Свято-троицкая александро-невская лавра, санкт-петербург — монастырский комплекс

Содержание:

Строительство

Место под строительство было выбрано не случайно. Согласно историческим летописям, на месте будущего монастыря располагалась деревня Вихтула. Считается, что именно здесь, на месте впадения Черной речки в Неву, 15 июля 1240 года состоялась историческая битва дружины Александра Невского со шведами. Идея постройки монастыря впервые появилась у Хутынского архимандрита Феодосия, который поведал ее князю Меншикову. Последний же рассказал о ней Петру І, пообещав отдать часть своих имений под монастырские земли.

Строительство монастыря было начато по указу Петра І 20 февраля 1712 года. Как и многие строительства тех времен, возведение монастыря продолжалось достаточно долго – до 90-х годов 18 столетия. День проведения первой Литургии, 25 марта 1713 года, принято считать днем начала существования святой обители.

Создание проекта будущего монастыря было возложено на Доменико Трезини, а наблюдением за строительством было возложено на Христофа Конрата. В 1712 году начали появляться первые деревянные постройки, а 25 марта 1713 года было проведено освящение церкви.

Монастырь выполнял не только духовные функции. К 1720 году в его стенах была открыта типография, а 1721 году школа, позднее ставшая семинарией, а после – академией.

Проект монастыря был готов уже в 1715 году, а через год его утвердил Петр І.

Христофор Конрат занимался его строительством до 1 июля 1720 года, после чего ему пришлось уехать. Вместо него руководство строительством в свои руки взял Теодор Швертфегер. Им был составлен новый проект главного монастыря. Причиной тому стала непредусмотрительность архитектора Трезини. Согласно первому проекту, собор должен был быть расположен фасадом в сторону Невы, а входом на восток. Такое расположение противоречило правилам строительства православных храмов, согласно которым вход в храм должен располагаться на западе, а алтарь на востоке.

В 1717-1723 годах вместо Благовещенской церкви был возведен каменный храм, который в наши дни является самым старым строением на территории лавры.

Немного позднее мощи Александра Невского из Владимира были перенесены в Александро-Невский монастырь.

Работы над тремя уступами главной линии монастырского комплекса были завершены 1725 году. Работы над южной частью были начаты в конце 1727 года.

Возведение главного Троицкого храма шли не равномерно: то ускоряясь, то останавливаясь. Однако, когда собор был уже почти достроен, он оказался неугоден императрице, и по ее приказу его разобрали вплоть до фундамента.

Здания Просфорного (северо-западного) и Семинарского (юго-западного) корпусов построены к 1762 году. Позднее, с западной стороны Благовещенской церкви был пристроен двухэтажный павильон.

В 1756 году вокруг монастырского двора началось строительство циркумференции, спроектированной итальянским архитектором Джузеппе Венероне. Он же создал проект нового главного собора.

Отделка интерьера Федоровской церкви была завершена к 1766 году, а освящение было совершено в 1770 году.

Завершение строительства циркумференции состоялось в 1774 году, благодаря чему территория монастыря стала замкнутой практически полностью. Оставалось «заполнить брешь» на месте главного храма. В феврале 1776 года Екатериной ІІ был утвержден новый проект храма, созданный Иваном Егоровичем Старовым. 30 августа 1778 года в присутствии императрицы произвели закладку Свято-Троицкого собора.

По проектам того же архитектора были возведены въездные ворота с надвратной церковью, перепланирована площадь перед лаврой и построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.

Освящение Свято-Троицкого собора состоялось 30 августа 1790 года. Раку с мощами Александра Невского из Благовещенской церкви перевезли в том же году

Памятники монастыря

Расположен перед воротами Лавры. Скульптором выступил А.Г. Козенюк, он считал эту работу важнейшей в жизни. Эскизы дважды побеждали в городском соревновании на лучший проект монумента, и в 2000 году они были утверждены. Установлен монумент был в 2002 году. По замыслу художника, в личности князя соединились идеи духовности, доблести и службы стране.

Памятник «2000 лет от Рождества Христова»

Представляет собой монумент высотой почти семь метров, расположен у бокового прохода в Лавру. Автор — Э.П. Соловьева.

Памятник «За веру Христову пострадавшим»

Создан в 2005 году и посвящен всем новомученникам и проповедникам, погибшим за православие в ХХ веке. Его основным элементом является крест, символ веры, и лик Христа. Они заключены в круг, символизирующий спасение с помощью самопожертвования Христа и призыв избавиться от противостояний и кровопролития.

Поклонный Крест

Появление Креста в Лавре приурочено к возобновлению дружеских отношений между Московским Патриархом и Русской Зарубежной Церковью.

Панно Святого Александра Невского

Бронзовое панно объединяет изображение великого князя, перемещение его мощей и основание Лавры. Закреплено на стене Просфорного корпуса.

Каменный киот с Коневской иконой Божьей Матери

Памятник разместился на заднем дворике Лавры, рядом устроен маленький сад и беседка. Он был размещен на площадке, где в советское время хранили стройматериалы, а потом устроили автостоянку. Изготовлен мраморный лик Богоматери был в мастерской на территории Лавры Александра Невского в Санкт-Петербурге.

Комплекс зданий

Архитектурный ансамбль монастыря создавался в 17-18 вв. Для него характерны черты барочного и классического стилей. Проектирование и строительство производилось при участии известных зодчих – Д.Терзини, И. Старова,Т. Швертфегера, М. Д. Расторгуева. Жилые и служебные корпуса образуют каре вокруг внутреннего двора. Каждый корпус имеет собственное название, указывающее на его предназначение – Митрополичий, Духовской, Семинарский, Ризничий, Библиотечный. По углам размещены башни. На территории обители действуют 15 храмов. На берегу р.Монастырки (в прошлом Черная речка) воздвигнута 2-х этажная Благовещенская церковь(1724 г.). Она имеет прямоугольную форму.

Вершина увенчана 8- гранным куполом. Это одна из старейших в городе церквей, построенных из камня. Внутренний интерьер украшает лепка (братья Росси), настенная роспись (И. Никитин, И. Вишняков), иконы (Г. Гзель). В крипте находятся усыпальницы многих выдающихся людей. Над входом в монастырь обустроена Надвратная Скорбященская церковь (Божьей Матери Всех Скорбящих Радость). Она предназначалась для ремесленников и торговцев, обслуживающих нужды лавры. Мансардное положение обусловило скромные, по величине, размеры храма.

Присвоение обители статуса Александро-Невская лавра

Монастырь задумывался Петром I, как духовный и учебно-культурный центр православия. Он стремился использовать монашество для служения государственным интересам. Первым членом монастырского братства стал архимандрит Феодосий. Царь назначил его в 1712 году.

Феодосий составил списки монастырского штата и вскоре, выполняя царские распоряжения, в монастырь потянулись монахи из разных обителей.

По ходу строительства были организованы типография, госпиталь и богадельня. В 1720 году император издает указ об открытии Славянской школы в пределах монастыря, ставшей вскоре Духовной семинарией.

Монастырь в ходе своего развития ведет активную Духовную и религиозную деятельность. К началу 19 века он по праву считается духовно-культурным центром северной столицы. В 1797 году император Павел I издает указ о присуждении монастырю высшего церковного статуса – Лавры.

Мнение эксперта

Екатерина Смирнова

Наш любимый историк

Интересно! Греческое слово «лавра» изначально означает – центральная улица города. Со временем значение слова изменилось на «монастырский город».

Духовная семинария в этом же году повышает свой статус и становится в сфере богословия высшим учебным заведением – Духовной академией.

«Верою праотцы оправдал еси, от язык теми предобручивый Церковь…»

27 декабря 2015 года, в неделю 30-ую по Пятидесятнице, христианская церковь празднует память святых праведников Ветхого Завета. Воспоминание святых праотцев предваряет встречу великого праздника Рождества Христова, когда совершилось чаемое ими пришествие Христа. Раннюю божественную Литургию в Свято-Троицком соборе монастыря возглавил игумен Стефан (Садо) в сослужении насельников обители в священном сане. Позднюю Божественную Литургию совершил архимандрит Никита (Марков). Накануне в субботу братия Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры соборно совершила Всенощное бдение.

Казачье кладбище

На территории Лавры в 18 – 20 вв. было обустроено несколько мест для погребений. На кладбищах внутри обители хоронили монахов, священнослужителей, горожан. Самым известным монастырским некрополем является Внутреннее Александро – Невское кладбище. Его также именуют Казачьим. В память о казаках, погибших во время разгона демонстрации большевиков в июле 1917 г. В исторических документах зафиксирована официальная дата открытия некрополя – декабрь 1919 г.

В годы Советской власти за местом закрепилось название Коммунистическая площадка. Место отвели для погребения участников гражданской войны, партийных функционеров, работников органов внутренних дел и ЧК. С 1930-х г. на Площадке стали появляться могилы известных ученых (Н.Марр, Б.Легран, М.Басов, И.Греков, С.Федоров и др.). Количество погребений увеличилось в период блокады. На территории кладбища нашли последний приют многие видные военачальники, герои Великой Отечественной войны. С 70-х гг. в некрополе допускается исключительно захоронение урн с прахом после кремации.

Художественно – эстетическое значение имеют малые архитектурные формы (надгробия, стелы, саркофаги, обелиски и т.п.), широко представленные на кладбище. Помимо мирских, в некрополе расположены могилы служителей православной веры. Как правило, они отмечены крестами. В 2005 г. на территории Казачьего кладбища был установлен монумент под названием « Торжество православия». Он прославляет память людей, погибших в годы репрессий и антирелигиозной борьбы. Памятник изготовлен по проекту Э.Соловьевой. Общий план включает почти 450 могил. По оценкам историков, за период существования на Казачьем кладбище было похоронено свыше 700 человек.

День памяти святого благоверного князя Александра Невского отметили в Александро-Невской Лавре

День преставления святого благоверного князя Александра Невского – небесного покровителя старейшей петербургской обители – отметили в Александро-Невской Лавре. Праздничную Божественную литургию в Свято-Троицком соборе возглавил митрополит Новгородский и Старорусский Лев, в сослужении наместника Лавры епископа Кронштадтского Назария, братии в священном сане и гостей обители. За богослужением пел Архиерейский праздничный хор под управлением иеродиакона Александра (Урбановича) и смешанный богослужебный хор СПбДА под управлением монахини Ксении (Каньшиной). Разделить общее богослужении пришли многочисленные прихожане Лавры.

Создатели Александро-Невской Лавры: главные имена

  • Пётр I. Для молодого царя, основавшего Петербург, имело большое значение строительство первого городского монастыря. Именно Пётр лично выбрал место для строительства, в 1723 году он же повелел перенести мощи Александра Невского из владимирского Рождественского монастыря в новую столицу. Это событие состоялось 30 августа 1724 года, с тех пор в церковном календаре существует праздник перенесения мощей благоверного князя Александра.
  • Доменико Трезини. Архитектор разработал проект нового монастыря — «план генерального монастырского каменного строения» — в 1715 году. Однако из-за большой занятости знаменитого зодчего руководить строительством поручили Христофу Конрату, а позднее — Теодору Швертфегеру, который в 1720 году составил новый проект монастырского храма.

По задумке Трезини главный фасад собора выходил на Неву, а вход — на восток. Это противоречило правилам строительства православного храма, согласно которым вход в храм должен быть с запада, а алтарю надлежало располагаться на востоке. Также для придания ансамблю большей симметрии Теодор Швертфегер разместил в юго-западной части набережной линии ещё один храм. Сад, который по плану Трезини должен быть разместиться между монастырём и Невой, немец передвинул к западу от обители.

  • Архимандрит Феодосий (Яновский) — первый священноархимандрит. Он тщательно следил за строительством новой обители, руководил работами по обустройству нового монастыря.
  • Иван Старов. Уже в правление Елизаветы Петровны архитектор разработал новый проект, включавший в состав монастырского комплекса всё левобережье Монастырки. Он же разбил перед входом в обитель Александро-Невскую площадь и построил на ней два одноэтажных дома — они сохранились до наших дней.
  • Павел I. Император и его семья покровительствовали монастырю, а в 1797 году монарх присвоил статус академии Александро-Невской Главной семинарии, а самой обители — статус лавры. Главный монастырь считался одним из богатейших в стране. В штат лавры входили: наместник, благочинный, эконом, духовник, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24 монаха, 20 больничных.

Развитие монастырского комплекса

Пока строился Троицкий собор, формировался современный облик монастыря. За это время были полностью достроены Федоровский и Духовской корпуса и возведена Федоровская церковь.

Просфорный и Семинарский корпуса были завершены к середине 18 века. В это же время архитектор М. Расторгуев создает проект Метрополичьего дома, и он вскоре тоже выстраивается.

Святые врата обители, от которых начинается Невский проспект, появились в третьей четверти 18 века – надвратная церковь над ними освящена в 1786 году.

В 1829 году, после завершения Обводного канала, Черная речка разделились этим каналом на части и после этого часть, протекающая возле монастырских стен, называется Монастыркой.

В результате, теперь территория монастыря очерчена тремя реками. С одной стороны это Нева, с других сторон – Обводной канал и Монастырка.

Мастерские

Александро-Невская Лавра знаменита своими ремесленными мастерскими. В них создаются не просто предметы для отправления культа, а подлинные произведения искусства. О сбережении старинной иконографии заботятся специалисты, работающие в реставрационной мастерской. Ее организовали в конце 20 века по распоряжению епископа Назария. Активное участие в деятельности мастерской принимает профессор А.Крылов и иконописец Д.Мироненко. Под их руководством создан новый образ молящегося Александра Невского, изображенного на фоне Троицкой Лавры.

Мастера, трудящиеся в художественно-ювелирной мастерской, производят предметы для богослужения. В своих работах, они используют разнообразные техники – литье, эмалирование, резьбу, гравировку. Ювелирные изделия выполнены из благородных металлов, драгоценных и поделочных камней, редких пород дерева, слоновой кости. В Федоровском корпусе обители с 2006. размещается швейная мастерская. Её сотрудники разрабатывают дизайн материалов для церковного облачения и декора храмовых помещений. Источниками вдохновения часто служат музейные экспонаты, старинные иллюстрации.

С 1974 г. в Ленинграде действует творческая группа керамистов « Альфа». Она занимается созданием образцов новых фарфоровых изделий, в т.ч. с религиозной тематикой. Группа участвовала в выпуске штофа «Невский» с барельефом святого, пасхальных сувенирных яиц, серии фарфоровой посуды «Кижи». В 2007 году «Альфа» преобразована в отдельную художественную мастерскую, которая базируется на территории обители. Монастырь также имеет собственное гончарное производство. В гончарне налажено изготовление посуды, предметов домашнего обихода, игрушек. Продукция реализуется через магазин. Кроме того, в выходные дни для посетителей Лавры организуются мастер-классы. Их участники обучаются навыкам гончарного ремесла.

В конце 90-х гг. 20 в. при монастыре была организована киотная мастерская. Она специализируется на создании и реставрации окладов для хранения икон. Мастера также проводят консультации о правильном обустройстве иконостаса в домашних условиях. Особое место среди монастырских мастерских занимает печатно – графическая. Ее основная продукция – литографии, линогравюры, офорты. В процессе работы применяются старинные технологии ручного печатания. Иллюстрации обладают высокохудожественной ценностью. Они издаются малыми тиражами и являются предметами коллекционирования.

Трапезная и чайная «Паломник»

В Просфорном корпусе могут пообедать не только служители храмов, но и посетители, и паломники. Зал может вместить до восьмидесяти посетителей. На кухне строго следят за церковным календарем и готовят разнообразную постную пищу. Отведать ее можно непосредственно в самой трапезной или оформить заказ, позвонив заранее.

В чайной посетителям предлагают попробовать выпечные изделия из постного теста. Их также можно предварительно заказать и взять горячими в назначенное время. Здесь же находится любопытная экспозиция декоративных тарелок и продукции гончарной мастерской Лавры.

Воскресная школа при монастыре

Воскресная школа «Нечаянная радость» появилась в 1996 году. В ней учатся более 150 детей от 5 до 15 лет. Система обучения состоит из трех ступеней, дошкольной, начальной и средней.

Среди дисциплин, которые преподают детям, Закон Божий, творческие и музыкальные занятия, хоровое пение, Церковно-Славянский язык, история и прочие. Ученики не только присутствуют на уроках, но также участвуют в богослужениях, беседах и творческих мероприятиях: христианских выставках и фестивалях.

Для родителей организованы беседы со священнослужителями, а также занятия рукоделием. Воскресная школа организует поездки и экскурсии и летний лагерь для детей на Ладожском озере.

Мемориальная часовня в честь святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского в память о воинах, павших в ходе героической обороны Ленинграда

Рахьинское городское поселение, посёлок при станции Ладожское Озеро (Всеволожский район Ленинградской области), на территории музея «Дорога жизни»

Часовня весьма молода в сравнении с аналогичными культовыми сооружениями. Она была заложена 29 мая 2018 года и возведена при поддержке Федеральной службы безопасности и Министерства обороны Российской Федерации. Инициаторами выступили Центральный военно-морской музей и Межрегиональная общественная организация «Ветераны военной контрразведки».

Торжественное открытие и освящение состоялось 22 июня 2018 года.

Подобные часовни возведены в Псковской, Смоленской, Ленинградской (пос. Невская Дубровка), Калининградской, Мурманской областях, а также городах-героях Волгограде и Севастополе, городах воинской славы Волоколамске и Хабаровске.

Фото: globus.aquaviva.ru

В чем на самом деле главный подвиг великого князя?

Почти 7 десятилетий, пока святые мощи князя пребывали в забвении и небрежении, советская пропаганда усиленно мифологизировала образ Александра, как великого воина, полководца,  защитника Руси. Общеизвестен фильм С. Эйзенштейна (1938), где полководца играет знаменитый Николай Черкасов. 

Меньше знают о том, что на ордене Александра Невского (существовал с 1942 по 1991 гг.) – именно профиль актера, ведь не сохранилось ни одного прижизненного изображения благоверного князя. 

Великие битвы Александра – Невская и сражение на Чудском озере – также остались в памяти народной благодаря силе кинематографического искусства. Лишь современные историки выяснили: значение этих сражений было куда меньше отказа Александра папе Римскому, который предлагал ему помощь в обмен на предательство православия. А прозвище «Невский», как утверждает современный исследователь эпохи, И.Н.Данилевский, князь получил, скорее всего, просто потому, что у него были какие-то фамильные земли близ реки Невы.

Начало нового осмысленияжизненного пути благоверного князя почти совпало по времени с возвращением его честных мощей возрождаемой лавре. Случилось это 3 июня 1989 г.

Выбор места и название монастыря

Место, выбранное для строительства монастыря, и посвящение монастыря святому князю Александру Ярославичу Невскому имели историческое значение, и, объяснялось это тем, что как тогда считалось, на месте монастыря, новгородцы одержали победу над шведами в Невской битве 1240 года. Однако знаменитая битва произошла выше по Неве, где еще в 16 веке была срублена деревянная церковь в память победы над шведами. Однако легенда существовала, и, может быть, основанием для неё послужила совсем другая битва — произошедшая 18 мая 1301 года, когда новгородцы, которых вел сын Александра — князь Андрей, также разгромили шведов и разрушили построенную ими в 1300 году крепость Ландскрону, стоявшую недалеко от тех мест (Охтинский мыс), где находится Александро-Невская Лавра.

Несмотря на вышеизложенное, если учитывать то, что обитель планировали строить во время военных действий в борьбе со шведами за обладание устьем Невы, и 13 июня 1710 года был взят Выборг, то историческая перекличка с названием монастыря неоспорима.

Архитектурные особенности

Ансамбль Лавры Александра Невского в Санкт-Петербурге отличается четкостью композиции, ясностью линий, монументальность Троицкого собора противопоставлена изящным башням и лаврским корпусам. Большую роль в восприятии композиции играет зелень, клумбы и деревья, окружающие постройки.

Центральное строение – Троицкий собор. Он был заложен при Петре Великом. Собор отличается грандиозными размерами – высота до креста равна 30 м. Паперть устроена с запада и обнесена колоннами, и два ангела наблюдают за входящими в Собор. В погожий день большой позолоченный купол Собора буквально горит на солнце.

Истинное сокровище – мощи святого Александра Невского, покоящиеся в серебряной раке, подаренной монастырю Императрицей Елизаветой Петровной. На нее нанесены надписи и изображения, повествующие о житие князя.

Просфорный корпус является представителем эпохи барокко. Он отличается изящной композицией и сложными проектными решениями, а расходящиеся галереи подчеркивают его протяженность. За свою историю корпус практически не претерпел изменений, что составляет его ценность.

Семинарский корпус был возведен в соответствии с существовавшими уже зданиями петровских времен. От основного объема корпуса расходятся галереи с большими окнами, пространство между которыми украшено пилястрами, предназначенными для поддержания карниза.

Двухэтажный флигель с портиком, возведенный в стиле русского барокко, играет значительную роль в восприятии всего корпуса. Оба корпуса похожи по внешнему виду и интерьерам и создают единую картину.

Митрополичий корпус выделяется богатым архитектурным оформлением. Колонны и пилястры, сложные карнизы, изящные наличники на окнах придают зданию торжественный вид. Из интерьеров сохранилось убранство приемного зала, который демонстрирует особенности парадных помещений XVIII века.

В 1910 году библиотека монастыря была перенесена в специально возведенное здание в стиле поздней эклектики. Архитектурное оформление библиотечного корпуса отличается смешением различных стилей от неоренессанса до византийского стиля.

Строение выглядит несколько тяжеловесным и выбивается из общего торжественного, легкого стиля комплекса, но при этом является ценным образцом архитектуры Петербурга XIX века.

Насельники лавры, причисленные к лику святых

Потрясения XX в. с неожиданной силой обнаружили духовную высоту многих насельников монастыря, доселе скрытую под спудом «обязательной» миссионерской или просветительской, административной деятельности, которой требовало от лавриотов государство. Ныне угодниками Божиими почитается множество насельников, а десятки новомучеников, исповедников из числа братии пока не прославлены. Некоторые из числа чтимых святых совершали свой незаметный подвиг во времена общего обмирщения XVIII в., и он признан Церковью лишь сравнительно недавно. Среди чтимых святых:

  • свтт. Иннокентий (Кульчицкий) и Софроний (Кристалевский), призванные в обитель по велению Петра I как одни из «лучших», образованных иноков; их подвигом стало миссионерство в Восточной Сибири, где свт. Иннокентий окончил свои дни как Иркутский архипастырь, а свт. Софроний сменил собрата на этом многотрудном поприще (1753-1771);
  • прп. Феодор Санаксарский, дядя блестящего флотоводца Феодора Ушакова, проживший иноком 45 лет (скончался в 1791 г.);

Сщмч. Владимир (Богоявленский)

  • свтт. Владимир (Богоявленский), первый из архипастырей, ставший новомучеником после начала революции (1918), Серафим (Чичагов), Прокопий (Титов), Виктор (Островидов), Вениамин (Казанский), Григорий (Лебедев); все эти архипастыри, выходцы из лавры, взрастившей множество достойных епископов, приняли мученическую кончину от рук безбожников; 
  • священномученики Иннокентий (Тихонов) и Серафим (Вавилов); оба приняли постриг во время послереволюционных гонений, понимая, что их ждет мученичество; оба расстреляны за свою веру (1937-1938);
  • прп. Серафим Вырицкий, насельник лавры с 1920 по 1930 г., затем –один из великих духовников, старцев, любимых верующими; в 2007 г. в лавре появился еще один домовой храм, при братском Феодоровском корпусе, посвященный преподобному.

Паломнический центр монастыря

Паломническая служба начала работу в 1999 году. Ее назначение – организация паломнических поездок и экскурсий по Санкт-Петербургу, России и за рубежом.

Целью таких поездок является образование, изучение истории и достояния Русской Православной Церкви и христианства, уклада жизни монастырей и приходов, достопримечательностей, церковного наследия и музейных экспонатов, имеющих историческую и религиозную ценность, посещение богослужений и совершение таинств.

Поездки совершаются не только по территории Российской Федерации, но и за ее пределами. Паломнический центр способствует ознакомлению верующих со святынями в Италии, Грации, Иерусалиме, Египте, Германии и других странах.

Во все поездки с паломниками отправляются профессиональные экскурсоводы и православные сопровождающие. Паломнические поездки направлены не только на просвещение, но и на укрепление духа и веры.

История постройки

Свято-Троицкая лавра в Петербурге обязана своим появлением царю Петру I. Император велел построить монастырь на месте, где речка Черная впадает в Неву. Был издан указ, согласно которого для этих целей выделили 5 тысяч квадратных сажен земельных угодий. К новой обители также присоединили Иверский монастырь и земли Олонецкого уезда.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге

Название лавры было обусловлено историческими событиями, развернувшимися в этих краях в 1240 году. Считалось, что князь Александр одержал победу над шведами именно здесь. Учитывая, что постройка монастыря началась как раз в разгар войны всё с теми же шведами, такое решение выглядело весьма показательно.

Для руководства строительными работами был приглашен архимандрит Феодосий. Тогда же государство выделило необходимые средства для возведения обители. В 1713 году 25 марта состоялось освящение церкви Благовещения. Именно с этой датой принято связывать начало жизни новой лавры.

Заниматься разработкой проекта всего монастыря поручили Доменико Трезини. Через два года после освящения Благовещенской церкви он представил своё видение комплекса. Трезини настаивал на том, чтобы лавра находилась на территории между двумя реками — Чёрной и Невой и выглядела, как симметричный ансамбль каменных строений. При этом обитель должна была выполнять ещё и роль юго-восточного форпоста молодой столицы. Вследствие этого, Трезини намерен был использовать в работе правила фортификационного искусства. Город с монастырём предполагалось соединить широкой дорогой.

По мере того как возводилась лавра, под её стенами начали возникать деревянные дома для проживания рабочих, мастерские, огороды. Все продукты, выращенные на монастырской земле, хранились в погребах, а потом часть реализовывалась через торговые лавки.

Просветительская деятельность

В 1720 году указом императора было велено перевезти из Санкт-Петербурга станок типографии, что и было выполнено. Священнослужители занялись изданием просветительских книг. Первой стала книга «Поучение в день св. Александра Невского». Также выходила литература проповеднического характера, выпустили Букварь.

Через год при монастыре учредили школу, на то было распоряжение настоятеля Феодосия. В заведение принимали детей от 5 до 13 лет, обучали их грамоте. Принимали туда не только детей священников, но и сирот, а также просто желающих обучаться. Спустя пять лет в 1726 году школа преобразовалась в Славяно-греко-латинскую духовную семинарию.

Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Следует отметить, что в её стенах будущие священнослужители получали очень серьёзное богословское и общее образование. При содействии монархов последующих лет учебное заведение получило сначала статус Главной семинарии, а потом и академии. В неё направляли самых способных учеников из епарших семинарий для продолжения обучения.

Когда военные действия в ходе Северной войны завершились, Пётр I решил, что в новоустроенную обитель необходимо перенести мощи благоверного князя Александра Невского, находящиеся в городе Владимире. Бытует мнение, что император лично встречал святыню и занёс её в церковь, названную в честь святого. При Елизавете Петровне раку перенесли в собор Святой Троицы и поместили в нишу за правым клиросом. Статус лавры монастырю присвоил Павел I в 1797 году. На то время, благодаря поддержке государей, обитель была самой богатой в стране. В ней проживало до 150 насельников.

Послереволюционный период

В послереволюционное время большевики всеми силами пытались реквизировать имущество лавры, но встретили серьёзное сопротивление со стороны монахов и жителей города. При визите вооружённого отряда, во время которого смертельно ранили священника Петра Скипетрова и арестовали несколько духовных лиц, народ разоружил красногвардейцев и последние вынуждены были покинуть монастырь.

Чудом лавра продолжала действовать до 1932 года, но потом её ждала та же участь, что многие другие религиозные учреждения бывшей империи. Здания заняли под государственные нужды, реликвии передали в музей.

Возрождаться богослужения начали только в 1957 году. Тогда открыли Троицкий собор, который стал приходским. А в 1989 году в него вернули святые мощи святого благоверного князя Александра Невского. Монахи вновь стали появляться в лавре с 1996 года.

Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

До начала 2000-х обители были возвращены все епархиальные здания, в монастыре приняли устав и провели назначение должностных лиц.

История возникновения и существования

Территория лавры – это целый архитектурный комплекс, выстроенный по проекту Доменико Трезини, главного архитектора Санкт-Петербурга. По его замыслу монастырь должен был предстать сразу в нескольких качествах одновременно: дворец и учреждение различного назначения – духовного, благотворительного, трудового, учебного.

Начало строительства

Участок для возведения монастыря выбрал сам Петр I.

Соединив обитель с центром Петербурга, монахи проложили дорогу к Адмиралтейству, которая впоследствии превратилась в Невский проспект. Еще при Петре Великом в монастыре появилась типография, заработала школа для детей священнослужителей, впоследствии преобразованная в Славяно-греко-латинскую семинарию.

XVIII — XIX века

XIX век — время наивысшего расцвета обители. Благодаря покровительству царской семьи монастырь был богатейшим в стране, к 1917 году число его насельников превышало 100 человек.

XX век

После издания Декрета об отделении церкви от государства монастырь продолжил свое существование до 1932 года. После на территории лавры возникли различные организации и учреждения, во время Великой Отечественной Войны располагался военный госпиталь.

Возрождение монашеской обители началось в 1996 году. С тех пор продолжается ее реставрация. В 2002 году на площади перед храмом открыли памятник Александру Невскому, автором которого является скульптор Валентин Козенюк.

Время посещения

Свято-Троицкий собор

Собор открыт с 5:45 до 20:00 (после вечерней службы начинается уборка храма и подход к святыням может быть ограничен). Вход на территорию монастыря и во все храмы свободный.

Некрополи

Казачье и Никольское кладбища вы можете посетить свободно. Никольское открыто с 9:00 до 17:00 (октябрь — апрель), 9:00 — 19:00 (май — сентябрь), 1 января: выходной.

Некрополь XVIII века открыт для посещения ежедневно с 9:30 до 16:00; касса работает до 15:30

Некрополь Мастеров искусств — ежедневно с 10:0 до 16:00; касса работает до 15:30.

Посещение одного из некрополей:

  • взрослый билет — 150 рублей;
  • школьники, студенты и пенсионеры РФ — 50 рублей.

Посещение двух некрополей:

  • взрослый билет — 250 рублей;
  • школьники, студенты и пенсионеры РФ — 50 рублей.

Кладбища

В границах монастырского комплекса расположено несколько кладбищ с усыпальницами выдающихся деятелей науки, искусства, культуры, политики и государства.

Лазаревское кладбище

Старейшее из сохранившихся в Санкт-Петербурге: его заложили еще в начале строительства монастыря. Служило оно местом погребения городской знати и представителей княжеских сословий.

Именно поэтому с самого начала захоронений практически все усыпальницы и надгробия на кладбище – настоящие произведения мемориального искусства: каменные или чугунные надгробия с колоннами, скульптурами, гербами, художественной резкой и лепниной. В 1717 году освятили церковь, основанную на кладбище во имя Святого Лазаря.

Здесь похоронены архитекторы, принимавшие участие в создании облика Санкт-Петербурга и Александро-Невской лавры. Среди них:

  • Дж. Кваренги
  • К. И. Росси
  • А. Н. Воронихин
  • И. Е. Старов

На Лазаревском кладбище находится могила ученого, академика М. В. Ломоносова с установленным надгробием в виде мраморной стелы. Памятник установил граф Михаил Воронцов, являющийся покровителем и другом ученого.

Тихвинское кладбище или Некрополь мастеров искусств

При открытии именовалось Новым Лазаревским, так как расположилось напротив самого старого – Лазаревского. В 1873 году здесь освятили церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери, и кладбище переименовали в Тихвинское.

Здесь погребены известные творческие люди – величайшие писатели, композиторы, актеры, художники:

  • Ф. М. Достоевский
  • П. И. Чайковский
  • И. А. Крылов
  • И. И. Шишкин и многие другие гении культуры и искусства

Никольское кладбище

Его основали в лавре третьим по очереди, в 1861 году, и освятили на его территории церковь в честь святого Николая Чудотворца. Здесь похоронены многие представители лаврского духовенства и известные люди своего времени. Например, первый мэр Санкт-Петербурга А. А. Собчак.

К концу прошлого века территория кладбища оказалась сильно запущенной и разрушенной, многие могилы были разорены. За последние годы там провели восстановительную работу, сейчас кладбище действующее, в церкви регулярно проводят богослужения.

Ярмарки и выставки

Проходит в конце мая, приурочена ко дню Святой Троицы. На ней можно приобрести продукты питания, мясо, мед от российских фермеров, купить свечи, церковную литературу и утварь, подать молебен о близких и поставить свечи.

Медовый Спас

Выставка-ярмарка меда, на которой гости могут попробовать мед пасечников, монастырей, подворий, приобрести свежие овощи и фрукты, церковную утварь и сувениры, подать молебны и поставить свечи. В программе казацкие гуляния и кухня.

Православная ярмарка

Проходит в середине осени в Митрополичьем саду. В рамках ярмарки можно приобрести мёд: таежный, краснодарский, псковский и прочий, — мясные, рыбные продукты, овощи, сладости, выпечку, деликатесы от монастырских хозяйств и российских фермеров, одежду из натуральных тканей. Прихожане могут подать требы и записки о родных и близких.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector