Спас-на-крови: режим работы и стоимость билетов

Предыстория строительства

В 1881 г, для сохранения в анналах истории трагически ушедшего монарха Александра II, быстро сформировали комиссию и обнародовали информация о начале конкурса по проектированию документации для постройки собора. 12 января 1882 года, по современному стилю, комиссия приняла к рассмотрению 26 безымянных архитектурных замыслов.

Среди участников конкурса были мастера зодческого искусства 19 века:

  • Архитектор И. С. Китнер.
  • Академик А. Л. Гун.
  • Профессор Л. Н. Бенуа.
  • Зодчий И. С. Богомолов.
  • Архитектор В. И. Шретер.

    Архитектор А. А. Парланду

Под постройку храма внучка Павла I, приходящаяся погибшему государю кузиной, светлейшая княгиня Екатерина Михайловна подарила западный участок Михайловского сада. Также зодчим было разрешено использовать обширные участки земли с каждого берега Екатерининского канала. По результатам работы комиссии были признаны достойными 8 архитектурных проектов.

Работы, удостоившиеся премий:

Занятое место Наименование работы
1 «Отцу Отечества», автор — член Академии художеств А. О. Томишко
2 «1 марта 1881 года», соавторы — академики И. С. Китнера и А. Л. Гуна
3 Оригинальный замысел зодчего Л. Н. Бенуа

Весной 1882 г, коронованный на царство государь Александр 3 рассмотрел одобренные комиссией работы и остался ими недоволен. Он внес изменения в замысел конкурса, создаваемый храм должен быть построен в русской архитектурной традиции, характерной для ярославских церквей 18 века.

Также он пожелал, чтобы часть небрежной, где произошло смертельное ранение его отца было сделали в соборе самостоятельным приделом.

Во втором конкурсе участвовали такие мастера своего дела, как:

  • Р. А. Гедике.
  • Н. В. Султанов.
  • А. И. Резанов.
  • Р. П. Кузьмин.
  • А. М. Павлинов.
  • А. Н. Бенуа.
  • А. Л. Обер.

На рассмотрение членам комиссии была представлена 31 работа, но и их постигла та же учесть, император все проекты отклонил. И только 11 июля 1883 г, по новому стилю, государь одобрил архитектурную композицию зодчего, профессора А.А. Парланда и монаха отца Игнатия.

Монарх поставил условие, чтобы проект дорабатывался с участием уважаемого профессора Д. И. Гримма. Спустя долгих 4 года весной 1887 откорректированные чертежи и проектная документация получили государево одобрение. Настоятель монастыря святейший архимандрит Игнатий в дальнейшей работе над проектной документацией участие не принимал.

Освещение спаса

Спас на крови был освещен в конце лета 1907 г в Санкт-Петербурге митрополитом Антонием.

Главному архитектору профессору А. А. Парланду в строительстве народной святыни активно помогали сподвижники:

  • Архитекторы В. И. Фиделли и Д. А. Орехов.
  • Мозаичист В. А. Фролов.
  • Бронзовых дел мастер Фёдоров.
  • Художник Н. К. Бодаревский.

История существования в датах

После своего возведения Спас на Крови был недоступен для массового посещения прихожан. Здесь проводились отельные богослужения памяти Александра II.

Краткую историю храма можно описать перечнем дат. Вот некоторые из них, наиболее значимые:

  • 1930 – вышло постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о закрытии Спаса на Крови
  • годы ВОВ – в помещении храма был организован морг, куда свозили тела погибших от голода и холода жителей блокадного Ленинграда
  • послевоенные годы – собор существовал в качестве склада для декораций Малого оперного театра
  • 1968 – храм взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников
  • 1970 – Спас на Крови стал филиалом музея «Исаакиевский собор»
  • 1997 – храм открыт для посетителей после долгой реставрации
  • 2004 – отслужена первая, после более чем 70-летнего перерыва, литургия

Как возводился собор Воскресения Христова на Крови

По высочайшему повелению монарха, светлейший князь Владимир Александрович принял руководство над созданной контрольной группой по строительству мемориальной святыни.

В нее вошли лучшие зодчие своей эпохи:

  • Р. Б. Бернгард.
  • Э. И. Жибер.
  • Д. И. Гримм.
  • Р. А. Гедике.

Они консультировали рабочую группу разработчиков проектной документации и делали требуемые изменения в композицию строения. Расположение живописных куполов храма при переработке рабочей документации были изменены благодаря идеям и влиянию И. В. Штрома.

В середине осени 1883 г в столице империи на окраине Михайловского сада, упирающейся в канал Грибоедова, в праздничной атмосфере при монархе Александре III и его супруге – Марии Федоровны, заложили начальный камень мемориальной церкви.

Возведение фундамента Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Возведение такого фундаментального строения около канала привело к серьезному усложнению конструкции. Вместо обычной для того времени технологии создания фундамента, когда в болотистый грунт вбивались металлические сваи, использовали под фундамент храма мощнейшую бетонную, цельную Путиловскую плиту.

Стены собора сделали из специального красно-коричневого кирпича, сделанного в Германии, а украшавшие их орнаменты из чистейшего белого мрамора. Перекрытия здания закончили сооружать в 1894 г. Металлические каркасы 9 глав храма сделали сотрудники Петербургского Металлического завода в 1896 году.

Живописное, четырехцветное покрытие луковых главок изготовили из ювелирной эмали по уникальному рецепту специалисты фабрики Постникова, такой способ нанесения эмали не имел аналогов в истории русского зодчества. Общая поверхность покрытия равна 1000 м2.

Отделка внутренних помещений и изготовление прекрасных мозаичных панно заняли 10 долгих лет. Поэтому торжественное освящение собора митрополитом Антонием произошло, только, в конце лета 1907 г. На торжестве находились родственники императора и государь Николай II.

Сооружение церкви вылилось в крупную сумму — 4 606 756 руб. Из этой стоимости государственная казна потратила 3100 000 руб, оставшиеся средства собрали в форме пожертвований граждане Российской империи и царствующая семья.

Архитектурные решения и строительная технология, применяемые во время возведения этого эпического сооружения, впитали в себя все инновации того времени. В церкви была искусно проложена электропроводка, ее залы освещались 1689 яркими электролампами.

Информация для посещения

Адрес

набережная канала Грибоедова, 2Б

Метро

Ближайшие станции:

  • «Невский проспект»
  • «Гостиный двор»

От станции «Невский проспект» около 10 минут пешком по набережной канала Грибоедова.

Режим работы на 2021 год

В туристический сезон, с конца апреля до донца сентября, посетить Спас на Крови можно до 22-30. Планируя посещение, стоит помнить о том, что кассы заканчивают работу на полчаса раньше.

Экскурсии

В храме можно посетить тематические экскурсии: с рассказами об истории и архитектуре храма, об уникальной мозаичной коллекции Спаса на Крови и художниках – создателях эскизов, о христианской символике икон и библейских сюжетах, которые они иллюстрируют.

Стоимость посещения

Цена биле­тов для осмотра храма:

  • взрослые — 350 рублей
  • студенты, пенсионеры — 100 рублей
  • учащиеся 7 – 18 лет — 100 рублей
  • дети до 7 лет — бесплатно

Купить электронный билет можно на сайте Государственного Музейного Комплекса «Исаакиевский собор»

Богослужения

В храме ежедневно проходят службы:

  • утренняя Божественная Литургия — 7:30
  • Всенощное Бдение — 18:00

Расписание служб на предстоящий месяц можно узнать на официальном сайте

Интересные факты Храм Спаса на Крови Санкт Петербург

  • Так как место для строительства не выбиралось – оно было обусловлено трагическим событием, величие и красота храма Воскресения Христова не в полной мере открыты для широкого обозрения. Лишь со стороны Невского проспекта возможен панорамный взгляд на этот шедевр церковного зодчества. И, тем не менее, храм стал ведущей архитектурной доминантой в этой исторической части Санкт-Петербурга. Обилие деталей, яркий колорит, разнообразие отделочных материалов создает потрясающий контраст с классически-строгой торжественностью Казанского собора, расположенного поблизости.
  • Строительство, отделка и внутреннее убранство Храма Воскресения Христова заслуживают отдельного большого рассказа. Приведём лишь некоторые важные факты:
  • Близость канала Грибоедова (ранее – Екатерининский) потребовала особых мер по защите фундамента. По его периметру забили деревянные сваи в несколько рядов, а пространство между ними заполнили плотно утрамбованной кембрийской глиной. Это стало надежной защитой от воды как для строительного котлована, так и для подземной части храма в дальнейшем. Бутобетонный фундамент обеспечил прочность и надёжность всего здания.
  • От закладки до освящения Храм Спаса на Крови Санкт Петербург прошло 24 года. В частности, масштабные и кропотливые мозаичные работы отсрочили его открытие на 10 лет.
  • Все технические достижения того времени, а также новшества в строительной сфере были применены при строительстве храма. Помимо электрического освещения в 1689 ламп, были устроены оригинальные системы воздушного отопления и защиты от молний.
  • Главный колокол из тех, что были установлены на колокольне в 1899 г., весил 17,6 тонн (1100 пудов).
  • Покрытие четырехцветной ювелирной эмалью куполов над центральной частью храма не имеет аналогов в нашей стране.
  • Более 160 мозаичных икон и композиций украшает фасад здания со всех сторон. Мозаичный ковер на полу храма, созданный из итальянского мрамора разных расцветок, занимает площадь свыше 600 кв.м и содержит 45 узоров, практически не повторяющихся.
  • Иконостас тоже выполнен из итальянского мрамора, но, благодаря искусству трудившихся над ним камнерезов, создается полное впечатление, что перед нами – изящная резьба по дереву.
  • В Храме Спаса на Крови Санкт Петербурга мозаика стала доминантой в пространстве интерьера – впервые в истории русской архитектуры. Внутри нет ни одного живописного произведения. Стены почти сплошь покрыты мозаичными иллюстрациями евангельских сюжетов, от масштабных композиций, до миниатюр.
  • Огромные затраты на строительство мемориального храма на месте смертельного ранения Александра II были покрыты за счет средств Главного казначейства (3,2 млн.руб.), взносов от императорской фамилии (1 млн.руб.) и народных пожертвований (0,5 млн.руб.).
  • Пережив разные эпохи российской истории, храм Воскресения Христова (Спас на Крови), все так же притягивает взоры своим удивительным внешним обликом и вызывает восхищение неповторимым внутренним убранством. Помимо достоверных фактов, его непростую судьбу сопровождали и легенды, но это уже из области городского фольклора…

С миру по нитке

Сердобольный у нас народ. Со всех губерний начали поступать пожертвования на храм. И Александр III объявил конкурс; во, как(!), и тогда конкурсы проводились. Победил проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия

Долгострой

Возводился храм долго – аж  24 года; трудно было строить (как, собственно, и все в Петербурге); рядом – воды канала. Открылся он в 1907-ом.

Тучи сгущаются

Ну, а через 10 лет – Революция. И госфинансирование собора прекратилось. Дальше – и того хуже: в 1938 году было принято решение об его сносе.

бывшая ризница

Ну. не случилось: война, окаянная, помешала нашему диктатору сделать очередное черное дело.

Судьба…

В блокаду в храме, размещался морг. После войны он превратился в склад: в нем хранились декорации Малого оперного театра. Зато  в 1968 году наше правительство, наконец-то, признало его историческую ценность; его стала охранять Государственная инспекция по охране памятников. Ну, а чтобы охранять, нужны деньги. Вот его и передали на баланс музея «Исаакиевский собор»; по-моему, так они вместе и сейчас финансируются и считаются единым музеем. Ну, нашлись деньги, так и ремонт потихоньку сделали; но очень потихоньку. Долго стояли строительные леса вокруг храма…И ходил слух, что до тех пор буду стоять, пока будет советская власть; летом 1991-го леса убрали… А открылся он для посещения только в 1997-м.

Близнецы? Братья?

Люблю я Собор Василия блаженного в Москве! И как-то, приехал в Питер на конференцию, был свободный вечер, ну, я и вписался в экскурсию по городу. Один из пунктов экскурсии – Собор Воскресения Христова, то бишь Спас-На-Крови. Увидел его – восхитился, но где-то в глубине памяти что-то шевельнулось; как он похож на храм Василия Блаженного! И действительно, московский Покровский собор послужил одним из прообразов питерского храма. Оба «носят яркий, пестрый, праздничный наряд». А ведь говорят, что Иван Грозный ослепил зодчих Постника и Барму, строивших Собор Василия Блаженного, чтобы уж никто не смог построить что-либо подобное… Ну да, русский народ, не хуже птицы Феникс, умеет восстанавливать уничтоженное.

Как выглядит-то? Не томи!

Высокий –81 метр. Но это не случайно получилось: 81-й – год смерти царя… В архитектурных стилях и в строительных материалах я не сильно разбираюсь, буду писать только то, что знаю и видел. Много мозаики и цветной эмали.  С трех сторон колокольни расположены мозаичные гербы русских губерний. В 20-ти нишах цокольной части Собора находятся памятные доски о деяниях (реформах) погибшего. Между крыльцами расположено распятие, а сверху – двуглавый орел. Внутри очень много мозаики; в оформлении росписи принимали участие ведущие художники того времени, в том числе Васнецов.

Живописна и территория вокруг храма: канал Грибоедова и его набережная, Михайловский сад и Конюшенная площадь.

Важная остановка

Надо отметить, что Спас был первой нашей остановкой по пути следования автобусной экскурсии Сити Тур; мы не торопились потому, что знали, что можем продолжить эту экскурсию на любом следующем автобусе.

Здесь я ищу билеты, отели, горящие туры и экскурсии:

Интересные факты

Декорирование здания выполнено с применением широкого ряда материалов. Среди них мрамор, кирпич, гранит, эмаль, мозаика, позолоченная медь и некоторые другие.
Музей называют хранителем мозаики, общая площадь которой на территории составляет 7 065 квадратных метров. На территории находится крупнейшая коллекция мозаик в Европе.
Смальтовые образы «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель» на мраморном иконостасе дольше восстанавливались, чем создавались изначально, поскольку это оказалось более кропотливой и сложной работой.
Расположено здание так, будто оно выступает вглубь канала — за границы набережной. Да и саму набережную достраивали ради того, чтобы открыть территорию собора и музея.
Одна из легенд гласит, что местные жители во время революции сняли кресты, чтобы спрятать их, погрузив в канал Грибоедова. Во время реставрационных работ строители не могли найти все элементы, чтобы восстановить их. Случайный прохожий, проходя мимо рабочих, посоветовал им поискать кресты на дне канала. Так и удалось найти пропавшие экспонаты, представляющие значимую ценность для истории.
В военные времена музей был частично закрыт. Во всяком случае, он уже не выполнял ту исключительную культурную, историческую и декоративную функцию, как раньше. Здесь обустроили несколько предприятий, склад и даже коровники

Также во времена блокады организовали морг, поскольку тела погибших ленинградцев доставляли именно сюда.
Некоторое время местные жители называли здание «Спас-на-картошке», потому что в сложные времена здесь хранились овощи и другое продовольствие.
Экскурсоводы акцентируют внимание на мистических историях. Например, они подчеркивают, что Александр II погиб в 81-м году, при этом высота здания соответствует такой же цифре

А еще число 63 — возраст императора, до которого он дожил, и одновременно высота одного из куполов.
Участок мостовой, где пролилась кровь Александра II, оставили нетронутым. Это покушение было шестым и оказалось роковым.

Описание

Композиция собора выполнена в виде небольшого четверика с пятиглавием, в качестве центральной главы представлен высокий (81 метр) шатёр. У храма Спаса на Крови 9 глав, которые все вместе создают весьма живописную группу, но крайне асимметричную. Главы частично покрыты позолотой, а частично эмалью.

Стоит подробно рассмотреть главный шатер архитектурной композиции — в его основании расположены 8 вытянутых окон, которые украшены наличниками. Украшения выполнены в виде кокошников, что отсылает к традиционному русскому стилю церквей. Кверху весь шатер немного сужается и венчается фонарем с луковичным куполом и крестом.


Боковые главы собора имеют луковичную форму, а центральный представлен в виде восьмигранного шатра

Купол центрального шатра покрыт эмалью разных цветов и украшен декоративными обвивающими полосками и рисунками. Цвета для оформления купола использовались яркие — белые, жёлтые и зелёные, а расположенные вокруг луковичные купола создают полностью симметричный образ всего архитектурного сооружения.

Окружающие главы стоят на небольших барабанах, которые были использованы в качестве основы. Купол колокольни, что располагается с западной части, делает ее схожей с колокольней Ивана Великого Московского Кремля.

В колокольне также 8 проемов в виде арок, которые разделены проемами.

Внешний вид

По своему внешнему виду и архитектурным особенностям храм Спаса весьма схож с традиционными русскими церквями Москвы и Ярославля. На самом деле архитектурный стиль церкви является образцом позднего этапа развития знаменитого «русского стиля» и выступает как собирательный образ традиционного русского православного храма XVI–XVII веков.

Здание имеет 5 углов, а с восточной стороны к нему примыкают сразу 3 алтарные апсиды с маленькими куполами. В западной части церкви располагается колокольня в два яруса в виде массивного купола, который ее венчает. Характерной особенностью здания являются луковичные купола, которые покрыты медными листами с позолотой и специальной ювелирной эмалью.

На заметку! Высота здания — 81 метр и эта цифра выбрана неслучайно — дата смерти императора Александра II — 1881 год, таким образом, параметры церкви символичны.

Даты жизни императора прослеживаются и в других параметрах: цоколь собора покрыт сердобольским гранитом с 20-тью памятными досками из красного гранита, на которых прописаны деяния императора 1855-1881 годов золочеными буквами. Часть отделки под цоколем выполнено в коричнево-красном кирпиче, а украшения сделаны в виде орнамента из керамических мраморных изразцов в виде поясков и крестиков.


Мозаичные орнаменты на внешних стенах собора Спас-на-крови

Мозаика используется для оформления фасада, где из нее по трем сторонам колокольни выложены гербы городов, губерний и уездов России. На входе сделаны два крыльца, которые примыкают к колокольне, а между ними изображено мозаичное распятие Христа. При входной двери также сверху изображен двуглавый орел — символ Российской империи.

Интересно! В качестве декорирующих материалов использован: кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Внутреннее убранство собора

Внутри храм Спаса не уступает внешнему убранству, но являет собой настоящий музей русского мозаичного искусства площадью около 7065 кв. метров — это крупнейшая мозаичная коллекция в Европе. Всю использованную в убранстве мозаику делали в мастерской В. Фролова на основе эскизов 30 художников в течение 10 лет. Самые знаменитые из них — это Журавлёв, Бруни, Беляев и Харламов.

Немало труда вложил и художник Васнецов — его мозаики «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель» украшают центральные места.

Мозаикой отделаны свод, стены, столбы и даже алтарь в церкви, а в общей коллекции использовано множество самоцветов. Главной особенностью узоров является их непрерывность, и высокий уровень художественности орнамента. Главный иконостас изготовлен из разноцветного мрамора в мастерской Италии, а в качестве декора использовались кресты из горного хрусталя.


Мозаика внутри храма Спас-на-крови

Все иконы в церкви также оформлены мозаикой и украшены серебром. Отдельно под стеклянным куполом стоит макет первого здания храма. Четыре темные колонны из яшмы, которую добывают на Алтае, являются основанием крыши собора и отделяют воссозданное место убийства императора — часть решетки Екатерининского канала и камни из мостовой.

Архитектура и описание строения

По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий.

Архитектурные особенности

Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения).

Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами, цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью.

Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.

Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками.

С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня, сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.

На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами.

Каменное убранство

При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание.

Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.

В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора.

Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.

В облике собора – богатая палитра:

  • цветные кирпичи, гранит;
  • позолоченная медь, цветная эмаль;
  • ажурные арки и изразцы;
  • резные мраморные наличники с мозаичными вставками;
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображением святых;
  • фронтоны-кокошники.

Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.

Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых. Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев.

20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра.

Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии.

Правила посещения Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Согласно правилам посещения Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры, «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»», к которому относится храм Спас на крови, в 2021 г. приняты некоторые правила посещения архитектурного комплекса.

Они следующие:

  1. Вход возможен при наличии входного билета, который дает право на разовое посещение музея.
  2. Тематические экскурсии можно заказать для группы не менее 15 человек. Для меньшего количества посетителей необходимо доплатить за экскурсионное обслуживание.
  3. Запрещено посещение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  4. Во время посещения не разрешается иметь больших сумок, рюкзаков или чемоданов.
  5. Во время посещения экспозиции строго запрещается иметь при себе еду в открытом виде, распивать алкогольные или другие напитки.
  6. Запрещен вход на самокатах, роликах и других средствах передвижения.
  7. Строго запрещается вход за имеющиеся ограждения на территории экспозиций.
  8. Не разрешено делать надписи или расклеивать объявления.
  9. Посетители должны соблюдать порядок.
  10. Нельзя прикасаться к экспонатам или кидать в них любые предметы.

Внутреннее убранство собора

Облик храма подчиняется главной задаче – увековечиванию покаяния и памяти народа о невинно убиенном царе-освободителе. При оформлении интерьера храма Спаса на Крови архитектор использовал не живопись, а мозаику, выложенную по эскизам талантливых художников, членов Императорской Академии Художеств.

Стены от пола до потолка, своды храма и иконы – мозаичная кладка из полудрагоценных самоцветных камней. Евангелийские мозаичные сюжеты, созданные Владимиром Фроловым, выглядят удивительно живо. Через окна внутрь храма проникает солнечный свет, освещая иконы и отражаясь от них, наполняет пространство мягким свечением.

В центральной части собора – мозаичные иконы, отображающие земной путь Иисуса Христа от Рождества до чудесных деяний, сотворенных при земной жизни. Над алтарем на золотом фоне – две иконы «Спас в силе» и «Христос во славе».

При открывании царских врат из серебра, украшенных эмалью, – в золотом сиянии образ Иисуса Христа, подающего святые дары и склонившихся перед ним апостолов Петра и Павла. Над иконостасом – мозаичные иконы «Вознесение Христово» и «Сошествие Святого Духа», выложенные по эскизам художника Беляева.

В полусфере центрального свода, перед алтарем, расположена икона «Преображенье Господне». Христос предстоит перед учениками в золотом божественном сиянии, его окружают пророки Илия и Моисей, рядом ученики – апостолы Петр, Иаков, Иоанн.

На внутренней поверхности центрального свода – икона «Христос Вседержитель», выполненная в византийской традиции: лаконичная по цвету и рисунку.

Мозаичное убранство храма дополняет пол, выложенный красочным орнаментом из 10 сортов итальянского мрамора в виде 45 мозаичных ковров, узоры на которых не повторяются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector