Площадь навона в риме

История создания

В середине XVII века на площади Навона завершалось строительство Палаццо Памфили (Palazzo Pamphilj). Иннокентий X, Папа Римский (Papa Innocenzo X), глава семьи Памфили решил возвести рядом с родовым имением обелиск с голубем и оливковой ветвью на вершине. Вокруг обелиска планировалось возвести фонтан.

Был объявлен конкурс – тендер на лучший архитектурный проект, к которому Бернини не допустили. В тот период архитектор руководил строительством колоколен на фасаде собора Святого Петра (Basilica di San Pietro). В башнях появились трещины, и из-за финансовых проблемы строительные работы были прекращены, а колокольни снесли. И хотя расследование доказало невиновность Бернини, его репутация была подорвана. Победа практически была в руках у Франческо Борромини (Francesco Borromini), тоже великого архитектора и любимца нового Папы, но судьба распорядилась иначе.

По второй более интересной версии на решение папы повлияла Олимпия Майдалькини (Olimpia Maidalchini) более известная как Донна Олимпия (в Риме есть даже улица названная в ее честь), которая была замужем за Памфилио Памфили, братом Иннокентия X и являлась его любовницей.

В любом случае в этом эпизоде карьеры мастерство Бернини пробивать себе государственные заказы и договариваться с людьми, даже в самые неблагоприятных периодах карьеры, проявилось во всей красе.

История площади

В 80 году нашей эры в Риме был сооружен стадион Домициана. Данная постройка – презент императора Тита Флавия горожанам. Зачастую она была задействована для прохождения спортивных мероприятий. Второе имя стадиона – арена Агонов (от древне греческого «ἀγών» — «соревнование»). Как раз данному термину Piazza Navona в Риме и обязана своим наименованием. В первые столетия нашей эры стадион именовали «campus agonis», ближе к Средним векам данный термин преобразовался в «n’agone». В результате имя сократили до «navona». Так площадь получила свое название.

Сооружение было роскошно украшено внутри и снаружи. В арках возле стадиона находились лоточная торговля и увеселительные заведения. Любопытен тот факт, что один из домов терпимости у стадиона в дальнейшем преобразовался в храм.

Площадь Навона в раннехристианский период

На северной стороне площади Навона находится храм Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре.

  1. Церковь, возведенная во славу Девы Марии, построили на развалинах стадиона Домициана в 12-м веке.
  2. Средства на сооружение церкви на площади Навона завещал монарх Фердинанд III Кастильский.
  3. С 16-го по 17-го столетия базилика обладала статусом национальной испанской церкви в Риме.
  4. В 19-м веке с помощью стараний папы Льва XIII храм Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре была восстановлен.
  5. Вход в здание был перемещен с внутренних столичных улиц на Piazza Navona.

Храм Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре

Убранство церковного алтаря и множество картин в храме созданы живописцем эпохи Ренессанса Франциско де Костелло.

Piazza Navona в эпоху барокко

Площадь Навона в Риме – наиболее видный пример барокко, который возможно отыскать в Риме. Эпоха барокко в данном столичном уголке наступила благодаря семейству Памфили. Еще в завершение 15-го столетия один из членов данного семейства приобретет 3-и старинных дома, располагающихся на площади Навона.

Через полтора века Джамбаттиста Памфили получает сан папы римского и берет себе имя Иннокентий X. Папа замыслил возвести семейный дворец в южной части площади Навона. С данной целью он пригласил барочного архитектора – Джироламо Райнвльди. С помощью данного мастера палаццо Памфили обзавелся таким элегантным фасадом.

Палаццо Памфили и храм святой Агнессы

Внутреннее убранство дворца было поручено Франческо Борромини. Папа подарил восхитительный римский особняк собственной родственнице — Олимпии Майдалькини. Палаццо Памфили может гордиться 23 залами и отличной галереей, пролегающей через целый 1-ый этаж особняка. Своды галереи в 1651 году были украшены фресками кисти Пьетро да Кортона. А в 1672 году к зданию дворца пристроили храм святой Агнессы, в которой был упокоен папа Иннокентий X. В настоящее время в здании дворца на площади Навона находится посольство Бразилии.

Внутреннее убранство дворца

Легенда об Агнессе Римской

Piazza Navona стала центром одной легедны. Бытует увлекательная история о жизни римской девушки, которую звали Агнесса. Невероятной красоты дева жила в Риме в 3-м столетии нашей эры, она приняла христианство и собиралась целиком посвятить себя церкви. К несчастью, в нее влюбился римский префект, который и думать не желал об отказе.

Разгневанный на праведную Агнессу, чиновник приказал обнажить ее и послать в подобном виде в дом терпимости, что преуспевал у стадиона Домициана. Защитники не бросили Агнессу в сложный час, ее распущенные волосы дали возможность спрятаться от жадных глаз толпы. Ангелы спустили на землю белоснежное облачение, в которое оделась верующая христианка. В публичном доме девушка тоже оставалась под укрытием веры, все римляне с посрамлением уходили из комнаты пленницы.

Сант-Аньезе-ин-Агоне

В январе 304 года непреклонная римлянка приняла мученическую смерть от рук солдат.

Сант-Аньезе-ин-Агоне – изящная белоснежная базилика, исполненная в стиле барокко. Фасад храма смотрит на Piazza Navona, зовя туристов зайти внутрь. Голова святой Агнессы хранится в храме как высокочтимая реликвия.

Площадь Санта-Мария-Маджоре в Риме

Площадь Санта-Мария-Маджоре предстает перед туристами как полная победа над обыденностью и стиль высокого мастерства. Собор Санта-Мария-Маджоре является основным украшением одноименной площади. Собор Санта-Мария-Маджоре — это одна из четырех главных базилик Рима (Площадь Санта-Мария-Маджоре, 42. Рим). Колокольня Собора Санта Мария Маджоре — самая высокая в Риме. Восточная стена базилики, примыкающая к Площади Божией Матери «Маджоре», считается главным входом в собор Санта-Мария-Маджоре. Ежегодно 5 августа в праздник церкви прихожане проходят под «снегом» из белых лепестков роз, согласно легенде возникновения этого храма. Звуки церковного органа разливаются над площадью. Под зданием церкви работает музей. Напротив собора на площади Санта-Мария-Маджоре возвышается 15 метровая коринфская колонна, которую венчает скульптурная композиция из бронзы Девы Марии с младенцем (1614 год). Фонтан дополняет красивые перспективы площади. 

Площадь Санта-Мария-Маджоре в Риме.

Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре

Церковь, названная в честь Девы Марии, находится напротив палаццо Памфили. Построена в XII веке на средства короля Фердинанда III Кастильского. Церковь была посвящена Святому Джеймсу Великому, покровителю Испании. В 1506 году церковь была объявлена национальной церковью Королевства Испания в Риме.

Во время оккупации Рима французами, церковь была полностью разграблена и до второй половины XIX века находилась в заброшенном состоянии. В 1879 году началось восстановление церкви стараниями Папы Льва XIII. Он перенес центральный вход на Пьяцца Навона, а главный алтарь — в восточную часть здания.

В 1938 году, с приходом к власти Муссолини, церковь вновь претерпела существенные изменения. Фашисты начали перестраивать исторический центр Рима, пересекая его крест-накрест новыми улицами и не обращая внимания на памятники истории. Алтарь был возвращен на прежнее место, восточный фасад уничтожен, а вход перенесен на вновь построенную улицу.

Сейчас с площади можно увидеть только фасад здания, не выделяющегося какими-либо архитектурными изысками. Возможно поэтому туристы не часто заходят внутрь, что является большой ошибкой. Это тихое и спокойное место, находящееся рядом с шумной и переполненной людьми площадью, где можно побыть в тишине и насладиться великолепными произведениями искусства.

Где находится и как добраться

Многие туристы обычно не задаются подобным вопросом, так как эта римская площадь находится в историческом центре Вечного города, исследуя который, рано или поздно там оказывается каждый приезжающий в Рим.

Для тех, кто целенаправленно наметил посещение Пьяцца Навона, уточним, что она находится довольно далеко от станций метрополитена, поэтому добираться сюда лучше всего на автобусе, курсирующем по Corso del Rinascimento. Ближайшие к площади остановки общественного транспорта – Senato и Rinascimento, где останавливаются автобусные маршруты № 70, 81, 87, 492, 628, а также № 6 и 7, курсирующие только в ночные часы.

Автор статьи: 39rim.ru

Рим: что посмотреть и чем заняться

  • Музеи (46)
  • Дворцы и виллы (12)
  • Церкви и базилики (27)
  • Сады и парки (6)
  • Археологические памятники (28)
  • Экскурсии на русском
  • Экскурсионные автобусы
  • Дегустации
  • Кулинарный путеводитель
  • Рим с детьми

Полезные ссылки:

  • Где остановиться в Риме — обзоры отелей, апартаментов и других вариантов для проживания. Особенности бронирования, цены на жилье и другая полезная информация.
  • Транспорт в Риме — все о городском транспорте Рима. Маршруты, расписания, билеты и туристические карты.
  • Трансферы из аэропорта, в аэропорт, в другие города.
  • Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.

История возникновения площади Навона

История возникновения площади берет свое начало еще с 1 века до н.э., когда на этом месте находился стадион Домициана (Stadio di Domiziano), подаренный жителям Рима императором Титом Флавием (Titus Flavius Domitianus).

Стадион служил для проведения состязаний атлетов по бегу, кулачным боям и метанию диска. Его овальная форма объясняет сегодняшнюю форму площади, нехарактерную для большинства городских площадей.

Во времена правления Домициана в 85 году стадион был увеличен в размерах до 275 метров в длину и 106 метров в ширину. Вместительность строения составляла 15 тысяч зрителей.

Многочисленные соревнования, проводившиеся на площади, послужили основой для ее названия. По-гречески, состязания звучат как агоны. Этот термин, претерпев некоторые изменения, в последующем превратился в слово «навона». В первые века нашей эры его название звучало как «campus agonis», а в Средние века — «n’agone», в результате преобразовавшись в «navona».

Соревнования на стадионе устраивались вплоть до 4 века. Роскошное убранство стадиона с внутренней и внешней стороны поражало воображение, а в арках возле стадиона находились лавки торговцев.

Средние века

В Средние века здесь начали возводить церкви, первая из которых была построена в честь святой христианки-мученицы Агнессы на месте бывшего публичного дома. Также на месте трибун стали строить дом, используя внешние стены и элементы стадиона, и арена со временем превратилась в площадь.

С 1477 по 1869 года здесь находились торговые ряды, которые впоследствии перенесли на площадь Кампо деи Фьори.

Эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения площадь приобрела отличительный стиль барокко. Были возведены элегантные дворцы:

  • Палаццо де Купис (Palazzo de Cupis) в 1520 году;
  • Палаццо Торрес Ланчелотти (Palazzo Torres Lancelotti) в 1552 году;
  • Палаццо Памфили (Palazzo Pamphilj) в 1650 году;
  • Палаццо Браски (Palazzo Braschi) в 1792 году.

Фонтаны в стиле барокко, построенные на площади, исполняли не только декоративную функцию, но также служили для спасения от жары в 17-18 веках. В то время их специально переполняли водой для того, чтобы охладить площадь. Это знаменитый фонтан Четырех рек, фонтан Нептуна и фонтан Мавра.

Современное время

Площадь во все века сохраняла свое предназначение – служить для проведения праздников и развлекательных программ. Здесь устраивались ярмарки, различные карнавальные шествия, костюмированные соревнования и турниры, конные состязания.

В современное время пьяцца Навона является местом проведения знаменитой ярмарки «Befana di piazza Navona». Пожалуй, это самая оживленная и многолюдная площадь Рима. Атмосфера праздника на площади сохраняется и по сей день.

Каждое здание на площади – шедевр. Помимо того, что здесь можно просто отдохнуть, охладиться у фонтанов, полюбоваться дворцами, можно также уединиться в благословенной тишине одной из церквей.

Дворец правосудия

Если немного пройти вдоль набережной Тибра, то можно увидеть Дворец правосудия — помпезное и большое здание, со множеством различных скульптур и украшений. Он был построен в начале XX века и при этом чиновников, руководивших строительством, подозревали в коррупции из-за огромных затрат, вложенных в возведение этого здания. Фасад дворца Правосудия украшают статуи известных римских юристов. Рядом находится небольшой скверик, который спасает туристов от зноя во время летних прогулок.

Рим. Дворец правосудия

Затем мы решили перейти через Тибр и отправится к одной из главных площадей Рима — Пьяцце Навона. Благодаря сосредоточению в этом месте большого скопления церквей, дворцов и фонтанов эта площадь по праву считается одной из красивейших в Риме. В течение нескольких столетий здесь располагался городской рынок. А еще раньше, во времена Римской империи, на этом месте был стадион, который и дал имя этой площади и определил ее форму. Основные здания, украшающие площадь Навона, были построены в XVII веке при папе Иннокентии X. Он повелел построить на этом месте дворец Памфили, в котором в наше время разместилось посольство Бразилии.

Что посмотреть

На данный момент Пьяцца Навона располагается на огромной территории, она каждый год привлекает большое количество не только лишь путешественников, но и местных жителей: много людей прогуливаются по площади не только лишь днем, но и ночью. Всевозможные викторины, зажигательные танцы, бесчисленные уличные музыканты и художники, прогуливающиеся молодые парочки творят неповторимую атмосферу, в этом месте вы также можете насладиться свежестью прохладного воздуха вблизи фонтанов или же расслабиться в кафе за чашкой кофе или чая. С наступлением Рождественских праздников на этой площади проходят тематические ярмарки посвященные Рождеству. В это время продаются игрушки для украшения дома или квартиры. Еще в предверии праздников проводятся веселые карнавалы.

Но самыми настоящими украшениями площади являются ее достопримечательности-великолепные архитектурные строения.

На площади находится Палаццо Памфили, который выполнен в барроканском стиле и удивляет своим изяществом и великолепием цвета. В этом здании на данный момент находится Бразильское посольство.

Палаццо Браски также важно посмотреть всем туристам. Это строение было возведено в конце восемнадцатого столетия для ближнего родственника папы Пия шестого

Проэктировал этот дворец известный архитектор Козимо Морели. В период нападений Наполеона на Рим отделка здания прекратилась, а семейство Браски потеряло все права на владение этим замком.

В конце Второй мировой войны в этом поместье жили много семей, которые были эвакуированы из мест военных действий. В середине двадцатого столетия этот дворец был отдан под здание музея. На углу этого здания была размещена древняя «говорящая» скульптура, которая была названа в честь имени Пасквино. Ее обнаружили во время проведения раскопок в начале шестнадцатого столетия. Предполагалось, что в период Домициана эта статуя была украшением стен на стадионе.

Ещё одна достопримечательность, которую необходимо посмотреть — это величественный белоснежный храм Сант-Аньезе-ин-Агоне. Эта церковь сберегла свое первоначальное обличье благодаря людям, которые ее отреставрировали, потому, что в период военных действий во время второй мировой войны, она сильно пострадала. Восхитительный вид внутренней отделки церкви, с помощью мраморных барельефов, вы сможете увидеть, когда попадете вовнутрь. Голову праведной Агнессы до сих пор хранят в храме как священную реликвию.

Еще одно достояние города — храм Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре, который посвящен Святой Марии. Находится он возле Палаццо Памфили. Это строение располагается в окружении других зданий и вид его не такой величественный. Если вы зайдете вовнутрь, то сможете там увидеть фрески, сделанные самим Рафаэлем.

На этой площади одним из важных достояний в Риме являются фонтаны, их здесь три, и они сделаны в барроканском стиле.

В северной стороне площади находится фонтан Нептуна. Его построили в середине шестнадцатого столетия, и он был похож на каменный бассейн, из которого набирали воду местные жители, но в конце 19 столетия властями города было принято решение его отреставрировать и украсить декором. С тех пор фонтан украшает фигура Перуна, который сражается с осьминогом с помощью своего трезубца.

Также на площади есть еще один фонтан, который был сделан в конце шестнадцатого столетия, и он называется фонтан мавра. По центру самого фонтана расположена фигура мавра, который сражается с дельфином.

Но самое главное украшение площади, это фонтан «Четырех рек», который был создан известным скульптором Бернини. По центру самого фонтана высится обелиск, который взмывает в небо стрелой, и он весь исписан иероглифами.

История площади Навона в Риме

Возникла площадь Навона (Piazza Navona) в Риме еще в 46 году до н. э. На месте, которое в те времена именовалось Марсовым полем, сначала соорудили временный стадион. Инициатива исходила от самого Гая Юлия Цезаря. Император пожелал, чтобы в городе было особое место для празднования освящения его форума, а также спортивных соревнований. Со временем стадион был расширен: он вмещал огромное по тому времени количество зрителей — 15 тысяч — и традиционно был богато украшен изящными античными статуями богов и героев.

Вокруг всего первого этажа располагались арки из травертина. В них устроили свои лавчонки многочисленные ремесленники, желавшие подзаработать на распаленных от азарта зрителях. За стенами стадиона размещались и традиционные для Древнего Рима места развлечений — бордели.

Наступление Средних веков ознаменовало новую эру в истории Пьяцца Навона. Здесь стали строиться христианские церкви и соборы. Интересно, что первая возникла на месте праведного мученичества христианки Агнессы, которая была впоследствии причислена к лику святых. Необычно то, что свою смерть в виде чаши с ядом она приняла в стенах все того же борделя. В средние века большая часть трибун бывшего стадиона были застроены жилыми домами. Сама же бывшая арена спортивной славы превратилась в небольшую площадь, которая стала все больше и больше расширяться.

Удивительно, но это бывшее когда-то языческим место ожидала громкая слава одного из христианских центров. Уже в 1644 году здесь был построен дворец папы Иннокентия. Дворец назывался палаццо Памфили, поскольку папа принадлежал к одному из старейших римских семейств — Памфили. Его родственница, знатная римлянка донна Олимпия Майдальчини, хотела перестроить площадь в настоящий античный форум.

В 1649 году на площади был построен фонтан «Четыре реки» с величественным обелиском в центре, еще чуть позже — фонтаны Мавра и языческого бога морей Нептуна. Так история и современность постепенно переплетались в этом удивительном месте. Римляне свято чтили Римскую церковь, но и не чурались своего языческого прошлого. И это только пошло на пользу площади Навона: архитектурный ансамбль получился в результате красоты необыкновенной.

Сейчас эту часть города для проведения досуга облюбовали не только приезжие, но и коренные жители Рима. Здесь традиционно устраиваются грандиозные ярмарки, торжественные праздничные представления и шествия. Например, под Рождество римляне и гости города могут насладиться Befanadi piazza Navona — рождественской рыночной распродажей игрушек и сувениров.

Церкви на площади Навона

Особой достопримечательностью площади Навона являются расположенные практически напротив друг друга две знаменитые церкви Рима: Сант Аньезе ин Агоне, поражающая своей роскошной барочной архитектурой, и церковь Санта Мария дель Сакро Куоре, которая изначально была обращена к исторической площади своей тыльной стороной.

Церковь Богородицы Святого Сердца

Адрес: Пьяцца Навона, вход находится со стороны Corso del Rinascimento, 27
Посещение: пн-сб 06:45-12:00 и 17:00-19:00; вс 08:00-12:00 и 16:30-19:00

Скромный фасад церкви Nostra Signora del Sacro Cuore, лишенный архитектурных излишеств, обычно мало интересует туристов, посещающих площадь Навона. Тем не менее, этот католический храм имеет довольно древнюю интересную историю. Первое здание на этом месте было возведено в XII веке на руинах стадиона Домициана по воле сына короля Кастилии Фердинанда III инфанта Энрике де Кастилья (1230-1303), основавшего при храме приют для испанских паломников. В 1440 году каноник Севильского кафедрального собора Альфонсо де Парадинас за личные средства перестроил церковь, поручив проект архитектору Бернардо Росселлино, и с 1506 года она стала национальной церковью Королевства Кастилии в Риме вплоть до начала XIX века. В 1818 году она была оставлена испанцами в пользу церкви Санта Мария ди Монсеррато, куда перенесли большинство произведений искусства, погребальных памятников и некоторые из алтарей. Долгое время здание использовалось в качестве муниципального склада, пока 1878 году не было продано миссионерам Ордена Святого Сердца.

Церковь Nostra Signora del Sacro Cuore Lalupa / Wikimedia Commons

В конце XIX века папа Лев XIII потребовал капитально отремонтировать находившийся на грани разрушения храм. При этом его главный вход был перенесен на площадь Навона, а в 1931 году, чтобы освободить место для новой улицы Корсо дель Ринасименто (проходящей параллельно Пьяцца Навона), апсида и трансепт церкви были снесены. Тем не менее, в здании XVI века до наших дней сохранились некоторые произведения эпохи Возрождения, в том числе мраморная стена серлианы за главным алтарем работы Пьетро и Доменико Росселли, фрески Пеллегрино Аретузи и Чезаре Неббиа, а также великолепная часовня Cappella di San Giacomo флорентийского архитектора Джулиано да Сангалло.

Церковь Сант Аньезе ин Агоне

Адрес: Via di Santa Maria dell’Anima, 30/A, вход со стороны Пьяцца Навона
Посещение: вт-вс 09:00–12:30 и 15:30–19:00. Закрыто: понедельник.

Находящаяся перед Фонтаном Четырех рек церковь Святой Агнессы посвящена девушке, которая, согласно традиционной версии, была замучена в возрасте двенадцати лет на располагавшемся здесь стадионе Домициана во времена преследования христиан при императоре Диоклетиане.

Церковь Сант Аньезе ин Агоне Fczarnowski / Wikimedia Commons

Церковь Сант Аньезе ин Агоне, проект которой разработал в 1652 году архитектор Джироламо Райнальди по заказу папы Иннокентия X, должна была стать своего рода частной часовней понтифика, примыкающей к его семейному дворцу, построенного рядом. В 1653-1657 году работы возглавил Франческо Борромини, который частично изменил первоначальный проект предшественника возведением великолепного вогнутого фасада церкви с тремя входными порталами и двумя колокольными башнями.

Интересный факт

У жителей Рима существует красивая легенда, связанная с непримиримым соперничеством между Борромини и Бернини. Народная молва гласит, что одиозные позы скульптурных фигур фонтана Четырех рек, сделанные Бернини, указывают на недопустимую фривольность Борромини в архитектурном облике возведенного католического храма. Так, символизирующая Рио делла Плата статуя поднимает руку, опасаясь обрушения церкви, а символизирующая Нил фигура даже закрывает лицо, чтобы не видеть безобразное творение архитектора-выскочки. Однако стоит учитывать, что это всего лишь легенда, поскольку фонтан на площади Навона был построен ранее, между 1648 и 1651 гг., а Борромини возглавил строительную площадку Сант Аньезе около 1653 года.

Тематические экскурсии:

Рим на ладони в компании римлянина

Погрузиться в прошлое Вечного города на фоне панорам с трех смотровых площадок-холмов

€150 за экскурсию

Подробнее >>

Прикоснуться к истории главного католического храма в мире

€132 за экскурсию

Подробнее >>

Секреты Рима: история, теология и геральдика

Открыть неординарное в 12 главных памятниках, найти скрытые объекты и погрузиться в тайны Ватикана

€150 за экскурсию

Подробнее >>

Древняя арена

В ночь с 18 на 19 июля 64 года н.э. в Риме случился страшный пожар, оставивший печальный след в истории города. Огненная стихия нанесла невероятный ущерб, остановить её не могли несколько дней. За это время огонь уничтожил целые кварталы города. Пожар стер с лица земли большое количество сооружений. Пострадал в эти дни и деревянный цирк, построенный при императоре Августе в конце I века до н.э., который находился на Марсовом поле (он практически сгорел дотла). Удачное местоположение способствовало возведению на этом месте спустя два десятилетия древнего стадиона.

В 85-86 годах Рим восстанавливал утраченное за время пожара. Возникали новые здания и дворцы. При этом уже тогда императоры понимали, что зрелища необходимы народу, чтобы агрессия и социальное напряжение находили выход во время созерцания представлений. Император Домициан занялся проектом стадиона и преподнес сооружение в дар римскому народу. Летописцы восхваляли поступок императора. А историки прославляли место для зрелищ как первый стадион каменной кладки в Древнем Риме.

Игры Certamen Capitoline

Стадион использовался как место празднования Certamen Capitoline Iovi, мероприятий в честь Юпитера Капитолийского, постепенно превратившихся в подобие олимпийских состязаний. Частично идеи проведения празднеств были заимствованы у греческих Олимпиад. Игры Certamen Capitoline были регулярными – раз в четыре года. Они включали в себя три основные дисциплины:

  • musicum;
  • equestre;
  • gymnicum.

Соревнования начинал музыкальный конкурс, во время которого римляне исполняли греческую и латинскую поэзию. Проводились эти состязания в Одеоне, специально выстроенном рядом со стадионом помещении. Цирк Максимус, который также восстановили после пожара, стал местом проведения конных представлений и скачек. Спортивная часть праздника проходила на стадионе и включала в себя гимнастические упражнения, проходившие на арене, подобной греческим.

Площади цирка украшали скульптуры и обелиски, которые делили сооружение на два ездовых трека. А стадион представлял собой открытую площадку для выполнения атлетических заданий.

Стадионом площадка была названа по именованию старинной меры длины – стадии, которая меняла своё значение в разные времена. Так, например, в Древней Греции стадия равнялась количеству 600 ступней Геракла (сына Зевса). Сейчас принято считать, что стадия приблизительно равна 177,6 метра. А во времена Олимпийской Греции эта мера длины представляла 192, 27 метра.

Проводимые на стадионе игры – «агоне» (от греч. agones), состояли из поединков по:

  • борьбе;
  • прыжкам;
  • бросанию диска;
  • метанию копья.

Считается, что самыми престижными были бег и гонки. Император Домициан, одетый в пурпурные одежды в греческом стиле и золотую корону с изображениями Юпитера, Юноны и Минервы, всегда посещал игры.

Описание стадиона Домициана

Стадион Домициана, известный также как Circus Agonalis, был прямоугольным сооружением, размерами 265 на 106 метров. Он был выложен кирпичной кладкой, отделан цветной штукатуркой и украшен многочисленными скульптурами. Доказательством такого внешнего облика стадиона является найденная неподалеку от Пьяцца Навона в 1501 году статуя Паскуино (Pasquino), считающаяся украшением древнего стадиона. Фасад покрывали плиты травертина, из которого также были сделаны несколько входных и внутренних арок, а трек для гонок выложен запекшейся глиной. Вместимость древнего стадиона поражает и современного человека – 20 – 30 тысяч человек одновременно могли участвовать в празднике.

Стадион, созданный Домицианом, нередко страдал от разных напастей. Спустя двести лет его реконструировал император Алессандр Северус (208-235). После восстановительных работ стадион получил и новое имя – Circus Alexandrinus, просуществовавшее вплоть до средних веков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector