Зимний дворец в санкт-петербурге (эрмитаж)

Достопримечательности Санкт-Петербурга: храмы и соборы

Основные достопримечательности Санкт-Петербурга широко представлены большим разнообразием храмов и соборов. Все они отличаются друг от друга своей архитектурой и историей, но в то же время все они являются неотъемлемой частью Санкт-Петербурга.

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор является крупнейшим православным храмом Санкт-Петербурга.

Высота собора составляет 101,5 метров, а вместимость около 12 тысяч человек. Это одно из самых красивых и грандиозных купольных зданий в мире. И действительно, выглядит он очень величественно. Снаружи его украшает сто двенадцать гранитных колонн разного размера и более трехсот скульптур. А венчают собор четыре маленьких купола и один большой купол в центре.

К тому же для туристов есть еще одна очень важная причина посетить Исаакиевский собор. Дело в том, что его колоннада является одной из самых известных смотровых площадок Санкт-Петербурга. Подняться на нее можно только пешком по винтовой лестнице. Но это неудобство того стоит, ведь с колоннады открывается круговой обзор на центральные районы города и Неву.

Храм Спаса на Крови

Храм Спаса на Крови очень яркий и красочный. Также известен как Собор Воскресения Христова на Крови.

Находится храм в очень живописном месте на берегу канала Грибоедова. Он выделяется среди других храмов Санкт-Петербурга своим древнерусским стилем. В то время как большинство зданий исторического центра выполнены в стиле классицизма, ампира и модерна, этот храм построен в псевдорусском стиле. При первом взгляде на Храм Спаса на Крови приходит на ум Храм Василия Блаженного в Москве, поскольку их объединяет большое количество разноцветных куполов.

Следует отметить , что история храма очень трагична. Так как построен он на месте, где был смертельно ранен император Александр II после нападения на него террориста Гриневского в 1881 году. Император Александр II был известен как царь-освободитель. Прославился он тем, что отменил в России крепостное право и провел в стране великие реформы. Таким образом, его мученическая гибель потрясла всю страну и вызвала глубокую скорбь у народа. А выражение в названии «на крови» указывает именно на кровь императора.

Казанский собор

К числу крупнейших храмов Санкт-Петербурга достопримечательности которого просто потрясают своим масштабом, относится Казанский собор. Он построен в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери.

Собор располагается на Невском проспекте. На мой взгляд, по его внешнему виду не сразу можно догадаться о том, что это собор. Поскольку его колоннада скрывает основную часть здания. Но сделано это было специально, чтобы решить основную сложность при строительстве, а именно расположение алтаря. Ведь он должен был располагаться на восток вдоль Невского проспекта, который тянется с запада на восток. В связи с этим собору пришлось бы стоять боком к главной улице города. А колоннада сделала северную часть здания парадной.

Кроме того Казанский собор является символом победы России в Отечественной войне 1812 года. На площади перед собором находятся памятники Кутузову и Барклай де Толли.

Архитектурные особенности Зимнего дворца

Здание зимнего дворца построено в виде каре – четыре флигеля образуют квадрат, внутренний двор – прямоугольный. Фасад обращен к Неве и Дворцовой площади. Отделка дворца поражает парадностью и пышностью.

Главный фасад прорезан аркой парадного проезда. Торжественность и великолепие внешнего вида создает изменчивый вид колонн. Архитектор Растрелли то собирает колонны в пучки, то обнажает плоскость стены, создавая впечатление неупокоя и движения.

Скульптуры и вазы над карнизом по периметру подчеркивают нарядность и воздушность. Въездные ворота украшены резной решеткой. Яркость, жизнерадостность, праздничная торжественность и приподнятость, свойственная стилю барокко, чувствуется во внешнем облике дворца. Со времени постройки здание успело побывать бежевым, желтым, терракотовым и зеленым.

Архитектурные особенности здания

Одним из лучших произведений В. Растрелли был Зимний дворец в Петербурге. Дворец этот — не первая зимняя царская резиденция в столице, а пятая.

К шестьдесят второму году работы по строительству дворца были почти закончены, и в апреле во дворец въехал новый царь Петр Третий.

Еще за несколько дней до его переезда луг перед дворцом был так загроможден развалившимися лачугами, кирпичом, бревнами, досками, что подъехать к нему было невозможно. Тогда генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга разрешил столичной бедноте взять себе остатки строительного материала. К концу дня все было унесено до последней щепки. Перед дворцом расстилалась огромная площадь, в глубине которой возвышалось сильно вытянутое по фасаду здание дворца. В плане оно представляло собой прямоугольник с выступами по углам и несколькими внутренними дворами. О размерах этого дворца могут дать представление следующие цифры: длина его равна почти две сотни метров, ширина сто шестьдесят метров, высота двадцать два метра, протяженность карниза, окаймляющего здание, — почти двум километрам. Создание Зимнего дворца сыграло большую роль в дальнейшем оформлении архитектурного ансамбля центра столицы, а длина фасада предопределила размеры будущей Дворцовой площади. На зеленом фоне стен красиво выделяются два яруса белых колонн.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

В центре фасад прорезан тремя арками, за ними — парадный двор. В восемнадцатом веке арки закрывались резными деревянными воротами, которые широко распахивались в те дни, когда во дворец на торжественные церемонии собиралась петербургская знать. Золоченые кареты медленно въезжали на парадный двор и останавливались у среднего подъезда, против въездных арок. В те годы двор был выложен булыжником.

Иначе выглядит боковой фасад дворца со стороны Адмиралтейства. Он гораздо короче, чем фасад, обращенный к площади, и кажется еще меньше оттого, что Растрелли разбил его на три части, выдвинув вперед два боковых крыла.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Большая часть колонн этого фасада как бы “сбежалась” к центру, к парадному подъезду. Над подъездом — щит для вензеля, так называемый картуш, обрамленный причудливыми завитками. Над окнами — большие пышные маски. Выше — фронтон, украшенный пушками, знаменами и увенчанный двумя сидящими фигурами. Все это сразу притягивает взгляд к середине фасада, к подъезду.

Теперь посмотрим на дворец со стороны Невы. Перед нами вновь фасад такой громадной длины, что на близком расстоянии его трудно охватить одним взглядом. В центре — выступающая колоннада подъезда; ныне здесь главный вход в музей.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

На крыше здания расставлено более сотни скульптур. Среди них Геракл с львиной шкурой, воины, нимфы, богини, а на фронтоне у Главного подъезда — полулежащие фигуры бога огня и кузнечного дела Вулкана и бога морей Нептуна. Придавая зданию еще большую парадность, фигуры как бы смягчают однообразие горизонтальной линии крыши. В восемнадцатом веке статуи и вазы были высечены из камня. В конце прошлого столетия сильно обветшавшую каменную скульптуру заменили металлической.

«Собственный» подъезд

 

«Собственный» подъезд, как и «Детский» предназначался для выхода членов императорской семьи на Дворцовую набережную. Расположен он также со стороны северного фасада ближе к Адмиралтейству. Высочайшим гостям, покои которых располагались в первой и второй запасных половинах, также дозволялось пользоваться этим входом. От подъезда на второй этаж в северо-западную часть дворца, где и находились покои императорской четы, вела «Собственная» лестница, так же именовавшаяся «Зеленой» (из-за цвета отделки).

Во время реконструкции Зимнего Дворца в 20-х годах XX века «Собственный» подъезд был заложен, так как архитекторы посчитали, что он не вписывается в общую концепцию дворца.

«Комендантский» подъезд

На южном фасаде Зимнего Дворца, обращенном к Дворцовой площади, ближе к Миллионной улице расположен еще один вход, названный «Комендантским» подъездом, так как здесь на первом этаже жил «майор от ворот» — комендант дворца. Помимо прочего этот подъезд был открыт для высших военных чинов.

Над «Комендантским» подъездом располагались застекленные балкончики (эркеры), так называемые «фонарики», которых не было в первоначальном проекте Растрелли. Именно с одного из этих эркеров Екатерина II после свержения Петра III произносила свою речь перед гвардейцами, собравшимися на площади.

Во время реконструкции эркеры были разобраны и до наших дней, к сожалению, не сохранились.

Кроме перечисленных, после восстановительных работ, устранявших последствия пожара 1837 года, по проекту архитектора Стасова в Большом дворе Зимнего Дворца появился еще один парадный подъезд – «Посольский». Сейчас именно через него туристы проходят внутрь дворца.

Александровская колонна

Одним из украшений Санкт-Петербурга и Дворцовой площади является величественная, монументальная Александровская колонна.

  • Метро: Адмиралтейская
  • Архитектор: Огюст Монферран
  • Скульптор: Борис Орловский
  • Дата основания: 1834 г.
  • Высота: 48 м.
  • Вес: 704 т.

Изначально украшением Дворцовой площади должна была стать скульптура Петра I, однако Растрелли не успел осуществить свою задумку. Во второй раз украсить площадь выпала честь Карлу Росси, но и он изменил свое решение. При правлении Александра I появилась идея увековечить победу русских войск над французами, но скромность императора не позволила совершить задуманное. Историческое событие состоялось уже при правлении Николая I.

Просто добавь водку

Изготовить фундамент доверили юному технику – Василю Яковлеву. Монолит изготавливали 250 человек с 1830 по 1831 год. Для укрепления гранитных блоков потребовалось 1 101 свая. Этот отрезок работы выпал на конец года, погода стояла лютая, бушевали сильные морозы и метель. Чтобы цемент хорошо «схватывался» в него добавляли водку.

По традиции в центральную часть фундамента закладываются различные предметы, в основании Александровской колонны заложены:

  • Шкатулка с ценными монетами
  • Платиновая медаль, на которой изображена колонна и высечена дата постройки
  • Закладная доска

При установке император заложил еще одну закладную доску и медаль за взятие Варшавы.

Рекорды в минутах

Вес колонны составил около 600 тонн, в ее транспортировке участвовало 600 солдат. Для подъема была использована уникальная конструкция, благодаря которой операция по подъему и установке заняла – 100 минут.

Архитектурный облик

После установки колонны еще два года ушло на шлифовку, украшение пьедестала. Изначально планировалось установить крест, однако в процессе работы архитектор принял решение украсить колонну фигурой ангела, а по приказу императора придать скульптуре лик покойного Александра I.

Украшением постамента стали несколько барельефов:

  • Победа
  • Мудрость
  • Справедливость
  • Милосердие
  • Изобилие

Общий вес композиции составляет 704 тонны, высота монолита 25.6 метров; памятника – 47.5 метров. Колонна не имеет укреплений, опор, она прочно стоит на земле только благодаря своему весу и точному расчету.

Мистика где-то рядом

При свете фонарей на колонне проявлялась загадочная буква «N», некоторые считали, что она означает смену власти.

В советское время было не принято, чтобы главную площадь украшала композиция, увенчанная фигурой ангела. Несколько раз к колонне подлетали на воздушном шаре, чтобы убрать фигуру, но внезапно начавшийся порыв ветра никак не позволял сделать задуманное.

Символ российского самодержавия

По замыслу архитектора, новый дворец должен был превзойти в роскоши лучшие шедевры Европы и стать символом величия российского самодержавия. Замысел удался полностью и 150 лет Зимний — главная резиденция государей России.

Начатый при Елизавете, дворец был принят в эксплуатацию Петром III в апреле 1762 года. Его первой хозяйкой стала Екатерина II. При ней же продолжилось оформление интерьеров.

После ознакомления с результатами строительства, она отправила в отставку Растрелли и дорабатывать оформление принялись Фельтен и Ринальди.

Начатые ими переделки продолжили в 1780-90 г. Д. Кваренги и И. Е. Старов. Были переделаны многие помещения и выстроена новая вереница апартаментов.

Джакомо Кваренги создал Георгиевский или Большой Тронный зал. Для этого было даже построено отдельное здание с восточной стороны дворца.

Государь Николай I реализовал идею своего старшего брата Александра I и разместил в Зимнем галерею портретов выдающихся офицеров – героев Отечественной войны 1812 года.

Он пригласил известного портретиста Джорджа Доу и поручил ему написать портреты ведущих русских генералов. Начиная с 1819 года, англичанин в сотрудничестве с русскими художниками создал 332 портрета героев, победителей Бонапарта. 25 декабря 1826 года была торжественно открыта Военная галерея 1812 года.

По заказу Николая I зодчий Огюст Монферран создает два новых павильона, призванных подчеркнуть имперскую значимость государства. Это Фельдмаршальский и Петровский зал, созданный в честь великого императора Петра I и названный Малым Тронным залом. Современники восприняли эти залы с восхищением.

Дворец переживал разные времена. Во время правления Николая I из-за неисправности дымохода дворец сгорел практически дотла.

Восточная сторона Дворцовой набережной: Атланты и Зимняя канавка

Восточная сторона – компромисс двух стилей, классики и барокко. Непростая архитектурная задача виртуозно решена А. П. Брюлловым. Построенный в начале XIX века Штаб Гвардейского корпуса благодаря своей лаконичности прекрасно соседствует и примеряет разно стилевые элементы всего ансамбля, позволяя смотреться площади как единому целому.

Штаб Гвардейского корпуса ограничивает Дворцовую площадь от Мойки и Зимней Канавки. Если двигаться в сторону Зимней Канавки, по левой части Миллионной улицы, на которую выходит парадное крыльцо Нового Эрмитажа, возвышаются десять Атлантов. Исполины по проекту архитектора Леон фон Кленце, выполненные скульптором Александром Теребеневым из сердобольского гранита стали еще одной визитной карточкой Санкт-Петербурга.

Зимняя Канавка – это небольшой, в 228 метров, канал. Он соединяет Неву и Мойку. Канал построен в 1719 году и часто использовался для безопасного передвижения высокопоставленных персон. Оформление канала осуществлено по проектам Фельтона и Кварнеги. Через канал перекинуто три моста, в их числе Эрмитажный – стал первым каменным из построенных в Санкт-Петербурге. Всего в городе насчитывают около восьмисот мостов.

История грандиозного дворца

Еще в далеком 1712 году при правлении Петра І, земельные участки запрещалось отдавать в распоряжение простым людям. Такие земельне зоны предназначались для моряков высшего класса. Петр взял для себя этот участок.

Сначала был построен деревянный, обычный дом. Ближе к холодам перед фасадом дома прорили канавку, которую назвали Зимней. Вот откуда и пошло в дальнейшем название дворца.

Спустя годы Петр назначал многих известных архитекторов к работе над реконструкцией, улучшением дома. Так, из деревинного он превратился в каменный дворец.

В 1735 году за дело принялся именитый архитектор Франческо Растрелли. Он предложил Анне Иоановне, которая была при власти, викупить близлежащие земельные участки с домами и провести тотальную реконструкцию. Так был построен нынешний Зимний дворец, который через некоторое время приобрел несколько иной вид.

С приходом к власти Елизаветы Петровны, Зимний дворец стал другим, тем, который могут лицезреть современники. По ее мнению дворец не отвечал требованиям, которые необходимы для резиденции императрицы. Растрелли создал новый проект.

Великий архитектор за небольшой промежуток времени сделал свое творение по-настоящему великолепным. Были задействованы лучшие мастера, 4 тысячи рабочих. Франческо Растрелли индивидуально проработал каждую деталь дворца, которые не были похожи друг на друга.

Эрмитаж

Императорский Эрмитаж, сегодня его статус изменился на Государственный, это музейный комплекс из 5 зданий. Он входит в число двадцати самых посещаемых музеев в мире. Представим лишь несколько фактов о богатейшей музейной экспозиции: в залах представлено более 3 миллионов единиц произведений искусства и прикладного творчества высокой художественной ценности, нумизматических шедевров, оружия и архитектурных памятников.

История музея, получившего мировую славу, началась с коллекции Екатерины Великой. Частное собрание шедевров искусства размещалось в «уединенном месте» и в дань моде той эпохи, в 1764 году, именовалось Эрмитажем. Сегодня обширная коллекция размещена в Главном здании и филиалах, где представлены шедевры мирового искусства, история императорского рода Романовых, коллекции отдельных исторических периодов, стран, и мастеров, талант которых признан во всем мире.

Любопытный факт: на службе Эрмитажа находятся 50 эрмитажных котов, охраняющих залы музея от главной беды северной Пальмиры – нашествий грызунов. Существует даже специальный праздник «День эрмитажных котов», который входит в официоз праздничных дат музея.

«Иорданский» подъезд

«Иорданский» подъезд находится в самом центре фасада, выходящего на Дворцовую набережную. Изначально он назывался «Посольским», но впоследствии получил свое новое название благодаря тому, что во время Крещения Император, его семья и свита выходили через него на лед Невы, где была в честь праздника специально вырублена прорубь – «иордань», именуемая так в память об Иоанне Крестителе, совершавшем свой обряд в реке Иордан.

В остальное время этим подъездом пользовались высшие гражданские чины (первые четыре класса «Табели о рангах», то есть не ниже действительного статского советника). Из «Иорданского» подъезда посетители попадали в одноименную галерею, которая вела к лестнице, также переименованной из «Посольской» в «Иорданскую».

После пожара 1837 года и лестница и подъезд претерпели существенные изменения. Полукруглые фронтоны стали треугольными, появились колонны, поддерживающие балки. Изначальная деревянная лестница, полностью утраченная при пожаре, была воссоздана из белого мрамора, появились колонны из серого гранита, балюстрада и алебастровые статуи, установленные на кронштейнах.

В советские годы этот вход во дворец называли Экскурсионным, чтобы изжить отсылки к христианскому обряду. Но это название не прижилось.

История создания дворца

За всю историю существования, Зимний дворец претерпевал 5 различных перестроек. Сегодня мы можем увидеть последний вариант этого шедевра зодчества. А первым вариантом здания был, построенный Петром Великим, деревянный дом, где он жил со своей семьей. В 1711 году здание на месте деревянного терема был возведен большой каменный дом и закончилось строительствоперед самым венчанием Петра I с будущей императрицей Екатериной.

В 1716 г. Петр Великий решает перестроить и расширить дворец, так появился 2й вариант здания. А в 1720 г., императорская чета покидает летнюю резиденцию навсегда и переезжает жить вЗимний дворец. Здесь же и провел свои последний дни жизни император.

Третий вариант Зимнего дворца появился, благодаря восхождению на престол императрицы Анны Иоанновны. Она же вернула столицу в Петербург, статус которой Петр II бесцеремонно отобрал угорода. Царская особа решает жить в Зимнем дворце, но только после перестройки под ее личные вкусы. И в 1731 г. она решает начать строительство нового дворца и поручает эту задачуархитектору Трезини, которого вскоре сменила на Растрелли. Именно последнему удалось угодить императрице и создать роскошные палаты, пышущие роскошью.

По проекту архитектора был построен большой придворный театр. Фасад самого дворца не претерпел изменений, только была переделана крыша дворца, которая соединила основное здание спристроенными покоями императрицы. Теперь все сооружение насчитывало приблизительно 70 залов, 100 спален и массу караульных, служебных и подсобных помещений. Перестройказакончилась в 1735 г., и более 20-ти лет служило главной царской резиденцией.

После смерти царицы Анны Иоанновны, власть в свои руки берет дочь Петра Великого Елизавета. Она жаждала еще большего шика и богатого убранства резиденции и по ее указу отделяюткомнаты, расположенные в южной части Световой галереи. Перестроить Зимний дворец на свой манер императрица поручает Растрелли, который начинает строительство новых зданий в гармониис уже существующими. Однако, через год после начала работ, Елизавета Петровна захотела сделать Зимний дворец выше и архитектор советует перенести весь комплекс на другое место. Такойсовет был отклонен и в 1754 г. издается указ о начале строительства на месте прежнего дворца, который был разобран к тому времени.

Не желая покидать столицу, Растрелли возводит новый Зимний дворец в 1755 г. для императрицы, который считается 4-м вариантом. Это была временная резиденция, пока строился новыйроскошный Зимний дворец для дочери Петра I, который ей так и не удалось увидеть, и в 1762 г. его разобрали до основания

Петр III продолжает строительство и уделяет огромное вниманиевнутренней отделке. Первый этаж был похож на кружево от большого количества арок, а галереи, занимающий центральную часть, представляли собой светлые и просторные помещения

По обестороны от галерей были отведены всевозможные служебные и складские помещения.

Главные залы разместились в угловых зонах здания и 2-х анфиладах. Петр III особо выделял отделку Тронного зала в стиле барокко, который остался на прежнем месте, но вырос в размерах. Кслову сказать, все жилые комнаты были выполнены в роскошном, поражающем воображение, стиле русского барокко. Множество огромных зеркал в золоченых витых рамах, окна на всю стенупридавали Зимнему дворцу ощущение бесконечного пространства и особого богатого убранства. Свои покои Петр III расположил около дворцовой площади, а комнаты своей фаворитки обустроил ваккурат под своими, на первом этаже. А вот собственную жену поселил ближе к Адмиралтейству. Весь комплекс теперь насчитывал более 1500 комнат и имел более 2-х километров периметра.

После убийства Петр III, на престол взошла Екатерина II и именно при ее правлении было окончено строительство Зимнего дворца. Однако, и она внесла свои коррективы в постройку и приказаласделать дворец еще больше и просторнее за счет пристройки нового здания, именуемого Малый Эрмитаж. Императрица решает разместить в нем коллекцию произведений искусства, а немногопогодя дополнительно были достроены Большой Эрмитаж и Эрмитажный театр. Немного позже был создан новый тронный зал, который в последствии назовут Георгиевским залом.

В 1826 создается Военная галерея, приуроченная войне 1812 г., а уже в 19-м веке возводится новое здание, которое знакомо нам как Эрмитаж. С 1852 г. музей открывает двери для посетителей.

Пушистые охранники

Не только вода угрожала испортить предметы искусства, но и прожорливые крысы. Впервые усатую армию для Зимнего дворца прислали из Казани в 1745-м. Екатерина II кошек не любила, но полосатых защитников оставила при дворе в статусе «охранников картинных галерей». Во времена блокады все кошки в городе погибли, из-за чего крысы расплодились и принялись портить интерьеры дворца. После войны в Эрмитаж привезли 5 тыс. котов, которые быстро расправились с хвостатыми вредителями.

Каждого квалифицированного охранника регулярно осматривают ветеринары. Недавно директор Эрмитажа Михаил Пиотровский установил лимит в 50 котов, остальных раздают в добрые руки. Так что любой желающий может стать владельцем эрмитажного питомца.

Как попасть внутрь Зимнего дворца

Искать Зимний дворец долго не придётся: он находится в сердце города, на Дворцовой площади. Чтобы попасть внутрь, нужно купить билеты в Эрмитаж, коллекция которого выставляется во дворце уже больше ста лет. 

Если всё-таки боишься пройти мимо, рассмотри Зимний дворец на фото

Пока что билеты можно купить только онлайн, но на ближайший месяц всё уже распродано.

Сейчас в связи с эпидемиологической обстановкой билеты в Эрмитаж можно купить только онлайн и только на определенные сеансы и маршруты. При этом все билеты на ближайший месяц уже раскуплены, а новые надо караулить. Тем не менее, надеемся, что такой режим долго не продлится и скоро мы снова сможем посещать любимый музей когда захочется, а в первый четверг месяца ещё и бесплатно. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector