Успенский владимирский собор: история, архитектура, правила посещения

Строительство и история храма

Великий князь Андрей Боголюбский во Владимире решил поставить храм. Его мастера вложили в создание первоначального белокаменного строения все свои умения и знания, вдохнули в него частичку своей души. В 1158 – 1160 годах поднял над городом свои купола Успенский храм во Владимире. Русские иконописцы создали много красивых икон для внутреннего убранства, украсили иконостас каменьями дорогими, создали необходимые для церковного служения сосуды, ворота покрыли вычурной резьбой, а также покрыли позолотой храмовые купола. Засверкал собор, но князь был все еще недоволен результатом. Ему казалось, что в Божьем соборе не хватает украшений.

Когда храм был практически готов, князь Андрей обратился за помощью к Фредерику Первому (Барбароссе). Ювелиры, иконописцы и золотильщики, присланные императором, создали уникальные картины, завораживающие взгляды прихожан. Эта роспись дополнила великолепный проект, сделав храм настоящим шедевром.

В 1185 году город Владимир пострадал от пожара. Пришлось перестраивать практически все, даже собор. Когда восстановительные работы были закончены, собор словно разросся, поскольку существующие уже стены были запрятаны в ларец из галерей. Алтарная часть при этом тоже увеличилась, а углы храма украсились четырьмя малыми главами. Собор стал пятинефным.

Специальные ниши галерейных стен стали местом захоронения большого количества епископов и членов великокняжеского рода города Владимира. Здесь же лежат останки братьев-князей Андрея и Всеволода.

Новое сотрясение храма пришло вместе с ханским войском. Батый в 1238 году взял Владимир штурмом. В попытке спастись, владыка Митрофан и женская часть владетельного семейства (княгиня Агафия Всеволодовна, дочери и снохи) закрылись в соборе. Монголы не стали долго ждать их сдачи, а подожгли здание со всех сторон. После гибели княжеского семейства их ввели в лоно святых, назвав Владимирскими мучениками.

Начало 15-го века принесло с собой новые изменения. Восстановлением декора немолодого уже здания занялись художники Д. Черный и А. Рублев. От их работ до наших дней дожили лишь фрагменты росписи на западной стене и в алтарной части. Большая часть декоративных элементов, представленных нашим современникам, были созданы в 19-м веке.

В 1767 году Екатерина II путешествовала по стране и посетила древний город Владимир. Она посетила молебен в Успенском соборе, при этом была неприятно удивлена его ветхим видом. На воссоздание благолепия данного храма она выделила из своей казны 14 000 рублей. Самое главное изменение после екатерининского вмешательства – замена иконостаса. Рублевский вариант был полностью удален, новый, выполненный в барочном стиле, установлен.

18-19 века очень повлияли на внешний вид собора. Менялось практически все. Окна растесали и сделали больше, соорудили конфорсы, крышу сделали четырехскатной. В 1810 году рядом с собором появилось новое строение: колокольня в 4 яруса. Позже, в 1862 году, ее соединили с основным зданием храма, создав придел Георгия Победоносца.
Все это время храм меняли, улучшали, а также украшали на свой вкус разные архитекторы и художники. В конце 19-го века возник научный интерес, приведший к реставрационным работам. В 1882-1884 годах ученые смогли оголить и открыть для всеобщего обозрения уникальные фрески, созданные руками великого мастера живописи Рублева. Потом реставрации подверглась и внешняя часть здания, возвращая окна, крышу и другие элементы в их первоначальный вид. Контрфорсы забрали, главки вновь поставили шлемовидные, убрав луковичный их вариант.

Реставрационные работы продолжались и в 20-м веке. В связи с этим, собор практически не трогали советские власти. Наиболее масштабный проект реставрации включал в себя тщательную чистку белого камня, а также его покрытие специальным раствором. Купола покрыли позолотой. Внутренняя часть стен прошла укрепление, поскольку историки старались сохранить фрески красочными и живыми. Были проведены работы по регуляции режима влажности и терморегуляции. Все это происходило в 70-80-е годы 20-го века.

Иконостас

Иконостас собора был создан в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий — ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа. В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа. Главным является Деисисный чин, напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.

Современное состояние монастыря и режим посещения

В монастыре и его подворьях проживают более 25 насельников. Сегодня одно из основных направлений деятельности обители – активное социальное служение. Монахи помогают малообеспеченным жителям Иваново и переселенцам, а также постоянно бывают в городских больницах и у детей-сирот. Кроме того, при обители работают курсы для прихожан, развиваются молодежное и скаутское движения и создан архиерейский хор.

Интерьер Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы

Монастырская территория на улице Смирнова в Иваново, площадью более чем 3 га, обнесена кирпичной стеной. Она открыта для посещений ежедневно с 10.00 до 17.00. На бывшем монастырском кладбище в память о всех похороненных здесь стоит поклонный крест. Роль утраченной колокольни выполняет небольшая изящная поминальная часовня, поставленная в монастырском дворе в 2002 году. Кроме того, совсем недавно закончено строительство нового братского корпуса в 4 этажа.

Помимо земли в самом городе, мужская обитель имеет два подворья в Ивановском районе. Казанское находится в с. Котцыно, на Школьной улице, 17, а Знаменский скит – в с. Буньково. Кроме них, монастырским подворьем является также церковь Воскресения Словущего, которая расположена в с. Толпыгино Приволжского района области на Центральной улице, 25.

Вид на церковь Царственных страстотерпцев Успенского монастыря

Монастырь курирует также четыре православных церкви в с. Лежнево и две больничных церкви в Иваново – храм Николая Чудотворца и церковь, посвященная образу Богоматери «Помощница в родах».

В Иваново мужской обители принадлежат два храма – Успенский и Царственных страстотерпцев. Храм Успения Пресвятой Богородицы был повторно освящен в 1995 году. Кроме главного придела, он имеет боковые, посвященные Рождеству Иоанна Предтечи и святой великомученице Варваре. Совсем недавно – в 2014 году этот храм получил статус кафедрального собора епархии, и после большой реконструкции церковные службы здесь совершаются ежедневно в 8.00 и 17.00.

Вид на церковь Царственных страстотерпцев со стороны собора Успения Пресвятой Богородицы

Основной объем этой красивой пятикупольной церкви представляет собой двухярусный четверик, покрытый четырехскатной кровлей. Его нижний ярус двухсветный, а верхний – глухой и лишь имеет ложные декоративные проемы. Полукруглая абсида алтаря состоит из трех частей и по сравнению в основным объемом храма заметно понижена.

Церковь Царственных страстотерпцев построили в монастырском парке. Этот живописный одноглавый храм принимает верующих с 2007 года.

Вид на территорию Успенского монастыря от церкви Царственных страстотерпцев

Разрушение «собора, что на Маковице»

К сожалению, нет вечных строений и если ими серьезно не заниматься, рано или поздно они приходят в упадок. Хотя виной сильного обветшания собора, построенного во времена Ивана Калиты, являются скорее постоянно случающиеся пожары. Да, через полтора столетия храм потрепало так, что вопрос о тотальной реконструкции, либо новой постройке возник сам собой. Взвесив все «за» и «против» (сильно крошащийся камень, и ветхость некоторых конструкций — своды приходилось подпирать бревнами), после вновь произошедшего в 1470 году пожара, было принято решение о демонтаже старого собора и постройке нового.

Архитектурные особенности собора

Первый проект собора создавался на шести столпах, при этом имел три апсида. Материалом для постройки взяли белый известняк, качество которого было настолько высоким, что с ним не мог сравниться материал стен галереи Всеволода.

Шестистолпный храм имел одну особенность: четверик был почти кубичным и имел такие параметры:

  • ширина – 17.5 м;
  • длина – 22.5 м;
  • высота – 21 м.

Подкупольный квадрат имел сторону длиной 6.4 м. Все храмовые элементы словно тянулись к Богу, стремилось вверх.

Среди современников собор относился к наиболее высоким. 32.3 метра высоты превосходили имеющиеся храмовые комплексы Новгорода и Киева.

Толщина стен и крещатых столпов невелика. В том проекте храма роль столпов брали на себя так называемые лопатки, размещенные внутри и снаружи, убранные полуколоннами, капителями из лиственного орнамента. Сверху, над линией аркатурно-колончатого пояса, профиль лопаток усложнили валиком.

От подпружных арок путь к барабану о 12 окнах вел сквозь тромпы. В то время такой проект строения был одним из наиболее уникальных, поскольку в северо-восточной части Руси зодчими не создавались подобные сооружения данного периода.

Известно, что у первичного храма было 3 притвора. Цоколь изготовлен из непрофилированного отлива так, как это делали и при строительстве соборов Юрия Долгорукого. На стенах собора красовалось украшение из пояса, составляли который арки и колонны, сверху окантованный лентой поребрика.

Капители небольших колон, использованных для декора, по своей форме напоминают кубические романские изделия, базу же составляют клинчатые консоли.

Поверхности стен, расположенные между колоннами, покрывали штукатурка и изящные фрески.

Основой строения был каменный фундамент, раствор в котором достигал только двух рядов, а выше строители расположили мелкий бут белого камня. Мастера ставили стены собора уже поверх него.

Войти на хоры собора можно было, воспользовавшись входом лестничной башни. Она располагалась с северной стороны храма, примыкая к пряслу.

Первичный храмовый комплекс при строительстве задекорировали скульптурными декоративными композициями зооантропоморфного типа. Когда проводилась обстройка галереями (в 1180 году), все статуи исчезли. Некоторые исследователи считают, что их перенесли в галерею Всеволода.

Двуярусные фасады разделялись сложными пилястрами. Поверхность центральных закомаров украшали рельефные композиции, на которых были изображены:

  • Сорок мучеников севастийских
  • Вознесение Александра Македонского на небо
  • Три отрока в пещере огненной

Дополнительными элементами декора были маски львиных голов и женских лиц.

Прошло много времени, но некоторые элементы старинной работы дожили до наших дней. К ним относятся статуи в виде пророков, изображения птиц, напоминающих внешне павлинов, и капители в форме пары лежащих львов.

Сколько глав тогда у храма было – не знает точно никто. Некоторые исследователи утверждают, что их было 5.

Восстанавливая храм после пожара 1185 года, мастера не только визуально расширили его с помощью галерей, но и сделали вместительнее. При этом разделение новых достроек проводилось согласно первичному плану, что сделало дополнение к собору гармоничным.

Образ храма стал ступенчатым, поскольку закомары галерей расположились немного ниже, чем на основных стенах.

Новые апсиды мастера разместили восточнее прежних. Если внимательно рассматривать Всеволодовы галереи, видно, что на северо-востоке и юго-востоке строения не украшены угловыми компартиментами, а малые главы с восточной стороны сделаны меньше, при этом сдвинуты на запад.

Когда проводились работы по восстановлению храма и изменения в его проекте, стены Андреевского собора подверглись частичному разрушению. Чтобы галереи Всеволода дополнили храм, при этом стали частью единого внутреннего пространства, создавались дополнительные арки.

Внешние гладкие стены галерей частично изукрасили рисунки, продублированные с вертикальных поверхностей собора, построенного Андреем Боголюбским.

В летописях отмечается, что всю перестройку проводили местные мастера, включая и декорирование стен росписями. В настоящее время сохранились элементы декора, созданные руками зодчих того времени.

Первоначальный храм 1158—1160 годов

Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.

Согласно сообщению Василия Татищева, «по снисканию бо его даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским видимо, что архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго , с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь, скорее всего, идёт не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.

С другой стороны, специалист по древнерусской архитектуре Николай Воронин пишет в книге «Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XIV веков»:

Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

И стены, и крещатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.

По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.

Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.

Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Николай Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.

Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.

Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов (в северной галерее).

Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Евгений Голубинский полагал храм пятиглавым, Николай Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведённый Татьяной Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования Сергея Заграевского показали верность гипотезы Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.

Это интересно: Астраханский Успенский собор: изучаем вопрос

Особенности архитектуры и внутреннего убранства

Собор построен неизвестным архитектором в византийском стиле. Над ним возвышается одна большая центральная глава и четыре малые главы. Внутренние формы устремлены в высоту. Своды храма поддерживаются крестообразными столбами с лиственными капителями. К основному объёму примыкают три полукруглых выступа (абсиды).

Узкие длинные окна, напоминающие бойницы, располагаются по всему храму. Галереи и стены соединены арочными перекрытиями. Площадь строения составляет более 900 квадратных метров. С северной стороны к собору пристроена галерея (тёплый храм), которая соединяет его с колокольней.

