Дуомо-санта мария дель фьоре: роскошный собор флоренции
Содержание:
Базилика Сан-Лоренцо
Старую ризницу Базилики Сан-Лоренцо украшают фрески Донателло, сохранившиеся вопреки нескольким реконструкциям. Помимо Донателло над художественным оформлением храма работали Вероккио и Микеланджело.
Первые упоминания о базилике Сан-Лоренцо относятся к IV веку, однако своим нынешним обликом церковь обязана семье Медичи, по заказу которой началось обновление святыни под руководством Филиппо Бруннелески.
Архитектору было не суждено завершить свой проект: Джованни Медичи скончался, а вместе с ним прервалось и финансирование строительства.
Завершал реконструкцию спустя 12 лет другой архитектор Микелоццо де Баротоломео по заказу Козимо Медичи.
Базилика стала усыпальницей для всех членов семьи Медичи
Именно Козимо Медичи был первым представителем своего семейства, которого похоронили в подземной части базилики, ставшей впоследствии усыпальницей для всех членов семьи Медичи. Здесь похоронен и Лоренцо Великолепный — его гробница размещена в новой ризнице.
- Часы работы: Пн-сб: 10:00-17:00
- Вс: 13:30-17:30 (с марта по октябрь; закрыта по вс с ноября по февраль)
- Билеты: Взрослый – € 5.
Лоджия-дель-Бигалло
В нескольких шагах от кафедрального собора находится Лоджия-дель-Бигалло (Loggia del Bigallo), сооруженная в 50-х годах XIV века.
Строительство осуществлялось по заказу Общества Богоматери Милосердия. Позже здание перешло в собственность Братства Милосердия. Помещение второго яруса служило пристанищем для сирот и брошенных детей, а на первом этаже проводились уроки риторики.
После разрушительного пожара в 1442 году лоджия была реконструирована: внешние стены украсили масштабными фресками (одна из которых сохранилась и до нынешних дней), появились изящные окна, декорированные сводами арок. Еще в начале прошлого столетия предпринимались попытки организовать в помещении выставочный комплекс, но идея была реализована лишь в 1966 году. Музей Лоджии-дель-Бигалло (Museo del Bigallo) располагает тремя залами, где представлены картины и фрески религиозной тематики.
Купол Брунеллески собора Санта Мария дель Фьоре
Символ Возрождения и памятник человеческой изобретательности, Купол Брунеллески был самым большим в мире во время своего строительства и до сих пор является самым большим каменным куполом из когда-либо построенных.
Трудная задача
Учитывая то, что Флорентийский собор Санта Мария дель Фьоре — это гигантское здание: 153 метра в длину, рассчитанное на 30 000 человек, с размерами купола, достигающего 43 метра в диаметре, строительство купола было непростой задачей, несмотря даже на имеющийся пример прекрасно сохранившегося купола Римского пантеона. Дело в том, что древние римляне построили свой купол из бетона, но техника такого строительства была уже давно утеряна. Купол флорентийского собора должен был быть построен как и своды готических соборов из камня или кирпича. Но строительство деревянного опорного каркаса свода, который начинался бы с земли и поднимался на 93 метра в высоту, эквивалентной 30-этажному зданию, считалось невозможным и слишком дорогим. Кроме того, ни один сорт дерева не мог выдержать вес такого большого и тяжелого покрытия до завершения его строительства.
Проект Брунеллески
Конкурс 1418 года ставил задачу решения проблемы со строительством купола. Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi), 1377-1446 гг., был в числе семнадцати архитекторов, представивших свои проекты, и единственным, кто прошел отбор. Его идея была гениальна своей простотой: «самонесущая» конструкция, способная поддерживать себя на каждом этапе строительства.
Конструкция купола Брунеллески состоит из двух отдельных куполов, один внутри другого. Это мощный каркас из двадцати четырёх ребер, соединенных горизонтальными арками, которые усиливают внутренний купол и разбивают очень широкие грани наружного купола на три части.
Внутренний купол несет основную конструктивную нагрузку и представляет из себя каркас из арматур и соединительных частей. Внешний купол — более легкий, и выполняет декоративную функцию. Нижняя часть купола построена из камня до тех пор, пока это позволял изгиб стен, затем использовались кирпичи, которые выкладывались «ёлочкой» для соблюдения равновесия всей конструкции.
Завершающим штрихом гения была облицовка купола. Брунеллески не хотел, чтобы его купол был похож на существующие сооружения 14 века. Для этого он создал его простую, но четко отличительную черту с помощью хроматического эффекта, заметную даже на расстоянии многих километров. Поверхность сооружения была покрыта красной черепицей и разделена восьмью рядами белого мрамора, расположенными на угловых ребрах. Эти хребты, сходившиеся у своего основания в латерне, не имеют несущей функции, но создают видимость легкого каркаса, похожего на зонтик, благодаря которому стены выглядят как натянутые мембраны.
Лантерна
Спустя много лет после завершения строительства купола, Брунеллески занялся строительством Латерны (1438-60) и четырёх полукруглых эдикул, известных как «мертвые трибуны» (1438-70). Латерна, соединявшая белые мраморные рёбра с волютами, была задумана как настоящий маленький храм и гармонично завершала величественную структуру купола. Её архитектурная ценность неоспорима — своими масштабными размерами, один только бронзовый шар на вершине купола превышает 2 метра в диаметре, она создает неповторимый образ панорамы Флоренции.
Мертвые трибуны
У основания барабана купола были построены Мертвые трибуны, имеющие функцию статического сдерживания, заменив собой строгие готические арки. Они подпирают четыре стороны восьмиугольника, не усиленные сводами трех апсид. Их открытые большие ниши, украшенные огромными ракушками, представляют собой одну из самых ясных форм, задуманных архитектором.
Стиль и история собора
Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. — La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) производит неизгладимое впечатление. Обширная постройка не давит на посетителей своей монументальностью. Переплетение раннего Возрождения и готики, в результате дали непередаваемый по своей красоте архитектурный стиль кватроченто. Он наполняет мраморные стены собора благостной легкостью и заставляет задуматься о самом сокровенном. Обратимся к истории, каков был жизненный путь этой постройки.
О строительстве нового кафедрального собора на закате 13 столетия побеспокоилась католическая церковь. В те времена Флоренция стремительно развивалась, превращаясь в крупный город. Число прихожан местного храма Санта Репарата, превысило его предельную вместимость. Власти города также были заинтересованы в том, чтобы Флоренция смогла конкурировать с другими крупными городами Тосканы – Пизой и Сиеной. Таким образом, отживший свое собор Санта Репарата канул в Лету, чтобы освободить место для своего приемника.
Целых 6 веков ушло на возведение кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, славящегося своим непревзойденным куполом и завораживающей игрой цветов наружной отделки. В результате жители получили уникальный по своим габаритам храм, его вместимость — 30 тысяч прихожан. По сути, он представляет собой целую площадь, накрытую куполом собора.
Строительные работы
Составителем архитекторского проекта собора был избран Арнольфо ди Камбио. Опираясь на идеи раннего итальянского возрождения и классические элементы готики, архитектор задумал грандиозное по своим масштабам строение. Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре виделся разработчику трехнефным храмом в виде креста. Причем, размеры нового собора превзошли параметры предшественника в значительной степени. Вся площадь, ранее занимаемая Санта Репарата, уместилась в среднем нефе Санта-Мария-дель-Фьоре.
Символический первый камень, в основу собора был заложен в сентябре 1296 года посланником Папы Римского Бонифация VIII. Стараниями Арнольфо ди Камбио были завершена большая часть работ по возведению стен Дуомо. Однако, после смерти архитектора, стройка приостановилась на 30 лет. Следующим куратором возведения храма выступил знаменитый итальянский живописец и архитектор Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone).
РафаэльМикеланджелоЛеонардо да ВинчиКампанила (итал. Campanile)
Рабочие вновь преступили к своим обязанностям только в 1349 году под руководством архитектора Франческо Таленти. Спустя 10 лет его заменит Джованни ди Лаппо Гини. На счету данных кураторов числится завершение строительства колокольни и окончательное формирование архитектурного образа стен собора. В начале 15 века Санта-Мария-дель-Фьоре была подготовлена к созданию купола. В этом вопросе и возникла наибольшая загвоздка. Обширная площадь купола требовала от строителей на тот момент невозможного. Следовательно, проблему устойчивости конструкции нужно было решить инженерным путем.
24 вертикальных ребра жесткости и 6 горизонтальных колец37 тысяч тонн
Работы над куполом велись с 1410 по 1461 года. В качестве последнего архитектурного штриха Филиппо Брунеллески предусмотрел фонарную башенку (лантерну), венчающую купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Она помогает равномерно распределить вес купола на «барабан» постройки, а заодно имеет эстетическую и функциональную нагрузку. Завершенную постройку освятил сам Папа Римский Евгений IV, что придало ей дополнительный вес в кругах католической церкви.
В конечном счете дизайном собора с 1876 по 1887 года занимался итальянский зодчий Эмилио де Фабрис. Придуманные им узоры до сих пор украшают фасады Санта-Мария-дель-Фьоре. Особая находка де Фабриса – полихромный облицовочный мрамор. Этот материал заставляет собор «играть» цветами: белый, плавно перетекающий в серый, зеленый и розовые тона. Такая палитра призвана имитировать трехцветный итальянский флаг.
Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвященными жизни Богоматери. Над центральным входом в собор размещен младенец Христос, восседающий на троне с Богоматерью. Этот барельеф окружен статуями двенадцати проповедников. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции. Большой интерес представляют три бронзовые двери, оберегающие вход в собор.
Как добраться к собору Санта-Мария-дель-Фьоре
Санта-Мария-дель-Фьоре – это знаковый собор Флоренции. Именно он изображен на всех открытках города, да и сам его вид является открыточным. Санта-Мария-дель-Фьоре является Кафедральный собором, выполненным в стиле кватроченто, характерном только для Флоренции времен эпохи Возрождения
Главными элементами собора, привлекающими к себе внимание, считается мраморная отделка фасада и огромный купол, выполненный по проекту архитектора Филиппо Брунеллески
Собор расположен в центре Флоренции, на Соборной площади. Точный адрес: Piazza del Duomo, 50122. Если Вы добираетесь с вокзала Санта-Мария-Новелла, то до собора быстрее всего дойти пешком. Сделать это можно всего за 20 минут через улицы Via della Scala, Via Jacopo da Diacceto или Via Palazzuolo.
Доехать можно и на автобусе №С4. В таком случае, сесть надо на остановке Santa Lucia и выйти на Pecori Duomo. Всего 3 остановки. Время в пути составит около 15 минут. И всё же, удобнее всего добираться пешком, поскольку по пути можно увидеть множество других достопримечательностей, характерных для Флоренции. Например, справа вдоль реки будет находиться церковь Всех Святых и Палаццо Строцци, а слева – собор Санта-Мария-Новелла и церковь Санта-Мария-Маджоре.
Michael Gwyther-Jones/Флоренция
Часы работы и билеты
Собор открыт ежедневно с 10 до 16 часов, в воскресенье и во время религиозных праздников – с 13:30 до 16:45. В четверг и субботу он может закрываться на полчаса-час раньше.
Тем, кто собирается во Флоренцию на Святой неделе, стоит заранее уточнить режим его работы. На Новый год, Рождество, Крещение и Пасху собор закрыт.
На смотровую площадку купола можно попасть с 8:30 до 19 ч, по субботам – до 16:40. Кампанила открыта с 8:30 до 18:50, баптистерий – с 8:15 до 10:15 и с 11:15 до 19:30.
Вход непосредственно в собор свободный, но лучше осмотреть сразу весь архитектурный ансамбль площади Дуомо, включая баптистерий, колокольню и раскопки Санта-Репараты.
Единый билет можно приобрести онлайн, и он действителен в течение 3 дней с момента посещения первого из объектов комплекса.
Архитектура
Величественное строение собора выделяется на площади грандиозными размерами и красотой фасада. Храм площадью 8300 кв.м, при ширине 90 метров и длине 153 метров, не кажется массивным сооружением. Поражает ощущение, будто он парит над землей. Стены высотой 45 метров, увенчанные 42-метровым в диаметре куполом с фонарной башней и крестом, возвысили Дуомо от основания до кончика креста на 114 метров. После охватившего изумления величественностью собора, невозможно оторвать глаз от божественной красоты фасада.
Фасад
Богато декорированный экстерьер фасада выглядит изящно и колоритно. Отделка, выполненная с использованием вертикальных и горизонтальных мраморных панелей, восхищает игрой сочетания зеленого мрамора из Прато, розового из Мареммы и белого из Карарры, вызывающей ассоциации с итальянским флагом.
На фоне цветовой гаммы фасада ярко выделяются скульптурные композиции, привлекающие внимание на подходе к храму. Роскошным дополнением фасада служит вид прямоугольной колокольни, в нишах которой разместились статуи и шестигранные медальоны, иллюстрирующие сцены из Библии
На стрельчатых арках фасада изображены фрески, повествующие о земной жизни Девы Марии.
Центральный вход
Экстерьер центрального входа главного фасада признан шедевром неоготической архитектуры. Бронзовые врата, служащие входом, искусно оформлены горельефными сюжетами, иллюстрирующими жизнеописание Богородицы. Над вратами притягивает взгляд барельеф Богородицы, сидящей на троне с младенцем Иисусом и окружившими ее 12 апостолами. Над порталом со статуями фасад украшен большим узорным окно-розой, окаймленным рельефными медальонами, запечатлевшими почетных горожан. Арку над центральным входом украсила фреска, изображающая Мадонну, держащую лилию в руках.
Склеп
Соборный склеп — крипта, расположенная под алтарем с оставшимися от разрушенной церкви Санта-Репарата фрагментами, остатками древнеримских мозаичных полов, настенными мозаиками и фресками XIV века. Получить представление, как выглядела церковь Санта-Репарата, можно осмотрев ее макет. Здесь похоронены в саркофагах флорентийские священнослужители и архитекторы, причастные к возведению храма: проектировщик собора Арнольфо ди Камбио, зодчий кампанилы Джотто и создавший купол Филиппо Бруннелески и Джованни Медичи. Сюда приходят поклониться священной реликвии, находящейся в бронзовой раке – мощам Зиновия Флорентийского, по преданиям обладающих силой воскрешения мертвых.
Экскурсии в Санта-Мария-дель-Фьоре
Не менее интересны и экскурсии по помещениям собора Санта-Мария-дель-Фьоре. В ходе групповой или индивидуальной экскурсии Вы сможете не только полюбоваться красотами сооружения, но и узнать много нового из его истории создания, архитектуры, легенд и других занимательных деталей. Так, например, популярностью пользуются следующие экскурсии:
Экспресс-экскурсия по Флорентийскому собору – это входной билет в музей собора, который также предполагает вход в башню Джотто и баптистерий. Первые тридцать минут посещения Вам будет проведения мини-экскурсия. Экспресс-прогулка проводится ежедневно с 10.30 до 15.30 (кроме воскресенья). При необходимости предоставляются наушники
Обратите внимание, что рассказ будет проводиться англоязычным гидом;
Санта-Мария-дель-Фьоре – симфония в мраморе – это индивидуальная экскурсия, рассчитанная на 2 часа. Экскурсия начнется на Соборной площади, также Вы сможете посетить Баптистерий, музей собора и подняться на купол. Цена экскурсии составляет 100 евро. Дополнительно оплачивается входной билет и подъем на купол (по желанию). Экскурсию проводит лицензированный гид;
Флоренция и её тайны – это групповая экскурсия, рассчитанная на 3 часа. В ходе пешеходной экскурсии по городу Вы побываете на площадях – Соборной, Синьории, Святой Анунцианты, Санта-Кроче, а также полюбуетесь соборами и дворцами Медичи и Синьории. Цена экскурсии составляет 32 евро с человека. Экскурсия стартует на площади Республики;
Вечерняя обзорная экскурсия по Флоренции – это групповая пешеходная экскурсия, рассчитанная на 2 часа. В ходе экскурсии Вы увидите главные места Флоренции и познакомитесь с городом, рассмотрите шедевры архитектуры в деталях и всё это при свете ночных огней. Экскурсия проводится по вечерам, с 19.00. Место встречи – Золотой мост. Маршрут экскурсии следующий: Церковь Санта Мария Новелла, Капелла Медичи, Церковь Сан Лоренцо, Дуомо, Баптистерий, Площадь Республики, Городская Ратуша, Уффици, Церковь Санта Кроче, Площадь Синьории, Старый Мост, Новый рынок. Цена экскурсии составляет 20 евро за человека;
Флоренция – любовь с первого взгляда – это индивидуальная экскурсия, рассчитанная на 2,5 часа. Вы увидите Флоренцию сквозь века и узнаете секреты Золотого моста и династии Медичи. Маршрут экскурсии следующий: Золотой мост, площадь Дуомо, знаменитый на весь мир собор Санта-Мария-дель-Фьоре и колокольня Джотто. Также у Вас будет время выпить самый вкусный капучино во Флоренции, который входит в стоимость экскурсии. Цена экскурсии составляет 130 евро.
Об экскурсиях по другим достопримечательностям Флоренции читайте в нашей отдельной статье–>.
Esteban Chiner/Прекрасная панорама Флоренции
Музей Торрини
В стенах дома №12/R на Соборной площади расположен музей Торрини (Museo Torrini). Это место представляет особый интерес для ценителей и знатоков ювелирного искусства.
Якоб Торрини (Jacopus Torrini), жил в тосканской столице в XIV веке, и был хорошо известен как талантливый мастер, изготавливавший с особым вкусом доспехи и оружие. Он также организовал ювелирную мастерскую и стал основателем одного из самых легендарных ювелирных брендов мира. Изысканные украшения из драгоценных металлов и камней сочетают в себе строгость классических форм и сложность витиеватых орнаментов. В музее Торрини представлены разные экспонаты, иллюстрирующие историю одного из старейших ювелирных домов мира:
- предметы искусства;
- часы;
- серебряные и золотые украшения;
- аксессуары из полудрагоценных и драгоценных камней.
Гостям предоставляется возможность не только полюбоваться, но и приобрести уникальные украшения знаменитого ювелирного дома Торрини, начавшего свою многовековую историю еще в 1369 году.
Санта-Мария-Новелла
Санта-Мария-Новелла — это первая церковь, которую видят туристы, прибывающие во Флоренцию на поезде. Именно в этой церкви встречаются герои романа «Декамерон» Джованни Боккаччо и принимают решение покинуть город, объятый эпидемией чумы.
С привокзальной площади базилика Санта-Мария-Новелла производит довольно суровое впечатление. Тем разительнее контраст между романско-готическим стилем этой стороны базилики и ажурным главным фасадом.
Базилика была заложена в середине XIII века
Фасад из белого и тёмно-зелёного мрамора был закончен Леоном-Баттистой Альберти по заказу семейства Руччелаи в 1478 году: архитектор увековечил память о благодетелях церкви, поместив символ их рода — корабли с надутыми парусам — над порталом.
Ещё одна реконструкция базилики, заложенной в середине XIII века, прошла под управлением Джорджио Вазари в середине XVI века.
С художественной точки зрения практически все капеллы церкви достойны внимания: «Мадонна с чётками» кисти того же Джорджио Вазари, «Троица» Мазаччо, «Распятие» Бруннелески — лишь малая доля тех сокровищ, которые хранятся в её недрах.
Здесь множество произведений искусства 14-16 веков
К сожалению, обычным посетителям закрыт вход в «клуатр мертвых», где погребены самые влиятельные семьи средневековой Флоренции.
Зато всегда можно заглянуть в расположенную по соседству с храмом «мастерскую парфюмерии и фармакологии» – аптеку, открытую в XVII веке на базе парфюмерной мастерской XIV века.
- Часы работы: Пн-чт: 09:00-17:30; Пт: 11:00-17:30 Сб: 09:00-17:00
- Вс и дни религиозных праздников: 13:00-17:00 (с июля по сентябрь 12:00-17:00)
- Билеты: Взрослый – € 5
История и этапы строительства
Собор был возведен на месте церкви Санта Репарта. К концу 13-го века старый собор обветшал и стал слишком мал для стремительно развивающегося города. Влиятельные купцы города приняли решение построить на месте старого собора новый, величественный храм, который бы превосходил в своем великолепии храмы в Сиене и Пизе, — соперничающих с Флоренцией городах. В результате собор стал самым крупным в Европе, на момент завершения он мог вместить всех жителей города.
Для строительства был приглашен видный архитектор Арнольфо ди Камбио. Постройка собора продолжалось в целом около шести веков. Арнольфо ди Камбио создал проект собора, после него строительство продолжилось под руководством Джотто, Франческо Таленти, Джованни д’Амброджо, Орканья и других архитекторов. Джотто стал автором проекта колокольни.
Возведение купола, самой примечательной части собора было доверено выдающемуся мастеру эпохи Ренессанса Филиппо Брунеллески, он спроектировал и предложил наиболее дешевый и эффективный способ возведения купола. Технология, которая была использована в строительстве, держалась в секрете до самого воплощения замысла.
Для мастеров раннего Возрождения большое значение имели знания по астрономии, их учитывали и применяли в строительстве. Так проект Дуомо предполагал, чтобы 21-го июня, в самый долгий день в году ровно в 12 часов дня луч солнца проходил через купол храма и падал на вписанный в пол собора мраморный медальон. Если луч не попадал на медальон, то это означало, что центр тяжести постройки сместился и требуется срочный ремонт.
В конце 16-го века был разрушен фасад собора. Завершение его постройки относится к 1887 году. Автор существующего ныне фасада, определяющего весь облик собора — Эмилио де Фабрис. Его оригинальным решением стал полихромный облицовочный мрамор, из-за которого собор «играет» цветами итальянского флага.
Именно здесь, в этом соборе, читал свои проповеди легендарный Савонарола, здесь же состоялось покушение папы Сикста IV на братьев Медичи.
Купол
После сорокалетнего простоя, работу над куполом доверили Филиппо Брунеллески.
Филиппо Брунеллески изобрел специальные подъемные механизмы для ежедневного подъема наверх около шести тонн материалов.
Брунеллески понимал, что возведение купола сопряжено с дополнительные нагрузками, и все его усилия были направлены на максимальное облегчение веса.
Гений Брунеллески в том, что он, не будучи архитектором, сумел понять законы организации форм, перераспределения и передачи нагрузок. Облегчение веса свода достигнуто устройством пустотелого купола с двумя оболочками, одна из которых является несущей, а верхняя – ограждающей.
Идея постройки двухслойного каркаса, укрепленного ребрами — это новаторское инженерное решение по расчленению несущих и ограждающих конструкций. Купол крупный красного цвета, расчленен только белыми каркасными ребрами.
Деревянный макет купола
Никакого декора, все предельно просто. Но эта простота достигается невероятной сложностью решения всех частей купола.
Брунеллески как конструктор нашел правильный изгиб ребер – стрелу свода в 60 градусов, которая обладает наибольшей прочностью. Технической находкой является способ кладки. Кирпичи располагаются не горизонтально, а с наклоном внутрь, при этом центр тяжести свода оказывается внутри купола.
Купол Дуомо сегодня, вид изутри
Вес купола без тяжелого мраморного фонаря около девяти тысяч тонн, его диаметр составляет 42 м, высота 91 м от пола собора.
В 1436 году купол, состоящий из четырех миллионов кирпичей, был завершен. В 1446 году на крыше появилась лантерна.
Снаружи
Наверное, увидев однажды, Дуомо-ди-Фиренце ни с чем перепутать нельзя. Фирменное бело-розово-зеленое сочетание мрамора из Каррары, Мареммы и Прато получилось и необычным, и шикарным, правда?
Как это принято у каждого уважающего себя средневекового собора, фасад Дуомо полон символизма. Например, розетка фронтона – это не просто витражное окно для красоты. Она олицетворяет деву Марию – которая там же и изображена на троне, – плюс цветок красуется на гербе Флоренции. Правда, лилия, но все же.
Фасад, конечно, никакая не готика, а неоготика (конец 19 века, когда вся Европа вдохновенно вдруг вспомнила о своем Средневековье и усиленно отправилась реставрировать то, что еще можно было спасти – мой любимый собор Парижской Богоматери, кстати, тоже воспрял духом именно в этот период).
Что еще интересного есть снаружи? Во-первых, мозаики над каждым из порталов (фото слева направо):
Во-вторых, фигуры флорентийских епископов – в нишах контрфорсов по обе стороны от порталов. На этом фото видны две фигуры.
В-третьих, Дева Мария с младенцем на руках в окружении 12 апостолов.
В-четвертых, известные флорентийские художники – их бюсты почти на самом верху, над главной розеткой. Сразу видно, что культурная столица!
Ну и, конечно, венчает все изображение Бога-отца (в треугольном тимпане).