Базилика санта мария маджоре

Интерьер базилики

Интерьер Санта-Мария-Маджоре поражает своим богатством и роскошью. В основном все убранства относятся к более позднему времени, однако кое-что сохранилось и со времен основания храма.

Своды центрального нефа (или, проще говоря, главного зала) поддерживают античные колонны. Также с V в. сохранились мозаики над колоннами, иллюстрирующие сцены из Ветхого завета.

С одной стороны – сюжеты из жизни патриархов Авраама, Исаака и Иакова, с другой – история о странствиях Моисея. А если поднять взгляд еще выше, над мозаиками увидите фрески со сценами из жизни Девы Марии.

Интерьер базилики поражает своим богатством и роскошью

Пространство над апсидой тоже заполняет мозаичное панно на библейские темы. Оно датировано XIII в. за авторством монаха-францисканца Джакопо Торрити. Ему же принадлежит и мозаика на полукуполе апсиды, которая изображает коронацию Мадонны.

Довершает все это великолепие резной деревянный потолок центрального нефа с кессонами (прямоугольными углублениями). Говорят, что в его отделке изначально использовали перуанское золото, привезенное Колумбом.

Увы, но того золота сейчас не осталось и в помине. Потолок неоднократно был реставрирован, а потому и золото на нем теперь самое обычное.

Резной деревянный потолок базилики украшен золотом

А теперь снова опустим глаза вниз и полюбуемся на удивительной красоты пол, напоминающий мозаику. Когда-то здесь лежали простые мраморные плиты, но в XII в. поверх них выложили узоры из маленьких разноцветных кусочков мрамора.

Такая техника получила название «косматеско» от фамилии семьи Космати – основателей этого декоративного направления.

Песня о Santa Maria Maggiore

Эта базилика – место редчайшее, потрясающие шедевры искусства тут гармонично перевиваются с духовным миром. Очутиться под сводами древнейшей христианской базилики было совершенно достаточно для молдавского композитора Петра Теодоровича (Петрэ Теодорович). Финальным из его произведений стала композиция «Римская полночь». Созданная совместно с автором Николаем Зиновьевым данная песня не раз завоевывала сердца слушателей.

Печальное, наполненное ностальгией, произведение исполнял актер и певец Александр Михайлов, «Санта-Мария-Маджоре» в 1997 году пришлась по душе и молодому болгарскому певцу Филиппу Киркорову.

Фасад Санта-Мария-Маджоре

Центральный фасад собора Санта-Мария-Маджоре

По заказу Климента XII постройкой нового фасада и реставрационными работами базилики занимался флорентийский архитектор Фернандо Фуга. В 1741 году, он закончил работы, и базилика Санта-Мария-Маджоре предстала перед римлянами почти в том виде, какой имеет сейчас.

В эпоху расцвета барокко, ему удается сохранить сдержанность, как в оформлении фасада Санта-Мария-Маджоре, так и в интерьере. Благодаря чему большинство деталей интерьера сохранено с V века. К ним относятся, прежде всего, мозаичные изображения сцен Ветхого Завета, расположенные с двух сторон от центрального нефа и золотые мозаики, рассказывающие о раннем периоде жизни Иисуса Христа, ими расписана триумфальная арка.

В оформлении фасада Фернандо Фуга применил сочетание лоджии и портика. Они закрывают Старый фасад базилики и прячут сохранившиеся на старом фасаде мозаики V века от внешних факторов разрушения. При этом добиваясь парадности и торжественности, строгости и пластичности каждого элемента фасада.

Капеллы

Большой интерес представляют три капеллы.

Расположенная справа Сикстинская капелла построена по поручению папы Сикста V Доменико Фонтана. Капеллу увенчивает купол, она отличается богатством декора. Здесь похоронены Сикст V и Пий V. Их надгробные памятники украшены барельефами. Статую коленопреклонённого Сикста V выполнил скульптор Джованни Паракка, прозванный Вальсольдо.

Пройдя из этой капеллы в левый неф, можно попасть в Капеллу Паолина — капеллу папы Павла V, происходившего из семейства Боргезе, отсюда второе название: Капелла Боргезе. Строительство было поручено Павлом V архитектору Фламинио Понцио вскоре после избрания папы 16 мая 1605 года. Её план идентичен плану расположенной напротив капеллы Сикста V работы Доменико Фонтана. Капелла была построена для размещения знаменитой иконы Мадонны «Спасение римского народа» (Salus Populi Romani) и с расчётом на захоронение самого папы. Икона — один из наиболее почитаемых в Риме образов Девы Марии — написана в XII веке (с последующими прописями XIII века) римским мастером по византийскому оригиналу VIII века, одному из «списков» иконы, написанным, по преданию, самим евангелистом Лукой. Икону в пышной барочной раме «поддерживают» золочёные фигуры ангелов работы скульптора Стефано Мадерно. Росписи в 1612 году осуществил Чиголи (Лодовико Карди). В капелле похоронены римские папы Климент VIII и Павел V.

Находящаяся на этой же стороне, но ближе к выходу капелла Сфорца построена Джакомо делла Порта, возможно, по проекту Микеланджело.

Что посмотреть

Фото золотого потолка и мраморного пола в церкви Санта-Мария-Маджоре

Главные святыни церкви придется поискать. Если обратить свой взор чуть ниже папского алтаря, можно заметить ясли, которые якобы принадлежали самому младенцу Иисусу.

Ясли, якобы принадлежавшие младенцу Иисусу

Также в церкви хранится икона «Спасение народа римского». Она считается самой почитаемой в городе.

В церкви хранится очень почитаемая икона «Спасение народа римского»

При входе в базилику Санта-Мария-Маджоре можно увидеть мозаику «Чудо со снегом», посвященную легенде о возникновении храма.

При входе в базилику Санта-Мария-Маджоре можно увидеть мозаику «Чудо со снегом», посвященную легенде о возникновении храма

Три капеллы церкви – это еще одна местная гордость. Сикстинская была создана по заказу папы Сикста V. В соответствии с его замыслом стены расписаны сценами на тематику Рождества Христова. В капелле похоронен сам папа, а также Пий V и известный скульптор Бернини.

Сикстинская капелла, в которой похоронены папа Сикст V, Пий V и скульптор Бернини

Паолинская капелла (или Боргезе) зеркально отражает Сикстинскую. Она появилась в 18 веке по инициативе Павла V, урожденного Камилио Боргезе. Кроме него здесь упокоился Климент VIII. Украшает капеллу икона Мадонны Солюс Популли Романи.

Паолинская капелла (или Боргезе), в которой похоронены Павел V (урожденный Камилио Боргезе) и Климент VIII

Наименее роскошной выглядит капелла Сфорца, однако первое впечатление обманчиво. Есть версия, что она создавалась в соответствии с эскизами великого Микеланджело Буонарроти.

Капелла Сфорца возможно создавалась по эскизам Микеланджело Буонарроти

Стоит обратить внимание и на орган, который папа Пий XII заказал в 1952 году. Инструмент рук мастеров Машони заменил старый аналог 18 века

Примечательно, что его предшественник «жив» и по сей день. Он находится в церкви Алифорни.

Орган в церкви Санта-Мария-Маджре — работа мастеров Машони

В подвальном помещении церкви также расположен музей, посвященный папскому собору. В нем собраны предметы, имеющие связь с самой базиликой и ее святыми покровителями. Частью экспозиции являются и атрибуты власти Папы, предметы изобразительного искусства, статуи.

Фасад базилики Санта Мария Маджоре

Современный фасад базилики был возведен в 1741-1743 гг. Первый камень в его основание был заложен 4 марта 1741 года папой Бенедиктом XIV, который поручил архитектору Фердинандо Фуга перестроить предыдущий, предусмотрев в нем лоджию для благословения паломников, собиравшихся на площади.

Базилика Санта Мария Маджоре

Портик из пяти аркад на нижнем этаже и три арки в верхней лоджии скрывают сегодня уникальную мозаику XIII века предыдущего фасада, выполненную Филиппо Русути между 1288 и 1297 годами.

Мозаики лоджии Филиппо Русути, 1288-1297

Древнее мозаичное украшение иллюстрирует легенду о происхождении базилики Санта Мария Маджоре, описывая сцены явления Девы Марии, которые вдохновили Папу Либерия на строительство новой церкви. Эту единственную подписанную работу Филиппо Русути можно увидеть только при посещении базилики в экскурсионном туре в сопровождении гида.

Скульптуры верхней части фасада базилики Санта Мария Маджоре

Возведение нового фасада было окончательно завершено к Юбилейному 1750 году. Его увенчала статуя Мадонны с ребенком на руках, как будто парящая в небесах, в окружении скульптурных фигур святых понтификов, а также епископов Карла Борромео и Благословенного Николо Альбергати.

Капеллы

Сикстинская капелла (Cappella Sistina). В храме находятся несколько капелл. Сикстинская расположена справа от входа. Она построена Доменико Фонтана по поручению папы Сикста Y в 1543-1607 годах. В плане помещение представляет собой латинский крест. Изумляет купол сооружения, состоящий из 8 секторов с живописными изображения святых. На престолах Святых Даров возвышается дарохранительница, ее держат бронзовые позолоченные ангелы (работа Риччи, конец XYI века).

Паолинская капелла (Боргезе) и капелла Сфорце.  Паолинская капелла является как бы зеркальным отражением Сикстинской, распложена в противоположной стороне. Боргезе – знатная, возвысилась благодаря кардиналу Камилло Боргезе. В 1605 году его избрали Папой Римским под именем Павел Y. По его указанию построена Паолинская капелла, или капелла Боргезе. Проектировал капеллу Фламинио Понцио, ему были предоставлены значительные средства богатого семейства, поэтому помещение поражает великолепием и богатством. Декор выполнен из мрамора, бронзы, богато украшен позолотой. Главная реликвия – византийская икона Божией Матери “Salus Populi Romano” (“Спасение народа римского”).

Художник бесценной иконы точно не известен, историки приписывают ее Луке-евангелисту. Исследования показали, что ей не меньше 2000 лет. В капелле находится захоронения Климента YIII и Павла Y, чье надгробие изваял в 1611 Фламинио Понцион. Еще одним шедевром базилики считается капелла, которую как некоторые думают, спроектировал Микеланджело незадолго до смерти в 1564 году. По убранству она гораздо скромнее, чем Сикстинская или Боргезе капеллы.

Лестница

Она появилась в 1348 году и стала подарком Богородице от жителей города, которые сами собрали средства и материалы для её строительства. Считается, что именно чудотворная икона Мадонна Арачели (Madonna d’Ara Coeli) спасла Рим от бубонной чумы 1346–1353 гг., которая стала самой смертоносной пандемией в истории человечества, забравшей около 200 млн. жизней.

После того как святыню обнесли вокруг Рима, чума отступила, унеся при этом не так много душ, как в других городах. Об этом событии напоминает мемориальная доска, размещённая на фасаде церкви слева от главного входа.

Лестница выложена из останков античного храма Сераписа в Квиринале (Tempio di Serapide del Quirinale) и имеет 124 ступени, на поверхности которых до сих пор кое-где сохранился резной узор. В прошлом паломники и бездомные нищие часто устраивались на ночлег прямо на ступенях лестницы, принимая такую возможность, как благодать.

Открыл лестницу и торжественно первым по ней прошёл Кола ди Риенцо (Cola di Rienzo) – итальянский учёный и народный трибун, который уже в середине XIV в. боролся за свержение папства и объединение Италии. По иронии судьбы он был казнён у подножия той же лестницы, где впоследствии расставались с жизнью и другие осуждённые на смерть узники. Справа у подножия лестницы, где сохранился небольшой сад, стоит памятник, посвящённый герою Средневековья, выполненный в XIX в. известным итальянским скульптором Джироламо Мазини (Girolamo Masini).

Вокруг мраморной лестницы, ведущей к базилике, существует несколько поверий. Считается, что бесплодные женщины, взобравшись к храму по лестнице на коленях, смогут вымолить долгожданного ребёнка, а грешники – получить отпущение всех грехов.

Не без юмора, римляне верят, что если преодолеть таким же способом подъём к храму в полночь, читая псалом 130 (De Profundis), то обязательно повезёт в лотерее.

Интерьер

При всех произошедших переменах и перестройках, базилика Санта-Мария-Маджоре во многом сберегла свой аутентичный облик.

Наибольший интерес у посетителей вызывают элементы мозаики Santa Maria Maggiore, сохранившиеся до современности из 5-го столетия нашей эры. Основной неф церкви и триумфальная арка были декорированы мозаичными картинами еще при папе Сиксте III.

Вход в базилику декорирован мозаичным полотном «Чудо со снегом», он отправляет посетителей к легендарному былому храма. В XIII веке на апсиде базилики была еще выложена мозаика, иллюстрирующая коронование Мадонны, матери Иисуса. Поразительная картина была исполнена приором ордена францисканцев Якопо Торрити (Jacopo Torriti) по заказу папы Николая IV.

Геометрические узоры пола перекликаются с замысловатым потолком работы Джулиано Сангалло (Giuliano Sangallo). На деревянные потолочные панели нанесено золото, добытым в Перу испанскими первооткрывателями.

Не имеющая цены реликвия базилики – Святая колыбель, располагающаяся под главным алтарем. Коленопреклоненная статуя папы Пия IX – символ веры и уважения к древней святыне.

Драгоценная хрустальная урна, с росписью из серебра, прячет в себе элементы деревянных яслей, в которых в свое время лежал младенец Иисус.

Развивает тему Рождества одноименная статуя Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio).

Чем знаменита Санта-Мария-Маджоре

Санта-Мария-Маджоре — место, которое обязательно стоит посетить в Риме

Прежде всего, Санта-Мария-Маджоре — самая большая и главная базилика из 26, посвященных Божьей матери, находящихся в Риме. По красоте фасада и интерьера Санта-Мария-Маджоре уступает только Собору Святого Петра.

Ее семидесяти пяти метровая колокольня, построенная в конце XIV века по распоряжению папы Григория XI, самая высокая в Риме. Поэтому те, кто прибывает в Рим на железнодорожный вокзал Термини, выйдя на привокзальную площадь, издалека видят ее пирамидальный венец с крестом. На колокольне установлено пять колоколов.

История

С основанием этой церкви связана интересная легенда XIII века. В IV веке трём людям: папе Либерию, римскому патрицию Иоанну (Джованни) и его жене, явилась во сне Дева Мария. Патриций и его жена были бездетны, и много лет молились о рождении ребёнка. Дева Мария во сне сказала патрицию, что ниспошлёт ему долгожданное дитя, если он выстроит церковь на холме Эсквилин, на том месте, где на следующий день обнаружит снег. Наутро патриций поделился сном с женой, и оказалось, что она видела тот же сон. Вместе патриций и его супруга отправились к папе, и тогда выяснилось, что Дева Мария явилась и ему, и сказала во сне о необходимости строительства новой церкви и об указующем место снеге. Было 5 августа 352 года (или 358 года), жаркое римское лето, когда папа Либерий, патриций Иоанн и его супруга в сопровождении процессии духовенства отправились на Эсквилин. На холме, среди зелени, лежал чистый белый снег. Немедленно была на этом месте заложена церковь. Само событие получило название «чудо о снеге», и в честь него церковь (а позднее и множество других в других странах) была названа в честь Девы Марии Снежной.

Её сменила базилика, построенная в 432—440 годах папой Сикстом III и посвящённая Богоматери. Многие папы, стремясь сделать эту весьма почитаемую римскую церковь ещё прекрасней, достраивали и украшали её. Колокольня, самая высокая в Риме (75 м), датируется 1377 годом. Северо-западный фасад оформлен Карло Райнальди в 1673—1680-х гг. Главный фасад с портиком и лоджией построил в 1740-х гг. Фердинандо Фуга. В лоджии, на стене, представляющей собой старый фасад церкви, сохранился мозаичный декор начала XIV в.

Согласно Пространному житию равноапостольного Кирилла IX века, папа римский принял «книги славянские, освятил и положил их в церкви святой Марии, называемой Фатан», то есть в храме Санта Мария Маджоре, что означало одобрение римской курией созданного для славян письма.

Мраморный слоник

Площадь украшает совершенно замечательный мраморный слоник, работы Бернини, с египетским обелиском на спине. Это довольно странная для Европы композиция установлена на площади по желанию очередного Папы в 1667 году. Любопытно, что описание слона с обелиском на спине впервые было опубликовано в романе эпохи Возрождения «Гипнэротомахия Полифила» (1499 год). Т.е. слоник Бернини это скульптурная иллюстрация популярного романа. Его содержание есть в Википедии.

Слон с египетским обелиском на спине

Замечательный слоник Бернини

Первая мысль, которая пришла в мою голову после прочтения краткого пересказа «Гипнэротомахии Полифила» была: «А ученые точно уверены, что в 1499 году римляне были христианами?». Можете сами почитать пересказ этого опуса. Главные герои романа собирались служить Венере, даже страшно представить, что они под этим подразумевали. Сегодня ученые мужи утверждают, что не нужно это все понимать буквально, мол это аллегории.

Капеллы

Завершают убранство храма множество капелл, посвященные кардинала и папам, а еще старинный баптистерий. Все 3-и капеллы потрясают своим убранством.

Сикстинская капелла (Cappella Sistina)

В 15-м столетии папа Сикст V наказал своему доверенному архитектору Доменико Фонтана (Domenico Fontana) сделать капеллу Самого Благословенного Таинства. В ней обязательно должны были иметь место сцены Рождества Христова. Увековечиванием триумфа Девы Марии, ее божественной миссии на стенах Сикстинской капеллы занялись 2-а художника: Цезарь Гуэрра (Cesare Guerra) и Джованни Неббиа (Giovanni Nebbia). Еще перед мастерами была заявлена задача увязать элементы мозаики Санта-Мария-Маджоре, находящейся на апсиде с росписью капеллы.

Немало усилий пришлось приложить скульпторам и художникам для воплощение цельного образа Сикстинской капеллы. Сикст V был изображен в камне, преклонившем колено пред колыбелью божьего сына. По центру капеллы находится алтарь, укращшенный 4-я золотыми ангелами. В этой капелле обрели свой покой папа Сикст V и Пий V. Невдалеке от входа в капеллу располагается скромная мраморная плита с памятной надписью о том, что в данном месте в 1680 году нашел вечный покой великий архитектор Джан Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).

Капелла Боргезе (Cappella Borghese)

В начале 17-го века папа Павел V, в миру – Камилио Боргезе (Camilio Borghese), стал понтификом. Как раз благодаря ему появилась капелла Боргезе либо же Паолинская капелла (Pauline Cappella). Ее структура – зеркальное отображение Сикстинской, раполагающейся в противоположной стороне храма. Общие контуры помещения – латинский крест, над которым на массивных пилястрах высится купол.

Архитектор капеллы Боргезе – Фламинио Понцио (Flaminio Ponzio) имел внушительные средства рода на то, чтоб воплотить в жизнь грандиозное культурно-религиозное гениальное творение. Основное украшение капеллы – икона Маданна Солюс Попули Романи (лат. Madonna Salus Populi Romani). Декор капеллы выполнен из мрамора, бронзы, вычурных позолоченных карнизов. В центре всего данного неистовства роскоши – алтарь глубокого голубого цвета. Средь утонченного богатства и церковного великолепия покоятся гробницы Климента VIII и Павла V.

Капелла Сфорца (Cappella Sforza)

Капелла Сфорца отчасти теряется на фоне 2-х роскошнейших церковных усыпальниц. Но, бытует мнение, что архитектор Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta), воплотивший ее в жизнь для влиятельного итальянского рода, в своей работе отталкивался от эскизов самого Микеланджело (Michelangelo Buonarroti).

Интерьер

Самые дорогие, священные для верующих объекты базилики, на которые следует обратить внимание: несколько фрагментов ясель, колыбели младенца Христа, икона “Спасение римского народа” и мощи Левия Матфея. Базилика является местом захоронения архитектора Джованни Бернини, пап Пия Y, Клемента YIII, Клемента Y, Павла Y, Сикста Y и Полины Бонапарт

О внутреннем помещении можно сказать – великолепно, грандиозно, торжественно! Интерьер базилики, в отличие от внешней его части, изменился мало со дня строительства. При возведении здания использовались разные стили, не идущие в диссонанс друг с другом. В глубине помещения расположена арка с оригинальной мозаикой, изображающая сцены из жизни Христа и апостолов Петра и Павла, сохранилась с Y века.

Фрески сохранили яркость и чистоту красок. Далее можно увидеть Папский алтарь – именно здесь Папа проводит службу в День Успения 15 августа. Под алтарем Вифлеемская крипта, в ней хранится ларец с фрагментами ясель Иисуса. В течение года паломник может издали посмотреть на реликвию, а открывается доступ в сочельник и день Рождества.

Чтобы посетители смогли увидеть реликвию и поклониться ей, одна стенка изготовлена из хрусталя. Мозаики нефа изготовлена при правлении понтифика Сикста III, считается, что она выполнена местными мастерами. В центральном нефе картины изображают сцены из Ветхого Завета. Свод нефа поддерживают 36 колонн, четыре колонны держат громадный балдахин, где находится саркофаг с мощами Матфея – священной реликвий католиков.

Стена лоджии украшает мозаика XIII столетия, на которой изображен сон Папы Либерия – появление Девы Марии. Лоджия называется “Ложа Благословения”, с этого места Папа благословляет верующих в праздничные дни. Потолок украшен прямоугольными углублениями, отделанные золотом, которые называются кессонами, создается впечатление золотистых сот.

Старинные мозаики сохранились не везде, некоторые пострадали, их заменили в XIII веке. Великолепен пол базилики, выложенный сложным геометрическим рисунком. Для него использовали разноцветный мрамор ценных сортов. Техника называется “косматеко”. Названа так по имени создателей техники – Космати. Некоторые искусствоведы считают, что именно представители этой семьи складывали рисунок пола.

Слоник Бернини

Перед церковью стоит мраморный слоник, на спине которого укреплен древнеегипетский обелиск (VI в. до н.э.). После покорения Египта Цезарем, обелиск привезли в Рим и установили у входа в храм Исиды на Марсовом поле. Затем след обелиска затерялся. В 1665 году его случайно нашли монахи-доминиканцы. Папа Александр VII решил установить вновь обретенный памятник у этой церкви.

Бернини планировал сделать основание обелиска в виде слоника, однако архитектор Феррата не поверил расчетам Бернини и на всякий случай подставил под брюхо слоника массивный блок, прикрыв его сверху попоной. Увидев это, Бернини так разгневался, что хотел отказаться от авторства.

На постаменте выбито посвящение Папе Александру VII, который реорганизовал Римский университет и подарил ему библиотеку, названную Александрийской.

Время работы, стоимость билетов

Открыта базилика для посетителей с 7 утра и до 19 часов, в 18.45 совершается последний обход, и всех посетителей предупреждают о скором закрытии церкви.

.

У главного входа висит табличка с расписанием всех месс. Если кто-то желает побывать на самой службе, следует прибыть сюда за 10-15 минут, чтобы насладиться торжественным и красивым зрелищем.

Перед входом находится палатка для досмотра посетителей. Это обычная мера безопасности в Риме, стандартная процедура, так что пугаться и препятствовать не стоит.

Из этого видеоролике вы узнаете еще больше о базилике Санта-Мария-маджоре, и сможете заглянуть внутрь:

Интерьер

Санта-Мария-ин-Арачели имеет внушительные размеры (40 м в ширину и 85 м в дину) и классическую структуру романской базилики с невероятно красивым интерьером.

Латинский крест в плане образуют три длинных нефа и немного выступающий вправо трансепт (старая церковь), за которым находится прямоугольная апсида с главным алтарём и хором, а также четыре часовни (по две от алтаря) и ризница.

Ряды великолепных изолированных часовен расположены вдоль боковых проходов — девять слева и восемь справа.

На стыке главного нефа и трансепта, вход в который предваряет высокая арка, от ранней церкви сохранился амвон из полихромного мрамора, созданный в XII в. мастером из Ананьи Лоренцо Космати (Lorenzo Cosmati) и его сыном Якопо.

В центральном проходе слева находится ещё один амвон, вырезанный из дерева в XVII в., предположительно, по эскизу Джованни Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).

Колонны

Центральный неф отделён от боковых 22 римскими колоннами, среди которых нет ни одной одинаковой. Они были извлечены из руин античных храмов и отличаются по цвету, стилю и даже по высоте, что объясняет разный уровень баз у основания колонн.

Античные элементы архитектуры придают христианскому храму особенную изюминку и отсылают к легендарной истории основания Санта-Мария-ин-Арачели. Возможно среди древних колонн, есть те, что находились в храмах Юноны Монеты или Юпитера Капитолийского.

Латинская надпись на третьей колонне левого нефа указывает на то, что она «из комнаты Августа», в которой императору явилась Дева Мария. Более того, отверстие в этой колонне, как утверждает легенда, – это след от божественного луча, в озарении которого предстала Богородица.

Четвёртая колонна слева стала частью небольшой часовни, построенной в XVIII в. по проекту архитектора Джероламо Фаби (Gerolamo Fabi)

Так получилось, что фреска XV в., украшавшая колонну, привлекала к себе внимание большого количества верующих, которые хотели помолиться изображению Мадонны с Младенцем

Алтарная роспись, относящаяся к школе Витербо, известна как Мадонна дель Рифуджио (Madonna del Rifugio).

Пол

В Базилике сохранился мозаичный пол из белого мрамора и цветного камня, выполненный во второй половине XIII в. в стиле косматеско. Его рисунок, напоминающий ковёр, в XIV – XV вв. был разбавлен многочисленными надгробными плитами, что внесло некоторый беспорядок в общий орнамент.

Явные повреждения были нанесены напольному покрытию храма и копытами лошадей, которые находились здесь во время французской оккупации в XVIII в. Не стоит забывать, что за более чем семь веков по старинным плитам прошли миллионы людей, оставив свой вполне зримый след.

Потолок

В XVI в. базилику Санта-Мария-ин-Арачели украсил деревянный кессонный потолок – шедевр, созданный в 1572–1575 гг. группой мастеров во главе со знаменитым французским резчиком по дереву Фламинио Буланже. Потолок был заказан городским сенатом и папой Пием V в ознаменование победы Рима над турками в битве при Лепанто в 1571 году.

В стенах базилики прошла торжественная месса в день триумфального шествия адмирала папского флота Маркантонио II Колонна (Marcantonio II Colonna) – главного героя военных событий.

Сложная резьба по дереву, щедро припудренная золотом и кое-где тронутая сочным цветом, представляет сплетение исторических и мифологических повествований.

В центре потолка, в оболочке огромного медальона, предстаёт Мадонна с младенцем на руках. Именно в таком образе по замыслу художника увидел её во время пророчества сивиллы Август. На одной оси с изображением Богородицы находятся гербы Римского сената, а также папы Пия V, при котором началось строительство потолка, и папы Григория XIII, при котором оно завершилось.

Нетипичным для христианской церкви стали барельефы с военными трофеями и перевёрнутым полумесяцем, которые символизировали победу христианства над террором экспансионизма Османской империи. Аналогичный по оформлению потолок имеет и трансепт базилики, на который посетители почему-то обращают чуть меньше внимания.

Своеобразным квестом для туристов становится поиск в деревянном барельефе потолка изображения Римской волчицы, вскармливающей близнецов Ромула и Рема. Этот великолепный мотив существует!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector