Свято-троицкая александро-невская лавра в санкт-петербурге: архитектурный комплекс, построенный в память о великой победе в невской битве

Советский период

Серебряный саркофаг Александра Невского, вынесенный из собора в 1922 году.

После революции многие ценности были вывезены из собора и помещены в музеи в рамках общей конфискации государством собственности Русской православной церкви . Двор между собором и домом митрополита в 1917 г. стал могильником, получившим название Казачьего кладбища , позже — «Коммунистической площади». Собор находился в ведении с 1926 по 1933 год обновленческого движения Православной церкви до решения Ленинградского исполнительного комитета от 16 августа 1933 года о закрытии собора. Последняя служба состоялась 7 декабря 1933 года, после чего 20 декабря того же года она перешла в Дом занимательной науки   . В 1940-х годах часть здания занимали Первое районное жилищное управление Смольнинского района и Государственный музей городской скульптуры   , а остальная часть использовалась как склад.

В 1955 году Свято-Троицкий собор был возвращен Православной церкви. Он пострадал во время блокады Ленинграда и после ремонта был повторно освящен 12 сентября 1957 года митрополитом Элевферием   . Дальнейшие реставрационные работы проводились в период с 1957 по 1960, с 1986 по 1988 годы. Мощи Александра Невского были возвращены в собор 3 июня 1989 года из Музея истории религии и атеизма, где они хранились с 1922 года. Сохранился саркофаг Александра Невского, переданный Эрмитажу в 1922 году. Первая монашеская служба прошла в Свято-Троицком соборе 14 сентября 1995 года, а 3 ноября 1997 года приходское собрание было упразднено, а монастырскому статусу восстановлен монашеский статус. В 2013 году отмечалось 300-летие со дня основания монастыря. С 13 по 28 июля 2017 года около 500000 человек посетили собор, чтобы поклониться мощам Святого Николая , которые были взяты взаймы из их постоянного дома в Бари .

Кладбища

В границах монастырского комплекса расположено несколько кладбищ с усыпальницами выдающихся деятелей науки, искусства, культуры, политики и государства.

Лазаревское кладбище

Старейшее из сохранившихся в Санкт-Петербурге: его заложили еще в начале строительства монастыря. Служило оно местом погребения городской знати и представителей княжеских сословий.

Именно поэтому с самого начала захоронений практически все усыпальницы и надгробия на кладбище – настоящие произведения мемориального искусства: каменные или чугунные надгробия с колоннами, скульптурами, гербами, художественной резкой и лепниной. В 1717 году освятили церковь, основанную на кладбище во имя Святого Лазаря.

Здесь похоронены архитекторы, принимавшие участие в создании облика Санкт-Петербурга и Александро-Невской лавры. Среди них:

  • Дж. Кваренги
  • К. И. Росси
  • А. Н. Воронихин
  • И. Е. Старов

На Лазаревском кладбище находится могила ученого, академика М. В. Ломоносова с установленным надгробием в виде мраморной стелы. Памятник установил граф Михаил Воронцов, являющийся покровителем и другом ученого.

Тихвинское кладбище или Некрополь мастеров искусств

При открытии именовалось Новым Лазаревским, так как расположилось напротив самого старого – Лазаревского. В 1873 году здесь освятили церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери, и кладбище переименовали в Тихвинское.

Здесь погребены известные творческие люди – величайшие писатели, композиторы, актеры, художники:

  • Ф. М. Достоевский
  • П. И. Чайковский
  • И. А. Крылов
  • И. И. Шишкин и многие другие гении культуры и искусства

Никольское кладбище

Его основали в лавре третьим по очереди, в 1861 году, и освятили на его территории церковь в честь святого Николая Чудотворца. Здесь похоронены многие представители лаврского духовенства и известные люди своего времени. Например, первый мэр Санкт-Петербурга А. А. Собчак.

К концу прошлого века территория кладбища оказалась сильно запущенной и разрушенной, многие могилы были разорены. За последние годы там провели восстановительную работу, сейчас кладбище действующее, в церкви регулярно проводят богослужения.

Архитектурные особенности

Ансамбль Лавры Александра Невского в Санкт-Петербурге отличается четкостью композиции, ясностью линий, монументальность Троицкого собора противопоставлена изящным башням и лаврским корпусам. Большую роль в восприятии композиции играет зелень, клумбы и деревья, окружающие постройки.

Центральное строение – Троицкий собор. Он был заложен при Петре Великом. Собор отличается грандиозными размерами – высота до креста равна 30 м. Паперть устроена с запада и обнесена колоннами, и два ангела наблюдают за входящими в Собор. В погожий день большой позолоченный купол Собора буквально горит на солнце.

Истинное сокровище – мощи святого Александра Невского, покоящиеся в серебряной раке, подаренной монастырю Императрицей Елизаветой Петровной. На нее нанесены надписи и изображения, повествующие о житие князя.

Просфорный корпус является представителем эпохи барокко. Он отличается изящной композицией и сложными проектными решениями, а расходящиеся галереи подчеркивают его протяженность. За свою историю корпус практически не претерпел изменений, что составляет его ценность.

Семинарский корпус был возведен в соответствии с существовавшими уже зданиями петровских времен. От основного объема корпуса расходятся галереи с большими окнами, пространство между которыми украшено пилястрами, предназначенными для поддержания карниза.

Двухэтажный флигель с портиком, возведенный в стиле русского барокко, играет значительную роль в восприятии всего корпуса. Оба корпуса похожи по внешнему виду и интерьерам и создают единую картину.

Митрополичий корпус выделяется богатым архитектурным оформлением. Колонны и пилястры, сложные карнизы, изящные наличники на окнах придают зданию торжественный вид. Из интерьеров сохранилось убранство приемного зала, который демонстрирует особенности парадных помещений XVIII века.

В 1910 году библиотека монастыря была перенесена в специально возведенное здание в стиле поздней эклектики. Архитектурное оформление библиотечного корпуса отличается смешением различных стилей от неоренессанса до византийского стиля.

Строение выглядит несколько тяжеловесным и выбивается из общего торжественного, легкого стиля комплекса, но при этом является ценным образцом архитектуры Петербурга XIX века.

Святые и Святыни

Паломники приезжают в Лавру, чтобы поклониться праху великого князя Александра Невского, помолиться перед чудотворными иконами (Серафима Саровского, «Невской Скоропослушницы», «Достойно есть») и мощами святых Киево-Печерских старцев, а также осмотреть другие святыни.

Святые Лавры

С историей существования монастыря связаны имена почитаемых в православии святых. Они были насельниками лавры и провели часть своей жизни в её стенах. Широкой известностью среди паломников пользуются святитель Иннокентий, чудотворец Иоанн Кульчицкий, мученик Вениамин Казанский. В 2000 г. был канонизирован преподобный Серафим Вырицкий. В годы 2-ой мировой войны он прославился своим молением на камне. В наши дни его келья была преобразована в часовню, которая открыта для посещения.

Мощи св. Александра Невского

Главной святыней Лавры являются мощи святого князя Александра Невского – покровителя обители. Изначально рака с останками находилась в городе Владимире и была торжественно перемещена в северную столицу по приказу царя Петра I. В августе 1724 г. реликвию разместили в Благовещенском храме Санкт – Петербурга. По распоряжению императрицы Елизаветы Петровны, для хранения княжеских останков был изготовлен новый ковчег. Его отлили из серебра на Сестрорецком оружейном заводе.

В 20-е гг. прошлого века, в период борьбы с религией, мощи святого извлекли из хранилища и выставили на обозрение в музей атеизма. Драгоценная рака была передана в фонд Государственного Эрмитажа. Патриарх Алексий II вернул святыню на подобающее ей место. В 1989 г. состоялось перенос останков благоверного князя Невского в Троицкий собор на территории Лавры. Ежегодно в памятную дату (3 июня) в обители проводится праздничный молебен перед мощами святого.

Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница»

Особым почтением среди прихожан и паломников пользуется икона с ликом Богоматери «Скоропослушица». Она является копией оригинальной святыни, хранящейся в монастыре Дохиар на Афонской горе. В изначальном виде, Божья Матерь была запечатлена одна, а при создании списка её изобразили с младенцем Иисусом на руках. Новую «Скоропослушницу» привезли в Россию иеромонахи Варсонафий и Афанасий в конце 19 в. Образ поместили в Александровскую часовню. После того, как лик непостижимым образом не пострадал от огня во время пожара, его стали наделять чудодейственной силой. Икона смогла уцелеть в годы жестокой борьбы с культом.

В период блокады Ленинграда, образ «Скоропослушницы» был выставлен во Владимирском храме, вместе с иконой Казанской Божьей Матери. Верующие обращались к ликам Богоматери с просьбами о помощи и небесном заступничестве. Считается, что молитвы, произнесенные перед «Скоропослушницей» находят быстрый отклик. Потому икона получила такое название. Для большей ясности российскую копию стали именовать «Невской Скоропослушницей». С конца 50-х гг. прошлого века местом её постоянной дислокации является Свято-Троицкий собор Лавры.

строительство

Первое упоминание о монастырском комплексе относится к июлю 1710 года, когда Петр Великий приказал построить монастырь святому Александру Невскому на участке земли недалеко от нынешней реки Монастырки   , считая, что это место пребывания Александра Невского в 1240 году. победа над шведами в Невской битве . Первыми постройками на этом месте были деревянные постройки, первая церковь, церковь Благовещения, была освящена 25 марта 1713 года, эта дата использовалась как официальная дата основания монастыря. Генеральный план монастырского комплекса был составлен Доменико Трезини , а строительство собора началось в 1719 году по проекту архитектора Леонарда Теодора Швертфегера   . Купол был установлен 17 июня 1722 и работа близится к завершению в 1731 году, когда сильное растрескивание было обнаружено на опорную кладке. Работы были остановлены, и в 1744 году было отдано распоряжение снести здание. Иван Росси наблюдал за его сносом до основания в период с 1753 по 1755 год. Интерес к завершению монастырского комплекса угас, пока на престол не вступила императрица Екатерина Великая в 1762 году. В 1763 году был проведен конкурс на выбор проекта собора, но никто из участников не был выбран. Наконец, спустя одиннадцать лет, в 1774 году, был выбран проект Ивана Старова — одноглавый собор в стиле неоклассицизма .

Вид с воздуха на Александро-Невскую Лавру . Собор Святой Троицы в центре возвышается над монастырским комплексом.

Императрица Екатерина одобрила проект в феврале 1776 года, а основа была заложена 30 августа 1778 года митрополитом Гавриилом в присутствии императрицы. Первая колокольня была завершена в 1782 году, а основное строение — к 1786 году. 800- пудовый колокол, отлитый в 1658 году, был привезен из Валдайско-Иверского монастыря и повешен во второй башне. Собор был освящен митрополитом Гавриилом 30 августа 1790 года, в день святого Александра Невского , на церемонии, на которой присутствовала императрица Екатерина. Мощи Александра Невского были принесены из Благовещенской церкви в собор под аккомпанемент пушечных салютов. Императрица Екатерина отпраздновала освящение, подарив собору дорогую утварь и фламандские гобелены. Часовня Александра Невского под южной башней была освящена 9 октября 1790 года, но была удалена в 1838 году. В 1791 году часть здания Федоровского, ближайшая к собору, была преобразована в зал для кавалеров ордена Святого Александра Невского. . В 1797 году над входом в собор установили барельеф.

Фото и описание

Троицкий собор является соборным храмом Александро-Невской лавры в городе Санкт-Петербург. В 1776 году Екатерина II утвердила проект храма, созданный архитектором И.Е. Старовым, и назначила его руководителем строительства. Торжественную закладку собора произвел в 1778 году митрополит Гавриил (Петров). В 1782 году на одной из 2-ух двухъярусных башен-колоколен были установлены куранты. На другую башню был повешен колокол весом 13 тонн. В 1786 году собор был завершён вчерне.

В 1790 году, в день святого князя Александра Невского, митрополитом Гавриилом Троицкий собор был освящен. В этот же день из Благовещенского храма в собор под пушечные выстрелы перенесли мощи благоверного князя Александра Невского. В 1847 году здесь было установлено калориферное отопление, и в соборе стали служить зимой.

В 1922 году собор потерял большое количество украшений и утвари. В 1933 году храм был закрыт и приспособлен под Дом чудес и технических достижений. В 1940-е годы здесь располагалось жилищное управление, Музей городской скульптуры и склад. Лишь в 1956 году собор был возвращён верующим. В 1957-1960 и 1986-1988 годах собор реставрировали. На сегодняшний день Троицкий собор находится в отличном состоянии, охраняется государством.

Троицкий собор представляет собой однокупольный храм с 2-умя двухъярусными башнями-колокольнями. Архитектурный стиль – ранний классицизм. Внутреннее соборное пространство – крестообразное в плане. Массивные пилоны, поддерживающие своды, разделяют его на 3 нефа. Собор венчает купол на высоком барабане. Общую композицию дополняют 2 монументальные колокольни. Они возвышаются по сторонам лоджии центрального входа, которая оформлена портиком из 6 колонн римско-дорического ордера. Фасады обработаны неглубокими филёнками и пилястрами.

Над северным и южным входами находятся барельефные панно, на которых изображены события из Ветхого и Нового заветов. Скульптор – Ф.И. Шубин. Над главным входом – «Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма», ниже можно увидеть скульптурный ансамбль, изображающий ангелов с орденским знаком святого князя Александра Невского.

Внутри здание сочетает две формы: базиликальную и крестово-купольную. В плане – латинский крест. Приставные коринфские колонны с золочёными капителями украшают главный неф. В барабане, поддерживающем купол, находится 16 окон, через которые происходит основное освещение храма.

Иконостас представляет собой полукруглую нишу с царскими вратами в глубине. Изготовлен из итальянского мрамора белого цвета А. Пинкетти. Детали из бронзы выполнены П.П. Ажи, образа в царских вратах написаны И.А. Акимовым и Я. Меттенлейтером. В создании остальных образов иконостаса принимал участие Г.И. Угрюмов. В парусах видны изображения 4-ех евангелистов, выполненные Я. Меттенлейтером.

Первоначальная роспись интерьера была исполнена Ф.Д. Даниловым. Но вскоре она была частично утрачена по причине долгого отсутствия отопления в соборе, и поэтому в 1806 году роспись была заменена другой. Ее создал А. делла Джакомо по эскизам Д. Кваренги. В 1862 году своды собора были вновь расписаны. Это сделал П.С. Титов, используя эскизы Ф.Г. Солнцева. Лепкой занимались Д. Фонтана и Ф. Ламони, статуи святых и 20 барельефов выполнил скульптор Ф.И. Шубин. В западной зоне собора был установлен мраморный барельеф митрополита Гавриила (сейчас – в Русском музее).

В алтаре, за престолом, был помещен образ Благовещения Богородицы, выполненный Р. Менгсом. На восточной стене – картина «Воскресение Христово», созданная П.П. Рубенсом, над южными вратами – «Спаситель Благословляющий» А. ван Дейка. Портрет Екатерины II, выполненный Д.Г. Левицким, висел над царским местом, напротив находился портрет Петра Великого. У гробницы располагался серебряный аналой с киотом, где были помещены «ковчежцы» с частицами мощей и иконы. Его в 1806 году подарил император Александр I. С левой стороны от раки – образ Владимирской Божией Матери, с правой – Нерукотворный Спас с частицей Ризы Господней.

В 1862 году в Троицкий собор из Таврического дворца была доставлена малахитовая сень для плащаницы, которую изготовили в 1827-1828 годах в Париже в мастерской П.-Ф. Томира (сейчас – в Эрмитаже). Большое паникадило из серебра, весившее примерно 210 килограммов, пожертвовала Екатерина II.

Воскресная школа при монастыре

Воскресная школа «Нечаянная радость» появилась в 1996 году. В ней учатся более 150 детей от 5 до 15 лет. Система обучения состоит из трех ступеней, дошкольной, начальной и средней.

Среди дисциплин, которые преподают детям, Закон Божий, творческие и музыкальные занятия, хоровое пение, Церковно-Славянский язык, история и прочие. Ученики не только присутствуют на уроках, но также участвуют в богослужениях, беседах и творческих мероприятиях: христианских выставках и фестивалях.

Для родителей организованы беседы со священнослужителями, а также занятия рукоделием. Воскресная школа организует поездки и экскурсии и летний лагерь для детей на Ладожском озере.

Архитектурный стиль Киновии

17 июня 1862 г. был заложен большой пятиглавый Троицкий храм по проекту архитектора из Епархии Карпова. Он, в свою очередь использовал мотивы проекта Брандта. За постройкой храма наблюдала строительная комиссия, в которую вошли игумен Киновии Аполлинарий, а также брат Ф.Ф. Набилкова Василий.

В 1864 году черновые постройки храма были закончены, поскольку сумма денег, выделенная Ф.Ф. Набилковым закончилась. Тогда Василий Федорович Набилков выделил деньги еще почти 30 тысяч рублей на дальнейшие работы своему сыну Николаю.

Николай Васильевич Набилков выполнил отцовское завещание, и 28 июля 1868 г. Троицкий храм был освящен викарным епископом Выборгским Григорием (Медиоланским).

Согласно отзывам современников, церковь в русско-византийском стиле имела “величественный вид” и отличалась “роскошной внутренней отделкой”, отделка и убранство были «исполнены весьма тщательно в строгом византийском стиле». Русский стиль здания восходит к церковным сооружениям К. А. Тона.

«Главный фасад обращен на Неву с красивой лестницей о 8 ступенях. Также красив снаружи храм, поднятый над всей местностью. Внутренняя отделка его весьма изящна, особенно иконостас и живопись куполов, сводов, арок, стен и пилонов. Орнаменты превосходно исполнены.

В окнах церкви, поднятых на значительную высоту от пола, устроены железные закладные переплеты, с такими же закладными, заделанными в стену, рамами, снаружи которых вставлены красивые железные решетки. Пол мозаический из цветных кусков мрамора».

Три деревянных иконостаса были украшены колонками и резьбой в виде «византийской плетенки», под которой размещался слой фольги. Клиросов не было, певчие располагались на хорах.

Образа для иконостаса, вырезанного по эскизу зодчего охтинским резчиком И. Е. Абросимовым, и запрестольный образ исполнил на досках академик живописи И. А. Тюрин.

Росписи стен (в том числе, вероятно, изображения Евангелистов в парусах) выполнил И. Ф. Михайлов, утварь изготовили на фабрике И. Н. Алексеева (преемника Дубинина), а паникадило — на бронзолитейной фабрике Шопена.

Под церковью находился «обширный подвал со сводами, предназначенный для погребения», полы в котором были выстланы лещадной плитой. В настоящее время в храме под церковью находится музей, в котором сохранилось много экспонатов из далекого прошлого:

  • Чернила в чернильнице
  • Закладные записки купцов Набилковых
  • Старинные церковные книги и утварь

До сих пор неизвестно где хранится главная святыня храма того времени икона Божией Матери всех скорбящих Радости 17 века. Она была привезена с Афона. Она отличалась от той, которую мы привыкли видеть.

На территории храма как описано во многих исторических изданиях, было кладбище. Его история не менее интересна.

История постройки

Свято-Троицкая лавра в Петербурге обязана своим появлением царю Петру I. Император велел построить монастырь на месте, где речка Черная впадает в Неву. Был издан указ, согласно которого для этих целей выделили 5 тысяч квадратных сажен земельных угодий. К новой обители также присоединили Иверский монастырь и земли Олонецкого уезда.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге

Название лавры было обусловлено историческими событиями, развернувшимися в этих краях в 1240 году. Считалось, что князь Александр одержал победу над шведами именно здесь. Учитывая, что постройка монастыря началась как раз в разгар войны всё с теми же шведами, такое решение выглядело весьма показательно.

Для руководства строительными работами был приглашен архимандрит Феодосий. Тогда же государство выделило необходимые средства для возведения обители. В 1713 году 25 марта состоялось освящение церкви Благовещения. Именно с этой датой принято связывать начало жизни новой лавры.

Заниматься разработкой проекта всего монастыря поручили Доменико Трезини. Через два года после освящения Благовещенской церкви он представил своё видение комплекса. Трезини настаивал на том, чтобы лавра находилась на территории между двумя реками — Чёрной и Невой и выглядела, как симметричный ансамбль каменных строений. При этом обитель должна была выполнять ещё и роль юго-восточного форпоста молодой столицы. Вследствие этого, Трезини намерен был использовать в работе правила фортификационного искусства. Город с монастырём предполагалось соединить широкой дорогой.

По мере того как возводилась лавра, под её стенами начали возникать деревянные дома для проживания рабочих, мастерские, огороды. Все продукты, выращенные на монастырской земле, хранились в погребах, а потом часть реализовывалась через торговые лавки.

Просветительская деятельность

В 1720 году указом императора было велено перевезти из Санкт-Петербурга станок типографии, что и было выполнено. Священнослужители занялись изданием просветительских книг. Первой стала книга «Поучение в день св. Александра Невского». Также выходила литература проповеднического характера, выпустили Букварь.

Через год при монастыре учредили школу, на то было распоряжение настоятеля Феодосия. В заведение принимали детей от 5 до 13 лет, обучали их грамоте. Принимали туда не только детей священников, но и сирот, а также просто желающих обучаться. Спустя пять лет в 1726 году школа преобразовалась в Славяно-греко-латинскую духовную семинарию.

Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Следует отметить, что в её стенах будущие священнослужители получали очень серьёзное богословское и общее образование. При содействии монархов последующих лет учебное заведение получило сначала статус Главной семинарии, а потом и академии. В неё направляли самых способных учеников из епарших семинарий для продолжения обучения.

Когда военные действия в ходе Северной войны завершились, Пётр I решил, что в новоустроенную обитель необходимо перенести мощи благоверного князя Александра Невского, находящиеся в городе Владимире. Бытует мнение, что император лично встречал святыню и занёс её в церковь, названную в честь святого. При Елизавете Петровне раку перенесли в собор Святой Троицы и поместили в нишу за правым клиросом. Статус лавры монастырю присвоил Павел I в 1797 году. На то время, благодаря поддержке государей, обитель была самой богатой в стране. В ней проживало до 150 насельников.

Послереволюционный период

В послереволюционное время большевики всеми силами пытались реквизировать имущество лавры, но встретили серьёзное сопротивление со стороны монахов и жителей города. При визите вооружённого отряда, во время которого смертельно ранили священника Петра Скипетрова и арестовали несколько духовных лиц, народ разоружил красногвардейцев и последние вынуждены были покинуть монастырь.

Чудом лавра продолжала действовать до 1932 года, но потом её ждала та же участь, что многие другие религиозные учреждения бывшей империи. Здания заняли под государственные нужды, реликвии передали в музей.

Возрождаться богослужения начали только в 1957 году. Тогда открыли Троицкий собор, который стал приходским. А в 1989 году в него вернули святые мощи святого благоверного князя Александра Невского. Монахи вновь стали появляться в лавре с 1996 года.

Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

До начала 2000-х обители были возвращены все епархиальные здания, в монастыре приняли устав и провели назначение должностных лиц.

Архитектурные особенности Александро-Невской лавры

Монастырский двор с северной, южной и западной сторон ограничен корпусами. Если смотреть на лавру сверху, то весь комплекс напоминает большую букву «П». Доменико Трезини в своё время представлял комплекс лавры, как нечто среднее между резиденцией, дворцом и учреждением. В течение всего XVIII века над созданием обители трудились многие мастера зодчества. Большая часть зданий, в основном братские корпуса, выдержаны в стиле барокко.

Центральное место занимает во дворе Троицкий собор, выполненный в стиле раннего классицизма, и величественно возвышающийся над остальными постройками монастыря.

Действующие храмы

В наше время на территории лавры расположено девять храмов. Самое старое и величественное здание — Троицкий собор — был сооружен при Петре Великом. Архитектором храма являлся Теодор Швертфегер. Однако собор разобрали, а на его месте возвели новый во времена царствования Екатерины II по проекту Ивана Старова. Немного позже, в XVIII веке, в ансамбль вписались Благовещенская, Феодоровская и Надвратная церкви.

Благовещенская церковь Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

В XIX веке появились Исидоровская и Духовская церкви. Над проектом первой трудился Григорий Карпов. Вторую церковь создал архитектор Василий Петров. На кладбищах лавры стоят Тихвинская и Никольская церкви, а также храм Праведного Лазаря.

Лаврские кладбища

Первое кладбище, основанное на территории лавры в 1716 году, получило название Лазаревское. На нём похоронены многие известные деятели русской культуры, среди которых М. В. Ломоносов, Ф. М. Достоевский, М. И. Глинка и многие другие.

В 1823 году к лавре примкнуло Тихвинское кладбище, которое объединили с Лазаревским в Некрополь. Во второй половине XIX века в Некрополь вошло Никольское кладбище, которое до сегодняшнего дня остаётся действующим.

В шестидесятые годы XX века оно было сокращено во время проведения реконструкционных работ на Невской набережной.

Некрополь Александро-Невской лавры (Никольское кладбище)

Место погребения Александра Суворова

Александр Васильевич, великий русский полководец, был похоронен в Благовещенской церкви, находящейся в составе лавры. Произошло это в 1800 году. Военачальник был в преклонных годах, когда возвращался из очередного похода в родные края. Его хотел видеть император Павел I. В пути у Суворова начались серьёзные проблемы со здоровьем. Старые раны превратились в кровоточащие язвы, появилась угроза гангрены. Узнав об этом, царь направил к Александру Васильевичу своего врача, которому удалось поставить на ноги Суворова. Прибыв в столицу, полководец попал в опалу и не был принят императором. Это вызвало у него много печали и, в конечном счёте, привело к смерти.

Суворова похоронили в Благовещенской церкви, поскольку там нашли упокоение многие знатные особы, в том числе из царской фамилии. К тому же сам Александр Васильевич с глубочайшим уважением относился к Петру I, который заложил Свято-Троицкую лавру. Надпись на надгробии выполнена другом генералиссимуса — поэтом Державиным. Звучит лаконично — «Здесь лежит Суворов».

В 2002 году площадь возле лавры украсил памятник князю Александру Невскому. Скульптура прекрасно гармонирует с окружающим пейзажем города, и стала его визиткой. Памятник создал В. Козенюк, изобразивший князя верхом на лошади. Сейчас он находится напротив входа в монастырь.

Мощи святого Александра Невского

Святой благоверный князь отошёл в мир иной, будучи в схиме. Случилось это в 1263 году. Практически сразу после смерти его стали почитать. Предпосылкой тому послужили чудесные знамения, которые видел святитель Кирилл, отпевавший усопшего князя.

Мощи благоверного князя Александра Невского в Александро-Невской Лавре

В 1380 году свершилось обретение святых мощей Александра Невского и с тех пор от них стали происходить многочисленные чудеса. Как уже было сказано, в Троицкий собор святыня была перенесена по приказу царя Петра Великого.

На заметку! Сегодня в монастыре братия совершает над ракой святого ежедневный молебен, поскольку он считается покровителем лавры.

Расписание богослужений

Доступ для прихожан и туристов открыт в Лавру каждый день с 5.30 до 23 ч. Богослужения в Свято-Троицком соборе проходят согласно установленному распорядку:

  • молебен в 6 ч. утра (понедельник- суббота)
  • полунощница в 6.20ч. утра (понедельник- суббота)
  • ранняя литургия в 7 ч. утра (воскресенье)
  • поздняя литургия в 10 ч. утра (суббота – воскресенье и в церковные праздники)
  • вечерняя в 17 ч. вечера (понедельник-воскресенье)

В церкви Феодора Новгородского совершается поздняя литургия в 10 ч. (понедельник- пятница) и вечерняя служба в 17 ч. (воскресенье- четверг). Священнодействие (литургия) в Надвратной церкви происходит в 7ч. утра с понедельника по субботу.

Архитектура, убранство и устройство собора[править | править код]

Однокупольный храм с двумя двухъярусными башнями-колокольнями решён в формах раннего классицизма. Внутреннее пространство собора, крестообразное в плане, разделено на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две монументальные колокольни, возвышающиеся по сторонам лоджии главного входа, оформленной портиком из 6 колонн римско-дорического ордера. Фасады обработаны пилястрами и неглубокими филёнками.

Над южным и северным входами помещены барельефные панно, изображающие события из Ветхого и Нового заветов, исполненные скульптором Ф. И. Шубин; над главным входом в центре — «Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма»; ниже находится скульптурная группа, изображающая ангелов с орденским знаком святого Александра Невского.

Внутри здание сочетает базиликальную форму с крестово-купольной и в плане представляет собой .

Главный неф декорирован приставными коринфскими колоннами с золочёными капителями. Основное освещение происходит через шестнадцать окон барабана, поддерживающего купол.

Иконостас в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине, выполнен А. Пинкетти из белого итальянского мрамора. Бронзовые детали сделал П. П. Ажи, а образа в царских вратах написали И. А. Акимов и Я. Меттенлейтер. В написании остальных образов иконостаса участвовал Г. И. Угрюмов.

В парусах — изображения четырёх евангелистов, написанные Я. Меттенлейтером.

Интерьер в стиле классицизма

Первоначальную роспись интерьера исполнил Ф. Д. Данилов, но она была вскоре частично утрачена в связи с долгим отсутствием отапливания в соборе; и в 1806 году А. делла Джакомо заменил её другой, используя эскизы Д. Кваренги. В 1862 году П. С. Титов заново расписал своды по эскизам Ф. Г. Солнцева.

Лепка была поручена Ф. Ламони и Д. Фонтана, 20 барельефов и статуи святых — скульптору Ф. И. Шубину. В южной части трансепта, напротив раки св. Александра Невского, был помещён мраморный барельеф митрополита Гавриила (Петрова) (ныне в фондах Русского музея).

В алтаре, за престолом, находился образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса. Над южными вратами — картина «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, на восточной стене — «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса. Картины Ван Дейка, Бассано, Гверчино, Строцци и других были переданы в собор из Эрмитажа в 1794 году по указанию Екатерины II. Ко дню освящения Екатерина II подарила также образ «Моление о чаше», отчеканенный из золота в Италии.

Над царским местом висел портрет Екатерины II кисти Д. Г. Левицкого, напротив — портрет Петра I.

Над ракой святого Александра Невского находилась большая икона кисти И. Г. Адольского.

У гробницы стоял серебряный аналой с киотом, где лежали иконы и «ковчежцы» с частицами мощей. Он был подарен собору в 1806 году императором Александром I. Слева от раки находился образ Владимирской Божией Матери, которому предание приписывало принадлежность самому Александру Невскому, справа — Нерукотворный Спас с частицей Ризы Господней.

В 1862 году в собор из Таврического дворца поступила малахитовая сень для плащаницы, изготовленная в Париже в —1828 годах в мастерской П.-Ф. Томира (ныне выставлена в Эрмитаже).

Большое серебряное паникадило, весившее около 210 килограмм, было пожертвовано Екатериной II.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector