Собор воскресения христова (спас-на-крови)

Экскурсии

Посещение любых достопримечательностей требует от вас детального изучения объектов до знакомства с ними воочию, приобретения услуг экскурсовода или аудиогида. Тогда вы узнаете историю каменных построек, процесс их создания и интересные факты из «жизни».

Специалисты и искусствоведы расскажут о внутреннем убранстве собора с точки зрения евангельских сюжетов.

На стенах постройки собрано удивительное множество святых имен – 277, воссозданы и переданы в мозаичной технике 68 библейских сюжетов. Гости узнают об истории создания основных «полотен» и расшифруют православную символику. Длится такой «поход» 45 минут.

Мозаикам собора посвящена и другая экскурсия, рассказывающая туристам и местным жителям о главном ансамбле. Он является крупнейшей мозаикой в Европе и играет определенную роль в развитии фресковой «живописи» в России и за рубежом.  

Мозаики светятся и рассказывают нам не только историю Евангелие, но и основы культуры и традицией прошлых лет. Гости узнают о том, как мастера накладывали на стены камень, за счет чего она сохраняет свой блеск, как работают реставраторы и почему в храме поддерживают определенную температуру для некоторых экспонатов. Вопросы технологии набора каменных полотен самых известных мастеров не останутся без внимания искусствоведа.

Базовый и не самый популярный вид экскурсии – наружный осмотр Спаса на Крови. Вместе с этим изучение внешнего убранства, архитектурных особенностей и механизмов возведения храма – не менее интересно. Специалисты расскажут историю создания уникального многоцветного и многоуровневого храма конца XIX столетия.

Вы узнаете, кто и каким образом декорировал и украшал собор и почему был выбран подобный стиль убранства. Длится обзорный маршрут также 45 минут. После этого вы можете посетить внутреннюю часть храма и познакомиться с фресками и купольным строением Спаса на Крови.

Адрес

Исторический центр города достаточно компактный, поэтому все достопримечательности находятся недалеко друг от друга. Обольщаться не стоит – на каждый архитектурный памятник, шедевр русского и зарубежного зодчества уйдет немало времени. (см. как избавиться от зависти?)

Располагается Спас на Крови вблизи Невского проспекта и Зимнего дворца, его купола видны с Марсова поля и уютной набережной канала Грибоедова, дом 26, литера А. Если вы расположились далеко от центра – воспользуйтесь метро – ближайшие станции — «Невский проспект» и «Канал Грибоедова». От Невского проспекта идите по нечетной стороне в сторону куполов – идти придется около пяти минут. К достопримечательности легко добраться на автобусе №3, 22 и 27.

Возле храма пересекаются канал Грибоедова и Мойка. Место уникально тем, что в него ведут сразу три моста, соединяющие Казанский, 1-й Адмиралтейский и Спасский острова. Местные жители называют место – тройной мост. Аналогичных архитектурных сооружений ни в России, ни в мире больше не существует. Рядом с ним находится поражающий своими масштабами и разнообразием сувенирный рынок.

История после закрытия прихода[править | править код]

В ноябре года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса на Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В году вопрос был поставлен снова и был положительно решен, но с началом Великой отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нем склад декораций.

В году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля года было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса на крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля года. Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.

В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончилась в году.

19 августа года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на крови» открылся для посетителей.

23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.

История[править | править код]

Временная часовняправить | править код

1 (13) марта года на набережной Екатерининского канала (сейчас канала Грибоедова) в результате нападения террориста-народовольца И. И. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II. Уже 2 (14) марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила наследника престола Александра Александровича (будущего императора Александра III) «разрешить городскому общественному управлению возвести…на средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь…а не часовню». Однако всё же было решено же поставить временную часовню. Разработать проект поручили архитектору Л. Н. Бенуа. Работы велись быстро, так что 17 (29) апреля часовня была освящена и в ней стали проводить памятные панихиды. Думе это практически ничего не стоило: поставил её купец I гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милитин , он же стал старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до момента начала строительства храма — до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё 9 лет и была окончательно разобрана.

Архитектурный конкурсправить | править код

Сразу после убийства была создана комиссия по увековечиванию памяти Александра II, а также объявлен конкурс на лучший проект храма. В установленный срок к полудню 31 декабря 1881 (12 января ) были представлены 26 анонимных проектов. Конкурс привлёк многих знаменитых архитекторов того времени, среди них были: И. С. Китнер, И. С. Богомолова, В. И. Шретер, А. Л. Гун, Л. Н. Бенуа и другие. Архитекторы располагали обширным участком по обе стороны канала, включая часть Михайловского сада, пожертвованную великой княгиней Екатериной Михайловной. Комиссия отобрала 8 лучших проектов, а победителем признала работу в русско-византийском стиле под названием «Отцу Отечества» работы А. И. Томишко. Второй премией был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков И. С. Китнера и А. Л. Гуна, третьей — замысел архитектора Л. Н. Бенуа. 23 марта (4 апреля) года в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Кроме того, следовало оформить место гибели императора в храме в виде отдельного придела.

Вскоре последовал второй конкурс. Уже 28 апреля (10 мая) члены комиссии приступили к отбору из 31 лучшего проекта. В этот раз в списке номинантов появились новые громкие имена: Р. А. Гедике, А. Н. Бенуа, А. М. Павлинов, Р. П. Кузьмин, А. Л. Обер, Н. В. Султанов, А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III.

После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев). Этот проект был одобрен императором 29 июля года с условием его последующей доработки, окончательно проект был утвержден только 1 мая года.

Строительство храмаправить | править код

Торжественная закладка храма состоялась в октябре года.

Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 19 августа 1907 года в присутствии Императора Николая II и иных членов императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.

27 апреля года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.

При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса на Крови была реконструирована.

Внутреннее убранство и святыни собора

Основу композиции собора составляет компактный пятиглавый объем, завершенный с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а с западной — массивной столпообразной колокольней. Восьмигранный шатер является местом центральной главы. Пять центральных глав покрыты цветной эмалью по медным листам, а небольшие луковичные главки и центральная глава Спаса на крови имеют традиционное золоченое покрытие. Благодаря этим деталям храм Воскресения Христова, часто сравнивают с московским храмом Василия Блаженного.

Для строительства был использован красно-коричневый кирпич, а стены украшены ярким сложным декором. В цокольной части стен храма размещены 20 гранитных досок, рассказывающих о деяниях Александра II как царя-реформатора и царя-освободителя. На нижнем ярусе колокольни располагаются 134 герба российских областей и губерний, жители которых пожертвовали средства на строительство храма.

Спас на Крови на панорамах Google: внешнее убранство

Суббота7:20 – Проводится литургия и часы;18:00 – Проходит всенощное бдение.Воскресение7:20 — Проводится литургия и часы;Также богослужения проводятся по особым случаях, например в день гибели Александра II, а также по великим и двунадесятым праздникам.

Все мозаичные картины были сделаны сотрудникам В.А Фролова в его мастерской по эскизам, выпоенным более чем 32 художниками, в том числе такими мастерами, как:

  • В. В. Беляев.
  • В. М. Васнецов.
  • В. И. Отмар.
  • Ф. С. Журавлев.
  • Н. Н. Харламов.
  • А. П. Рябушкин.
  • М. В. Нестеров.

Внутреннюю отделку собора оформляли из итальянского мрамора, порфира, уникальной уральской и алтайской яшмы, орлеца. Внешний вид интерьера уникален по богатству и разнообразию фактур и пород различных минералов, используемых в работе. Это признанный шедевр камнерезного искусства мирового значения.

Собор Воскресения Христова (Спас на Крови) внутри

Внутреннюю композицию гармонично дополняет пол собора, сделанный из мраморных орнаментов, которые изыскано и красочно украшены. Резной иконостас также выполнен из итальянского мрамора.

Основной мемориал храма состоит из части мостовой, выполненной булыжными камнями, и решетки, которые были изъяты на месте гибели государя Александра II. Они выделены яшмой в виде шатра, вырезанного российскими мастерами. Это место окружено иконами с ликами святых, на месте покушения на императора стоит распятие, сделанное из мрамора и гранита.

Нельзя посещать храм Спаса на Крови гражданам, одетым в спортивную и пляжную одежду. Женщинам при входе в собор необходимо быть с покрытой головой. Не рекомендуется женщинам входить в храм, одетыми в мини юбки и брюки.

При нахождении в храме посетители должны соблюдать классические правила поведения в общественных местах:

  • Не курить.
  • Громко не разговаривать и не бегать.
  • Не использовать ненормативную лексику.
  • Быть трезвым.

Пол храма выложен итальянским мрамором более десяти сортов. Площадь его занимает свыше 600 кв. м.

Нижняя часть пилонов облицована черным лабрадоритом завезенным из Украины. Этот удивительный камень отличается уникальным радужным свечением, будто бы идущим из самой глубины камня. Невероятное по своей красоте сочетание мозаичного и каменного оформление храма великолепно подчеркивает и дополняет друг друга.

Освящение храма состоялось 19 августа 1907 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. Церемония была проведена в присутствии императора Николая ІІ и императрицы Александры Федоровны.

Храм Спаса на Крови
Храм Спаса на Крови
Аэросъемка Храма
Храм Спаса на Крови

Стоимость посещения Спаса на Крови:

  • 250 рублей — для взрослых с 10:00 до 18:00 (вход прекращается в 17:30), круглый год;
  • 400 рублей — для взрослых с 18:00 до 22:30 (кассы закрываются в 22:00), вечернее время доступно с 1 мая по 30 сентября;
  • 50 рублей — стоимость льготного посещения для детей с 7 до 18 лет, пенсионеров, курсантов, студентов и аспирантов РФ, в дневное время круглый год;
  • бесплатно — дети до 7 лет.

Сотрудниками музея проводятся экскурсии на русском и иностранных языках, различные программы в дневное и вечернее время. Стоимость экскурсий и особенности бронирования для групп уточняйте на официальном сайте собора.

Спас на Крови в XX, начале XXI века

Судьба храма Воскресения Господня спустя очень короткий период после окончания его строительства и освящения сложилась так же драматично, как и судьба всего русского народа. Как царь-мученик, так и религиозное мемориальное сооружение претерпело много трудностей.

Сразу после октябрьского переворота 1917 года храм был лишен финансовых поступлений из казны и существовал на пожертвования петроградцев. В 1920-е годы волей Комиссариата народных имуществ храм «Спас на Крови» подвергся нескольким приступам разграбления. Оправданием этому беспрецедентному вандализму стало решение экспертов Академии истории материальной культуры о ничтожной художественной ценности религиозного сооружения конца XIX века, представляющего собой образец упадничества и эклектики в русской архитектуре.

В 1930 году дело дошло до того, сто храм решили снести и временно использовать как склад. От решения перешли к подготовке сноса. В 1941 году началась Великая Отечественная война и планы по уничтожению храма были отложены.

В период вражеской блокады храм, как и весь город подвергался бомбардировкам, под его сводами был устроен один из городских моргов, ведь умерших от холода и голода людей негде было хоронить. В главном куполе застрял вражеский артиллерийский снаряд, который удалось обезвредить только в 1961 году, эту невероятно опасную работу, больше похожую на подвиг, произвел сапер Виктор Демидов.

При Хрущеве в период очередных гонений на православную церковь в 1956 году храм опять решают уничтожить.

Сложное время неопределенности длилось 10 лет. Более здоровые силы в советском архитектурном сообществе взяли верх над силами мракобесия и бескультурья. Поворотной вехой в деле возрождения многострадального религиозного сооружения стал 1968 год, когда храм «Спас на Крови» был взят на баланс Государственной инспекции по охране памятников и стал филиалом музея «Исаакиевский собор». Восстановительные и реставрационные работы заняли долгих 27 лет: с 1971 по 1997 годы.

Советские и Российские реставраторы совершили настоящий профессиональный и гражданский подвиг, возродив из полного запустения и ничтожества один из самых красивых и любимых всеми петербуржцами храм-памятник, разделивший со своим народом времена величия и гонений, но возродившийся к славе и свету благодаря труду и таланту русских людей.

Описание и архитектура собора

Путешественников, которые недостаточно знакомы с историей, или тех, кто впервые видит Спас на Крови, удивляет его внешнее сходство с храмом Василия Блаженного, расположенным на Красной площади в Москве. Экскурсоводов часто спрашивают — не один ли архитектор является автором этих двух соборов.

Сравнение с храмом Василия Блаженного

Собор Покрова Божией Матери — таково каноническое название храма Василия Блаженного. Он воздвигнут на 300 лет раньше Спаса на Крови

Сходство объясняется тем, что оба этих храма выстроены из красного кирпича и оформлены в псевдорусском стиле. Фигурные главы обоих соборов – резные цветные купола

Собор Василия Блаженного — это не одна, а десять церквей и колокольня, которые объединены в единый архитектурный ансамбль. Его церкви венчают 11 куполов: 9 луковичных и по одному шатрообразному на колокольне и главном храме

Пять из девяти куполов Спаса на Крови, включая главный, покрыты эмалированными медными пластинами цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью

Архитектурные особенности

Имеющий в своем основании четыре опоры, Спас – четырехстолпный храм.

Фасадные стены северной…

и южной боковых сторон…

завершают полукруглые кокошники, оформленные мозаичными иконами

Собор с восточной стороны – это три полукруглых выступа алтарной части — апсиды

увенчанные небольшими золочеными куполами луковичной формы

Самый высокий — центральный восьмигранный шатер — расположен в окружении луковичных глав. В его основании находятся окна продолговатой формы, обрамленные наличниками – кокошниками

Колокольня

С западной стороны к храму примыкает двухъярусная 63-метровая колокольня, сооруженная на месте, где был смертельно ранен император

Ее купол — самый большой по размеру из всех глав собора, а стены украшены мозаичными гербами российских городов и губерний, олицетворяя всенародную скорбь по убиенному царю

Под колокольней, обозначая место мученической гибели, сооружен крест из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель

Мемориальные доски

В углублениях цоколя храма закреплены 20 памятных досок со своеобразной летописью жизни Александра II.

Покрытые позолотой надписи, высеченные на красном граните, повествуют о важных событиях жизни императора и официальных событиях его царствования

  • рождение и бракосочетание
  • провозглашение наследником и восшествие на престол
  • манифесты, указы, уставы
  • перечень реформ
  • внешнеполитические достижения

Одна из 20 досок посвящена истории создания Спаса на Крови. Она описывает событие, которому посвящено строительство храма, время заложения и освящения, а также сообщает, что собор был выстроен на всенародные пожертвования.

Наружное оформление фасадов

Воплощая в жизнь пожелания Александра III, создавая отделку храма, Парланд старался применить наиболее яркие и насыщенные декоративные элементы, присущие «русскому стилю» в архитектуре.

Облик собора отличается обилием деталей и богатой палитрой

  • цветные кирпичи, гранит, позолоченная медь, эмаль
  • ажурные арки
  • резные мраморные наличники
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображениями святых

Русский стиль в архитектуре храмов и соборов — очень сложное абстрактное понятие. Лев Масиель-Санчес объясняет феномен русского стиля, но не надейтесь, что после просмотра его монолога всё станет кристально понятным:

Оформление фасадов Спаса на Крови доверили мастерам частной мозаичной мастерской художников Фроловых.

Площадь мозаики на фасадах храма превышает 400 квадратных метров

История после закрытия прихода

Спас на Крови. 1935 год

В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса на Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций.

В 1961 году в центральном куполе храма был обнаружен немецкий фугасный снаряд. Вероятно, он на излёте пробил свод купола и застрял в перекрытии свода. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах 18 лет и был случайно обнаружен верхолазами научно-производственных реставрационных мастерских. При осмотре оказалось, что это 240-миллиметровый фугасный снаряд массой около 150 кг. Работы по его обезвреживанию начались под руководством бывшего пиротехника В. И. Демидова утром 28 октября 1961 года, их проводили шесть человек: верхолазы Евгений Касьянов, Вячеслав Коробков, Владимир Майоров, Александр Мацкевич, Владимир Смирнов и бывший сапёр Валентин Николаев. Это была уникальная операция, потребовавшая от её участников не только мастерства, но и незаурядного самообладания и мужества. При помощи лебёдки снаряд был извлечён, вывезен из города и уничтожен в районе Пулковских высот.

Вид на Храм Спаса-на-Крови со стороны канала Грибоедова

В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 года было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса на Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года. Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.

В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 году.

19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей.

23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.

21 января 2014 года зарегистрирован приход храма Воскресения Христова (Спас на крови).

Архитектура и внутреннее убранство

Внешние видеофайлы

Купола

Вид на южный фасад храма (2011 год)

В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.

В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. В западной части собора находится колокольня, завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.

Внешний вид собора

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции русского стиля. Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.

С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчёркиваются достижения России в период правления Александра II.

В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Внутреннее убранство собора

Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.

Последствия убийства царя

Все участники подготовки и убийства императора 1 марта 1881 года, так называемые «первомартовцы» были схвачены, благодаря показаниям Николая Рысакова. Только Вере Фигнер удалось скрыться и остаться на свободе, она будет арестована позднее, смертная казнь ей будет заменена на пожизненную каторгу в Шлиссельбургской крепости.

Перовская, Желябов, Кибальчич, Михайлов и сам Рысаков были публично повешены. Николай Саблин застрелился во время ареста, Геся Гельфман приговорена к смерти, но из-за беременности приговор был отсрочен. Умерла в тюрьме из-за осложнений после родов, не получив медицинской помощи. Ее ребенок, переданный в воспитательный дом, умер через несколько месяцев.

Участники «Народной воли» верили, что цареубийство сможет раскачать народные массы и приведет страну к широким общественным волнениям, в результате чего произойдет смена политического строя. Вот как описывала Вера Фигнер свои эмоции 1 марта, узнав о смерти императора:

К их великому разочарованию реакции народа на смерть царя не было, зато была реакция сына погибшего — императора Александра III. Множество народовольцев было задержано и отправлено в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, Шлиссельбургскую тюрьму и на Карийскую каторгу, где они погибали от болезней и сходили с ума в одиночном заключение.

Возведение собора

Цареубийство потрясло всю страну, люди молились за душу императора и поддерживали идею увековечить память о мученике.

Вступивший на престол сын и преемник убитого царя Александр III повелел в память об отце возвести на месте трагедии храм-памятник, храм-покаяние.

Собор построен по проекту потомка выходцев из Шотландии родившегося в Петербурге архитектора Альфреда Александровича Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Проект выполнен в «русском стиле» и вобрал в себя архитектурные особенности церквей Москвы и Ярославля XVII века.

6 октября 1883 года император Александр III лично заложил первый камень в основание храма, который строили как искупительную жертву для увековечивания памяти царя-освободителя.

Казна выделила на строительство 3 миллиона 600 тысяч серебром, шли пожертвования от учреждений и императорской фамилии, должностных лиц, средства поступали со всей России. Стоимость строительства 4 миллиона 600 тысяч рублей.

Специальную комиссию по строительству храма Спаса на Крови возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. Храм строили 24 года (1883-1907годы). Александр III лично контролировал ход строительства, высказывая пожелания и замечания.

При сооружении храма перед архитектором стояла особая задача: участок мостовой, на котором пролилась кровь Александра II, оставить нетронутым и включить в пространство храма. Поэтому здание построили прямо у кромки набережной. Великая княгиня Екатерина Михайловна, владелица Михайловского дворца, безвозмездно отдала под строительство храма часть Михайловского сада.

Около храма появилась выложенная брусчаткой площадь. Михайловский сад отделяет от площади храма бронзовая кованая ограда с виртуозно выполненным растительным орнаментом в виде цветочных композиций. В саду под строительство храма вырубили деревья, посаженные при Петре I.

6 августа 1907 года, в день праздника Преображения Господня, храм освятили в честь Светлого Воскресения Христова при участии Николая II, внука убитого императора, и членов его семьи. В апреле 1908 года освятили часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором, – хранилище икон, поднесенных народом в память о трагической кончине Александра II. Содержание собора взяло на себя государство.

Так в Санкт-Петербурге появился необычный храм, построенный в неорусском стиле и вызывающий споры и пересуды. Храм получил много восторженных оценок, но были люди, считавшие собор художественным убожеством, архитектурным уродством, которое надо взорвать.

Интересные факты

С храмом Спаса на Крови связано много удивительных загадок. Собор долго стоял в строительных лесах. Об этом даже песня появилась у одного известного барда. Люди полушутя говорили, что реставрационные конструкции такие же нерушимые, как и Советский Союз. Леса наконец-то разобрали в 1991 году. Эта же дата теперь означает и конец СССР.

Также в народе говорят о тайне некоторых дат, нанесенных на загадочную икону, которую никто не видел. Якобы на ней зашифрованы все важные для страны и Питера события: 1917 год, 1941 год, 1953 г. С числами связаны пропорции церкви: высота центрального шатрового купола – 81 метр, что совпадает с годом гибели императора. Высота колокольни – 63 метра, то есть возраст Александра в момент смерти.

История прихода храма

Петроград. Вид на храм (отк.ок.1917г.)

Храм в 1917 году.Фото: О. С. Уайтман.

Собор Воскресения Христова был одним из двух, наряду с Исаакиевским собором, храмов Санкт-Петербурга, находившимся на государственном содержании. Собор не был приходским; он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения; вход осуществлялся по пропускам. В соборе совершали отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносили проповеди.

6 () сентября  года резолюцией митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (№ 8039) настоятелем собора был назначен профессор Пётр Лепорский, который был вскоре рукоположён во пресвитера (протоиерей с 14 () октября  года).

С 1909 года клириком, а затем (с 9 августа 1923 года) настоятелем храма был протоиерей профессор Василий Верюжский, ставший в конце 1927 года одним из активистов иосифлянского движения в Ленинграде.

В 1917 году прекратилось поступление казённых денежных средств на содержание храма, в связи с чем Пётр Лепорский обратился к жителям Петрограда со следующими словами: «Храм Воскресения на крови лишился средств, необходимых для обеспечения в нём богослужений. Причт храма, сооружённого на общие народные средства, решил обратиться к хозяину храма — народу с приглашением объединиться вокруг храма и по мере сил своих и усердия разделить заботу о поддержании в нём благолепного богослужения. Желающие записаться в число прихожан храма благоволят обращаться к отцу настоятелю протоиерею П. Лепорскому (Невский, 163) или в храме на свечную выручку, и там получат необходимые бланки для заявлений».

В конце 1919 года от отдела юстиции Петросовета поступило распоряжение о формировании при храме Воскресения Христова «двадцатки», то есть прихода. В ответ 2 декабря 1919 года протоиерей Петр Лепорский написал заявление, в котором возражал против такого решения городских властей, «так как храм никогда не был приходским», и, кроме того, «состоит в ведении Наркомата имуществ». Однако 13 декабря 1919 года коллегия по регистрации и охране памятников искусства и старины и отдела имуществ дала разрешение передачи храма «двадцатке», что и было совершено 11 января 1920 года.

С июля 1922 года до 5 июля 1923 года храм принадлежал «Петроградской автокефалии» под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича), после чего до 9 августа того же года был обновленческим.

С августа 1923 года, после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение обновленцев, храм стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии.

С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в Ленинграде — правого течения в Русской церкви, возникшего как оппозиция заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию после издания им «Декларации» о безоговорочной лояльности «нашему Правительству» (коммунистическому режиму).

30 октября 1930 года президиум ВЦИК постановил закрыть храм.

Таинственная икона

Правда это или нет, никому не известно, но в связи со Спасом на Крови постоянно говорят о таинственной иконе, находящейся в этом соборе, на которой якобы зашифрованы поворотные для истории России даты: 1917-й — год Октябрьской революции, 1941-й — год начала Великой Отечественной войны, 1953-й — год смерти Иосифа Сталина. Кроме этих дат, на удивительной иконе проступают еще какие-то, пока нечеткие и, возможно, относящиеся к будущему. Существует ли эта икона на самом деле или является выдумкой мистически настроенных граждан, мы не знаем, однако экскурсоводы храма любят рассказывать его посетителям эту историю.

Морг и хранилище декораций

Советская власть, как известно, не щадила памятники церковной архитектуры и мозаики. Спас на Крови не был снесен, хотя решение о его разборке и было принято: он проходил в списках как объект, «не представляющий никакой художественно-архитектурной ценности». Говорят, что в стенах уже были просверлены отверстия, приготовлены заряды взрывчатки. Но грянула война, и взрывников отправили на фронт.
Во время войны и Ленинградской блокады в храме находился — не много не мало — районный Дзержинский морг, и храм будто бы во второй раз оправдал свое название — «На Крови».
Чуть позже здание арендовал Малый Оперный театр, чтобы устроить там хранилище своих декораций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector