История исаакиевского собора в санкт-петербурге

Советский период

Краткое описание Исаакиевского собора, как и других церквей, невозможно представить без Советского периода, когда были гонения верующих, массово закрывались и даже разрушались церкви.

В 1918 году собор переходит в ведение народного комиссариата. Однако в 1919 году храм и его имущество передается прихожанам, которые в свою очередь обязаны оплачивать все расходы по содержанию здания. В 1922 году происходит изъятие ценностей: из собора вывозится 48 килограмм золота и около 2 тонн серебра. В апреле этого же года происходит арест протоиерея. Через 6 лет договор с прихожанами расторгается, и здание переходит в ведение Главнауки. Уже в 1931 году здесь открывается антирелигиозный музей.

Краткое описание Исаакиевского собора в период второй мировой войны можно начать тем, что здание сильно страдает от бомбежек. По сегодняшний день на стенах остались следы от артобстрелов. В блокадный период в соборе хранили экспонаты из пригородных музеев.

В 1948 году в здании открывается музей «Исаакиевский собор», через два года начинается реставрация — на куполе устанавливается смотровая площадка.

С 1990 года в церкви возобновляются богослужения, а с 2021 года они проходят ежедневно.

Внешнее и внутреннее убранство храма

Краткое описание Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и его убранства можно обозначить так: собор по форме представлен в виде четырехугольника с грандиозным куполом посередине. В каждом углу возведена колокольня. Стены со всех сторон инкрустированы колоннадами и портиками, которые изготовлены из цельного гранита — все это установлено на террасах. В здании 112 колонн. Самый большой колокол украшен не только обликом Исаакия, но и пятью медальонами с изображениями государей — от Петра I до Николая I.

Облицовка Исаакиевского собора в кратком описании может быть представлена так: вся отделка изготовлена из мрамора. На полу изображен шахматный рисунок из мрамора разных цветов. На стены нанесены живописные рисунки. Абсолютно все иконы изготовлены в мозаичной технике. Самым грандиозным считается запрестольный лик Спасителя. Иконостас алтаря инкрустирован малахитом.

В краткое описание Исаакиевского собора для детей можно включить информацию о том, что это настоящая сокровищница цветного камня. Пожалуй, ни один собор страны не может похвастаться таким разнообразием и количеством камней: это и малахит (16 тонн), и лазурит (500 кг), и шокшинский порфир, и мрамор из разных карьеров (желтый, розовый, красный), и черный сланец. На инкрустацию собора ушло 400 килограмм золота.

Исаакий сегодня

В XIX столетии собор находился в собственности Министерства внутренних дел. С самого начала в храме проходили различные выставки. Кроме того, храмовое здание использовали для церковных служб.

Сегодня величественный Исаакий – выдающийся архитектурный памятник классицизма. В качестве музея он работает с 1948 года. Многие туристы приходят сюда, чтобы подняться на смотровую площадку и полюбоваться грандиозным видом на историческую застройку, который открывается с высоты.

В 1990 году здесь возобновили богослужения, и в наши дни службы идут каждый день. В то же время собор продолжает принимать туристов. Многие путешественники оплачивают экскурсию и с удовольствием слушают рассказ гида об истории долгого строительства и судьбе зодчих, которые возводили Исаакий.

Посетителям показывают художественное убранство и редкие музейные экспонаты. Они могут увидеть красивые мозаики, масштабные настенные росписи, витражи, а также колонны и детали интерьера, сделанные из лазурита, порфира, малахита и разноцветного мрамора.

Краткий курс истории. Исаакиевский собор

8 июля (н. ст.) 1819 года принято считать днем рождения Исаакиевского собора, крупнейшего православного храма Санкт-Петербурга.

История создания

Исаакиевский собор сегодня признан одним из самых больших храмов Санкт-Петербурга. Но начиналось все совсем иначе. Сначала на этом месте появилась простая деревянная церковь в честь византийского святого Исаакия Далматского, день памяти которого соответствует дню рождения Петра Великого. Храм предназначался для строителей Адмиралтейской верфи, в 1710 году в нем начали проводить службы. Важным событием в истории этой церкви стало венчание в ней Петра I со своей второй супругой, Екатериной Алексеевной, в 1712 году. В 1717 году было начато строительство другой церкви, так как первая обветшала и уже не вмещала быстро растущее население города. Вторая церковь, уже каменная, возводилась на берегу Невы, всего в 20 метрах от берега, и позже на этом месте появился знаменитый Медный всадник. Во второй половине XVIII века возвели третью церковь, но она всем не понравилась, и ей вынесли приговор: не соответствует парадной застройке города.

Новый проект

Было принято решение возвести новый храм. Программу конкурса составили в Академии художеств. Александр I лично взялся все контролировать и утвердил программу конкурса. Лучшие архитекторы приняли в нем участие. Александр I отнесся к работам критически: они не учитывали его пожелания о перестройке старого собора и предполагали строительство нового. В 1813 году снова было предложено проводить конкурс, на прежних условиях. В этот раз к нему примкнул молодой французский архитектор Огюст Монферран. Он представил царю свои варианты, которые в целом тот одобрил, и было предложено готовиться к перестройке Исаакиевского собора. 8 июля (н. ст.) 1819 года состоялась его торжественная закладка. Сам Монферран только в 1820 году представил окончательный проект, но специалистами были высказаны замечания и отмечены ошибки. Александр I, узнав об имеющихся проблемах, распорядился внести исправления в проект. Итоги конкурса не воодушевили организаторов, и было предложено проект отложить до февраля 1824 года. Окончательный и утвержденный императором проект появился в марте 1825 года. Строительство стало так называемым долгостроем. Шестнадцать лет велись работы, и только в 1841 году приступили к оформлению интерьеров. Проект декора и общая концепция росписей рассматривались Синодом и утверждались императором. Торжественное освящение состоялось в 1858 году. На открытии собора присутствовали Александр II и члены императорской семьи.

Дальнейшая судьба собора

В самом начале XX века безрезультатно обсуждался вопрос об изменении двойного подчинения собора: Министерству внутренних дел и духовному ведомству. После революции 1917 года здание и имущество были национализированы, а с декабря 1919 года переданы в пользование прихожан собора. Великая Отечественная война не пощадила собор, и он значительно пострадал от бомбежек и артобстрела. До сих пор на некоторых стенах и колоннах здания видны следы от снарядов. Тем не менее собор выстоял и даже сохранил в своем помещении многие экспонаты музеев Ленинградской области. С 1948 года работает как музей «Исаакиевский собор». На куполе после реставрационных работ появилась смотровая площадка, с которой открывается прекрасная панорама города. В настоящее время в соборе регулярно проходят богослужения.

Строили, строили и перестроили

Когда был объявлен конкурс на строительство нового собора, среди участников которого были такие именитые зодчие, как Андрей Воронихин, Андриан Захаров, Джакомо Кваренги, императору не понравился ни один из проектов. Что удивляет многих специалистов по сей день, что работу над таким серьезным делом выполнял молодой и неопытный архитектор Огюст Монферран

Еще интересней то, что он обратил на себя внимание императора не постройками, а рисунками

То монументальное здание Исаакиевского собора, которое мы можем наблюдать сегодня, является четвертым по счету. Одним из интересных фактов стало то, что грандиозная архитектурная задумка мастера воплощалась в жизнь с использованием мрамора, а заканчивалась уже простым кирпичом. По этому поводу среди петербуржцев в те времена ходило немало шуток и насмешек.

Архитектурные особенности

Храм построен в традициях позднего классицизма и увенчан строгим пятиглавием. Большой купол имеет восьмиугольную форму. Фасады здания украшают выразительные портики коринфского ордера.

Исаакий знаменит не только безупречными классическими формами, которыми с удовольствием любуются жители города и туристы. Это самая высокая из всех построек, которые стоят на главных площадях города – Адмиралтейской, Дворцовой, Исаакиевской и Сенатской. Высота здания с куполом 101,5 м. Собор достигает длины 111,3 м и ширины 97,6 м.

Вокруг храмового комплекса установлено 112 монументальных колонн из монолитного гранита, материал для которых добыли под Выборгом. На некоторых из них можно увидеть выбоины от разрывов снарядов, оставшиеся со времен войны.

Украшения иконостаса

Из вишневого порфира выполнена не только солея перед алтарем, но и ступени, и элементы цоколя на главном иконостасе. Шокшинским порфиром была облицована внутренняя сторона иконостаса. Из него был выполнен фриз антаблемента внутри храма.

Главный и малые иконостасы были облицованы снежно-белым мрамором. Этим же материалом были украшены ниши пилонов и элементы балюстрады, находящиеся перед иконостасом. Резьба по мрамору, выполненная русскими мастерами, по сей день поражает изяществом и легкостью.

Удивляет также красочное оформление внешней стороны иконостаса. Все 10 огромных колонн облицованы малахитом зеленого цвета, а 2 малые колонны, находящиеся у входа в царские врата, украшены бадахшанским лазуритом. Облицовку колонн малахитом, по причине особой хрупкости этого материала, довелось делать в технике русской мозаики.

Этот способ облицовки состоит из нескольких этапов. Сначала камень распиливается на тончайшие пластинки. Кусочки для покрытия подбирались так, чтобы получился красивый узор при стыковке элементов. Собранный узор приклеивался горячей смесью канифоли и воска к металлической основе. Стыки малахита тщательно полировали, чтобы швы стали незаметными.

Зеленый малахит украшает не только колонны, но и цоколи большого и малых иконостасов. Из него выполнены яркие вставки различной формы. Бадахшанский лазурит, который применялся для украшения колонн у входа в царские ворота, считается самым качественным и редким. Он имеет глубокий синий цвет с золотистыми вкраплениями. В таком количестве, как в Исаакиевском соборе, этот камень не использовался нигде в мире.

Фундамент

При возведении Исаакиевского собора было внедрено в жизнь множество новаторских идей, разработаны и применены технологии, передовые для своего времени. Монферрану предстояла сложнейшая задача – объединить старый и новый фундамент. Рабочие рыли траншеи, откачивали воду. Далее в грунт забивались сваи, толщина каждой была около 28 сантиметров, а длина 6,5 метров. Шаг между сваями был равен их диаметру. Всего их было вбито 10672. Промежутки между сваями заполнили утрамбованным древесным углем, Дальше в траншеи залили воду, после замерзания которой срезали все бревна по уровню ледяной кромки. Сооружение фундамента продолжалось почти пять лет.

Предсказание

По преданию, один ясновидец предсказал Монферрану, что тот умрет вскоре после окончания строительства, поэтому зодчий не торопился. На самом деле масштабный проект был настолько уникален, что требован нестандартных решений. Архитектор никуда не спешил и несколько раз исправлял собственные ошибки.

Каким бы ни абсурдным казалось мистическое предсказание, но оно сбылось. Буквально через месяц после освящения собора зодчий умер. Причиной смерти стал острый приступ хронической болезни, который случился после сильного воспаления легких.

Внутри Исаакиевского собора

По завещанию архитектора должны были похоронить в новом соборе. Но это так и не сделали. Дело в том, что Монферран исповедовал католическую веру, а Исаакий построили, как православный храм. Гроб трижды обнесли вокруг церкви, отслужили литургию, и вдова увезла тело покойного на родину – во Францию. Зодчего, столько лет отдавшего России, похоронили на парижском кладбище в районе Монмартр.

Украшения иконостаса

Из вишневого порфира выполнена не только солея перед алтарем, но и ступени, и элементы цоколя на главном иконостасе. Шокшинским порфиром была облицована внутренняя сторона иконостаса. Из него был выполнен фриз антаблемента внутри храма.

Главный и малые иконостасы были облицованы снежно-белым мрамором. Этим же материалом были украшены ниши пилонов и элементы балюстрады, находящиеся перед иконостасом. Резьба по мрамору, выполненная русскими мастерами, по сей день поражает изяществом и легкостью.

Удивляет также красочное оформление внешней стороны иконостаса. Все 10 огромных колонн облицованы малахитом зеленого цвета, а 2 малые колонны, находящиеся у входа в царские врата, украшены бадахшанским лазуритом. Облицовку колонн малахитом, по причине особой хрупкости этого материала, довелось делать в технике русской мозаики.

Этот способ облицовки состоит из нескольких этапов. Сначала камень распиливается на тончайшие пластинки. Кусочки для покрытия подбирались так, чтобы получился красивый узор при стыковке элементов. Собранный узор приклеивался горячей смесью канифоли и воска к металлической основе. Стыки малахита тщательно полировали, чтобы швы стали незаметными.

Зеленый малахит украшает не только колонны, но и цоколи большого и малых иконостасов. Из него выполнены яркие вставки различной формы. Бадахшанский лазурит, который применялся для украшения колонн у входа в царские ворота, считается самым качественным и редким. Он имеет глубокий синий цвет с золотистыми вкраплениями. В таком количестве, как в Исаакиевском соборе, этот камень не использовался нигде в мире.

Украшения иконостаса

Из вишневого порфира выполнена не только солея перед алтарем, но и ступени, и элементы цоколя на главном иконостасе. Шокшинским порфиром была облицована внутренняя сторона иконостаса. Из него был выполнен фриз антаблемента внутри храма.

Главный и малые иконостасы были облицованы снежно-белым мрамором. Этим же материалом были украшены ниши пилонов и элементы балюстрады, находящиеся перед иконостасом. Резьба по мрамору, выполненная русскими мастерами, по сей день поражает изяществом и легкостью.

Удивляет также красочное оформление внешней стороны иконостаса. Все 10 огромных колонн облицованы малахитом зеленого цвета, а 2 малые колонны, находящиеся у входа в царские врата, украшены бадахшанским лазуритом. Облицовку колонн малахитом, по причине особой хрупкости этого материала, довелось делать в технике русской мозаики.

Этот способ облицовки состоит из нескольких этапов. Сначала камень распиливается на тончайшие пластинки. Кусочки для покрытия подбирались так, чтобы получился красивый узор при стыковке элементов. Собранный узор приклеивался горячей смесью канифоли и воска к металлической основе. Стыки малахита тщательно полировали, чтобы швы стали незаметными.

Зеленый малахит украшает не только колонны, но и цоколи большого и малых иконостасов. Из него выполнены яркие вставки различной формы. Бадахшанский лазурит, который применялся для украшения колонн у входа в царские ворота, считается самым качественным и редким. Он имеет глубокий синий цвет с золотистыми вкраплениями. В таком количестве, как в Исаакиевском соборе, этот камень не использовался нигде в мире.

Облицовка стен в храме

Для стен мастера использовали итальянский мрамор благородного светло-серого оттенка, почти без прожилок. Для обустройства алтаря был выбран белый мрамор, по которому была выполнена искусная резьба. Большие арочные проемы ярославские мастера украсили мраморными ангелами. Скульптурные композиции выглядят легкими и воздушными.

Также стены украшены мрамором: розовым тивдийским, жёлтым сиенским, зеленым генуэзским. Красный французский мрамор “гриотто”, имеющий темные прожилки на красном фоне, использовали во фризах над большими дверьми и под надписи в пилонах. Цокольная часть стен сделана из аспидного сланца. Такой материал создает красивый переход от светлых стен к серому мраморному полу.

История строительства

Собор св. Исаакия Далматского представляет собой эталон классического стиля в архитектуре. Его правильные формы и строгое убранство соответствуют духу Санкт-Петербурга.

Первая церковь

По распоряжению Петра I рядом с Адмиралтейством был выделен участок для небольшой церкви. Она предназначалась для работников верфи. Под храм решили переоборудовать чертежный сарай. Работами руководил архитектор из Голландии Герман ван Болес.

Одноэтажное здание увенчали шпилем и возвели небольшой купол над алтарным пространством. Богослужения в церкви начались в 1710 г. На службах часто присутствовал царь. Именно ему принадлежала идея дать имя храму в честь святого, в день памяти которого он родился. В 1712 г. в церкви провели венчание Петра I со второй супругой – Екатериной Алексеевной. Исаакий стал не только покровителем царской семьи, но и всего нового города.

По мере разрастания города, церковь уже не могла удовлетворить нужды прихожан. Корпус был маленьким и тесным, не вмещающим всех желающих. Потому решили построить новое здание на берегу Невы. Деревянный остов разобрали.

Вторая церковь

Камень в фундамент нового храма был торжественно заложен Петром I в августе 1717 г. В строительных работах принимало участие несколько архитекторов:

  • Г. Маттарнови
  • Н.Гербель
  • Г.Киавери
  • Я.Неупокоев
  • М. Земцов

План и художественное оформление корпуса соответствовал тенденциям «петровского барокко». В разрезе основание напоминало латинский вытянутый крест. Внутри церковь делилась на 3 нефа и имела боковые притворы. Общая протяженность здания составляла 60,5 м, а максимальное расширение – 32,4 м. Практически никакого декора внутреннего интерьера не предусматривалось. Окна застеклили, а крышу покрыли железом.

Внешний облик Исаакия отчасти имел сходство с Петропавловским собором. Идентичность двух зданий усиливало наличие изящной звонницы, увенчанной шпилем. Она была оборудована часами-курантами, привезенными из Европы. Исаакиевская колокольня поднималась на высоту 27,4 м. Длина шпиля -13 м. Верхушка заканчивалась флюгером – фигурка ангела с крестом в руках. Иконостас для церкви расписывали московские иконописцы из мастерской И.Зарудного.

В 30 –х гг. 18 в церковь дважды сильно пострадала от удара молний. Были проведены восстановительные работы. Однако вскоре стало ясно, что место, где стоит корпус сильно подтапливается. Фундамент стало размывать. Обследование, проведенное архитектором С. Чевакинским в 1760 г., констатировало необходимость демонтажа и переноса здания на другой участок.

Третий собор

Сенат распорядился назначить Савву Чевакинского главным проектировщиком нового сооружения. Но, составленный им план не был реализован. В разработке эскиза деятельное участие приняла императрица Екатерина II. Она подсказала идею вновь обустроить звонницу над базиликой. Закладка фундамента была произведена в 1868 г. В честь этого знаменательного события даже отчеканили специальную памятную медаль. По приказу Екатерины II, для строительства собора привозили шлифованный камень и гранит из Финляндии.

Собственный план обустройства Исаакиевской церкви предложил итальянский зодчий А. Ринальди. Он предусматривал воздвижение колокольни и 5 куполов, в верхней части сооружения. Для облицовки стен архитектор рекомендовал использовать мрамор. Смерть императрицы не позволила воплотить идею в жизнь. Преемником Ринальди был назначен В. Бренне. Дефицит финансирования вынудили его внести значительные изменения в первоначальный рисунок здания. Оно стало меньшего размера и имело всего один купол. Высота колокольни также была сокращена. Мрамор, заготовленный для отделки, отдали в Михайловский замок.

Храм Исаакия получился малогабаритным и недостаточно красивым. Буквально сразу же после освящения в мае 1802 г, возник вопрос о его переделке.

Памятник императору

Одним из авторов создания площади выступил Огюст Монферран, “отец Исаакия”, предложивший установить в центре памятник и разбить сквер. В 1859 году пространство украсил монумент Николаю Первому. Авторами скульптурной композиции стали Монферран и скульптор Клодт.

Монумент опирается всего на 2 точки, чем он и уникален. Пьедестал выложен из 118 блоков финляндского и сердобльского гранита, белого мрамора, привезенного из Италии и шокшинского порфира. Украшением постамента являются женские изваяния, символизирующие Силу, Мудрость, Веру и Правосудие. Их прототипами стали супруга и дочери царя. Также пьедестал украшен горельефами, на которых отражены главнейшие вехи в правлении.

Монументы Николаю и Петру Первому находятся на противоположных сторонах от Исаакия. Но они расположены на одной оси и “взирают” в одном направлении. Ходят легенды, что сразу после установки монумента Николаю кто-то написал рядом: «Не догонишь». Вокруг монумента Николаю I, который возвышается над землей на 16 метров, установлены самые красивые фонари в столице.

Этапы возведения сооружения

Церковь строилась для рабочих верфи по указу Петра Первого. В 1707 году ее освятили в честь святого покровителя государя — Исаакия Далматского. Это была небольшая деревянная церквушка, в архитектурном плане — простая и лаконичная, типичная для построек петровского времени. Через 10 лет также при Петре Великом на этом месте заложили каменную церковь. Но воды Невы подмывали фундамент, чем разрушали строение. К тому же, в храм ударила молния, возник пожар, во время которого он сильно пострадал. 

При Екатерине Второй, в 1766 году начали строительство третьего храма. Архитектором проекта был Антонио Ринальди. Сразу возвели мощный фундамент, но воплотить весь грандиозный замысел итальянского зодчего с изящными куполами и мраморной облицовкой не удалось. После смерти императрицы Ринальди уехал на родину. Вставший на престол Павел Первый приказал в спешном порядке достроить церковь. Величественное мраморное основание оканчивалось обычными кирпичными стенами. Храм стал объектом насмешек горожан. Хотя его все же освятили в 1802 году. Однако он никак не вписывался в изысканный облик центра столицы. 

Александр Первый спустя семь лет объявил конкурс на постройку нового храма с сохранением фундамента и алтаря постройки Ринальди. Задача оказалась непростой. Приехавший из Франции молодой архитектор Огюст Монферран взялся за выполнение амбициозного проекта — возведение главной церкви стольного града. Позже инженеры нашли просчеты в проекте Монферрана, и пришлось корректировать чертежи. Окончательный вариант, по которому велось строительство, был утвержден в 1825 году.

Храм возводился на протяжении четырех десятилетий. Ходили слухи, что Монферран умышленно затягивал сроки окончания строительства из-за того, что некий провидец напророчил ему быструю смерть после того, как Исаакий будет построен. Архитектор действительно умер спустя месяц после освящения храма. Но ему тогда уже перевалило за семьдесят.

Иконостас Исаакиевского собора

Иконостас собора впечатляет пышностью и богатством его декоративного оформления: яркими иконами, позолотой скульптуры, красотой малахита и лазурита колонн.

Все святые первого и второго ярусов иконостаса — это святые соименные Петра I и других членов царской семьи. Третий ярус — пророки.

По бокам от царских врат в первом ряду иконостаса находятся иконы «Иисус Христос» и «Богоматерь».

От Иисуса Христа вправо первая икона — главная храмовая — всегда святой в чью честь строится церковь. В Исаакиевском соборе это Исаакий Далматский.

Далее вправо — святой Николай Чудотворец. Данная мозаичная икона по исполнению считается лучшей в соборе. Её возили в Лондон, где она заняла золотую премию.

Далее — святой апостол Петр.

Влево от Божией Матери — святой Александр Невский, святая Екатерина с пальмовой ветвью и святой апостол Павел.

За царскими вратами находится запрестольный витраж (роспись по стеклу) — образ Воскресшего Христа. Витраж имеет 28 квадратных метров. Отливали в Мюнхене (Германия).

Два предела церкви: святой Екатерины и Александра Невского.

В малом левом пределе находятся, в том числе, башмачок святителя Спиридона, мощи святых и деревянное распятие.

Режим работы

Собор проводит экскурсии ежедневно (кроме среды) с 10:30 и заканчиваются в 18:00. Билеты покупаются на месте, касса работает до 17:30. В период май-сентябрь предлагаются и экскурсии по вечерам. С июня по август святыни можно посетить и ночами – с 22:30 до 4:30.

Для посещения собора нужно подобрать одежду. Нельзя входить в храм в облегающих платьях или брюках, в идеале женщины должны быть в юбках и платках. Цена входных билетов – примерно 250 руб. днем и 400 руб. вечером, для пенсионеров, студентов и детей – по 50 руб. Экскурсии на колоннаду оплачиваются отдельно.

Дойти до собора можно с Адмиралтейской набережной, Дворцовой площади или Невского проспекта. Рядом с храмом находятся станции метро «Садовая», «Сенная пл.», «Спасская». Посетить собор можно в качестве отдельной экскурсии, но также храм входит во многие туристические маршруты.

Следующая запись Собор Святой Софии в Киеве – история создания

Холсты и мозаика

К оформлению внутреннего убранства храма были привлечены двадцать два известных художника того времени: Шебуев, Брюллов, Бруни, Басин, Плюшар и многие другие. В храме работает музей, в котором можно увидеть коллекцию религиозно-исторической живописи 1840-1850 годов. В нее входят 103 стенные росписи и 52 картины, выполненные на холсте.

Во время работы оформители понимали, что полотна невозможно будет сохранить в условиях сырого петербургского климата. Художникам приходилось по несколько раз переделывать свои шедевры из-за неустойчивости красок. Лишь за четыре года до окончания строительства был найден стойкий состав красителей, который мог выдержать такие условия.

Но уже в 1851 году начались работы по переводу живописных полотен в мозаичные произведения. Эта кропотливая работа продолжалась вплоть до 1917 года. Сейчас в соборе 62 мозаичных полотна, общая площадь которых превышает 600 квадратных метров. Для придания живости и яркости произведениям было использовано свыше двенадцати тысяч оттенков смальты. Исследователи подсчитали, что на выполнение 1 квадратного метра мозаичной картины уходило около года напряженной работы.

На выставке в Лондоне в 1862–ом году были представлены мозаичные работы из Исаакия. Они получили наивысшую оценку. Весь мир признал, что изготовление смальты доведено в России до совершенства.

Наружное убранство Исаакиевского собора

Архитектура здания непосредственно взаимосвязана со скульптурой. За 14 лет было создано более 300 статуй и рельефов, композиции фронтонов, сводов и барабана главного купола, а также убранство наружных и внутренних дверей собора.

Над скульптурным оформлением храма работали П. Клодт и А. Пименов, Ф. Лемер и И. Герман. Но большую часть скульптур в 1841 году Монферран поручил выполнить Джованни Витали.

Статуи и рельефы Исаакиевского собора не только придают пышность его облику, но и объединяют отдельные части здания, зрительно смягчают переход от одной части строения к другой. А кроме того, наружное убранство призвано подчеркнуть мысль о консолидации православной церкви и российской монархии, почитании русских царей как помазанников Божьих.

Скульптурный декор чрезвычайно эффектен, но надо признать, что несколько перегружает фасады здания.

При строительстве было использовано сорок три породы минералов. Цоколь храма облицован гранитом, а стены — серым мрамором. Колонные портики украшены фигурами двенадцати апостолов.

Скульптуры ангелов расположены вокруг главного купола и над крышей храма.

Со всех сторон здания располагаются фронтоны, украшенные горельефами.

Часть декора Исаакиевского собора, в том числе композиции фронтонов создана методом гальванопластики, который впервые использовался в таком масштабе. Технологию этого метода разработал русский физик Борис Якоби.

С южной стороны мы видим горельеф «Поклонение волхвов», созданный Иваном Петровичем Витали. В центре — дева Мария с младенцем, по сторонам — волхвы с дарами.

Горельеф «Воскресение Христа», созданный Филиппом Лемером, расположен на северном фронтоне.

Предоставление этого заказа французскому зодчему Лемеру вызвало недовольство русских мастеров. Так, скульптор Петр Свинцов предложил выполнить совместно с художником Василием Демут-Малиновским горельеф «Воскресение Христа» бесплатно, доказав, что творение русских мастеров может спорить со славой иностранцев, лишенных чувства патриотизма к России. Но Комиссия по строительству в его просьбе отказала.

На восточной стороне фронтон оформлен горельефом «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом».

Представлена сцена из жития св. Исаакия. Изображен момент, когда игумен Далматского монастыря в окрестностях Константинополя Исаакий обращается к императору Валенту, стороннику арианской ереси, предсказывая скорую гибель, если тот не прекратит гонения на православных христиан. Композиция выполнена скульптором Лемером.

На западном фронтоне горельеф «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия», созданный И.П. Витали.

Выполненная скульптором композиция содержит несколько реалистических типажей. Так, в образах Виктора и Сатурнина, приближенных императора, можно увидеть сходство с председателем Комиссии по строительству здания П.М. Волконским и президентом Академии художеств А.Н. Олениным. В углу горельефа изображен Монферран в античной тоге с моделью Исаакиевского собора в руках.

По легенде, на торжественном освещении собора присутствовал Александр II. Кто-то из недоброжелателей Монферрана указал монарху на странную сцену в углу фронтона. Все святые пришли к святому Исаакию Далматскому с поклоном, но одна фигура головы не склонила. Напротив, она гордо протягивала Исаакию макет своего творения. В этой фигуре все узнали скульптурный портрет самого Монферрана. «Экий гордец! Смутьян!» – прошептал императору недоброжелатель.

Александр II не любил смутьянов, и когда к нему подвели архитектора, не только не поблагодарил его за труды, но и сделал вид, что не узнал создателя главного собора страны и даже руки не подал.

Во время строительства храма Монферран предлагал Николаю I придать образам императора Феодосия и императрицы Флаксиппы в западном фронтоне портретное сходство с ним и супругой Александрой Федоровной. Но Николай I посчитал это откровенной лестью и отказался.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector