Арка константина в риме
Содержание:
Описание Арки Константина
Триумфальная арка состоит из трех сквозных пролетов, из которых центральный является более высоким и широким по отношению к боковым. Ее архитектоника аналогична Триумфальной арке Септимия Севера, находящейся на Римском форуме. Обе фасадные части, внешние и внутренние стены сооружения украшены барельефами, которые представляют две сотни лет истории империи, запечатленные в мраморе. Для строительства арки был использован мрамор различного происхождения и качества, а некоторые блоки были заимствованы из более древних сооружений, как и ее некоторые декоративные элементы. В центральной верхней части с обеих сторон арки высечена надпись на латыни, с одним и тем же текстом: «Сенат и народ римский посвящают эту выдающуюся арку триумфов Императору Цезарю Флавию Константину Максимусу Пию Феличе Августу, который одухотворенный божеством и величием своего духа вместе со своим войском расправился в одночасье с государственной тиранией верным оружием». Известно, что Константин стал первым римским императором, принявшим христианство, утвердив его как официальную государственную религию. В надписи, украшающей данный монумент, выражение «одухотворен божеством» имело двоякое значение. Данная фраза во времена Константина сохраняла определенное равновесие между язычеством и христианством – двумя признанными государственными религиями. Уточнение позиции императора по этому поводу в те времена могло вызвать политические разногласия и нестабильную ситуацию. По обеим сторонам прославляющей императора надписи, над малыми пролетами арки и на боковых поверхностях сооружения можно видеть барельефы эпохи Траяна и Марка Аврелия. Панели Траянского периода использовались в качестве облицовки аттика Базилики Ульпия, располагавшейся на Форуме Траяна, а те, что относятся ко временам правления Марка Аврелия предназначались для Арки Панис Ауреи (Arcus Panis Aurei) – монумента, прославлявшего императора Марка Аврелия в победе над германскими народами (на сегодняшний день не существует). Скульптуры «Дакские Пленники», также украшающие аттик арки, датированы периодом правления Траяна и скорей всего были взяты с траянского Форума. В нижней части триумфальной арки над боковыми пролетами можно увидеть тондо (круглые медальоны) – копии рельефов периода Адриана. Согласно предположениям исследователей, они служили декоративными элементами входного портала небольшого святилища, посвященного Антиною – молодому фавориту императора. Его фигуру можно различить в сценах охоты и жертвоприношения. На боковых сторонах арки можно заметить медальоны, подобные Адриановским, однако изготовлены они были уже во времена Константина. К началу IV века относятся и продолговатые барельефы, помещенные непосредственно под круглыми медальонами. Использование декоративных элементов более древних сооружений не случайно. Причиной этому могло послужить сразу несколько мотивов. Прежде всего, реставрация готовых барельефов занимала гораздо меньше времени, нежели производство новых, а это в значительной степени могло сократить сроки изготовления сооружения. Некоторые исследователи предполагают, что использование более ранних декоративных элементов для новой арки могло быть обусловлено и упадком римской скульптуры. Если присмотреться к барельефам, очевидным становится различие в проработке деталей: «Константиновские» выглядят значительно проще. Кроме этого, историки утверждают, что использование барельефов, заимствованных с монументов императоров Адриана, Траяна и Марка Аврелия, также имело определенный смысл – таким образом императора Константина «приравнивали» к числу лучших правителей Рима.
Декоративные плиты II века, прежде чем они были установлены на арку, подверглись реставрации. Лица на барельефах были заменены на лица Константина и приближенных к нему персон, а сюжеты доработаны необходимыми деталями.
История создания
Возвращавшихся после успешных побед полководцев и императоров в Древнем Риме встречали всегда торжественно. Чтобы увековечить их подвиги, возводили специальные триумфальные арки. Это были мощные каменные сооружения, украшенные статуями выдающихся людей и рельефами с изображениями их великих деяний.
Традиционно у арки было три пролета. Триумфатор в колеснице, запряженной четверкой лошадей, проезжал в центральную. За ним следовали музыканты, воины, которые вели знатных военнопленных, несли на специальных носилках захваченные трофеи: оружие, драгоценности. Народ приветствовал победителей радостными криками и цветами.
Давайте тогда разберемся, чем же прославился Константин и почему ему решили воздвигнуть арку.
С 24 лет Константин мечтал стать императором и для этого готов был пойти на любые жертвы. План был таков – найти союзника в достижении этой цели и победить императора. Для этого он уехал в Британию к своему умирающему отцу Констанцию Хлору —римскому полководцу, объявленным цезарем Запада. Отец перед смертью наделил Константина полномочиями полководца, а войска провозгласили его римским императором. Шел 306 год.
В Риме в то время правил Максенций — тиран и необузданный в своих желаниях правитель. Жители быстро пожалели, что помогли ему стать императором. И тогда Константин, знавший о событиях в Риме, с войском выступил из Британии, перешел Альпы и в 312 году на территории Италии разбил части Максенция.
Голову Максенция доставили в Рим для демонстрации жителям Рима — прежний император повержен. Как только горожане увидели голову прежнего императора, сразу начали возводить арку для Константина, но закончить не успели. Поэтому, когда Константин вошел в Рим с почестями триумфатора, то своей арки не увидел, так как её ещё попросту не докончили.
Арка Константина – это единственная в Риме триумфальная арка, которую соорудили в честь победы не над внешним врагом, а над своим деспотом.
Закончили арку только в 315 году, и на ней выбили «Императору Флавию Константину, величайшему, благочестивому, счастливому…», дальше перечислялись все подвиги императора
Но Константин не оценил позднее внимание, проявленное к нему со стороны сената и граждан Рима. Он разлюбил этот город и в 326 году перенес столицу государства в Византий (в 330 г
его переименовали в Константинополь), создав там новое государственное устройство.
В эпоху средневековья арка Константина, как и Колизей, была интегрирована в систему городских укреплений. В начале 19-го века монумент был приведен в нынешнее архитектурное состояние. В современном Риме эта арка, как и многие другие античные памятники архитектуры, очень сильно страдает от выхлопных газов автомобилей и мотоциклов.
История
Арка, которая была построена между 312 и 315 годами нашей эры, была посвящена Сенатом в ознаменование десяти лет ( деценналии ) правления Константина (306–337) и его победы над правящим в то время императором Максентием (306–312) в битве при Мильвийский мост 28 октября 312 года, как описано в надписи на , и официально открылся 25 июля 315 года. Римский сенат не только дал арку для победы Константина, но и праздновал десятилетие, серию игр, которая проводится каждые десять лет. римляне. По этому поводу они также произнесли много молитв. Тем не менее, Константин фактически вошел в Рим 29 октября 312 года, в разгар ликования, и Сенат заказал памятник. Затем Константин покинул Рим в течение двух месяцев и вернулся только в 326 году.
Это место между Палатинским холмом и Целийским холмом пересекало древний путь ( Виа триумфалис ) в его начале, где он расходился с Виа Сакра . Этим путем пошли императоры, когда они с триумфом вошли в город. Этот маршрут начинался на Марсовом поле , вел через Большой цирк и вокруг Палатинского холма; сразу после Арки Константина процессия повернет налево у Мета Судан и двинется по Виа Сакра к Форуму Романум и на Капитолийский холм , пройдя через арки Тита и Септимия Севера .
В средние века Арка Константина была включена в одну из семейных цитаделей Древнего Рима, как показано здесь на картине Германа ван Сваневельта . Работы реставраций были впервые проведены в 18 — м века, последние раскопки произошли в конце 1990 — х лет, незадолго до Великого Юбилея 2000 арки служили финишной линией для марафона спортивного мероприятия для 1960 летних Олимпийских игр .
Полемика
Было много споров по поводу происхождения арки, при этом некоторые ученые утверждали, что ее больше не следует называть аркой Константина, но на самом деле это более ранняя работа времен Адриана , переработанная во время правления Константина, или, по крайней мере, нижняя часть. Другая теория утверждает, что он был построен или, по крайней мере, начат Максенцием , а один ученый полагал, что это было еще во времена Домициана (81–96).
Символизм
Какими бы ни были недостатки Максенция, на его репутацию в Риме повлиял его вклад в общественное строительство. К моменту его вступления на престол в 306 году Рим становился все более неуместным для управления империей, большинство императоров предпочитали жить в другом месте и сосредоточились на защите хрупких границ, где они часто основывали новые города. Этот фактор способствовал его способности захватить власть. В отличие от этого Максентиус сосредоточился на восстановлении столицы, его прозвище — консерватор urbis suae (хранитель своего города). Таким образом, Константин воспринимался, среди прочего, как депонент одного из величайших благотворителей города, и ему нужно было получить легитимность. Меценатство общественных работ этого периода вызвало много споров. Издав damnatio memoriae, Константин намеревался систематически стереть память Максенция. Следовательно, остается значительная неопределенность в отношении патронажа общественных зданий начала четвертого века, включая арку Константина, которая, возможно, изначально была аркой Максенция.
Дизайн и исполнение
Архитектурная форма арки была разработана тирольским архитектором и придворным художником Йоргом Кёльдерером и разработана придворным историком и математиком Максимилиана Йоханнесом Стабиусом по образцу триумфальных арок, построенных римскими императорами в Древнем Риме (хотя арка Максимилиана никогда не предназначалась для строительства в камне). Возможно, он был вдохновлен шестипанельным ксилография Вид Венеции , с высоты птичьего полета в Венеции разработан Якопо де Барбари и опубликовал Нюрнбергский издателя Антона Колб , оба из которых вошли в трудоустроить Максимилиана от около 1500. Детальнее рисунки ксилографии были созданы между 1512 и 1515 годами, в основном Альбрехтом Дюрером и его учениками Гансом Спрингинкли и Вольфом Траутом ; окружающие круглые башни приписываются Альбрехту Альтдорферу .
Дизайн включает три арки: центральная арка называется «Честь и могущество», левая — «Хвала», а правая — «Благородство». Каждая арка проиллюстрирована сценами, относящимися к Максимилиану, включая генеалогическое древо над центральной аркой, которое ведет назад к Хлодвичу I , первому королю франков , а затем к мифическим Франсия , Сикамбрия и Троя , окруженные геральдическими щитами , и 12 исторических сцен над каждой из двух боковых арок. Слева — бюсты императоров и королей, в том числе Юлия Цезаря и Александра Великого , а справа — предки Максимилиана. Башни по бокам показывают сцены из личной жизни Максимилиана. В правом нижнем углу находится линия из трех щитов с гербами Стабиуса, Кёльдерера и Дюрера. Многие панели содержат описательный текст, а длинная надпись внизу описывает все. Дизайн включает элементы египетских иероглифов, на которые повлиял перевод Иероглифы Виллибальда Пиркхаймера 1514 года, сделанный римским автором Гораполло .
Исторический контекст
Самое раннее и наиболее представительное использование триумфальной арки мотива в искусстве Возрождения началось в 1462 году с Альберти «s Базилика Санта — Андреа в Мантуе . В императорском Риме триумфальные арки были обычным способом почтить память императоров. В более поздние века триумфальные арки вдохновляли подражания во всем мире, такие как Триумфальная арка и Арка дю Карусель в Париже, Веллингтонская арка и Мраморная арка в Лондоне и Зигестор в Мюнхене. Отдельно стоящие римские арки также служат дизайнерским средством в эпоху Возрождения и позже. Первичные модели имеют одинарную или тройную арочную форму с панелями для надписей.
Триумфальная арка была одна из крупнейших печатных изданий когда — либо созданных (295 × 357 см или 116 × 141 в) и предназначалась для распространения в качестве пропаганды и быть выставлены в великолепных общественных местах. Живописную композицию множества сцен создал Андреа Мантенья . Эта техника стала стандартом для орнаментов в виде архитравов, изображающих победы и сражения. История показа этой монументальной гравюры демонстрирует, что Максимилиан осознавал потенциал гравюры на дереве как средства разговора о политике.
Крепление к стене состояло из сургучной ленты, гвоздей или прямого приклеивания, как и в картинах XV и XVI веков. Все гравюры императора Максимилиана I должны были быть раскрашены вручную. Тем не менее, только два набора оттисков из первого издания смогли сохраниться на протяжении столетий.
Колизей
Колизей (от colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (Amphitheatrum Flavium) — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени
Начну с истории, хотя, наверняка, она многим знакома. В этом случае просто освежим свои воспоминания.
Колизей в Риме построили в 80 году нашей эры при римском императоре Тите из рода Флавиев. В первозданном своем виде амфитеатр Колизей имел 3 этажа. На первом находилась ложа императора и мраморные места для сената. На втором этаже были установлены мраморные скамьи, предназначенные для граждан Древнего Рима. На третьем этаже находились места для всех остальных зрителей, выполненные в виде деревянных скамей и просто стоячих мест. Во IIвеке был достроен последний четвертый этаж.
Так выглядел Колизей по проекту, и, наверное, он действительно был таким при постройке в первом веке новой эры.
А таким изобразил Колизей Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830) на своей картине «Вид Рима. Колизей». На переднем плане Триумфальная арка Константина.
Это очень близко к тому, что мы видим сейчас спустя 2 столетия после написания этой картины
Основное предназначение Колизея в Риме было проведение гладиаторских боев. Арена амфитеатра позволяла вмещать до 3 тысяч бойцов. И хотя в наши дни Колизей в Риме наполовину разрушен, он по-прежнему производит огромное впечатление и с достоинством держит звание символа Рима.
Сейчас бесплатно Колизей можно посмотреть только снаружи. Обратите на толпы туристов вокруг. А в Древнем Риме не только вход был бесплатным, там еще зрителей бесплатно кормили. Неудивительно, что треть жизни римляне проводили в Колизее, где до 100 дней в году шли разные игры, соревнования и праздники!
Еще немножко исторических фактов.
Под ареной была целая система клеток, галерей, складских помещений, раздевальных и подвалов, сейчас открывшихся благодаря проведенным раскопкам. Речь идет о целом ряде помещений, где хранились различные предметы и механизмы, и где содержались животные до и после зрелищ. Основными зрелищами были бои гладиаторов и охота на животных (слоны, тигры, львы, медведи, бегемоты и т. д.). На арене происходили также выступления фокусников, спортивные состязания, конные турниры и даже морские битвы. Нижняя часть Колизея под ареной заполнялась водой из специально подведенных акведуков.
Из истории известно, что в день, когда официально открыли Колизей в Риме, на арене погибло более двух тысяч гладиаторов и было убито около пяти тысяч животных. А по самым скромным подсчётам, за всю историю этого уникального памятника архитектуры, здесь погибло более полумиллиона человек и не менее миллиона хищников.
В день официального открытия Колизея на его арене было убито 5 тысяч животных. По скромным оценкам, за всю историю этого сооружения в нем было убито более 500 тысяч людей и более миллиона животных.
В 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на него стали смотреть как на источник добывания строительного материала. Не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения.
В конце 13 века здесь вообще образовали каменоломню: из частей Колизея были построены более 20 аристократских домов и церквей — его использовали как дешевый строительный материал. Часть разрушенного землетрясениями Колизея была использована на строительство базилики Святого Петра… Каждый пытался утащить хотя бы кирпичик.
Камней в Колизее оказалось так много, что до сих пор из их остатков производят различные сувениры. Один из таких сувениров, как память о конференции по электролюминесценции 2008 года, я храню в своей коллекции.
Настоящий травертиновый мрамор 1 века, из которого построен Колизей.
В завершение первой части рассказа о Колизее я попытался оценить, сколько фотографий Колизея сделано человечеством за последние годы. По посещаемости всех музеев Италии Колизей уверенно занимает первое место. За год его посещают около шести миллионов туристов. За последние 20 лет, когда стали активно использоваться цифровые камеры, его посетило около 120 миллионов. Если предположить, что каждый посетитель сделал хотя бы десяток снимков (на самом деле гораздо больше), то уже получается умопомрачительная цифра, превышающая 1 миллиард снимков! Можно ли при этом что-то новое добавить в общую фото копилку о Колизее? Наверно, нет. Тем не менее, у каждого свои ассоциации, поэтому приведу несколько фотографий, каким нам запомнился Колизей.
Таким мы увидели Колизей в первый день нашего пребывания в Риме со смотровой площадки Витториано.
Величественный скелет
Архитектура
Арка включает в себя три пролета: самым крупным является центральный (11,5 метров в высоту), с боковых частей располагаются порталы меньших размеров. В высоту сооружение достигает 21 метра, ширина составляет 25,7 метров.
Фото: Sergej Borzov / Shutterstock.com
При строительстве использовались главным образом мраморные блоки. Аттик, находящийся в верхней части, изготовлен из кирпича, но имеет мраморную облицовку.
Сполии
Скульптурные и рельефные элементы, представленные в оформлении арки, перенесены из более старинных монументов. Таким образом, арка сочетает целый ряд античных фрагментов.
Это так называемые сполии (spolia), характерные для позднего античного времени и Средневековья. Декоративные элементы древних памятников выламывали и применяли для возведения новых сооружений.
С чем связано использование в Триумфальной арке сполий? Одни объясняют это упадком древнеримского искусства в 4 веке — хотя на настоящий момент данная версия является очень спорной.
Другие склоняются к мнению, что создавать новые элементы декора было просто некогда: арку поручено было возвести всего за три года.
По иной версии, создатели стремились поставить Константина в один ряд с Траяном, Адрианом и Марком Аврелием. Тем самым они намеревались утвердить положительный образ императора.
Аттик и барельефы
В верхней части арки можно увидеть восемь барельефов. Они были перенесены с монумента, созданного в период правления Марка Аврелия (Marcus Aurelius Antoninus) во 2 веке нашей эры.
Изображения посвящены сражениям Марка Аврелия против квадов (Quadi) и маркоманнов (Marcomanni) – древнегерманских племен.
Что означают барельефы на южной стороне:
- представление побежденного германского вождя перед императором;
- другие германские пленники;
- обращение императора к армии;
- жертвоприношение на поле сражения.
На северной стороне изображены другие сцены с императором:
- возвращение из военной кампании;
- покидание Рима по Фламиниевой дороге (Via Flaminia);
- дарение денег горожанам;
- допрос взятого в плен германца.
Каменные плиты, имеющие форму прямоугольника, изготовлены в высоту примерно три метра.
Медальоны
Непосредственно над боковыми пролетами находятся по два медальона или тондо (tondo). Их создание относится к эпохе императора Адриана (Publius Aelius Traianus Hadrianus). Диаметр каждого тондо составляет два метра.
Примечательно, что голову Адриана в рельефах охоты заменили на голову Константина, а в изображениях о жертвоприношениях – на головы императоров Констанция I Хлора (Flavius Valerius Constantius) и Флавия Лициния (Flavius Licinius).
Что изображено на медальонах с северной стороны:
- сцена охоты на вепря;
- обряд жертвоприношения Аполлону;
- эпизод охоты на льва;
- сцена жертвоприношения Геркулесу.
Рельефы с южной стороны содержат следующие повествования:
- отправление на охоту;
- обряд жертвоприношения Сильвану;
- эпизод охоты на медведя;
- сцена жертвоприношения Диане.
Боковые стороны монумента декорированы другими изображениями: в восточной части можно увидеть рельеф бога Солнца, в западной части — бога Луны.
Фото: Viacheslav Lopatin / Shutterstock.com
Рельефный фриз
Между медальонами и началом боковых арок располагается горизонтальный рельефный фриз, изготовленный в эпоху Константина. Он посвящен теме похода императора против Максенция.
Рассматривать рельеф нужно с восточный части: сначала Константин отправляется из Милана, затем изображаются сцены из военного похода. Далее рассказывается о возвращении правителя в Рим, его выступлении перед горожанами и даровании им денег.
Колонны
При взгляде на арку привлекают внимание колонны коринфского ордера: по четыре с каждый стороны. Занимают основной ярус сооружения, завершаясь перед аттиком
Изготовлены из желтого мрамора, добытого в Нумидии (Numidia) — области, существовавшей в Северной Африке.
В основании колонны декорированы рельефами, относящимися к периоду правления Константина:
- с лицевой стороны можно увидеть изображение Виктории;
- с боковых частей — военных Древнего Рима и их пленных.
Каждая колонна увенчана статуями даков (Daci), которые относились к племенам фракийцев. В боковых частях аттика располагаются рельефные изображения, означающие победу над даками.
Считается, что эти скульптуры изначально находились на форуме Марка Траяна (Marcus Ulpius Nerva Traianus).
История появления памятника
Единственное сооружение в итальянской столице, возведенное уже после победы полководца в гражданской войне, имеет совсем другую предысторию. Дело в том, что Константин, будучи дерзким и честолюбивым юношей, всегда мечтал стать императором. Ради достижения поставленной цели он был готов на все. Отец его был полководцем. Перед смертью он передал сыну собственные полномочия, а воины заранее провозгласили Константина императором. Римом в то время правил жестокий и деспотичный Максенций. Мечтавший взойти на трон доблестный Константин отправился со своей армией через Альпы на врага. Понимая, что силы Максенция ощутимо превышают число его воинов, будущий император подолгу молился в надежде получить какой-либо знак свыше.
И чудо произошло: на небе появился крест из лучей солнца, а ночью к нему во сне пришел Христос и призвал пойти войной на язычника Максенция, чтобы восстановить христианство в Римской империи. Окрыленный Константин выступил и победил армию жестокого тирана. Уже в 312-м году голову Максенция привезли в Рим, чтобы жители увидели поверженного деспота. Став победителем, Константин сел на долгожданный трон. И только спустя два года было начато строительство сооружения в память об этом событии.
Скульптурный стиль
Арка Константина — важный пример, часто цитируемый в обзорах истории искусства , стилистических изменений IV века и «краха классического греческого канона форм в позднеримский период», признак того, что город находился в упадке. и вскоре его затмило основание Константином новой столицы в Константинополе в 324 году. Контраст между стилями повторно используемых имперских рельефов Траяна , Адриана и Марка Аврелия и вновь созданных для арки драматичен и, по словам Эрнста, Китцингер , «жестокий», то, что там, где голова более раннего императора была заменена на голову Константина, художник все же смог добиться «мягкого, тонкого изображения лица Константина», что было «далеко от доминирующего стиля. мастерская ». Он остается самым впечатляющим из сохранившихся гражданских памятников Рима в эпоху поздней античности , но также является одним из самых противоречивых в отношении его происхождения и значения.
Китцингер сравнивает медальон Адриановской охоты на львов, который «все еще прочно укоренен в традициях позднеэллинистического искусства », и обнаруживает «иллюзию открытого, воздушного пространства, в котором фигуры движутся свободно и с расслабленной самоуверенностью» с более поздний фриз, где фигуры «зажаты, как бы зажаты между двумя воображаемыми плоскостями и так плотно упакованы в рамку, что лишены всякой свободы движения в любом направлении», с «жестами, которые являются» отрывистыми, чрезмерно выразительными и несогласованными с остальная часть тела ». На рельефах 4-го века фигуры расположены геометрически по образцу, который« имеет смысл только по отношению к зрителю », в щедрой сцене (ниже), в центре которой изображен император, который смотрит прямо на Китцингер продолжает: «Ушли в прошлое и классический канон пропорций. Головы непропорционально большие, туловища квадратные, ноги короткие ..
«Различия в физических размерах фигур резко подчеркивают различия в ранге и важности, которые художник второго века обозначал тонкими композиционными средствами в пределах, казалось бы, случайных группировок. проработка деталей и дифференциация текстуры поверхности
Лица обрезаются, а не моделируются, волосы имеют форму шапки с некоторой поверхностной пунктирной краской , складки драпировки в целом обозначены глубоко просверленными линиями «.
Совершенно очевидно, что заказ был очень важен, если спешил, и работа должна рассматриваться как отражающая лучшее из имеющихся мастерских в Риме того времени; эта же мастерская, вероятно, была ответственна за ряд уцелевших саркофагов . Вопрос о том, как объяснить то, что может показаться упадком как в стиле, так и в исполнении, вызвал огромное количество дискуссий. Факторы, представленные в обсуждении, включают: нарушение передачи художественных навыков из-за политического и экономического разрушения Кризиса третьего века , влияние восточных и других доклассических региональных стилей со всей Империи (точка зрения, продвигаемая Йозефом Strzygowski (1862-1941), и сейчас в основном сбрасывается со счетов), появление в общественном искусстве высокого статуса более простого «популярного» или «курсивного» стиля, который использовался менее богатыми на протяжении всего периода правления греческих образцов, активного идеологического отказ от того, что стали олицетворять классические стили, и сознательное предпочтение смотреть на мир просто и использовать выразительные возможности, которые давал более простой стиль. Скульпторов времен Константина больше интересовал символизм: как символизм для религии, так и символизм для истории. Одним из факторов, который не может быть ответственным, как показывают дату и происхождение Венецианского портрета четырех тетрархов , является рост христианства до официальной поддержки, поскольку изменения произошли до этого.
Стилистические отсылки к более ранним аркам Тита и Септимия Севера, вместе с включением сполий времен других более ранних императоров, можно рассматривать как преднамеренную дань римской истории.