Кунсткамера как добраться на метро
Содержание:
- Кунсткамера в палатах Кикина
- Экспонаты Кунсткамеры
- Экспонаты
- Шокирующее свойство
- Неординарный музей современности
- Предыстория
- История Кунсткамеры и первые естественно-научные коллекции
- Современный период
- Краткая информация
- Цены в Кунсткамере в Санкт-Петербурге в 2020 году
- История Кунсткамеры
- Архитектура и первые экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге
Кунсткамера в палатах Кикина
Это двухэтажный дворец опального вельможи А. В. Кикина. Особняк в духе петровского барокко находится недалеко от Смольного храма и является одним из первых каменных строений города.
На момент переезда музея оно не было достроено и возведение завершилось лишь к началу следующего года. В его залах экспозиции Кунсткамеры стали по-настоящему выставлены для народного обозрения.
Примечательно, что вход был бесплатным. Даже, более того, посетителям полагалось угощение за счет государства. Это было блестящим маркетинговым ходом тех времен. Таким образом, государь поощрял тягу народа к просвещению и познанию неведомого.
Залы большого дворца Кикина позволяли развернуть экспозиции музея во всем их многообразии. В те годы музей представлял собой несколько постоянных помещений:
- «Натюр-камера» — экспонаты, относящиеся к естественным наукам. В том числе и анатомический зал с «уродцами» Рюйша.
- «Мюнцкамера» — здесь демонстрировались древние монеты и медали.
- «Кунсткамера» — экспозиции предметов быта с разных континентов и произведений искусства народов различных стран.
- «Государев Кабинет» — коллекция самого императора, собранная в разные годы.
Особый интерес в музее петровской эпохи представляли живые «монстры». Это были люди с необычными анатомическими отклонениями и шокирующими особенностями.
Они проживали при музее и всесторонне изучались учеными. Своей необычной внешностью они неизменно вызывали повышенный интерес посетителей.
Со временем, Кунсткамера стала приобретать известность в народе, и полюбопытствовать на ее диковинки появлялось все больше желающих. Не заканчивалось и поступление новых интересных находок, стекавшихся к воротам музея «полноводной рекой».
Даже Кикиных палат стало мало для всего количества редкостей, собранных в Кунсткамере. Стала очевидной необходимость специального здания. Разумеется, для такого заведения, как Кунсткамера и место расположения должно быть особенным. Так и получилось.
Экспонаты Кунсткамеры
Нередко можно услышать, что Кунсткамера — это прежде всего коллекция «уродов», «монстров» и самых разных аномалий. Однако такое отношение к музею сложилось только в последнее столетие. На протяжении веков, Кунсткамера была для посетителей местом, где можно было увидеть что-то редкое или совершенно привычное, но обычно скрытое от глаз человека. Это был музей знаний о мире и человеке, где открывались загадки природы, то, что скрыто в недрах земли, на морском дне или высоко в звездном небе.
Анатомический раздел (Уроды)
Официальная дата основания Музея антропологии и этнографии — 1714 год. Именно в это время царская коллекция, сформированная под впечатлением от европейских «кабинетов редкостей», была размещена в Людских палатах Летнего дворца и получила название «Кунсткамера».
Петр I очень интересовался всем, что связано с анатомией человека. Понимание того, как устроено тело, давало огромные возможности для развития медицины
Но чтобы изучить здоровое тело, крайне важно было разобраться в аномалиях, которые время от времени возникали. Так появился указ, согласно которому в Кунсткамеру привозили как живых, и мертвых «уродцев», людей с явными физическими отклонениями от нормы для исследований
Их изучали первые анатомы, которые появились тогда в Академии наук.
Сейчас данное собрание входит в дополненный Анатомический раздел Кунсткамеры, где можно увидеть двухголового ягненка, сиамских близнецов и другие необычные объекты.
Раздел «История Кунсткамеры и русской науки в XVIII веке»
Этот большой музейный раздел включает в себя три постоянные экспозиции:
Музей М. В. Ломоносова (третий этаж)
- Помимо биографии большого разностороннего ученого, каким был Ломоносов, здесь так же можно увидеть экспозицию «Конференц-зал Петербургской академии наук». Она рассказывает о повседневной жизни и деятельности первого в своем роде учреждения в России, занимающегося научными исследованиями.
- Астрономическая обсерватория (четвертый этаж). Здесь же находилась служба точного времени и условный Петербургский меридиан.
- Большой Готторпский Глобус-Планетарий (пятый этаж).
Этнографические разделы
Остальные разделы знаменитого музея — этнографические, включают внушительное собрание, сформированное в послепетровские годы. Навигация по этнографическим залам удобна и понятна:
- Северная Америка, Япония, Африка, Латинская Америка — первый этаж;
- Ближний и Средний Восток, Китай и Монголия, Корея, Индокитай, Индия и Индонезия — второй этаж.
Здесь можно посмотреть массу всего интересного: как был организован быт, орудия труда, как выглядела посуда, украшения, театральные наряды тех времен и многое другое.
На нулевом этаже, при входе в Кунсткамеру, располагаются магазины, киоски, кафе, гардероб.
Экспонаты
В коллекцию кабинета искусств входят антропологические, этнографические и археологические экспонаты. Это и старейшая анатомическая коллекция Рюйша, и собрание монстров петровской эпохи, и материалы, привезенные из более поздних экспедиций со всего света. Коллекция интереснейшая, рассказывать о ней можно бесконечно долго. Вот подборка экспонатов, которые вызывают наибольшее любопытство, удивление и даже страх у посетителей.
- Голова Марии Гамильтон, камер-фрейлины Екатерины I и фаворитки Петра Великого. Необычна судьба этого жутковатого экспоната. Обвиненная императрицей в краже драгоценностей, а впоследствии – в детоубийстве леди Гамильтон получила смертный приговор. Вскоре его привели в исполнение. И только через полвека в подвале Академии наук обнаружился стеклянный сосуд с двумя заспиртованными человеческими головами, принадлежавшие Марии Гамильтон и Виллиму Монсу, рассказ о котором будет далее. История экспоната завершилась не менее странно: он исчез при весьма странных обстоятельствах, а в краже обвинили английских моряков. Подробности этой загадочной истории рассказывают посетителям хранители Кунсткамеры.
- Восковые фигуры. Петр I всегда интересовался аномалиями человеческой природы и их причинами, поддерживал связи с зарубежными анатомами и приобретал разнообразные натуральные экспонаты. А если приобрести их не удавалось, выполнялись восковые копии. Так в России научились делать восковые фигуры. Яркие образцы обязательно стоит рассмотреть в музее.
- Кабинет М.В. Ломоносова в башне Кунсткамеры – это единственное сохранившееся в Санкт-Петербурге помещение, помнящее звук шагов великого ученого. К слову, его вклад в развитие музея огромен. Ломоносов занимался описанием и систематизацией экспонатов. Сегодня очень любопытно взглянуть на арсенал инструментов ученого XVIII столетия: книжные фолианты, реторты, глобус. Атмосфера эпохи воссоздана в мельчайших деталях.
- Животные. В коллекции Кунсткамеры собрано множество различных животных. Многие из них так же, как и человеческие экспонаты, демонстрируют различные уродства и аномалии.
- Готторпский глобус – один из символов Кунсткамеры. Это точная копия глобуса, который Петр I получил в подарок от гольштейнского герцога Карла Фридриха и который сгорел во время пожара в 1747 году. Чем так примечателен этот экспонат? Его размеры таковы, что внутри установлен стол, а на стоящей рядом скамье могут одновременно уместиться 12 человек. Внешняя сторона шара представляет собой физическую карту миру, а внутри него можно наблюдать карту звездного неба.
- Голова Хаджи Мурата – еще один жутковатый предмет в анатомическом отделе Кунсткамеры. Попал он в музей в середине ХХ века из Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга. Голову горского воина, бывшего ближайшим сподвижником имама Шамиля во время Кавказской войны, неизвестные отсекли после его гибели и отправили в северную столицу.
- Голова Виллима Монса, приближенного к царской семье фаворита, как и Мария Гамильтон. Его казнили по приказу Петра за любовную связь с императрицей Екатериной I. Голову можно увидеть в экспозиции.
- Уроды. Центральное место музея занимает первая естественнонаучная коллекция, куда и стремится попасть большинство туристов. Осмотреть ее можно на втором этаже Кунсткамеры. А вот сфотографировать на память не получится, фотосъемка здесь строго запрещена. Что может здесь заинтересовать? Аномалии человеческого тела: великанов и карликов, близнецов, сросшихся животами, головами, спиной, тазом, двуликих уродов, людей с одной ногой, заячьей губой, не разделенным головным мозгом и так далее. Во времена Петра Великого, который и сам увлекался анатомией и хирургией и даже проводил несложные операции, монстров изучали анатомы. Для этого в нижнем этаже Кунсткамеры был создан Анатомический театр.
- Дети-уродцы – заспиртованные и забальзамированные тела новорожденных, имеющие аномалии развития. Собранным в одной из комнат Кабинета редкостей эмбрионам с двумя головами, хвостами, несколькими пупами почти триста лет. И все это время эмоциональный отклик посетителей не ослабевает.
Шокирующее свойство
Сразу хочется отметить, что дети и взрослые получают совершенно разные впечатления от выставленных экспонатов. Если достигшим 21-летней отметки экспонаты покажутся просто «прикольными», то детям до 14 лет некоторые моменты могут показаться просто шокирующими
Не факт, но стоит на это обратить внимание
На экскурсию можно потратить от 40 минут до 3 часов, всё зависит от вашей любознательности и ретивости. Советуем воспользоваться услугой экскурсовода. Даже не так! Стоит, для начала, прочесть краткий экскурс в историю, потом пригласить экскурсовода, а уж потом вдумчиво обойти все экспонаты и пошевелить «серым веществом», осознавая «что» и «откуда» берётся. А информации для размышления, уж поверьте, будет предостаточно!
Конечно, для беглого ознакомления с экспонатами хватит и получаса, но в этом случае вы рискуете остаться с впечатлением «массы колбочек с чем-то непонятным и массой этнических шкурок». Если же погрузиться в экспонаты «с головой», то можно почерпнуть бесконечное количество бесценной информации, которой не зазорно будет поделиться с друзьями. Заинтриговали? Тогда, вперёд за знаниями!
Неординарный музей современности
В 1747 году здание Кунсткамеры охватил пожар. Среди затронутых пламенем предметов — немалое число книг и вся этнографическая коллекция — пострадали и анатомические препараты. И только к 1766 году после продолжительно ремонта и восстановления уничтоженных коллекций Кунсткамера вновь открыла свои двери посетителям. А в 1903 — в год 200-летия со дня основания Санкт-Петербурга — Кунсткамере дали новое имя, которое она носит и по сей день — «Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого».
Сейчас анатомический кабинет представляет огромный научный интерес для студентов-медиков, а также является популярным местом у любителей «необычных» музеев и адреналинщиков. И, правда, картинные галереи можно найти практически в любом туристическом городе — их столько, что невозможно сосчитать! А сколько вы знаете музеев с анатомическими препаратами?
Вот уже почти 300 лет в Санкт-Петербурге хранится одна из величайших коллекций наших дней, которая насчитывает 915 предметов и размещается в одном из залов второго этажа в здании на Университетской набережной. Экспонаты здесь хранятся под двойной «броней» — колбы с заспиртованными «образцами» защищают толстые стекла огромных шкафов, в которых тесными рядами выставлены диковины. Помимо коллекций раковин и морских моллюсков наиболее интересными представляются склянки с аномальными младенцами или их частями. И как ни ужасно это звучит, но это действительно интересно! Здесь есть и зародыши, и уже родившиеся умерщвленные детки с различными пороками — сращенными глазами (циклопия); отсутствующими или недоразвитыми конечностями (амелия); с хвостом, как у русалки (сиреномелия) и другими.
Противоречивые чувства вызывает это «кладбище монстров» — и отвращение и любознательность одновременно. Но если вы все же сможете перебороть первое, то, поверьте мне, второе окупиться вдвойне. После такого «незабываемого» экскурса в «практику» аномалий приходит опустошение, а все мысли куда-то разом исчезают — да и о чем могут быть эти мысли? Здесь не о чем думать. И самое главное — не следует забивать свою голову глупостями. Кунсткамеру посетили? Поставим очередную галочку в свой список «неординарных» музеев мира и на этом закончим.
Предыстория
Петр много путешествовал и не мудрено, что идею создания своего кабинета редкостей он почерпнул за границей. И даже назвал он его на европейский манер «Куншткамерой». Для этого царь собрал огромную коллекцию животных, растений, минералов, а также анатомических препаратов, которую он постоянно пополнял. И с этой же целью в 1718 году был издан приказ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». Своим указом Петр Великий хотел просветить невежд, думающих, что «уроды родятся от действа дьявольского, чрез ведовство и порчу: чему быть невозможно, ибо один Творец всея твари Бог, а не дьявол».
Интересен тот факт, что петровская Кунсткамера была создана одной из последних. Так, самое первое упоминание о Кунсткамере относится к 1553 году — именно тогда, в Вене, Фердинанд I, император Священной Римской Империи, основал Кунсткамеру Габсбургов. За ним последовал Август Саксонский, около 1560 года учредивший Кунсткамеру в Дрездене.
С 1563 по 1578 гг. в Мюнхене завершилось формирование еще одной коллекции редкостей из собрания Альбрехта V, герцога Баварского. Параллельно с этим в 1573 году вблизи Инсбрука велась работа над аналогичным проектом по приказу Фердинанда II, эрцгерцога Тирольского. К собственной пражской коллекции эрцгерцог добавил унаследованную им от отца часть Венской Кунсткамеры — обе коллекции были размещены во дворце Амбрас, где находятся и по сей день. Новые Кунсткамеры были открыты в Берлине, Штутгарте, Касселе, Шлезвиге и Копенгагене.
История Кунсткамеры и первые естественно-научные коллекции
Когда в составе российского посольства будущий реформатор империи впервые посетил Европу, ему было 25 лет. Тогда же он и увидел подобные кабинеты диковинок — «куншты». Свою первую коллекцию Петр и собрал в Европе, скупая как отдельные предметы, так и целые собрания. Вначале все это составило основу «государева кабинета». При переезде новой столицы из Москвы в С.-Петербург, «государев кабинет» обустраивают в Летнем дворце. Но количество экспонатов оказывается огромным, для присмотра над ними выделяется специальный штат и помещение. Его-то и называют «куншткамерой», или «комнатой редкостей». С тех пор, 1714 год так и считают днем рождения первого естественного музея в России – Кунсткамеры.
В отведенных для этого дела Кикиных двухэтажных палатах Петр повелевает всю коллекцию надлежащим порядком расставить и пускать смотреть всякого интересующегося, рассказывая ему толком и показывая предметы. Здесь же в палатах размещают и личную 15 тыс. библиотеку императора. Указом самодержца Кунсткамера быстро обрастает новыми экспонатами – со всех концов страны несут, везут, шлют разные диковины – от растений, животных, камней, до старинных предметов быта и культуры.
Кроме этого, в Кунсткамере жили и живые «монстры», которых также демонстрировали зрителям. Это были люди-уроды, с сильно выраженными различными внешними патологиями или изъянами. Например, карлик ростом в 1,26 м с двумя пальцами как на руках, так и на ногах. Этого живого экспоната звали Фома. Другой, напротив, был великаном. Его Петр лично привез, следуя тогдашней европейской моде на придворных уродцев. Рост этого великана был 2,27 м, звали его Буржуа.
После смерти его скелет также становится музейной диковинкой. Разумеется, что все эти таинственные природные аномалии, которые не могли быть объяснены человеком того уровня знаний, порождали тьму россказней, легенд и сказок. Так, например, когда после пожара 1747 года пропадает череп того самого Буржуа, на его место устанавливают другой, подходящий по размеру. Тогда и пошла гулять легенда, что по ночам в Кунсткамере ходит призрак этого монстра в поисках своей «настоящей» головы.
Современный период
Открыв двери в неведомое, посетители оказываются в удивительной и загадочной стране, где каждый шаг приносит новые открытия и незабываемые впечатления. Древнейшие этнографические и антропологические коллекции поражают своими экспонатами.
Они отражают все разнообразие культур и народов, населяющих нашу планету. Триста лет российские ученые и путешественники собирали уникальные раритеты, рассказывающие о происхождении человека, развитии человеческих рас и культур всех континентов.
Они уникальны по своему составу и не имеют аналогов в европейских музеях и музеях Америки. Несомненно, бесценные сокровища Кунсткамеры являются достоянием всего человечества.
Адрес музея: Университетская наб. 3. Ближайшие станции метро «Невский проспект», «Гостиный двор», «Василеостровская».
Краткая информация
Сейчас полное название кунсткамеры звучит, как Музей антропологии, этнографии имени Петра Великого. Находится он в подчинении Российской академии наук. Это первый музей, доступный для различных слоёв населения, созданный царем.
В идеологии его создания красной нитью прошла мечта неугомонного реформатора сделать Россию передовой, процветающей страной. По твёрдому убеждению Петра I, кунсткамера создавалась не с демонстративными целями. А в качестве живого организма развивающихся научных познаний в различных областях жизни человека. Все экспонаты настоящие.
Петербургская Кунсткамера привлекает большое количество туристов разного возраста, интересующихся хранящимися экспонатами, историей её создания.
Цены в Кунсткамере в Санкт-Петербурге в 2020 году
- Полная стоимость билета (для взрослых без льгот) — 300 рублей;
- Льготный билет (школьникам, пенсионерам, студентам, курсантам высших военных училищ РФ) — 100 рублей.
Список категорий граждан, имеющих право на бесплатное посещение музея, — на официальном сайте Кунсткамеры Санкт-Петербурга.
Билет можно купить в кассе музея или онлайн на сайте. К оплате принимаются наличные деньги и банковские карты.
Каждый третий четверг месяца (в период с сентября по апрель) музей открывает свои двери бесплатно. Билет на бесплатное посещение можно взять в кассе Кунсткамеры.
Цены на официальном сайте Кунсткамеры
История Кунсткамеры
Что означает это слово — «кунсткамера»? Оно произошло от немецкого Kunstkammer, что означает «кабинет редкостей». Так называли место хранения коллекций редких вещей, которые обладали исторической, научной или художественной ценностью. Это слово относилось и непосредственно к самой коллекции.
Петербургская Кунсткамера была основана в 1714 году Императором Петром I. Из исторических архивов известно, что российский государь много учился наукам и медицине, знал несколько иностранных языков, путешествовал, а потому мог воочию наблюдать зарождение эпохи Просвещения в Европе.
Понимая, что Россия не должна отставать от других стран, за годы своего правления он провел реформы, затрагивающие чуть ли не все сферы жизни. Реформа образования была одной из них, и она поспособствовала открытию школ, продвижению грамотности населения, созданию Академии Наук, библиотек и музеев. Любознательность Петра проявилась не только во внутренней политике, но и в личном увлечении. Из своих путешествий он привозил разные интересные вещи, покупал природные редкости, книги, приборы и оружие.
Первый российский император вообще был известный забавник. Для хранения всех этих диковинок и был создан «государев Кабинет», который последователи Петра Великого столетиями дополняли интересными объектами со всего мира. До наших дней он не только сохранился, но и превратился в полноценный музей — Кунсткамеру. К слову, самый первый музей в России.
Сегодня поход в Кунсткамеру — это кругосветное путешествие. Ее коллекция разделена на экспозиции по частям света: Северная и Латинская Америки, Африка, Ближний и Средний Восток, азиатские регионы. Прогулки по коридорам позволят «заглянуть» в каждый из этих уголков планеты, познакомиться с коренными жителями, узнать, из чего состоял их быт. И не только это.
Архитектура и первые экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге
Начиналось все с Петра Великого, который от природы был человеком очень любознательным и прогрессивным монархом. Когда правитель увидел на Василевском острове странную кривую березу, вросшую в другое дерево, у него зародилась идея создать музей, в котором были бы собраны экспонаты с разными природными отклонениями. В 1714 году по его приказу в Петербург из Москвы привезли первую собранную Петром коллекцию редкостей, которая и стала основой музея Кунсткамеры. Первую коллекцию разместили в Летнем дворце.
Посещая европейские страны в 1697 – 1698 годах, Петр стал собирать коллекции разных редкостей, а также инструменты, приборы, материалы, книги и т.д., все, что представляло для него интерес. Эти экспонаты в будущем были помещены в Кунсткамеру, первый российский естественно – научный музей.
- От Индии до Норвегии: 5 удивительных библиотек со всего мира
- Город мечты Чикаго: архитектура, лофты и кирпич
- Горный домик со всеми удобствами и дивным видом… Ах!
- 10 сооружений для адреналинозависимых
- В чем хитрость центрального парка в Нью-Йорке?
- Топ-10 самых высоких небоскребов мира
- Город Ронда парящий в небесах
- Музей цифрового искусства Mori Building: пространство без границ
Возник вопрос строительства специального здания для музея и рядом возведения палаты Санкт-Петербургской академии наук и библиотеки на Стрелке Васильевского острова.
В 1718 году был заложен фундамент здания «палат», разработан проект будущей Кунсткамеры и в дальнейшем руководил строительством архитектор Георг Маттарнови (немецкий архитектор и скульптор). После возведения фундамента с 1719 по 1724 гг., строительством занимается Гербель — один из первых архитекторов Санкт-Петербурга.
Он внес свои изменения в проект Маттарнови: крыша стала более высокой, введены крупные барочные фронтоны, к невысокой башне с балюстрадой присоединен еще один ярус с куполом — по примеру трехъярусной башни с куполом Монетного двора архитектора Шлютера (представитель раннего барокко в Германии). Еще один плотничный мастер Х. ван Болес (голландец) разработал проект столярных и металлических изделий купола.
В 1722 году закончили возведение стен Кунсткамеры и устройство кровли, затем с 1723 по 1724 годы велась отделка внутри помещений, и устанавливалось музейное оборудование. Петр не дожил до окончания строительных работ.
С 1729 по 1735 год русским архитектором Земцовым проводились окончательные работы по строительству музея в стиле петровского барокко, здание состояло из двух 3-этажных корпусов, соединённых барочной многоярусной башней с куполом. Оба фасада Кунсткамеры — и южный, и северный парадные.
Еще до завершения всех строительных работ в Кунсткамеру в Санкт-Петербурге были завезены экспонаты, собранные Петром: чучела экзотических животных, заспиртованных уродцев в колбах, анатомические инструменты, редкие археологические находки и другие. Но в этой коллекции были и живые «экспонаты» — при музее стали жить карлики, великаны, уродцы. В 1728 году состоялось открытие Кунсткамеры и библиотеки.
Михаил Ломоносов — основатель Российской Академии наук и Московского университета работал в музее с 1741 по 1765 год. Он открыл первый планетарий в башне музея и астрономическую обсерваторию.
В Круглом зале Кунсткамеры находился, подаренный Петру огромный академический глобус, который он привез из немецкого города Готторп в 1717 году. В диаметре глобус достигал свыше трех метров, и представлял собой полую вращающуюся сферу. Снаружи на нем изображена поверхность земли, внутри — звездное небо и скамейка для слушателей на 10 – 12 человек с преподавателем.
Коллекция музея всегда пополнялась учеными, которые привозили из разных стран археологические находки, минералы, интересные растения.
В 1830-х годах Кунсткамеру из-за скопившегося большого количества экспонатов разделили на несколько музеев (Зоологический, Ботанический, Минералогический, Этнографический), которые в дальнейшем переехали в отдельные здания. Сегодня Кунсткамера — один из наиболее посещаемых музеев в мире.