Архитектура исаакиевского собора

Южная сторона

Надпись на фризе: «Храм мой храм молитвы наречется». Фронтон украшен барельефом «Поклонение волхвов», который создал Витали. Центральная фигура — восседающая на престоле Богородица с Младенцем на руках. Рядом стоит Иосиф. Волхвы пришли из дальних стран, чтобы поклонится Царю мира и принести дары.

Угол фронтона украшает фигура Апостола Андрея, который принес веру православную в землю русскую. Он также является покровителем флота. В другом конце апостол Филипп. В центре евангелист Матфей. Он словно продолжает работу над главным трудом своей жизни. Рядом с ним стоит ангел, символизирующий чистоту мыслей и деяний. Ниши украшены скульптурами «Благовещение» и «Избиение младенцев», автор которых Логановский.

История собора после строительства.

Торжественное освящение собора преподобного Исаакия Далматского проходило 30 мая 1858 года в присутствии императора Александра II, членов Августейшего семейства, свиты их двора, почетных гостей иностранных посольств, высокопоставленных сановников и вельмож, дворянства и горожан разных сословий. На заполненной народом площади перед собором были построены полки в парадном строе, которые объехал Государь со свитой, приветствуя их. Вся Августейшая семья и их свита во главе с Императором вошла в Исаакиевский собор, где представителями высшего духовенства был совершен обряд освящения храма. Хроники того времени описывают это событие, как величайший праздник государственного значения. Образ мощи и величия государства и незыблемости престола был воплощен в архитектуре и монументальном убранстве собора.

Величественный силуэт Исаакиевского собора завершил парадный облик столицы Российской империи, став главной архитектурной доминантой наравне с Петропавловским собором.

В 1871 году грандиозное здание, требовавшее немалых ежегодных финансовых вложений, было передано государственному ведомству – Министерству внутренних дел. Так Исаакиевский собор стал нести одновременно две функции: как домовый храм царской семьи и как православный центр для проведения общегородских праздников.

При советской власти в1931 году Исаакиевский собор приобрел статус общедоступного музея.

Экспозиция состояла из трех разделов: история строительства собора, антирелигиозная работа музея и естественно-научная часть.

Во время Великой Отечественной войны в период вражеской фашистской блокады Исаакиевский собор выполнил свою важную миссию – стал главным хранилищем для наиболее ценных музейных экспонатов, вывезенных из пригородных дворцов и городских музеев.

После войны были проведены беспрецедентные по своим масштабам работы по реставрации собора.

Как напоминание об артиллерийских обстрелах города фашистами во время блокады, при которых пострадал Исаакиевский собор, на колоннаде западного портика, реставраторы оставили пробоины от вражеских снарядов.

Интерьеры храма

Исаакиевский собор – единственный собор, в отделке которого использовано много природного цветного камня. Камнерезные работы выполнены с величайшим мастерством. Стены и пол выложены плитами из русского, французского, итальянского мрамора. Стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. При отделке использовано 16 тонн малахита, 500 кг лазурита, 400 кг золота, 1000 тонн бронзы.

Собор изнутри расписывали маслом, но высокая влажность мешала работе. Масляную роспись заменили мозаичными панно из смальты. Живописные и мозаичные картины лучших художников, посвященные библейским и евангельским сюжетам, украсили храм. Коллекция состоит из 103 стенных росписей и 52 картин на холсте, созданных русскими мастерами: Огюст Монферран был против привлечения к работе иностранных художников.

Над северными дверями – роспись «Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч голодающих». Главный купол украшен росписью «Богоматерь во славе» работы Карла Павловича Брюллова.

Сюжет росписи площадью 816 квадратных метров – молящаяся Богоматерь с предстоящими Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом. Рядом с ними – святые покровители дома Романовых. Композицию плафона венчает посеребренная скульптура голубя – символа Святого Духа. Под куполом на стальном тросе на 80-метровой высоте парит полутораметровая фигура голубя.

Карл Брюллов, расписывавший купол, поплатился жизнью. Во время работы на лесах простудился, заболел – лечение за границей не помогло, художник умер.

Восхищает мастерство мозаичистов: издали мозаика смотрится, как живопись, структура полотна видна лишь вблизи. 62 мозаики украшают храм, в том числе:

  • Тайная вечеря;
  • Бичевание;
  • Поцелуй Иуды;
  • Несение креста.

Иконы

Иконы расположены в богато орнаментированных мраморных рамах в 20 нишах. Под ними – на бордовом мраморе поясняющие надписи золоченой бронзой. Работа профессора Флорентийской академии художеств Чезаре Муссони «Крещение Господа», В. Сазонова «Блудный сын» и «Милосердие самарянина», работы кисти К. Штейбена «Святые праведные Иоаким и Анна», «Распятие».

Кисти известного художника Т.А.Неффа принадлежат полотна:

  • Рождение Богоматери;
  • Сошествие Святого Духа на апостолов;
  • Вознесенье Господне;
  • Введение Богоматери в храм;
  • Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня;
  • Иисус посылает свой образ Авгарию;
  • Покров Пресвятой Богородицы.

Стены и окна

Стены, из плоскости которых выступали 12 статуй ангелов, облицованы белым мрамором. Все скульптуры в храме выполнены из меди. Через высокие арочные окна в собор льется умиротворяющий свет, отражаясь в меди, играет, создавая торжественную и праздничную обстановку.

Между фигурами ангелов – живописное изображение 12 апостолов кисти художника Басина. Окно главного алтаря украшено изготовленным в Германии витражом воскресшего Спасителя.

Витраж – нетипичный элемент русской церковной архитектуры. Во время богослужений, когда открываются царские врата, перед прихожанами возникал образ Христа, будто спускающегося с небес. Торжественность и трепет явлению придавало освещение витража газовыми горелками: на фоне языков пламени фигура Иисуса Христа оживала.

Алтарь и иконостас

В храме три алтаря. Главный посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой великомученице Екатерине, левый – святому благоверному князю Александру Невскому. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен колоннами из уральского малахита в стиле русской мозаики.

Царские врата украшены двумя колоннами из афганского лазурита и скульптурной группой «Христос во славе». В таком количестве лазурит не использован нигде в мире. В храме установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.

Собор сегодня

В 1948 году храму был присвоен музейный статус. Лишь в 1963 году закончилась реставрация Исаакиевского собора. Музей атеизма перенесли в Казанский собор, а памятник Фуко, свидетельствующий о том, что Земля вращается, сняли.

Как уже упоминалось, в 1990 году в храме была совершена первая, после долгого перерыва, Божественная литургия Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

В 2005 году между музеем-памятником “Исаакиевский собор” и Санкт-Петербургской Епархией было подписано соглашение о совместной деятельности. Сейчас службы в храме проводятся каждое воскресенье и в праздничные дни, а также концерты и экскурсии для детей и взрослых.

Храмы-предшественники

Первая церковь в честь Исаакия Далматского появилась в 1710 году. Для сооружения одноэтажного здания с колокольней и шпилем пригласили зодчего из Нидерландов Германа ван Болеса.

Зимой 1712 года именно здесь прошло венчание государя Петра I и Екатерины I. Позже царь собственноручно разобрал пропитанный корабельной смолой храм, так как он оказался слишком маленьким.

Модели первого, второго и третьего Исаакиевского собора (справа налево)

Через 5 лет была заложена вторая церковь в стиле «петровского барокко», но ее достроили уже после кончины государя. Новый храм стоял примерно там же, где сегодня красуется Медный всадник. По архитектуре он походил на Петропавловский собор, а по высоте шпиля равнялся Адмиралтейству. Стройную церковь украшали часы, которые царь привез из путешествия в Амстердам.

Нева отличалась сильными наводнениями, и вода часто подмывала храмовый фундамент. Такое соседство было разрушительным, поэтому было принято решение разобрать здание и сложить его на новом месте. Летом 1761 года специальным указом Сената архитектором нового храма стал Савва Чевакинский. Однако, по ряду причин этот проект так и не был осуществлен. Единственное, что удалось зодчему, так это выбрать место под будущий собор.

Через несколько лет императрица Екатерина II распорядилась начать стройку и выбрала архитектора Антонио Ринальди. Старательный зодчий построил церковь до карниза, но, когда государыня скончалась, покинул Россию. Так проект Исаакия стал напоминать классический долгострой.

Занявший престол Павел I нанял итальянского зодчего Винченцо Бренну. Весной 1798 года тот взялся за дело, однако, из-за урезания финансирования был вынужден изменить первоначальный проект. В результате на роскошном фундаменте из мрамора выросли стены из простого кирпича. Массивное здание имело приземистые формы и искаженные пропорции. Проект завершили в 1802 году. Несоответствий было так много, что вскоре стало понятно — собор придется капитально реконструировать.

История собора

Впервые упоминание о храме начинается в 1706 году. По приказу Петра изначально была построена деревянная церковь. Она была необходима, чтобы ее посещали работники, которые трудились на верфи. Расположили ее на лугу, напротив Адмиралтейства. По историческим данным здесь венчались сам Петр Великий и Екатерина I.

Собор из дерева был мал по своим размерам, через одиннадцать лет император приказывает возвести каменную церковь. Ее расположили чуть дальше от берега, на месте же старой деревянной теперь находится памятник Медный всадник.

Шпиль новой церкви по высоте был такой же, как шпиль на здании Адмиралтейства, а с виду она напоминала Петропавловский собор. В 1735 году возник сильный пожар, в купол попала молния. У церкви сильно размыло грунт, это произошло из-за того, что она находилась недалеко от реки Невы. От Адмиралтейства по каналу сливались отходы, которые так же способствовали ухудшению состояния фундамента церкви.

Только в 1768 году, уже по приказу Екатерины II, было начато строительство еще одного собора в честь преподобного Исаакия Далматского, но уже гораздо дальше от берега Невы. При жизни императрицы были возведены фундамент и стены, которые полностью были обложены мрамором.

После ее смерти, на царский престол взошел Павел I. Новый правитель решил завершить строительство. Пришлось видоизменить проект из-за нехватки денег, поэтому было принято решение возводить верхнюю часть собора из кирпича, но выглядело это со стороны очень криво и нелепо.

При правлении императора Александра I кирпичную кладку разобрали, и строительство завершили на скорую руку. Но действующий царь все же хотел видеть лаконично законченный собор, поэтому объявил конкурс на переделку храма, причем он хотел оставить нижнюю мраморную часть, возведенную при Екатерине Великой.

Только в 1818 году проект перестройки собора был утвержден Александром, и началось строительство нового храма, но комиссия, которая вместе с архитектором проверяла расчеты, постановила, что старый фундамент может не выдержать вес купола и четырех башен, предложенных проектом, поэтому стройку приостановили. Еще семь лет ушло у архитектора Монферрана на устранения ошибок в проекте.

Сначала принялись укреплять фундамент, чтобы он выдержал вес стен и новых колонн, его сделали целиковым и соединили со старым. Гранитные колонны отливали под Выборгом в мастерской, потом переправляли по воде, по специальной технологии их поднимали, устанавливали, закрепляли. Под первой установленной колонной заложена медаль Александра I.

Толщина стен в некоторых местах Исаакиевского собора доходит до пяти метров. Одним из сложных этапов являлось изготовление купола, так как по своим габаритам он был огромен. По проекту он должен был бы быть выполнен из кирпича, но зодчий решил сделать его максимально легким, поэтому было решено выполнить его из металла.

Наружный диаметр купола составляет почти двадцать шесть метров. Далее нужно было нанести позолоту, на тот момент в России одним из основных являлся метод огневого золочения. Золото закладывали в ртуть и прокаливали до полного растворения ртути, при этом выделялись очень вредные для организма человека пары. Процесс золочения длился четыре года, при этом погибло до ста двадцати мастеров.

Позже на купол были установлены двадцать четыре ангела с различными символами.

Исаакий сегодня

В XIX столетии собор находился в собственности Министерства внутренних дел. С самого начала в храме проходили различные выставки. Кроме того, храмовое здание использовали для церковных служб.

Сегодня величественный Исаакий – выдающийся архитектурный памятник классицизма. В качестве музея он работает с 1948 года. Многие туристы приходят сюда, чтобы подняться на смотровую площадку и полюбоваться грандиозным видом на историческую застройку, который открывается с высоты.

В 1990 году здесь возобновили богослужения, и в наши дни службы идут каждый день. В то же время собор продолжает принимать туристов. Многие путешественники оплачивают экскурсию и с удовольствием слушают рассказ гида об истории долгого строительства и судьбе зодчих, которые возводили Исаакий.

Посетителям показывают художественное убранство и редкие музейные экспонаты. Они могут увидеть красивые мозаики, масштабные настенные росписи, витражи, а также колонны и детали интерьера, сделанные из лазурита, порфира, малахита и разноцветного мрамора.

Полезная информация об Исаакиевском соборе

Исаакиевский собор – это четвёртый из петербургских храмов, посвящённых святому Исаакию Далматскому, византийскому монаху, с днём памяти которого совпал день рождения Петра I (30 мая). Предыдущий храм, стоявший на этом месте, не гармонировал с парадным обликом столицы и имел конструктивные недостатки. Дважды проводили конкурс на создание проекта перестройки Исаакиевского собора. Но конкурс не дал практических результатов. В 1866 году Александр I поручил председателю Комитета по делам строений и гидравлических работ А. Бетанкуру подготовить предложение по перестройке собора и подобрать архитектора.

Бетанкур предложил доверить эту работу Огюсту де Монферрану, молодому зодчему, приехавшему из Франции. Он предложил 24 архитектурных проекта в самых разных стилях. Александру I работы понравились. Этому архитектору и было поручено построить храм, однако вскоре ему понадобилась помощь более опытных коллег. Постройка собора заняла целых 40 лет. С 1818 по 1842 год возводили здание, а с 1842 по 1858 год занимались внутренней отделкой. По Петербургу ходили слухи, что стройку намеренно затягивают из-за распространившегося предрассудка, что, когда храм будет окончательно построен, династия Романовых прекратит своё существование.

Фрагмент ворот собора

В 1931 году в здании Исаакиевского собора был открыт антирелигиозный музей. В пасхальную ночь с 11 на 12 апреля в музее был показан опыт с маятником Фуко, убедительно свидетельствовавший о вращении Земли. Сейчас в соборе опять проходят церковные службы, однако он по-прежнему считается музеем. Билеты продаются внутри собора (вход со стороны южного портика). Поэтому, прежде чем заплатить за вход, вы можете оценить, стоит ли осмотр интерьера таких денег. Для прохода на колоннаду и купол нужен отдельный билет. Вход туда закрывается на час раньше самого собора.

Внутреннее убранство собора

Интерьер Исаакиевского собора

Внутри собор отделан мрамором четырнадцати сортов, а также яшмой, малахитом, золоченой лепниной, фресками и мозаикой. Плафон большого купола – самая крупная роспись собора – создан К. Брюлловым. Её площадь более 800 квадратных метров. На ней изображена Дева Мария в окружении святых и ангелов. Огромные двери из бронзы и дерева покрыты барельефами Ивана Витали на библейские темы. Этот же мастер создал многочисленные мозаики храма. Малахитовые и лазуритовые колонны обрамляют иконостас из белого мрамора.

Над созданием иконостаса трудились живописцы Т. Нефф, К. Брюллов и С. Живаго. По бокам от него находятся две двери, ведущие в алтарь. Главный алтарь украшает витраж, изображающий воскресшего Христа. Это элемент католического убранства, едва ли не единственный в католической церкви. В задней части нефа находится модель собора, выполненная крепостным крестьянином М. Салиным. На левой стороне западного портика стоит бюст Монферрана. Архитектор посвятил созданию собора 40 лет и умер прямо на работе.

Красочный интерьер собора

Купол и колоннада собора

Чтобы в полной мере оценить высоту Исаакиевского собора и красоту украшающих его скульптур, нужно подняться на колоннаду. Это третий по величине купол в Европе. Он состоит из трёх взаимосвязанных конструктивных частей: нижней – сферической, средней – конической и наружной – параболической. Диаметр наружного купола – 25,8 метра, внутреннего сферического – 22,15 метра.

Для утепления купола между его чугунными фермами заложили гончарные горшки. Наружная часть купола покрыта плотно пригнанными друг к другу медными позолоченными листами. Золочение главного купола, куполов колоколен и крестов велось огневым способом: листья меди покрывали расплавленным составом золота и ртути, затем их медленно нагревали над жаровнями, выпаривали ртуть. Золочение было трёхкратным.

Купол собора

Дешёвая аренда авто
Известные компании проката
различные предложения

Тинькофф ALL Airlines
Кредитная карта для туризма
бесплатные путешествия

На каждом листе ставилось клеймо мастера, отвечавшего за качество позолоты. Над колоссальной колоннадой, увенчанной 24 статуями, находится открытая галерея. Оттуда открывается потрясающий вид на Санкт-Петербург. На колоннаду ведёт отдельный вход под южным портиком. Чтобы попасть туда, вам придётся выйти из собора в сторону Невы, а затем обойти здание.

Колоннада собора

Северная сторона

Надпись, выгравированная на фризе, гласит: «Господи, силою Твоею возвеселится царь». Фронтон украшает барельеф «Воскресение Христа» работы Лемера. Центральной фигурой является воскресший Христос в окружении ангелов. На заднем плане — испуганные стражи, и потрясенные увиденным женщины.

Пасха – самый светлый и праздник в православии. В честь него возжигают светильники на углах собора, которые удерживают преклонившие колени ангелы. По углам и на вершинах каждого фронтона установлены фигуры двенадцати учеников Спасителя, причем на вершинах помещены скульптуры евангелистов написавших Новый Завет.

Так слева на северном фронтоне скульптура Петра, держащего ключи от райских врат. Справа – изображение Павла. Меч в его руках — олицетворение ревностного служения Спасителю. В центре фигура Иоанна, рядом с ним орел, олицетворяющий полет богословской мысли. Ниши украшены скульптурами «Несение креста» и «Положение во гроб», автор которых скульптор Клодт.

Собор в наши дни

Новым заказчиком строительства выступил император Александр I. По его указу, подрядчиком работ назначен малоизвестный архитектор О. Монферран. У зодчего не оказалось должного опыта и знаний, поэтому процесс создания новой базилики растянулся на 40 лет. Монферран внес поправки в проект, задуманный при Екатерине. Он увеличил площадь корпуса и размеры куполов. Завершающие штрихи в разработку эскиза добавил император Николай I. Он распорядился воздвигнуть башенки по углам здания, оборудовать портики, а также распорядился завезти мрамор для декора.

Исаакиевский собор приобрел характерные черты благородства и величия. Его освящение прошло в мае 1858 г.

Архитектурно-художественный декор

Сохраняя традиции классицизма, ведущий архитектор решил вопрос касательно архитектурно-художественного убранства здания несколько по-своему. В итоге, Исаакиевский собор – замечательный образец не только монументального, но и декоративного искусства.

В девятнадцатом веке для украшения зданий широко использовалась скульптура, и Исаакий не стал исключением. Грамотное расположение скульптурных композиций сглаживает переходы от одних частей сооружения к другим, усиливая при этом впечатление от отдельных элементов. 

Устройство собора стандартно для православных церквей восемнадцатого столетия: входы расположены с южной, западной и северной сторон; восточная часть отведена под алтарь и иконостас. Все внутреннее пространство делится на три нефа с помощью внушительных пилонов. Высота центральной части составляет шестьдесят девять метров, крайних – двадцать восемь метров.

В иконостасе сделаны три арки. Центральная украшена двумя лазуритовыми колоннами, через нее осуществляется вход в главный алтарь святого Исаакия Далматского. Алтарное окно украшено одним крупнейших европейских витражей: его площадь составляет двадцать восемь квадратных метров. Он создан немецким мастером Айнмиллером, и характеризуется тщательным подбором цветов, их яркостью и глубиной.

Витражи крайне редко используются в православных сооружениях, однако в данном случае они не только отлично вписываются в окружающую обстановку, но придают ей особенно торжественный вид. Боковые арки ведут в приделы с малыми иконостасами святого Александра Невского и святой Екатерины.

Богато украшен и барабан центрального купола: золоченые скульптуры двенадцати ангелов-кариатид чередуются с живописными изображениями двенадцати апостолов. Свет из многочисленных окон отражается от позолоченных скульптур, и в сочетании с богатой живописью они производят на посетителя потрясающий эффект.

К внутреннему оформлению собора приложил руку живописец Карл Брюллов – он расписал плафон площадью восемьсот шестнадцать квадратных метров. Рисунок идет по кругу, центр художник оставил свободным – это придает ощущение легкости и бесконечности небесного пространства. Нижний край плафона оформлен таким образом, чтобы смягчить переход от строгих архитектурных форм к пышным и торжественным художественным изображениям.

Под самим куполом парит запечатленный в скульптуре голубь, символизирующий собой Святой Дух

Важное значение имеют позолоченные люстры-паникадила, весом по три тонны каждая – они удачно поддерживают ощущение торжественности и величия

В целом собор являет собой яркий образец эклектики: в его убранстве сливаются воедино строгость форм и холодность гранита и мрамора, округлость куполов и богатство позолоты, яркость витражей, сверкание люстр и насыщенность красок росписи.

Инженерное чудо

В 1809 году Александр I объявил конкурс проектов на строительство нового храма – красивого, монументального, величественного. Проект Исаакиевского собора одобрили только в 1818 году. Должность «императорского архитектора» получил француз Огюст Рикар де Монферран, который изготовил и передал Николаю I, лично курирующему строительство, 24 проекта будущей церкви. Царь одобрил план пятиглавого храма с колоннами и портиками, который строили 1818-1858 годы.

Исаакиевский собор – образец позднего классицизма, в котором проявились новые направления: неоренессанс, эклектика и византийский стиль. Архитектурный вид храма не характерен для русского храмостроения. Вес собора 300 тысяч тонн, самое тяжелое здание в Петербурге. Высота 101,5метра, ширина 100 метров, диаметр купола 28,5 метра. Внутренняя площадь 4000 квадратных метра, храм вмещает 12000 человек.

Особенности строительства

При строительстве собора использовали оригинальные и дерзкие для своего времени технологии. Для болотистого грунта здание было необычайно тяжелым: потребовалось вбить в основание фундамента 12 000 просмоленных сосновых свай. Здесь покоится 7-метровый гранитно-каменный фундамент сплошной кладки.

В каменоломнях финского побережья, у Выборга, строители вырубали гранитные колонны. Каменотесы изобрели способ извлечения монолитных глыб: сверлили в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина.

В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь которые продевали канаты. Затем 40 человек тянули за них, постепенно выламывая гранитные блоки. Доставляли камни к месту строительства по рельсовым путям, хотя железных дорог в России тогда не было.

Монферран установил 17-метровые колонны до сооружения храмовых стен, что раньше не делалось. С помощью спроектированных лесов 114-тонные колонны, завернутые в войлок, за 45 минут ставились вертикально. На подъем первой колонны с портретом Александра I приехала императорская семья, собрались жители города и иностранцы. Установка 48 колонн заняла два года и завершилась в 1830 году.

Храмовые стены толщиной 5 метров покрывали мрамором с внутренней и внешней стороны. Мрамором закрывали и перекрытия кирпичных сводов с железными каркасами. В стенах собора создавались ходы вентиляции, для естественного освещения предназначались световые галереи.

Работа с куполом храма

Купол храма отлили из смеси металлов: чугуна, железа и бронзы с медью, что облегчило вес, и обшили листами позолоченной меди. Внутри купола для улучшения акустики поместили 10000 керамических горшков. В 1841 году на смонтированное купольное основание подняли 24 колонны весом 64 тонны каждая, для того чтобы установить вокруг купола.

Каждую колонну поднимали вверх по специально разработанной схеме. На золочение колонн потратили 100 кг червонного золота. Колоннада собора – самая высокая обзорная площадка в центре города. Купол собора виден с Финского залива.

400 тысяч крепостных по 16 часов в день в будни, праздники и воскресенья работали на стройке века. Четверть крепостных строителей погибла при несчастных случаях и болезнях. К 1842 году собор возвели, потратив 32 миллиона серебряных рублей. Впереди – отделка сроком на 16 лет. Освятили собор 30 мая 1858 года и открыли для служб.

Долгострой XIX века

Долгострой создавался Монферраном 40 лет. По легенде, прорицатель предсказал архитектору смерть после возведения храма, якобы поэтому зодчий не спешил со строительством. Действительно, Монферран не прожил и месяца после окончания работ.

Легенда гласит, что Александр II, осматривая храм, заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Далматского, самого Монферрана с поднятой головой. Отметив гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего зодчий расстроился, слег и умер.

Монферран завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император не дал согласия. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг собора, и вдова похоронила мужа в Париже. Так никому не известный на родине француз архитектор Огюст Рикар де Монферран создал шедевр мировой архитектуры, ставший символом Санкт-Петербурга.

Западная сторона

Надпись на фризе: «Царю царствующих». Фронтон украшает барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», созданная скульптором Витали. Он олицетворяет союз церковной и светской власти. Фасад это обращен к зданиям Сената и Синода. Там можно увидеть святого Исаакия, благословляющего склонивших головы императора с женой и их свиту. Очень интересна фигура полуобнаженного мужчины в левом углу. Это Монферран, изображенный с макетом храма в руках. Он единственный не склоняет головы пред святым старцем.

В углу фронтона фигура апостола Фомы, держащего угольник. На его лице отображено удивление, ведь маловерие принесло ему известность. Апостол Варфоломей в противоположном углу предстает с крестом и скребком. Крест – символ его веры, а скребком с него перед смертью содрали кожу. Евангелист Марк венчает фронтон. Рядом с ним лев – олицетворение смелости и мудрости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector