Живопись исаакиевского собора

Адрес, билеты, как добраться

Ближайшая к Исаакиевскому собору станция метро – Адмиралтейская, идти пешком 5-7 минут. За 15-20 минут неспешным шагом можно дойти от станций Гостиный двор \ Невский проспект и Сенная \ Спасская \ Садовая (расположены на Сенной площади).

Адрес: Исаакиевская площадь, 4.Сайт: тел. +7 812 315 97 32 Вход на колоннаду – прямо со стороны Исаакиевской площади. Кассы расположены с правой стороны собора (если стоять к главному входу лицом).Стоимость билетов: 200 рублей в период с 10.30 до 18.00, без льгот, кроме детей до 7 лет; 400 рублей с 18.00 до 22.30 (по определенным месяцам, смотрите ниже). Принимаются кредитные карты.Время работы: — с 1 мая по 31 октября ежедневно с 10.30 до 18.00 за 200 рублей, кассы и вход закрываются в 17.30; — с 1 ноября по 27 апреля также ежедневно с 10.30 до 18.00, кроме третьей среды каждого месяца; — с 27 апреля по 30 сентября работает вечерняя колоннада с 18.00 до 22.30. На все про все вам хватит 30-40 минут, из которых 10-15 надо выделить на спуск и подъем.

Внутреннее убранство собора.

Исаакиевский собор строился как домовой храм семьи Романовых, все работы по внутреннему убранству проводились при живейшем участии императора Николая I. На отделку и украшение интерьеров ушло 17 лет.

Главные иконописные сюжеты при оформлении иконостаса и внутреннего убранства посвящены небесным покровителям всех венценосных особ, в период царствования которых строились все четыре религиозных сооружения.

Все детали интерьера подчеркивают единение земной императорской власти с властью небесной, освященной самим господом богом. Иконостас сооружен в виде триумфальной арки, имперский стиль подчеркивают шесть десятиметровых малахитовых колонн, расположенных по обеим сторонам от царских врат.

Все иконы в соборе выполнены в технике флорентийской мозаики по живописным оригиналам художников Т. Неффа и Ф. Брюллова.

Поражает своей монументальностью расположенная над царскими вратами скульптурная композиция «Христос во славе», созданная скульптором П. Клодтом и художником Т. Неффом.

Роспись «Страшный суд», над иконостасом, написанная художником Ф. Бруни, наполнена трагизмом, ее колористическое и композиционное решение несут идею о всемогуществе Бога.

В соответствии с европейскими традициями выполнено грандиозное алтарное окно площадью 28 квадратных метров с витражным изображением Иисуса Христа в полный рост работы немецких мастеров. Внутренние поверхности стен и пилонов облицованы мрамором высотой в 43 метра до аттика. Выше аттика стены отделаны искусственным мрамором.

Площадь купольного плафона занимает монументальная роспись под названием «Богородица во Славе», созданная художником Карлом Брюлловым. Росписи на барабане купола, парусных подкупольных сводах и аттике по эскизам К. Брюллова выполнил художник П. Басин. Купол в его основании украшен монументальными статуями двенадцати апостолов.

Освещался собор с помощью семи бронзовых золоченых люстр и канделябров. В 1908 году была произведена электрификация внутреннего пространства. Интерьер Исаакиевского собора поражает своим величием и праздничностью, на отделку декора было потрачено 300 килограммов золота.

Западная сторона

Надпись на фризе: «Царю царствующих». Фронтон украшает барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», созданная скульптором Витали. Он олицетворяет союз церковной и светской власти. Фасад это обращен к зданиям Сената и Синода. Там можно увидеть святого Исаакия, благословляющего склонивших головы императора с женой и их свиту. Очень интересна фигура полуобнаженного мужчины в левом углу. Это Монферран, изображенный с макетом храма в руках. Он единственный не склоняет головы пред святым старцем.

В углу фронтона фигура апостола Фомы, держащего угольник. На его лице отображено удивление, ведь маловерие принесло ему известность. Апостол Варфоломей в противоположном углу предстает с крестом и скребком. Крест – символ его веры, а скребком с него перед смертью содрали кожу. Евангелист Марк венчает фронтон. Рядом с ним лев – олицетворение смелости и мудрости.

Инженерное чудо

В 1809 году Александр I объявил конкурс проектов на строительство нового храма – красивого, монументального, величественного. Проект Исаакиевского собора одобрили только в 1818 году. Должность «императорского архитектора» получил француз Огюст Рикар де Монферран, который изготовил и передал Николаю I, лично курирующему строительство, 24 проекта будущей церкви. Царь одобрил план пятиглавого храма с колоннами и портиками, который строили 1818-1858 годы.

Исаакиевский собор – образец позднего классицизма, в котором проявились новые направления: неоренессанс, эклектика и византийский стиль. Архитектурный вид храма не характерен для русского храмостроения. Вес собора 300 тысяч тонн, самое тяжелое здание в Петербурге. Высота 101,5метра, ширина 100 метров, диаметр купола 28,5 метра. Внутренняя площадь 4000 квадратных метра, храм вмещает 12000 человек.

Особенности строительства

При строительстве собора использовали оригинальные и дерзкие для своего времени технологии. Для болотистого грунта здание было необычайно тяжелым: потребовалось вбить в основание фундамента 12 000 просмоленных сосновых свай. Здесь покоится 7-метровый гранитно-каменный фундамент сплошной кладки.

В каменоломнях финского побережья, у Выборга, строители вырубали гранитные колонны. Каменотесы изобрели способ извлечения монолитных глыб: сверлили в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина.

В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь которые продевали канаты. Затем 40 человек тянули за них, постепенно выламывая гранитные блоки. Доставляли камни к месту строительства по рельсовым путям, хотя железных дорог в России тогда не было.

Монферран установил 17-метровые колонны до сооружения храмовых стен, что раньше не делалось. С помощью спроектированных лесов 114-тонные колонны, завернутые в войлок, за 45 минут ставились вертикально. На подъем первой колонны с портретом Александра I приехала императорская семья, собрались жители города и иностранцы. Установка 48 колонн заняла два года и завершилась в 1830 году.

Храмовые стены толщиной 5 метров покрывали мрамором с внутренней и внешней стороны. Мрамором закрывали и перекрытия кирпичных сводов с железными каркасами. В стенах собора создавались ходы вентиляции, для естественного освещения предназначались световые галереи.

Работа с куполом храма

Купол храма отлили из смеси металлов: чугуна, железа и бронзы с медью, что облегчило вес, и обшили листами позолоченной меди. Внутри купола для улучшения акустики поместили 10000 керамических горшков. В 1841 году на смонтированное купольное основание подняли 24 колонны весом 64 тонны каждая, для того чтобы установить вокруг купола.

Каждую колонну поднимали вверх по специально разработанной схеме. На золочение колонн потратили 100 кг червонного золота. Колоннада собора – самая высокая обзорная площадка в центре города. Купол собора виден с Финского залива.

400 тысяч крепостных по 16 часов в день в будни, праздники и воскресенья работали на стройке века. Четверть крепостных строителей погибла при несчастных случаях и болезнях. К 1842 году собор возвели, потратив 32 миллиона серебряных рублей. Впереди – отделка сроком на 16 лет. Освятили собор 30 мая 1858 года и открыли для служб.

Долгострой XIX века

Долгострой создавался Монферраном 40 лет. По легенде, прорицатель предсказал архитектору смерть после возведения храма, якобы поэтому зодчий не спешил со строительством. Действительно, Монферран не прожил и месяца после окончания работ.

Легенда гласит, что Александр II, осматривая храм, заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Далматского, самого Монферрана с поднятой головой. Отметив гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего зодчий расстроился, слег и умер.

Монферран завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император не дал согласия. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг собора, и вдова похоронила мужа в Париже. Так никому не известный на родине француз архитектор Огюст Рикар де Монферран создал шедевр мировой архитектуры, ставший символом Санкт-Петербурга.

Восточная сторона

Надпись на фризе: «На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во век». На фронтоне барельеф «Исаакий Далматский останавливает императора Валента». Это работа скульптора Лемера. Воспроизведен сюжет, когда Исаакий, осмелившийся преградить дорогу грозному императору, предрекает тому близкую погибель. Стражники цепями сковывают святого, чтобы бросить его в темницу.

Угол фронтона украшает фигура апостола Иакова — самого решительного из учеников Христа, за что и был первым предан мученической смерти. В другом конце апостол Симон, держащий в руках пилу, ставшую символом мучений, выпавших на долю апостолов. На вершине евангелист Лука с тельцом – символом святости завета.

С трех сторон фронтоны украшены дверьми, выполненными скульптором Витали из дуба и бронзы. На каждой из них изображены сюжеты из жизни Христа и фигуры святых. 

Облицовка стен в храме

Для стен мастера использовали итальянский мрамор благородного светло-серого оттенка, почти без прожилок. Для обустройства алтаря был выбран белый мрамор, по которому была выполнена искусная резьба. Большие арочные проемы ярославские мастера украсили мраморными ангелами. Скульптурные композиции выглядят легкими и воздушными.

Также стены украшены мрамором: розовым тивдийским, жёлтым сиенским, зеленым генуэзским. Красный французский мрамор “гриотто”, имеющий темные прожилки на красном фоне, использовали во фризах над большими дверьми и под надписи в пилонах. Цокольная часть стен сделана из аспидного сланца. Такой материал создает красивый переход от светлых стен к серому мраморному полу.

Интерьеры храма

Исаакиевский собор – единственный собор, в отделке которого использовано много природного цветного камня. Камнерезные работы выполнены с величайшим мастерством. Стены и пол выложены плитами из русского, французского, итальянского мрамора. Стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. При отделке использовано 16 тонн малахита, 500 кг лазурита, 400 кг золота, 1000 тонн бронзы.

Собор изнутри расписывали маслом, но высокая влажность мешала работе. Масляную роспись заменили мозаичными панно из смальты. Живописные и мозаичные картины лучших художников, посвященные библейским и евангельским сюжетам, украсили храм. Коллекция состоит из 103 стенных росписей и 52 картин на холсте, созданных русскими мастерами: Огюст Монферран был против привлечения к работе иностранных художников.

Над северными дверями – роспись «Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч голодающих». Главный купол украшен росписью «Богоматерь во славе» работы Карла Павловича Брюллова.

Сюжет росписи площадью 816 квадратных метров – молящаяся Богоматерь с предстоящими Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом. Рядом с ними – святые покровители дома Романовых. Композицию плафона венчает посеребренная скульптура голубя – символа Святого Духа. Под куполом на стальном тросе на 80-метровой высоте парит полутораметровая фигура голубя.

Карл Брюллов, расписывавший купол, поплатился жизнью. Во время работы на лесах простудился, заболел – лечение за границей не помогло, художник умер.

Восхищает мастерство мозаичистов: издали мозаика смотрится, как живопись, структура полотна видна лишь вблизи. 62 мозаики украшают храм, в том числе:

  • Тайная вечеря;
  • Бичевание;
  • Поцелуй Иуды;
  • Несение креста.

Иконы

Иконы расположены в богато орнаментированных мраморных рамах в 20 нишах. Под ними – на бордовом мраморе поясняющие надписи золоченой бронзой. Работа профессора Флорентийской академии художеств Чезаре Муссони «Крещение Господа», В. Сазонова «Блудный сын» и «Милосердие самарянина», работы кисти К. Штейбена «Святые праведные Иоаким и Анна», «Распятие».

Кисти известного художника Т.А.Неффа принадлежат полотна:

  • Рождение Богоматери;
  • Сошествие Святого Духа на апостолов;
  • Вознесенье Господне;
  • Введение Богоматери в храм;
  • Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня;
  • Иисус посылает свой образ Авгарию;
  • Покров Пресвятой Богородицы.

Стены и окна

Стены, из плоскости которых выступали 12 статуй ангелов, облицованы белым мрамором. Все скульптуры в храме выполнены из меди. Через высокие арочные окна в собор льется умиротворяющий свет, отражаясь в меди, играет, создавая торжественную и праздничную обстановку.

Между фигурами ангелов – живописное изображение 12 апостолов кисти художника Басина. Окно главного алтаря украшено изготовленным в Германии витражом воскресшего Спасителя.

Витраж – нетипичный элемент русской церковной архитектуры. Во время богослужений, когда открываются царские врата, перед прихожанами возникал образ Христа, будто спускающегося с небес. Торжественность и трепет явлению придавало освещение витража газовыми горелками: на фоне языков пламени фигура Иисуса Христа оживала.

Алтарь и иконостас

В храме три алтаря. Главный посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой великомученице Екатерине, левый – святому благоверному князю Александру Невскому. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен колоннами из уральского малахита в стиле русской мозаики.

Царские врата украшены двумя колоннами из афганского лазурита и скульптурной группой «Христос во славе». В таком количестве лазурит не использован нигде в мире. В храме установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.

Отделка купола и сводов

Над карнизом своды храма, аттик и внутренняя сторона купола покрыты искусственным мрамором, внешне ничем не отличающимся от натурального. Зато данное решение позволило облегчить вес купола и сэкономить ценный материал.

За основу штукатурки был взят гипс, с добавлением мела, алебастра, извести, цемента, мраморной крошки и пигментов, придающих смеси нужный цвет. Полученную густую массу наносили на потолок и ждали ее высыхания. Затем на затвердевшем покрытии вручную процарапывались бороздки, повторяющие рисунок на натуральном мраморе. Царапины прокрашивали специальными более темными пигментами, имитируя прожилки и пятна природного камня. Процесс был сложным и трудоемким, но мастера под куполом и на потолке создали точную копию натурального мрамора.

Сегодня Исаакиевский собор является жемчужиной культурного наследия, поражая своим величием и красотой. Несмотря на разнообразие цветовой палитры материалов, используемых при отделке храма, все они гармонично сочетаются и дополняют друг друга.

Цветовые акценты расставлены с особым вкусом, поэтому у посетителей нет ощущения пестроты. Пилястры из розового мрамора нежно украшают белую гладь стен

Темный порфир цвета вишни притягивает внимание к нарядному иконостасу

Архитектура здания умело подчеркивается красотой природных материалов. Внутреннее убранство храма впечатляет всех посетителей своей неповторимой торжественной красотой. Нигде в мире вы не увидите такого изысканного убранства из натурального камня, как в Исаакиевском соборе.

Жизнь собора после союза и сейчас

Службы в Исаакиевском соборе возобновили в 90-м прошлого века, сейчас они постоянно проходят. Его “выгодное местоположение” — между 2-х крупнейших площадей – одноимённой и Декабристов — позволяет оценить достоинства оного ещё издалека. Неспроста ведь говорят, что великое видится на расстоянии. Собор являет собой образец позднего классицизма, сочетающий в себе эклектику из византийского стиля и неоренессанса.

Четыре колокольни по углам здания уводят взор к грандиозному позолоченному куполу. Его восхитительный вид открывается отовсюду. На этом фоне пропорция Исаакия кажется идеальной и не слишком тяжеловесной скульптура, в которой преобладают массивные портики с огромными колоннами. Однако внутреннего величия и харизматичной полноты Исаакию не занимать. Он был и остаётся высотной доминантой центральной части города, его уникальнейшим архитектурным и святым сооружением.

Что дошло до потомков

За свои полтора века Исаакиевский собор много раз пользовался услугами реставраторов. Самый горький, местами смертельный урон нанесли ему холод, сырость и война. В 40-х годах прошлого века стены и своды были исковерканы осколками бомб и снарядов. Стекла выбиты. В кровле зияли дыры. Великолепные интерьеры заметал снег, мочил дождь, живопись съедали мороз, грязь и сырость. Нашествие варваров фрагментами уничтожило “Страшный суд”.

Пять послевоенных лет ушло на ремонт инженерных сетей и кровли, остекление и очистку куполов от защитной краски, консервацию живописи. Только в 1954 году нашлись средства и силы на возрождение утраченной иконописи. За восемь лет живопись собора преподобного Исаакия Далматского была восстановлена. Управлял сложным процессом легендарный Яков Казаков. Художник-фронтовик, коренной ленинградец, благодаря которому засиял в полном блеске не только собор и Екатерининский дворец Царского Села, но была заново создана уничтоженная итальянская живопись XVIII века в Петергофе, Гатчине, Ораниенбауме, Павловске.

Посещение Колоннады Исаакиевского собора

Исаакиевский собор обладает красотой и величием, как своих размеров, так и внешним видом. Особенно впечатляет центральный купол, наружный диметр которого равен 25,8 метрам, внутренний — 21,8 метру.

Вокруг барабана купола располагается колоннада — ряд колонн, которые объединены между собой горизонтальным перекрытием. Колоннада Исаакиевского собора находится на высоте 43 метра над землёй.

Но самое главное, что её можно не только увидеть с земли, но и полюбоваться городом с её высоты, так как она открыта для посещений, здесь располагается смотровая площадка.

Колоннада включает 24 колонны, каждая из которых весит около 67 тонн. Высота колонн — 14 метров. Помимо этого, колоннада имеет 12 огромных окон. Чтобы подняться наверх, потребуется преодолеть несколько сотен ступеней винтовых лестниц. Вход на объект производится с южной стороны храма, в то время как выход осуществляется с северной.

Посетить колоннаду Исаакиевского собора можно в любое время года, смотровая площадка работает ежедневно с 1 мая по 31 октября. В период с 1 ноября по 30 апреля каждая третья среда месяца является выходным днём.

Режим работы колоннады совпадает с графиком работы самого музея. Однако, посетить колоннаду можно каждый день, в том числе и по средам, в период с 1 мая по 31 октября.

При этом с 1 ноября по 30 апреля третья среда каждого месяца является выходным днём. Подняться на колоннаду и полюбоваться оттуда видами Санкт-Петербурга можно с 10:30 до 18:00.

В период с 27 апреля по 30 сентября также доступно вечернее посещение колоннады. «Вечерняя колоннада» открыта для посещений с 18:00 до 22:30.

Лайфхак: вход на колоннаду платный, днём цена билета в два раза ниже, чем в вечернее время. Впуск посетителей, так же как и в сам Исаакиевский собор, прекращается за 30 минут до закрытия объекта. Тогда же прекращают работу и кассы.

История собора после строительства.

Торжественное освящение собора преподобного Исаакия Далматского проходило 30 мая 1858 года в присутствии императора Александра II, членов Августейшего семейства, свиты их двора, почетных гостей иностранных посольств, высокопоставленных сановников и вельмож, дворянства и горожан разных сословий. На заполненной народом площади перед собором были построены полки в парадном строе, которые объехал Государь со свитой, приветствуя их. Вся Августейшая семья и их свита во главе с Императором вошла в Исаакиевский собор, где представителями высшего духовенства был совершен обряд освящения храма. Хроники того времени описывают это событие, как величайший праздник государственного значения. Образ мощи и величия государства и незыблемости престола был воплощен в архитектуре и монументальном убранстве собора.

Величественный силуэт Исаакиевского собора завершил парадный облик столицы Российской империи, став главной архитектурной доминантой наравне с Петропавловским собором.

В 1871 году грандиозное здание, требовавшее немалых ежегодных финансовых вложений, было передано государственному ведомству – Министерству внутренних дел. Так Исаакиевский собор стал нести одновременно две функции: как домовый храм царской семьи и как православный центр для проведения общегородских праздников.

При советской власти в1931 году Исаакиевский собор приобрел статус общедоступного музея.

Экспозиция состояла из трех разделов: история строительства собора, антирелигиозная работа музея и естественно-научная часть.

Во время Великой Отечественной войны в период вражеской фашистской блокады Исаакиевский собор выполнил свою важную миссию – стал главным хранилищем для наиболее ценных музейных экспонатов, вывезенных из пригородных дворцов и городских музеев.

После войны были проведены беспрецедентные по своим масштабам работы по реставрации собора.

Как напоминание об артиллерийских обстрелах города фашистами во время блокады, при которых пострадал Исаакиевский собор, на колоннаде западного портика, реставраторы оставили пробоины от вражеских снарядов.

Интерьер

Интерьер роскошен: мрамор и порфир, позолота, сложнейшие мозаичные картины. Большинство из которых потребовало скрупулезной работы мастеров в течение нескольких лет!

В отверстии в центральной части купола парит голубь, символ Святого Духа. В атеистическое советское время вместо голубя подвесили маятник Фуко, служивший наглядным доказательством вращения Земли. Сегодня он демонстрируется в одном из боковых приделов

Значительная часть фресок, покрывавших стены, со временем заменили мозаичными панно. Сделали это из-за ужасающей сырости, которую просто не выдерживала живопись на штукатурке.

Алтарную часть Исаакиевского собора украшают красивейшие малахитовые колонны высотой 9.5 метра и диаметром – 1 метр. Они кажутся цельными, хотя на самом деле сделаны из бронзового листа и снаружи оклеены тонкими (толщина 2.5 мм) пластинами малахита.

Купол расписывал знаменитый живописец Карл Брюллов (его эпический “Последний день Помпеи” можно увидеть в Русском музее). Подорвавший на этой кропотливой работе здоровье.

Дело в том, что работать художнику приходилось на большой высоте, в холоде и сырости, на постоянных сквозняках. Так он застудил легкие. И даже санаторный отпуск в Италии не помог –  Карл Брюллов умер в 1851 году, не дожив до освящения собора.

В годы Великой Отечественной войны Исаакиевский собор служил хранилищем для произведений искусства, доставленных из императорских дворцов в пригородах. Здание не отапливалось, в результате чего фрески на стенах буквально разложились – их восстановление затем заняло годы.

Сам собор не получил ни одного прямого попадания, несмотря на свою высоту и видимость далеко за пределами Санкт-Петербурга. Осколки, правда, повредили несколько колонн. Вы можете увидеть военные “шрамы” на восточном фасаде здания.

Обустройство собора

Строительством и отделкой интерьеров Исаакия занимались выдающиеся и лучшие архитекторы, художники и скульпторы, мастера каменных дел, зодчие и строители, собранные со всех уголков Российской империи. Работы велись круглыми сутками при любых погодных условиях. Исходные достижения продемонстрировали высочайшее мастерство русских умельцев. Не зря Монферран восторгался смелостью, стойкостью и искусностью русских людей.

Ради создания роскошной обители добра и света не поскупилась Русь матушка. С этой целью использовались ценнейшие материалы —14 разнообразных оттенков мрамора, в том числе рускеальский и тивдийский, огромное число цветных камней различных пород: гранит, яшма, шокшинский порфир, бадахшанский лазурит, уральский малахит, соломенская брекчия, шунгитовый аспидный сланец и другие. На декор потребовалось четыреста килограммов золота, тысячи тонн серебра и бронзы. На его возведение, в целом, ушло 23 миллиона золотых царских рублей.

Музей-памятник «Исаакиевский собор»

Сегодня, помимо того, что Исаакиевский собор является православным храмом, — это также государственный музей-заповедник, история которого начинается с 1928 года. Именно тогда храм получил статус музея и сегодня известен как музейный комплекс «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор».

В 1937 году Исаакиевскому собору присвоили статус памятника, в то же время музей был перепрофилирован в историко-художественный. А с 1963 года был филиалом Государственного музея истории Ленинграда. В 1969 году Исаакиевский собор стал самостоятельным музейным учреждением.

Спустя два года в его состав вошёл храм Воскресения Христова, более известный как Спас на Крови, а ещё через 13 лет — храм во имя преподобного Сампсония Странноприимца, который в 2017 году был передан в ведение Русской православной церкви. В 2004 году в состав музея был включён ещё один объект — концертно-выставочный зал «Смольный собор», который в 2015 году также был передан в ведение РПЦ.

Собор является важным культурно-историческим объектом Санкт-Петербурга, о котором рассказывают во время экскурсий по городу, сюда приводят группы туристов, этот храм-памятник можно посетить и самостоятельно. В музейный комплекс «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор» сегодня входят следующие музеи-памятники:

  • Исаакиевский собор — памятник первой половины XIX века, архитектор О. Монферран. Помимо непосредственно музея-памятника можно посетить и колоннаду Исаакиевского собора, расположенную вокруг барабана центрального купола.
  • Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) — памятник второй половины XIX — начала XX века, архитектор А. А. Парланд. Рядом с храмом расположена Часовня-музей Спаса на Крови — памятник начала XX века, архитектор А. А. Парланд.

Четвертый и последний собор св. Исаакия

С воцарением на российский престол Александра I стало понятно, что для столицы необходим более пышный и величественный храм. Был объявлен конкурс проектов нового собора, на котором в 1818 году победил молодой француз Монферран. Но вскоре проект был подвергнут переделке, так как не отвечал требованиям прочности.
Только к 1825 году проект был окончательно готов, а последующее строительство затянулось на целых 40 лет. В 1858 году собор был, наконец, освящен, и в нем начали проводиться службы.

Высота строения достигает 101,5 метра – на тот момент это было самое высокое церковное здание России. Общая площадь, занимаемая собором, составляет около 4 тысяч квадратных метров, а вес здания достигает 300 тысяч тонн. Здание окружают колонны из уральского малахита 17-метровой высоты. Всего в соборе насчитывается 112 колонн. Диаметр центрального купола составляет 25 метров, его трехслойная медная кровля покрыта позолотой и сияет даже в ненастные дни.

История создания

Исаакиевский собор построили в 1818-1858 годах по проекту французского архитектора Огюста Монферрана. В 1814 году сумевшего заинтересовать своими чертежами российского императора Александра I.

Любопытно, что здание в итоге не получило традиционной для русских церквей колокольни. Хотя глав у него все-таки пять!

Современный нам собор – четвертая церковь с таким названием в Санкт-Петербурге. Назван в честь Исаакия Далматского, святого, в день памяти которого (30 мая) родился Петр I. Первый русский император особенно почитал своего небесного покровителя. И символично, что именно в новой столице страны возникла посвященная ему церковь. Других, к слову, нет!

Посещение собора обычно входит в программу любого туриста, посещающего Санкт-Петербург. Визит разбивается на две части: экскурсия внутри и затем (если хочется – подъем на колоннаду Исаакиевского собора).

Билеты приобретаются в автоматах с южной стороны здания либо в билетных кассах у восточного фасада, смотрящего на бело-желтое палаццо князя Лобанова Ростовского. К слову, возведенное по проекту все того же Монферрана.

Собор в наши дни

Новым заказчиком строительства выступил император Александр I. По его указу, подрядчиком работ назначен малоизвестный архитектор О. Монферран. У зодчего не оказалось должного опыта и знаний, поэтому процесс создания новой базилики растянулся на 40 лет. Монферран внес поправки в проект, задуманный при Екатерине. Он увеличил площадь корпуса и размеры куполов. Завершающие штрихи в разработку эскиза добавил император Николай I. Он распорядился воздвигнуть башенки по углам здания, оборудовать портики, а также распорядился завезти мрамор для декора.

Исаакиевский собор приобрел характерные черты благородства и величия. Его освящение прошло в мае 1858 г.

Практическая информация

Адрес: СПб, Исаакиевская площадь, 4

Время работы собора: 10.30 – 18, по средам он закрыт. Колоннада работает ежедневно с 10 до 22.30 с 1 мая по 30 сентября. В остальное время – с 10 до 18, и каждую третью среду месяца она закрыта.

В период “Белых ночей” на колоннаду Исаакиевского собора поднимаются и ночью:с 22.30 до 4.30 утра (1 июня – 20 августа).

Цены на билеты смотрим на официальном сайте: .

Кстати! Имейте в виду что в ведении музея  находятся еще три питерских церкви: Смольный собор, Храм Спаса-на-Крови и Сампсониевский собор на Выборгской стороне.

Ближайшая станция метро – “Адмиралтейская”.

Eurotraveler.ru

История возникновения Исаакиевского собора

Думаю, будет интересно узнать, что то здание, которое открыто для нашего взора сейчас, четвертое по счету. Самый первый храм был деревянным и строился по приказу Петра I в 1707 году. Другие два были каменные. Но, к счастью или к сожалению, сейчас мы знакомы с абсолютно другим зданием, на мой взгляд, уникальным. Собор был построен французским архитектором Огюстом Монферраном, которому предсказывали скорую смерть по окончании строительства, многие шутили, что именно поэтому Исаакий строится десятки лет. Архитектор действительно умер вскоре после освящения храма – 10 июля 1858 – и, вопреки европейской традиции, не был похоронен в построенном им соборе. Его захоронение находится в Париже на кладбище Монмартр. Официально храм был открыт лишь в конце мая 1858 года в присутствии Александра II и царской семьи. В строительстве Исаакия приняли участие более 400 тысяч крестьян, около четверти из них, исходя из документов тех лет, погибли за время строительства, многие в результате несчастного случая. Благодаря всем, кто в той или иной мере был причастен к строительству, наше поколение видит сейчас поистине уникальный памятник архитектуры невообразимой красоты. Собор выполнен в стиле неоклассической архитектуры, а его высота составляет 102 метра.

Скульптурное посвящение создателю

Не обошелся Исаакий без изображения своего “отца” — Анри Луи Огюста Рикара де Монферрана. Французский архитектор, проектировщик четвёртого и настоящего собора, его главный строитель и устроитель, как снаружи, так и внутри, представлен в левом углу барельефа полунагим в тоге со своим “детищем”.

В центре здания радует взор гостей бюст Огюста, сотворенный, как гласят предания, скульптором Антоном Егоровичем Фолетти, учеником Императорской Академии Художеств и лично профессора Витали. Изваяние сочетает в себе разные породы и цветовые оттенки камней, из которых был возведен и облицован весь храм.

После освещения Исаакия, говорили, что император Александр Второй усмотрел в скульптурных произведениях, посвященных французскому зодчему, его гордыню. Святые изображены в скульптурах со склонёнными головами пред Исаакием Далматским, лишь образ Монферанна не выражает ни «тени» поклонения, напротив, он предстает с поднятой головой. 

Как бы там ни было, нас интересуют не слухи, а скульптурные, архитектурные и духовные ценности собора. А они будут всегда служить людям. Они, в свою очередь, будут всегда служить Богу. Сказано в Писании: «Не суди, да не судим будешь». Пусть рассудит история. А она способна со временем расставить всё по своим местам. Нам же можно пока наслаждаться великолепием Исаакиевского собора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector