Легенды, секреты и подземелья собора святой софии (мечети ayasofya-i kebîr câmi-i)
Содержание:
- Архитектура храма
- Строительство собора
- Храм святой Софии — музей мирового значения
- Мечеть двух религий
- Лазерное шоу по расписанию намазов
- Кампания за освобождение храма
- Легенда об основании Стамбула
- Советы туристам по знакомству с собором
- Архитектурные особенности
- Айя-София
- История:
- Мозаика
- Тайны затопленного подземелья собора Айя-Софии
Архитектура храма
-
Конструкция купола. Купол собора имел максимально возможные размеры, определенные еще римлянами, строителями Пантеона.
Византийские мастера построили в свое время плоский купол собора без каких бы то ни было статических расчетов, по интуиции. Однако при закладке фундамента интуиция подвела их: пилястры собора повалились, и все здание рухнуло. Укрепление фундамента потребовало больше труда, чем постройка трех новых перекрытий. Вынужденная реконструкция испортила внешний вид собора — массивные контрфорсы странно противоречат воздушным легким куполам. Купол Святой Софии же приобрел более вытянутые очертания. Опорные башни тоже стали выше и массивнее. - Главные купол. Центральный купол связан с восточным и западным полукуполами, которые вместе с ним перекрывают главный неф.
- Окна. Окна под куполом кажутся неуместными – ведь тяжелый венец должен иметь прочную, надежную опору. На деле же они уменьшают опасность возникновения трещин, а купол будто парит над зданием.
- Подпружные арки. Пилоны и подпружные арки обеспечивают равномерное распределение давления купола.
- Кирпичная кладка. У византийских строителей не было под рукой дешевого материала для производства бетона, поэтому они были вынуждены отказаться от применения бетонных конструкций, которые в свое время значительно облегчили строительство купола Пантеона. Впрочем, использование кирпичной кладки и густого известкового раствора даже немного ускорило темпы строительства – кирпич клали большие артели рабочих невысокой квалификации.
- Темпы строительства. Здание храма было построено необычайно быстро – в течении 5 лет. Две артели мастеров по 5 000 человек, соревнуясь, возводили восточную и западную части собора.
- Внутреннее пространство. Над центральной частью главного нефа высится огромный купол, диаметр которого 32,6 метра. Свет проникает внутрь сквозь отверстия у основания купола и через окна, прорезанные в тимпанах.
- Башни минаретов. Примерно через 900 лет после освящения храма, когда Византия была завоевана турками, здание превратили в мечеть и по обеим его сторонам выстроили минареты.
- Опоры. После землетрясения 557 года контрфорсы и несущие конструкции собора были укреплены.
- Башни. башни, примыкающие к северному и южному фасадам храма, расположены по обеим сторонам арок, поддерживающих центральный купол. Массивные башни гасят боковое давление арок.
- Тимпан. Стена-тимпан, обрамленная подпорной аркой, не является несущей, поэтому в ней прорезаны многочисленные окна.
- Пилоны. Опорные пилоны возведены из камня. Это позволило ускорить процесс работы в самом начале строительства – ведь кирпичная кладка застывает долго.
Загрузить
чертежи объекта
одним архивом, в крупном размере
Иконников А.В., Степанов Г.П.
Основы архитектурной композиции
Искусство, М. 1971
Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984 г.
П.П. Гнедич
“Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия
Москва “Эксмо”, 2009 г.
Строительство собора
Одна лишь задумка превосходила все возможные цели — храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя. Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе. Вся страна трудилась ради возведения этого чуда.
Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.
Храм святой Софии — музей мирового значения
Уникальные экспонаты
Почти через 100 лет, в 1935 году православный собор, а затем мечеть Айя София в Стамбуле стала музеем. В ходе его обустройства были счищены слои штукатурки, скрывавшие под собой восхитительные фрески и мозаики. Посетители увидели изображения Христа, Богородицы, Иоанна Златоуста, Иоанна Крестителя, архангелов, пророков, некоторые цитаты из Корана, изображения императоров государства.
Многие из них хорошо сохранились, а некоторые — только наполовину. Но, наверное, самые изумительные произведения искусства располагаются на втором ярусе знаменитой церкви.
Одна из них — Деисус: в центре находится Иисус Христос, а по бокам от него стоят Матерь Божья и Иоанн Креститель.
Это лишь сухое перечисление, краткое описание тех артефактов, которые здесь находятся. Но, когда видишь их своими глазами, эмоции переполняют.
Есть небольшие мозаики, а есть просто огромные. И представьте, они созданы из маааленьких кусочков стекла или других материалов. Иисус, Дева Мария… Какие глаза, какие эмоции на лицах! Какие сюжеты! И ведь это не картины, не фотографии. А сколько силы, мощи, чувств исходит от них. Словами не передать. Действительно, впечатляет. И очень сильно!
И какое-то неповторимое ощущение дает несочетаемое сочетание христианских и исламских святынь и изображений. И все это вместе — наша с вами история.
Таинственные достопримечательности
На стенах Софийского собора учёные нашли рунические надписи. Кем и когда они были сделаны — точного ответа нет.
Ещё одной загадкой Айя-Софии является находящееся там «холодное окно», которое «смотрит» на Голубую мечеть. Невероятно, но из него всегда, даже в самый жаркий день дует холодный ветерок.
А ещё тут есть постоянный житель Айя София — кот Гли.
Не покупая входного билета в музей Айя София в Стамбуле, он важно расхаживает по залам, следит за порядком и любит сидеть на императорском месте, там, где когда-то стоял трон правителя. Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория
Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов»
Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория. Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов».
Мраморная колонна, основание которой покрыто медными листами, постоянно выделяет влагу, «плачет».
Это таинственное, необъяснимое ничем и никак явление породило легенду о том, что если просунуть палец в специальное отверстие колонны Желаний и прокрутить его, при этом прошептав своё самое-пресамое истинное желание, то оно сбудется непременно.
Наверное, что-то в этом есть. Не зря же у колонны всегда стоит целая очередь желающих поведать холодному мрамору о своём горячем желании.
А может это место, которому уже более полутора тысячи лет до того намолено, что энергетика пространства помогает исполнению желаний. Церковь всё-таки, хоть и бывшая.
Красота на века
Сегодня Святая София в Стамбуле — всемирно известная достопримечательность, к которой в первую очередь стремятся туристы, приехавшие в Стамбул со всего мира.
Во все века люди восторгались её красотой и воспевали её. Своими огромными размерами, грациозностью и красотой храм святой Софии Константинопольской покорил сердца немало видевших русских послов, прибывших в город в 838 году.
И сейчас, в наше время поэты и писатели посвящают Софии Константинопольской свои стихи и другие произведения, в которых выражают ей своё восхищение.
Например, в 1912 году написал стихотворение об Айя София Мандельштам Осип Эмильевич. Там есть такие строки:
Как вам? Очень красиво, не правда ли?
Иван Бунин посвятил святой Софии своё произведение, Джон Сингер Сарджент написал цикл картин, где изобразил Софийский собор Турции.
На нашей планете совсем немного, к сожалению, зданий, где как здесь христианские святыни мирно соседствуют с арабской вязью и мусульманскими реликвиями. Пусть так будет и с людьми. Всегда!
Мечеть двух религий
Более 900 лет собор Святой Софии был главной христианской церковью Византийской империи. Именно здесь в 1054 году произошли события, расколовшие церковь на православную и католическую.
С 1209 по 1261 годы главная святыня православных христиан находилась во власти католиков-крестоносцев, которые разграбили ее и вывезли в Италию многие хранившиеся здесь реликвии.
28 мая 1453 года здесь прошло последнее христианское богослужение в истории собора Святой Софии, а на следующий день Константинополь пал под ударами войск султана Мехмеда II, и храм был обращен по его приказу в мечеть.
И только в XX веке, когда решением Ататюрка Айя-София была преобразована в музей, равновесие было восстановлено.
Святая София – уникальное религиозное сооружение, в котором фрески с изображением христианских святых соседствуют с начертанными на больших черных кругах сурами из Корана, а минареты окружают здание, построенное в стиле, типичном для византийских церквей.
Лазерное шоу по расписанию намазов
Вся эта политическая петрушка не отменяет главного вопроса: что же теперь будет? Турецкие власти сохранить собор как объект всемирного наследия ЮНЕСКО — и, соответственно, выполнять все обязательства, связанные с сохранностью и доступностью храма. Прочие детали раскрываются понемногу: вход в мечеть будет бесплатным, мозаики не закроют, но будут использовать специальные лазеры, чтобы затемнять изображения, переводя свет на молящихся во время молитв. Уже , что полы покроют антибактериальным коврами, в мечети круглосуточно будет звучать Коран, а туристы смогут посещать ее в определенные часы и, возможно, по выделенным дорожкам. Не исключено, что и пускать их будут организованными группами, чтобы не разбредались кто куда. Заодно и будет работа стамбульским гидам, в обычные времена, словно стервятники, сторожащим туристов у входа. Официально, конечно, София останется открытой для посетителей, как власти и обещали, но на практике посетителю ни на секунду не дадут забыть, где именно он находится.
Yuksel Goz/Unsplash
Из западных путешественников, посетивших Софию в бытность ее мечетью, был один, которому она в этом состоянии нравилась даже больше, — Иван Бунин, видевший в ее первобытной простоте и наготе возвращение к «началу ислама, рожденного в пустыне»: «Когда я вступаю в храм, пигмеями кажутся среди его необъятного простора и необъятной высоты фигурки молящихся — сидящих на огромной площади ухабистого от землетрясений мраморного пола, сплошь покрытого золотистыми скользкими циновками из тростника. (…) И светлая, безмятежная тишина, чуждая всему миру, царит кругом, тишина, нарушаемая только плеском и свистом голубиных крыльев в куполе, да певучими, печально-задумчивыми возгласами молящихся, гулко и музыкально замирающими среди высоты и простора» («Тень птицы», 1907).
Бунинскую тишину нам в Софии уже не услышать — он-то видел храм почти пустым. C путешественником XXI века такого наверняка не случится. В дни туристического пика простоять в очереди в Софию можно было несколько часов. Страшно представить, как увеличится это время, если из храма будут выгонять всех туристов на время намазов. Да и провести в ней, как раньше, несколько часов с путеводителем, вычитывая, где какие колонны, где сохранились надписи, выцарапанные паломниками много лет назад, почти наверняка не удастся. Очень может быть, что вы достоите до конца своей очереди, только чтобы услышать, что через пятнадцать минут вам пора выметаться.
Эти коврики, к сожалению, уже не вынесешь обратно. Вокруг Софии все всегда останется сложно, и тем сложнее, чем больше разнообразных чувств мы испытываем по ее поводу. В каком-то смысле и сами турки остаются ее заложниками. Это здание не разрушишь, не перенесешь, оно требует сложного ухода, и любой его статус будет символическим проигрышем. София продолжит стоять, о ней продолжат спорить, но одно точно: если вы до всего этого успели обойти Софию, как хотели, и осмотреть, что смогли, — вам очень повезло. Новые времена и новые правила не закроют нам доступ к Святой Софии, но наверняка закроют возможность видеть ее такой, какой нам хочется.
Кампания за освобождение храма
В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии — «Совет по освобождению Святой Софии» (Free Agia Sophia Council). На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США (Congressional Human Rights Caucus), прошедших 20 июня 2007 года под председательством главы комитета по внешней политике Конгресса США Тома Лантоса, президент Демократической партии штата Нью-Гэмпшир Реймонд Бакли (Raymond Buckley) сказал, в частности: «Неприемлемо лишать людей права молиться в их Церкви-Матери <…> Неприемлемо терпеть ежедневное надругательство над этим священным местом, которое используется для торговых ярмарок и концертов. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству да и всему христианству».
Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру (Chris Spirou) в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете «Завтра»:
Легенда об основании Стамбула
История Стамбула восходит к Древней Греции. Согласно легенде, Визас и его компания решили иммигрировать из Мегары, и они попросили совета у оракула в храме Аполлона. Оракул посоветовал им продолжать идти на восток, и он приказал им поселиться в городе в конце дороги, напротив Города слепых.
Естественно, Визас и его компания не знали, что делать с этим загадочным разговором. Однако, когда они пошли на Восток, как велел оракул, они прибыли в точку, известную сегодня как Старый Город. Они посмотрели на ту сторону, с которой сегодня стоит дворец Топкапы, и заметили греческих поселенцев на азиатской стороне.
Жители Халкидона, сегодняшнего Кадикой, были известны в легенде как «Слепой», так как не заметили захватывающий дух холм (мыс Серальо) на другой стороне. Таким образом, Византия была основана и названа в честь ее легендарного основателя Визы.
Стамбул был сначала назван Византией и Константинополем позже. Независимо от того, как он назывался, Стамбул отмечал его влияние в конце Древнего века и в течение всего Среднего века из-за его географического положения. Стамбул был портальным городом, где товары с Шелкового пути и Специи собирались и распространялись в Европе. Таким образом, это был самый активный город мира с населением в 500 000 человек.
Советы туристам по знакомству с собором
Всем, кто планирует побывать в храме Св. Софии, стоит взять на заметку полезные рекомендации от бывалых туристов.
- Самое подходящее время для осмотра достопримечательности 8 утра. Уже ближе к 9 в соборе становится достаточно многолюдно, возле касс собирается длинная очередь. Отстоять очередь, особенно под палящим солнцем, не доставит удовольствия.
- Если кроме собора по программе имеется посещение других объектов с платным входом, то лучше купить музейную карту, которой можно пользоваться только в пределах Стамбула. По такой карте не нужно отстаивать большие очереди, и она позволяет сэкономить немного денежных средств.
- Перед входом в собор нужно разуться.
- Не стоит приходить в храм, когда идут молитвы (5 раз на день). В пятницу в полдень лучше отказаться от визита.
- Девушки и женщины могут пройти внутрь только с накрытой головой. Если вы забыли взять с собой платок, то ничего страшного – его можно попросить на входе.
- Делать фотографии внутри разрешено, но нельзя, чтобы в кадр попадали молящиеся.
- Обязательно нужно взять с собой попить. Летом в городе стоит очень жаркая погода, поэтому без воды будет очень тяжело. На территории храма также продуют воду, но ее цена будет гораздо завышена.
- На осмотр музея будет достаточно выделить 1,5-2 часа. Этого времени вполне хватит, чтобы узнать и увидеть все самое интересное.
- Чтобы испытать максимум эмоций и впечатлений, и получить больше познавательной информации, стоит нанять экскурсовода. На входе всегда стоят гиды, которые смогут провести интересную экскурсию на русском языке. Каждый проводник устанавливает свою цену, которая может существенно отличаться. Всегда можно торговаться.
- Если не хочется тратиться на экскурсовода, то можно приобрести аудиогида. Если и это не по душе, то перед походом стоит посмотреть документальное кино о соборе.
- Некоторые туристы не рекомендуют приходить в Святую Софию вечером. Они утверждают, что дневное освещение позволяет рассмотреть каждую деталь интерьера, которая может быть упущена из виду вечером.
- Когда турист купил билет, его ожидает проверка металлоискателя. Процедура проверки рюкзаков схожа с той, что проходит в аэропорту.
- Внутри уже долгое время ведутся реставрационные работы. Часть храма от пола до потолка завалена строительными лесами, что существенно портит общую картину и впечатление от этого места.
Архитектурные особенности
Собор стал шедевром своего времени не только благодаря роскоши, но и из-за огромной купольной системы. Во время землетрясения 558 года восточная половина купала раскололась и во время его реставрации архитектор Исидорос добавил нижний обруч, тем самым увеличив высоту купола на 7 метров. В этом обруче находилось 40 поддерживающих ребер и 40 окон. Благодаря этому, создается ощущение сплошного светового пояса и,как следствие, эффект парящего купала.
«Кажется, что купол не покоится на твердом сооружении, но вследствие легкости строения золотым полушарием, спущенным с неба, прикрывает храм»
Прокопий Кесарийский
Главный купол Айя-Софии
- Конструкция купола. Купол собора имел максимально возможные размеры, определенные еще римлянами, строителями Пантеона. Византийские мастера построили в свое время плоский купол собора без каких бы то ни было статических расчетов, по интуиции. Однако при закладке фундамента интуиция подвела их: пилястры собора повалились, и все здание рухнуло. Укрепление фундамента потребовало больше труда, чем постройка трех новых перекрытий. Вынужденная реконструкция испортила внешний вид собора — массивные контрфорсы странно противоречат воздушным легким куполам. Купол Святой Софии же приобрел более вытянутые очертания. Опорные башни тоже стали выше и массивнее.
- Главный купол. Центральный купол связан с восточным и западным полукуполами, которые вместе с ним перекрывают главный неф.
- Окна. Окна под куполом кажутся неуместными – ведь тяжелый венец должен иметь прочную, надежную опору. На деле же они уменьшают опасность возникновения трещин, а купол будто парит над зданием.
- Подпружные арки. Пилоны и подпружные арки обеспечивают равномерное распределение давления купола.
- Кирпичная кладка. У византийских строителей не было под рукой дешевого материала для производства бетона, поэтому они были вынуждены отказаться от применения бетонных конструкций, которые в свое время значительно облегчили строительство купола Пантеона. Впрочем, использование кирпичной кладки и густого известкового раствора даже немного ускорило темпы строительства – кирпич клали большие артели рабочих невысокой квалификации.
- Темпы строительства. Здание храма было построено необычайно быстро – в течении 5 лет. Две артели мастеров по 5 000 человек, соревнуясь, возводили восточную и западную части собора.
- Внутреннее пространство. Над центральной частью главного нефа высится огромный купол, диаметр которого 32,6 метра. Свет проникает внутрь сквозь отверстия у основания купола и через окна, прорезанные в тимпанах.
- Башни минаретов. Примерно через 900 лет после освящения храма, когда Византия была завоевана турками, здание превратили в мечеть и по обеим его сторонам выстроили минареты.
- Опоры. После землетрясения 557 года контрфорсы и несущие конструкции собора были укреплены.
- Башни. башни, примыкающие к северному и южному фасадам храма, расположены по обеим сторонам арок, поддерживающих центральный купол. Массивные башни гасят боковое давление арок.
- Тимпан. Стена-тимпан, обрамленная подпорной аркой, не является несущей, поэтому в ней прорезаны многочисленные окна.
- Пилоны. Опорные пилоны возведены из камня. Это позволило ускорить процесс работы в самом начале строительства – ведь кирпичная кладка застывает долго.
Схема в разрезе
Световой эффект храма
Важное выразительное средство в архитектуре Святой Софии – свет. Здесь нет контрастных по свету зон
Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь многочисленные окна. Залитый светом огромный зал вызывал ощущение грандиозности. Русские послы, посетив Святую Софию, в восторге писали князю Владимиру: «Мы не знаем, находимся ли на небе или на земле. Знаем только, что здесь пребывает Бог с любовью».
Князь Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской церковью. Собор Святой Софии – блистательное воплощение идеи храма как образа Божественного мироздания. Ночью храм освещался светильниками в форме кораблей и деревьев.
Айя-София
Много лет назад собор Святой Софии был главным храмом православного мира и крупнейшей церковью в мире. С тех пор произошло много событий, великие империи, сердцем которых в разное время был Стамбул, ушли в небытие, а Айя-София всё также неколебимо стоит на берегах Босфора, поражая тех, кто её видит впервые, своим видом.
Я долго искал хороший ракурс, откуда можно было бы его красиво снять, так чтобы показать его размеры и величие. Найти такую точку на земле мне так и не удалось — огромное здание Айя-Софии постоянно оказывалось перекрыто либо зданиями, либо деревьями, либо ещё какой-нибудь хренью.
Полчаса поисков дали результат — однозначно лучшей обзорной площадкой, откуда открывается, наверное, лучший вид на Айя-Софию, является открытая терраса на крыше ресторана в отеле «Seven Hills», куда мы практически случайно решили зайти перекусить. Как раз с этой точки мечеть, играющая на солнце своей, на первый взгляд, нелепостью форм и, как заметил кто-то из туристов, похожая скорее на военный бункер, чем на храм, предстаёт во всём своём величии.
Внутри она поражает своими размерами — особенно учитывая, что построено всё это было полторы тысячи лет назад. Мои ощущения описать тяжело: говоря по-простому — я зашёл и ох**л.
Айя-София — третий собор, построенный на этом месте.
Первая церковь — Megale Ekklesia — была построена ещё во времена императора Константина, в 360 году. Через 44 года она сгорела во время народного восстания.
Вторая церковь была возведена 415 году, но и её постигла участь предшественницы — она сгорела во время очередного народного восстания в 532 году.
После подавления восстания, в процессе которого было убито более 35 тысяч человек, император Юстианиан задумывает амбициозный проект — возведение крупнейшего в мире собора. Строительство началось в 532 году и продолжалось 5 лет. Работами руководили лучшие архитекторы того времени. Ежедневно над возведением Айя-Софии трудились около 10 тысяч рабочих. Стоимость работ составила три годовых дохода Византийской империи.
Из книги «Сто великих храмов мира» (М. Губарева, А. Низовский — Москва, Вече, 1999):
Название собора — «Hagia Sophia» — переводится как «Премудрость божья».
Помещение собора представляет собой продолговатый прямоугольник, примерно 75 на 70 метров. Венчает храм купол диаметром в 30 метров. Высота от верхней точки купола до пола — 51 метр.
Во время строительства использовались лучшие материалы, привозимые со всех концов Восточной Римской империи — мрамор и яшма, золото и серебро, слоновая кость и жемчуг…
За время своего существования собор неоднократно страдал от пожаров и землетрясений, сильнейшее из которых произошло в конце X века — тогда храм был очень сильно повреждён — обрушился купол и частично стены. Как раз в это время снаружи появились наклонные контрфорсы, выполняющие роль подпорок для здания.
В 1453 году Константинополь завоёвывается османскими войсками. В том же году собор превращают в мечеть.
Название остаётся прежним — «Hagia Sophia», правда переиначенное на турецкий лад оно стало звучать как «Ayasofya» — «Айя-София»
Благодаря тому что многие мозаики были замазаны штукатуркой, они смогли пережить многовековое мусульманское присутствие — Айя-София оставалась действующей мечетью вплоть до 1935 года, пока не была превращена в музей.
Вообще, если Стамбул — место встречи Европы и Азии, то Айя-София — однозначно место встречи христианства и ислама.
Проглядывающие из под слоя штукатурки сохранившиеся православные мозаики в сочетании с мусульманскими орнаментами и огромными щитами, на которых арабской вязью написано «Аллаху Акбар», выглядят по-настоящему мозговзрывательно.
Черных кожаных щитов всего восемь. На них указаны имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых мусульманских калифов и имамов.
При строительстве храма применялись инновационные для того времени решения — например, в цемент для прочности добавляли масло, а известку готовили исключительно на ячменной воде.
Но, несмотря на профессионализм и изобретательность архитекторов, сегодня достопочтенный возраст собора даёт о себе знать.
Под поблекшей и местами отвалившейся штукатуркой хорошо видны уставшие стены, построенные ещё полторы тысячи лет назад.
Тем удивительнее смотрятся на их фоне сохранившиеся византийские мозаики.
Они, кстати, были выполнены в три этапа — в середине IX века, на рубеже IX и X веков и в конце X века.
Кстати, собор пострадал не только от захвативших Константинополь турок — в 1204 году город был захвачен крестоносцами. Тогда значительная часть богатств была вывезена в европейские страны. Например, сделанный из чистого золота алтарь, пропавший в последующие годы без вести. Или Туринская плащаница, вывезенная из Константинополя в Италию.
История:
В 532 году во время восстания сгорел главный храм Константинополя. Через 40 дней после подавления мятежа император Юстиниан начал строительство Софийского собора, который должен был показать мощь Византийской империи и укрепить его позиции на троне. Через 5 лет и 10 месяцев собор торжественно освятил Константинопольский патриарх Мина. До XV века Софийский собор оставался главным храмом не только Византийской империи, но и всего христианского мира. В 1453 году турки захватили Константинополь, город был переименован в Стамбул и превратили храм в мечеть, а в 1934 году Софийский собор стал музеем и службы в нем больше не проводятся. Но ситуация в любой момент может измениться: есть решение снова вернуть Святой Софии статус мечети.
Мозаика
Одна из первейших датировок оформления мозаики относится к иконоборческому периоду и находится в самом видном участке — в арке апсиды.
На вершине свода представлен равносторонний крест в лучах. Крест вписан в голубую окружность на золотом фоне. При переходе от голубого к золотому колору, окружность чередуется цветами радуги.
У основания свода по обеим сторонам разноцветный орнамент из мозаики, на нём выделяются три крестообразные монограммы ктиторов Софийского собора: Константина и Ирины.
Нет никаких сомнений в том, что ктиторы, увековеченные в крестообразной монограмме – автократор Константин VI (780 — 797) и императрица Ирина Афинская (780 — 788, 797 — 802), а Феофилос – местный епископ, подписавший хартию седьмого Вселенского Собора (либо второго Никейского) 787 года. Это знаменитый Собор, созванный по инициативе Ирины в городе Никее с попыткой вернуть иконопочитание.
Мозаика храма выполнена в период совместного царствования Константина VI и Ирины, проводившей политику борьбы с иконоборцами до конца своего регентства.
Апсида
В конхе апсиды на золотистом фоне изображена Богородица на троне с восседающим на её руках Иисусом Христом. Очевидно, создание мозаичного полотна стало возможным только после 843 года, когда окончательно восторжествовало иконопочитание при императрице Феодоре и её малолетнем сыне Михаиле. Вероятная датировка XI — XII века.
На уровне, где плечи Пресвятой Девы едва различимы следы более ранней мозаики – большого креста (простирающегося под изображением Царицы небесной), созданного одновременно с монограммами у подножия свода в эпоху царствования Константина Слепого и Ирины (780 — 788).
Тайны затопленного подземелья собора Айя-Софии
Кроме видимой части собора, Айя-София в Стамбуле имеет ещё малоизученную подземную часть. Из летописей известно, что для того, чтобы сделать фундамент, будто бы выкопали 70-метровый котлован. Так же различные источники сообщают, что под Айя-Софией есть огромные цистерны для хранения воды и множество туннелей. По всей видимости, цистерна должна напоминать огромную Цистерну Базилику, которая находится недалеко от собора.
Добраться до затопленного подземелья попытались в 1945 году американцы. Для этого они решили выкачать оттуда воду. Но как бы они ни старались, уровень воды не понижался. В итоге от идеи отказались после того, как перегорели насосы.
Более успешные попытки были у турецких исследователей. Но они сразу решили, что не будут откачивать воду, а совершили несколько успешных погружений в затопленную подземную часть собора. Последний спуск произошел в 2013 г. Какие-то легенды подтвердились, а какие-то оказались просто преувеличением.
Исследование подземной части собора Айя-София.
Подводники нашли места, предназначенные для захоронения. Хорошо был исследован 12-метровый колодец у главного входа. А в колодце в центральной части храма были найдены обломки очень большого светильника. В стенах были обнаружены плотно закрытые двери, открыть которые они не пытались. Возможно, за этими дверьми находятся большие цистерны для сбора воды, о которых писали путешественники прошлого. Это подтверждает и сканирование пола собора на предмет пустот. Это сканирование показало, что под полом есть огромные пустые пространства!
Также был совершен спуск в сухой каменный туннель. Из коридора идут два хода: один к площади Ипподром, второй – к дворцу Топкапы. Эти коридоры раздваиваются, и некоторые рукава заканчиваются тупиками. Но один из рукавов имеет выход во двор дворца Топкапы.
Туристы входят в собор через Императорские ворота.
Интересные факты
- Вопреки распространенному мнению, храм назван не в честь Святой Софии, а посвящен Премудрости божьей («софия» означает по-гречески «мудрость»).
- На территории Айя-Софии расположено несколько мавзолеев султанов и их жен. Среди тех, кто похоронен в усыпальницах, немало и детей, ставших жертвами жестокой борьбы за престолонаследие, обычной для тех времен.
- Считается, что Туринская плащаница хранилась в Софийском соборе до разграбления храма в XIII веке.