История гатчинского дворца и экскурсия по залам и другим помещениям

Содержание:

Загородная резиденция императора

Однако Римско-католическая церковь так и не признала нового статуса правителя. Представительство российской приории, делившейся на католическую и православную ветви, было перенесено в Санкт-Петербург. Загородный дворец в Гатчине, ставший летней резиденцией бежавшего из Франции разорившегося принца Конде, являлся одним из филиалов объединения рыцарей Мальтийского ордена.

Через десять лет Павлу I досталось необычное строение, которое использовалось как место отдыха для большой монаршей семьи. После смерти императора в нем находились лютеранский храм, госпиталь, казарма, дом отдыха, краеведческий музей, а свое нынешнее название, происходящее от французского слова prieure (монастырь), он получил лишь в XX веке.

Архитектура Гатчинского дворца

Гатчинский дворец – архитектурно-дворцовый ансамбль, сочетающий черты классицизма в интерьерах с элементами средневековых замков во внешнем облике.

Комплекс включает:

  • Главный корпус с пятигранными башнями по сторонам.
  • Две полукруглые галереи.
  • Два прямоугольных здания с восьмигранными башенками по углам.

Здание расположено на холме, северный фасад обращен к Белому озеру и Дворцовому парку, южный – на плац внутреннего двора. Первый этаж главного здания и галерей отделан простыми пилястрами. Окна украшают рельефные наличники.

На втором этаже богатые пилястры и колонны. Третий этаж – с простейшими наличниками на окнах.

Северный фасад открывается постепенно при обходе и выглядит скромно. Центр фасада украшает балкон с ажурной решеткой. К аркам входных дверей ведет широкая гранитная лестница, имеющая всходы с трех сторон.

Изогнутые галереи изящно соединяют трехэтажный корпус с боковыми зданиями. Внешние углы, сглажены восьмигранными башнями, что подчеркивает сходство дворца со средневековым замком.

Покровский собор

Был возведён в Гатчине незадолго до Революции. На постройку дал деньги местный купец Козьма Карпов. Он решил пожертвовать 100 тыс. рублей, которые выиграл в лотерее, на богоугодное дело. С деньгами он отдал свой двухэтажный дом вместе с чудотворной иконой Покрова Пресвятой Богородицы.

Собор на месте дома купца был заложен в 1895 году. Проект разработал главный архитектор города Леонид Харламов. Начального капитала не хватило, поэтому в последующие годы собор возводила общими усилиями вся Гатчина. Прихожане жертвовали деньги, привозили строительные материалы и помогали физическим трудом. Огромный вклад в оформление здания внесли сестры Пятогорского монастыря, которые расписали иконы и выполнили золочение иконостаса и крестов.

Освящение прошло в 1914 году ещё до конца строительных работ. Завершить отделку храма помешала Первая мировая война. Фасад оставался не оштукатуренным до 2011 года. Сейчас здесь ежедневно проходят службы.

Тайны Дворца в Пелле

Ожерелье великолепных императорских дворцов, окаймляющих Санкт-Петербург, сквозь века доносит до потомков мысли о красоте, гордости и победах. но бывают места, которые остались лишь в истории грандиозных замыслов. таков дворец в пелле, памятник семейному конфликту, противостоянию властной матери и нелюбимого сына. мечта Екатерины II
В 1785 г. Екатерина II, великая императрица Российской империи, писала, слегка кокетничая, барону Фридрху Гримму: «Все мои загородные дворцы только хижины в сравнении с Пеллой, которая воздвигается, как Феникс…» Пеллой, в честь родного города Александра Македонского, Екатерина назвала Ивановскую мызу, которая находилась в месте впадения реки Тосны в Неву. Императрица приобрела эту территорию для своего любимого внука Александра. Название местности в духе «греческого проекта» должно было навевать мысли о духовном родстве Российской империи с мировой державой Александра Великого.

Дворец в Пелле.Джакомо Кваренги. Начало XIX в.

Архитектор Иван Егорович Старов планировал возвести 23 отдельных строения, соединенных крытыми переходами галереями. Вокруг внушительного дворца должны были находиться восемь больших жилых и 16 служебных построек. Главное здание проектировалось в классическом стиле, любимом императрицей. Фасад вдоль Невы предполагалось построить длиной более 200 м, а вдоль Шлиссельбургского тракта — 500 м. От дворца к Неве должна была спускаться широкая каменная лестница.

Михайловскийзамок

На возведение дворцового имения было потрачено огромное количество ценных строительных и отделочных материалов: лучшие сорта мрамора и гранита свозились к пристани неподалеку — 500 м. От дворца к Неве должна была спускаться широкая каменная лестница. На возведение дворцового имения было потрачено огромное количество ценных строительных и отделочных материалов: лучшие сорта мрамора и гранита свозились к пристани неподалеку.

Разобранный замок

После смерти императрицы на престол взошел ее нелюбимый сын — Павел I. У него была своя грандиозная мечта и идея. Русский царь вознамерился построить в центре столицы Михайловский замок, окруженный рвом. Здание планировалось возвести в лучших традициях рыцарской архитектуры. Павел приказал разобрать дворец, который строился по приказу его матери, а драгоценный итальянский мрамор и полированный северный гранит пустить на постройку нового сооружения. Для архитектора пережить бесславный конец его любимого детища было настоящим ударом. Однако счастья в Михайловском замке Павел I не дож дался. Он был убит в нем — камни словно отомстили за пренебрежение к материнской воле.

На месте замка в Пелле в XIX в. были построены казармы артиллерийской бригады. Дважды, после Великой Отечественной войны и в конце 1980х гг., принимались решения восстановить Пеллинский дворец по первоначальному замыслу, но «мечта Екатерины» так и осталась невоссозданной. Сегодня остатки служебных корпусов окружены высоким забором и поросли бурьяном. Ничто не напоминает о том, что здесь мог быть один из самых красивых дворцовых комплексов страны…

—>

Как добраться

Адрес: Гатчина, Красноармейский просп., 1

Подробнее

Как добраться до Гатчины из Санкт-Петербурга

Архитектура Гатчины — ценный памятник русской градостроительной культуры XVIII—XIX веков. Основной достопримечательностью города является художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина», центральным элементом которого служит Большой Гатчинский дворец.

Возвышающийся на холме, над Серебряным озером, Гатчинский дворец выполнен, сочетая в себе черты средневекового замка и загородной резиденции. Его возвели в 1766—1781 годах по проекту Антонио Ринальди для фаворита императрицы Екатерины II — графа Григория Григорьевича Орлова.

Графу принадлежала вся Гатчина, и он принимал непосредственное участие в строительстве дворца. Интерьеры Гатчинского дворца представляют собой образец русского классицизма рубежа XVIII—XIX веков. Дворец служил излюбленным местом отдыха царской семьи.

Павел I

В 1783 году, сразу после смерти графа, Екатерина IIвыкупает гатчинские земли у его наследников и тут же особым Указом дарит их своему сыну. Это не был подарок от чистого сердца, императрица преследовала свою цель: отправить взбалмошного и истеричного Павла Петровича подальше от двора.

Период, в который будущий император проживал со своей женой Марией Федоровной в Гатчине, называли гатчинским затвором, а самих супругов – гатчинскими отшельниками. Здесь 13 лет сын ждал смерти венценосной матери-императрицы и своего восхождения на трон.

Будущий император Павел унаследовал от своего отца любовь к военной муштре. В Гатчине наследник предался своему увлечению в полной мере. Он построил казармы для так называемых гатчинских войск и сам себя назначил их командующим.

Дворец и парковые территории Павел принялся обустраивать под военные нужды. Вместо зеленых насаждений перед дворцом появился плацдарм с бастионными стенками. Дворец окружили рвы с подъемными мостами, наполненные водой. Так тихое имение с красивым особняком стало практически военной крепостью

Именно во времена Павла в Гатчине были созданы многие парковые постройки, самые известные из которых – Павильон Венеры и Приоратский дворец.

1796 году Павел I присвоил Гатчине статус города, после чего он становится центром Гатчинского уезда.

Трагичность судьбы Павла I нашла свое отражение и в истории Гатчины. Здесь родилась одна из самых мрачных легенд об императоре, жизнь которого оборвалась так внезапно.

Когда Павел I взошел на престол, его благословил некий монах Авель. Тогда же он и поведал императору о судьбе династии Романовых. От старца Павел узнал о будущей войне с Наполеоном и еще кое о чем, что «привело его в совершенный ужас».

Известное только ему пророчество Павел запечатал в пакет, на котором написал «Вскрыть потомку нашему в столетний день моей кончины». После убийства царя его вдова поместила пакет в ларец, который поставила в одной из комнат гатчинского дворца.

Ровно через сто лет Николай II вскрыл пакет и узнал пророчество Авеля. Как свидетельствовали современники, с тех пор последний царь Российской империи замкнулся в себе и очень часто стал упоминать 1918 год как время своей кончины.

Памятник Павлу I в Гатчине

Тайны Двореца Бобринских

Район Коломны, несмотря на близость к центру города, всегда сохранял провинциальные черты. удивительно, но в нескольких сотнях метров от классической сенатской площади зимнего дворца и главного собора российской империи находилась истинно русская усадьба с большим подворьем и садом.

В XIX в. дворец Бобринских был одним из самыхзнаменитых центров светской и культурной жизниПетербурга

Усадьба строилась в конце XVIII в. по проекту итальянского архитектора Луиджи Руска для человека, появление на свет которого было окружено романтикой, тайнами, и недомолвками. Это был незаконнорожденный сын Екатерины II и ее фаворита Григория Орлова — граф Алексей Бобринский. Екатерине удавалось до последнего мига скрывать беременность, так как, по уверениям императрицы, между ней и мужем не было интимных отношений. Однако сами роды скрыть во дворце было трудно. Тогда камердинер Екатерины, преданный ей Василий.

Алексей Григорьевич Бобринский. На портретевидно сходство с матерью Екатериной Великой

По легенде Екатерина то ли в саду, то ли в самом дворце Бобринских спрятала несметные сокровища для своего внебрачного чада. Говорят, что покинувшие Россию после Октябрьского переворота наследники Алексея хотели указать большевикам тайное место в обмен на половину найденного, но те от казались. Современные обитатели дворца утверждают, что клад тщательно охраняется: время от времени здесь видят призрак монаха в черном капюшоне, который вышагивает по темным вечерним коридорам. Шкурин, поджег свой дом на окраине столицы. Пётр III, который любил пожары и не про пускал ни одного, ускакал туда. За это время Екатерина родила сына, которого вынесли из дворца, завернутого в бобровую шубу. Отсюда, по легенде, он и получил фамилию Бобринский.

—>

Екатерина II в виде Законодательницы в храме богиниПравосудия. Дмитрий Григорьевич Левицкий.Начало 1780-х

Гатчинский дворец при Павле I

Строительство величественного здания было завершено в 1781 году, но пожил в нем граф совсем недолго — через два года он умер.

Екатерина II любила Гатчину, она и прежде, при Орлове, часто бывала здесь, приезжая на охоту и участвуя в светских забавах. Неудивительно, что вскоре она выкупила поместье у братьев Орловых и подарила его сыну Павлу, который перестроил дворец по своему плану.

Работы выполнялись архитектором Винченцо Бренной, а позже Андреем Захаровым. Павел I увлекался военным делом и в тоже время был почитателем романтизма и рыцарства. Перед дворцом он построил плац, где регулярно проводил парады и смотры армии. Боковые галереи были надстроены и стали закрытыми.

Видимо, император опасался той же участи, что постигла его отца Петра III (император был отстранен от власти и убит), поэтому на плацу был устроен ров, заполненный водой, через который перекинули четыре моста, также были установлены пушки и решетки. Все эти преобразования усилили сходство Гатчинского дворца с европейским замком

Но, как известно, эти предосторожности не уберегли императора от смерти (в марте 1801 года он был убит в другом замке — Михайловском)

После смерти императора поместье перешло императрице Марии Федоровне, а затем её сыну — императору Николаю I. При нем архитектор Роман Кузьмин провел самые значительные перестройки здания, в частности, была возведена церковь, построена новая парадная лестница и были перестроены каре. На плацу в 1851 году установлен памятник императору Павлу I, выполненный скульптором Джованни Витали.

В марте 1881 года в результате террористического акта был убит Александр II, сын Николая I. Вступивший на престол Александр III покинул Зимний дворец и уехал в Гатчину. Здесь вместе с семьей он прожил несколько лет и неслучайно его часто называли Гатчинским затворником. При нем были проведены телефон и электричество, построены новая канализация и водопровод, устроено калориферное отопление.

После революции в 1917 году дворцово-парковый комплекс стал одним из самых крупных Государственных музеев Петербурга.

Перед началом оккупации Гатчины в 1941 году удалось вывести многие музейные экспонаты, а часть их была спрятана в земле. В сентябре 1941 года одна из бомб повредила дворец, а в 1944 году при отступлении оккупанты подожгли строение.

Поскольку интерьеры дворца очень сильно пострадали в военное время, было принято решение не восстанавливать музей. Только в 1976 году началось воссоздание исторического здания, а в 1985 году для посещения было открыто несколько залов.

В настоящее время завершена реставрация большинства дворцовых помещений и Гатчинский дворец, как и в предвоенное время, восхищает посетителей своим убранством, созданным трудами великих мастеров XVIII–XIX веков и реставраторами нашего времени.

Памятники и монументы

Гатчина (достопримечательности самостоятельно можно осмотреть, просто прогуливаясь по улицам города) украшена как современными скульптурами, так и работами известных мастеров, представляющими историческую и художественную ценность.

Памятник Павлу I

Работа известного придворного скульптора И.П. Витали установлена на площади перед Гатчинским дворцом. Основатель города стоит на высоком, гранитном пьедестале, опираясь на трость и благодушно глядя вдаль.

Скульптор для воссоздания образа императора обратился к прижизненной картине, написанной в 1796 году придворным художником Щукиным. Заказ на памятник был сделан Николаем I в память об отце. Он был установлен в Гатчине в 1851 году.

Второй такой же памятник стоит в Павловске, где император, стоя на гранитном постаменте, принимает своих гостей, прибывающих по Липовой аллее.

Памятник защитникам и освободителям Гатчины

Город, находившийся в оккупации в годы войны, с благодарностью помнит подвиг героев-защитников и освободителей Гатчины, положивших здесь свои жизни. Памятник был открыт в 1995 году в Революционном переулке. Авторами гранитного монумента являются В.В. и Ю.Ф. Шевченко.

Из каменной глыбы прорисовывается образ солдата в каске, с оружием в руках. У его подножия была заложена капсула с посланием потомкам, которую следует вскрыть в 2045 году.

Памятник самолету «Фарман»

Первый военный российский аэродром появился в Гатчине в 1910 году. Через 100 лет в городе, на Кирасирском бульваре, рядом с авиамоторным заводом был поставлен памятник самолету «Фарман», некогда базировавшемуся на местном аэродроме.

В начале XX века авиация считалась спортом аристократов; аэропорт, появившийся в аристократическом пригороде столицы, владел 10 воздушными судами, мастерскими, бензохранилищем и метеостанцией. Первый перелет «Санкт-Петербург – Гатчина» был выполнен на самолете «Фарман».

В подземельях Гатчины

Подземелья Гатчины окутаны тайнами. Из парадной спальни в Большом дворце тайный ход по винтовой лестнице ведет в подвалы дворца. Тянется этот ход примерно на сто двадцать метров, проходит через грот «Эхо» и заканчивается на берегу Серебряного озера. Своды галереи вымощены камнем, а пол – плитами из известняка. По некоторым данным, тайный ход был выстроен еще при первом владельце дворца князе Орлове. Грот «Эхо» получил свое название благодаря акустике, создаваемой стенами тайного хода. По мнению историков, потайной ход не использовался по своему прямому назначению и служил для забавы.

История Гатчинского дворца

История Гатчины уходит своими корнями в XIII век. Этим временем датируются самые ранние археологические находки. К 1499 году относится первое письменное свидетельство в Новгородской писцовой книге о «селе Хотчино над озерком Хотчиным». По итогам Столбовского мирного договора 1617 года эти земли были переданы Швеции и вернулись вновь к России в августе 1702 года, в ходе Северной войны.

Дворец графа Орлова

В 1765 году императрица Екатерина II подарила эти земли своему фавориту, графу Григорию Орлову (1734-1783). В 1766 году на берегу красивого озера по проекту архитектора Антонио Ринальди начинается строительство дворца. К 1781 году был возведен трехэтажный центральный корпус, который соединялся двухъярусными полуциркульными галереями с одноэтажными служебными постройками, выстроенными в форме прямоугольников с внутренними дворами. Так возникли два «каре» — Кухонное и Конюшенное, впоследствии переименованное в Арсенальное.

Дворец украшали десять граненых башен. Узкие вестибюли завершали полуциркульные своды. К берегу Серебряного озера вел подземный ход. Все это придавало дворцу вид средневекового английского замка. Фасады и коридоры первого этажа были облицованы разнообразными гатчинскими известняками.

Гатчина при Павле

После смерти графа Орлова в 1783 году, Гатчина становится резиденцией будущего императора Павла. В 1890-е годы архитектор Винченцо Бренна перестраивает Гатчинский дворец. Он оставил прежнюю композицию здания, боковые каре надстроил до уровня галерей, которые сделал закрытыми. На плацу перед дворцом был прорыт ров с четырьмя мостами, установлены решетки и пушки. Все это усилило сходство дворца с европейским замком.

В 1799 году главным архитектором Гатчины был назначен Андреян Дмитриевич Захаров, закончивший работы Бренны. После убийства императора Павла в 1801 году Гатчина перешла вдовствующей императрице Марии Федоровне. В 1809-1811 годах архитектор Андрей Никифирович Воронихин произвел во дворце небольшие изменения.

Гатчинский дворец при Николае I и Александре III

Затем Гатчина становится одной из резиденций императора Николая I. В 1845-1856 годах под руководством архитектора Романа Ивановича Кузьмина были произведены существенные переделки: заново отстроены боковые каре, надстроены на один этаж боковые башни корпуса, наружные фасады облицованы парицкой и ротковской плиткой. В угловой башне Кухонного каре была возведена новая церковь, в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины. Комнаты XVIII века были отреставрированы, в центральном корпусе устроена новая парадная лестница. 1 августа 1851 года возле стены была установлена статуя Павла Первого работы И.Витали.

Император Александр III подолгу жил в Гатчине, за что его даже прозвали «гатчинским затворником». При нем во дворце появились новейшие технические усовершенствования: проведены электричество и телефон, заменены водопровод и канализация, калориферное отопление пришло на смену печному.

Гатчина после революции

После революции Гатчина была преобразована в музей, который открыл свои двери 19 мая 1918 года. В центральном корпусе и галереях экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века. В Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века. В помещениях, не умеющих историко-культурной ценности, устраивались временные выставки. До войны Гатчина была крупнейшим среди пригородов Ленинграда музеем.

Большой урон Гатчинскому дворцу был нанесен в годы Великой отечественной войны. Немцы быстро продвигались к Ленинграду, поэтому музейным работникам удалось спасти лишь основные коллекции и архив музея. 9 сентября 1941 года сотрудники музея были эвакуированы. До января 1944 года Гатчина была оккупирована немцами. Большому дворцу был нанесен серьезный урон. При их отступлении дворец был заминирован и сожжен.

После войны были проведены необходимые работы, в 50-е годы во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт». Только в 1960-е годы началась реставрация. Большим подспорьем являлась большая коллекция акварелей 1870-х годов с видами парадных и жилых интерьеров. 9 мая 1985 года были открыты первые восстановленные залы дворца.

Гатчинский дворец до революции 1917 года

В 1801 году, после смерти Павла I, Гатчина отошла его вдове Марии Фёдоровне, которая в 1809—1811 годах вместе с архитектором Андреем Никифоровичем Воронихиным произвела небольшие переделки во дворце. В основном они касались внутреннего убранства дворца, а также для приспособления его «на случай зимнего пребывания».

В 1835 году на одной из башен дворца был установлен сигнальный оптический телеграф. Когда дворец принадлежал императору Николаю I, в нём произошли существенные изменения. С 1844 года работами в Гатчинском дворце руководил Роман Иванович Кузьмин, который с 1841 года состоял в должности главного архитектора Министерства императорского двора.

Основные работы велись в каре, которые были практически полностью перестроены. Вследствие изменения высоты каре центральный корпус дворца перестал доминировать над зданием, поэтому под руководством Кузьмина к боковым башням корпуса был достроен ещё один этаж.

В 1850 году были полностью разобраны обветшавшие бастионы и подпорные стены, окружавшие плац перед дворцом, и возведены заново без изменения первоначального замысла Бренны. Это были последние крупные работы по перестройке Гатчинского дворца, при следующих владельцах проводился лишь необходимый текущий ремонт.

На плацу 1 августа 1851 года был установлен памятник владельцу дворца — императору Павлу I, отцу Николая I. При императоре Александре III в 1880-х годах во дворец были проведены электричество, телефон. В здании заменили водопровод и канализацию; на смену печному отоплению пришло калориферное.

Как добраться

Адрес: Гатчина, Красноармейский просп., 1

Подробнее

Как добраться до Гатчины из Санкт-Петербурга

Архитектура Гатчины — ценный памятник русской градостроительной культуры XVIII—XIX веков. Основной достопримечательностью города является художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина», центральным элементом которого служит Большой Гатчинский дворец.

Возвышающийся на холме, над Серебряным озером, Гатчинский дворец выполнен, сочетая в себе черты средневекового замка и загородной резиденции. Его возвели в 1766—1781 годах по проекту Антонио Ринальди для фаворита императрицы Екатерины II — графа Григория Григорьевича Орлова.

Графу принадлежала вся Гатчина, и он принимал непосредственное участие в строительстве дворца. Интерьеры Гатчинского дворца представляют собой образец русского классицизма рубежа XVIII—XIX веков. Дворец служил излюбленным местом отдыха царской семьи.

Первый этаж Гатчинского дворца

Вход в музей расположен не там, где у дворца располагается парадный вход. Вход в музей находится в галереи, ведущей в Кухонный корпус, это слева от Центрального корпуса, если смотреть на дворец. Купив билеты, стоимость которых можно узнать на официальном сайте музея-заповедника Гатчина, мы отправились изучать дворец. Во дворце работает несколько постоянных и временных экспозиций

Временные экспозиции снимать запрещено, поэтому сосредоточим наше пристальное внимание на интерьерах дворца и его постоянных экспонатах

Поскольку корпусов во дворце несколько и все они сходятся в одной точке, то особой разницы нет откуда начинать осмотр дворца, но есть некоторые рекомендации музея по последовательности осмотра музея. Само собой все начинается со знакомства с историей Гатчинского дворца, эти помещения расположены на первом этаже. Вам покажут небольшой фильм об истории дворца, с использованием материалов военной хроники. Во втором зале вы увидите всю трехвековую историю дворца с момента его постройки в картинах на стенах, а по центру зала стоит макет дворца.

Здесь же демонстрируется фрагмент штукатурки дворца, на которой по-немецки написано следующее: «Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто». История Гатчинского дворца весьма печальна. Первая авиабомба разорвалась на территории дворца уже в августе 1941 году, и до 1944 года дворец находился в немецкой оккупации. При отступлении фашистские войска сожгли дворец, предварительно вывезя все ценное. Таким образом дворец был восстановлен после войны, а местами несет в себе свидетельства тех страшных дней, таким свидетельством служит и эта надпись сделанная обычным карандашом.

Тайны Мраморного двореца

На берегу невы, напротив петропавловской крепости, стоит роскошный дворец, при строительстве которого использовали тридцать два вида мрамора. так любил этот материал и виртуозно умел использовать его в своих работах только один архитектор — Антонио Ринальди.

Мраморный дворец

Царский подарок

Великолепный Мраморный дворец был прощальным подарком Екатерины Великой своему бывшему фавориту Григорию Орлову. По легенде, проект дворца принадлежал самой императрице. Увидев его, Антонио Ринальди будто бы так расхваливал Екатерину, что та предложила ему построить здание, раз оно так хорошо. Однако пожить в подаренных царской рукой покоях Григорию Орлову не пришлось. Строили дворец долго, и граф умер в то время, когда шли отделочные работы.

Бриллиант «Орлов» в царском скипетре —прощальный подарок графа ОрловаЕкатерине Великой

Отставленный царский любимец также преподнес бывшей возлюбленной подарок — огромный алмаз «Орлов», который стал украшением императорского скипетра. В Мраморном дворце есть потайной ход, который ведет из кабинета в молельную. Говорят, что он был соединен подземным коридором с Зимним дворцом и другими великокняжескими резиденциями на Дворцовой набережной. Ходила легенда, что этот ход появился после покушения на Александра II. По слухам, там же была проложена ветка царского метро. Правда это или нет — неизвестно.

Портрет графа ГригорияГригорьевича Орлова. XVIII в.

Дворец поэта

Екатерина выкупила у наследников дворец в казну, а перед смертью подарила его своему внуку — великому князю Константину Павловичу, брату двух будущих императоров — Александра I и Николая I. Константин отрекся от престола в пользу старшего брата Николая, и Мраморный дворец стал домом для еще двух великих князей — Константина Николаевича и его сына Константина Константиновича. Последний был поэтом, творившим под псевдонимом К. Р. (Константин Романов). На его стихи написано несколько романсов, самый известный из которых — «Растворил я окно…». Кроме того, Константин Константинович покровительствовал молодому крестьянскому поэту Ефиму Придворову, прославившемуся впоследствии под псевдонимом Демьян Бедный.

В советское время в Мраморном дворценаходился музей В. И. Ленина: тут принималив пионеры лучших учеников

Генерал Александр Редигер так писал о Константине Константиновиче Романове: «Это была личность особенно светлая и симпатичная. Чрезвычайно умный, очень начитанный, добрый, деликатный и благовоспитанный, великий князь производил на всех, имевших с ним дело, чарующее впечатление. <…>. Везде его чрезвычайно любили за доброту и привет ливость. Он до тонкости знал все внешние обязанности строевого начальника и любил всю парадную сторону гвардейской службы, любил офицеров и нижних чинов, но сам остался в душе поэтом, смотревшим на все крайне благодушно, но не способным проводить настойчиво какие-либо требования, а тем более карать»

Цены в Гатчинском парке в 2021 году

Вход в парк бесплатный.

Посещение дворца и еще нескольких объектов, катание на лодках является платным:

  • Павильон Венеры, Берёзовый домик — 100 рублей с человека, льготные категории — 50 рублей;
  • прокат весельной лодки, катамарана — 450 рублей в час + залог 2000 рублей, подлежащий возврату;
  • посещение Гатчинского дворца — 450 рублей полный билет, 250 рублей — для пенсионеров, 200 рублей — для учащихся, 1100 рублей на семью.

Организовывая свадьбу, следует знать, что фотосессия будет платной. Экскурсионных программ достаточно много: обзорная по Гатчинскому дворцу, обзорная по Дворцовому парку, выставка «Семья императора Александра III в. Гатчине», «Музейные сундучки», «Дворец двух императоров», лодочная экскурсия «По глади парковых озер», «Императорские дворцы Гатчины», программа «Ощущение дворца». О стоимости экскурсий в Гатчинском парке и дворце можно узнать на официальном сайте.

Ирина (dualia1)

Где находится Гатчина

Небольшой и уютный город, упомянутый в 1500 году в Новгородских документах как село Хотчино, не единожды за время существования менял государственную принадлежность, владельцев и имя.

Современная Гатчина находится на юго-западе Ленинградской области, недалеко от Санкт-Петербурга. Их разделяет расстояние в 42 км, но связывает хорошо налаженная транспортная сеть. В город с координатами 59°34′ с. ш. 30°08′ в. д. от северной столицы можно доехать на электропоезде, на автобусе или автомобиле.

По железной дороге

С Балтийского железнодорожного вокзала (ст. метро «Балтийская») ежечасно отходит электричка в сторону Гатчины. Если ее конечным пунктом является станция «Гатчина-Балтийская», то выходить следует там. Время в пути – 1 час 10 мин, стоимость проезда – 102 руб.

Далее пешком к Гатчинскому дворцу и парку, огромная территория которого окружена кованой оградой и имеет несколько входов. До ближайшего – 500 м по Кирасирскому бульвару.

Остановка любой транзитной электрички, следующей в Лугу, Сланцы и так далее, будет называться «Татьянино». В этом случае придется прогуляться по Соборной улице к ближайшему входу 1,5 км.

Гатчина, достопримечательности самостоятельно осматривать которой можно начать и с Приоратского парка, имеет на своей территории еще одну станцию, следующую после «Татьянино» «Гатчина-Варшавская». От нее до входных ворот – 200 м по улице Чкалова.

На автобусе или маршрутном такси

Отправление транспорта производится от ст. м. «Московская» Санкт-Петербурга. До Гатчины ходит автобус N 431 с интервалом 45-50 мин. и маршрутки NN К-18 и К-18а с перерывами в 20 мин. Время поездки – 50 мин., стоимость билета – 70-80 руб.

Маршрутное такcи К-18а идет до самого Гатчинского дворца; К-18 и автобус довезут до Соборной улицы, по которой нужно будет пройти пешком; автобусная остановка на ул. Леонова даст возможность начать экскурсию с Приоратного ансамбля.

На автомобиле

Санкт-Петербург и Гатчину связывает Киевское шоссе. Расстояние от КАД до города всего 30 км. Рядом с дворцовым комплексом находится бесплатная парковка.

Как перемещаться

Общественный транспорт по Гатчине представлен автобусами и маршрутными такси, которые следуют по 11 маршрутам. От автовокзала города, который находится у железнодорожной станции «Гатчина-Варшавская», автобусы отправляются по городу и в пригородные районы. Несколько небольших компаний производят таксомоторные перевозки пассажиров. Работают сетевые мобильные вызовы такси.

Гатчина – город, который достоин посещения для ознакомления с его уникальными достопримечательностями. Сделать это самостоятельно совсем не сложно, исторический центр небольшой, туристическая инфраструктура развита хорошо.

Оформление статьи: Владимир Великий

Гатчина, Пригороды Санкт-Петербурга

История Гатчины

Гатчина – это знаменитый пригород Санкт-Петербурга, где династия Романовых обосновала свою царскую резиденцию. Свою историю Гатчина ведет с начала XVIII века, когда государь Петр I указом повелел построить здесь усадьбу и подарил ее своей любимой сестре – Наталье Алексеевне. После смерти царевны усадьба несколько раз переходила от одних владельцев к другим, пока в 1765 году ее не приобрела императрица Екатерина II, пожаловавшая ее своему фавориту графу Григорию Орлову. Граф развернул в Гатчине активное строительство – пригласил выдающегося итальянского зодчего — Антонио Ринальди. После смерти графа Орлова Гатчина становится резиденцией Павла I.

Павел обосновался в Гатчине на долгие 18 лет. В 1796 году Павел взошел на российский престол и пожаловал Гатчине статус города и собственный герб. С 1801 года по 1828 год дворец принадлежал вдове Павла I — Марии Федоровне, после нее, вплоть до 1855 года, хозяином дворца был Николай I, следующими владельцами дворца были Александр II, Александр III и Николай II.

В 1918 году в Гатчинском дворце был открыт музей. В годы Великой Отечественной Войны дворцово-парковому ансамблю Гатчины был причинен очень серьезный урон. Гатчинский дворец и парки были сильно разрушены, многие парковые постройки и сооружения – полностью уничтожены. Сразу после окончания войны в Гатчине начались сложнейшие восстановительные работы, которые продолжаются и сейчас. Постепенно уникальному Гатчинскому комплексу возвращают его былое великолепие.

Гатчинский дворец

История дворца в Гатчине начинается в XVII веке с небольшого охотничьего домика, в котором останавливались высокие особы во время своих охотничьих забав. Места здесь всегда были просто созданы для охоты – густые хвойные леса, прозрачные озера. И посреди всей этой красоты на возвышенном берегу Серебряного озера приглашенный графом Орловым архитектор Антонио Ринальди в 1766 году заложил дворец, который стал центром архитектурно-паркового ансамбля Гатчины. Закончилось его строительство только через пятнадцать лет, в 1781 году.

Дворец Ринальди был сооружен в виде охотничьего замка с башнями и подземным ходом.

Особенностью Гатчинского дворца стали его фасады – они были отделаны натуральным камнем.

Следующий хозяин Гатчины — Павел I превратил усадьбу в подобие военного лагеря.

Дворец, перестроенный зодчим Бренной, изменился как изнутри, так и снаружи, и стал походить на крепость. На месте старых комнат появлялись новые комнаты и залы, предназначенные для совершенно иных целей, до неузнаваемости менялся интерьер, появлялась новая отделка и т.д. Луг перед дворцом превратился в плац, обнесенный бастионной стеной с амбразурами для пушек и рвом с водой. Свой окончательный вид Гатчинский дворцовый комплекс приобрел в 1845 году. А в 1851 году перед дворцом, на плацу, появился бронзовый памятник этому императору.

Удивительное свойство Гатчинского дворца – это то, что его фасады могут менять цвета. Они кажутся золотистыми в ярком солнечном свете, а в пасмурные дни приобретают холодный стальной оттенок.

И конечно прекрасны парки, раскинувшиеся вокруг дворца: это парки Дворцовый, Сильвия, Приоратский, Зверинец. Дворцово-парковые ансамбли Гатчины входят в число самых совершенных в мире произведений ландшафтного искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector