Исаакиевский собор
Содержание:
- Предшественники современного храма
- Выставка в подвале Исаакиевского собора
- Мозаика в Исаакиевском соборе
- Четвертый и современный Исаакия
- Ноу-хау тех эпох или инопланетные цивилизации
- Собор-музей
- Смотровая площадка на колоннаде Исаакиевского собора
- Иконостас Исаакиевского собора
- 4-й Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
- Музей-памятник «Исаакиевский собор»
- Эль Греко посвящается. Рельефные картины Никоса Флороса (Греция)
- Холсты и мозаика
- Предсказание
- Как перестраивался Исаакий
- Интерьеры храма
- Обустройство собора
- Исаакий сегодня
- Колоннада
Предшественники современного храма
Назван храм в честь византийского монаха, жившего в IV веке н.э. – Исаакия Далматского, почитаемого церковью за дар предвидения. День его памяти, 30 мая, совпадает с днем рождения Петра Великого, который почитал святого небесным покровителем.
Первая церковь
По указанию императора для 10 тысяч человек, работающих на Адмиралтейских верфях, к 1710 году соорудили деревянную церковь. На Адмиралтейском лугу под храм приспособили чертежный амбар – одноэтажное деревянное здание, на крыше которого возвели колокольню со шпилем и маленьким куполом с крестом.
Для обустройства храма в честь почитаемого святого царь пожертвовал личные иконы, и с 1710 года велись службы. 19 февраля (1 марта) 1712 года в наспех построенной и пропитанной корабельной смолой церкви при залпах с бастионов Петропавловской крепости Петр I обвенчался с женой Мартой Скавронской (Екатериной Алексеевной – Екатериной I). Церковь, оказавшуюся тесной для развивающегося города, вскоре разобрали.
Вторая церковь
Каменную постройку начали в 1817 году в 20 метрах от берега Невы. Петр лично заложил первый камень нового собора. Строили церковь в стиле «петровского барокко» по проекту знаменитого зодчего петровской эпохи Георга Маттарнови.
Штукатурные фасады без декора, окна с ямбургским стеклом, сводчатые кирпичные перекрытия и восьмигранный купол, а также стройная колокольня с часами-курантами – все сближало церковь с Петропавловским собором. Лукообразный шпиль с флюгером – позолоченным ангелом, держащим крест, дополнял сходство.
Возведение завершилось через 10 лет. Архитекторы менялись, работы приостанавливались. Богослужения в новом храме, несмотря на недоделки, начались в 1722 году. В 1723 году по указу Петра в храме торжественно принимали присягу чины адмиралтейства и флота.
До окончания строительства Петр Великий не дожил. Фундамент церкви размывался Невой, дорогостоящие ремонты вынудили городской Сенат искать новое место для храма, признав предыдущее неудачным.
Третья церковь
Третий собор решили строить подальше от коварной Невы. Место для храма утвердила императрица Екатерина II. Строительство доверили архитектору императорского двора Антонио Ринальди, который разработал проект пятикупольного храма сложной конструкции, облицованного мрамором. Собор заложили 8 августа 1768 года, но строительство остановилось. Императрица умерла, а придворный архитектор отбыл на родину.
Достраивали храм при Павле I. Проект в корне изменили: на роскошном мраморном основании, построенном Ринальди, соорудили надстройку из кирпича с одной главкой. Убогое сооружение выглядело нелепо и не соответствовало статусу города. В 1802 году собор освятили, но всем было ясно, что храм не украшает Петербург.
Выставка в подвале Исаакиевского собора
В подвалах Исаакиевского собора работает выставка — мемориальная экспозиция «Чтобы помнили…».
Выставка была открыта к 60-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Она посвящена музейным сотрудникам, сумевшим в суровое военное время сберечь уникальные экспонаты музеев Ленинграда и его пригородов, которые не успели эвакуировать в тыл.
Посетить выставку можно бесплатно. Для групп — по заранее оформленной заявке. Для индивидуальных посетителей в определенные дни и часы проводят бесплатные экскурсии по мемориальной экспозиции.
Поскольку дни, часы и условия посещения выставки могут меняться, рекомендуем уточнять информацию непосредственно перед посещением, на официальном сайте собора.
Мозаика в Исаакиевском соборе
Мысль об использовании мозаики для оформления интерьера пришла Монферрану, когда он понял, что в храме невозможно создать температуру и влажность, подходящие для живописи. В 1845 году решили заменить живопись мозаикой.
Мозаика производилась из смальты — сплава стекла с металлическими красителями, от которых зависел цвет. При соединении золота получаются розовые и фиолетовые оттенки, меди — красный и зеленый цвета, кобальт используется для создания синих тонов.
Для воспроизведения красок живописного оригинала применялись смальты 12 тысяч оттенков.
Копирование икон начали с главного иконостаса, и первым мозаичным исполнением стал образ Христа Спасителя в нижнем ряду. За ним выполнили копии других икон нижнего и среднего чинов. В верхнем скопировали в мозаику «Тайную вечерю».
Золоченные бронзовые Царские врата Исаакиевского собора украшены орнаментом, мозаикой «Благовещение» и мозаичным изображением евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Парадную арку венчает скульптурная группа «Христос во славе» Петра Клодта, воплощающая канонический образ Иисуса Христа.
Главный иконостас восхищает декоративным убранством. Когда же открываются Златые ворота, на фоне голубого неба предстанет одетый в пурпурный плащ с золотым шитьем, украшенный изумрудами и аметистами, Воскресший Христос.
Это один из самых больших цветных витражей в Европе, площадь составляет 28,5 кв. метров. Витраж выполнен на мюнхенской витражной фабрике по эскизу немецкого художника Лео фон Кленце.
Витраж «Воскресение Христа» — композиционная доминанта внутреннего оформления Храма. Он занимает почти все пространство алтарного окна, и кажется, что через мгновение Господь войдет в храм.
Малые иконостасы также оформлены живописью, мозаикой и скульптурой.
Иконостас алтаря святой Великомученице Екатерине (расположен справа) венчает скульптурная группа «Воскресение». Иконостас, посвященный Святому благоверному князю Александру Невскому (слева), венчает композиция «Преображение». Обе работы выполнены Н. С. Пименовым.
На отделку интерьера Исаакиевского собора ушло 400 кг золота и 1000 кг бронзы. При ближайшем рассмотрении каждая деталь в храме поражает совершенством формы и исполнением. Но интерьер перегружен декором. Пышность и сложность элементов, сверкающая отделка и прихотливые узоры, многоярусные украшения и золоченые орнаменты — все это с трудом воспринимается как единое целое.
С 1931 по 1986 год в храме был установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.
Во время Великой Отечественной войны немцы прямой наводкой не стреляли в купол здания, но осколки снарядов все же оставили следы на колоннах западного портика храма. По легенде, ценности из музеев города (скульптуры, мебель, книги, фарфор) хранились в подвалах здания и поэтому уцелели.
Многие туристы поднимаются на колоннаду Исаакиевского собора. Отсюда, с высоты 43 метров, можно увидеть панораму города.
В 1991 году было принято решение об использовании храма верующими. Расписание богослужений можно узнать на официальном сайте.
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — символ Северной столицы. Его золоченый купол виден ещё с Финского залива. Обилие, разнообразие и красочность отделки придают сооружению парадный вид.
Четвертый и современный Исаакия
Через 7 лет Александр Первый объявил конкурс на строительство 4-го храма с сохранением престолов и фундамента прежнего. Но выполнить указ императора удалось не сразу. Лишь в 1818 году началось строительство по проекту молодого архитектора Огюста Монферрана, который с энтузиазмом принялся за дело. Ему принадлежит не только проект храма, но и разработка концепции обустройства. В храме установлен бюст Монферрану, выполненный из различных образцов камней, используемых в отделке.
Огюст Монферран в начале 19 века покинул родину и более сорока лет своей жизни посвятил России. Сразу по приезду в российский стольный град молодой француз показал Александру Первому альбом с рисунками уникальных храмов, отчего царь пришел в восторг и назначил Монферрана придворным архитектором, а также дал ему заказ на создание проекта нового храма.
Торжественно заложили его в 1818-м. Однако спустя 3 года пришлось приостановить работы. Причиной тому стала неопытность Монферрана. Возведение здания возобновили в 1825 году. К тому времени техническая часть документации подверглась качественным изменениям.
Чтобы исправить ошибки проекта, и внести в него значимые коррективы, собралась комиссия Академии художеств, состоящая из 13 выдающихся архитекторов той эпохи, включая Росси, Стасова, братьев Михайловых, Мельникова и прочих творческих личностей. Возвели храм в 1841 году. А на продолжении семнадцати лет работали над его обустройством.
Ноу-хау тех эпох или инопланетные цивилизации
- Для колонн Исаакиевкого собора, весившим до 114 тонн, под Выборгом вырубали гранитные монолиты, отделывали фасады и интерьеры из мрамора, завозимого из карьеров: Тивдийского и Рускеальского.
- Чтобы доставить громадные блоки и установить более сотни колонн был изобретен рельсовый механизм. При создании статуй и барельефов придумали гальванопластику. Данное новшество было применено впервые в мире.
- Однако до сих пор некоторые считают, что возведение такого гиганта и доминанта в те года было не под силу людям. Равно, как и строительство Египетских пирамид, мол, без инопланетных высших цивилизаций не обошлось.
Собор-музей
В1963 году историко-художественный собор-музей «Исаакиевский собор» был открыт для широкой публики. После реставрации открылись великолепные интерьеры храма, вновь мозаики и росписи мастеров девятнадцатого века предстали перед посетителями в своем неповторимом великолепии.
Особое место среди экспонатов музея занимал маятник Фуко, свисавший с купола собора. В определенное время маятник запускали, при колебании можно было увидеть его отклонение относительно нанесенных меток на полу – это подтверждало, что земля вертится.
В стенах храма стоит великолепный бюст – скульптурный портрет архитектора Огюста Монферрана, изготовленный скульптором А.Фолетти, из тех же сортов мрамора, что были применены при отделке собора. В экспозиции музея выставлены макеты рассказывающие о строительстве здания и макет уменьшенной копии Исаакиевского собора, стенды с подробным описанием и гравюрами, архитектурными чертежами, документами того времени, связанные со строительством и личностью зодчего Огюста Монферрана.
Исаакиевский собор одновременно является музеем, где наиболее полно освещена жизнь и творчество великого зодчего Огюста Рикара де Монферрана. Здесь можно узнать не только о строительстве самого большого храма России, но и о другом не менее значимом и известном памятнике, воздвигнутым гением неподалеку на Дворцовой площади — Александровской колонне.
В процессе экскурсий проводимых в музее, посетители знакомятся с историей возведения собора, способами строительства того времени, инженерными изобретениями, которые впервые были применены при сооружении грандиозного здания. Особый интерес и восхищение у экскурсантов вызывают интерьеры собора, поражающие великолепием и богатством убранства — флорентийские мозаики, росписи, скульптурные композиции, элементы декора.
История жизни и творчества великого зодчего Огюста Монферрана и тех великих мастеров, которые создали этот шедевр архитектуры, будут не мене интересны в повествовании гидов, проводящих экскурсии.
С 1991 года в храме четыре раза в год совершаются церковные богослужения.
Сегодня Исаакиевский собор один из главных культурных центров Санкт-Петербурга, кроме культурно-просветительской и экскурсионной деятельности, здесь ведется большая научная работа в сфере изучения исторического, художественного, декоративно-прикладного и архитектурного наследия, постоянно проводятся и совершенствуются реставрационные работы с применением самых передовых технологий.
Строительство и история Исаакиевского собора неразрывно связаны с историей и жизнью нашего великого города с первых дней его существования по сию пору.
С недавнего времени Исаакиевский собор приобрел совершенно новый художественный облик, который создает подсветка фасадов и купола, рисуя его торжественный силуэт в светящейся панораме ночного города.
Гордость и восторг перед величием человеческого духа охватывают людей, когда они поднимаются на подкупольную колоннаду, где находиться смотровая площадка. С этой высокой точки перед взором гостей открывается прекрасная панорама Санкт-Петербурга и все основные архитектурные достопримечательности исторического центра. Колоннада собора является одной из самых удачных мест для фото и видео съемок парадных видов Петербурга с высоты птичьего полета.
Смотровая площадка на колоннаде Исаакиевского собора
Самая высокая смотровая площадка в Петербурге, но подниматься приходится пешком. Стоит ли оно того и насколько это тяжело? Я скажу свое мнение, по поводу того — стоит ли подниматься.
В Санкт-Петербурге был запрет на строительство зданий выше Эрмитажа, поэтому он весь построен примерно одного уровня и каких-то ярких доминант в нем нет.
Поэтому, когда вы смотрите на него с высоты, то перед вами просто плотная череда одинаковых крыш и где-то вдалеке видны торчащие одинокие купола.
Здесь нет вида, от которого захватывает дух, или хотя бы можно было хорошо рассмотреть какую-то старинную архитектуру.
Но при этом разочарованы вы не будете. Поэтому все просто — хотите подниматься — вперед, не хотите — не много потеряете.
Добавлю, что я еще раз приезжал специально ночью, посмотреть огни с обзорной площадки и вид мне не понравился совсем. Днем лучше.
все фото без обработки, просто снимал в движениивот в такую дверь нужно протиснутьсяРаньше чаши в руках ангелов зажигали в ночное время
Иконостас Исаакиевского собора
Иконостас собора впечатляет пышностью и богатством его декоративного оформления: яркими иконами, позолотой скульптуры, красотой малахита и лазурита колонн.
Все святые первого и второго ярусов иконостаса — это святые соименные Петра I и других членов царской семьи. Третий ярус — пророки.
По бокам от царских врат в первом ряду иконостаса находятся иконы «Иисус Христос» и «Богоматерь».
От Иисуса Христа вправо первая икона — главная храмовая — всегда святой в чью честь строится церковь. В Исаакиевском соборе это Исаакий Далматский.
Далее вправо — святой Николай Чудотворец. Данная мозаичная икона по исполнению считается лучшей в соборе. Её возили в Лондон, где она заняла золотую премию.
Далее — святой апостол Петр.
Влево от Божией Матери — святой Александр Невский, святая Екатерина с пальмовой ветвью и святой апостол Павел.
За царскими вратами находится запрестольный витраж (роспись по стеклу) — образ Воскресшего Христа. Витраж имеет 28 квадратных метров. Отливали в Мюнхене (Германия).
Два предела церкви: святой Екатерины и Александра Невского.
В малом левом пределе находятся, в том числе, башмачок святителя Спиридона, мощи святых и деревянное распятие.
4-й Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Александр I не смог смотреть на этот не храм, а «срам». Император велел всё разрушить и построить новый собор — из гранита, задействовав для решения своих масштабных задач талантливейшего архитектора Огюста Монферрана. Собор возводился долгих 40 лет.
Возведение грандиозного Исаакия французскому мастеру стоило всей его жизни. Действительно, собор стал огромнейшим и знаменитейшим творением Анри Луи Огюста де Монферрана и делом всей его жизни. Но будут помнить имя гения в веках. Не зря Александр Дюма охарактеризовал автора Исаакиевского собора как «Микеланджело Севера».
Для храма не пожалели золота, бронзы, серебра, лазурита, малахита, мрамора, гранита, прочих ценнейших материалов того времени. Было создано около 3-х сотен скульптурных изваяний, мозаикой покрыта площадь в 6,5 тысяч м2.
Над собором трудились знаменитые скульпторы и художники, инженеры и изобретатели. Во время возведения и отделки собора совершались мировые открытия, применялись новшества века. Созданный кадр стройки стал одним из первых фото в России.
Музей-памятник «Исаакиевский собор»
Сегодня, помимо того, что Исаакиевский собор является православным храмом, — это также государственный музей-заповедник, история которого начинается с 1928 года. Именно тогда храм получил статус музея и сегодня известен как музейный комплекс «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор».
В 1937 году Исаакиевскому собору присвоили статус памятника, в то же время музей был перепрофилирован в историко-художественный. А с 1963 года был филиалом Государственного музея истории Ленинграда. В 1969 году Исаакиевский собор стал самостоятельным музейным учреждением.
Спустя два года в его состав вошёл храм Воскресения Христова, более известный как Спас на Крови, а ещё через 13 лет — храм во имя преподобного Сампсония Странноприимца, который в 2017 году был передан в ведение Русской православной церкви. В 2004 году в состав музея был включён ещё один объект — концертно-выставочный зал «Смольный собор», который в 2015 году также был передан в ведение РПЦ.
Собор является важным культурно-историческим объектом Санкт-Петербурга, о котором рассказывают во время экскурсий по городу, сюда приводят группы туристов, этот храм-памятник можно посетить и самостоятельно. В музейный комплекс «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор» сегодня входят следующие музеи-памятники:
- Исаакиевский собор — памятник первой половины XIX века, архитектор О. Монферран. Помимо непосредственно музея-памятника можно посетить и колоннаду Исаакиевского собора, расположенную вокруг барабана центрального купола.
- Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) — памятник второй половины XIX — начала XX века, архитектор А. А. Парланд. Рядом с храмом расположена Часовня-музей Спаса на Крови — памятник начала XX века, архитектор А. А. Парланд.
Эль Греко посвящается. Рельефные картины Никоса Флороса (Греция)
Греческий скульптор Никос Флорос в год 400-летия со дня смерти Доменико Феотокопулоса, известного как Эль Греко (1541, Кандия – 1614, Толедо), желая отдать должное замечательному художнику греческого происхождения, создал две превосходные монументальные работы в уникальной технике. Скульптор был вдохновлен работами Эль Греко, маньеризмом художника венецианской школы, следующего византийской традиции, в которой цвет преобладает над линиями.
В 1563 Эль Греко в возрасте 22 лет уже имел титул «маэстро», то есть официально занимался профессией художника, будучи популярным и дорогостоящим. В 26-летнем возрасте критянин посетил Венецию, где был принят на обучение в мастерскую Тициана, некоторое время жил в Риме, и в 1577 году на 36-м году жизни переехал в Толедо. Расцвет его творчества приходится в основном на годы его жизни в Испании, в течение которых он сумел объединить всю полученную информацию и все впитанные им художественные влияния в свой собственный убедительный стиль, с внутренним смыслом и ритмом. Его стиль – сознательно ненатуралистичный, с долговязыми и острыми фигурами, серьезными и отстранёнными лицами, которые относят нас к подвижникам византийской иконописи. Анатомическая эластичность фигур, особая работа со светом (каждая фигура будто излучает свет), их спиральные движения и их иррациональная интерпретация подчеркивают духовный и мистический характер его творчества.
Известный греческий скульптор Никос Флорос, имеющий многочисленные награды и экспонирующий свои работы в музеях всего мира, воспроизводит две работы Эль Греко, используя редкое для произведений искусства современное сырье – цветной алюминий. Результат впечатляет: работы демонстрируют взрывную драматическую плотность, выразительность и излучение. Скульптор аккуратно следует геометрической и цветовой стилизации Эль Греко. Так диалектически развиваются отношения между работами обоих художников, а также между работами и зрителем. Скульптор создал две несравнимых по красоте мозаично-рельефных картины (для создания монументальных пропорций понадобилось более 10 тысяч кусочков цветного алюминия), повторяя потусторонний, трансцендентный и таинственный характер работ Эль Греко и добившись эффекта нарисованной картины. Впервые в мировой практике картины Эль Греко «Снятие одежд с Христа» и «Воскресение Христа» были воспроизведены в такой уникальной скульптурной технике вручную из мельчайших кусочков цветного алюминия. Через работу с алюминием Флорос выражает свою душу, превращая обыденный материал, символизирующий современную культуру, в нечто, превосходящее воображение и возвышенное, совсем не похожее на его первоначальное применение.
Произведения скульптора ранее были представлены в крупных музеях мира: в Национальном музее женщин в искусстве в Вашингтоне, во дворце Hofburg в Вене, в музее американского искусства Whitney, а также в музее Metropolitan в Нью-Йорке, в Археологическом музее в г. Салоники, дворце Мела Национального банка Греции в Афинах, во Дворце Великого Магистра на Родосе.
Никос Флорос награжден за вклад в искусство Первой премией музея костюмов Metropolitan за костюм RedQueen Elizabeth, Первой премией общества «Французское наследие» (костюм Silver Elizabeth I), Золотой медалью искусств и наук Фонда Альберта Швейцера в Вене. Образовательная система Бразилии включила работы скульптора в школьные учебники.
После успешных выставок Никоса Флороса в России, прошедших под эгидой Департамента культуры Правительства Москвы и Министерства культуры Греции, скульптор получил приглашение от Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» в Санкт-Петербурге и Министерства культуры Греции представить две уникальные работы в этом величественном православном храме.
Это предложение явилось для скульптора настоящим вызовом, потому что его скульптуры должны были выразить уважение и трепет не только перед Эль Греко, но и перед именем Иисуса Христа.
Быть представленным в залах такого музея как Исаакиевский собор – огромная честь для скульптора, тем более что это первая в истории выставка греческого автора в данном соборе, являющемся одним из самых важных религиозных музеев России и крупнейших исторических государственных музеев-памятников, который посещает огромное количество туристов.
Мараи Георгус,
историк искусств
Master I & II SORBONNE-Paris IV, по теме «История искусств»
Образование в Лувре по гравюре и музееведению
Доктор наук по истории искусств
Член Греческой организации истории искусств
Холсты и мозаика
К оформлению внутреннего убранства храма были привлечены двадцать два известных художника того времени: Шебуев, Брюллов, Бруни, Басин, Плюшар и многие другие. В храме работает музей, в котором можно увидеть коллекцию религиозно-исторической живописи 1840-1850 годов. В нее входят 103 стенные росписи и 52 картины, выполненные на холсте.
Во время работы оформители понимали, что полотна невозможно будет сохранить в условиях сырого петербургского климата. Художникам приходилось по несколько раз переделывать свои шедевры из-за неустойчивости красок. Лишь за четыре года до окончания строительства был найден стойкий состав красителей, который мог выдержать такие условия.
Но уже в 1851 году начались работы по переводу живописных полотен в мозаичные произведения. Эта кропотливая работа продолжалась вплоть до 1917 года. Сейчас в соборе 62 мозаичных полотна, общая площадь которых превышает 600 квадратных метров. Для придания живости и яркости произведениям было использовано свыше двенадцати тысяч оттенков смальты. Исследователи подсчитали, что на выполнение 1 квадратного метра мозаичной картины уходило около года напряженной работы.
На выставке в Лондоне в 1862–ом году были представлены мозаичные работы из Исаакия. Они получили наивысшую оценку. Весь мир признал, что изготовление смальты доведено в России до совершенства.
Предсказание
По преданию, один ясновидец предсказал Монферрану, что тот умрет вскоре после окончания строительства, поэтому зодчий не торопился. На самом деле масштабный проект был настолько уникален, что требован нестандартных решений. Архитектор никуда не спешил и несколько раз исправлял собственные ошибки.
Каким бы ни абсурдным казалось мистическое предсказание, но оно сбылось. Буквально через месяц после освящения собора зодчий умер. Причиной смерти стал острый приступ хронической болезни, который случился после сильного воспаления легких.
По завещанию архитектора должны были похоронить в новом соборе. Но это так и не сделали. Дело в том, что Монферран исповедовал католическую веру, а Исаакий построили, как православный храм. Гроб трижды обнесли вокруг церкви, отслужили литургию, и вдова увезла тело покойного на родину – во Францию. Зодчего, столько лет отдавшего России, похоронили на парижском кладбище в районе Монмартр.
Как перестраивался Исаакий
В 1809 году российский царь Александр I продолжил строительство храма. Вначале выбрали дешевый вариант и хотели просто перестроить собор. Но проведенный конкурс не дал никаких результатов. Все представленные проекты оказались неподходящими. Через 4 года объявили новый конкурс, и опять он закончился ничем.
Государь не отступал от задуманного и поручил подготовку проекта Августину Бетанкуру. Благодаря новому зодчему, дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки. Опытный архитектор представил ко двору недавно переехавшего в Россию Огюста Монферрана.
Рисунки молодого зодчего понравились царю, и талантливый иностранец получил должность «императорского архитектора». Ему поручили реконструировать Исаакий, но поставили условие полностью сохранить алтарную часть храма.
Вид на купол Исаакиевского собора
В 1818 году зодчий предложил вниманию царя вариант реконструкции, где были сохранены не только алтарь, но и подкупольные пилоны уже стоящей церкви. Интересно, что при проектировании российского храма архитектор взял в качестве образцов классические здания Пантеона и Дома инвалидов в Париже.
К строительству приступили летом 1819 года, а освящение нового собора прошло в конце весны 1858 года. За 40 лет Исаакий побил все мыслимые рекорды. Он стал самым дорогостоящим и самым долгостроящимся храмом в Европе. На строительство истратили 23 миллиона рублей.
Чтобы справиться с болотистым грунтом, в основание постройки было вбито 10 762 сваи. Строительство фундамента продлилось 5 лет, а установка гранитных колонн — 2 года. На позолоту купола диаметром почти 26 м использовали более 100 кг золота. В три раза больше драгоценного металла ушло для позолоты деталей интерьера.
Вид смотровую площадку на куполе Исаакиевского собора
В возведении собора участвовало около 400 тысяч строителей, и все они были специалистами в разных областях. Считается, что от 60 до 120 человек скончались на стройке. Однако, в наши дни установить точное количество пострадавших и погибших уже не представляется возможным.
Интерьеры храма
Исаакиевский собор – единственный собор, в отделке которого использовано много природного цветного камня. Камнерезные работы выполнены с величайшим мастерством. Стены и пол выложены плитами из русского, французского, итальянского мрамора. Стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. При отделке использовано 16 тонн малахита, 500 кг лазурита, 400 кг золота, 1000 тонн бронзы.
Собор изнутри расписывали маслом, но высокая влажность мешала работе. Масляную роспись заменили мозаичными панно из смальты. Живописные и мозаичные картины лучших художников, посвященные библейским и евангельским сюжетам, украсили храм. Коллекция состоит из 103 стенных росписей и 52 картин на холсте, созданных русскими мастерами: Огюст Монферран был против привлечения к работе иностранных художников.
Над северными дверями – роспись «Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч голодающих». Главный купол украшен росписью «Богоматерь во славе» работы Карла Павловича Брюллова.
Сюжет росписи площадью 816 квадратных метров – молящаяся Богоматерь с предстоящими Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом. Рядом с ними – святые покровители дома Романовых. Композицию плафона венчает посеребренная скульптура голубя – символа Святого Духа. Под куполом на стальном тросе на 80-метровой высоте парит полутораметровая фигура голубя.
Карл Брюллов, расписывавший купол, поплатился жизнью. Во время работы на лесах простудился, заболел – лечение за границей не помогло, художник умер.
Восхищает мастерство мозаичистов: издали мозаика смотрится, как живопись, структура полотна видна лишь вблизи. 62 мозаики украшают храм, в том числе:
- Тайная вечеря;
- Бичевание;
- Поцелуй Иуды;
- Несение креста.
Иконы
Иконы расположены в богато орнаментированных мраморных рамах в 20 нишах. Под ними – на бордовом мраморе поясняющие надписи золоченой бронзой. Работа профессора Флорентийской академии художеств Чезаре Муссони «Крещение Господа», В. Сазонова «Блудный сын» и «Милосердие самарянина», работы кисти К. Штейбена «Святые праведные Иоаким и Анна», «Распятие».
Кисти известного художника Т.А.Неффа принадлежат полотна:
- Рождение Богоматери;
- Сошествие Святого Духа на апостолов;
- Вознесенье Господне;
- Введение Богоматери в храм;
- Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня;
- Иисус посылает свой образ Авгарию;
- Покров Пресвятой Богородицы.
Стены и окна
Стены, из плоскости которых выступали 12 статуй ангелов, облицованы белым мрамором. Все скульптуры в храме выполнены из меди. Через высокие арочные окна в собор льется умиротворяющий свет, отражаясь в меди, играет, создавая торжественную и праздничную обстановку.
Между фигурами ангелов – живописное изображение 12 апостолов кисти художника Басина. Окно главного алтаря украшено изготовленным в Германии витражом воскресшего Спасителя.
Витраж – нетипичный элемент русской церковной архитектуры. Во время богослужений, когда открываются царские врата, перед прихожанами возникал образ Христа, будто спускающегося с небес. Торжественность и трепет явлению придавало освещение витража газовыми горелками: на фоне языков пламени фигура Иисуса Христа оживала.
Алтарь и иконостас
В храме три алтаря. Главный посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой великомученице Екатерине, левый – святому благоверному князю Александру Невскому. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен колоннами из уральского малахита в стиле русской мозаики.
Царские врата украшены двумя колоннами из афганского лазурита и скульптурной группой «Христос во славе». В таком количестве лазурит не использован нигде в мире. В храме установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.
Обустройство собора
Строительством и отделкой интерьеров Исаакия занимались выдающиеся и лучшие архитекторы, художники и скульпторы, мастера каменных дел, зодчие и строители, собранные со всех уголков Российской империи. Работы велись круглыми сутками при любых погодных условиях. Исходные достижения продемонстрировали высочайшее мастерство русских умельцев. Не зря Монферран восторгался смелостью, стойкостью и искусностью русских людей.
Ради создания роскошной обители добра и света не поскупилась Русь матушка. С этой целью использовались ценнейшие материалы —14 разнообразных оттенков мрамора, в том числе рускеальский и тивдийский, огромное число цветных камней различных пород: гранит, яшма, шокшинский порфир, бадахшанский лазурит, уральский малахит, соломенская брекчия, шунгитовый аспидный сланец и другие. На декор потребовалось четыреста килограммов золота, тысячи тонн серебра и бронзы. На его возведение, в целом, ушло 23 миллиона золотых царских рублей.
Исаакий сегодня
В XIX столетии собор находился в собственности Министерства внутренних дел. С самого начала в храме проходили различные выставки. Кроме того, храмовое здание использовали для церковных служб.
Сегодня величественный Исаакий – выдающийся архитектурный памятник классицизма. В качестве музея он работает с 1948 года. Многие туристы приходят сюда, чтобы подняться на смотровую площадку и полюбоваться грандиозным видом на историческую застройку, который открывается с высоты.
В 1990 году здесь возобновили богослужения, и в наши дни службы идут каждый день. В то же время собор продолжает принимать туристов. Многие путешественники оплачивают экскурсию и с удовольствием слушают рассказ гида об истории долгого строительства и судьбе зодчих, которые возводили Исаакий.
Посетителям показывают художественное убранство и редкие музейные экспонаты. Они могут увидеть красивые мозаики, масштабные настенные росписи, витражи, а также колонны и детали интерьера, сделанные из лазурита, порфира, малахита и разноцветного мрамора.
Колоннада
В архитектуре здания важным элементом являются колонны. Они опоясывают корпус внизу, образуя портики по 8-16 столбов в каждом. Второй пояс из монолитных колонн протянулся вдоль купола.
Верхняя колоннада
При строительстве храма впервые в России была опробована технология подъема крупногабаритных тяжестей на значительную высоту (до 40м). Столбы вырезались из гранитных монолитов вблизи г. Пютерлак (Финляндия). Их габариты составляют:
- высота – 14 м;
- вес – 64 – 114 т.
Колонны отвечают характеристикам коринфского ордена:
- основание (база)
- длинный каннелированный (с вертикальными желобками) ствол
- капитель (венец в виде растительного орнамента)
Верхняя колоннада используется в качестве смотровой площадки. Попасть на нее можно с помощью двух винтовых лестниц, по 200 ступеней в каждой:
- южная – для входа
- северная – для выхода
Нижняя колоннада
Громоздкие колонны в нижнем ярусе здания возводились до начала основного строительства. Постамент и столб сделаны из гранита. В фундамент каждой колонный вмурована монета – рубль из серебра, отчеканенный в 1837 году. Под центральным столбом заложена медаль с изображением императора Николая I, выполненная из платины.