В соборе хранится множество древних икон, а также иконы XVIII века. Среди них наиболее известны образы св. Александра Невского и чудотворца Георгия Владимирского. Главная реликвия храма – Владимирская икона Богородицы в бронзовом киоте, украшенная драгоценными камнями и жемчугом.

Настенная роспись и барельефы показывают различные христианские сюжеты: вознесение на небеса князя Александра Невского, сцены Судного дня, пророки со свитками и многое другое. За екатерининским иконостасом на древних столбах реставраторы обнаружили настенные росписи XII и XV вв. Значительная часть композиций повреждена и подлежит реставрации.

История Успенского собора в XVI-XX веках

Из-за того, что огромный собор долгое время не отапливался, постоянные перепады температур не лучшим образом сказались на красочном слое старинных фресок. К середине XVII века настенные росписи потускнели и стали осыпаться, поэтому Успенский собор в московском Кремле расписали заново. Старинный храм несколько раз горел во время сильных пожаров, но потом его восстанавливали. Кроме того, в соборе было проведено несколько масштабных реставраций.

С 1547 года стало традицией венчать в соборе на царство великих князей и царей. Даже когда новой столицей сделали Санкт-Петербург, коронация российских монархов проходила в Успенском соборе.

Перед нашествием войск Наполеона церковные ценности были вывезены в Вологду. Войдя в город, французские солдаты осквернили храм и из старинных гробниц осталась целой лишь серебряная рака, где лежали останки митрополита Ионы. Спустя год после того, как наполеоновская армия покинула российскую столицу, в древнем храме провели обряд освящения.

В начале весны 1918 года новое советское руководство переехало в Москву, и службы в древнем соборе прекратились. В качестве музея храм открыли для посетителей в 1955 году, после масштабной реставрации, а церковные службы здесь возобновили в 1990-е годы.

Особенности архитектуры и внутреннего убранства

Шестистолпный собор построен из известняка, а его своды, столбы, барабаны и стена над апсидами возведены из кирпича. Церковное здание имеет пять апсид, а его фасады разделены лопатками. Пять золочёных шлемовидных глав смещены к восточной части постройки. Декор гладких стен храма весьма скромен. На них выделяются только узкие вертикальные окна и лаконичный аркатурный пояс.

Вопреки церковным традициям, главным фасадом Успенского собора Кремля считается южный, который в старину носил название «красных дверей». Через него в церковь входили русские цари. Этот портал обращён к древней Соборной площади и оформлен росписями, на которых изображена одна из главных православных святынь — Владимирская икона Богоматери.

Южный портал закрывают красивые Корсунские врата. По преданию, они были привезены из Корсуни — так раньше назывался город Севастополь самим князем Владимиром. Но это не соответствует истине — знаменитые врата появились только в XVI столетии.

Вход с западной стороны использовался во время проведения крестных ходов и царских коронаций. А через северные портал, выходящий в сторону Патриарших палат, в храм входили церковные иерархи.

Внутри собора можно увидеть фрагменты фресок, написанных в конце XV – начале XVI века. Это самые древние росписи, которые сохранились до наших дней на территории Кремля. Кроме того, в храме находится несколько христианских святынь — Гвоздь из Гроба Господня и посох, которым пользовался митрополит Пётр. Иконостас собора был изготовлен в середине XVII в.

Усыпальница

Храмовый некрополь начал формироваться ещё в первом соборе Иоанна Калиты. Здесь похоронили митрополита Петра и московского князя Юрия Данииловича. После появления Архангельского собора в нём стали погребать светских правителей, а Успенский храм отвели для захоронений иерархов Русской церкви.

До наших дней в храме сохранилось двадцать захоронений. Гробницы митрополитов Петра и Феогноста, живших в XIV века, находятся в алтаре собора. Склеп митрополита Филиппа II (Колычева), умершего в 1569 году, располагается справа от алтаря.

В северо-западной части храма разместились гробницы митрополитов Филиппа I, Геронтия, Симона, Ионы и Макария. Напротив них можно увидеть захоронения, где покоятся патриархи Гермоген, Андриан, Иоаким, Иосиф, Питирим, Филарет, Иов, Иоасафы I и II, а также митрополиты Фотий и Киприан. Кроме того, в соборе сохранилась гробница, в которой лежит московский князь Юрий Долгорукий (1281-1325).

Как побывать в соборе

Храм стоит на Соборной площади в самом сердце Кремля. Попасть сюда можно, купив билеты в кремлёвских кассах у выхода из станции метро «Александровский сад».

Желающие посмотреть Успенский собор Московского Кремля приобретают билет для осмотра ансамбля Соборной площади. По нему можно побывать в трёх главных кремлёвских соборах, заглянуть в старинный храм Ризоположения и Патриаршие палаты.

Описание

Крестово-купольный пятинефный пятиглавый трехапсидный собор из тёсанного белого камня соединяет в себе два строительных периода. Первоначальное, трехнефное, трехапсидное шестистолпное его ядро 1158-1160 годов было в 1185-1189 годах обстроено двухъярусными галереями, открытыми внутрь собора и образовавшими два дополнительных нефа. Планировочная структура стала представлять квадрат, образованный галереями всеволодовой обстройки, вобравший в себя древнее прямоугольное ядро, причём площадь древнего храма и новой обстройки приблизительно равны друг другу. Объемно-пространственное решение собора – высокий двухсветный четверик с хорами в западной части, имеющий позакомарное покрытие и завершенный пятью цилиндрическими световыми барабанами со шлемовидными главами. Высота главной центральной главы — 32,3 м. Полукруглые апсиды почти одной высоты с четвериком. Внутреннее пространство четверика заполнено шестнадцатью столпами с перекинутыми от них подпружными арками системой разновысоких коробовых сводов.

Членение фасадов полуколонками на прясла, каждое из которых имеет позакомарное завершение, соответствует внутренней пятинефной структуре. Щелевидные окна и порталы имеют профилированные проемы. Легкий аркатурно-колончатый фриз делит фасады на два яруса на уровне хор и поднимается на апсидах в карнизную зону. Умеренные украшения фасада влключают в себя белокаменные рельефамы, украшение барабанов более насыщенной зубчиками и поребриком.

Собор сохраняет разновременную настенную живопись XII–XVII веков, среди которых уникальные фрески преподобного Андрея Рублева.

Кресты на главах металлические, кованые ажурные. Кровля собора выложена из листов меди. Полы металлические, из чугунных плит с рисунком, повторяющим орнамент металлических полов XIX века. Двери деревянные, двойные, двустворчатые, с накладными резными декоративными деталями, с застекленными фрамугами. В северо-западном углу собора устроена винтовая металлическая лестница, ведущая на хоры и в северо-западный барабан с выходом на кровлю. Иконостас резной, золоченый, выполненный во второй половине XVIII века, в стиле «елизаветинского барокко». Над царскими и патриаршими местами поставлены резные золоченые сени, выполненные в том же стиле. Внутри собора, в пятах подпружных арок столбов помещены горельефные изображения львов, высеченные из белого камня.

Фундамент собора заложен из нескольких рядов булыжника и белого камня (в верхних рядах) на известковом растворе.

Колокольня стилистически представляет собой свободное соединение классических элементов (спаренные колонны первого яруса, композитные — третьего) с псевдоготическими деталями (стрельчатые арки). Высота вместе со шпилем более 70 м.

Информация для путешественников

  • Припарковать машину лучше всего на автостоянке около памятника М.Кутузову, расположенной между улицами Соборная гора и Большая Советская.
  • К Успенскому собору можно также подъехать со стороны Школьной улицы, но парковки там нет, придется разворачиваться и ставить машину на другую стоянку.
  • Около Успенского собора много нищих и попрошаек.
  • В киоске рядом с Успенским собором продается очень вкусный хлеб местной выпечки, обязательно купите его.
  • В Успенском соборе фотографировать запрещено.
  • Для женщин лежат юбки и платки, однако во время службы их может на всех не хватить.

Успенский собор в конце Большой Советской улицы

Адрес: 214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5

Сайт «Дорогами Срединного пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:

  • Дешевые авиабилеты: Aviasales
  • Гостиницы и базы отдыха: Booking
  • Туристическая страховка: Cherehapa
  • Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Посмотреть все

Жизнь прихода

Подворье в Аляухово

К храму Успения Божией Матери в Путинках приписан храм Святых Царственных страстотерпцев в Аляухово.

Адрес:

Московская область, Одинцовский район, село Аляухово, дом 33

Молодежный клуб Петра и Февронии

Клуб во имя святых Петра и Февронии является одной из самых больших православных молодежных организаций Москвы. Общий охват молодежи, привлеченной к участию – около 4 тыс человек. Основной возраст участников Клуба – 20-45 лет. С момента создания Клуба (сентябрь 2007 годя) из участников образовалось более 100 венчанных пар. Руководитель Клуба – Громова Екатерина.

Каждое воскресение за исключением Великого поста и престольных праздников в 17.00 служится молебен перед чудотворной иконой святых Петра и Февронии в храме Успения (Успенский пер, д. 4), проводится чаепитие, концерты православных исполнителей. После чаепития – мастер-классы по историческим бальным танцам. На каждую встречу приходит около 250 человек, в летнее время около 350.

Внутреннее убранство

Общество трезвости во имя Святого Праведного Иоанна Кронштадтского

Общество трезвости во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского было создано по инициативе настоятеля нашего храма протоиерея Алексия Гомонова в последнюю неделю Великого поста в 2013 году. Этим постом многие страждущие недугом пьянства, прошли по благословению духовника серьезный этап воздержания, и наш батюшка принял решение закрепить эти результаты созданием Общества трезвости. «Гибнут хорошие люди от водки и наркотиков. Не только неверующие, но и верующие. И чтобы помочь им, нужно приложить усилия. Недостаточно простой исповеди, надо создать особую среду для исцеления их и общения с ними», – так определил о. Алексий задачи вновь созданного общества.

Служба помощи жен-мироносиц

Благотворительная служба Жен Мироносиц возникла в конце 90-х при московском храме Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. Ее основательница Людмила Афанасьева — вдова первого настоятеля этого храма протоиерея Глеба Афанасьева. Указом Святейшего Патриарха Алексия она была назначена старостой храма, главой приходского совета. После смерти мужа все свои силы она сосредоточила на восстановлении храма. Храм восстановили, начал складываться и крепкий дружный приход. Тогда и возникла мысль о помощи тем, кто так часто оказывается всеми забыт — вдовствующим матушкам и престарелым священнослужителям.

Клуб «Вербочка»

Клуб православных многодетных семей «Вербочка» при храме Успения Божией Матери в Путинках, являющийся коллективным членом Всероссийской общественной организации «Много деток – хорошо!», ставит своей задачей подержать и объединить семьи с детьми, в которых :

— считают, что основное воспитание детей и становление их личности происходит в кругу семьи;

— чтят наши русские православные традиции, обряды, праздники;

— любят нашу прекрасную русскую землю и её древнюю столицу Москву;

— принято воспитывать детей на примерах русской истории, русской классической и святоотеческой литературы, на лучших образцах зарубежной культуры.

Для совместного отдыха родителей и детей создан летний семейный православный лагерь в г. Плёсе Ивановской области на 50 человек ( в 2015 году — с 10 по 25 июля), где дети и их родители могут не только отдохнуть, но и принять участие в литературных и музыкальных вечерах, народных праздниках, в благотворительной ярмарке, в помощи храму и детям местного детского реабилитационного центра и во многих других совместных делах.

Кроме того дети и родители нашего семейного клуба могут заниматься в различных кружках по интересам.

Все участники семейного клуба «Вербочка» считают, что только в многодетной семье, основанной на крепких традициях и православном укладе жизни, ребёнок может вырасти достойным гражданином нашей Родины, которая всегда называлась Святой Русью.

Более подробную информацию о наших встречах можно узнать на сайте клуба «Вербочка».

Руководитель Клуба многодетных православных семей «Вербочка» — Козлова Елена Владимировна (мама 4-х детей и бабушка 1-й внучки) — 8 963 7700627.

Аристотель Фиораванти – архитектор Успенского собора Кремля

Летом 1745 года заложили фундамент нового собора. Строительство храма поразило москвичей скоростью и новыми, прежде никогда не применяемыми на Руси, приемами работы. По указу архитектора в Москве построили первый кирпичный завод: строительство нуждалось в кирпиче. Для надежности фундамента в землю на глубину 5 метров вбили дубовые сваи. Стены, возведенные в 2 кирпича, внутри укреплены металлическими перевязками.

Стены белокаменного пятиглавого собора, перекрытые крестовыми сводами, выстроили из тесаных блоков камня. Шесть столпов внутри соборного пространства, своды и барабаны выложили из кирпича, облицованного белым камнем. Для укрепления стен архитектор употребил железные сваи и прочную, как камень, известь.

Во время строительства зодчий учел ошибки предшественников и все тщательно выверял и рассчитывал. Храм, построенный через 4 года, поразил современников размерами и богатством внутреннего убранства.

Фрески

Первая роспись была выполнена в 1161 году, но от нее сохранился лишь небольшой фрагмент, это два павлина с пышными хвостами, растительный орнамент и фигуры пророков со свитками в руках.

После пожара 1185 года роспись выполняется заново. От этих фресок, написанных в 1189 году, до наших дней дошло лишь несколько фрагментов.

В 1237 году, за год до монголо-татарского нашествия, живопись храма была вновь обновлена, но после грабежа, разорения и пожара большая часть фресок погибла.

После этих трагических событий почти два столетия Успенский собор стоял в запустении. В 1408 году храм был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. В западной части легендарные московские мастера выполнили роспись композиции «Страшного суда», от которой до нашего времени сохранились отдельные изображения.

Фрески храма, созданные Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным, являются главной ценностью Успенского собора. Кроме того, великие мастера написали иконы, составлявшие единый ансамбль с фресками храма.

Для справки: иконостас Успенского собора во Владимире состоял из икон деисусного, праздничного и пророческого рядов. Это был один из самых больших дошедших до нас иконостасов, соответствующий размерам храма. Так, деисусные иконы имеют высоту 3,14 метров.

В 1773–1774 годах старый иконостас из-за несоответствия вкусам екатерининской эпохи был разобран и вывезен в село Васильевское в Ивановскую область, а позже иконы были переданы в Русский музей и Третьяковскую галерею, где в настоящее время их можно увидеть.

Для Успенского собора в конце XVIII века был создан новый иконостас, который сохранился до настоящего времени.

С тех пор Успенский собор еще несколько раз горел и подвергался разорению и, как следствие, состояние росписей стало плачевным. Поэтому в XVII веке патриарх московский Иосиф, родившийся во Владимире, послал мастеров для обновления живописи.

Большинство же дошедших до нас фресок были выполнены в XIX веке.

Святыни Успенского собора

Главными святынями храма являются старинные иконы и иконостас Успенского собора Московского Кремля.

  • Особенно славится Владимирская икона Богоматери, привезенная сюда в 1395 году для защиты собора и города от нападения Тамерлана.
  • Также особую ценность составляет двухсторонняя «Божья Матерь Одигитрия» – одна из самых древних русских икон.

Одна из ценнейших икон храма – Владимирская Божья Матерь.

Еще одна знаменитая икона – Богоматерь Одигитрия, которая является самой древней русской иконой.

Среди других икон особо ценятся:

  • «Святой Георгий»;
  • «Троица»;
  • «Спас Ярое Око»;
  • «Успение»;
  • «Апостолы Павел и Петр»;
  • «Предста царица» и др.

Большинство из них написаны в Москве для различных соборов и храмов в течение XIV-XV веков. Также славитсяиконостас Успенского собора, выполненный в 1653 году и достигающий огромных размеров, занимая самую широкую стену в храме.

Другие святыни собора:

  • Гвоздь, которым был распят Иисус Христос;
  • Мощи свтт. Петра, Филиппа, Ионы, Ермогена;
  • Посох свт. Петра.

Итог

Посещение Успенского собора позволит лучше понять и изучить характер российского государства и Русской православной церкви. В месте, где находится Успенский собор (исторический центр Москвы), творились самые значимые события в истории России, здесь покоятся величайшие священнослужители. Построенный выдающимся архитектором Аристотелем Фиораванти, Успенский собор является монументальным сооружением архитектуры Московского княжества. И внешний вид, и интерьер его поражают своим великолепием. Успенский собор – выдающийся памятник искусства Руси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector