Подробная история строительства и обзор исаакиевского собора
Содержание:
- Состав собора
- На что обратить внимание
- Архитектурные и культурные достопримечательности
- Собор в наши дни
- Предшественники современного храма
- Внешнее и внутреннее убранство храма
- История собора
- Сложности при строительстве
- Биография святого Исаакия Далматского
- Советы по посещению
- Колокольня и купол
- Попытка номер два
- Собор Святого Исаакия
- Интересные факты
- Православный календарь 12 июня. Преподобный Исаакий Далматский.
- Как возникли росписи
- Первые церкви Петербурга
- Факты и цифры
- Режим работы
- Православные тексты
Состав собора
Последний образец позднего классицизма имеет огромные размеры. Его площадь составляет 4000 квадратных метров, а высота — около 100 метров. Пятиглавый храм обращен портиками на все 4 стороны света: на север и юг смотрят по 16 колонн, на запад и восток — по 8.
Из канонов православной архитектуры при строительстве собора были соблюдены только планировка по центру и пятиглавие. Главный вход находится в западном портике, что уже представляет собой отход от правил. Облицовка стен выполнена из рускеальского мрамора (Карелия), который во время реставрации частично был заменен на мрамор «бардиллио».
Собор входит в состав архитектурного комплекса, расположенного на 4 площадях Санкт-Петербурга (Исаакиевской, Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской). На севере Исаакий выходит к Неве.
Здание отлично просматривается со всех сторон света, и издалека его вид, по мнению некоторых архитекторов и скульпторов, даже гармоничнее, чем вблизи, так как сооружение достаточно массивно, его фасады украшает множество скульптур.
На что обратить внимание
Каждый уголок храма, каждая деталь его интерьера, каждый фасад, безусловно, заслуживают самого пристального внимания. В частности, стоит внимательно осмотреть три с половиной сотни скульптур, украшающие храм снаружи. Некоторые из них мы здесь перечислим:
— Северный фасад украшен композицией на тему воскресения Христа. Центральной фигурой этой композиции является Христос, восставший из гроба. Вокруг него — испуганные стражники и изумленные женщины.
— Темой скульптурной группы, украшающей западный фасад, является единение духовной и светской властей. Автор скульптур — Джованни Витали. Там же можно увидеть скульптуру, изображающую Монферрана, знаменитого архитектора собора: он держит в руках сильно уменьшенную модель здания.
— На южном фасаде — барельеф, темой которого является поклонение волхвов младенцу Христу. Автор этой работы — Джованни Витали.
— На восточном фасаде ваше внимание привлечет мастерски выполненная сцена из жития святого, в честь которого был освящен собор. Подчеркнем еще, что в храме находится уникальное собрание панно и картин XIX столетия
Подчеркнем еще, что в храме находится уникальное собрание панно и картин XIX столетия.
Архитектурные и культурные достопримечательности
Храм выстроен в стиле классицизма, однако в его архитектуре наблюдаются и элементы других течений. Высота и ширина храма превышают сто метров, а наружный диаметр купола составляет почти 26 метров. Общее число колонн Исаакиевского собора – 112, причем их размеры различаются.
Знаете ли вы? На одном из портиков есть изображение архитектора храма.Собор является пятиглавым, причем все купола позолочены. Для этого использовали около ста килограмм драгоценного металла.
Главный купол Исаакиевского собора имеет три части – нижнюю, наружную и среднюю, а все его элементы выполнены из металла. Крест, установленный сверху, является греческим и сделан из золота. По углам главного строения установлены звонницы, в которых висят колокола, сделанные с добавлением серебра и меди в олово. При строительстве этого собора использовано более сорока минеральных пород, включая гранит, серый мрамор, малахит, порфир, яшму.
На портиках колонн изображены фигуры апостолов, над крышей есть изображения ангелов, а на всех фронтонах (они украшают каждую сторону здания) есть горельефы евангельской тематики. Портики украшают и строение снаружи, причем на каждом из них установлены горельефы и статуи
Посетители Исаакиевского собора отмечают и его пышное внутреннее убранство: для облицовки использовались редкие породы мрамора, а купола расписаны лучшими художниками своего времени.
Стоит подчеркнуть, что в храме есть как живописные, так и мозаичные картины (их больше шести десятков), а также огромное количество статуй, рельефов и скульптурных групп.
Привлекает внимание и голубь, покрытый серебром, который размещается на тросе под куполом и символизирует Дух Святой.
В соборе установлено три алтаря, которые облицованы мрамором. Колонны у главного алтаря покрыты малахитом
Возле каждого из них установлены скульптуры. Отдельно стоит упомянуть витраж Исаакиевского собора, который является одним из крупнейших в Европе. Он изображает воскресение Христа и выполнен из элементов более ста оттенков.
Колоннада Исаакиевского собора является частью комплекса. Высота ее составляет 43 метра, а подняться на нее можно исключительно пешком – наверх ведет винтовая лестница. Здесь размещена смотровая площадка.
Собор в наши дни
Новым заказчиком строительства выступил император Александр I. По его указу, подрядчиком работ назначен малоизвестный архитектор О. Монферран. У зодчего не оказалось должного опыта и знаний, поэтому процесс создания новой базилики растянулся на 40 лет. Монферран внес поправки в проект, задуманный при Екатерине. Он увеличил площадь корпуса и размеры куполов. Завершающие штрихи в разработку эскиза добавил император Николай I. Он распорядился воздвигнуть башенки по углам здания, оборудовать портики, а также распорядился завезти мрамор для декора.
Исаакиевский собор приобрел характерные черты благородства и величия. Его освящение прошло в мае 1858 г.
Предшественники современного храма
Назван храм в честь византийского монаха, жившего в IV веке н.э. – Исаакия Далматского, почитаемого церковью за дар предвидения. День его памяти, 30 мая, совпадает с днем рождения Петра Великого, который почитал святого небесным покровителем.
Первая церковь
По указанию императора для 10 тысяч человек, работающих на Адмиралтейских верфях, к 1710 году соорудили деревянную церковь. На Адмиралтейском лугу под храм приспособили чертежный амбар – одноэтажное деревянное здание, на крыше которого возвели колокольню со шпилем и маленьким куполом с крестом.
Для обустройства храма в честь почитаемого святого царь пожертвовал личные иконы, и с 1710 года велись службы. 19 февраля (1 марта) 1712 года в наспех построенной и пропитанной корабельной смолой церкви при залпах с бастионов Петропавловской крепости Петр I обвенчался с женой Мартой Скавронской (Екатериной Алексеевной – Екатериной I). Церковь, оказавшуюся тесной для развивающегося города, вскоре разобрали.
Вторая церковь
Каменную постройку начали в 1817 году в 20 метрах от берега Невы. Петр лично заложил первый камень нового собора. Строили церковь в стиле «петровского барокко» по проекту знаменитого зодчего петровской эпохи Георга Маттарнови.
Штукатурные фасады без декора, окна с ямбургским стеклом, сводчатые кирпичные перекрытия и восьмигранный купол, а также стройная колокольня с часами-курантами – все сближало церковь с Петропавловским собором. Лукообразный шпиль с флюгером – позолоченным ангелом, держащим крест, дополнял сходство.
Возведение завершилось через 10 лет. Архитекторы менялись, работы приостанавливались. Богослужения в новом храме, несмотря на недоделки, начались в 1722 году. В 1723 году по указу Петра в храме торжественно принимали присягу чины адмиралтейства и флота.
До окончания строительства Петр Великий не дожил. Фундамент церкви размывался Невой, дорогостоящие ремонты вынудили городской Сенат искать новое место для храма, признав предыдущее неудачным.
Третья церковь
Третий собор решили строить подальше от коварной Невы. Место для храма утвердила императрица Екатерина II. Строительство доверили архитектору императорского двора Антонио Ринальди, который разработал проект пятикупольного храма сложной конструкции, облицованного мрамором. Собор заложили 8 августа 1768 года, но строительство остановилось. Императрица умерла, а придворный архитектор отбыл на родину.
Достраивали храм при Павле I. Проект в корне изменили: на роскошном мраморном основании, построенном Ринальди, соорудили надстройку из кирпича с одной главкой. Убогое сооружение выглядело нелепо и не соответствовало статусу города. В 1802 году собор освятили, но всем было ясно, что храм не украшает Петербург.
Внешнее и внутреннее убранство храма
Краткое описание Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и его убранства можно обозначить так: собор по форме представлен в виде четырехугольника с грандиозным куполом посередине. В каждом углу возведена колокольня. Стены со всех сторон инкрустированы колоннадами и портиками, которые изготовлены из цельного гранита — все это установлено на террасах. В здании 112 колонн. Самый большой колокол украшен не только обликом Исаакия, но и пятью медальонами с изображениями государей — от Петра I до Николая I.
Облицовка Исаакиевского собора в кратком описании может быть представлена так: вся отделка изготовлена из мрамора. На полу изображен шахматный рисунок из мрамора разных цветов. На стены нанесены живописные рисунки. Абсолютно все иконы изготовлены в мозаичной технике. Самым грандиозным считается запрестольный лик Спасителя. Иконостас алтаря инкрустирован малахитом.
В краткое описание Исаакиевского собора для детей можно включить информацию о том, что это настоящая сокровищница цветного камня. Пожалуй, ни один собор страны не может похвастаться таким разнообразием и количеством камней: это и малахит (16 тонн), и лазурит (500 кг), и шокшинский порфир, и мрамор из разных карьеров (желтый, розовый, красный), и черный сланец. На инкрустацию собора ушло 400 килограмм золота.
История собора
Впервые упоминание о храме начинается в 1706 году. По приказу Петра изначально была построена деревянная церковь. Она была необходима, чтобы ее посещали работники, которые трудились на верфи. Расположили ее на лугу, напротив Адмиралтейства. По историческим данным здесь венчались сам Петр Великий и Екатерина I.
Собор из дерева был мал по своим размерам, через одиннадцать лет император приказывает возвести каменную церковь. Ее расположили чуть дальше от берега, на месте же старой деревянной теперь находится памятник Медный всадник.
Шпиль новой церкви по высоте был такой же, как шпиль на здании Адмиралтейства, а с виду она напоминала Петропавловский собор. В 1735 году возник сильный пожар, в купол попала молния. У церкви сильно размыло грунт, это произошло из-за того, что она находилась недалеко от реки Невы. От Адмиралтейства по каналу сливались отходы, которые так же способствовали ухудшению состояния фундамента церкви.
Только в 1768 году, уже по приказу Екатерины II, было начато строительство еще одного собора в честь преподобного Исаакия Далматского, но уже гораздо дальше от берега Невы. При жизни императрицы были возведены фундамент и стены, которые полностью были обложены мрамором.
После ее смерти, на царский престол взошел Павел I. Новый правитель решил завершить строительство. Пришлось видоизменить проект из-за нехватки денег, поэтому было принято решение возводить верхнюю часть собора из кирпича, но выглядело это со стороны очень криво и нелепо.
При правлении императора Александра I кирпичную кладку разобрали, и строительство завершили на скорую руку. Но действующий царь все же хотел видеть лаконично законченный собор, поэтому объявил конкурс на переделку храма, причем он хотел оставить нижнюю мраморную часть, возведенную при Екатерине Великой.
Только в 1818 году проект перестройки собора был утвержден Александром, и началось строительство нового храма, но комиссия, которая вместе с архитектором проверяла расчеты, постановила, что старый фундамент может не выдержать вес купола и четырех башен, предложенных проектом, поэтому стройку приостановили. Еще семь лет ушло у архитектора Монферрана на устранения ошибок в проекте.
Сначала принялись укреплять фундамент, чтобы он выдержал вес стен и новых колонн, его сделали целиковым и соединили со старым. Гранитные колонны отливали под Выборгом в мастерской, потом переправляли по воде, по специальной технологии их поднимали, устанавливали, закрепляли. Под первой установленной колонной заложена медаль Александра I.
Толщина стен в некоторых местах Исаакиевского собора доходит до пяти метров. Одним из сложных этапов являлось изготовление купола, так как по своим габаритам он был огромен. По проекту он должен был бы быть выполнен из кирпича, но зодчий решил сделать его максимально легким, поэтому было решено выполнить его из металла.
Наружный диаметр купола составляет почти двадцать шесть метров. Далее нужно было нанести позолоту, на тот момент в России одним из основных являлся метод огневого золочения. Золото закладывали в ртуть и прокаливали до полного растворения ртути, при этом выделялись очень вредные для организма человека пары. Процесс золочения длился четыре года, при этом погибло до ста двадцати мастеров.
Позже на купол были установлены двадцать четыре ангела с различными символами.
Сложности при строительстве
Особую сложность представляла собой установка 48 монолитных гранитных колонн, весом по 114 тонн каждая. Монферран решил проблему неординарно: он приказал установить колонны еще до строительства стен. В 1822 году на глазах царской семьи и изумленной публики была поднята первая колонна. Лишь спустя 8 лет была установлена последняя колонна, и тогда началось возведение стен.
В конце строительства на собор был поднят огромный сферический купол. Его позолота продержалась без обновления больше полутора веков. Дело в том, что при золочении использовали так называемый огневой метод: на медные листы наносили сплав золота и ртути, а затем нагревали листы и выпаривали ртуть.
До революции Исаакий находился в подчинении Министерства двора
Таким образом золото надолго закреплялось на меди. Но ядовитые пары ртути отравляли рабочих — в общей сложности при позолоте купола погибли около 60 человек.
Убранство Исаакиевского собора. (pinterest.com)
Все четыре варианта Исаакиевского собора строились на деньги, выделяемые из казны. До революции храм был государственной собственностью и находился в подчинении Министерства императорского двора. Расходы были немалые — на одну только позолоту купола ушло больше 100 килограммов золота.
Биография святого Исаакия Далматского
После смерти апостолов в Церкви развернулась идеологическая борьба в понимании и трактовании Священного Писания. Преподобный Исаакий Далматский сыграл важную роль в сохранении православных догматов веры.
Автором первой ереси, расколовшей христианскую церковь, был Арий, пресвитор Александрийской церкви. Он подверг сомнению основной догмат христианства о Триединой сущности Бога (Троицы). В своем учении он отрицал двойственную природу Иисуса Христа: Богочеловека. Раскол на протяжении 60 лет поддерживался константинопольскими императорами, имевшими большой вес в Православной Церкви.
Известно два жизнеописания святого: краткое и полное. Краткое повествование было составлено при преемнике преподобного, Далмате. Полное написано спустя V столетий.
Точных сведений о том, где родился, в какой семье Исаакий рос, не имеется. Предполагают, что он был сириец.
Житие и служение Господу Богу
По одной версии прибытие Исаакия в Константинополь было не по собственному желанию, а в составе новобранцев, насильно завербованных по приказу Валента для войны с варварами. Косвенными доказательствами историки считают взаимоотношения преподобного с императором, его приближенными, солдатами.
По другой – до появления в Константинополе святой жил отшельником в пустыне. По велению Господа направился в столицу Византийской империи для защиты христианского вероучения от арианской ереси.
Исаакий появился в Константинополе, когда Валент отправился на войну с готами. Пытаясь переубедить императора, подвижник трижды вставал на его пути и требовал открыть храмы и выпустить из темниц епископов. Разгневанный Валент приказал бросить его в болото, из которого не было спасения. Но ангелы Божии извлекли святого из трясины, и он снова предстал перед императором.
Исаакий предрек правителю, что если он не прекратит гонения на истинных православных, то его войско будет разбито, а сам он погибнет от огня. Утвердившийся в ереси император не послушал Исаакия и повелел бросить его в темницу до своего возвращения.
Предсказание преподобного сбылось. Армия была разбита варварами. Валент, спасаясь от преследователей, решил временно спрятаться в деревянном строении. Враги обнаружили императора и подожгли сооружение. Святой почувствовал гибель императора до того, как весть о его гибели дошла до Константинополя. Император Феодосий I приказал выпустить святого из темницы. По его велению был собран II Вселенский собор, осудивший арианство окончательно.
Преподобный решил вернуться в пустыню, но два знатных вельможи, Сатурнин и Виктор, упросили его остаться в Константинополе. Для его пребывания каждый построил келлию. Исаакий выбрал келлию, возведенную Сатурнином в пригороде столицы.
К преподобному приходило множество людей с просьбой помолиться за них Богу, освятить их жилища. Святой Исаакий проводил время в служении людям во имя Господа. Особенно он стремился помочь бедному люду. Если у него не было денег, то он снимал с себя плащ и отдавал нуждающемуся. Вельможа Виктор просил святого жить иногда и в его келлии. Император Феодосий приглашал преподобного к себе во дворец.
Кончина
Незадолго до смерти он призвал к себе монахов, благословил и дал наставление в православной вере. Среди учеников он выбрал себе преемника по имени Далмат.
Предполагаемая дата смерти святого – 406 год от Р. Х. По просьбе монахов останки святого были погребены в алтаре церкви святого Стефана, построенной рядом с Далматским монастырем. Часть мощей хранится на Афоне, в обители Новая Фиваида.
Преемник Исаакия, Далмат, был, по мнению историков, тоже сириец. У него была семья: жена, сын и дочь. Прослышав о святом Исакии, Далмат отправился в Константинополь, чтобы получить благословение. Через неделю Далмат собрался в обратный путь, но Исаакий воспротивился его желанию, сказав, что его место здесь, чтобы начать служение Господу.
Благочестивый Далмат не стал возражать преподобному. Вернувшись домой, он передал имущество жене и дочери, а с сыном Фавстом вернулся в монастырь. Далмат стал достойным последователем преподобного Исаакия. Он пользовался большим авторитетом и уважением среди монастырской братии, православных верующих. В память о нем монастырь стали называть Далматским.
Советы по посещению
Около касс находятся терминалы самообслуживания, где можно купить билеты без наценки.
Такие же терминалы стоят у дверей, поэтому к кассам даже идти не обязательно.
Если на входе вы видите большую очередь, смело обходите ее — скорее всего это собираются китайцы и ждут кого-то, либо организованная группа идет по одному групповому билету, а вы можете пройти в соседний турникет.
Каждые 30 минут внутри Собора начинается бесплатная экскурсия.
Бесплатные экскурсии каждые 30 минутАудиогид в Исаакие за 200 рублей.
- Цена билетов в Собор — 350 рублей
- Цена билетов на Колоннаду — 200 рублей
- Комплексный билет на Колоннаду + Собор — 550 рублей
Время работы: с 10:30 до 17:30. Но тут какой-то бред. Если купить билет только на колоннаду, то можно подняться до 17:30, а если брать единый билет — то только до 16:30.
Сколько ступеней в Исаакиевском соборе на колоннаду
На колоннаду ведет 262 ступени. Каждая из них пронумерована, но чем выше — тем уже становится лестница. В конец двум людям уже не разойтись.
Как делали колонны Исаакиевского собора
Колонны для Исаакиевского собора выдалбливали целиком на финских карьерах, тогда это была часть Российской Империи, а потом на кораблях доставляли в Санкт-Петербург.
В честь кого назван исаакиевский собор
В честь св. Исаакия Долматского, день памяти которого совпадает с днем рождения Петром I. И именно в этой церкви венчались Петр I и Екатерина Алексеевна.
Где находится исаакиевский собор
Исаакиевский собор находится в 600 метрах от метра Адмиралтейская в Санкт-Петербурге. От Невского проспекта идти 2,3км. От Василеостровской 2,7км.
Кстати, в здании метро Адмиралтейская находится очень интересный макет Петровской Акватории. Про него мало кто знает, а он заслуживает хотя бы часа вашего времени.
Колокольня и купол
По задумке архитектора, над собором было возведено 5 куполов. Центральная, самая объемная маковка, условно разделена на 3 части:
- нижнюю
- среднюю
- наружную
Благодаря размерам, Исаакий давно утвердился в рейтинге крупнейших купольных сооружений мира. Диаметр наружной части – 25 м, а внутренней – 22,15 м. Свод собора возвышается на расстоянии 101,5 м от земли. По окружности купола находятся 24 окна. Вокруг срединной части проходит балюстрада. На постаментах установлены 24 скульптуры ангелов, символизирующих людские добродетели. Верхушка свода увенчана «фонарем». В оформлении этого архитектурного элемента использовались:
- 8 оконных проемов полукруглой формы
- 8 коринфских колонн
- изображение Святого Духа в образе голубя, выполненное из посеребренной бронзы
Сверху на навершии фонарика установлен крест. Церемония его установления прошла в торжественной обстановке в 1839 г. Для совершения молебна на специальную платформу поднялись священнослужители и освятили крест. Для золочения всех 5 глав храма израсходовано 100 кг золота.
При храме построены 4 угловые звонницы. Внутри них подвешены колокола, изготовленные из сплава серебра, меди и олова. Самый большой набат имеет массу 30 т. Он с 1848 г. располагается в северо-западной башне.
Попытка номер два
С 1822 года создавался новый проект Исаакиевского собора. В работе принимали участие члены комитета по перестройке храма, которые три месяца прорабатывали в эскизах свои предложения и 25 апреля представили их на специальном заседании. Участвовал в проектировании и Монферран. Внешний облик собора приобрёл тот вид, к которому мы привыкли: в центре композиции оказался большой купол, также добавили два восьмиколонных портика с западной и восточной сторон к ранее предусмотренным двум шестнадцатиколонным с южной и северной.
Проект был представлен Александру I на рассмотрение 9 марта 1825 года и утверждён почти через месяц. На всех чертежах Монферран именовался главным архитектором и рядом с подписью ставил свою личную печать.
В 1826 году возобновились строительные работы. 48 колонн устанавливали более двух лет: с 20 марта 1828 года по 11 августа 1830 года. Причём большую часть времени занимала подготовка креплений, а установка самих колонн не превышала 40–45 минут.
Ещё более сложным оказалась установка 24 монолитных колонн из гранита по периметру барабана купола. Масса каждой колонны составляет 64 тонны. На установку одной уходило порядка двух часов. Первая колонна заняла своё место 5 ноября 1837 года, в течение двух месяцев были подняты оставшиеся 23.
К 1841 году все общестроительные работы в Исаакиевском соборе были завершены. До 1858 года проектировались и создавались интерьеры. Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году 30 мая — в день памяти преподобного Исаакия Далматского и день рождения Петра I, когда-то стоявшего у истоков самого первого здания храма Исаакиевского собора.
Собор Святого Исаакия
Именно в честь Исаакия Далматского назван крупнейший православный храм северной столицы. Кафедральный Исаакиевский собор был четвертым храмом, построенным в Санкт-Петербурге в честь этого Святого. Первый храм на месте современного собора был построен еще во времена правления государя Петра Великого: Петр Алексеевич с особым почтением относился к Исаакию Далматскому, так как считал его своим небесным покровителем.
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
По мере обветшания деревянных построек на этом месте несколько раз возводились новые храмы, названные в честь этого Святого. Так продолжалось до тех пор, пока Николай Первый не принял решение о начале масштабного строительства: в 1818 году был заложен фундамент монументальной постройки будущего собора.
Величественную храмовую постройку возводили в течение 40 лет, но даже скептики не скрывали восторга при взгляде на новый храм — полученный результат превзошел все ожидания. Вот уже на протяжении многих лет собор остается самым красивым и аутентичным храмом Петербурга, став настоящей визитной карточкой города.
Как и житие многих православных Святых, жизненный путь Исаакия Далматского отнюдь не был простым: тяжелый отшельнический быт, гонения со стороны властей, огромная ответственность за жизни людей, обратившихся за помощью — все это требует духовных сил и самоотречения. Однако все эти трудности не помешали преподобному Исаакию всегда оставаться защитником христианства и простых верующих людей.
https://youtube.com/watch?v=VJeUFz7bSlE
Исаакий Далматский — раннехристианский святой
Интересные факты
Собор строился 40 лет, высота его – 101,5 м. Храм снаружи окружают 112 17-ти метровых колонн. Для главного купола (сам он из металла) было истрачено 100 кг золота. Во время строительства мастера использовали 43 разных видов минералов.
Цоколь храма – гранитный, стены – мраморные, толщиной 40-50 см. Здание обрамляют портики со статуями и скульптурными барельефами. В храме сразу могут собраться 12 тысяч человек.
После революции мародеры разорили собор, вынеся из него свыше двух тонн серебра и примерно 45 кг золота. В 1928 г. в храме прекратились богослужения, и здание использовалось для антирелигиозных собраний. Во время ВОВ в подвалах собора хранилось много произведений искусства, привезенных со всех музеев и дворцов.
Чтобы избежать бомбежек, купол был временно окрашен в серый цвет, но маскировка не помогла. Хотя специально в здание враги не целились, фасады все же пострадали. Статус музея храму был присвоен в 1948 г., а в 1990 г. возобновилось богослужение по праздникам и выходным.
Православный календарь 12 июня. Преподобный Исаакий Далматский.
Преподобный Исаакий жил в четвертом веке. Он принял постриг и вел жизнь отшельника. В то время царствовал император Валент, сторонник ереси Ария. Ариане считали, что Иисус Христос не единосущен отцу, и занимает в Троице как бы подчиненное положение. Ариане гнали тех, кто не соглашался с их толкованием веры. Православные храмы закрывали и разрушали. Исаакий узнал о том, что творится в империи, покинул пустыню и пришел в Константинополь. Как раз в это время император Валент собирался в поход на варваров-готов, приближавшихся со стороны Дуная. Исаакий встретил отряд императора у самых ворот Константинополя. Он громко крикнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!» Но император не обратил внимания на слова старца. Трижды Исаакий взывал к Валенту. Рассерженный император приказал бросить докУчливого старца в болото. Тот уцелел, смог выбраться и догнать войско. Он опять обратился к Валенту: «Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня. то не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Император лишь рассмеялся. Он приказал заточить Исаакия в темницу. Но слова старца сбылись — войско византийцев было разбито, сам Валент погиб во время пожара. Новый царь, Феодосий Великий навестил преподобного Исаакия, освободил его и исполнил все наставления старца.
Исаакий Далматский и династия Романовых
Преподобный Исаакий жил в четвертом веке, в Византийской империи. Он принял монашеский постриг и вел жизнь отшельника. В это время к власти пришел император Валент, сторонник ереси арианства. Это учение отрицало равенство природы Бога Отца и Бога Сына. Валент насаждал эту ересь и закрывал православные храмы. Тогда Исакий отправился в Коснтантинополь, чтобы убедить императора одуматься. В это время Валент вел свои войска на битву с племенем вестготов. Монах закричал царю из толпы: «Отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!». Валент разгневался и повелел заточить Исаакия в темнице. Но предсказание сбылось: войско было разбито, а Валент погиб. Новый император, Феодосий, освободил провидца, возвратил храмы православным и победил готов. Особо святого Исаакия Далматского почитали в императорской семье Романовых. Петр Первый родился в тысяча шестьсот семьдесят втором году в день памяти преподобного Исаакия. В честь святого Пётр построил один из первых храмов новой столицы, Петербурга, — скромную деревянную Исаакиевскую церковь. В ней император венчался со своей супругой, будущей императрицей Екатериной Первой. А через сто пятьдесят лет был освящен четвертый Исаакиевский храм — знаменитый собор авторства Огюста Монферрана.
Исаакий Далматский и Исаакиевский собор
Преподобного Исаакия церковные историки частенько называют «дерзким монахом». Он жил в четвертом веке, был отшельником и молитвенником. В это время империю раздирал религиозный конфликт — к власти пришел император Валент, сторонник ереси арианства. Это учение отрицало равенство природы Бога Отца и Бога Сына. Православные храмы повсеместно закрывались. Исаакий отправился в Константинополь, и встретил там императора. Валент вел войска на битву с вестготами, наступавшими с севера. И тут простой монах закричал царю: «Отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!». Валент разгневался и повелел заточить Исаакия в темнице. Но предсказание сбылось: войско было разбито, а Валент погиб. Новый император, Феодосий, освободил провидца, возвратил храмы православным и победил готов. Через тысячу триста лет, в начале июня, в день памяти преподобного Исаакия, у русского царя Алексея Михайловича Романова родился сын Пётр. Позже в честь преподобного Исаакия Далматского в Санкт-Петербурге был построен величественный Исаакиевский собор.
Как возникли росписи
Интерьеры Исаакиевского собора занимают четыре тысячи квадратных метров. Стены и своды сохранили 103 росписи и 52 картины на холсте. Цикл религиозно-исторической живописи выполнен 22 художниками. Среди них знаменитые Карл и Федор Брюлловы, Федор Бруни, Петр Басин, ряд других академиков. И маститые, и малоизвестные живописцы подчинялись единому алгоритму в работе:
- готовили эскиз картины;
- если его одобряла высокопоставленная комиссия из императора, Синода, Монферрана и Академии художеств, выполняли картину в натуральную величину – на картоне;
- лишь затем приступали к созданию полотна или росписи.
При раскрытии библейских тем художники были обязаны соблюдать каноны отечественной академической школы:
- главенство одного героя;
- уравновешенная композиция;
- традиционное цветовое решение: красный, синий, белый тона.
При этом храмовый заказ апеллировал не к ремеслу, а мастерству. Авторы писали душой, а не рукой. А душа, как известно, не знает границ. Если вглядеться, библейским героям Федора Бруни свойствен трагизм, а сюжетам — мистика. Николай Алексеев, напротив, упростил вознесенных до небес персонажей. Другие художники, компенсируя строгость мотивов, не пожалели сил, выписывая детали.
Над Исаакиевским собором трудились тысячи безвестных живописцев, скульпторов и архитекторов, искавших не славы. Благодаря им Петербург получил образцовый собор — эталон единства стиля и содержания; архитектуры, живописи и скульптуры.
Первые церкви Петербурга
Первый храм в честь святого Исаакия Долматского заложили в Петербурге еще при Петре, в 1707 году. Покровителя выбрали не случайно — здание начали строить в день рождения царя, который совпал с днем чествования святого. Церковь возвели деревянную, одноэтажную, но с небольшой колокольней. В 1712 в ней венчались Петр I и Екатерина Алексеевна. Долго церквушка не простояла — Петербург стремительно рос, и здание стало мало.
Первая Исаакиевская церковь. (pinterest.com)
В 1717 заложили первый камень в основание новой церкви. Создание проекта было поручено немецкому архитектору Маттарнови. Новое здание очень напоминало Петропавловский собор — та же форма, та же архитектура, та же колокольня с курантами. Шпиль украшал флюгель с позолоченным ангелом, держащим в руках крест.
Вторая церковь в честь святого Исаакия напоминала Петропавловский собор
Но церковь ждала незавидная судьба. В нее дважды ударяла молния, а после восстановления выяснили, что место строительства (современный остров Новая Голландия) было выбрано неудачно. Вода из Невы и «Адмиралтейского дома» подмывала фундамент — здание вот-вот должно было обрушиться. Старую церковь решили разобрать, а новую возвести где-нибудь подальше от воды.
Факты и цифры
Подбор материалов и основные технические решения отличались новаторством. Автор проекта и строительства Исаакиевского собора — Огюст Монферран спроектировал фундамент на свайном сосновом основании — сплошном под всем храмом, что было редкостью для Санкт-Петербурга с его зыбучей почвой. Промежутки между сваями заполнили утрамбованным древесным углем, затем выложили гранитные плиты в 2 ряда, выше — кладку из камня. Строились стены и пилоны из кирпича с гранитной прокладкой, что стало совершенной опорной конструкцией.
Впервые в эпоху позднего классицизма Монферран прибегнул к применению металла, по достоинству оценив его непререкаемые качества: легкость, негорючесть, прочность и долговечность. В ход пошли металлические конструкции, литая бронза, кованое железо, листовая медь и чугун.
Для колонн храма применили розовый финский гранит. Он же использовался для массивных стилобат портиков и ступеней. Наружные стены облицованы серым рускеальским мрамором. Однако во время реставрации, которую проводили в 19 веке, некоторые плиты, ввиду их недостаточной прочности, заменили на итальянский мрамор “бардиллио”.
Отделка храма полностью отвечает монументальности и его впечатляющим размерам. Для этих целей было потрачено:
- золота около 400 килограммов;
- бронзы почти 1000 тонн;
- малахита 16 тонн;
- лазурита 500 килограммов.
В отделке фасадов и интерьера Исаакия использовали местные и мировые граниты и мраморы различных сортов и цветов. Необыкновенно торжественный вид собору придают украшения из ценнейших цветных камней.
Режим работы
Собор проводит экскурсии ежедневно (кроме среды) с 10:30 и заканчиваются в 18:00. Билеты покупаются на месте, касса работает до 17:30. В период май-сентябрь предлагаются и экскурсии по вечерам. С июня по август святыни можно посетить и ночами – с 22:30 до 4:30.
Для посещения собора нужно подобрать одежду. Нельзя входить в храм в облегающих платьях или брюках, в идеале женщины должны быть в юбках и платках. Цена входных билетов – примерно 250 руб. днем и 400 руб. вечером, для пенсионеров, студентов и детей – по 50 руб. Экскурсии на колоннаду оплачиваются отдельно.
Дойти до собора можно с Адмиралтейской набережной, Дворцовой площади или Невского проспекта. Рядом с храмом находятся станции метро «Садовая», «Сенная пл.», «Спасская». Посетить собор можно в качестве отдельной экскурсии, но также храм входит во многие туристические маршруты.
Следующая запись Собор Святой Софии в Киеве – история создания
Православные тексты
В тропаре прославляют одновременно трех игуменов Далматского монастыря: Исаакия, Далмата, Фавста. Кондак составлен отдельно для преподобного Исаакия, в то же время в нем присутствует обращение к троим настоятелям.
Тропарь
Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.
Кондак
Яко угодник Божий верный, по Христове церкви ревностию разжегся, бразды уалентовы удержав, пророчески тому о затворении церкве пагубную смерть предрекл еси преподобне. Темже присно моли о нас, чтущих тя Исаакие преподобне.
Поще́нием возсия́вшия, я́ко свети́ла,/ и е́реси разврати́вшия ве́рою,/ пе́сньми Исаа́кия восхва́лим и с Далма́том Фа́вста,/ я́ко Христо́вы уго́дники,// Того́ моля́щия о всех нас.