Музей кунсткамера санкт петербурга: легенды знаменитого музея
Содержание:
- Анатомические диковины
- Предыстория
- Архитектура
- Знаменитые сотрудники
- Как добраться. Режим работы
- Музей Кунсткамера и великие тайны науки
- Кунсткамера
- Как добраться до Кунсткамеры
- Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры
- История создания Кунсткамеры
- История создания
- Детям или взрослым?!
- Предыстория
- Что посмотреть
- Создание первой коллекции
Анатомические диковины
Зал анатомических редкостей и все последующие, кроме истории науки, расположены на втором этаже Кунсткамеры и является здесь центральным. В отличие от помещений первого этаже, перекрытия не имеют арочной конструкции, зато украшены растительной белой лепниной по лазоревому фону.
Анатомический зал по периметру потолка опоясан балконом, точнее проемом в перекрытии под третьим этажом. Достаточно просторное помещение встречает посетителей множеством экспонатов в своих витринах, и многие сначала присматриваются издали, выбирая интересующие их объекты для осмотра.
Есть и не задерживающиеся в этом зале посетители, что обусловлено спецификой его экспонатов.
Предыстория
Петр много путешествовал и не мудрено, что идею создания своего кабинета редкостей он почерпнул за границей. И даже назвал он его на европейский манер «Куншткамерой». Для этого царь собрал огромную коллекцию животных, растений, минералов, а также анатомических препаратов, которую он постоянно пополнял. И с этой же целью в 1718 году был издан приказ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». Своим указом Петр Великий хотел просветить невежд, думающих, что «уроды родятся от действа дьявольского, чрез ведовство и порчу: чему быть невозможно, ибо один Творец всея твари Бог, а не дьявол». Интересен тот факт, что петровская Кунсткамера была создана одной из последних. Так, самое первое упоминание о Кунсткамере относится к 1553 году — именно тогда, в Вене, Фердинанд I, император Священной Римской Империи, основал Кунсткамеру Габсбургов. За ним последовал Август Саксонский, около 1560 года учредивший Кунсткамеру в Дрездене.
С 1563 по 1578 гг. в Мюнхене завершилось формирование еще одной коллекции редкостей из собрания Альбрехта V, герцога Баварского. Параллельно с этим в 1573 году вблизи Инсбрука велась работа над аналогичным проектом по приказу Фердинанда II, эрцгерцога Тирольского. К собственной пражской коллекции эрцгерцог добавил унаследованную им от отца часть Венской Кунсткамеры — обе коллекции были размещены во дворце Амбрас, где находятся и по сей день. Новые Кунсткамеры были открыты в Берлине, Штутгарте, Касселе, Шлезвиге и Копенгагене.
Архитектура
Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. С 1719 по 1724 гг., начиная с уже исполненных фундаментов, строительство ведёт Гербель. Архитектор внёс ряд изменений в проект Маттарнови: низкая двускатная кровля, увенчанная галереей, заменена на высокую вальмовую крышу с переломом двух углов ската; угловые ризалиты получают гладкие стены и завершаются крупными барочными фронтонами с волютами; коньки кровли двух крыльев здания изолированы от объёма башни, максимально выделяя её; вместо невысокой башни, завершающейся балюстрадой, появляется ещё один ярус с куполом. Прообразом трёхъярусной башни с куполом и астрономической сферой могла быть башня Munzthurm
(Монетный двор) Шлютера. В одной из докладных записок Гербель сообщает,
К октябрю 1722 года были возведены стены и устроена кровля. Отделка помещений и установка музейного оборудования велась с 1723 по 1724 годы. В это же время выполнялся ряд переделок и укрепление сводов, возведены два этажа башни, Х. ван Болесом разработан детальный проект столярных и металлических изделий купола.
После смерти Гербеля в 1724 году работы вёл архитектор Киавери. Из-за обнаружившихся дефектов конструкций решено заново возвести центральную часть. В 1726 году в ещё недостроенное здание были перевезены коллекции. С 1729 года под руководством Земцова внутри здания производились разные «починки и доделки». С установкой в нишах северного и южного фасадов 12 статуй в 1735 году окончательно заканчивается строительство здания.
Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Оба фасада — и невский южный, и северный, выходивший на правительственную площадь, были парадными. Как и для императорских дворцов, кирпич выписывался из-за границы.
Знаменитые сотрудники
См. также: Категория:Сотрудники Музея антропологии и этнографии РАН
- Альберт Кашфуллович Байбурин
- Василий Владимирович Бартольд
- Юрий Евгеньевич Берёзкин
- Надежда Петровна Дыренкова
- Рудольф Фердинандович Итс
- Юрий Валентинович Кнорозов
- Георгий Яковлевич Кер
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Людмила Александровна Мерварт
- Леонид Павлович Потапов
- Василий Васильевич Радлов
- Рахмат Рахимович Рахимов
- Елена Владимировна Ревуненкова
- Ефим Анатольевич Резван
- Вера Дмитриевна Семёнова-Тян-Шанская
- Василий Васильевич Струве
- Чунер Михайлович Таксами
- Кирилл Васильевич Чистов
- Лев Яковлевич Штернберг
Как добраться. Режим работы
Здание Музея антропологии и этнографии РАН, наиболее известное как Кунсткамера, находится на территории самого исторического центра Санкт-Петербурга. К нему можно легко дойти пешком от Дворцовой площади или от Сенатской, со стороны Биржевой площади и от Петропавловской крепости.
От Дворцовой площади к Кунсткамере можно пройти по Дворцовому мосту
Со стороны Дворцовой набережной к началу Университетской набережной, где находятся Кунсткамера и Зоологический музей можно перейти через Неву по Дворцовому мосту, свернув после него налево.
Очень интересно прогуляться до Кунсткамеры с Английской набережной по Благовещенскому мосту, после которого свернуть направо. В этом случае, при движении в сторону Кунсткамеры можно посетить уникальный Меншиковский дворец, увидеть знаменитых питерских Сфинксов и полюбоваться видами Исаакиевского собора, Зимнего дворца, Адмиралтейства и прочими знакомыми архитектурными творениями Петербурга, находящимися на противоположной стороне Невы.
Дорога к Кунсткамере от Благовещенского моста
Из любого конца города к Кунсткамере можно добраться на общественном транспорте, который здесь ходит очень активно. При движении на общественном транспорте надо ориентироваться на остановки «Университетская набережная», «Университет» или «Биржевая площадь». За полчаса пешком можно дойти от станций метрополитена – «Адмиралтейской», «Спортивной» и «Василеостровской».
Решив посетить данный музей, лучше свериться с режимом работы на официальном сайте, ибо он может меняться. В 2019-20 годах музей работает с 10 до 18 часов в летний период и с 11 до 18 в осенне-зимний период. Выходным днем является понедельник. Санитарный (тоже нерабочий) день проводится в последний вторник месяца.
Вход в Кунсткамеру находится в Таможенном переулке
Стоимость посещения составляет 300 рублей для работающих граждан и 100 рублей для льготников. В осенне-зимний период в каждый третий четверг месяца музей можно посетить бесплатно.
При посещении музея можно взять экскурсионное сопровождение, но в принципе, организация музея и его многочисленные информационные стенды позволяют вполне самостоятельно ознакомиться с богатством и многообразием музейных экспозиций.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Музей Кунсткамера и великие тайны науки
Кунсткамера Петра I – музей, в котором нет особых экспонатов. Но лишь потому, что каждый из них особенный, уникальный и редкостный. И именно за уникальность экспонатов Музей антропологии и этнографии им.
Петра Великого Российской Академии наук получил свое странное название, которое в переводе с немецкого означает ни что иное, как «комната редкостей».
Коллекции для музея закупались по всему миру с 17-го века, и сегодня Кунсткамера в Питере – музей, в который идут за впечатлениями и эмоциями, нередко пробирающими до дрожи.
Экспозиция Кунсткамеры: анатомия, культура и традиции
Современный музей Петра Великого при Академии наук включает 15 отделов, отражающих культуру народов мира, знания по анатомии и этнографии.
Несомненно, многие посетители Кунсткамеры привлечены таинственностью Анатомического раздела, который хранит редкие экспонаты детей и эмбрионов с самыми страшными человеческими мутациями.
Но, это лишь малая часть экспозиции. Музей Кунсткамера предлагает осмотреть и разделы, повествующие о культурах разных народов, а разделы в нем именуются по странам и частям света:
- Китай и Монголия;
- Япония;
- Северная Америка;
- Индия и Индонезия;
- Ближний и Средний Восток;
- Африка;
- Корея;
- Индокитай.
Предметы народного промысла и искусная резьба по дереву и кости, сцены жизни племен и посуда, ритуальные и религиозные предметы присутствуют в каждом из разделов Кунсткамеры. Редкие культовые и обрядовые вещицы, рукотворные идолы богов музей начал собирать еще с закупок раритетов Петра 1.
- Сцена лечения пациента шаманом;
- Ритуальный танец вызова дождя;
- Сцены из жизни эскимосов и алеутов, в рамках которых выставлены настоящие юрты;
- Обряды коренных индейцев Америки.
Поражают великолепием и восточные экспонаты – доспехи самураев, тончайший китайский фарфор и украшения из перегородчатой эмали, резные табакерки из кости и финифть.
Знания антропологии ныне распространяются далеко за пределы быта и даже Земного шара. Доказательство тому предоставят экспонаты Кунсткамеры с фото и описанием – Готторпский глобус, величиной в 3,1 метра с картой звездного неба внутри, и Первая астрономическая обсерватория, расположенная в башне Академии Наук.
Здание музея на Васильевском острове
История знаменитой Кунсткамеры началась в палатах Летнего дворца. Но, стремительный рост коллекции и приобретение новых раритетов заставило Петра 1 уже в 1717 году издать указ о возведении отдельных палат для музея на стрелке Васильевского острова.
Проект здания, созданный Маттарнови, несколько раз перерабатывался и дополнялся уже в ходе строительства. Над архитектурой работали Гербель и Киавери, а когда было построено здание Кунсткамеры, из-за обнаруженных дефектов центральную часть пришлось разобрать и отстроить заново.
Многочисленными доработками и перестройками занимался Земцов.
Современная Кунсткамера в Санкт-Петербурге на фото отражает всю красоту петровского барокко, увенчанного высокой башней с куполом обсерватории. Оба ее фасада – и обращенный к Неве, и выходящий на Правительственную площадь, являются парадными.
Посещение Кунсткамеры
Кунсткамера СПб предлагает комфортные цены и часы работы, чтобы каждый желающий смог насладиться зрелищностью редких экспонатов и получить новые знания о культуре всех народов мира. Музей ежедневно открыт для посещения с 11.00 до 18.
00, за исключением понедельника. Если вас заинтересовала Кунсткамера, цена билета 2018 вас также не отпугнет – всего 300 рублей.
При этом сотрудниками музея разработана система скидок для студентов и пенсионеров, а для многодетных семей вход и вовсе бесплатный.
Кунсткамера Санкт-Петербурга имеет различный режим работы и посещений, от 3Д-экскурсии и мобильного гида до организации обучающих программ для школьников и студентов кафедры антропологии. При этом заказывать тематические экскурсии следует заранее, потому как проводят их сотрудники Академии наук.
6 декабря 2018 года исполняется 290 лет с открытия первого публичного музея России — Кунсткамеры. Прекрасный повод посетить еще раз. Кстати, а вы знали, что официальный слоган его звучит как: «Все знания о мире в одном музее!»?
В Петербурге каждый турист спешит посетить Кунсткамеру по адресу Университетская набережная, д.3. Добраться до нее можно на наземном городском транспорте или пешком от ближайших станций метро.
Кунсткамера
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) — один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира, коллекционные фонды которого насчитывают свыше 1.2 млн. единиц хранения. Он является преемником первого российского государственного публичного музея, знаменитой Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 г.
Кунсткамера
Когда речь заходит о Кунсткамере, то первая возникающая ассоциация у современного человека, что это коллекция чего-то аномального, собрание «уродов», или «монстров». Не таким было восприятие музея на Васильевском острове человеком XVIII в.
Музей оказывался не только собранием предметов, но и вместилищем знаний человека о мире и о нем самом.
Всё это: и музейные экспонаты, и ранее неведомая простому русскому человеку наука, и даже инструменты, которыми добываются новые знания, — всё было собрано в одном специально построенном здании, которое и сейчас сохраняет свое название — Кунсткамера.
В музее сосредоточивались образцы иностранных и российских руд и минералов; здесь изучались флора и фауна России; сюда были привезены из экспедиций предметы быта, верований разных народов России, а позднее и всего мира, находки из «древних могил», то есть все то, что положило начало развитию наук этнографии и археологии.
Кунсткамера
Сегодня Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН — это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук.
Здесь продолжаются традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII — XX вв. МАЭ РАН отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ и включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.
1 января, 9 мая, 31 декабря.
Санитарный день — последний вторник месяца.
Стоимость билетов:
- взрослый 300 рублей;
- льготный 150 рублей.
- День бесплатного посещения для индивидуальных посетителей — третий четверг месяца c сентября по апрель. Бесплатный билет можно получить в кассе музея.
Узнать подробности можно на официальном сайте: http://kunstkamera.ru/
На нашем сайте вы узнаете всё необходимое про кунсткамера. Куда-СПБ — это интерактивная афиша самых интересных событий Санкт-Петербурга.
Куда-СПБ в курсе всех событий, которые пройдут в Санкт-Петербурге . Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!
Как добраться до Кунсткамеры
Знаменитая петровская Кунсткамера находится на восточном краю Васильевского острова, неподалеку от Дворцового моста. Это исторические места Северной столицы, где все туристы стремятся побывать в первую очередь, поэтому прогулку по музею легко совместить с осмотром других достопримечательностей.
Ближайшие станции метро: Василеостровская (расстояние около 2 км), Адмиралтейская (расстояние 1,2 км. через мост).
Точный адрес: Университетская наб., 3, Санкт-Петербург, Россия, 199034.
Как добраться от Московского вокзала:
-
Вариант 1
Автобус:от площади Восстания рядом с вокзалом ехать маршрутом № 7 или №24 до Университетской набережной (9 минут).
Пешком:пройти 100 м.
-
Вариант 2
Пешком:пройти 500 м. до станции метро Маяковская.
Метро:от ст. Маяковская ехать до ст. Василеостровская 6 минут.
Пешком:пройти 2 км.
-
Вариант 3
Пешком:пройти около 4 км. через Невский проспект и Дворцовый мост.
Как добраться от Эрмитажа:
Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры
В 1665 году в Амстердаме голландский анатом Фредерик Рюйш положил начало созданию собственной коллекции. Позже тот же Рюйш основал первый анатомический театр, который в 1697 году посетил Петр I.
Методы Рюйша были известны далеко за пределами Голландии, а разработанный им способ наполнять тонкие кровеносные сосуды особой затвердевающей жидкостью позволил ему разглядеть мельчайшие капилляры и разобраться в работе кровеносной системы. Однако секрет этого метода остается неизвестным до сих пор.
Пополнение коллекции Рюйша продолжалось вплоть до 1717 года и к этому времени уже насчитывало более 2 тыс. экспонатов. В том же году Петр решил приобрести всю коллекцию голландского анатома. В довесок к покупке Рюйш раскрыл русскому царю секрет бальзамирования трупов с помощью особого состава — liquor balsamicum.
Наряду с коллекцией анатомического кабинета Петр приобрел собрание препаратов экзотических животных, рыб, рептилий и насекомых у голландского аптекаря Альберта Себы. Впоследствии обе эти коллекции составили основу российской Кунсткамеры.
История создания Кунсткамеры
По преданию, однажды на Васильевском острове царь Петр случайно заметил березу, ствол которой врос в основание другого дерева. Это явное уродство натолкнуло Петра I на мысль о создании музея Кунсткамеры.
Дата основания музея — 1714 год. Именно в это время коллекция редкостей государя — Куншткамера, была перевезена из Москвы в Летний дворец Петербурга. По особому указу Петра Первого в музей следовало нести все выявленные свидетельства анатомического уродства. В первые годы в коллекции были живые экспонаты — монстры, великаны, которые жили при музее. Посетители всегда охотно осматривали коллекцию. И в настоящее время интерес к ней велик.
Через четыре года музейные экспонаты перенесли в Кикины палаты, поскольку во дворце для них уже не оставалось места и не каждый желающий мог их посмотреть. С переездом коллекция стала доступна для всеобщего обозрения.
М.В. Ломоносов, основатель Российской Академии наук и университета, работал в здании музея с 1741 по 1765 годы. В башне здания был открыт первый планетарий и работала астрономическая обсерватория. Здесь представлена история начального периода Петербургской Академии наук, коллекции научных приборов 18 и 19 веков, а в Круглом зале — большой Академический глобус (Готторпский) — планетарий, построенный еще в 17 веке. Глобус представляет собой полую вращающуюся сферу диаметром более 3,1 метра, на наружной стороне которой изображена поверхность Земли, а на внутренней — карта звездного неба. Внутри сферы — стол и скамейка на 10–12 чел. Глобус построен в городе Готторп в Германии, подарен царю Петру Первому. Был привезен в Санкт-Петербург в 1717 году. Является памятником двух веков, а также немецкой и русской культур.
Позже для музея было построено новое здание на Стрелке Васильевского острова, и все коллекции были перевезены туда.
В петровские времена Кунсткамера была одним из лучших музеев подобного рода в Европе. Вход в него был бесплатным и открытым для всех. Сейчас на старейшие коллекции музея можно полюбоваться в зале Барокко.
В 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический. В настоящее время в здании Кунсткамеры расположены музей Антропологии и этнографии и Мемориальный музей М.В.Ломоносова.
История создания
Идея создать Кунсткамеру пришла Петру I на закате XVII века, когда он посещал Голландию и Англию. Там он увидел кабинеты редкостей, которыми очень восхищался. Интересны были не только предметы культуры, искусства и быта, но и анатомия – наука тогда новая, а для России и вовсе неизведанная.
Под впечатлением своего путешествия Петр I по возвращении на родину начал обустраивать свой кабинет редкостей. Он был перенесен в Петербург одновременно с присвоением ему столичного статуса. Поместили коллекцию в людские палаты (Летний дворец). Именно тогда появилось название Кунсткамера, что в переводе с немецкого буквально означает «комната искусств». Произошло это в 1714 году – эта дата официально считается годом основанием музея.
Петр I повторно посетил Голландию и оказался в музее Альберта Себа, с которым уже вел переписку о покупке его коллекции. Куплена она была полностью и перевезена в Кунсткамеру.
В дальнейшем коллекция регулярно пополнялась, поэтому потребовалось помещение больших размеров. Построить его решили на стрелке Васильевского острова. На время собрание переместили в Кикины палаты – бывший дом боярина Кикина, который провинился перед царем.
Возведение современного здания Кунсткамеры заняло 16 лет (1718-1734 годы). Музей разместили в его восточном крыльце, среднюю часть отвели под Анатомический театр, башню для Готторпского глобуса и обсерватории. Западную часть здания заняла Академия наук, где работал Ломоносов.
Трагическим для Кунсткамеры был декабрь 1747 года, когда из-за пожара была уничтожена башня здания и Готторпский глобус – позже его восстановили.
Реконструкция башни здания
К 30-м годам XIX века коллекция Кунсткамеры значительно возросла, поэтому приняли решение о создании нескольких музеев – Зоологического, Ботанического, Этнографического, Минералогического.
Детям или взрослым?!
Этот музей способен, как вызывать шок, так и показаться скучным. Да-да, вы не ослышались, при его невероятном количестве удивительных экспонатов, не очень претенциозный посетитель может ощутить скуку в некоторых выставочных залах музеях. Причиной этого невероятного действа послужит невнимательность и спешка. Выше уже говорили, что времени для исследования музей жалеть не стоит!
Естественно, самое шокирующее в музее — это анатомические отделы с их строением тела, отклонениями и уродствами, что шокирует и одновременно притягивает, как ни странно это звучит. Но без подробных пояснений экскурсовода вы получите лишь малую толику информацию. Львиная же доля её останется в анналах истории.
Отделения этноса заслуживают отдельно взятой главы для повествования! Каждая из народностей, которая представлена в музее, подлежит подробному обсуждению. И кто, по-вашему, будет это обсуждать? Снова мы возвращаемся к профессиональным экскурсоводам, которые любезно пояснят все мелочи, касающиеся экспонатов музея!
Для тех, кто будет в полном восторге от увиденного, следующая информация: запечатлеть всё происходящее на фотоплёнку вам не удастся, так как в музее существует ограничение на фотографирование его бесценных экспонатов.
Предыстория
Петр много путешествовал и не мудрено, что идею создания своего кабинета редкостей он почерпнул за границей. И даже назвал он его на европейский манер «Куншткамерой». Для этого царь собрал огромную коллекцию животных, растений, минералов, а также анатомических препаратов, которую он постоянно пополнял. И с этой же целью в 1718 году был издан приказ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». Своим указом Петр Великий хотел просветить невежд, думающих, что «уроды родятся от действа дьявольского, чрез ведовство и порчу: чему быть невозможно, ибо один Творец всея твари Бог, а не дьявол».
Интересен тот факт, что петровская Кунсткамера была создана одной из последних. Так, самое первое упоминание о Кунсткамере относится к 1553 году — именно тогда, в Вене, Фердинанд I, император Священной Римской Империи, основал Кунсткамеру Габсбургов. За ним последовал Август Саксонский, около 1560 года учредивший Кунсткамеру в Дрездене.
С 1563 по 1578 гг. в Мюнхене завершилось формирование еще одной коллекции редкостей из собрания Альбрехта V, герцога Баварского. Параллельно с этим в 1573 году вблизи Инсбрука велась работа над аналогичным проектом по приказу Фердинанда II, эрцгерцога Тирольского. К собственной пражской коллекции эрцгерцог добавил унаследованную им от отца часть Венской Кунсткамеры — обе коллекции были размещены во дворце Амбрас, где находятся и по сей день. Новые Кунсткамеры были открыты в Берлине, Штутгарте, Касселе, Шлезвиге и Копенгагене.
Что посмотреть
Коллекция первого русского музея изначально включала самые разные экспонаты: от археологических находок до заспиртованных тел. Поэтому еще в 19-м веке из этого разнородного собрания выделилось несколько тематических музеев: Зоологический, Этнографический, Минералогический и т.д. В 1878 году два из них слились воедино и образовали Музей антропологии и этнографии имени Петра I (так звучит официальное название Кунсткамеры и сегодня). В отдельных зданиях буквально в двух шагах находятся Зоологический музей и Санкт-Петербургский архив РАН.
Зоологический музей был частью Кунсткамеры до 1832 года
Экспозиции Кунсткамеры
Всего музейный комплекс содержит 16 экспозиций, из которых 5 можно назвать скорее историческими, а остальные посвящены культуре, религии, обычаям и быту народов мира.
Создание первой коллекции
Петр I приказал приносить любые выявленные подтверждения анатомического уродства в аптеку Роберта Арескина в Москве. И вот со всех окраин России стали привозить различные находки, так было положено начало коллекции. Примечательно, что за них даже платили деньги из государственной казны, а несообщение о наличии интересного раритета каралось штрафом.
Цель государя России отличалась от побуждений владельцев европейских коллекций — он приобретал и собирал экспонаты для просвещения своих сограждан. Первые диковинки были им приобретены еще в 1697 г. в Голландии: чучела птиц и рыб, засушенные насекомые и заспиртованные уродцы. Тогда же Петр I приобрел и уникальный рецепт, помогающий с помощью бальзамирования сохранять для истории трупы.