Храм христа спасителя: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Возведение храма Христа Спасителя

Несмотря на критику в 1965 году за разрушение собора, провозглашенную первым советским космонавтом Юрием Гагариным, только в конце 1980-х годов, члены общества и Русской Православной Церкви Московской столицы встретились, чтобы обговорить план реконструкции храма.

Инициатива получила поддержку первого президента России Бориса Ельцина, а также Мэра Москвы Юрия Лужкова, и в начале 90-х годов, с полного благословения Русской Православной Церкви, были собраны государственные средства, а также помогли взносы частных фондов и пожертвования.

Однако в разгар экономического кризиса возникли разногласия по поводу бюджета стройки. Подсчитано, что почти 200 миллионов долларов поступили из государственных фондов для реконструкции здания.

Новый собор построен по оригинальному проекту Константина Тона, и по возможности адаптирован к самым передовым технологиям конца двадцатого века, соответственно он был построен гораздо быстрее, чем в девятнадцатом веке.

Работы начались в 1995 году, и Храм Христа Спасителя был вновь освящен в 2000 году в торжественной церемонии, проведенной 19 августа Патриархом Алексием II. День освящения совпал с днем Преображения Господня.

Похороны Бориса Ельцина в 2007 году проходили именно в этом храме, и стали первыми государственными похоронами в церкви со времен царя Александра III в 1894 году.

Кроме того, это еще и место паломничества. Подсчитано, что ежегодно более миллиона человек посещают собор, чтобы поклониться мощам святого Николая, покровителя России.

Смотровая площадка небоскреба «Триумф Палас»

«Триумф Палас» в 2003 году смог попасть в книгу рекордов Гиннеса, как самое высокое здание жилого типа в Европе. Его высота достигает более 260 м. Внешне «Триумф Палас» напоминает сталинские высотки, но все-таки многие детали выдают его современность. Смотровая площадка находится на высоте 200 метров. С нее открывается роскошный вид на северную и северо-западную части города, неплохо заметны и достопримечательности центра.

Адрес: Чапаевский переулок, 3.

Стоимость: главный минус в том, что постороннему попасть сюда очень сложно, только по знакомству или попробовать договориться с консьержем.

Как правильно обращаться к мощам Матроны Московской

Особых правил поведения около мощей святой блаженной Матроны Московской, на самом деле, нет. Следует соблюдать стандартный этикет православной церкви: не забыть помолиться перед посещением, совершить крестное знамение перед входом, поклониться в пояс (однако, не стоит делать этого напоказ). Женщины обязаны покрывать голову, плечи и колени; мужчины – наоборот, снимать головные уборы. Ни в коем случае не допускается мешать молитве иных верующих.

Нужно последовательно выполнять наставления монахинь и не проявлять грубости ни к ним, ни к другим верующим, которые решили посетить мощи святой блаженной Матроны. Также считаются недопустимыми грубость и осуждение людей, которые ведут себя неправильно около мощей по незнанию: допускается оказать им помощь вежливым советом.

Матрона Московская, святая и благочестивая, еще при жизни стала известна благодаря своим чудесам. Также она является примером праведной жизни для сотен тысяч верующих, поэтому неудивительно, что многие люди обращают к ней свои молитвы, умоляя о помощи.

Обращаться к святой Матроне можно почти в любых жизненных ситуациях, какое бы испытание ни выпало на долю просящего. Болезни, семейные неурядицы (и несчастье), несчастная любовь, безденежье (не жадное, алчное, а не позволяющее жить), плохие привычки мужа и родни, плохое поведение ребенка, бесплодие – со всеми этими трудностями можно обратиться к блаженной Матроне. Считается, что она быстро помогает, откликаясь на молитвы истинно верующих.

Само обращение к святой Матроне Московской не отличается от обращения к иным святым Православной Церкви

Важно помнить, что, моля Матрону о помощи, верующий, прежде всего, должен направить свои помыслы и молитвы к Богу. Место не слишком важно: даже из дома можно молиться благочестивой Матроне

Однако очень полезно доехать до мощей Матроны Московской и прикоснуться к ним ради укрепления духа и веры просящего, обретения мощной поддержки святой.

Во сколько начнется Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя в 2020 году?

На 7 января приходится один из главных праздников для большинства православных христиан

Рождество Христово – важный день для верующих, для которых очень важно встретить момент рождения Спасителя в главном храме России – Храме Христа Спасителя

Часто этот момент является мечтой всей жизни, как для мусульман – посещение Мекки. Тем не менее, в народе распространено мнение, будто нереально попасть в Храм Христа Спасителя на рождественскую службу. Для этого нужны либо деньги, либо государственный статус.

Мы постараемся развенчать данный миф.

Не все легенды, бытующие в народе, являются реальностью. В праздничный день, как и в любое другое торжество, в храм допускаются все желающие. Но не стоит забывать о вопросе безопасности, ведь в Храме Христа Спасителя могут свободно разместиться только десять тысяч верующих. По этой причине непросто оказаться в числе счастливчиков.

Чтобы попасть на светлый праздник Рождества в Храм Христа Спасителя, потребуется заранее побеспокоиться о занятии очереди. На входе каждого верующего пристально осмотрят, ведь вопрос безопасности в таком месте является в приоритете. Люди, которым хочется попасть на мероприятие, рекомендуют еще рано утром, 6 января занять очередь. Некоторые приходят даже с вечера, 5 января, так как первые праздничные церемонии запланированы в течение всего дня 6 января.

Исповедь запланирована на 8 часов утра, 6 января, тогда как в 17 часов того же дня начинается Всенощное бдение. Торжественные службы будут продолжены и в течение 7 января.

Как правильно вести себя в храме

Существует определенный набор правил, действующих не только в храме Христа Спасителя, но и в других зданиях, которые входят в комплекс собора. Они ничем не отличаются от общепринятого этикета в других религиозных местах:

  1. Одеваться и выглядеть в соответствии с требованиями, принятыми Русской православной церковью. В храме девушкам и женщинам обязательно нужно носить головной убор, тогда как мужчины, посещающие территорию церкви, обязаны его снять.
  2. Следует прийти на службу заранее, еще до начала литургии. Это позволит без лишних сложностей купить свечи, оставить записку о здравии или за упокой. Также верующий сможет в спокойной обстановке поклониться святым образам.
  3. Когда идет литургия, мужчинам следует оставаться справа, тогда как женщины становятся слева от алтаря.
  4. Заходя в храм, следует подойти к аналою и приложиться к главной иконе, а также Святым, день которых чествует церковь.
  5. Во время процессии нужно вести себя тихо и смиренно, не мешать другим прихожанам и особенно служителям церкви проводить службу.
  6. На все время пребывания на территории церкви отключите телефон. Если с вами пришли дети, стоит внимательно следить за их поведением, чтобы они также сохраняли тишину во время службы.
  7. Если вы уже пришли на службу, нельзя покидать храм до момента ее завершения. Если вы опоздали на начало службы, стоит находиться в районе входа. Лишь по окончании Божественной литургии необходимо выполнять запланированные процедуры.

Адрес храма

Собор находится в столице на улице Волхонка, в доме под номером 15. До него можно легко добраться, ведь рядом располагается станция метро «Кропоткинская». Если вы пешком будете проходить через Красную площадь и Кремль, на путь придется потратить около пятнадцати минут.

Прямая трансляция Рождественского богослужения в храме Христа Спасителя в 2020 году

Шестого января в 23:00 начнется богослужение в Храме Христа Святителя, посвященное Рождеству Христову. Прямой эфир мероприятия будет демонстрироваться на центральных телеканалах Российской Федерации. Оно состоится в главном церковном сооружении страны – Храме Христа Спасителя. Во главе праздничной литургии стоит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Сперва был храм, потом – хлам, а теперь – срам». Новая история Храма Христа Спасителя

Сегодня уже можно, несколько обернувшись назад, говорить об очередной духовной трагедии, связанной с народной святыней. «Мерзость запустения», «провокация», «разрушительная тактика обновленцев», «продажность» – такая реакция появляется у православных, когда они узнают, что происходит на территории храма Христа Спасителя сегодня. Современный храм Христа Спасителя оказался буквально пронизан подозрительной ветхозаветной символикой: многочисленные шестиугольные «звезды Давида» (в наше время – главный символ масонов-сатанистов) – на крестах куполов (!), внутри под ногами, в виде люстр; на стенах внутри храма непонятные надписи на иврите.

Далее: строение храма Христа Спасителя уходит на огромную глубину, где располагаются многочисленные залы, технические и служебные помещения, а также двухуровневая парковка, автомойка и даже станция метро. В 2009 году в стране открылся самый большой музейный салон Volkhonka Fine Art center антиквара площадью 2 тысячи квадратных метров – в подземной части храма Христа Спасителя. Там выставлены далеко не православные заграничные (в основном из Рима!) экспонаты: к примеру, картина «Клоунесса с мандолиной и пьеро-2» (венгерский художник R. Geiger XX в.) или парные скульптуры гипсовых женщин (XIX в., Франция) или кресла с рогами и копытами, – цены в галерее исчисляются миллионами.

В залах, находящихся в распоряжении салона, регулярно проводятся абсолютно светские мероприятия, сопровождающиеся алкоголем, танцами и прочими мерзкими развлечениями. Так 15 ноября 2011 года арт-центре Volkhonka Fine Art прошла светская вечеринка в честь президента компании Vertu, выпускающей дорогостоящие сотовые телефоны. Заграничные звезды, местные богачи и журналисты, приглашенные на «vip-вечеринку с морем алкоголя, танцами и светской тусовкой» не поверили своим глазам, когда пришли по объявленному адресу. Но совесть не помешала им отгулять-таки на территории православного храма. По некоторым непроверенным источникам, в храме над алтарем даже офисы есть.

Какова же позиция священства РПЦ относительно происходящих на территории храма Христа Спасителя безобразий? – естественно возникающий в такой ситуации вопрос. Комментарии к словам на эту тему ответственных духовных лиц, как говорится, излишни, – во всяком случае, это уже совершенно другая тема.

«Храм Христа Спасителя имеет большой комплекс помещений, там работают многие десятки людей, содержит его не церковь, а фонд, который должен зарабатывать довольно большие средства. И поэтому там устраиваются концерты, выставки, съезды врачей, собрания работников разных компаний.

Все это, естественно, делается на возмездной основе» (протоиерей Всеволод Чаплин, глава Cинодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества). «…это всего лишь муниципальное учреждение, и потому никакие конфессиональные ограничения по посещению храма на людей налагаться не могут» (протодьякон Андрей Кураев). «Естественно, люди приезжают на машинах, им нужно перекусить где-то, там работает столовая. И если человек хочет помыть машину или ему нужно припарковаться, то ему нужно давать такую возможность. Зал церковных соборов, иные помещения Храма Христа Спасителя эксплуатируются как любые здания, как любые другие залы, почти любыми организациями, (есть ограничения связанные с нравственностью и недопустимостью политической агитации), но нет ничего противоестественного в том, чтобы в этих залах устраивать светские мероприятия» (о. Всеволод). «Мы ничего не можем поделать с таким соседством, у нас же светское государство. Но они ведут себя тихо. Когда у нас идет служба, музыку не включают» (служитель ХХС). Правомочны ли отговорки священноначалия о том, что храм Христа Спасителя с прилегающими к нему территориями принадлежит государству, или находится в собственности бывшего бассейна, или иного «фонда», – не нам судить. Но то, что этот вопрос остается спорный не столько в формальном плане, сколько в степени духовной ответственности за творящееся там, – для православных очевидно.

Храмы Московского Кремля

Рядом с Храмом Василия Блаженного, что на Рву расположено ещё несколько религиозных сооружений. Все они находятся в пределах кремлёвской стены.

Успенский собор

Был возведён в 1479 году. Строительством руководил итальянский зодчий Аристотель Фиораванти. Являлся главным кафедральным собором России вплоть до 1917 года. После революции был превращён в музей, коим является до сих пор. С 1990 года возобновились богослужения. Здесь хранятся мощи святителей Фотия, Петра, Киприана, Гермогена, Ионы, Филиппа и Иова.

Успенский собор

Благовещенский собор

Возведён под руководством псковских мастеров в 1489 году. Построен в традициях псковской и московской архитектуры. Иконостас собора включает с себя около ста икон. С 1917 года является музеем. Богослужения возобновились в 1993 году.

Благовещенский собор

Архангельский собор

Полное название: Собор святого Архистратига Михаила в Кремле. Построен в 1508 году. Архитектор – итальянец Алевиз Новый. Служил усыпальницей для московского великокняжеского роду. Здесь хранятся мощи Дмитрия Донского.

Архангельский собор

Колокольня Ивана Великого

Возведена в 1508 году итальянцем Боном Фрязиным. Один из самых узнаваемых объектов Кремля.

Колокольня Ивана Великого

Церковь Ризоположения

Построена в 1485 году. Была молельней для московских митрополитов, а позже домовой церковью патриархов. Роспись стен внутри храма датируется 1644 годом.

Церковь Ризоположения

Режим работы

Вход в Кремль осуществляется с 09:30 до 18:00 (15 мая – 30 сентября) и с 10:00 до 17:00 (1 октября – 14 мая). Выходной день – четверг. Более подробную информацию можно уточнить . Стоимость полного билета для осмотра ансамбля Соборной площади составляет 700 рублей (существуют льготы). Билет позволяет посетить все перечисленный храмы.

Вход в Кремль находится в Кутафьей башне, расположенной в Александровском саду.

Кутафья башня и Кремль на карте столицы

Как добраться на метро

В непосредственной близости от входа в Кремль расположена станция метро «Александровский сад» Филёвской (Голубой) линии и «Библиотека имени Ленина» Сокольнической (Красной) ветки. Также неподалёку находятся станции «Арбатская» Арбатско-Покровской (Синей) линии и «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской (Серой).

Станции «Арбатская», «Боровицкая», «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина» и Кутафья башня на карте

Кроме того, до входа в Кремль можно добраться с «Охотного ряда» и «Театральной». Нужно будет немного пройти по Александровскому саду.

Как добраться на городском наземном транспорте

Ближе всего к нужному месту проходят маршруты автобусов под номерами: 144, М1, М3, М6 и Н11. Остановка – «Метро Библиотека имени Ленина».

Остановка «Метро Библиотека им. Ленина» и вход в Кремль на карте

У другой, находящейся по соседству остановки с таким же названием проходят автобусные маршруты №М, №М27, №Н2.

Триединый храм

Задача, которую поставил перед собой молодой архитектор, была грандиозной. Как следует из его записок и воспоминаний, он попытался создать не более и не менее, чем новый храм царя Соломона, храм Премудрости, как он сам называл его. Скорее всего, именно эту грандиозную задумку и сумел увидеть в проекте Витберга император Александр I, для которого строительство храма-памятника тоже имело глубоко сакральное значение.

Формулируя основные идеи своего проекта, Карл Витберг писал, что он, во-первых, должен колоссальностью своей соответствовать величию России, во-вторых, иметь в «характере своем» достаточную самобытность, и, наконец, выражать «духовную идею живого храма — человека по телу, душе и духу». Эта идея троичности и стала главенствующей в проекте молодого архитектора, и именно она лучше всего отозвалась тому замыслу храма-памятника, который вынашивал сам русский император.

Колоссальности в проекте Витберга было более чем достаточно. Его храм Христа Спасителя был самым большим из всех представленных на конкурс: высота от подошвы склона до креста на вершине главного купола — 237 метров, от поверхности земли до креста — 170 метров, ширина главной лестницы на склоне горы — 106 метров, диаметр главного купола — свыше 50 метров. На площадке перед храмом должны были возвышаться две 106-метровые триумфальные колонны, материалом для которых, по замыслу архитектора, были захваченные у противника пушки: одну он собирался отлить из тех, что стали трофеями на территории России, вторую — из взятых во время Заграничного похода русской армии 1813–1814 годов.

Рисунок лестницы, которая должна была вести к храму от Москвы-реки, и колоннады, окружавшей вход в нижний храм

Самобытность, которой добивался Витберг, проявлялась прежде всего в том, что ему удалось спроектировать храм, воспевающий идею божественного покровительства России на языке, понятном не только русскому человеку, но и любому европейцу. Его храм Христа Спасителя был достаточно классическим по формам и пропорциям, но в основе его лежала совсем не традиционная тройственность храма, такая же, как и человека, — в теле, душе и духе. Ее подчеркивала и структура строения: в вертикальном разрезе оно состояло из трех основных частей. Первой был подземный храм во имя Рождества Христова, к которому, как писал сам архитектор, «почел я приличным примкнуть воспоминание о жертвах 1812 года, кои положили живот свой за Отечество». Причем это должны были быть списки не только погибших офицеров, но и солдат, — и если бы храм был достроен, он стал бы первым в России памятником всем без исключения героям Отечественной войны 1812 года. Вторая часть представляла собой крестообразный (в отличие от прямоугольного нижнего) храм во имя Преображения Господня, украшенный множеством статуй, а третья — круглый храм во имя Воскресения Христова.

Скульптуры

Собор ориентирован по сторонам горизонта. Каждый фасад оформлен особенными скульптурами:

Западный фасад легко узнать по фигуре Иисуса Христа, благословляющего народ. Горельеф расположен в большой центральной арке. По бокам от центральной расположены 4 малых арки. В них скульптор поместил изображения Александра Невского, Николая Святителя, Святой Елизаветы, Николая Новгородского.

Внизу над средними воротами изображены 4 ангела. Их крылья раскрыты, в руках – полотнище, на котором написано: Господь с нами. Над малыми воротами изображены фигуры 4 ангелов. Это посвящение павшим воинам 1812 года.

В оконных арках расположены архангелы Иегудиил, Варахиил, Гавриил, Уриил. Иегудиил держит венок, остальные – цветы. По углам символическая композиция – венчание Соломона на царство и Давид, передающий Соломону чертежи. Это иносказательное изображение обещания Александра 1, исполненное преемником.

Восточный фасад смотрит на Кремль. Здесь изображены заступников России и тех, кто за нее молился. В центральной арке скульптура иконы Владимирской Божьей Матери. По бокам, в малых арках, образы Святой царицы Александры, Великомученицы Екатерины, Марии Магдалины, Анны Пророчицы.

В арке больших ворот скульптуры Святителя Пермского Стефана, Преподобный Сергий Радонежский, Митрополиты Московские Иона и Филипп. В оконных арках – Иосиф Волоколамский, Никон Радонежский, Михаил и Феодор Черниговские. По углам композиции Воскресение Христово и Рождество Христово.

  • Что посмотреть в Москве за 3 дня – 25 самых интересных мест
  • 20 самых интересных мест Подмосковья

Северный фасад смотрит на Пречистенку. Здесь расположены скульптурные группы просветителей, святых, в дни которых были сражения во время похода русских войск за границу. В центре изображен образ Иверской Божьей Матери. По краям – скульптуры Лавра, Григория, Хрисанфа, Сергия. Внизу 4 евангелиста и Апостолы Петр и Павел. По углам скульптура Сергия Радонежского, благословляющего Дмитрия Донского на битву, и Дионисий, благословляющий Минина и Пожарского.

Южный фасад смотрит на Москву-реку. Здесь изображены святые, в дни которых проходили сражения 1812 года. В центре изображен образ Смоленской Божьей Матери. По бокам – Иоанн Креститель, апостол Фома, Роман Рязанский, Иона Новгородский.

В нижней части – явление Архистратига Михаила Иисусу Навину. Над малыми вратами изображены Деворра, Варак, Моисей и Мириам. По углам изображены композиции: возвращение Давида после победы над Голиафом и Авраам с союзниками, возвращающийся после победы над царями.

Архитектура и интерьеры


Любой видевший постройку человек скажет, что она самобытна. Это естественно: архитекторы не просто рисовали эскизы, а потом готовили чертежи. В своих проектах они воплощали идеи, которые виделись им в победе над Наполеоном. Победе, которую одержало не только русское оружие, но и весь народ.

Первоначальный храм


Создатель первоначального проекта, Витберг, был масоном. Но идеи братьев-каменщиков не исказили создаваемый им образ. Витберг считал, что храм должен быть триединым и состоять из трех связанных и дополняющих друг друга частей:

  1. Подземной, имеющей форму гроба. Эта часть посвящена Рождеству Христову. Здесь должны были совершаться постоянные заупокойные службы по погибшим героям.
  2. Наземной. Эта часть посвящена Преображению Господню и имела крестообразную форму. Здесь символично отражено смешение света и тьмы в душе человека. Предполагалось, что в этой части будет много статуй.
  3. Верхней, посвященной Рождеству Христову. Она должна была быть круглой.

Храм должен был стоять фасадом к Москве-реке. Проект Тона тоже предполагал подобное расположение. Но масштабы были совсем другие. В те времена самой высокой постройкой была колокольня Ивана Великого. Современники отмечали, что она вся целиком могла войти внутрь строящегося собора.

Тону удалось органично вписать храм в ансамбль Кремля и московских церквей. Это стало возможным из-за удачного места постройки. Здание находилось в отдалении от Кремля, в то же время гармонично с ним сочеталось.

Характерными чертами храма того периода являются:

  • закомары, имеющие форму киля
  • главки в форме луковок
  • крытая галерея, идущая по всему периметру

Эти элементы были заимствованы у храмов, построенных русскими зодчими в 15-16 веках. В проекте Тон отошел от классики, отдал предпочтение народным традициям. Архитектору удалось удачно совместить элементы древнерусского зодчества и Византии. Автор тем самым показал преемственность форм и одновременно новые веяния моды.

  • 23 лучших музея Москвы для детей
  • 30 лучших развлечений в Москве для детей
  • 20 лучших парков Москвы для отдыха с детьми

Современный храм


Современное здание воздвигнуто на мощном стилобате. Сооружение этой части потребовалось для того, чтобы восстановить холм, на котором располагался первоначальный собор. Естественное возвышение было уничтожено после взрыва в 30-е годы.

Собственно, собор – комплекс из нескольких зданий, которые связаны архитектурным решением:

  • Преображенской церкви
  • шатровой часовни иконы Божьей Матери
  • самого храма

Церковь Преображения Господня расположена в стилобатной части. Здесь же находятся служебные помещения, музей, трапезные, залы Советов и Соборов. Над стилобатом возведен кафедральный собор. Часовня – отдельно стоящее здание. Здание имеет 4 крыльца. Чтобы подняться на них, придется преодолеть 15 ступеней. Крылечки облицованы темно-красным гранитом. Для освещения на верхних площадках смонтированы светильники.

Внутреннее помещение отлично освещается дневным светом. Для этого предусмотрены 60 окон. Фасад украшен арками-кокошниками. Их поддерживают 36 колонн. Архитектурная подсветка здания заслуживает отдельного описания. Мощные фонари посылают на фасад лучи мягкого, приближенного к дневному, света. Купола освещают лампы, установленные на мачтах длиной 30 м каждая.

Интересно

Главный зал станции должен был находиться в подземном вестибюле Дворца Советов, строительство которого началось в 1939 году. К началу войны было готово 7 этажей, но затем металлический каркас был разобран и использован для изготовления противотанковых ежей.

В 2005 году было выпущено 10 тыс. серебряных памятных монет «Станция метро «Кропоткинская». Номинал монеты – 3 рубля.

16 мая 2010 года на стации состоялся концерт Камерного оркестра «Kremlin», причем проводился концерт ночью. Это было третье мероприятие, проведенное в Московском метро. До этого подобные концерты проводились на станции «Маяковская». Кроме концерта, который абсолютно бесплатно могли посетить работники метрополитена и простые пассажиры, на станции можно было осмотреть картинную галерею «Акварель», а в качестве бельэтажа использовался ретропоезд «Сокольники».

Интерьеры самого большого храма России

Общая площадь росписи стен храма превышает 22 тысяч кв. м, причем 9 тыс. кв. м из них – это золоченые поверхности. По периметру стен создана галерея, на стенах которой висят памятные доски с описанием сражений, проведенных русской армией. Здесь можно увидеть имена прославленных полководцев, а также отличившихся в боях солдат.

Внутри собора находятся украшения из декоративных камней, живописные работы и скульптуры. Высокие стены расписаны образами христианских святых и князей, которые не пожалели своей жизни ради Родины. В нижней галерее, на досках написаны имена героев Отечественной войны. Живописное оформление храма было создано целой группой мастеров, руководил которой академик и заслуженный художник страны Н.А. Мухин.

Скульптурная компазиция на стенах храма

Краткая история

Появление храма было связано с желанием россиян увековечить победу над противником в войне 1812 года. А с инициативой его создания выступил армейский генерал Петр Андреевич Кикин. Предложение было рассмотрено государем Александром I, и он издал манифест о строительстве. Храм намеревались построить к годовщине победы российской державы над войсками Наполеона. Разработкой первого проекта святыни занимался художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, и уже в середине осени 1817 года на возвышенном месте Воробьевых гор состоялась закладка фундамента.

Вид на храм с Большого Каменного моста

В соответствии с архитекторским проектом церковное здание строили трехсоставным. Предполагалось, что каждая часть будет иметь собственное название: Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижней церкви планировали проводить захоронения останков воинов, погибших в сражениях прошедшей войны. Однако почва на территории Воробьевых гор не выдержала тяжести огромного здания и стала оседать. Проект Витберга был признан неудачным, и возведение церкви доверили другому зодчему – Константину Андреевичу Тону.

Строительство перенесли на новое место — участок возле Московского Кремля, на котором ранее располагалась Алексеевская женская обитель. По легенде, одна из здешних монахинь предрекала, что новый храм на месте снесенной обители не простоит и полувека. Как бы там ни было, но закладка церкви в этом месте все равно состоялась. И произошло в начале осени 1839 года. Спустя 21 год, строительство храма подошло к концу. Немного позднее были закончены внутренняя роспись церковных помещений и обустройство прилегающей набережной.

Вид храма с Москвы реки

В 1880 году храм стал кафедральным, а в через три года, 26 мая, в праздник Вознесения Господня его освятили. В этот же день прошла коронация императора России Александра III. Летом освятили церковные приделы. В приделе Николая Святителя церемония прошла 12 июля, а в приделе Александра Невского — 8 июля. После этого богослужения здесь проводились каждый день.

С 1918 года храм лишили финансовой помощи со стороны государства, а в начале зимы 1931 года по приказу Сталина его публично уничтожили. Руины, оставшиеся от грандиозного памятника русского искусства, стали подтверждением слов монахини, ведь храм действительно просуществовал не более 50 лет. Место разрушенной святыни должен был занять Дворец съездов, но в связи с Великой Отечественной войной проект его строительства так и остался нереализованным. За годы войны из-за взрывов эта местность превратилась в огромную яму, и ее использовали для сооружения бассейна.

Вид храма с Патриаршего моста

В конце 80-х годов прошлого века в стране было создано общественное движение, активисты которого стали бороться за возрождение старинного храма. Летом 1992 года появился Фонд возрождения памятников Москвы, и в перечне архитектурных объектов, нуждающихся в восстановлении, в числе первых оказался Храм Христа Спасителя. Так началась его полная реконструкция. Первое богослужение во вновь отстроенном храме прошло на Рождество 2000 года, а освящение церкви — в августе этого же года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector