Интерьеры зимнего дворца

Краткая история Эрмитажа и Зимнего дворца

Начало истории Эрмитажа уходит в далёкий 1754 год, когда дочь Петра I императрица Елизавета Петровна решила построить себе резиденцию для зимнего пребывания — Зимний дворец.

Елизавета Петровна, императрица Российская 1741 — 1761 гг., начала строительство Зимнего дворца

Императрица выкупила уже занятые к тому времени земли на набережной Невы. Изначально в её планах было построить внушительную по величие и роскоши резиденцию, чтобы показать всему миру мощь и величие Российской империи, ведь именно её отец, Пётр I приложил к этому не мало сил.

На строительство было выделена внушительная по тем временам сумма в 900 тысяч рублей и нанят достойный архитектор Франческо Растрелли.

Елизавета не успела завершить строительство, скончавшись в 1761 году. Пётр III правил недолго и ему было не до дворцов. Строительство завершила Екатерина II и она же основала там Эрмитаж.

Екатерина II, императрица 1762 — 1796, основала коллекцию Эрмитажа

Эрмитаж — это французское слово, которое означает «приют отшельника». Мода пришла из Франции, где «их высочества» любили уединяться и предаваться духовным размышлениям созерцая предметы искусства. Так и Екатерина II любила в одиночестве прогуливаться среди картин.

Первую коллекцию она получила в качестве погашения долга от некого господина Гоцковского. Далее вошла в азарт и коллекция разрасталась. Первоначально доступ в Эрмитаж был открыт только для высоких гостей.

При Екатерине II были построены здания Малого и Большого Эрмитажей, открыт Эрмитажный театр, и в целом ансамбль эрмитажных зданий приобрёл тот самый вид, который мы видим сейчас.

При Николае I коллекция разрослась до таких размеров, что пришлось выделять для неё дополнительные здания. Тогда же и был открыт свободный доступ в Эрмитаж для лиц дворянского происхождения — частью его политики было создание «публичного музеума». А до этого, даже сам А.С. Пушкин долгое время не мог туда попасть. Лишь благодаря его другу Василию Жуковскому он получил от Никола I пожизненный пропуск.

Николай I, российский император 1825 — 1855 сделал доступ в Эрмитаж публичным

В Первую мировую войну в Зимнем дворце располагался госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича.

После революции Эрмитаж и Зимний дворец по приказу наркома просвещения Луначарского были объявлены государственным музеем.

В годы блокады многие экспонаты Эрмитажа были эвакуированы на восток в Свердловскую область и вернулись на своё место 1945 году.

За период после революции коллекция Эрмитажа увеличилось более чем в 4 раза.

Светлое настоящее Зимнего

Дворец получился поистине шедевральным. Крылья здания, обращенные к Адмиралтейству, образуют парадный вход. Фасад, выходящий на Неву, украшен белыми колоннами, составляющими два яруса, чтобы подчеркнуть высоту здания и придать массивному сооружению легкость. Расстояние между колоннами различно, этот прием создает игру света и тени. Наличники окон украшены элементами, присущими барокко.

Масштабы здания весьма впечатляют:

  • высота — 23,5 метра;
  • длина со стороны Невы — 210 метров, со стороны Адмиралтейства — 175;
  • общее количество залов — 1050;
  • окон — 1945;
  • больших и малых лестниц — 117;
  • дымовых труб — 329;
  • крышу украшают 176 скульптур, которые чередуясь с вазами, оживляют строение.

Николай Первый издал указ, регулирующий высоту столичных жилых домов, которая не должна была превышать 11 саженей (23,47 метра). Хотя это не говорилось прямо, но каждый знал, что царь не желает, чтобы в столице появились дома, выше его резиденции.

Каждый император, восходивший на престол, вносил свои коррективы в облик Зимнего дворца или в его внутреннее убранство. При Николае Первом он стал поистине символом могущества Империи.

История строительства

Идея создания особого здания, выполняющего роль царской резиденции, зародилась в первые годы после закладки северной столицы. Строительство Зимнего дворца осуществлялось в несколько этапов с 1711 по 1764 гг. Современный облик, в стиле русского барокко, дворец приобрел по проекту Б.Растрелли. До 1904 г. в помещениях проживала в зимнее время императорская семья, и размещались дворцовые службы.

Николай II распорядился перебазировать резиденцию в Царское Село. Во время 1-ой мировой войны дворец переоборудовали под нужды госпиталя, находившегося под патронатом цесаревича Алексея. После февральского переворота 1917 г. комплекс стал основным местом пребывания Временного правительства. Советская власть передала Зимний дворец в ведение музея революции, а позже Государственного Эрмитажа.

Свадебные палаты Петра Великого

По приказу Петра I на территории между Миллионной улицей и Невой в 1708 г. был построен дом в 2 этажа из дерева. Своей черепичной крышей и высоким крыльцом здание напоминало голландскую архитектуру. В качестве подарка к бракосочетанию царя с Екатериной Алексеевной, Александр Меньшиков преподнес так называемые Свадебные палаты. Они были сооружены из камня в 1712 г. на месте прежней резиденции.

Зимний дворец Петра I

За возведение нового здания, по распоряжению Петра I, взялся архитектор Г.Маттарнови. Место было выбрано в излучине Зимней канавки и Невы. Работы продолжались 4 года (1716 -20). Дворец был приспособлен для комфортного проживания царской семьи в зимнее время года, откуда и произошло его наименование. В апартаментах Зимнего дворца скончался Петр Великий в 1725 году.

Зимний дворец Анны Иоанновны

В 30-х гг. 18 в. Растрелли спланировал переустройство резиденции, согласно пожеланиям императрицы Анны Иоанновны. Площадь участка для стройки была увеличена. Новое сооружение имело сразу несколько фасадов, обращенных в разные стороны:

  • на Адмиралтейство
  • на Дворцовую площадь
  • на Неву

Дом был завершен в 1735 г. Новый дворец отличался масштабами. В нем имелись:

  • 70 парадных залов
  • 100 спален
  • комнаты дворцовой канцелярии
  • караульные помещения
  • галерея
  • капелла
  • театр
  • лестницы

Вплотную к главному корпусу примыкали служебные помещения, конюшни и другие служебные пристройки. При Елизавете Петровне расширение Зимнего дворца продолжилось. Архитектор настаивал на выборе другого участка для строительства. Императрица не захотела переезжать в иное место, потому приняла решение возводить корпус заново.

Четвёртый (временный) Зимний дворец

В 1754-55 гг. сооружен временный дворец по проекту Растрелли. Его возвели у пересечения набережной Мойки и Невского проспекта. Комплекс просуществовал 7 лет, до 1762 г. Параллельно в этот период строилось основное здание современного Зимнего дворца.

Пятый (существующий) Зимний дворец

Постройка нынешнего Зимнего дворца началась при Елизавете Петровне и завершилась после воцарения Екатерины II. К созданию архитектурного ансамбля были привлечены:

  • Б. Растрелли
  • Ю. Фельтен
  • Ж. Валлен-Деламот
  • А. Ринальди
  • И.И.Бецкой

Площадь всех внутренних помещений дворца составила 60 тыс. кв. м. Кроме того, это было самое высокое здание в Санкт-Петербурге. Екатерина II распорядилась обустроить часть помещений для размещения коллекции живописных полотен, включающую 317 картин европейских художников. Для них выделили отдаленные апартаменты, которые стали именовать «Местом уединения» (по фр. Эрмитаж). Отделкой апартаментов занимались Д. Кваренги и И. Старов.

В первой половине 19 вв. были оборудованы новые залы:

  • Аполлонов
  • Георгиевский
  • Фельдмаршальский
  • Петровский
  • Гербовый

Кроме того, оформлены 2 галереи – Мраморную и Военную.

Пожар

Грандиозный пожар, бушевавший в течение трех дней в декабре 1837 г., практически полностью уничтожил внутреннее убранство дворца. Кроме того, сильно пострадали мебель, утварь, картины.

Работы по восстановлению здания были поручены В. П. Стасову. Под его руководством сооружение укрепили, перекрыли новой кровлей, воссоздали дизайн апартаментов. Реконструкция продолжалась 2 года.

Обилие зимних дворцов

Свадебные палаты Петра I

Первый в Петербурге. На участке между Невой и Миллионной улицей,там где сейчас базируется Эрмитажный театр. Именно здесь в 1708 году построили первый в городе так называемый «Зимний дом» — небольшой по своим размерам,двухэтажный,из дерева и с высоким крыльцом.

Спустя 4 года к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны губернатор Санкт-Петербурга Александр Меншиков построил каменный дворец — Свадебные палаты Петра I.

Первый дворец — Свадебные палаты

Public domain/wikipedia.org

Дворец Петра I

В 1716 году царь Петр I отдал приказ построить новый Зимний дворец. Его возведением занялся архитектор Георг Маттарнови. Сооружение решили возвести на «Зимнедомном канале» — на углу Невы и Зимней канавки. Уже к 1720 году император со всем своим семейством переехал в новый дворец. Там же в 1725 году он умер.

Второй дворец -Зимний дворец Петра I

Public domain/wikipedia.org

Дворец Анны Иоанновны

После своего восхождения на престол в 1730 году,императрица Анна Иоанновна задумалась о расширении дворца. На следующий год после коронации она поручила его перестройку Франческо Растрелли.

По проекту архитектора,дворец занимал бы территорию собственности графа Апраксина,Морской Академии и некоторые другие существующие постройки. Все эти здания выкупили и снесли. Строительство началось в 1732 году и завершилось спустя 3 года. Императрица переехала туда на постоянное жительство.

Третий дворец -Анны Иоанновны

Public domain/wikipedia.org

Фасады здания были направлены на Неву,Адмиралтейство и Дворцовую площадь. На четырех этажах уместились 70 парадных залов,более 100 спален,галерея,театр,большая капелла,служебные и караульные помещения,комнаты дворцовой канцелярии. Почти сразу после своего переезда Анна Иоанновна начала пристраивать к дворцу технические помещения,конюшни и сараи.

Сооружать пристройки продолжили и при следующей императрице,Елизавете Петровне. К 1750 году дворец стал пестрым и грязным. Только 1 января 1752 года императрица приказала создавать пристройки в едином стиле.

Чтобы уместить их все,пришлось вновь выкупать участки по соседству. Архитектор пристраивал новые корпуса,а в конце 1752 года Елизавета Петровна загорелась идеей увеличить высоту дворца с 14 до 22 метров. Проект Зимнего дворца нужно было переделать настолько,что архитектор предложил строить его в новом месте с нуля.

Последний Зимний дворец

Императрица подписала новый проект 27 июня 1754 года.

К тому же,9 марта 1755 года Сенат постановил выслать в Петербург дополнительную рабочую силу: каменщиков,плотников,столяров,литейщиков и других. Для повышения спроса на должности потенциальным кандидатам сулили три рубля. Но по приезду людям приходилось соглашаться на любые условия — вернуться обратно самостоятельно не представлялось возможным.

Елизавета Петровна до окончания строительства не дожила. Частично работу принимал Петр III — 6 апреля 1762 года. Однако летом 1762 года правителя свергли с престола,строительство закончилось только при Екатерине II.

Общая площадь дворца составила порядка 60 тысяч кв.м. В самом здании уместилось около 1,5 тысяч комнат. Архитектора Растрелли,который занимался проектированием,с работы сняли. Отделкой интерьеров дворца при новой императрице занимались уже другие иностранные архитекторы под руководством Бецкого. По окончанию строительства дворец имел желтые оттенки в окраске. В середине XIX века появились красные оттенки.

Третий Зимний дворец, перестроенный Анной Иоанновной

В начале 30-х годов XVIII столетия, сочтя Зимний дворец слишком маленьким для царской особы, Анна Иоанновна поручает его перестройку Б. Растрелли, разработавшему собственный план переустройства. Для осуществления плана необходимо было выкупить помещения (эти помещения являлись собственностью Апраксина, Морской Академии, Рагузинского и Чернышева), располагавшиеся тогда на месте сегодняшнего дворца. Сразу после одобрения проекта Анной Иоанновной, помещения были куплены, их снесли и начали возводить новые постройки.

Своей лицевой стороной здание дворца было развернуто к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. К середине 30-х годов дворец достроили, и в нём поселилась государыня. Теперь сооружение стало четырёхэтажным, состояло из 70 парадных, более сотни спален, галереи, театра, капеллы, многочисленных лестничных площадок, канцелярских, помещений для служащих. Одновременно начата перестройка дворцового сооружения – к основному зданию пристраивались помещения технического назначения: сараи и конюшни.

В Зимнем дворце летом 1739 года принцесса Анна Леопольдовна обручилась со своим мужем. После кончины Анны Иоанновны сюда был привезён император-младенец Иоанн Антонович, пробывший здесь чуть дольше года, до начала правления в России государыни Елизаветы.

При этой императрице пристройка к основному зданию служебных строений было продолжено. С первого дня 1752 года, императрицей Елизаветой решаются вопросы, связанные с увеличением дворца. На свободных площадях под руководством Растрелли пристраивались новые помещения. По разработанному им плану все постройки: старые и новые, оформлялись в одном общем стиле.

К концу 1752 года, Елизавета задумала увеличение высоты Зимнего дворца. Растрелли пришлось изменить план. После этого от архитектора поступает предложение возвести дворец в другом месте, но государыня не одобряет этого. В итоге архитектор с согласия Елизаветы решает начать возведение абсолютно нового Зимнего дворца.

Интересные факты

Здание и его внутренние помещения неоднократно становились декорациями для съемок художественных фильмов и сериалов. Среди них:

  • «Бедная Настя»
  • «Русский ковчег»
  • «Распутин»
  • «Октябрь»
  • «Красные колокола»

Во дворце сложилась отдельная популяция домашних котов. Их родоначальниками стали голландский кот, завезенный в Россию Петром I и несколько кошек из Казани, доставленные в Петербург по распоряжению Елизаветы. Во время блокады кошачья «дворцовая гвардия» полностью исчезла и была восстановлена заново. Коты находятся на полном довольствии. В их прямые обязанности входит уничтожение грызунов в здании.

Руководители ведомства в XVI—XVII веках[ | ]

Земский двор

  • середина 1560-х гг. — Грязной Григорий (Меньшой) Борисович
  • начало 1570-х гг. — Долгоруков Иван (Григорьевич ?), Мятлев Иван
  • май (?) 1572 г. — Мятлев Иван, Нагой Семён, Гоской Михаил
  • июль 1578 г. — князь Гагарин Иван Данилович Гусь, Наумов (Наересов ?) Яков Гаврилович

Старый земский двор/ Новый земский двор

  • 1597 г. — Образцов Григорий Фёдорович / Гундоров Андрей Иванович
  • 1598 г. — (?) Васильчиков, Григорий Борисович, боярин / ?
  • 1599/1600 г. — князь Елецкий Андрей, Милюков Иван Гусь / Волынский Меньшой Григорьевич
  • 1606/07 г. — Образцов Григорий Фёдорович, Пушечников Дмитрий / Гундоров Андрей Иванович, Зиновьев Афанасий
  • 1610/11 г. — Совин Тимофей Петрович, Зубатый Иван Фёдорович / Кологривов Григорий Александрович, Хрипунов Фёдор Юдин

Земский приказ

  • 1612/13-1614/15 гг. — Ласкирев Иван Михайлович, Зиновьев Афанасий Ф.
  • 1616/17 г. — Зиновьев Афанасий Ф.
  • 1618/19-1626/27 гг. — Проестев Степан Матвеевич, Урусов Иван Васильевич
  • 1627/28 г. — Проестев Степан Матвеевич
  • 1628/29 — январь 1634 г. — Проестев Степан Матвеевич, Сьянов Василий Васильевич
  • май 1634 г. — Наумов Василий Петрович
  • с 24 августа 1634 — 1 февраля 1644 г. — Наумов Василий Петрович, Беглецов Никита Наумович
  • 1644/45 г. — Беглецов Никита Наумович
  • 1645/46-1646/47 гг. — Волынский Семён Васильевич, Нарбеков Савва Потапович
  • 1647 — до 2 июня 1648 г. — Плещеев, Леонтий Степанович, Соковнин Иван Фёдорович
  • после 2 июня — до 2 декабря 1648 г. — Волынский Михаил Петрович, Соковнин Иван Фёдорович
  • 1648/49 −1649/50 — князь Приимков-Ростовский Иван Наумович, Соковнин Иван Фёдорович
  • с мая 1650 — по апрель 1651 г. — князь Приимков-Ростовский Иван Наумович, Загряжский Яков Иванович
  • с июля 1651 по март 1655 г. — Хитрово Богдан Матвеевич (окольничий)[источник не указан 3491 день ], , Сонин Андрей Васильевич
  • март — декабрь 1655 г. — Хитрово Богдан Матвеевич, Жуков Роман Васильевич
  • с апреля 1656 по 11 июля 1672 г. — Елизаров Прокофий Кузьмич (думный дворянин), при котором в товарищах в разные годы состояли: Жуков Роман Васильевич (1658—1659 гг.), Ларионов Семён Васильевич (1662—1672 гг.)
  • 11 июля — 6 ноября 1672 г. — Ржевский Иван Иванович (думный дворянин)
  • 9 декабря — 31 мая 1672 г. — Чаадаев Иван Иванович (думный дворянин)
  • 31 мая 1672—1676 г. — Елизаров Андрей Прокофьевич (стольник)
  • 4 августа — сентябрь 1676 г. — Нарбеков Фёдор Саввич
  • 23 сентября 1676 — 31 января 1677 г. — Головин Михаил Петрович (стольник), Нарбеков Фёдор Саввич
  • с 2 февраля 1677 — до 3 января 1678 г. — Головин Михаил Петрович, Лопухин Леонтий Ларионович (стольник) — до мая 1677 г.
  • с 3 января 1678 — 1679 г. — Хлопов Кирилл Осипович (думный дворянин); с мая по октябрь 1678 г. в товарищах при нём состоял Пятого Иван Яковлевич (стольник)
  • 5 декабря 1679 — до ноября (?) 1680 г. — Караулов Григорий Степанович (думный дворянин)
  • с 7 ноября 1680 — до 26 октября 1681 г. — князь Приимков-Ростовский Никита Иванович (стольник), Аничков Иван Александрович
  • с 26 октября 1681 — до 17 мая 1682 г. — Поливанов Иван Андреевич (стольник)
  • с 17 мая 1682 — до 7 февраля 1688 г. — Головин Михаил Петрович (боярин); с 1686 по 1688 г. в товарищах при нём состоял Полянский Данила (думный дьяк)
  • с 7 февраля — до 26 сентября 1688 г. — Полянский Данила (думный дьяк)
  • с 26 сентября 1688 — до 3 ноября 1699 г. — князь Львов Михаил Никитич (окольничий, с 1693/94 г. — боярин); с 1693 по 1699 г. в товарищах при нём состоял Борняков Иван Никитич (стольник)

Доблестное прошлое Зимнего

За всю историю в граде Петровом было возведено 5 зимних дворцов. Поначалу “отец” Северной столицы со дня основания своего “детища” в течение пяти лет проживал в одноэтажной деревянной избе, построенной всего за трехдневный срок.

В дальнейшем Петру Первому потребовалась достойная зимняя резиденция. К тому времени он издал указ, согласно которому на берегах Невы запрещалось выделять наделы тем, кто не имел морского чина. Сам император, желая выстроить в центре города резиденцию, получил разрешение как мастер корабельных дел Петр Алексеев. Он выстроил деревянный “Зимний дом” в два этажа, который сложно было назвать царскими хоромами.

В 1712 году тогдашний губернатор стольного града Александр Данилович Меншиков решил сделать подарок императору к его свадьбе с Екатериной Алексеевной, и пригласил архитектора Георга Маттарнови, который перестроил деревянный дом в каменный. Спустя восемь лет монаршее семейство перебралось в новые Зимние покои. Однако пожить в каменных “Свадебных палатах” счастливому мужу довелось только 5 лет.

Впоследствии на престол взошла Анна Иоанновна, сестра и соправительница Петра Великого, так как приходилась четвертой дочерью царя Ивана Пятого. Она слыла женщиной, живущей с размахом, и неудивительно, что ей было тесно в петровских палатах.

У новой императрицы были свои видения настоящей царской резиденции. Для ее кардинальной реконструкции она пригласила гениального архитектора Франческо Растрелли. Для реализации целей потребовался снос близлежащих строений. Все произошло удачным образом, и в 1735 году Анна Иоанновна отмечала пышное новоселье.

Зимний уже состоял из семидесяти парадных залов, из более сотни спален. Нашлось пространство для галереи, театра и большой капеллы. Были тут помещения для канцелярии, караульной службы, прочие. Увы, данных просторов оказалось мало для императрицы. Поэтому буквально сразу стали вестись новые работы по усовершенствованию дворца.

Взошедшая на престол в 1741 году младшая дочь Петра Первого — Елизавета Первая пристроила к Зимнему служебные помещения. Как писали очевидцы того времени, дворец “представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого…”.

Через пару лет императрица решила его расширить. Продолжилась скупка ближайших усадеб, и Растрелли возводил добавочные корпуса. Затем Елизавете пришло на ум поднять потолок с четырнадцати до двадцати двух метров. Архитектор, произведя расчеты, пришел к выводу, что для этого потребуется переделка проекта, а это нелегкое дело, и он предложил выстроить дворец в иной местности, но хозяйка Зимнего и слышать не хотела о такой затее.

Тогда пришлось выстроить абсолютно новое дворцовое строение. Возведение 4-ого Зимнего осуществлялось в рекордные сроки, в 1755 году работы уже были завершены. Простояло строение лишь до 1762-го года. Елизавете оно было не по душе. Она желала, чтобы резиденция русских царей роскошью и свежестью как внешнего, так и внутреннего убранства в разы затмевала европейские замки.

Честь воплотить мечту русской царицы в жизнь вновь выпала Растрелли. Архитектор старался изо всех сил угодить венценосной особе. Восемь лет длилось строительство. Новое роскошное творение Растрелли включало полторы тысячи комнат, а общая площадь достигала шестидесяти тысяч квадратных метров. Более того, дворец возвышался над всеми городскими зданиями.

Елизавете не суждено было пожить в чертоге собственной мечты. Работы принял Петр Третий. По завершению отделки фасадов, новоявленный император уже думал о расчистке окрестностей. Его изобретательности нужно отдать должное. Он нашел весьма оригинальный способ уборки места. Тонны остатков стройматериалов пришлось бы вывозить месяцами. Он издал указ, в котором разрешил всем желающим взять с дворцовой площади то, что понравится. К утру в округе и щепки нельзя было найти.

После свержения Петра Третьего окончательное возведение Зимнего легло на плечи Екатерины Второй. Она тут же отказалась от услуг Растрелли и привлекла других архитекторов, работавших под неусыпном контролем ее личного секретаря Ивана Ивановича Бецкого.

Зимний дворец во время блокады

С самого начала войны во дворце велась самоотверженная работа по сбережению художественных ценностей. Уже 22 июня 1941 года был выпущен приказ директора Эрмитажа И. А. Орбели об эвакуации сокровищ музея.

Было сформировано 2 эшелона с бесценными произведениями искусства. Они благополучно были отправлены на Урал в город Свердловск. Началось формирование третьего эшелона, но кольцо блокады замкнулось, и он остался стоять на железнодорожных путях вокзала.

Была проделана сложнейшая работа по консервации шедевров и размещению их в подвалах Эрмитажа. В Зимнем было создано 12 бомбоубежищ для сотрудников и их семей. Строение было перекрашено в серый цвет и сделана тщательная светомаскировка.

Однако авианалеты и артобстрелы принесли строению некоторые разрушения. В него попало около 20 снарядов и 2 авиабомбы. Стараниями реставраторов повреждения в кратчайший срок были исправлены.

В 1944 году открылась постоянная выставка, а к осени 1945 года почти все эвакуированные ценности вернулись в музей и его залы распахнулись для любителей прекрасного.

Внешний вид Зимнего дворца

Растрелли сооружал не просто царскую резиденцию, — дворец строился «для одной славы всероссийской», как было сказано в указе императрицы Елизаветы Петровны Правительствующему сенату. Создавая Зимний дворец, Растрелли каждый фасад проектировал по-разному, исходя из конкретных условий. Северный фасад, обращенный на Неву, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Со стороны реки он воспринимается как нескончаемая двухъярусная колоннада. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь и имеющий семь членений, является главным. Центр его выделен широким, пышно декорированным ризалитом, прорезанным тремя въездными арками. За ними находится парадный двор, где в середине северного корпуса прежде был главный вход во дворец. Из боковых фасадов более интересен западный, обращенный в сторону Адмиралтейства и площади, на которой Растрелли предполагал поставить отлитую его отцом конную статую Петра I.

Южный фасад Зимнего дворца

Дворец задуман и построен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором. Своим гигантским объемом и большей, чем у соседних зданий, высотой он доминирует над окружающим пространством. В громадном сооружении нет ни однообразия, ни монотонности. Бесчисленные белые колонны то собираются в группы, особенно живописные и выразительные на углах здания, то редеют и расступаются, открывая окна, обрамленные наличниками с львиными масками и головками амуров. Установленные на балюстраде кровли десятки декоративных ваз и статуй усиливают впечатление нарядности. Великолепны углы здания, окаймленные колоннами и пилястрами.

Зимний дворец и дворцовая площадь, вид сверху

От европейских зданий стиля барокко дворец отличают яркость, жизнерадостность образного строя, праздничная торжественная приподнятость Его более чем 20-метровую высоту подчеркивают двухъярусные колонны. Вертикальное членение дворца продолжают статуи и вазы, уводящие взгляд в небо. Высота зимнего дворца стала строительным эталоном, возведенным в принцип петербургского градостроения. Выше Зимнего здания в старом городе строить не разрешалось. Дворец представляет собой гигантский четырехугольник с большим внутренним двором. Фасады дворца различные по композиции образуют как бы складки огромной ленты. Ступенчатый карниз, повторяющий все выступы здания, протянулся почти на два километра. Отсутствие резко выдвинутых частей по северному фасаду, со стороны Невы (здесь всего три членения), усиливает впечатление протяженности здания вдоль набережной; два крыла с западной стороны обращены к Адмиралтейству. Главный фасад, выходящий на Дворцовую площадь, имеет семь членений, он наиболее парадный. В средней, выступающей, части располагается тройная аркада въездных ворот, украшенных великолепной ажурной решеткой. За линию главного фасада выступают юго-восточный и юго-западный ризалиты. Исторически сложилось так, то именно в них находились жилые покои императоров и императриц.

Северный фасад Зимнего дворца

На протяжении столетий время от времени менялся цвет фасадов
Зимнего дворца. Первоначально стены были окрашены «песчаной краской с самой
тонкой прожелтью», декор – белой известью. Перед первой мировой войной дворец
приобрел неожиданный красно-кирпичный цвет, придавший дворцу мрачный вид.
Контрастное сочетание зеленых стен, белых колонн, капителей и лепнины декора
появилось в 1946 году.

История дворца

На протяжении 18 столетия на этом месте было воздвигнуто 5 Зимних дворцов.

1. Свадебные палаты Петра Великого

В начале 18 столетия были построены свадебные палаты для Петра I. Это здание глава города подарил царю в честь бракосочетания.

2. Зимний дворец Петра I

Приказ на строительство нового Зимнего дворца царь поручил архитектору Георгу Маттарнови в 1716 году. При строительстве здания на 50 метров к реке пришлось передвинуть Дворцовую набережную. Император через 4 года обосновался в сооружении, а в 1725 году скончался.

3. Зимний дворец Анны Иоанновны

Статус столицы вернула Санкт-Петербургу императрица Анна Иоанновна. Она решает обосноваться в Зимнем дворце и придает ему статус официальной резиденции. Однако конструкция не соответствовала потребностям государыни, и она приказывает переоборудовать сооружение. За строительство берется Ф. Б. Растрелли в 1731 году.

Государыня переехала в новое здание на постоянное жительство спустя 4 года. Здание состояло из четырех этажей, на которых располагалось около 70 парадных залов, примерно сто спальных комнат, служебные и караульные помещения, и собственный театр.

Елизавета Петровна садиться на престол после кончины Анны Иоанновны. Она хочет еще более шикарную конструкцию, чем ее предшественница и приказывает отделить комнаты, примыкающие с юга к Световой галерее.

В середине 18 столетия государыня поручает Ф. Б. Растрелли расширить сооружение. Архитектор строит новые помещения в унисон существующему. Через год после этого императрица приказывает изменить здание по высоте в сторону увеличения. Растрелли приходиться преобразовывать свои чертежи, и он советует государыне строить здание на другом пространстве города. Но она отказывается перемещать здание. Это привело к тому, что в 1754 году подписывается приказ на воздвижение здания дворца на прежнем участке.

5. Пятый (существующий) Зимний дворец

Действующий Зимний дворец возводился с 1754 по 1762 год. Правительница снимает с должности архитектора Растрелли, и строительством занимаются уже другие архитекторы во главе с Бецким. В постройке располагалось более 1500 комнат. Государыня скончалась раньше, чем закончилось строительство. Здание сдавали в эксплуатацию уже Петру III. Сооружение обошлось в более чем 2,6 миллиона рублей.

В стенах дворца Екатерина II приказывает соорудить для своего любовника графа Орлова комнату.

Императрице из Германии в счет погашения задолженности князю В. Д. Долгорукову вручили более 300 дорогих полотен. Эти картины стали истоком коллекции Эрмитажа.

В 1783 году императрица издает указ о разрушении дворцового театра.

Много происшествий повидал Зимний дворец в Санкт-Петербурге с тех времен. Он пережил страшный пожар, в результате которого пришлось восстанавливать весь интерьер и статуи на кровле здания. Видел покушение на императора Александра II. Стал местом проведения шикарных костюмированных балов. В нем располагался госпиталь, Временное правительство. Пережил тяжелый штурм в революционные годы. Центр культурного наследия Санкт-Петербурга располагался во дворце. В тяжелые годы ВОВ служил бомбоубежищем для более двух тысяч граждан. Очень сильно повредили здание военные бомбардировки – реставрация сооружения длилась многие десятилетия после войны.

Сегодня Зимний дворец представляет собой шикарную конструкцию и имеет конфигурацию прямоугольника со сторонами 137 на 106 метров. Высота здания 23,5 метра. Дворец отлично расположился на территории города, и придает ему художественно-композиционный колорит.

История[ | ]

Образован в ходе административных реформ середины XVI века как преемник бывшего органа управления Москвой — Ямского двора. Известен с середины 1560-х гг. под названием Земский двор

. В конце XVI — начале XVII века существовали два Земских двора — Старый и Новый. Старый Земский двор находился на Красной площади, у Неглиненских (Воскресенских) ворот Китай-города (на месте нынешнего Исторического музея), где в XVII веке располагался Земский приказ, а ранее предположительно Ямской двор. Новый — за рекой Неглинной, рядом с Кутафьей предмостной башней, против Никитской улицы.

Штат Земского двора (приказа)

состоял из начальника (судьи), при котором обычно находился «товарищ» (заместитель). На старшие приказные должности чаще всего назначались лица из числа дворян московских. Руководителям ведомства подчинялись два дьяка, несколько десятков подьячих, а также выбранные от московских чёрных сотен и слобод «решёточные прикащики», «целовальники», прочие низшие чины. В XVII веке у здания приказа размещались площадные подьячие, составлявшие за плату челобитные, купчие, меновые и другие частные юридические документы, под которым ставилась подпись: «писал Троицкой площади подьячий имярек».

Земский приказ

был упразднён (реорганизован) в ноябре 1699 года. Его функции были переданы в Судный и Стрелецкий приказ. На базе последнего в июне 1701 года был образован Приказ земских дел (управление землями (городами) Руси (России)), а управление Москвой — Бурмистрская палата (позднее Ратуша, также именовался Московской Земской канцелярией). Ликвидирован в 1719 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector