Базилика сакре-кер

Ссылки [ править ]

  1. ^ Соревнование было ознаменовано в Souvenir du Concours de l’Église du Sacré-Cœur (Париж: J. Le Clere) 1874 г.
  2. . Базилика Сакре-Кёр . Проверено 2 июля 2017 года .
  3. . www.assemblee-nationale.fr . Проверено 20 мая 2017 .
  4. Луис Баунард, Histoire его кардинальное Pie 1886, т. II: 498, цитируется в Раймонда А. Джонас, «Памятниккак экс-Voto, Памятник в историософии: Базилика Сакре-Кер» французские исторические исследования 18 .2 (. Осень 1993, стр 482-502) р. 483.
  5. Джонас 1993: 485
  6. «Реакцией на коммуны Парижа и Лиона были триумфальные памятники, Сакре-Кёр на Монмартре и базилика Фурвьер , доминирующие в обоих городах. Эти здания были возведены на частные средства, как гигантские бывшие голоса, благодарившие Бога за победу над социалистами и во искупление грехов современной Франции ». (Бертран Тайте, Гражданство и войны: Франция в смятении, 1870–1871 , глава «Религиозные идентичности и гражданство» 2001: 100).
  7. Согласно его протоколу; 23 июля по дарственной надписи в базилике.
  8. В 1877 году, в первый полный год его работы, приезжие паломники сбросили в ящики для сбора более 240 000 франков; в следующем году эта цифра увеличилась вдвое. (Йонас 1993: 495).
  9. Этот метод сбора средств, зародившийся в Сакре-Кер, стал стандартной практикой для финансирования строительных проектов культурных учреждений в Европе и Америке после Первой мировой войны.
  10. . www.sacre-coeur-montmartre.com .
  11. . Université du Québec . Архивировано из 2 -го февраля 2009 года.
  12. Раймонд Энтони Джонас, Франция и культ Святого Сердца: эпическая история современности , (Калифорнийский университет) 2000, гл. «Строительство церкви национального обета».
  13. . Базилика Сакре-Кёр . Проверено 2 июля 2017 года .
  14. . Необычный Карибский бассейн . Мартиника.

дальнейшее чтение

  • Жак Бенуа, Сакре-Кер на Монмартре 1870 года и без Жур (Париж) 1992. История культуры с точки зрения бывшего капеллана.
  • Иван Крист, «Сакре-Кёр» в Larousse Dictionnaire de Paris (Париж), 1964.
  • Дэвид Харви. Сознание и городской опыт: исследования по истории и теории капиталистической урбанизации. (Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса) 1985.
  • Дэвид Харви. «Здание базилики Сакре-Кёр», кодекс Парижа, столицы современности (2003: 311 и далее) Харви использовал Юбера Ро де Флери. Historique de la Basilique du Sacré Coeur (1903–09), официальная история строительства базилики, в четырех томах, напечатанных, но не опубликованных.
  • Раймонд А. Джонас. «Сакральный туризм и светское паломничество: и базилика Сакре-Кёр». на Монмартре и становление массовой культуры. Габриэль П. Вайсберг, редактор. (Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса) 2001.

Предпосылки создания базилики

В письме к своей епархии священников 4 сентября 1870 года, когда во Франции была провозглашена Третья Республика, монсеньёр Феликс Фурнье приписывает поражение государства во франко-прусской войне к божественному наказанию из-за столетнего морального разложения Франции после революции 1789 года.

Двое инициаторов постройки базилики — Убер Рого де Флери и Александр Лежантиль, дали клятву во время осады Парижа 1870 года, что сделают все для того, чтобы возвести собор и славить Сердце Иисуса Христа, после того как Париж станет свободным. И название базилике дано соответствующее, ведь в переводе с французского, Сакре-Кер буквально означает «Святое Сердце».

Вид на собор Сакре-Кер из города (Hernán Piñera / flickr.com)

Возведение базилики было решено посвятить в честь памяти о жертвах войны между Францией и германскими государствами 1870 — 1871 гг, известной как франко-прусская война. Предложение о строительстве было раскритиковано, возможно, из-за того, что Франция, начав войну, не только не победила, а еще и с крахом была сокрушена. После войны некоторые французские земли присоединились к Германской империи, Франция выплачивала огромные деньги по контрибуции, было убито более 500 тысяч мирных жителей и до миллиона солдат.

Но из-за одобрения клятвы Флери и Лежантиля парижским архиепископом Гибером, Папой Римским Пием IX (31 июля 1872 года), и по закону, принятому 24 июля 1873 года Национальной Ассамблеей, собор все-таки было решено построить.

Место строительства собора было выбрано неслучайно. Исторически сам холм Монмарт, на котором расположена базилика Сакре-Кер, был местом поклонения языческим богам Меркурию и Марсу предположительно галлов и римлян. Считается, что именно на вершине Монмарта был казнен римлянами первый проповедник Парижа – Дионисий. Именно на холме вплоть до 1792 года существовало бенедиктинское аббатство. Кроме всего прочего, холм Монмарт – наивысшая точка Парижа. Конечно же, возносящийся на холме собор будет виден издалека.

У частных землевладельцев была выкуплена земля под застройку и объявлен конкурс для поиска наиболее подходящего архитектора. Для кандидатов были установлены определённые условия по используемым ресурсам: небольшая площадь застройки, ограниченные средства на постройку базилики в 7 миллионов франков и наличие склепа и монумента Святого Сердца.

Из 78 проектов, одобрение получил французский архитектор-реставратор Поль Абади. Но из-за продолжительного строительства базилики, архитектору не удалось самому достроить базилику. И после кончины Абади были наняты другие архитекторы, завершившие работу мастера.

Достопримечательности Монмартра

Главным достоинством Монмартра можно назвать его атмосферу — уютные улочки — свидетели богемного прошлого, блошиные рынки и маленькие кафе, веселые кабаре и галереи уличных художников. Все это вместе создает то обаяние Парижа, за которым многие едут в этот город.

Собор Сакре-Кёр

Храм Сакре-Кёр — «святое сердце» — видно из любой точки Парижа. Его уникальный белый камень не впитывает грязь и сияет даже под дождем. Величественный и причудливый декор совмещает в себе римско-византийскую пышность и готическую строгость. 5 огромных каменных куполов и квадратная колокольня производят неизгладимое впечатление своей мощью, а со смотровой площадки открывается великолепная панорама города. В это сложно поверить, но базилика стоит на сваях из-за того, что холм Монмартр внутри полый — за многие века его опустошили гипсовые каменоломни. Поэтому строительство тянулось несколько десятилетий (1885-1919).

Человек, проходящий сквозь стену

Необычная скульптура в виде застрявшего в стене бронзового бухгалтера находится на площади Marcel-Ayme. Ее автор — известный актер Жан Маре. Он посвятил ее своему другу — писателю Марселю Эме, написавшему рассказ про человека, умевшего проходить сквозь стены.

Кладбище Монмартра

Его стоит посетить, чтобы отдать дань уважения десяткам похороненных здесь известных людей. Среди них: Дюма-сын, Стендаль, Берлиоз, Эмиль Золя, Вацлав Нижинский, певица Далида. Это тихое место в центре мегаполиса, где можно поразмышлять о вечном. Вход открыт ежедневно с 9:00 до 17:30.

Ветряная мельница

Единственная сохранившаяся ветряная мельница Moulin de la Galette была на десятках полотен великих художников. Она выглядит именно так, как ее многочисленные сестры много веков назад. Сейчас мельница спряталась среди домов, ее не так-то просто увидеть.

Блошиный рынок Сент-Уан

Считается самым большим в Европе блошиным рынком. Здесь вы вряд ли встретите бабушек, продающих свой утлый скарб, но найти необычные, подлинно старинные вещи можно вполне, и по достойной цене.

Стена Любви

Это самая новая достопримечательность Монмартра — она появилась уже в третьем тысячелетии. Рядом с площадью Аббес стоит стена, на которой белым по-черному написаны признания в любви почти на всех языках мира. Недаром же Париж называют городом любви.

Роль в католицизме [ править ]

Интерьер северного купола, Сакре-Кёр, Париж

По просьбе французских епископов Папа Пий IX объявил праздник Святого Сердца в 1856 году. Сама базилика была освящена 16 октября 1919 года.

С 1885 года (до завершения строительства) Благословенное Причастие (тело Христа, освященное во время Мессы) постоянно выставляется в дарохранительнице над главным алтарем . Непрекращающееся поклонение Святому Причастию продолжается в базилике с 1885 года. Туристов и других людей просят одеваться соответствующим образом при посещении базилики и как можно больше соблюдать тишину, чтобы не беспокоить людей, приехавших сюда со всего мира. молитесь в этом месте паломничества, тем более что отображается Святое Причастие. Фотографировать в Базилике нельзя.

Он посвящен Святому Сердцу Иисуса , который стал набирать популярность после видений Святой Маргариты Марии Алакок (1647-1690) в Параи-ле-Моньяль .

Строительство [ править ]

Строительство Сакре-Кёр, 10 марта 1882 года.

Закон о коммунальном хозяйстве был принят, чтобы захватить землю на вершине Монмартра для строительства базилики. Архитектор Поль Абади спроектировал базилику после победы в конкурсе над 77 другими архитекторами . Из-за задержек со сборкой собственности, первый камень в фундамент был наконец заложен 16 июня 1875 года. В муниципальном совете в 1880 году разгорелись страстные дебаты по поводу базилики , где базилику назвали «непрекращающейся провокацией гражданской войны». обсуждали, отменять ли закон 1873 года о предоставлении прав собственности, что было невыполнимо. Дело дошло до палаты депутатов летом 1882 года, в которой базилику защищал архиепископ Гвиберт, в то время какЖорж Клемансо утверждал, что он стигматизировал революцию. Закон был отменен, но базилика была спасена по формальным причинам, и законопроект не был повторно внесен в следующую сессию. Дальнейшая попытка остановить строительство потерпела поражение в 1897 году, когда внутренние помещения были практически завершены и были открыты для обслуживания в течение шести лет.

План крыш; чем темнее цвет фона, тем выше уровень крыши

Абади умер вскоре после того, как был заложен фундамент, в 1884 году, и пять архитекторов продолжили работу: Оноре Дауме (1884–1886), Жан-Шарль Лэсне (1886–1891), Анри-Пьер-Мари Ролин (1891–1904). ), Люсьен Мань (1904–1916) и Жан-Луи Юло (1916–1924). Базилика не была построена до 1914 года, когда вмешалась война; официально он был посвящен в 1919 году после Первой мировой войны , когда изменился его национальный символизм.

Затраты на строительство, оцениваемые в 7 миллионов французских франков и полностью покрытые за счет частных пожертвований, были потрачены до того, как можно было увидеть какое-либо наземное видимое сооружение. Временная часовня была освящена 3 марта 1876 года, и пожертвования на паломничество быстро стали основным источником финансирования. Пожертвования поощрялись тем, что дарителям разрешалось «покупать» отдельные колонны или другие элементы размером с кирпич. Национальная ассамблея провозгласила, что государство несет полную ответственность за финансирование.

Как отмечает географ Дэвид Харви, до сих пор слышны приглушенные отголоски «мучительной истории» базилики . В феврале 1971 года демонстранты, преследуемые полицией, укрылись в базилике и призвали своих радикальных товарищей присоединиться к ним в занятии церкви, «построенной на телах коммунаров, чтобы стереть этот красный флаг, который слишком долго держался. проплыли над Парижем », как это выражалось в их листовках. [ необходима цитата ]


Исторические образы

  • Certificat de don pour la souscription nationale de l’édification du Sacré-Cœur à Montmartre (Paris), 1873 г.

  • Строительство дю Сакре-Кер, 1882 г.

  • Строительство дю Сакре-Кер, 1897 г.

  • Версия 1905 г.

  • Le Sacré-Cœur du temps des Oblats de Marie-Immaculée

Особенности базилики Сакре-Кёр

Базилика Сакре-Кёр привлекает к себе внимание благодаря расположению на возвышенности, а также благодаря своему красивому белому фасаду. В то время как стены других церквей с годами становятся темнее, Сакре-Кёр не теряет своей притягательной силы

Это объясняется использованием при ее строительстве камней Шато-Ландон. Этот морозостойкий известковый туф, называемый травертином, происходит из департамента Сена и Марна региона Иль-де-Франс. Из-за выветривания данный известковый камень выделяет кальцит, что приводит к появлению мелоподобной белизны.

В ясную погоду церковь приобретает характерный блеск и почти светится. Неудивительно, что базилика Сакре-Кёр — популярное место встреч.

Восхождение к базилике можно совершить либо пешком через красивый парк перед церковью с многочисленными ступеньками, либо на фуникулёре де Монмартр, который был введен в эксплуатацию в 1991 году.

Заслуживает внимания и интерьер церкви, в том числе величественный главный орган. Его построил в 1898 году крупнейший органный мастер XIX века — Аристид Кавайе-Коль.

В апсиде, под куполом, находится одна из самых больших мозаик в мире: произведение Люка-Оливье Мерсона площадью 475 квадратных метров. На мозаике изображен Иисус с терновым венцом вокруг сердца и разведенными в сторону руками.

Фуникулёр на Монмартре

Многие дороги ведут в Рим, а до базилики Сакре-Кёр ровно 237 ступеней. С фуникулёром де Монмартр восхождение к церкви становится чем-то особенным. Первый фуникулёр на самый высокий холм Парижа был построен в 1891 году и первоначально приводился в движение водяным балластом. Сегодня это современный фуникулёр с двумя кабинами с электроприводом. Через стеклянные окна можно увидеть Сакре-Кёр даже во время путешествия наверх.

Купол базилики Сакре-Кёр

Попав на холм, вы можете побаловать себя посещением купола, чтобы стать чуть ближе к небу. Даже если 300 ступеней узкой каменной винтовой лестницы представляют собой проблему — это того стоит. Вид сверху на 360 градусов компенсирует все усилия: вас приветствует Эйфелева башня, собор Инвалидов и Нотр-Дам, наружу вырывается море парижских домов, а далеко на горизонте видны волнистые цепи холмов, окружающих Париж.

Вход на подъем находится за пределами базилики, слева от главного входа.

Часы работы:

  • С мая по сентябрь: ежедневно с 08:30 до 20:00
  • С октября по апрель: ежедневно с 09:00 до 17:00

Колокол базилики Сакре-Кёр

Рядом с куполом находится 80-метровая колокольня. Колокол Савоярд (фр. la Savoyarde) имеет диаметр 3 метра и весит 18 835 тонн, что делает его не только самым большим колоколом Франции, но и одним из самых больших и тяжелых колоколов в мире. Бронзовый колокол был отлит в альпийском городе Анси в 1895 году и назван в честь исторической области Савойя, которая стала французской в 1860 году.

Мозаика в базилике Сакре-Кёр

Особенность Сакре-Кёр: в интерьере нет ни настенной, ни потолочной росписи. Все украшения выполнены из тонко проработанной мозаики. Особого внимания заслуживает мозаика в апсиде: с площадью почти 475 квадратных метров, это одна из самых больших потолочных мозаик в мире! Она показывает Иисуса Христа после Его воскресения. Золотое, Святое сердце Иисуса сияет во всех направлениях. Композицию дополняют большие фигуры Святой Марии (справа) и Жанны Д’Арк (слева).

Орган базилики Сакре-Кёр

Необыкновенный трубный орган базилики Сакре-Кёр единодушно считается одним из самых замечательных в Париже, Франции и Европе. Созданный в 1898 году, он является последним великим инструментом, построенным прославленным Аристидом Кавайе-Колем.

Орган Сакре-Кёр был на самом деле предназначен не для церкви, а для частного пользования. Заказчиком являлся барон Альбер де Л’Эспе, который хотел, чтобы инструмент установили в его замке в Биаррице. Барон желал иметь самое лучшее, что есть в наличии, независимо от расходов. Орган опережал свое время и давал исполнителю значительные преимущества перед другими еще более крупными инструментами того времени. Несколько лет спустя орган был продан Шарлю Мютену, преемнику Кавайе-Коля. Базилика приобрела его в 1919 году.

Впечатляющие размеры органа, редкое качество изготовления и уникальное качество звучания были официально признаны французским государством, которое в 1981 году классифицировало его как национальный памятник.

Долгая история Монмартра

До приезда художников холм Монмартр уже имел долгую историю и пережил решающие события для судьбы Парижа. Это основные вехи его истории:

Римские храмы. Римляне построили на этом холме два языческих храма: один посвящен Марсу (богу войны), а другой Меркурию (богу торговли), и назвали его «Монте-де-Марте».

250 год – мученичество Сен-Дени. Около 250 года на горе был замучен вместе с двумя сподвижниками, Сен-Дени, первый епископ города. По этой причине в средние века холм стали называть «горой мучеников».

V век – Часовня мученичества. Вероятно, это была Геновева, покровительница и защитница Парижа, которая построила часовню в V веке на месте мученической смерти Сен-Дени.

Средневековье – Женский монастырь. В раннем средневековье на вершине холма была построена церковь. В 1133 году король Франции Людовик VI Толстый купил эту старую церковь и прилегающие земли, построил новую церковь и основал женский монастырь вместе со своей женой Аделаидой Савойской.

1534 г. – «Рождение» Общества Иисуса. Игнатий де Лойола и шесть товарищей дают свои первые обеты в часовне мученичества Сен-Дени.

1611 г. – Открытие часовни. В начале XVII века во время некоторых реконструкционных работ в монастыре, была обнаружена примитивная часовня мученичества (построенная Геновевой), которая была скрыта последующими постройками. Это событие возобновило массовые паломничества.

1789 г. – Французская революция. Монмартр простоял 7 веков, до Французской революции, которая принесла полное его разрушение. В настоящее время от него осталась только небольшая церковь Сен-Пьер-де-Монмартр, построенная Людовиком VI. 

1860 г. – присоединение к Парижу. Во время Второй империи Наполеона III город Париж разширялся. Он поглотил все соседние муниципалитеты. Поэтому Монмартр был включен в состав Парижа в пределах 18-го округа.

1871 г. – Колыбель Коммуны. В марте 1871 года именно на Монмартре загорелась искра, которая зажгла Парижскую Коммуну, когда люди отказались передать правительству 227 орудий, хранившихся там, после капитуляции города пруссаками.

1874-1914 гг. – Сердце Богемии. Художники начинают стекаться на Монмартр.

1875 г. — Строительство базилики Сакре-Кёр. Строительство огромного храма, видимого из любой точки города, длилось более 40 лет. Открытие состоялось в 1923 году.

Святая гора

Религиозный характер холма отмечен мученической смертью Сен-Дени и двух его товарищей (Рустико и Элевтерио) в 3 веке.

Первый епископ Парижа, Сен-Дени, является одним из покровителей города. Его обычно изображают с головой в руках, как это видно на фасаде Нотр-Дама и в многочисленных церквях города. Согласно средневековой легенде, сразу после обезглавливания святой взял свою голову и прошел 6 км до места, где он хотел быть похоронен, в нынешней базилике Сен-Дени. Статуя в небольшом парке на Монмартре увековечивает память этого святого, в честь которого холм получил свое название.

Часовня Мучеников

Часовня Мучеников, построенная в 5-м веке, была весьма почитаемым местом, но исчезла с разрушением средневекового монастыр. В 19 веке были проведены исследования и раскопки, чтобы узнать ее местонахождение, и на том же месте была построена новая часовня. Адрес: 11 Rue Yvonne le Tac (открыта по пятницам с 15 до 18).

Храмы Монмартра

От примитивных римских храмов, посвященных Марсу и Меркурию, осталось всего несколько колонн. Они размещены внутри церкви Сен-Пьер-де-Монмартр, в апсиде, рядом с входной дверью.

Посещение этой средневековой церкви с покатыми стенами – одно из самых приятных впечатлений на Монмартре. В то время как туристы любуются базиликой Сакре-Кёр, немногие проходят в тихую гавань Сен-Пьер-де-Монмартр. В ней до сих пор хранятся надгробия некоторых аббатис и королевы-основательницы, которые были похоронены в апсиде церкви.

Рядом со средневековой церковью стоит Сакре-Кёр, искупительный храм, возникший в результате всенародного голосования. Тесно связанный с обстоятельствами французской истории в конце XIX века.

Сакре-Кёр, известный в то время своей эклектичной эстетикой и высокими куполами, завоевал популярность среди туристов и парижан. Этому очень способствовали художники, раз за разом изображавшие его на своих полотнах. Его белый фасад, словно светящийся маяк, привлекает внимание из любой точки города

Выпить местного вина или любого другого. Просто выпить

Ресторан La Maison Rose

Пожалуй, самый узнаваемый ресторанчик Монмартра. С 1905 года он служил местом встречи для многих исторических личностей, включая Пабло Пикассо, Гертруду Стайн и даже Камю. Возможно, от местных угощений и у вас откроются творческие способности (но это не точно).

В любом случае отдохнуть после долгой прогулки по городу здесь приятно. Меню ресторана постоянно меняется в след за сезонностью продуктов.

Адрес: 2 Rue d’lAbreuvoir

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Рестораны с лучшими видами на Париж

Кафе Deux Moulins

Ну кто не помнит Амели Пулен в исполнении Одри Тоту? Знаменитый фильм был снят не где-нибудь, а на самом Монмартре. То самое кафе, где работала главная героиня, можно найти по адресу: 15 Rue Lepic, в нескольких минутах ходьбы от центра холма.

Если у вас до сих пор не хватило смелости попробовать улиток, то сейчас самое время! Возьмите дневное меню с закусками и десертом. Цены в знаменитом на весь мир кафе немного кусаются, но полное погружение в атмосферу фильма гарантировано.

Неподалеку сохранилась и овощная лавка месье Колиньона. Запустите руку в мешок с фасолью, а потом перейдите дорогу и сфотографируйтесь в фотоматоне.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Прогулка по местам съемок фильма «Амели» в Париже

Ресторан Miroir

Если вы хотите чего-то более современного, советуем отправиться в ресторан «Мируар». Он расположен ближе к подножию холма у метро Abbesses. Судя по отзывам, равиоли с осьминогом обязательно нужно попробовать!

Адрес: 94 Rue des Martyrs

Ресторан La Bonne Franquett

Ещё один ресторан с отличным выбором вин и блюд французской кухни. Несмотря на то, что и здесь часто можно встретить знаменитых людей Франции и художников, ресторан очень уютный и семейный. Хозяева часто любят сами обслуживать посетителей.

Адрес: Angle 2 rue des Saules / 18 rue Saint Rustique Montmartre

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Где пообедать в Париже?

Адрес: 31 rue Simart

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Как выбирать вино во Франции?

Почему стоить посетить Сакре-кёр?

Всем, кто находится в Париже, обязательно стоит посетить Храм Святого Сердца. Удобное расположение в центре города позволяет осмотреть ещё ряд достопримечательностей: прогуляться по знаменитому Монмартру, посетить всем известное кабаре Мулен Руж и многое другое.

Но помимо удобного расположения и внешнего великолепия у храма есть ещё одно неоспоримое достоинство – прекрасный вид со смотровой площадки у подножия собора. Он никого не оставит равнодушным. Вся столица как на ладони. Именно здесь раскрывается секрет, почему Париж называют белым городом – практически все его здания имеют светлые фасады, отражающие солнечные лучи. Такой пейзаж стоит увидеть!

Смотровая площадка и шикарный обзор

Сегодня Монмартр пользуется огромной популярностью у туристов, которые специально приходят сюда, чтобы полюбоваться роскошной базиликой, удивляющей своим вечно белоснежным одеянием невесты.

Уже с площади рядом с храмом открывается прекрасный вид на Париж, а чтобы увидеть его как на ладони, поднимитесь по винтовой лестнице в 300 ступеней на самый верх под купол здания, и вам откроется панорама на 50 км вокруг.

Смотровая площадка имеет оригинальное декоративное оформление с орнаментами и небольшими скульптурами, которые украшают даже водостоки, замаскировав их головами диковинных животных и горгулий, а стальная кованая дверь словно вынырнула из средневековья. Интересно, что за ней скрывается?

Тут же на террасе вы найдете подзорную трубу, которая выглядит вызывающим свидетельством современности рядом с изумительным старым декором каменных стен Sacre Coeur. И хотя она не вписывается в антураж, зато позволяет рассмотреть все детали Парижа, скрытого в дымке за горизонтом.

Если обойти купол по кругу, можно залюбоваться изумительным видом на разные части столицы. Сверху отлично видно играющий солнечными зайчиками коммерческий район Ла Дефанс, церковь Перта, самую стильную кокетку – Эйфелеву башню, одинокий среди маленьких домиков небоскреб Монпарнас и площадь Тетр.

История

Церковь на Монмартре была заложена 1875 году, а окончательно работы завершились только в 1923, прервавшись из-за Первой мировой войны. Но закладке предшествовали несколько лет горячих споров и судебных разбирательств.

Предыстория, причины и спонсоры строительства

Началась история Сакре-Кер 4 сентября 1870 года. Эта дата знакома каждому французу, так как в тот день парижане узнали про разгром армии и пленение Наполеона IIIв битве при Седане в рамках Франко-прусской войны. Горожане начали массовые протесты, которые привели к провозглашению Третьей Республики и отставке императора. А германцы тем временем шли к Парижу, чтобы спустя две недели взять столицу в осаду.

Фото от 1882 года, на котором видна стройка будущей базилики Сакре-Кер

4 сентября, вместе с провозглашением Республики, епископ Нанта, который является также главой католической епархии Франции, выпустил свой текст, в котором клеймил несколько последних десятилетий жизни государства и утверждал, что поражение в войне – божье наказание за «эпоху распутства». Этим вдохновился Александр Лежентиль, богатый французский торговец и филантроп, который в январе 1871 года поклялся построить католический храм, чтобы «получить бесконечную милость святого сердца господа Иисуса Христа».

Лежентиль заручился поддержкой своего духовника, священника Гюстава Аргана, и родственника – известного художника Хьюберта Рохо де Флери. Де Флери и Лежентиль, пользуясь своим высоким положением в парижском обществе, привлекли других видных горожан к проекту и занялись его реализацией.

Место для строительства – холм Монмартр – был выбран не случайно. Различные храмы находились на вершине еще со времен Античного Рима, и даже топоним предположительно появился как производное от «храм Марса». Затем тут располагались и христианские святыни. Но на момент возникновения идеи строительства нового собора вершина холма была занята различными развлекательными заведениями: лавками, тавернами, садами и т.д.

Сакре-Кер в 1889 году, здание приобрело узнаваемый облик

Это привело к необходимости начать слушания и судебные тяжбы, чтобы признать проект Сакре-Кер общественно значимым. В свою очередь, такое признание позволило бы экспроприировать земли в случае отказа владельцев продать их. Конечно, такой подход к делу породил противодействие в обществе, но в итоге 24 июля 1873 года закон все же был принят. Кроме заверения значимости постройки он также предполагал, что базилика будет строиться исключительно на пожертвования, после чего навсегда передается для католических богослужений.

Ход работ

Архитектора Сакре-Кер выбирали на основе открытого конкурса, на который было отправлено 76 проектов. Выиграл конкурс Поль Абади, который представил необычный для католической Франции дизайн в византийском стиле, а не господствовавшем тогда необарокко. Но из-за растянутых сроков строительства над Сакер-Кер поработало 5 главных архитекторов:

  • Поль Абади (1884-1886);
  • Чарльз Лесне (1886-1891);
  • Анри-Пьер Ролин (1891-1904);
  • Люсьен Магне (1904-1916);
  • Жан-Луи Юло (1916-1924).

Официальная церемония старта строительства парижской базилики прошла 16 июня 1875 года, но работы скоро были остановлены. Обнаружилась проблема с почвой – холм был изрыт шахтами для добычи камня и потребовались работы по укреплению. Для этого вырыли 83 скважины глубиной более 30 метров, которые залили бетоном, по аналогии с современными сваями.

Но работы все равно затянулись – неф возвели к 1891 году, колокольню закончили в 1912, а работы с фасадом растянулись до 1914 года. На 17 октября 1914 уже была запланирована процедура освящения, которой помешала Первая мировая война. В итоге церемония прошла только 16 октября 1919, но сразу же церковь получила титул базилики. А внутренние отделочные работы продолжались до 1923 года, затем еще вплоть до 30-х годов XX века возле Сакре-Кер строились административные и жилые здания, так что общий срок строительства комплекса составил более 50 лет.

Процессия освящения Сакре-Кер, прошла 16 октября 1919

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector