Парадные подъезды зимнего дворца

Содержание:

Архитектурные особенности Зимнего дворца

Здание зимнего дворца построено в виде каре – четыре флигеля образуют квадрат, внутренний двор – прямоугольный. Фасад обращен к Неве и Дворцовой площади. Отделка дворца поражает парадностью и пышностью.

Главный фасад прорезан аркой парадного проезда. Торжественность и великолепие внешнего вида создает изменчивый вид колонн. Архитектор Растрелли то собирает колонны в пучки, то обнажает плоскость стены, создавая впечатление неупокоя и движения.

Скульптуры и вазы над карнизом по периметру подчеркивают нарядность и воздушность. Въездные ворота украшены резной решеткой. Яркость, жизнерадостность, праздничная торжественность и приподнятость, свойственная стилю барокко, чувствуется во внешнем облике дворца. Со времени постройки здание успело побывать бежевым, желтым, терракотовым и зеленым.

Светлое настоящее Зимнего

Дворец получился поистине шедевральным. Крылья здания, обращенные к Адмиралтейству, образуют парадный вход. Фасад, выходящий на Неву, украшен белыми колоннами, составляющими два яруса, чтобы подчеркнуть высоту здания и придать массивному сооружению легкость. Расстояние между колоннами различно, этот прием создает игру света и тени. Наличники окон украшены элементами, присущими барокко.

Масштабы здания весьма впечатляют:

  • высота — 23,5 метра;
  • длина со стороны Невы — 210 метров, со стороны Адмиралтейства — 175;
  • общее количество залов — 1050;
  • окон — 1945;
  • больших и малых лестниц — 117;
  • дымовых труб — 329;
  • крышу украшают 176 скульптур, которые чередуясь с вазами, оживляют строение.

Николай Первый издал указ, регулирующий высоту столичных жилых домов, которая не должна была превышать 11 саженей (23,47 метра). Хотя это не говорилось прямо, но каждый знал, что царь не желает, чтобы в столице появились дома, выше его резиденции.

Каждый император, восходивший на престол, вносил свои коррективы в облик Зимнего дворца или в его внутреннее убранство. При Николае Первом он стал поистине символом могущества Империи.

Трагические страницы

Дворец не только многократно перестраивался и реконструировался, он пережил и немало других потрясений. Так, в декабре 1837 года в нем случился грандиозный пожар из-за недочетов в печном отоплении. Из пламени удалось вынести ценные картины, ковры, часть мебели и ценностей. Но само здание вместе с отделкой выгорело до основания — огонь полыхал трое суток.

Благодаря усилиям архитекторов Стасова, Брюллова и Штауберту буквально за год были проведены восстановительные работы, и Зимний вновь стал главным дворцом страны. Зодчим удалось не только вернуть былое величие строению, но и внести изменения в проект, чтобы он соответствовал требованиям времени. Так, было введено аммосовое отопление, а перекрытия впервые в истории делались из металла.

Здесь произошло покушение на Александра Первого, при котором погибли солдаты караула, но сам император не пострадал. Во время Первой мировой в здании был устроен госпиталь для раненых.

После февральской революции в Зимнем расположилось Временное правительство. Его министры были арестованы большевиками при Октябрьском перевороте в стенах дворца. Новая власть переименовала его во Дворец искусств. Но это название не прижилось в народе. Через две недели после переворота дворец был объявлен музеем, а оставшиеся ценности национализированы.

Еще одной сложной страницей в истории стала Великая Отечественная война. Экспозиция была вывезена, но само здание стало прекрасной мишенью для вражеской артиллерии. В подвалах были устроены бомбоубежища. Во избежание возгорания часть окон была заложена кирпичом, а полы из драгоценной древесины засыпаны песком. Было зафиксировано два прямых попадания авиабомб и семнадцати снарядов, выпущенных артиллерией. Но даже в годы войны энтузиасты вели восстановление музея. Уже осенью победоносного 45-го года он встретил первых посетителей.

Откуда начать осмотр в Эрмитаже? — С Главного штаба

Можно начать осмотр экспозиции с Главного штаба, чем сократите время на ожидание в очередях. На заметку: основная масса посетителей сразу идёт к Зимнему дворцу. Через пару часов очередь в Главный музейный комплекс Эрмитажа — Зимний дворец рассосётся и вы быстрее и без труда попадёте внутрь.

Можно начать осмотр экспозиции, взобравшись сразу на 4 этаж Главного штаба, и далее спускаться вниз по этажам. На 4-м этаже — шедевры импрессионизма. Для любителей этого неподражаемого жанра искусства не ничего приятнее, чем провести утро среди полотен Анри Матисса, Пабло Пикассо, Клода Моне, Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, Поля Гогена и многих других.

Этажом ниже находятся залы, посвящённые европейскому искусству XIX века, работы Фаберже и Малевича, а также залы об истории МИД России. Если нравится прикладное искусство, тогда 2-й этаж — для вас. На нём собраны подарки Императорскому двору. Здесь увидите всю роскошь — от ваз и статуэток до мебели и платьев. В Восточное крыло Главного штаба осмотрено. Можно пообедать.

Посольская (Иорданская) Лестница в Эрмитаже

еще фотографии →

Посольская (Иорданская) Лестница – это главная парадная лестница в Зимнем Дворце. По ней послы иностранных государств поднимались в парадные залы для аудиенций, поэтому она называлась Посольской.

Позже ей дали имя Иорданская, поскольку царская семья в праздник Крещения спускалась к Иордане – специальной проруби в замершей Неве, где проводился обряд водосвятия.

Убранство Посольской лестницы отражает особенности русского барокко. Ступени и резная балюстрада выполнены из белого каррарского мрамора. Убранству стен, их изящной скульптуре и позолоте эффектно противопоставлены гладкие колонны из серого сердобольского мрамора, расположенные на верхней балюстраде.

Иорданская лестница ведет нас к анфиладе парадных залов, где проходили торжественные церемонии и придворные празднества.

показать большую карту

Загрузить путеводительпо Эрмитажу

Краткое описание

Сохранившийся комплекс Зимнего дворца выстроили в середине XVIII века в архитектурном стиле барокко. Отличающимся пышностью и богатством деталей. Первоначально и интерьеры оформили в ровно таком же стиле. Сегодня выглядящим избыточно пафосно.

В 70-х годах столетия, при Екатерине II, внутри появились более скромно отделанные помещения. Зато, впрочем, более изящные и стильные — их создавали архитекторы Иван Егорович Старов и Джакомо Кваренги.

Точное количество внутренних залов нигде не сообщается: их приблизительно около 1 100. А общая площадь помещений составляет приблизительно 60 000 м2!

Не стоит думать, что это в подметки не годится, скажем, Мадридскому королевскому дворцу. Просто площадь и высота (на 2 этажа) парадных залов царской резиденции не имеет прецедентов в Европе… и мире. Пройдите по ним вместе с экскурсоводом — вы узнаете массу интересного!

Заметим, что дворец не всегда был окрашен в бирюзово-белые цвета. После пожара 1837 года его, например, перекрасили в песочно-охристый. Белые колонны и архитектурный декор первоначально выделялись на фоне стен, но впоследствии все закрасили «под песчаник».

Архитектор Карл Иванович Росси при возведении Главного штаба предлагал выкрасить все здания на Дворцовой площади в строгий серый цвет с выделением декора и колонн белым. Должно было получится крайне торжественно… но проект не получил одобрения.

Сегодня Зимнему дворцу вернули исторический колор: бирюзовые стены с белыми колоннами и желтым архитектурным декором.

Интересно, что до второй половины XIX века в Санкт-Петербурге не строились здания, по высоте превышавшие Зимний дворец, то есть 23.5 метра!

С чего начать осмотр в Эрмитаже? — Берём Зимний

Не пытайтесь объять необъятное: определитесь со своими предпочтениями. Заранее изучите схему залов Эрмитажа и спланируйте маршрут по наиболее интересным для вас залам, также можно воспользоваться услугами гида. Для любителей изобразительного искусства подойдёт следующий маршрут.

Сразу, войдя в Эрмитаж, пройдите к Иорданской лестнице и поднимитесь на 2-й этаж (1 этаж Древний мир) и поверните направо; держитесь правой стороны, пройдите в Павильонный зал Малого Эрмитажа и далее в Большой Эрмитаж. Справа будет Советская лестница, следуя по которой, попадёте на экспозицию картин эпохи Возрождения.

Поначалу будут итальянские иконы и картины XV века, потом дойдёте до зала Леонардо да Винчи, обязательно посмотрите на знаменитое полотно «Мадонна Литта». Двигаемся по залам прямо и вы окажетесь в самой дальней точке Эрмитажа, откуда открываются удивительные Лоджии Рафаэля. Здесь Джакомо Кваренги разместил копии рафаэлевских фресок.

Далее можно осмотреть галереи Нового Эрмитажа, куда можно войти с лоджии. Там размещены полотна Рубенса, Ван Дейка, и многих других европейских живописцев. На обратном пути можно зайти в залы Малого Эрмитажа и полюбоваться видами из окон на сад. По переходу вернитесь в Зимний Дворец, где находятся залы с французской живописью. Если идти прямо, то можно попасть на выставку прикладного искусства Франции.

Проделав этот путь, вы уже отлично освоитесь в музее. Если останется время, можно заглянуть на 3 этаж Зимнего дворца. Здесь размещена коллекция прикладного искусства Индии, Китая и Японии.

Подъезды Зимнего Дворца

Первоначально у Зимнего Дворца было семь различных подъездов, но до настоящего времени уцелели не все. Три подъезда располагались со стороны северного фасада, обращенного на Неву (на Дворцовой набережной), два – со стороны южного фасада, смотрящего на Дворцовую площадь, один – со стороны западного фасада, расположенного лицом к Адмиралтейству, и еще одни в Большом дворе.

«Салтыковский», «Детский», «Собственный», «Иорданский», «Министерский», «Комендантский» и «Ее Величества» — у каждого из них было свое собственное предназначение, и пользоваться ими могли исключительно люди определенного статуса. Перед проведением любого мероприятия, предполагавшего посещение Зимнего Дворца большим количеством людей, обязательно составлялся специальный документ, в котором подробно расписывалось, каким именно подъездом должен воспользоваться тот или иной приглашенный. На протяжении истории дворца подъезды периодически меняли свои наименования, при этом часть из них носила стихийный характер, и, по иронии, именно они приживались чаще всего. Например, «Иорданский» подъезд изначально назывался «Посольским», а подъезд «Ее Величества» в разные периоды называли «Павловским» и «Театральным».

Помимо основных парадных подъездов в Зимнем Дворце имелось огромное количество хозяйственных входов различного назначения и тамбуров, ведущих, например, в дворцовые бани. К сожалению, многие из этих ходов не были сохранены во время перепланировок в 20-х годах XX века.

Особенности дворцовых помещений

В обустройстве интерьера главная роль принадлежит Екатерине II. В счет погашения задолженности из Германии императрице вручили 300 дорогих художественных полотен. Эти картины – исток коллекции Эрмитажа, расположенного во дворце.

Значимые помещения

Иорданская галерея отделана в стиле барокко, расположена на первом этаже. Названа так, потому что в Крещение из Большой церкви Зимнего дворца через нее проходил крестный ход к Неве к иордани (проруби) для водосвятия.

Иорданская лестница, по которой спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась иордань. Колонны лестницы облицованы розовым мрамором. Кованые решетки перил украшены золотом.

На кронштейнах вдоль стены установлены алебастровые статуи Мудрости и Правосудия, Величия и Изобилия, Верности и Справедливости. На потолке – плафон, украшенный сюжетом на тему «Олимп».

Аванзал использовался как парадный буфет, когда в соседнем Николаевском зале устраивали бал. Главное украшение – ротонда, ажурная беседка, из уральских самоцветов.

Описание и назначение залов

Николаевский зал предназначался для придворных балов, церемоний, банкетов. Пространство площадью 1103 кв. метра украшали колонны и изящные люстры. Стены, облицованные цветным мрамором, по вечерам освещались фонарями из синего стекла. Зимний сад отделяли стеклянные двери. Солнечный свет, преломляясь в алых шторах, подчеркивал воздушность и загадочность зала.

Концертный зал, украшенный изваяниями античных богинь, – место встречи с искусством. Здесь устраивали концерты. Коллекция русского серебра поражала великолепием и изысканностью. Серебряная рака (гробница) Александра Невского, на которую израсходовано полторы тонны серебра, добытого на рудниках Алтая, делает зал неповторимым. На потолках и стенах – аллегорические фигуры античных богов и Муз.

Малахитовая гостиная – личные покои супруги Николая I, Александры Федоровны, отделана малахитом в серо-фиолетовой тональности. Отсюда императорская чета выходила на балы, церемонии, банкеты. Здесь отмечали семейные праздники. В июле 1917 года малахитовая гостиная – зал заседаний Временного правительства.

Белая столовая, украшенная камином из белого мрамора с бронзовыми часами, – любимое место семьи Николая I.

Малая церковь – уютное место во дворце. Потолок украшен плафоном с изображением Сошествия Святого Духа. В ризнице – серебряный крест с позолотой и мощами Трех Святителей, привезенных с Афона. По обеим сторонам у входа – портреты императора и императрицы в золоченых рамах.

Фельдмаршевский зал украшен портретами российских фельдмаршалов.

Петровский зал посвящен памяти Петра I. Верхнюю часть стен украшают изображения баталий «Полтавский бой», «Битва при Лесной», двуглавый орел, короны с вензелем Петра I. Стены обиты бархатом, вышитым серебром. В глубине зала, между двумя колоннами, покрытыми яшмой, – портрет самодержца.

Гербовый зал предназначен для торжественных церемоний. У входа – скульптурная группа древнерусских воинов со знаменами. На позолоченных бронзовых люстрах красуются гербы российских губерний. Парадность помещения подчеркивают золоченые колонны.

Пикетный зал – для развода военного караула дворцовых гренадеров (пикета). Отделка зала – рельефы с изображением шлемов, копий, доспехов, медальонов со сценами сражений.

Военная галерея посвящена победе русского оружия, открыта в годовщину изгнания Наполеона из России. На стенах – портреты 332 генералов, участников войны 1812 года, а также конные портреты императора Александра I и короля Пруссии Вильгельма III.

Георгиевский зал (Большой тронный зал) отделан белым мрамором. Над тронным местом – барельеф «Георгий Победоносец, поражающий дракона».

Александровский зал отличает торжественность убранства. Центральная часть перекрыта куполами, опирающимися на своды. Созданный в память об императоре Александре I, он хранит портрет царя, помещенный в позолоченный подрамник. Малиновая парчовая драпировка с вышитым золотыми нитями двуглавым орлом оттеняет великолепие блистательной фигуры Александра I.

Белый зал грандиозен по размерам, украшен колоннами, скульптурой, барельефами. Предназначен для пышных торжеств.

Стены золотой гостиной покрыты тонким орнаментом с позолотой. Украшает гостиную камин из мозаики. Мебельный гарнитур обит малиновой брокателью, тяжелой шелковой материей, вышитой золотом.

Исторические события

Новый Зимний дворец был освящен и стал использоваться по прямому назначению с апреля 1762 г. Петербургская резиденция императоров неоднократно становилась местом проведения важных исторических событий, происходивших в жизни страны:

  • покушение на Александра II народовольцем С. Халтуриным (1880 г.)
  • расстрел мирной демонстрации(1905г.)
  • превращение в штаб-квартиру Временного правительства (февраль-октябрь 1917 г.)
  • обстрел и штурм дворца, ставшие началом Октябрьской революции(1917 г.)
  • преобразование во Дворец Искусств (1918-19 гг.)
  • объявление коллекции Эрмитажа государственным музеем
  • учреждение музея Революции (1920 г.)

Интересные факты

Здание и его внутренние помещения неоднократно становились декорациями для съемок художественных фильмов и сериалов. Среди них:

  • «Бедная Настя»
  • «Русский ковчег»
  • «Распутин»
  • «Октябрь»
  • «Красные колокола»

Во дворце сложилась отдельная популяция домашних котов. Их родоначальниками стали голландский кот, завезенный в Россию Петром I и несколько кошек из Казани, доставленные в Петербург по распоряжению Елизаветы. Во время блокады кошачья «дворцовая гвардия» полностью исчезла и была восстановлена заново. Коты находятся на полном довольствии. В их прямые обязанности входит уничтожение грызунов в здании.

Александровская колонна

Если фасад Зимнего дворца служит архитектурным фоном для Дворцовой площади, то Александровскую колонну по проекту архитектора Огюста Монферрана можно назвать ее апофеозом. Столп из монолита водружен на площади в 1834 году, надпись гласит «Александру I-му благодарная Россия».

Это самый высокий (47,5 метров) монолитный монумент в мире. Колонна из розового гранита, увенчанная крестом и фигурой ангела держится без дополнительных опор за счет точно спроектированного при расчете центра тяжести. Идея Александрийской колонны в стиле ампир принадлежит Карло Росси. Вместе с Триумфальной аркой композиция олицетворяет победу в войне 1812 года.

Архитектура

Границы Дворцовой площади определяют:

  • Зимний дворец, главный фасад которого обращен к площади, задний – к Дворцовой набережной вдоль Невы
  • Главный штаб с Триумфальной аркой — напротив дворца
  • в восточной части — здание Гвардейского корпуса. Архитектурный стиль — классицизм, автор проекта – Александр Брюллов
  • в западной части, свободной от архитектурных строений, открывается вид на Александровский сад и Адмиралтейство

Зимний дворец

Зимний дворец, который в 1766 году и дал название площади – главный императорский дворец России, официальная зимняя резиденция российских императоров до 1904 года.

Краткое описание:

  • автор архитектурного проекта: Франческо Бартоломео Растрелли
  • стиль: елизаветинское барокко
  • высота: 23,5 метра
  • общая площадь: около 60 тыс. кв. метров

В октябре 1917 года нарком просвещения Анатолий Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж Государственными музеями.

Главный штаб

Здание соответствует размерам Зимнего дворца шириной дуги, высотой, положением центра, но при этом является его полной противоположностью по архитектурному стилю. Главный штаб – это комплекс с двумя крыльями, соединенными аркой.

Краткое описание:

  • автор архитектурного проекта: Карл Иванович Росси
  • стиль: классицизм
  • общая длина: 580 метров

Триумфальная арка

Парадный вход на Дворцовую площадь – величественная арка Главного штаба. Сооружена в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года и именуется Триумфальной. Она является самостоятельным архитектурным объектом и состоит из трех арочных конструкций, соединенных между собой.

Со стороны площади стены арки украшают горельефы, изображающие воинские трофеи и венки. На уровне 2-го яруса окон здания штаба – фигуры часовых в античных доспехах. Они будто протягивают входящим на площадь лавровые венки победителей.

Венчает арку колесница, запряженная шестеркой лошадей, правит которой богиня победы Ника. В руках у нее – лавровый венок и воинский штандарт, которые она простирает над площадью. Сдерживают коней два воина в античных доспехах, с копьями.

Краткое описание сооружения:

  • высота свода 28 метров
  • величина коней 3 метра
  • богиня Ника возвышается на 10 метров
  • авторы скульптурных групп в оформлении арки: архитекторы Василий Иванович Демут — Малиновский и Степан Степанович Пименов

Александровская колонна

Известное архитектурное творение Огюста Монферрана в центре Дворцовой площади. Установлена по указу императора Николая I в честь победы его брата, Александра I, в войне с Наполеоном.

Краткое описание сооружения:

  • архитектурный стиль: ампир
  • материал изготовления: розовый гранит
  • вес 600 тонн
  • общая высота 47,5 метров
  • создатель скульптуры ангела, венчающей колонну: Борис Орловский

История создания и существования Александровской колонны окутана множеством легенд. Одна из них связана с сомнениями в ее устойчивости – монолитное гранитное сооружение удерживается на постаменте только за счет собственной массы. После установки колонны многие боялись, что она может упасть. Ее создатель, Огюст Монферран, пообещал каждый день прогуливаться вокруг нее, чтобы развеять страхи. Такие ежедневные прогулки он совершал до самой своей смерти.

После стихотворения Александра Пушкина «Памятник» за колонной закрепилось название «Александрийский столп»

Как добраться до Эрмитажа?

Эрмитаж имеет несколько зданий, главные из которых соединены переходами, так что путешествовать можно по нему, не выходя из музея, по всем его зданиям, а можно посетить по отдельности.

  • Адрес Эрмитажа — Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34. Его здания:
  • Зимний дворец (Большой Эрмитаж) — Дворцовая площадь, 2;
  • Главный штаб — Дворцовая площадь, 6-8;
  • Малый Эрмитаж — Дворцовая набережная, 36;
  • Новый Эрмитаж (с атлантами) — Миллионная ул., 35;
  • Дворец Меншикова — Университетская наб., 15А.

До Главного музейного комплекса Эрмитажа, который находится на Дворцовой площади, можно доехать на метро. Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская», от неё до Эрмитажа — 700 м. При выходе из станции нужно добраться до улицы Малой Морской, зетам повернуть направо, пройти несколько метров до Невского проспекта. Далее потребуется прогуляться по главной и самой красивой магистрали города — Невскому проспекту, чтобы вскоре оказаться на Дворцовой площади и у входа в Эрмитаж.

Также можно добираться до Эрмитажа от станции метро «Невский проспект», которая удалена от его Главного комплекса на 900 м. От станции метро «Гостиный Двор» Эрмитаж находится в 1,3 км. В обоих случаях нужно выйти на Невский проспект, следовать в сторону Адмиралтейства до Большой Морской улицы. На пересечении Большой Морской улицы с Невским проспектом будет видна арка Главного штаба. Пройдя под ней, попадаешь на Дворцовую площадь. Вход в Главный музейный комплекс с Дворцовой площади.

Можно добраться до Эрмитажа наземным транспортом. Автобусы №№ 7, 10, 24, 191, а также троллейбусы №№ 1, 7, 10, 11 идут до Дворцовой площади. Нужно доехать до одноимённой остановки, от которой до Эрмитажа необходимо пройти всего 300 м.

До Нового Эрмитажа от Московского вокзала на автомобиле всего — 15 минут, на автобусах №№ 7, 24, 191, на троллейбусах №№ 1, 7, 10, 11 до остановки «Дворцовая площадь».

Исторические события

Новый Зимний дворец был освящен и стал использоваться по прямому назначению с апреля 1762 г. Петербургская резиденция императоров неоднократно становилась местом проведения важных исторических событий, происходивших в жизни страны:

  • покушение на Александра II народовольцем С. Халтуриным (1880 г.)
  • расстрел мирной демонстрации(1905г.)
  • превращение в штаб-квартиру Временного правительства (февраль-октябрь 1917 г.)
  • обстрел и штурм дворца, ставшие началом Октябрьской революции(1917 г.)
  • преобразование во Дворец Искусств (1918-19 гг.)
  • объявление коллекции Эрмитажа государственным музеем
  • учреждение музея Революции (1920 г.)

Описание Зимнего дворца

Фотография. Зимний дворец с Петропавловской крепости.

Строительство Зимнего дворца в Петербурге началось в 1754 году и продолжалось до 1762 года под руководством архитектора из Италии Бартоломео Франческо Растрелли.

Зимний дворец — старейший памятник архитектуры в стиле Петербургского барокко.
До окончания строительства зимней резиденции царский двор менял своё местоположение пять раз. Первый и второй зимние дома Петра Первого примыкали к Зимней канавке, третий дворец принадлежал Анне Иоанновне, четвёртый дворец находился на Невском проспекте. В новом дворце императрица Елизавета Петровна, младшая дочь императора Петра I и императрицы Екатерины I, хотела видеть роскошь и величие апартаментов и хозяйственных помещений. Зимний дворец строился, словно великий и могущественный город в городе со своими кухнями, конюшнями, прачечными и своей личной армией – дворцовыми гренадёрами и караулом из гвардейских полков. Все здания Зимнего дворца связывались между собой висячими переходами и залами, украшенными золоченой резьбой и бессчётным количеством зеркал.

В 1837 году в Зимнем дворце в Петербурге проживало около четырёх тысяч служащих. 17 декабря 1837 года случился грандиозный пожар, который считался самым масштабным по причинённому ущербу внешнему и внутреннему убранству дворца. Во время пожара полностью выгорели 2 и 3 этажи Зимнего дворца вместе с интерьерами, оформленными Б.Ф. Растрелли, Д. Кваренги, О. Монферран и К.И. Росси. Воссозданием дворца занимались русские архитекторы В.П. Стасов и А.П. Брюллов, справились они со своей работой за 2 года.

Фотография. Вид на Зимний дворец с Дворцовой площади Санкт-Петербурга.

На этом в Зимнем дворце не закончились происшествия. Так, спустя 43 года в 1880 году народоволец С.Н. Халтурин произвёл взрыв с целью убийства Александра II. Впрочем, задуманное не было исполнено: император и не один член его семьи не пострадал, погибло 11 солдат из караула и около 50 человек получили ранения. 9 января 1905 года во время шествия была расстреляна мирная демонстрация рабочих. События 1905 года послужили стартом Революции, продлившейся с 1905 по 1907 год. Октябрьская Революция 1917 года для Зимнего дворца завершилась пушечной атакой из Петропавловской крепости и свержением Временного правительства.

30 октября 1917 года народный комиссар А.В. Луначарский объявил Зимний Дворец — Эрмитаж государственным музеем.

Исторические события

Новый Зимний дворец был освящен и стал использоваться по прямому назначению с апреля 1762 г. Петербургская резиденция императоров неоднократно становилась местом проведения важных исторических событий, происходивших в жизни страны:

  • покушение на Александра II народовольцем С. Халтуриным (1880 г.)
  • расстрел мирной демонстрации(1905г.)
  • превращение в штаб-квартиру Временного правительства (февраль-октябрь 1917 г.)
  • обстрел и штурм дворца, ставшие началом Октябрьской революции(1917 г.)
  • преобразование во Дворец Искусств (1918-19 гг.)
  • объявление коллекции Эрмитажа государственным музеем
  • учреждение музея Революции (1920 г.)

Краткое описание и экскурс в прошлое

Сегодня Дворцовая занимает площадь размером около 5,4 гектара. Наименование «Дворцовая площадь» известно с 1766 года, хотя её история берёт начало в 1704 году, когда в городе заложили Адмиралтейскую верфь.

Внешний вид и формирование площади напрямую связаны с историей строительства Адмиралтейства, которое возводилось по законам военного времени как крепость-верфь.

Но Адмиралтейская крепость вскоре утратила свою военную значимость, и часть пространства стала использоваться для складирования адмиралтейского снаряжения, в то время как другая часть постепенно заросла травой, превратившись в Адмиралтейский луг.

Во времена Анны Иоанновны на луговых землях иногда устраивались праздники для простого народа – строились временные павильоны для развлечений, организовывали распитие вина и кормление людей жареными быками.

Во время строительства 3-го и 5-го Зимних дворцов, пространство луга использовалось для хранения стройматериалов. Здесь также проводились военные учения и пасли царский скот.

Дворцовая площадь за всё время своего существования неоднократно выступала свидетельницей эпохальных событий, которые имели место и продолжает его занимать в истории страны.

В ансамбль площади входят Зимний дворец – главный корпус Государственного Эрмитажа, здание штаба Гвардейского корпуса, Главный штаб с триумфальной аркой, в котором восточное крыло также занимает музей Эрмитаж, Александровская колонна и Адмиралтейство.

Границей Дворцовый площади является Дворцовый проезд, где находятся остановки наземного транспорта. Проезд соединяет Дворцовый мост через Неву с главной магистралью Санкт-Петербурга – Невским проспектом.

График разводки мостов в Санкт-Петербурге в 2021 году

Какие здания находятся на Дворцовой площади?

  • Зимний дворец,
  • Здание штаба Гвардейского корпуса
  • Александровская колонна
  • Здание Главного штаба
  • Триумфальная арка Главного штаба
  • Адмиралтейство

Расположение и как добраться

  • Ближайшие станции метро: «Адмиралтейская», «Невский проспект»
  • Карта-схема метро Санкт-Петербурга 2021

Ближайшая станция метро – «Адмиралтейская»

Расположена между станциями «Садовая» и «Спортивная», с выходом на угол Малой Морской улицы и Кирпичного переулка. Расстояние от выхода из вестибюля метро до центра Дворцовой площади по прямой составляет не более 300 метров, но с учётом особенностей расположения выхода из метро путь от одной точки до другой составляет 500 метров.

От станции метро — «Невский проспект»

От станции метро «Невский проспект» нужно идти собственно по Невскому проспекту до его пересечения с Большой Морской улицей; далее свернуть направо, на Большую Морскую, нужно следовать по этой улице, пройти под знаменитой Триумфальной аркой, после чего предстанет Дворцовая площадь.

Где расположена остановка наземного транспорта?

Остановка наземного общественного транспорта «Дворцовая площадь» находится на Дворцовом проезде.

Где поесть в Эрмитаже?

В залах Эрмитажа запрещается употреблять любую пищу и воду. Проносить в Эрмитаж ни еду, ни воду нельзя. Любые жидкости (в любом виде) запрещено брать с собой в залы музея. Запомните: любой напиток будет изъят перед входом в музей. Что касается перекуса, то можно захватить с собой пару конфет, и всё. Чего-то большее возьмёте, изымут.

Поесть можно в зоне, где расположены кафетерии. Можно запланировать ранний обед, когда ещё нет очередей, а выбор блюд достаточно большой. В Зимнем дворце, на 1-м этаже, в галерее Растрелли работает кафе, где можно перекусить и купить напитки. Туалеты находятся на первом этаже в зоне Главного гардероба и рядом с лестницами.

Иорданская лестница – роскошь и грациозность Зимнего Дворца

Иорданская лестница в Эрмитаже является парадной лестницей Зимнего дворца. Именно по ней поднимались послы различных стран для того, чтобы пройти в залы для аудиенции с русскими правителями. Исходя из этого, лестница первоначально называлась Посольской. И только после революции, когда Зимний Дворец стал музеем, она получила название Иорданской. Связывали это с тем, что по лестнице сходила царская семья в Крещение для ритуала водосвятия к Иордании — особой проруби на Неве. 

Иорданская лестница была выстроена в стиле барокко российским архитектором, по происхождению итальянцем, Франческо Бартоломео Растрелли. Но в 1837 году случился страшный пожар, который уничтожил своим огнем почти все внутренне убранство зимнего Дворца, и, конечно, не пощадил лестницу. 

Восстановление Главной лестницы было возложено на В. П. Стасова, который в течение полутора лет старался возобновить лестницу совершенно по-старому, как приказал император Николай I. Архитектор очень внимательно отнесся к восстановлению Иорданской лестницы, пытаясь сохранить ей всю красоту и роскошь, которую придал ей Растрелли. 

Сегодня перед посетителями лестница представлена практически в первозданном виде и вызывает восторг. Белый мрамор скульптур, серый мрамор колонн, позолота лепнины – все это восхищает и влюбляет в себя с первого взгляда. 

Для оформления лестницы были применены лучшие материалы. Для изготовления балюстрады, пола и ступенек – белый каррарский мрамор. А для стен – искусственный мрамор, также белый. Колонны на втором уровне выполнены из сердобольского гранита. 

Статуи для украшения лестницы были получены из Летнего сада и Таврического дворца. Их привезли из Италии еще в петровское время. Из Таврического замка была привезена статуя «Власть», которая украшает центральную нишу. Интересный и курьезный факт, что за статуей «Власть», установленной на Иорданской лестнице в Эрмитаже, вскоре закрепилось название «Владычица», указывая неким образом на время правления Елизаветы Петровны и Екатерины II. 

Пожалуй, искать ее не придется. Как правило, осмотр Дворца начинается с прохода по вестибюлю, который и ведет к Главной лестнице. Вестибюль как бы готовит посетителей к восприятию пышной, грациозной красоты Иорданской лестницы. Попадая сюда, сразу ощущаются ее размеры, простор, обилие света, который попадает не только из огромных окон, но еще и с помощью отражения в больших зеркалах. 

Пышный облик Зимнего Дворца и, в частности, Посольской лестница должны были продемонстрировать положение нового города на Неве. Интересно, что в 1844 году Николай I подписал указ, который гласил о том, что в Санкт-Петербурге запрещено возводить гражданские строения выше, чем Зимний Дворец. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector