Юсуповский дворец в петербурге

Архитектура и интерьер

Строительство современного здания Юсуповского дворца началось в 1770-х годах по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота для графа Андрея Петровича Шувалова. После того, как дворец был возведён, его внешний вид значительно отличался от современного.

В боковых ризалитах здания было всего лишь по 2 этажа; с реки Мойки располагалась въездная арка, ведущая во двор; главный вход во дворец находился со стороны двора. С того времени сохранились триумфальные ворота, причём, в не изменённом виде, — арка со стороны улицы Декабристов, а также ограда семиметровой высоты с классической колоннадой.

Архитектурный стиль дворца характеризуется как «неоклассицизм». Это направление определяется обращением к античности, которое он приобрёл в эпоху классицизма. Особенностью русского классицизма в архитектуре являлось эклектическое сочетание в одном произведении разностилевых элементов.

В раннем русском классицизме ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома.

Особенностью неоклассицизма является отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма. Отличительные черты неоклассицизма — изящность, лёгкость и прямолинейность. Также он служит – антитезой модерну, который был перенасыщен декоративными элементами.

Дворец снаружи: фото

В 1830—1838 годах Юсуповский дворец подвергся существенной перестройке по проекту архитектора А. А. Михайлов 2. Боковые ризалиты стали трёхэтажными; новый корпус с Белоколонным (Банкетным) залом построили с восточной стороны; флигеля на усадьбе были соединены, в них устроили картинные галереи и домашний театр в стиле барокко.

Также в это время построили новые оранжереи и садовый павильон; был разбит сад. Появилась Парадная лестница со стороны Мойки, были созданы Танцевальный зал, Зелёная, Императорская и Синяя гостиные. Над интерьерами работали итальянские мастера, в том числе А. Виги и Б. Медичи.

Также в 1832—1834 годах архитектор Михайлов расширил дворец пристройкой вдоль восточной стороны ещё одного корпуса, вместившего пять залов и театр. В 1881 году архитектор А. Д. Шиллинг построил при дворце Покровскую церковь, которая, к сожалению, не сохранилась.

Дворец внутри: фото

В 1890—1916 годах в Юсуповском дворце была произведена внутренняя и большая реставрация здания под руководством архитектора А. А. Степанова. В начале 1890-х здесь провели электричество, были созданы канализация и водопровод, центральное водное отопление.

Тогда же перестроили театр и была создана Мавританская гостиная. В 1914 году появились Большая гостиная, Большой зал и Столовая.

Театр во дворце

Домашний театр в Юсуповском дворце всегда был центром великосветской жизни Санкт-Петербурга. Музыкальные салоны и театральные постановки Юсуповых собирали знаменитых и высокопоставленных гостей. Театр часто посещали и члены Императорской семьи.

Созданная в XIX веке и дошедшая до нас в первозданном виде уникальная сцена театра всегда привлекала ярчайших представителей своего времени. На ней выступали Полина Виардо, Ференц Лист, Фёдор Шаляпин, Анна Павлова.

Со сцены звучали оркестры под управлением М. Глинки, Ю. Темирканова, блистали солисты Мариинского и Михайловского театров. Из мемуаров Феликса Юсупова. До изгнания (1887–1919):

В наши дни театр – действующий, его репертуар — обширен и постоянно обновляется. Сегодня зрителей ждут постановки классических опер и искрометных оперетт, фрагменты русских балетов и театральные представления для детей.

Ознакомиться с афишей представлений и узнать всё о спектаклях можно на официальном сайте Юсуповского дворца. Тут же в разделе «Купить билеты» можно их приобрести. Можно обращаться в билетный стол по телефонам. Ещё билеты продаются в кассах дворца и в театральных кассах города.

Что посмотреть

Юсуповский дворец — это не просто музей и памятник архитектуры. Исторически он перестраивался несколько раз, причем как внутри, так и снаружи. На сегодняшний день фасады здания приобрели классический и достаточно спокойный внешний вид. Порой даже можно спутать особняк с любым другим петербургским домом, располагающимся в этом районе.

Юсуповский дворец имеет достаточно спокойный и не броский внешний вид

В его стенах присутствуют постоянные экспозиции и временные выставки, а также организовываются образовательные лекции, встречи и проекты. Можно сказать, что это своеобразная культурная площадка, которая пользуется спросом на постоянной основе. Более того, на сегодняшний день любой из залов можно арендовать под торжество —  банкет, свадьбу либо простой деловой коктейль. Залы в сдержанном классическом стиле создают правильную атмосферу, а в некоторых из них можно даже воспользоваться фортепиано.

В стенах дворца часто проходят мероприятия

У особняка несколько парадных входов. Со стороны улицы Декабристов располагается вход для посещения основной экспозиции музея. Посетители театра, а также образовательных мероприятий, могут попасть в музей с набережной реки Мойки. Внутри Юсуповского дворца располагается двор с садом, здесь же можно найти и оранжерею.

Внутренний двор Юсуповского дворца

Основные залы:

Белоколонный зал —  самый большой в особняке. Его площадь более 400 кв. м., а высота составляет два этажа. Он вмещает в себя более 200 гостей. Зал назван так из-за четырех белых колонн, которые располагаются по его периметру. Потолок украшает огромная хрустальная люстра. Среди другого запоминающего убранства —  большая статуя античного бога Диониса, а также рояль.

Самый большой в усадьбе — Белоконный зал

Зал Прециоза — в свое время здесь располагалось более 1 200 шедевров живописи из частной коллекции дома Юсуповых. Второе его название —  зал драгоценностей. В отделке использовано минимальное количество декора, а свет подается из симметричных световых фонарей. Сегодня он сдается в аренду под различные мероприятия.

Зал Прециоза раньше назывался залом драгоценностей

Танцевальный зал — выполнен в классических светлых тонах и вмещает в себя до 120 гостей (прежде в нем собирался весь высший свет Петербурга). Зеркала и правильный свет создают здесь интересный эффект, визуально расширяя пространство.

Выполненный в классическом стиле Танцевальный зал

Зеркальный зал —  совмещен с зимним садом, а также уникален особым расположением зеркал. Небольшой и уютный, он подходит для выездных мероприятий и церемонии бракосочетания.

Зеркальный зал подходит для церемоний бракосочетания

Красная гостиная — комната, которую можно по праву считать настоящим произведением искусства. Также этот зал еще называют «Золотым» и «Малиновым». Он располагается на так называемой «женской половине». Когда-то его стену украшал портрет царствующего императора, однако сегодня на этом месте находится картина с изображением Зинаиды Юсуповой —  супруги первого владельца особняка. На потолке выполнена сюжетная фреска по мотивам поэмы «Илиада» Гомера. Люстру венчает позолоченная статуя Аполлона, а в целом интерьер разбавляют 28 резных предметов золоченой мебели.

Красная гостиная — «Золотой» или «Малиновый» зал

Синяя гостиная —  была создана в противовес Красной, причем расстановка и количество мебели здесь выглядят приблизительно так же. Гарнитур состоит из 16-ти предметов и выполнен из ореха. Центральную стену украшает портрет неизвестной.

Синяя гостиная была создана в противовес красной

Спальня княгини —  одна из самых спокойных комнат во всем Юсуповском дворце. Ее стены украшены фресками, а гарнитур состоит из 6-ти стульев, 2-х кресел и дивана. Прикроватные тумбочки имеют причудливое исполнение. Из украшений стоит отметить скульптуры «Девочка на подушке» и «Спящий амур», выполненные в мраморе, а также картину «Девочка с амуром».

Спальня княгини — выполнена в спокойном стиле

Большая ротонда —  это своеобразный и очень помпезный кабинет. Концепция дизайна взята из 8-ми античных храмов. Несколько колонн создают круг, а потолок представляет собой купол, декорированный под звездное небо. Особенно запоминающимися предметами интерьера являются камин из белого камня и гербовый торшер.

Мифы и легенды

Дворец на Мойке хранит не только великолепные сокровища и уникальные произведения искусства, но и мрачную тайну о событии, возможно, сыгравшем важную роль в истории Российской империи.

В подвалах особняка произошло одно из самых странных и страшных убийств начала XX века. 17 декабря 1916 года здесь нашёл свой конец Григорий Распутин – личность незаурядная и мистическая. Простой сибирский мужик, грубый и неотёсанный, он не только сумел стать фаворитом и незаменимым советником императорской семьи, но и активно вмешивался в политические решения государя.

Недовольных возвышением «божьего старца» и его влиянием на императора было много. И в 1916 году несколько влиятельных людей империи, в число которых входил и князь Феликс Юсупов, подготовили убийство Распутина. Он был приглашён во дворец на Мойке для того, чтобы познакомиться с женой хозяина Ириной…

Убийство Распутина

Одним из самых мистических событий произошедших во дворце Юсуповых является убийство Григория Распутина. Как свидетельствуют записи в дневнике Феликса Юсупова, Распутина заманили во дворец Юсуповых в ночь на 17 декабря 1916 года. Сначала его пытались отравить, однако и отравленные сладкие пирожки, и отравленная мадера не возымели никакого эффекта. Как позднее говорили доктора, отравление не произошло из-за того, что Распутин страдал алкогольным гастритом, и его желудок не мог вырабатывать соляную кислоту, без которой смертоносный цианид не действует на организм человека.

Не имея более терпения, Юсупов вышел к заговорщикам на верх, а вернулся уже с браунингом. Распутин пожаловался на небольшое недомогание, но, не став его более слушать, князь Юсупов выстрелил ему в сердце. После убийства, когда заговорщики вели беседу, говорят, что Распутин вскочил на ноги и побежал из дома, по пути приговаривая: «Феликс, Феликс, Феликс… всё расскажу царю». На этот раз выстрелил Пуришкевич. Было произведено три выстрела, при этом пули попали в спину и голову Григория Распутина.

По версии англичан, которая появилась с подачи Освальда Рейнера, одного из заговорщиков, они сначала били Распутина, чтобы выпытать у него информацию о переговорах с немцами. А стреляли потом…

Труп монаха был выброшен в прорубь малой Невки.

Проклятие рода

Говорят, богатейшую семью в России преследовало проклятие, согласно которому в каждом поколении семьи умирали дети. Было замечено, что умирали все дети, кроме единственного наследника, и никто из умерших не пережил возраст 26 лет.

По преданию, Абдул-Мурза, правнук хана Ногайской орды Юсуфа (от него и произошла фамилия), сменил ислам на православие. Однажды, принимая в своём доме царя Фёдора Иоанновича и патриарха Иоакима во время Великого поста, он угостил их под видом рыбы гусём.

Патриарху очень понравилась «рыба». Но обман был раскрыт. Из-за этого кощунства гнев царя и патриарха был огромным. Шутник долго думал, как загладить вину. Решением стал переход в православие, получив при крещении имя Дмитрий. С тех пор все Юсуповы — православные и русские. Однако ногайская колдунья прокляла вероотступника (по другой версии, род Юсуповых проклял сам пророк Мухаммед, явившийся Абдулу-Дмитрию во сне).

Записка

Необычный клад за обшивкой старинного камина был найден при реставрации. Там была спрятана записка, содержание которой тут же разделило учёных на два лагеря: одни считают, что это просто шутка, другие уверены, что послание зашифровано и предвкушают научную сенсацию.

Но реставраторов больше всего удивила сама записка, которая пряталась под сургучной печатью в обычной бутылке. Некоторые из строк гласили: «…работал главком Панов, мученик Феодор — лет ему от роду 115 и князь Тараканов — ему 12 годиков…».

На сегодняшний день нет окончательного вывода о предназначении записки.

Курьёз

Не обошлось во дворце Юсуповых и без курьёза. Во время путешествия по Италии Николай Борисович Юсупов на одной из вилл увидел удивительную лестницу, которую тут же пожелал купить. Однако на предложение о продаже лестницы Юсупов получил такой ответ: лестница продаётся только вместе с виллой. Так и произошло – вилла была куплена, а лестницу в 1859 году перевезли в Санкт-Петербург и установили во дворце.

В наши дни в залах дворца расположен музей, посвящённый дворянскому быту семьи Юсуповых, а также работает экспозиция «Убийство Григория Распутина». Ещё дворец Юсуповых известен музыкальными и театральными вечерами, а также бал-маскарадами.

О настоящем Юсуповского Дворца

Сегодня бывшая усадьба Юсуповых реконструирована в масштабах ее исторических границ. В архитектурно-парковый ансамбль входит Юсуповский дворец, Конюшенный флигель и парковая зона. Каждый, кто имеет интерес к историческому прошлому, может посетить этот архитектурный шедевр, функционирующий в качестве современного культурного центра. Что будет интересно посетить в нем сегодня?

  • Залы Юсуповского Дворца. Сейчас это парадные залы для проведения правительственных, дипломатических встреч на высшем уровне, место организации симпозиумов и конференций. Самый большой зал – Балконный, его площадь более 400 м2; Зеркальный зал с зимним садом площадью около 200 м2; зал Антонио Виги, по имени итальянского архитектора, автора росписи «Триумф Геркулеса» на потолочных арках, зал Прециоза и Николаевский из бывшей картиной галереи Дворца, Танцевальный зал.
  • Гостиные: Гобеленовая, Музыкальная и Большая гостиная Ф. Юсупова. Они поражают своим изысканным вкусом и неповторимым тематическим дизайном.
  • Театр, Парадная лестница и Юсуповский парк – будут интересны как непременная атрибутика дворцового интерьера. Знакомство с интерьерами, парковой зоной позволяет придать целостность восприятия дворцовой жизни прошлого века.

Говоря про Юсуповский дворец часто вспоминают, что это место расправы над Григорием Распутиным. Экспозиция восковых фигур и сейчас находится в подвальных этажах помещения и реконструирует историческое прошлое этой сословной трагедии в духе дворцовых интриг. Однако все же не хочется акцентировать ценность Юсуповского Дворца на этом моменте. Более важным представляется понимание духа того времени в несколько ином контексте – как культурного памятника шедевров прошлого, неуемного стремления человека к великолепию, красоте и совершенству иногда по неоправданно высокой цене. Это шедевр культуры, воплощенный в контрасте роскоши обстановки и трагичности судеб ее создателей, шедевр, который в условиях современности не перестает быть доступным, интригующим и, главное, живым в способах его функциональности. Приезжайте, и вы лично сможете убедиться, как иначе звучат голоса посетителей, концерты и театральные постановки в интерьерах старинной усадьбы господ Юсуповых.

О месте Юсуповский Дворец на Мойке

Дворец Юсуповых на Мойке появился изначально в начале XVIII века. Изначально это была усадьба Прасковьи Иоанновны, племянницы Петра I. В 1726 году она даровала усадьбу Семёновскому полку, и резиденция была расквартирована до 1742 года. В середине 1740-х годов территорией овладел граф Петр Шувалов, для которого на берегу Мойки выстроили дворец в стиле барокко на месте современного дома №96. Здесь же расположились двухэтажный дом для обслуживающего персонала и павильон с шатром. Сын Шувалова граф Андрей Петрович продал особняк отца и по своему вкусу построил новое здание выше по течению реки. В 1781 году владелец въехал в новый дом, оконченный архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотой еще задолго до этого. Здание имело форму вытянутой буквы «П», имел три этажа. Со стороны реки Мойки в парадный двор ведет въездная арка. Со стороны Офицерской улицы (сегодня улицы Декабристов) был организован въезд в триумфальную арку, сохранившуюся до наших дней. Наследники графа после его кончины 24 апреля 1789 года, решили  продать дворец в казну. В 1795 году Екатерина II даровала Дворец Юсуповых на Мойке своей фрейлине — графине Александре Браницкой. 5 марта 1830 года дворец купил Борис Николаевич Юсупов за 250 тысяч рублей. Племянник Браницкой перестраивал его с 1830 по 1838 года при помощи архитектора Андрея Алексеевича Михайлова. Центральная часть парадного фасада осталась без изменений, к боковым ризалитам, будучи двухэтажными,  достроено по этажу. Пристроен новый трёхэтажный корпус с самым большим  Банкетным залом. Дворцовые флигели объединили и организовали в них картинные галереи и домашний театр. На улице разбили сад, устроили оранжерею и садовый павильон. Въездная арка со стороны Мойки заменена на Парадную лестницу, ведущую в парадные залы дворца. Помимо Банкетного или Белококонного зала, оформленного 24 колоннами,  во дворце устроили Танцевальный зал, Зелёную, Императорскую и Синюю гостиную, Большую ротонду. В восточной пристройке организовали театр. В анфиладе залов Дворца Юсуповых на Мойке, которые ведут к театру, разместилась художественная галерея. Над интерьерами дворца работали итальянские мастера А. Виги, П. Скотти, Б. Медичи, Ф. Торичелли и русский мастер А. И. Травин. В 1840-х годах на территории появился Зимний сад и Гобеленовская гостиная. После смерти Бориса Николаевича, его сын Николай Борисович Юсупов начал перестройку Юсуповского дворца на Мойке. В результате работы Парадная лестница была переоформлена, появились Белая и Музыкальная гостиные, на первом этаже Буфетная и много других помещений. Новая модернизация здания началась в начале 1890-х  годов. Тогда было проведено канализация, электричество, водопровод и отопление. Тогда же архитектор Степанов создал домашний театр, который стал яркой достопримечательностью Юсуповского дворца на Мойке, а также Мавританскую гостиную. Следующие переделки интерьеров были тут после свадьбы князя Феликса Юсупова и племянницы Николая II княжны Ирины Александровны в 1914 году. В этот период дворец был дополнен Большой гостиной, Большим залом, Столовой и другими помещениями. В стенах дворца 16 декабря 1916 года был убит Григорий Распутин. В период Великой Отечественной воины в залах дворца Юсуповых располагался эвакогоспиталь, само здание сильно пострадало при бомбёжках. Сразу же после  войны началась его реставрация. С 1960 года  дворец состоит в статусе памятника федерального значения и в нем  организован музей, посвящённый дворянскому роду Юсуповых.

Посещение и цены в Юсуповском дворце сегодня

Княжеский дворец сегодня можно посетить только в составе организованной туристической группы либо заказав в нем проведение мероприятия.

На официальном сайте дворца можно ознакомиться с доступными гостиничными апартаментами и мероприятиями для заказа, среди которых:

  1. Организация различных праздников: юбилеи, свадебные церемонии, корпоративы и другие.
  2. Официальные встречи: приемы, семинары и конференции, презентации.
  3. Концерты, маскарады и балы.

Людмила Клёпова

Цены на вход в Юсуповский дворец составляют 450 руб. для взрослого и 250 руб. для детей. Уточнить детали можно по телефонам:

  • по вопросам экскурсий: 7 (978) 782-10-16;
  • по вопросам организации мероприятий: +7 (978) 782-10-16.

Также задать свои вопросы можно по электронной почте.

Что может увидеть в Юсуповском дворце?

Интерьер дворца невероятно богат. Каждая комната здесь имеет свой удивительный стиль. Интересно, что подавляющее большинство экспонатов — оригиналы из этих самых комнат. Осознавая это, становится особенно приятно рассматривать всю эту подлинную роскошь, которой сто с небольшим лет назад пользовались самые богатые люди России.

Роскошь убранства едва ли уступает Эрмитажу (не в количестве, а в качестве), при этом обстановка гораздо спокойнее. Неожиданный сюрприз — пение прямо в бальном зале акапелло прекрасных артистов было волшебным бонусом.

Особенно поражают интерьеры комнаты в мавританском стиле, голубой спальни, малиновой гостиной, а главное — множество потайных ходов.

Попадая в комнату, которую занимал Распутин, сталкиваешься лицом к лицу с восковыми фигурами всех действующих особ того рокового вечера. Ощущения сильнейшие.

Никольский собор

Вдоль улицы Глинки открывается замечательный вид на Никольский собор. Его золоченые купола расположены напротив массивных голубых куполов Троицкого собора у Фонтанки. Никольский собор называют «Морским», потому что туда ходят молиться офицеры военно-морского флота. Это здание представляет собой великолепный образец русского барокко XVIII века. Его создал архитектор Савва Чевакинский.

Никольский морской собор

Стены собора небесно-голубые, а коринфские колонны и пространство вокруг оконных проёмов – белые. Собор увенчан золотыми куполами необычайной красоты. Своды сравнительно низкие, стены украшены иконами. Как и в других больших церквях, там иногда проводят по две семейные службы одновременно. Например, в одной части собора идёт отпевание, а в другой в то же самое время – крестины. Во время службы собор наполнен величественными звуками литургии и запахом ладана.

В царское время на высокой отдельно, стоящей колокольне обитала стая голубей. Птицы питались рисом, который набожные люди оставляли для покойников. Есть примета, что колокола в Петербурге звонят каждый раз, когда кто-нибудь приносит жертву, угодную Богу. Местное предание гласит, что однажды двое беспризорных детей – брат и сестра – собирались принести жертву: корочку хлеба и копейку. Но мальчик решил отдать хлеб больному нищему и остался, чтобы позаботиться о нём, а сестре сказал идти в церковь.

Внутри Никольского собора

Она пришла в Никольский собор в конце дня, перед самым закрытием, когда столы для пожертвований ломились от золотых монет и других подарков. Однако как только она положила на стол копейку, по всему городу зазвонили колокола. Имеет смысл прогуляться до пересечения Мойки и Крюкова канала. С этого места вы сможете увидеть семь мостов, то есть больше, чем где бы то ни было в Петербурге. Эти мосты упомянуты в самом романтическом произведении Достоевского – «Белые ночи».

О прошлом княжеской резиденции на Мойке

Архитектурный ансамбль, известный ныне как Юсуповский Дворец, формировался на протяжении двух столетий. В него вложены труд и творчество архитекторов мирового уровня. Несколько фактов о хронологии создания дворцового комплекса под их патронажем помогут понять масштабность архитектурного замысла, признанного сегодня культурным наследием федерального уровня:

  • перестройка усадьбы с возведением Белоколонного зала, Парадной лестницы, Танцевального зала, Зеленой и Императорской гостиных – архитектор А.А Михайлов при участии итальянских мастеров Б. Медичи, А Виги /1830-1838 гг./;
  • возведение Покровской церкви – 1881 г, А.Д. Шиллинг;
  • реставрация и создание Большой и Мавританской гостиной – архитектор А.А. Степанов /1890-1916/.

Свое начало ансамбль получил в Петровскую эпоху, вехи его формирования во многом синхронны с историей становления Северной столицы. Изначально это место было поместьем, принадлежавшим племяннице Петра I. Позже, уже будучи собственностью графа Шувалова, особняк получил оформление в модном тогда стиле барокко. За период с 1830 года, когда особняк был куплен Николаем Юсуповым и до начала 20-го века, он постепенно обретал облик дворцовой резиденции.

Пять поколений княжеского рода Юсуповых на протяжении столетий превратили это место в образец роскоши и дворцового изобилия. Тайны, сокрытые великолепными чертогами сегодня, привлекают массы желающих погрузиться в дворцовые интриги и, кто знает, может раскрыть их?

Дворцовая резиденция Юсуповых за время владения ей княжеской знатью стало живым музеем – здесь хранились картины Рембрандта, Буше, авторские изделия ручной работы из драгоценных камней и металлов. Сама резиденция стала шедевром дворцового интерьерного искусства. Оранжереи, домашний театр, помпезные залы приема и организации фуршетов символизировали собой определенный уровень роскоши и элитарности общества.

Благодаря страсти к коллекционированию произведений искусства, декоративно-прикладного творчества фактически получили свое начало музейные экспозиции, которые после событий 1917 года переданы в национальные музеи. Часть из них так и не удалось найти. Перед отъездом в 1917 году в Крым семейство Юсуповых значительную часть своих богатств сохранило в тайниках.

История

Первое упоминание Юсуповского дворца датируется еще 1726 годом. До этого момента здесь находилась малозаметная резиденция племянницы Петра I Прасковьи. Далее особняк принадлежал Семеновскому полку лейб-гвардии вплоть до 1742. Затем, благодаря череде личных отношений, Екатерине II и императорской казне, имение перешло во владение Александре Браницкой. Она не обладала ни вкусом, ни умом, ни состоянием, однако статус любовницы князя Потемкина открывал перед ней многие двери.

До 1726 года на месте Юсуповского дворца была резиденция племянницы Петра 1 — Прасковьи Иоанновны (портрет Ивана Никитина, 1714 год)

Почти через 100 лет в 1830 году здание стало собственностью Николая Юсупова и следующие два века переживало серьезные внешние изменения —  перестраивались комнаты, менялись фасады, видоизменялось внутреннее убранство и интерьеры. Если попытаться отследить по фотографиям и картинам, как преображался Юсуповский дворец, то в разное время можно заметить следы неоклассики, русского ампира и даже рококо. А в конце девятнадцатого века и вовсе пришли современные блага человечества: канализация, отопление и электричество

Более того, владелец того времени уделил основное внимание домашнему театру

Усадьба Юсуповых на картине 19 века (Андрей Редковский)

Последние радикальные изменения были приурочены к свадьбе князя Феликса в 1914 году. Затем в дворцовых залах располагалась кратковременная выставка, приуроченная к смерти Григория Распутина. Далее особняк был передан ленинградским педагогам, а во время блокады здесь находился госпиталь. Лишь в 1960 году Юсуповский дворец официально получил статус культурного наследия ЮНЕСКО.

Как добраться до Юсуповского сада в Санкт-Петербурге

Эта достопримечательность северной столицы отличается высокой транспортной доступностью. Во-первых, сюда удобно добираться на метро, так как на Сенной площади, в нескольких минутах ходьбы от входа в Юсуповский сад с Садовой улицы, располагаются станции 3 веток подземки. Если вы едете по синей ветке, выходить надо на станции «Сенная площадь», по оранжевой — на «Спасской», по сиреневой — на «Садовой». Далее нужно пройти 400 метров по Садовой в южном направлении в сторону проспекта Римского-Корсакова.

Схема метро Санкт-Петербурга

Наземный транспорт останавливается непосредственно у Юсуповского сада на остановке «Вознесенский проспект». Доехать до нее можно на трамвае № 3, автобусах № 49, 50, 70, 181, а также маршрутных такси К-7, К-124, К-195, К-212, К-350.

На своем автомобиле ехать сюда не рекомендуется: можно потерять много времени в поисках парковочного места поблизости. Зато можно вызвать такси через приложение. В Санкт-Петербурге услуги перевозки оказывают Uber, Gett, Maxim, «Яндекс. Такси» и другие транспортные компании.

Видео о Юсуповском саде в Санкт-Петербурге:

Панорама Юсуповского сада в Санкт-Петербурге:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector