Зимний дворец в санкт-петербурге

Интересные факты

  1. Высокая резиденция. Долгое время Зимний дворец оставался самым высоким зданием в столице. В 1762 году даже вышел указ, запрещавший строить в городе здания выше императорской резиденции.
  2. Масштабы впечатляют. Гигантский дворцовый комплекс, в котором около 1500 комнат, занимает площадь 60 000 квадратных метров. В здании были жилая зона и парадные залы, две церкви, театр и музей. Для подсобных помещений и жилья рабочим отводились отдельные комнаты.
  3. Особая кровля. Известно, что Николай II любил гулять на крыше вместе со своей семьей. А Екатерина II на мансарде дворца устроила обсерваторию, которую полностью разобрали в 1826 году по причине ветхости. Для украшения балюстрады использовали статуи, вырезанные из камня по эскизам Растрелли. Всего для оформления Зимнего замка было изготовлено 176 статуй из пудостского камня. Помимо декоративного предназначения, скульптуры носят функциональный характер. Они закрывают печные трубы.
  4. Уловка императора. После окончания строительства Зимнего дворца строительный мусор заполонил всю площадь перед замком. Для его уборки рабочим понадобилось бы несколько недель. Но император издал указ, в котором разрешалось каждому жителю города взять с площади все, что там было. Задумка Петра оказалась удачной: уже на следующий день на площади ничего не осталось.
  5. Фронтонные часы. Часы появились на южном фронтоне дворца в 1796 году. Смонтировал их сложный механизм и следил за исправностью хода гениальный изобретатель И. П. Кулибин. Император Павел I узнал, что пожилой гений сам поднимается на чердак, дабы проверить механизм часов. За это Павел I выдал Кулибину жалованье размером в 1200 рублей за каждый год работы. К сожалению, эти часы сгорели при пожаре в 1837 г.
  6. Хвостатые охранники. Немалый интерес проявляют туристы и к галерейным охранникам — котам. Они появились во дворце по требованию Елизаветы Петровны, которая для борьбы с грызунами выписала их из Казани. Они были поделены на комнатных и придворных сотрудников. Сегодня во дворце обитают 50 кошек, каждая из которых имеет свой паспорт, ветеринарную карточку и считается «специалистом по ловле крыс». Если животных становится больше, их раздают неравнодушным гражданам города. Про котов был снят фильм немецкого режиссера Яна Хенрика Древса «360° GEO-репортаж: Эрмитаж — дворец котов». А американская писательница Мэри Энн Аллин была настолько впечатлена, что написала книгу «Анна и кошки. Приключения в Эрмитаже».
  7. Музейное достояние. Зимний дворец входит в двадцатку самых посещаемых музеев. За всю историю существования комплекса в Эрмитаже собрана самая крупная коллекция произведений мировой культуры и искусства. Музейный комплекс хранит самую большую коллекцию полотен Рембрандта. В Эрмитаже 6 огромных зданий, расположенных вдоль Невы. Чтобы увидеть все, что есть в музее, не хватит и нескольких месяцев.
  8. Во время войны подсобные комнаты и подвалы служили бомбоубежищами. В нескольких помещениях дворца от обстрелов и бомбежек скрывались порядка 2000 человек. Здесь же укрывали некоторые музейные коллекции Эрмитажа. Повреждения от немецких войск получили Малый тронный зал, Гербовый зал и Иорданская лестница. На реставрацию дворца понадобилось 6 месяцев после победы над вражескими войсками.

Зимний дворец — олицетворение целой эпохи правления императоров. Это поистине легендарное сооружение, которое является символом Санкт-Петербурга и главной его достопримечательностью. Впечатления от посещения и погружения в историю дворца остаются на всю жизнь.

Туры в Санкт-Петербург
с посещением Зимнего дворца / Эрмитажа

Различные варианты туров в Санкт-Петербург:
Индивидуальные, сборные и для организованных групп; Еженедельные туры от 2 до 10 дней; Праздничные и событийные туры — Новый Год и Рождество, 23 февраля, 8 марта, майские праздники, Весенний и Осенний праздники фонтанов в Петергофе, Алые паруса, День города и День ВМФ

Пушистые охранники

Не только вода угрожала испортить предметы искусства, но и прожорливые крысы. Впервые усатую армию для Зимнего дворца прислали из Казани в 1745-м. Екатерина II кошек не любила, но полосатых защитников оставила при дворе в статусе «охранников картинных галерей». Во времена блокады все кошки в городе погибли, из-за чего крысы расплодились и принялись портить интерьеры дворца. После войны в Эрмитаж привезли 5 тыс. котов, которые быстро расправились с хвостатыми вредителями.

Каждого квалифицированного охранника регулярно осматривают ветеринары. Недавно директор Эрмитажа Михаил Пиотровский установил лимит в 50 котов, остальных раздают в добрые руки. Так что любой желающий может стать владельцем эрмитажного питомца.

Что посмотреть в Зимнем дворце?

Несмотря на то, что коллекции музея не раз распродавались, терялись, часть экспонатов разграбили, некоторые были повреждены в войну, сегодня их насчитывается больше 3000000. Три миллиона, вдумайтесь! Даже если уделить каждому только одну минуту, придется провести в музее 10 лет! Здесь хранятся такие шедевры, как «Мадонна с младенцем»,

Мадонна с младенцем

коллекция картин Рембранта (в том числе знаменитая «Блудный сын»),

Блудный сын

коллекция голландской живописи, Завтрак Веласкеса и другие.

Завтрак

Но посетителям будет интересно не только художественное наследие. Не стоит забывать, что Зимний еще и долгое время служил резиденцией российских императоров. Здесь сохранились будуары, гостиные, столовые, бальные залы, с интерьерами, мебелью, предметами быта, которыми пользовались монаршие особы.

В Зимнем дворце даже выставлены предметы одежды и украшения императорской семьи. В частности, если купить экскурсию по Зимнему Петра I, можно посмотреть на его восковую копию, выполненную в полный рост. В будуаре императрицы хранятся отреставрированные платья, а в царских кладовых выставлены драгоценности короны Романовых.

Кроме непосредственно посещения главного дворца туристы могут купить экскурсию еще в четыре здания комплекса Эрмитажа – Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж (где располагались покои царской семьи), Новый Эрмитаж (предназначенный для размещения обширной императорской коллекции предметов искуссва) и Эрмитажный театр. Традиционный маршрут обязательно начинается с Иорданской лестницы – это действительно пышное и элегантное творение в духе барокко. Основные коллекции, схема расположения выставок представлены на официальном сайте Эрмитажа. Но, чтобы не заблудиться в Зимнем дворце, можно запомнить несколько основных правил «навигации»:

  • коллекция импрессионистов находится на последнем этаже перед Октябрьской лестницей. Именно здесь хранится Моне «Дама в саду Сент-Адресс», а также работы Гогена, Сезана Ренуара, Дега;
  • часть первого этажа возле Октябрьской лестницы посвящена скифской культуре. Здесь можно увидеть хорошо сохранившиеся украшения, оружие, предметы быта;
  • на 2 этаже в залах 151 и 153 находится коллекция портретов династии Романовых;
  • на этом же этаже, в залах 272-292 выставлено прикладное искусство Франции, в частности, знаменитая керамика Сен-Поршер;
  • за портретной галереей русских царей, в залах 187-176 второго этажа, размещены инсталляции, демонстрирующие русский быт начала 19 века, а также дореволюционного периода 20 века;
  • нидерландские живописцы скрываются за Тронным залом;
  • культура Востока представлена на последнем этаже. В частности, в залах 359-367 размещены уникальные буддистские фрески;
  • «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» выставлены на обозрение в зале 214 второго этажа;
  • В зале 254 хранится коллекция Рембранта – вторая по величине в мире после музея имени художника в Амстердаме.

Немного об истории создания

Зимний дворец Петра I является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Строительство свадебных палат Петра I осуществлялось в 1712 году, на одном из участков Адмиралтейского острова, который находился рядом со двором мастера корабельных дел Феодосия Скляева. Этот участок находился между современной улицей Миллионная и невской набережной. В то время расположение описываемого Свадебных Палат императора Петра I относилось к середине Верхней набережной. Спустя 4 года после этого строительства Дворец Петра I был существенно расширен в северном направлении. Что бы иметь представление, о чем идет речь, смотрите видео и фото в статье. Для этого была сооружена новая набережная. На ней-то и был построен новый зимний Дом Петра I, который правитель считал своей личной резиденцией. В ней всё было оформлено в соответствии со вкусами и предпочтениями императора.

В 1716 году был создан проект Дворца архитектором Георгом Маттарнови, и началось строительство объекта. Уже в 1721 году было завершено строительство 2-го Зимнего Дворца, из которого открывались прекрасные виды на Неву. Позднее сооружённая царская резиденция была потеряна потомками, однако археологические раскопки 1976-1986 годов позволили получить исследователям удивительные результаты. Ими были обнаружены несколько помещений центрального здания царского дворца, фрагменты обходных галерей и парадного двора, а также – несколько жилых помещений.

Главный вход

Главный вход фото

Вид сверху

Вид сверху

древний Питер

древний Санкт-Петербург

Проводимые в 1989-1992 годах реставрационные работы помогли восстановить некоторые интерьеры царского дворца. Среди них – Конторка, Токарня, Чулан истопника, Сени, Столовая. В ходе реставрации мастера восстановили камины, изразцовые печи, стенные панели, окошки с дубовыми наличниками, паркеты и даже первоначальное покрытие фасада слоем серой извести. Оставшиеся две комнаты теперь пересечены стеной театра. Смотрите на фото и видео в статье

Посещая Зимний дворец Петра I, многие туристы обращают внимание на большую высоту конторки, которая демонстрирует, насколько огромен был рост Петра I

дворец ночью

Зимний дворец ночью

подсвеченный дворец

Предыстория

До того, как было выстроено барочное здание, являющееся сегодня украшением Дворцовой площади, существовали другие зимние императорские резиденции. Таких зданий было четыре (или даже пять, если считать одноэтажный дом Петра I).

Первые два были выстроены в начале XVIII столетия, в петровскую эпоху. Третье здание было построено для Анны Иоанновны, которой петровская резиденция показалась слишком тесной. Точнее, это было не строительство нового здания, а перестройка и значительное расширение старого. В перестроенном дворце было около сотни спален, примерно семь десятков залов, театр и множество других помещений. Что интересно, практически сразу после окончания строительства это здание решено было перестроить (расширить), что вскоре и было осуществлено.

При Елизавете Петровне расширение здания было продолжено. К нему пристраивались все новые и новые служебные помещения, что отнюдь не шло на пользу архитектурному облику дворца. В итоге сооружение выглядело настолько странно, что это вызывало неудовольствие императрицы и негативные отзывы ее современников. Здание вновь было расширено (на этот раз с таким расчетом, чтобы его внешний вид радовал глаз). Но когда императрица решила увеличить дворец не только в длину и ширину, но и в высоту, архитектор принял решение просто выстроить его заново. Это решение было одобрено императрицей. А пока шли строительные работы, императрица находилась во временном дворце (четвертом). Он был разобран в 60-е годы XVIII века.

Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге

Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге — это сердце города. Ее архитектурный ансамбль сложился не сразу. Современный Зимний дворец уже пятый по счету: первый был построен при Петре I в 1705 году, нынешний пятый в 1762 году. Здание Главного Штаба было построено в 1829 году, Александровская колонна в 1834 году. Завершающим звеном стало здание штаба Гвардейского корпуса, возведенное в 1840 году.

Дворцовая площадь, вид сверху

Несколько фактов о Дворцовой площади:

  • Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге более чем в два раза превышает Красную площадь в Москве.
  • Свое название площадь получила из-за Зимнего дворца, расположенного на ней.
  • Во времена Анны Иоанновны на месте площади расстилался большой Адмиралтейский луг, где императрица любила охотиться на зайцев. Здесь устраивались народные гулянья с фейерверками.
  • При императрице Елизавете часть Адмиралтейского луга была засеяна овсом, а в другой части паслись коровы Елизаветы. Луг оставался местом проведения празднеств и гуляний.
  • Адмиралтейский луг постепенно начал превращаться в Дворцовую площадь под влиянием архитектора Растрелли, возводивший роскошный Зимний дворец.
  • Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге является местом трагических событий 9 января 1905 года, получивших название «Кровавое воскресение». Здесь были убиты и ранены царскими войсками мирные демонстранты и случайные прохожие.
  • Здесь в 1914 году Николай II объявил о начале войны с Германией.
  • В 1918 году на Дворцовой площади был убит революционер и председатель Петроградской ЧК Урицкий Моисей Соломонович. В этом же году в честь него площадь была переименована в площадь Урицкого. Только в 1944 году площади вернули прежнее название.
  • В царское время на Дворцовой площади проводились военные смотры и парады, в советское время — демонстрации и военные парады, в наше время — различные массовые мероприятия, концерты и празднования.
  • Часть площади замощена брусчаткой.
  • Дворцовая площадь в настоящее время пешеходная. По ней можно покататься только в карете или экипаже.

Сад Зимнего дворца

Дворцовая площади с западной ее части ограничена Дворцовым проездом и парковой зоной. Зимний и Александровский сады вносят элемент элегантности и пейзажной утонченности в общую панораму Дворцовой площади. Идея Зимнего сада имеет под собой вполне прагматическую цель – разграничение императорских покоев от движения по Дворцовому проезду и обеспечение безопасности царской семьи.

Воплощение проекта сада состоялось в 1897 году по идее Крамского. Реализована она усилиями мастера Катцера. Оригинальная решетка Зимнего, созданная Р.Ф Мельцером, была удостоена высшей награды на парижской выставке 1900 года. Зимний сад подвергся значительным разрушениям в период октябрьских событий начала XX века, он был фактически уничтожен. Полное восстановление произошло лишь в 2008 году и сейчас можно любоваться великолепием Зимнего сада, как он был задуман изначально.

Мифы и легенды об основании

Сохранилась легенда, в которой говорится, что царь Петр I лично выбрал Заячий остров под застройку, когда объезжал устье Невы на лодке вместе со своими приближенными.

А еще есть предание, будто бы сам Петр I вырезал из земли два куска дерна на месте заложения крепости. Их потом сложили в виде креста в вырытую солдатами яму. На них поставили деревянный ящичек с мощами святого апостола Андрея Первозванного. Под ящичек положили дощечку, где было написано имя крепости и дата ее заложения.

Есть и миф о том, что во время заложения крепости в небе летал орел. Потом он опустился и сел на связанные макушками молодые березки, как на ворота. По указу Петра птицу поймали и привязали тряпицей к его руке. И дальше орел сопровождал царя в его поездках, а позже был назначен комендантом острова Котлин, где потом заложили крепость Кронштадт.

Архитектурные особенности здания

Одним из лучших произведений В. Растрелли был Зимний дворец в Петербурге. Дворец этот — не первая зимняя царская резиденция в столице, а пятая.

К шестьдесят второму году работы по строительству дворца были почти закончены, и в апреле во дворец въехал новый царь Петр Третий.

Еще за несколько дней до его переезда луг перед дворцом был так загроможден развалившимися лачугами, кирпичом, бревнами, досками, что подъехать к нему было невозможно. Тогда генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга разрешил столичной бедноте взять себе остатки строительного материала. К концу дня все было унесено до последней щепки. Перед дворцом расстилалась огромная площадь, в глубине которой возвышалось сильно вытянутое по фасаду здание дворца. В плане оно представляло собой прямоугольник с выступами по углам и несколькими внутренними дворами. О размерах этого дворца могут дать представление следующие цифры: длина его равна почти две сотни метров, ширина сто шестьдесят метров, высота двадцать два метра, протяженность карниза, окаймляющего здание, — почти двум километрам. Создание Зимнего дворца сыграло большую роль в дальнейшем оформлении архитектурного ансамбля центра столицы, а длина фасада предопределила размеры будущей Дворцовой площади. На зеленом фоне стен красиво выделяются два яруса белых колонн.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

В центре фасад прорезан тремя арками, за ними — парадный двор. В восемнадцатом веке арки закрывались резными деревянными воротами, которые широко распахивались в те дни, когда во дворец на торжественные церемонии собиралась петербургская знать. Золоченые кареты медленно въезжали на парадный двор и останавливались у среднего подъезда, против въездных арок. В те годы двор был выложен булыжником.

Иначе выглядит боковой фасад дворца со стороны Адмиралтейства. Он гораздо короче, чем фасад, обращенный к площади, и кажется еще меньше оттого, что Растрелли разбил его на три части, выдвинув вперед два боковых крыла.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Большая часть колонн этого фасада как бы “сбежалась” к центру, к парадному подъезду. Над подъездом — щит для вензеля, так называемый картуш, обрамленный причудливыми завитками. Над окнами — большие пышные маски. Выше — фронтон, украшенный пушками, знаменами и увенчанный двумя сидящими фигурами. Все это сразу притягивает взгляд к середине фасада, к подъезду.

Теперь посмотрим на дворец со стороны Невы. Перед нами вновь фасад такой громадной длины, что на близком расстоянии его трудно охватить одним взглядом. В центре — выступающая колоннада подъезда; ныне здесь главный вход в музей.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

На крыше здания расставлено более сотни скульптур. Среди них Геракл с львиной шкурой, воины, нимфы, богини, а на фронтоне у Главного подъезда — полулежащие фигуры бога огня и кузнечного дела Вулкана и бога морей Нептуна. Придавая зданию еще большую парадность, фигуры как бы смягчают однообразие горизонтальной линии крыши. В восемнадцатом веке статуи и вазы были высечены из камня. В конце прошлого столетия сильно обветшавшую каменную скульптуру заменили металлической.

Пятая и шестая веха

Пятый дворец был всего лишь временным, не очень пышным деревянным пристанищем, который к тому же располагался далеко от берега Невы. Зато шестой дворец был по-настоящему непередаваемо грандиозным. В общем-то, все Зимние дворцы Санкт-Петербурга были инновационными для своего времени. В этот раз перед главным архитектором стояла почти непобедимая задача: разработать проект дворца и воплотить его в жизнь за два года! Такова была прихоть тогдашней императрицы Елизаветы!

Над шестым дворцом работали тысячи ремесленников, живописцев, литейщиков и многих других. Огромные площади и ресурсы были выделены на нужды строительства. Но главный инженер Ф. Растрелли понимал, что за два года ему не управиться, и постоянно просил продления срока. В конце концов с большим трудом ему удалось добиться от императрицы продления на год.

Изначальный Петербург

Санкт-Петербург стал базироваться и на Березовом острове, ведь это совсем было рядом с местом, где работали переселенные крестьяне из центральных губерний, пленные шведские солдаты, наемные работники… Они селились в мазанках, которые маленькими слободками были разбросаны по южной стороне острова. Здесь же основывали свои поселения пушкари — мастера по производству пушек и ядер, и зелейщики — мастера по изготовлению пороха.

В 1704 году почти напротив Петропавловской крепости заложили Адмиралтейство — верфь, где строили военные парусные корабли. И работники этой верфи стали возводить свои жилища вокруг Адмиралтейской верфи — Морские слободы.

Первым центром нового города стала Троицкая площадь на Березовом острове (сейчас это — Петроградская сторона), где появился первый порт с таможней и другими важными сооружениями, Гостиный двор и трактир. Здесь открыли первую типографию, где выпускалась первая петербургская газета «Ведомости». А рядом приближенные Петра I строили свои деревянные дома. Да и сам Петр неподалеку повелел срубить для себя небольшой домик, который назвали «Первоначальный дворец». А на месте первой городской церкви — Троицкой — сейчас установили памятную часовню.

Первоначальный дворец

Рассказывая кратко об истории города Санкт-Петербурга, нельзя обойти вниманием его самую первую жилую постройку. Мы знаем эту первую жилую постройку города как Домик Петра I

Кроме этих названий, есть и третье — «Красные хоромцы». Почему красные? Да потому что по велению царя их выкрасили в цвет красного кирпича. А домик срубили солдаты очень быстро — всего за три дня. Это был холодный домик — хорошего отопления в нем не было, всего лишь жаровня с углями. Да и домик-то был совсем маленький — три комнаты (спальня, кабинет, столовая) и сени (в них располагался царский денщик). На крыше сделали деревянные изображения в виде пушечки и ядер. Ведь в доме жил бомбардир роты Преображенского полка. Вовсе никакой не командир, а всего лишь командующий пушечным расчетом

Мы знаем эту первую жилую постройку города как Домик Петра I. Кроме этих названий, есть и третье — «Красные хоромцы». Почему красные? Да потому что по велению царя их выкрасили в цвет красного кирпича. А домик срубили солдаты очень быстро — всего за три дня. Это был холодный домик — хорошего отопления в нем не было, всего лишь жаровня с углями. Да и домик-то был совсем маленький — три комнаты (спальня, кабинет, столовая) и сени (в них располагался царский денщик). На крыше сделали деревянные изображения в виде пушечки и ядер. Ведь в доме жил бомбардир роты Преображенского полка. Вовсе никакой не командир, а всего лишь командующий пушечным расчетом.

Факты говорят о том, что Петр I в этом домике не жил — почти все время был на войне. Тогда его войска сражались со шведами за наши земли и выход к Балтийскому морю. А позже жил в другом дворце — Зимнем, построенном для него на противоположном берегу первым архитектором города Доменико Трезини. Но память о начале рождения своего Парадиза царь хотел сохранить. И прежде всего, через сохранение первого жилого здания города. Он повелел возвести над Домиком защитный футляр, который сначала напоминал навес. И только при Екатерине II получил знакомый нам вид.

Современный Зимний дворец

Почти 9 лет (1754-1762 года) строилось современное здание дворца, который тогда был наиболее высокой жилой постройкой Северной столицы. В нём было около полутора тысяч комнат общей площадью порядка 60 тысяч квадратных метров.

Императрице Елизавете не суждено было увидеть постройку завершённой, строительные работы завершились при Петре III в апреле 1762 года. На тот момент закончили отделку фасадов, но внутренняя отделка большей части помещений не была завершена. Через несколько месяцев Петр III был, свергнут с престола, окончание строительных работ приходится на времена Екатерины Великой.

Екатерина II внесла свои изменения в организацию застройки, не воспользовавшись услугами Растрелли. Теперь эту работу выполняли другие архитекторы во главе с Бецким.

В начале 60-х годов XVIII столетия государыня Екатерина II поселилась во дворце, этажом ниже по её приказу расположился её приближённый Г. Г. Орлов (уже спустя год для фаворита императрицы начнётся строительство Южного павильона Малого Эрмитажа, соединённого с покоями государыни специальной галерейкой). В северо-западной части строения, обустроили «Тронный зал», здесь же сделали помещение для ожидающих — «Белый зал», открыли столовую, а чуть дальше – «Светлый кабинет».

В 1764 году государыня получает, присланные ей из Берлина, более трехсот дорогих полотен, принадлежавших коллекционеру живописи Йоханну Эрнсту Гоцковскому, в качестве его долга В. Долгорукову. Эти картины (есть мнение, что полотен было чуть больше двухсот) стали началом коллекций Эрмитажа. В наше время около ста из них находятся в Эрмитаже.

Во времена Екатерины полотна были помещены в уединенных дворцовых апартаментах, названных «Эрмитажем» (от франц. ermitage «одинокий сельский домик, пустынное место, место для уединения»). Позднее для них был построен корпус с восточной стороны. В 80–90-е года отделывать дворцовые помещения было поручено И. Е. Старову и Дж. Кваренги.

В 1783 году, следуя указу Екатерины Великой, во дворце был разобран театр.

В 90-е годы XVIII века по указанию государыни, которую не устраивало хождение посетителей Эрмитажа через царские апартаменты, обустраивается «Аполлонов зал», — через него посетители обходили покои государыни. Одновременно возводился и новый «Тронный» зал. Предыдущий зал переделали в жилые помещения для семьи князя Александра. Закончилось обустройство «Мраморной галереи».

В 1826 году согласно архитектурному плану К. Росси была доделана Военная галерея, в ней размещались созданные за десятилетие Д. Доу портретные полотна. К началу 1830-х годов во дворце, в его восточной части, О. Монферран создаёт ещё три зала: «Петровский», «Фельдмаршальский» и «Гербовый».

Пожар в Зимнем дворце в 1837 году уничтожил практически все интерьеры, начинаются работы по воссозданию Зимнего дворца, руководство этими работами осуществлялось В. П. Стасовым, А. П. Брюлловым и А. Е. Штаубертом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector