунсткамеры значительно возросла, поэтому приняли решение о создании нескольких музеев – Зоологического, Ботанического, Этнографического, Минералогического.

Готторпский глобус

Это первый в мире «глобус-планетарий»: в него можно залезть через специальную дверцу и изнутри смотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. Диаметр гигантского глобуса — 3 метра, так что сидеть в нем удобно. Он был создан по заказу готторпского герцога Фридриха III (отсюда и название), а автором проекта был великий картограф Адам Олеарий. В 1713 году очередной правитель герцогства подарил эту игрушку весом в 3,5 тонны известному любителю редкостей — Петру Великому, который пришел в восторг от подарка и установил его в здании Кунсткамеры.

Однако в середине XVIII века глобус сгорел — сохранился только механический каркас. Впрочем, вскоре его восстановили и назвали по-новому: «Большой Академический глобус». В начале ХХ века он находился в Царском Селе, откуда его похитили нацисты. В 1948 году глобус удалось вернуть — именно туда, куда его поместил основатель Кунсткамеры.

Готторпский глобус

Готторпский глобус

Готторпский глобус

Создание первой коллекции

Петр I приказал приносить любые выявленные подтверждения анатомического уродства в аптеку Роберта Арескина в Москве. И вот со всех окраин России стали привозить различные находки, так было положено начало коллекции. Примечательно, что за них даже платили деньги из государственной казны, а несообщение о наличии интересного раритета каралось штрафом.

Цель государя России отличалась от побуждений владельцев европейских коллекций — он приобретал и собирал экспонаты для просвещения своих сограждан. Первые диковинки были им приобретены еще в 1697 г. в Голландии: чучела птиц и рыб, засушенные насекомые и заспиртованные уродцы. Тогда же Петр I приобрел и уникальный рецепт, помогающий с помощью бальзамирования сохранять для истории трупы.

Кунсткамера в новом здании

Строительство Санкт-Петербурга было в самом начале и пока в дельте Невы по большей части были леса и болота. По проекту архитектора Ж. Б. Леблона центром новой столицы должен был стать Васильевский остров. Есть легенда о решении Петра I строить здание Кунсткамеры именно на нынешнем месте.

Императору не приходилось приказывать дважды, и в этом же 1718 году началась разработка архитектурного проекта. Предположительно, первоначальные эскизы сделал зодчий Андреас Шлютер.

Его идеи разработал и воплотил в готовый проект архитектор Г. Маттарнови. В доработке проекта и его изменениях принимал непосредственное участие сам император. Он же и утвердил нынешний вид и архитектурную концепцию Кунсткамеры.

Строительство началось в 1718 году под руководством Г. Маттарнови. В 1722 году работами по строительству руководил Н. Гербель. После него, с 1724 года, руководителем строительства стал Г. Киавери.

В каменной кладке башни он обнаружил дефекты в виде трещин и созвал авторитетную комиссию. В нее вошли ведущие зодчие того времени Доменико Трезини и М. Земцов.

В результате компетентных выводов комиссии почти готовую башню полностью разобрали, и Киавери сделал новый проект, увеличив высоту нижнего яруса и цилиндрической части башни.

В процессе продолжающегося строительства начались перемещения музейных ценностей из Кикиных палат в готовые помещения новой Кунсткамеры. К 1728 году все коллекции заняли свои места в новом здании, и в этом же году музей официально был открыт.

Строительство самого здания продолжалось под руководством М. Земцова вплоть до 1834 года. В результате получилась величественная постройка в стиле барокко на удачном месте Васильевского острова, внушающая уважение и к российской науке и к русскому зодчеству.

Примечания

  1. . www.museum.ru. Дата обращения: 8 декабря 2019.
  2.  (недоступная ссылка). КУНСТКАМЕРА. Дата обращения: 8 декабря 2019.
  3.  (датск.). Nationalmuseet. Дата обращения: 8 декабря 2019.
  4. Случившийся в 1747 году пожар уничтожил кроме уникального глобуса около 230 книг, в том числе уникальные русские рукописи.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 января 2020.
  6. . ТАСС. Дата обращения: 29 июля 2020.
  7. . РИА Новости (17 августа 2021). Дата обращения: 18 августа 2021.
  8. Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. — СПб.: Лениздат, 1994. — С. 102
  9. Gurlitt C. Geschichte des Barockstiles und des Rococo in Deutschland. — Frankfurt: Nabu Press, 2016. — S. 383
  10. Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. — СПб.: Лениздат, 1994. — С. 57—58
  11. РГИА, ф. 470, оп. 5, д. 50, л. 15. 1724 г. «О сделании проекта купола на башне Кунсткамеры»
  12. Морозова А. А. Н. Ф. Гербель. Городской архитектор Санкт-Петербурга. 1719—1724 гг. — СПб: Стройиздат, 2004
  13. РГИА, ф. 470, оп. 5. Кн. 2, л. 35.
  14. Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Василеостровский район. — СПб.: КГИОП—Изд. дом Коло, 2006. — С. 41—47
  15. Виды Петербурга и его окрестностей середины XVIII века. Гравюры по рисункам М. Махаева. — Л.: Советский художник, 1968. — С. 17
  16. Полное собрание законов Российской империи. Собр. первое. 1649—1825. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1830. Т. V. — С. 542.

Ладья небесная

Это один из самых старинных экспонатов музея и пример сочетания европейской механики и восточным искусством. Экспонат представляет из себя ладью, на которой богатый китаец в сопровождении божества покровителя и слуг путешествует по миру. Известно, что шедевр был создан в часовой мастерской в Пекине при дворе императора Канси. Ладью можно назвать фантазией китайских мастеров о том, как мог бы выглядеть небесный корабль.

Оставить корабль полностью в первозданном виде не удалось. Во время реставрации пришлось заменить многие части его механизма. Ладья небесная заводится с помощью ключа словно часы. Весь экспонат будто оживает: корабль кружится, слуги танцуют, музыканты играют музыку. Несмотря на то, что своими глазами увидеть механизм корабля в действии нельзя, экспонат продолжает притягивать взгляды посетителей музея.

История

Главный фасад Кунсткамеры 1740 года

Здание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Вид с Дворцового моста.

Кунсткамера вечером. Вид с Адмиралтейской набережной. Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…

». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественнонаучного музея.

Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Людских палатах при Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Кунсткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.

Во время своего второго посещения Голландии в 1715—1717 годах Петр посетил музей Альберта Себа. К этому времени у Себа возникла мысль продать своё собрание русскому царю, о чём он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и всё собрание было куплено и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».

Коллекция всё время разрасталась, и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры

». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (ныне Ставропольская ул., дом 9).

Ныне существующее здание возводилось с 1718 по 1734 годы. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 года — Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.

5 декабря 1747 года во время нахождения библиотеки в здании кунсткамеры произошел пожар, уничтоживший Готторпский глобус и башню здания.

В 1777—1779 годах интерьеры были украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х годах Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.

Первая астрономическая обсерватория Академии наук

С XVIII века на верхних этажах Кунсткамеры была организована комната астрономов. Учёные наблюдали с башни за звёздным небом, создавая календарное исчисление и картографию. Здесь всё сохранилось до наших дней. Экскурсанты могут созерцать инструмент научных работников того времени: подзорные трубы, телескопы, технически сложные астролябии, причудливые часовые механизмы и измерительные приборы.

Специально была сохранена рабочая обстановка астронома XVIII века. Впечатляет раздвижная телескопическая труба М. В. Ломоносова, через которую он рассматривал прохождение Венеры по диску Солнца в 1761 году.

Рис.4 Рабочее место астронома

Именно в обсерватории Кунсткамеры зародились российские науки: астрономия, география, геодезия, метеорология, служба времени и топография. Именно через Кунсткамеру проходил петербургский меридиан, от которого производилось картографирование и планировка города.

В стенах обсерватории трудились выдающиеся научные сотрудники Санкт-Петербургской академии наук: Г. Гейнсиус, Ф. Х. Майер, Л. Эйлер, Х. Н. Винсгейм и другие. Учёные трудились в обсерватории Кунсткамеры до 1839 года, после чего научно-исследовательский аппарат переехал в новое здание Пулковской обсерватории.

Архитектура и первые экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Начиналось все с Петра Великого, который от природы был человеком очень любознательным и прогрессивным монархом. Когда правитель увидел на Василевском острове странную кривую березу, вросшую в другое дерево, у него зародилась идея создать музей, в котором были бы собраны экспонаты с разными природными отклонениями. В 1714 году по его приказу в Петербург из Москвы привезли первую собранную Петром коллекцию редкостей, которая и стала основой музея Кунсткамеры. Первую коллекцию разместили в Летнем дворце.

Посещая европейские страны в 1697 – 1698 годах, Петр стал собирать коллекции разных редкостей, а также инструменты, приборы, материалы, книги и т.д., все, что представляло для него интерес. Эти экспонаты в будущем были помещены в Кунсткамеру, первый российский естественно – научный музей.

  • От Индии до Норвегии: 5 удивительных библиотек со всего мира
  • Город мечты Чикаго: архитектура, лофты и кирпич
  • Горный домик со всеми удобствами и дивным видом… Ах!
  • 10 сооружений для адреналинозависимых
  • В чем хитрость центрального парка в Нью-Йорке?
  • Топ-10 самых высоких небоскребов мира
  • Город Ронда парящий в небесах
  • Музей цифрового искусства Mori Building: пространство без границ

Возник вопрос строительства специального здания для музея и рядом возведения палаты Санкт-Петербургской академии наук и библиотеки на Стрелке Васильевского острова.

В 1718 году был заложен фундамент здания «палат», разработан проект будущей Кунсткамеры и в дальнейшем руководил строительством архитектор Георг Маттарнови (немецкий архитектор и скульптор). После возведения фундамента с 1719 по 1724 гг., строительством занимается Гербель — один из первых архитекторов Санкт-Петербурга.

Он внес свои изменения в проект Маттарнови: крыша стала более высокой, введены крупные барочные фронтоны, к невысокой башне с балюстрадой присоединен еще один ярус с куполом — по примеру трехъярусной башни с куполом Монетного двора архитектора Шлютера (представитель раннего барокко в Германии). Еще один плотничный мастер Х. ван Болес (голландец) разработал  проект столярных и металлических изделий купола.

В 1722 году закончили возведение стен Кунсткамеры и устройство кровли, затем с 1723 по 1724 годы велась отделка внутри помещений, и устанавливалось музейное оборудование. Петр не дожил до окончания строительных работ.

С 1729 по 1735 год русским архитектором Земцовым проводились окончательные работы по строительству музея в стиле петровского барокко, здание состояло из двух 3-этажных корпусов, соединённых барочной многоярусной башней с куполом. Оба фасада Кунсткамеры — и южный, и северный парадные.

Еще до завершения всех строительных работ в Кунсткамеру в Санкт-Петербурге были завезены экспонаты, собранные Петром: чучела экзотических животных, заспиртованных уродцев в колбах, анатомические инструменты, редкие археологические находки и другие. Но в этой коллекции были и живые «экспонаты» — при музее стали жить карлики, великаны, уродцы. В 1728 году состоялось открытие Кунсткамеры и библиотеки.

Михаил Ломоносов — основатель Российской Академии наук и Московского университета работал в музее с 1741 по 1765 год. Он открыл первый планетарий в башне музея и астрономическую обсерваторию.

В Круглом зале Кунсткамеры находился, подаренный Петру огромный академический глобус, который он привез из немецкого города Готторп в 1717 году. В диаметре глобус достигал свыше трех метров, и представлял собой полую вращающуюся сферу. Снаружи на нем изображена поверхность земли, внутри — звездное небо и скамейка для слушателей на 10 – 12 человек с преподавателем.

Коллекция музея всегда пополнялась учеными, которые привозили из разных стран археологические находки, минералы, интересные растения.

В 1830-х годах Кунсткамеру из-за скопившегося большого количества экспонатов разделили на несколько музеев (Зоологический, Ботанический, Минералогический, Этнографический), которые в дальнейшем переехали в отдельные здания. Сегодня Кунсткамера — один из наиболее посещаемых музеев в мире.

Музей отца российской науки

Сейчас в Кунсткамере также расположен музей Михаила Васильевича Ломоносова. Он включает в себя тот самый большой Готторпский глобус, который находится сейчас в башне Кунсткамеры.

Здесь же можно найти большую коллекцию приборов и инструментов XVII-XIX вв. веков, например, меридианный круг Эртеля, предназначенный для определения экваториальных координат светил. Есть астролябия XVII века, принадлежавшая полководцу Альбрехту ван Валленштейну, который с помощью нее определял широту. Конечно, в музее Ломоносова не обойтись без личных вещей Ломоносова, а также большой библиотеки, посвященной знаменитому ученому.

Интересные факты

  • Посещение доступной для всех сословий Куншткамеры при Петре Великом было не просто бесплатным, но и поощрялось: «Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным».
  • В XVIII веке в Кабинете искусств можно было видеть живые экспонаты. Например, здесь жил человек, рост которого был всего 126 см, а на руке и ногах располагалось по два пальца.
  • Оформление экспозиций также отличалось оригинальностью. Так, в пояснении к одному из экспонатов значилось: «показывает руку ребенка, в жидкости сохраняемую, в кисти которой находится оплодотворенное яйцо морской черепахи».
  • С Кунсткамерой связана такая легенда: якобы в здании есть потайное хранилище, в котором держат опасные магические предметы.
  • Во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны в подвалах музея складывали тела найденных на улицах погибших жителей города. Отсюда их отвозили для захоронения на кладбища.

Анатомические диковины

Зал анатомических редкостей и все последующие, кроме истории науки,  расположены на втором этаже Кунсткамеры и является здесь центральным. В отличие от помещений первого этаже, перекрытия не имеют арочной конструкции, зато украшены растительной белой лепниной по лазоревому фону.

Анатомический зал по периметру потолка опоясан балконом, точнее проемом в перекрытии под третьим этажом. Достаточно просторное помещение встречает посетителей множеством экспонатов в своих витринах, и многие сначала присматриваются издали, выбирая интересующие их объекты для осмотра.

Есть и не задерживающиеся в этом зале посетители, что обусловлено спецификой его экспонатов.

Неординарный музей современности

В 1747 году здание Кунсткамеры охватил пожар. Среди затронутых пламенем предметов — немалое число книг и вся этнографическая коллекция — пострадали и анатомические препараты. И только к 1766 году после продолжительно ремонта и восстановления уничтоженных коллекций Кунсткамера вновь открыла свои двери посетителям. А в 1903 — в год 200-летия со дня основания Санкт-Петербурга — Кунсткамере дали новое имя, которое она носит и по сей день — «Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого».

Сейчас анатомический кабинет представляет огромный научный интерес для студентов-медиков, а также является популярным местом у любителей «необычных» музеев и адреналинщиков. И, правда, картинные галереи можно найти практически в любом туристическом городе — их столько, что невозможно сосчитать! А сколько вы знаете музеев с анатомическими препаратами?

Вот уже почти 300 лет в Санкт-Петербурге хранится одна из величайших коллекций наших дней, которая насчитывает 915 предметов и размещается в одном из залов второго этажа в здании на Университетской набережной. Экспонаты здесь хранятся под двойной «броней» — колбы с заспиртованными «образцами» защищают толстые стекла огромных шкафов, в которых тесными рядами выставлены диковины. Помимо коллекций раковин и морских моллюсков наиболее интересными представляются склянки с аномальными младенцами или их частями. И как ни ужасно это звучит, но это действительно интересно! Здесь есть и зародыши, и уже родившиеся умерщвленные детки с различными пороками — сращенными глазами (циклопия); отсутствующими или недоразвитыми конечностями (амелия); с хвостом, как у русалки (сиреномелия) и другими.

Противоречивые чувства вызывает это «кладбище монстров» — и отвращение и любознательность одновременно. Но если вы все же сможете перебороть первое, то, поверьте мне, второе окупиться вдвойне. После такого «незабываемого» экскурса в «практику» аномалий приходит опустошение, а все мысли куда-то разом исчезают — да и о чем могут быть эти мысли? Здесь не о чем думать. И самое главное — не следует забивать свою голову глупостями. Кунсткамеру посетили? Поставим очередную галочку в свой список «неординарных» музеев мира и на этом закончим.

Литература

  • Кунсткамера // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
  • Кунсткамера // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  • Липман А. Петровская Кунсткамера. М.—Л., 1945
  • Радзюн А. Б. Фредерик Рюйш и его анатомическая коллекция в Музее антропологии и этнографии // Советская этнография. 1988. № 6. С. 82-87.
  • Радзюн А. Б. К истории анатомических коллекций Кунсткамеры и их хранителей // Кунсткамера вчера, сегодня, завтра. СПб., 1996. Том I. C. 45-68.
  • Станюкович Т. В. 1955. Художественное убранство и размещение экспозиции Петербургской Кунсткамеры. Сборник МАЭ. XVI: 385—400.
  • Кунсткамера / Станюкович Т. В. // Куна — Ломами. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 14).
  • Шафрановская Т. К. Музей антропологии и этнографии АН СССР: Путеводитель без экскурсовода. Л., 1979.

Экспозиции

Большой Готторпский глобус в экспозиции

Северная Америка

Культура и быт коренных народов Североамериканского континента. Путешествие с севера на юг, от Аляски до Калифорнии, с незапамятных времён — к началу XIX века.

Япония

На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айну. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство, и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи, выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.

Африка

В данной коллекции собраны в основном орудия земледелия и одежда африканских племён, проживающих южнее Сахары. Один из самых интересных экспонатов — бенинская бронза. Так называют таблички из соответствующего материала с фигурами воинов и царедворцев. Коллекция из более чем тысячи экспонатов была изъята из дворца правителя Бенина. Некоторые из них можно увидеть в «африканском» зале Кунсткамеры.

Китай и Монголия

В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Например, традиционные изделия из фарфора, камня, дерева и кости.

В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, сёдла, попоны и многое другое.

Индия и Индонезия

Раздел музея, посвящённый народам Южной Азии — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток.

Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы-крисы. Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени

Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре.

Анатомический раздел

Младенец с циклопией

В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое. Указом Петра I от 17 февраля 1718 года «О приносе родившихся уродов, а также найденных необыкновенных вещей во всех городах к Губернаторам и Комендантам, о даче за принос оных награждения и о штрафе за утайку» было положено начало систематическому собранию редкостей из мира природы и по истории человека. К необыкновенным вещам относились «каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть, или такие, да зело великие или малы перед обыкновенными, также какие старые подписи на каменьях, железе или меди, или какое старое и тоже необыкновенное ружьё, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно». Благодаря указу Петра I о собирании различных редкостей, в том числе анатомических, в Кунсткамере накапливались препараты уродств, что давало возможность рассматривать их не как единичные, уникальные явления, а прослеживать типичные явления.

Первоначальная коллекция Кунсткамеры насчитывала более 2000 экспонатов и была куплена Петром I в 1717 году у её создателя Фредерика Рюйша, голландского анатома.

История Кунсткамеры и русской науки XVIII в.

Раздел включает три экспозиции, объединённые под условным названием «Музей М. В. Ломоносова». Экспозиция «Зал заседаний („Конференц-зал“) Петербургской академии наук» представляет повседневную деятельность первого научного учреждения России и биографию М. В. Ломоносова. Две другие экспозиции — «Астрономическая обсерватория Петербургской академии наук» и «Большой Готторпский Глобус-Планетарий» — освещают ранний период истории Кунсткамеры, когда в башне здания располагались Астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.

Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры

Данная экспозиция повествует о собраниях «кабинета натуралий» и их первой выставке в XVIII веке. Российский император Петр I в 1716 году закупил у голландского аптекаря Альберта Себы коллекцию экзотических животных: рептилий, рыб, насекомых и птиц. Таким образом государь намеревался показать русскому народу многообразие фауны планеты. К нашему времени большая часть экспонатов утрачена.

К первым коллекциям относятся и заспиртованные человеческие органы, живые и мёртвые уроды, купленные у голландца Фредерика Рюйша. Данное приобретение положило начало развитию анатомической науки в России.

Астролябия Г. АрсениусаРабота гениального механика

Живший в XVI веке фламандский мастер Гуалтерус Арсениус оставил после себя 21 искусно сделанную астролябию. Одна из них принадлежала Альбрехту Валленштейну, одному из видных австрийских полководцев времен Тридцатилетней войны. Именно эта астролябия была подарена Императорской Публичной библиотеке, после чего перекочевала в Кунсткамеру.

Помимо изящного оформления, этот экспонат имел практическую ценность. Астролябия Арсениуса демонстрировала зевакам, как при помощи математики можно вычислять положение небесных светил и ориентироваться в пространстве. Среди знати прошлого такие изящные технические штучки, как астролябии, хранились вместе с драгоценностями и являлись признаком особой зажиточности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector