Лувр

Коллекции

Коллекции Лувра хранят шедевры искусства разных цивилизаций, культур и эпох. В музее около 300 000 экспонатов, из которых только 35 000 выставляются в залах. Многие экспонаты содержатся в хранилищах, поскольку не могут быть показаны посетителям более трёх месяцев подряд из соображений сохранности.

Экспонаты Лувра разбиты на следующие коллекции:

  • Древний Восток
  • Древний Египет
  • Древние Греция, Этрурия, Рим
  • Искусство ислама
  • Скульптуры
  • Предметы искусства
  • Изобразительное искусство
  • Графическое искусство
  • История Лувра

Древний Восток

В восточной коллекции собрано более 100 000 предметов искусства, созданные на территории античных государств Ближнего Востока и Междуречья. Коллекция департамента покрывает исторический период от эпохи неолита до начала исламской экспансии.

«Ассирийский музей» Лувра открылся 1 мая 1847 года, он подчинялся существовавшему в то время департаменту Античности. В 1881 году коллекция пополнилась предметами шумерской цивилизации, что и привело к созданию отдельного департамента Древнего Востока.

Восточная коллекция Лувра разделена на три раздела:

  • Междуречье
  • Иран
  • Восток Средиземного моря (Сирия, Палестина, Кипр)

Древний Египет

Отдел Древнего Египта был создан 15 мая 1826 года по распоряжению Карла X. Первым смотрителем созданного Музея Египта стал расшифровщик древнеегипетских иероглифов Жан-Франсуа Шампольон.

В настоящий момент коллекция египетских древностей разбита на 3 части:

  • Римский Египет, Коптский Египет;
  • тематическая экспозиция;
  • хронологическая экспозиция.

Древние Греция, Этрурия, Рим

Департамент Древней Греции, Этрурии и Рима — прямой наследник Департамента Античности, одного из двух первых отделов открытого в 1793 году музея.

В коллекции представлены:

Отдельные залы посвящены греческой керамике, глиняным и бронзовым изделиям, драгоценностям.

Искусство ислама

Секция мусульманского искусства существует в департаменте Предметов искусства Лувра с 1893 года. В 1932 году создаётся новый департамент Азиатского искусства, которому переходят все произведения исламской цивилизации Лувра. В 1945 году произведения азиатских цивилизаций передаются музею Гиме, а вновь созданная секция исламское остаётся в департаменте Древнего Востока Лувра. В 1993 году реорганизация Лувра позволила выделить исламскому искусству более 1000 м² выставочной площади, а в 2003 году создаётся отдельный департамент Искусства Ислама. Коллекция департамента содержит произведения исламской цивилизации от Испании до Индии, от зарождения исламской цивилизации до XIX века.

Скульптуры

Изначально в Лувре были представлены только античные статуи. Единственным исключением являлись работы Микеланджело.

В 1824 году открываются 5 новых залов, посвящённых периоду от эпохи Возрождения до XVIII века. В 1850 году к коллекции присоединяются средневековые статуи, а в 1893 году департамент скульптур становится независимым от департамента античности.

Предметы искусства

Один из самых богатых департаментов музея, чья коллекция постоянно пополняется. Здесь представлены светские и религиозные драгоценности, статуэтки, мебель, гобелены. Коллекция охватывает период от Средневековья до XIX века.

Картины

Брейгель А.Женщина, выбирающая фрукты

Коллекция содержит порядка 6000 картин, представляющих период от Средневековья до 1848 года. Произведения, датируемые после 1848 года, были переданы в Музей Орсе во время создания последнего.

Графическое искусство

Отдел графического искусства на сегодня содержит более 135 000 экспонатов, разделённых на три группы:

Зал рисунков (Le Cabinet des dessins), начинавшийся с коллекции французских королей, а затем значительно расширившийся за счёт новых приобретений и даров;

Калькография (Chalcographie) — около 14 000 гравюр на меди. Есть возможность заказать оттиски с медных оригиналов около 600 гравюр;

Коллекция Эдмона Ротшильда, переданная Лувру в 1936 году, содержащая около 40 000 эстампов, 3 000 рисунков и 500 иллюстрированных книг. В связи с огромным числом экспонатов, а также из-за чувствительности бумаги к свету, не представляется возможным экспонировать их все постоянно. Их можно видеть либо во временных экспозициях, либо по заказу в специальном зале (la salle de consultation). Кроме того, постоянно проводится огромная работа по оцифровке изображений.

Особенности экспозиции и фото музея

Экспозиция Лувра на первый взгляд может показаться лишенной логики нагромождением культурного наследия всех возможных времен и всех возможных эпох. Первое впечатление будет обманчивым. При минимальном желании в том, что и как организовано, можно разобраться за минимальное количество времени.

Внутренняя логика экспозиции Лувра проработана очень хорошо, все организовано грамотно, важно лишь понять оптимальные точки входа и выхода. А вот здесь все уже зависит от того, что именно вы намерены посмотреть, куда вас влечет, и каким временем вы располагаете, чтобы рассматривать знаменитые картины Лувра, наслаждаться скульптурами или системно изучать наследие античного мира и цивилизации Древнего Египта

Наш совет. Когда собираетесь в Лувр, лучше заранее позаботьтесь о том, чтобы под рукой у вас была схема расположения залов музея. Лучше, конечно, найти такую схему в интернете на русском языке, чтобы заранее изучить особенности экспозиции. Фото музея тоже можно рассмотреть в спокойной обстановке, чтобы во время реальной экскурсии передвигаться по этажам и залам без особых затруднений.

Не пропустите: Самые интересные экскурсии в Париже

Если же окажетесь в Лувре случайно, то бумажный путеводитель по музею всегда можно купить еще на входе. Правда, вы вряд ли приобретете русскоязычное издание, так что будет ли такой путеводитель полезен вам лично, вопрос открытый.

Решитесь путешествовать без карт и навигаторов, знайте о том, что вся экспозиция размещается в трех крыльях: южном, северном и восточном. Южное крыло называется Денон, северное – Ришелье, а восточное – Сюлли. Отдельные экспозиции внутри каждого крыла разделены на семь отделов: история Лувра, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, памятники древности (Восток, Египет, Античный мир).

Самым посещаемым является южное крыло Денон. Здесь на втором этаже располагается Мона Лиза (Джоконда), о которой мы уже упоминали выше. Здесь же можно увидеть другие картины Леонардо да Винчи в Лувре: «Мадонна в скалах», «Вакх», «Благовещение», «Иоанн Креститель» и другие. Если по какой-либо причине вы равнодушны к художественному творчеству знаменитого итальянца, то можете увидеть самые известные картины Лувра других мастеров, представителей разных наций, художественных школ и эпох.

Наш совет. Прежде, чем отправится сюда на экскурсию, попробуйте приобрести буклет «Лувр: картины с названиями» или сделайте такую закладку себе в смартфоне, особенно, если история живописи не ваш конек, но сама тема вас заинтересовала.

Лувр при Короле Франциске Первом

Новый импульс развитию Лувра придал король Франциск Первый, большой любитель архитектуры эпохи Возрождения. Именно при Франциске Первом в 1546 году началась перестройка Лувра, которая и определила его современный облик. До правления Франциска французские короли не имели в Париже постоянной резиденции. Однако во время одной из военных компаний король попал в плен, и именно жители Парижа заплатили большую часть выкупа за своего короля. В благодарность король дал обет устроить постоянную резиденцию в Париже.

Лувр внутри

Новым архитектором строительства король назначил Пьера Леско, в честь которого было названо левое крыло Лувра. Перестройка Лувра шла в стиле эпохи Возрождения. В то время интерьер Лувра обогатился большим количеством скульптур, которые изображали божеств, знаменитых полководцев, фризы и картины. Сын Франциска, Генрих Второй также продолжил работы по украшению Лувра. При нем на фасаде Лувра появился и королевский вензель.

Малой Галерееокно Карла Девятого

Скульптурный декор Дворца

Во времена Карла Девятого в Лувре был устроен зверинец. Наследник Карла, Генрих Третий любил из окон своих апартаментов любил наблюдать кровавые бои между животными. Просуществовал зверинец до тех пор, пока Генриху не приснился сон, о том, что он будет растерзан своими же животными. После этого король приказал перестрелять всех животных.

Экскурсия в Лувр

Интересно, что в 16 веке в Лувр мог попасть любой человек. При этом он обязательно должен был быть прилично одетым, а также передвигаться пешком. Въезд в Лувр верхом был разрешен лишь принцам крови.

Ворота в Лувр

Следующим большим строителем Лувра стал король Людовик Тринадцатый, который продолжил грандиозную перестройку Лувра. Во время правления Людовика Лувр окончательно перестал быть средневековой крепостью и приобрел черты великолепного дворца. А воплощал в жизнь идеи Людовика архитектор Пьер Леско.

Людовик Четырнадцатый не любил Лувр. Дворцу в Париже он предпочитал загородный Версаль. Однако и он тоже продолжал вкладывать средства в строительство Лувра. В то время под руководством архитектора Луи Ле Во было закончено строительство Квадратного двора Лувра.

Квадратный двор Лувра

А фасад Лувра был завершен под руководством Клода Перро (родным братом знаменитого автора сказок Шарля Перро). Правда, полностью фасад Лувра закончили лишь в конце 17 столетия, так как Людовик все основные средства тратил на Версаль.

Картины в Лувре

Зато при Людовике Лувр постепенно стал превращаться в музей, так как король открыл доступ к сокровищам королевского дворца для широкой публики.

Экспонаты из Древнего Египта

От резиденции королей до музея

Прежде в Лувре проживали французские короли. Каждый из них внес свою лепту в возведение этого великолепного дворца, которое длилось в общей сложности тысячу лет, а также определял его дальнейшую роль, наделяя определенными функциями. Вот основные вехи становления будущего музея.

1190 год. Была построена так называемая Большая башня Лувра. Понятно, что это еще не был дворец в современном понимании, а всего лишь замок-крепость. Возвел же его тогдашний монарх Филипп II Август, известный по прозвищу Кривой, и приходившийся сыном Людовику VII Молодому. В ту пору здание имело военно-стратегическое значение. Его и построили в таком месте, чтобы можно было обозревать низовья Сены, использовавшиеся викингами для набегов.

1317 год. Лувр впервые обретает статус королевской резиденции. И всё благодаря королю Карлу V Мудрому. Происходит это после знаменательного исторического события – передачи Мальтийскому ордену имущества духовно-рыцарского ордена Тамплиеров. Тогда же в Лувр была перенесена казна королевства.

1528 год. Большая башня Лувра теряет свое первоначальное стратегическое значение. Король Франциск I Валуа отдает приказ разрушить ее как устаревший объект.

1546 год. После разрушения башни Его величество задумался о дальнейшей судьбе Лувра. И решил превратить бывшую крепость в роскошную королевскую резиденцию. Жаль, что сам Франциск I не увидел дальнейшего хода строительства: через год он умер. Работы, начатые архитектором Пьером Леско, были продолжены уже при Генрихе II и Карле IX. В это время к основному зданию были пристроены два новых крыла.

1594 год. Королю Генриху IV Наварсскому (Бурбону) приходит в голову замечательная идея объединить в единый дворцово-парковый комплекс Лувр и Тюильри – дворец, построенный в 1564 году по инициативе вдовствующей королевы Екатерины Медичи. Создание квадратного двора Лувра заслуга архитекторов Лемерсье.

1610-1715 годы. В эпоху Людовика XIII и потом его сына Людовика XIV масштабы дворца были увеличены в четыре раза. В бытность последнего Лувр и Тюильри соединил переход. Такие художники как Романелли, Пуссен и Лебрен занимались оформлением и украшением дворцового комплекса.

1667-1670 годы. Время появления Колоннады Лувра – восточного и одновременно главного фасада, выходящего на одноименную площадь. Соорудил ее архитектор Клод Перро, родной брат Шарля Перро, автора знаменитой сказки о Коте в сапогах. За основу был взят первоначальный проект Луи Лево. Колоннада протянулась на 170 метров. Вызывает неподдельное восхищение как шедевр французского классицизма.

1682 год. Работы по расширению и обустройству Лувра внезапно замораживаются. И всё потому, что Людовик XIV решает… переехать из него вместе со всем двором. В качестве новой королевской резиденции он выбирает Версальский дворец.

1700-е годы. Всё слышнее голоса тех, кто предлагает сделать из Лувра большой музей. При Людовике XV Возлюбленном появляется даже целый проект такого переустройства. Однако тому проекту не суждено было воплотиться в жизнь, так как грянула Великая Французская революция. Но музей всё же открыли для посещения, и случилось это 10 августа 1793 года, когда революция еще продолжалась.

1800-е годы. Когда после революции к власти пришел Наполеон I Бонапарт, он решил продолжить работы в Луврском дворце. Приглашенные им архитекторы Фонтен и Персье занялись сооружением северной части здания, что пролегает в направлении улицы Риволи. Но достроена она была уже в бытность Наполеона III. Тогда и было окончательно завершено сооружение Лувра. В период Первой французской империи Лувр назывался музеем Наполеона. Свой нынешний облик, хорошо знакомый миллионам туристов, будущий музей обрел после событий мая 1871 года, когда была осаждена Парижская коммуна. Тогда сгорел и дворец Тюильри.

1985-1989 годы. Президент Франсуа Миттеран, желавший видеть бывший королевский дворец самым большим музеем мира, в ознаменование 200-летия Французской революции выступил с инициативой «Большого Лувра». Идея заключалась в продлении так называемой исторической оси Парижа или Триумфального пути. Она как раз начинается от построенной в эти годы Пирамиды Лувра во дворе Наполеона и являющейся ныне главным входом в дворец-музей (автор – Йо Минг Пей). Подле расположились еще три пирамиды, но поменьше габаритами – они исполняют функции иллюминаторов. Там же, во дворе, находится каменная статуя Людовика XIV.

Экспозиция

Павильоны Лувра представляют коллекции ценнейших экспонатов, олицетворяющих культурное достояние разных эпох и народов. Экспозиция разделена на тематические зоны. Это египетский и ближневосточный антиквариат, греческие и римские скульптуры, артефакты французских королей, картины великих художников всего мира. Заслуживает внимания большой зал с арочным потолком, где среди стройных колонн стоят греческие скульптуры. Античные изваяния выражают красоту человеческого тела.

Важное место в экспозиции Лувра занимает безрукая мраморная статуя Венеры Милосской. Это единственный в мире оригинал древнегреческой богини любви и красоты с полностью сохранившейся головой

Толпы туристов стекаются посмотреть на бесценный шедевр музея.

Самым популярным выставочным помещением Лувра является художественная галерея. Её стены украшены полотнами итальянских живописцев — Рафаэля Санти, Доменико Гирландайо, Караваджо, Леонардо Да Винчи и многих других. В музее насчитывается более 6 000 картин. Коллекция изобразительного искусства поражает воображение. Перед посетителями предстают произведения художников Ренессанса, классицизма, импрессионизма и модернизма.

Яркий выставочный зал Лувра называется Галерея Аполлона. Потолок украшен великолепными фресками, изображающими сюжеты греческой мифологии. Картины заключены в позолоченные рамы, декорированные витиеватой лепниной. В этом помещении расположена также коллекция ювелирных изделий французских королей.

Перерождение дворца в музей

Работы по перестройке и украшению Лувра почти прекратились после 1682 г., когда Людовик XIV выбрал в качестве своей резиденции Версаль. Просветители все чаще предлагали превратить Лувр в музей, но случилось это только во время революции. 10 августа 1793 г. двери Лувра впервые были открыты для посетителей.

Дальнейшее строительство возобновилось при Наполеоне Бонапарте. Архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен построили северное крыло дворца — Павильон Маршан. Окончательные работы над этим зданием завершились в 1852 г. при Наполеоне III. Больше строительством Лувра никто не занимался. Современный вид здание приобрело после пожара, разрушившего дворец Тюильри в 1871 г. В течение многих лет все помещения Лувра были отреставрированы, бывший дворец стал музеем.

История

Обеденный зал Наполеона

Лувр был построен в конце XII века королем Филиппом-Августом. Тогда Лувр был лишь защитной крепостью, однако это сооружение век за веком подвергалось изменениям. Почти каждый король Франции считал необходимым внести что-то новое в облик Лувра. Так, в середине XVI века Франциск I, решивший сделать Лувр своей парижской резиденцией, велел своему придворному архитектору построить дворец в стиле эпохи Возрождения, а в конце XVI века король Генрих IV велел убрать остатки средневековой крепости, расширить двор и соединить дворцы Тюильри и Лувр.

В 1682 году королевский двор переехал в Версаль и Лувр пришел в запустение вплоть до Великой французской революции. В 1750 году даже начали говорить о возможном сносе дворца.

Новую жизнь в Лувр вдохнул Наполеон, возобновивший работы по строительству Лувра. Кроме того, Наполеон внес огромный вклад в расширение коллекции музея, требуя с каждой побежденной им нации своеобразную дань в виде произведений искусства. Сейчас каталог музея насчитывает около 380 тысяч экспонатов.

Интересное из коллекции Лувра

Кувшин

Минерва учит искусству скульптуры к родосцев. Houasse René Antoine (1645-1710)

Боль Богородицы. Pilon Germain (1535-1590)

Гробница Филиппа Пота, распорядитель Бургундии (умер 15 сентября 1493)

Христос

Собака Болонья. Kirchner Johann-Gottlieb (1706-après 1737)

Фриз Лучники Дария

Подвесной светильник в форме маски

Кудурру

Набор подвесок в форме маски женских лиц

Пять маленьких золотых масок

Пара сережек

Ствол: основополагающий документ города Дур-Шаррукин

Рука человека. Tocque Louis (1696-1772)

Голова и эскиз человек гребле старика. Carrache Annibale (1560-1609)

Человек и голая женщина, проведение двух детей: Каин проклял. Chasseriau Théodore (1819-1856)

Автопортрет. La Tour Maurice Quentin de (1704-1788)

Исследование для «Ришелье до Роны». Delaroche Paul (1797-1856)

Неф

Тиара герцогини Ангулем, дочери Людовика XVI, Луи XVIII племянницы. Bapst Christophe-Frédéric (1789-1870) Bapst Jacques-Evrard (1771-1842) (d’après)

Дверные Боги: Юпитер. Perrot Pierre-Josse (1669-1750) (d’après) Audran Claude III (1658-1734) (d’après)

Юбилейная церемония Молот

Снятие с Креста

Коронация Девы

Голубь

Лев Монсон

Чернильница три урны

Лампы Мечети

Юпитер

Аллегория смерти, известный как смерть святителя Иннокентия

Лев и Змея. Barye Antoine Louis (1795-1875)

Фигурка: идол Piravend

Характер. Messerschmidt Franz-Xaver (1736-1783)

Луиза Brongniart (1772-1845). Houdon Jean Antoine (1741-1828)

Левая нога конная статуя Людовика XIV. Girardon François (1628-1715) Keller Jean-Balthazar (1638-1702)

Св Мария Магдалина. Erhart Grégor (vers 1470-1540)

Мужчина статуя lararium

Женская фигура

Собака

Женщина с поднятыми руками

Галерея Просмотры Древнего Рима

Обезьяна Статуя

Компас и ее конической крышкой

Статуэтка Юпитера

Инспектор книжников и его жена Raherka Meresankh

Статуя Taharqa предлагает вино богу сокола Hemen

Четыре Пленники также известный как поражение четырех наций. Desjardins Martin (dit), van den Bogaert Martin (1637-1694)

символы евангелистов и Христа давая ключи Святого Петра

Кардинал Мазарини Жюль (1602-1661), около 1650

Геракл. Я Лисипп (4 век до н.э.)

Мемфис чиновник и его жена

Stamnos attique à figures rouges. Триптолем Художник (5-й век до н.э.) (приписывается)

Пекари: четыре женщины месят тесто булочки под звуки флейты

Алмазные пластины, имеющей сеть декоративно-геральдических мотивов

Жертвоприношение Авраама

Карл V, король Франции — Жанна де Бурбон, королева Франции

Гений Родины, как «Марсельеза». Франсуа Руде (1784-1855)

Кающаяся Мария Магдалина. Clodion (dit) (1738-1814), Claude Michel

Воротник элемент, трубчатые формы шарики, Геракл, узел, золото

Декоративные кнопки: Розетки

Иллирийский шлем

Вид гавани с Капитолия. Клод Лоррен (1600-1682)

Танкреда на стволе дерева. Сальваторе Роза (1615-1673)

Святое семейство в руинах. Павел Бриль (1554-1626)

Первые призраки входа, четыре цифры. Даниэль Рабель (1578-1637)

Три Марии у Могилы. Лоренцо Монако (около 1365/1370, 1426)

Мадонна с младенцем и Святой Анны. Леонардо да Винчи (1452-1519)

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи (1452-1519)

Рукопись. Леонардо да Винчи (1452-1519)

Драпировка окутывая ноги сидящего рисунке. Леонардо да Винчи (1452-1519)

Мадонна Террануова. Рафаэль (1483-1520)

Римляне времен упадка. Томас Кутюр (1815-1879)

Даная. Тициан (1485 / 88-1576)

Две охотничьи собаки. Якопо Бассано (c.1515-1592)

Поклонение пастухов. Рембрандт (1606-1669)

Паломники Эммаус. Рембрандт (1606-1669)

Иисус Христос исцеляет больную часть так называемых ста флоринов; 2 состояние. Рембрандт (1606-1669)

Знак Девы

Св Барб

Мадонна из горящего куста

Портрет женщины в ее туалете. Тициан (1485 / 88-1576)

Дева с младенцем. Леонардо да Винчи (1452-1519)

Кодекс Мадрид. 8 — Том I. Леонардо да Винчи (1452-1519)

Мона Лиза портрет. Леонардо да Винчи (1452-1519)

История Лувра

В основе здания музея Лувр лежит крепость, возведенная по приказу Филипп Августа в 1190 году. Главной целью ее постройки было наблюдение за низовьями Сены, откуда часто нападали викинги. После исчезновения этих отчаянных мореходов крепость утратила свое военное предназначение, на несколько веков став обителью французских королей. Со временем Лувр менял облик, перестраиваясь и достраиваясь, ведь каждый из них желал внести свою лепту в экстерьер и интерьер резиденции. Изменялась и архитектура сооружения.

Происхождение названия

Название «Лувр» имеет несколько версий происхождения, причем все они имеют право на существование. По одной из них, оно отходит к прозвищу местности «Люпус», что в переводе с латинского означает «место обитания волков» – действительно, крепость была построена там, где когда-то обитали эти животные. Согласно второму варианту, название происходит от старофранцузского слова «lauer», обозначающего «сторожевая башня». Третья версия также подобна ей – слово «Лувр» означает «крепость», «укрепление».

Средневековый Лувр

Замок Лувр был достроен в 1210 году для обороны Парижа в таком месте, где отлично просматривались все близлежащие окрестности. Строение состояло из 10 башен с неприступными стенами, а вокруг них был выкопан глубокий ров – ни один неприятель не мог прорваться сквозь эти укрепления. Также тут находились тюрьма, оружейный арсенал и королевская казна. В 14-ом веке крепость окончательно потеряла свое военное назначение и начала использоваться как резиденция королей, куда перевезли более 1000 книг – небывалое богатство для той эпохи. Были сформированы комфортабельные жилые комнаты, прорублены окна в стенах и установлены парадные лестницы.

Лувр в эпоху Возрождения

Первой королевской резиденцией дворец Лувр в Париже стал для Франциска I, правившего с 1515 по 1547 год. Он распорядился перестроить замок в современном для 16-го века стиле и снести ненужные оборонительные сооружения. Перестройка дворца продолжилась и в эпоху правления Генриха II, который построил уникальное крыло Леско – старейшее дошедшее до нас здание Лувра. Оно оформлено в классическом стиле Ренессанса и имеет идеальные пропорции с небывалым совершенством всех элементов, а также арочную галерею. В 1564 году было начато строительство дворца Тюильри по распоряжению Екатерины Медичи.

Генрих IV и Лувр, рождение Большого проекта

Взошедший на престол в 1589 году король Генрих IV решил создать «Большой проект» – снести остатки средневековой крепости и соединить дворцы Лувр и Тюильри постройкой Большой галереи. На ее нижних этажах трудились мастера по созданию холодного оружия, парфюмерии, ювелирных изделий и других украшений. Верхние этажи галереи Лувра были отведены под типографию и монетный двор.

Правление Людовика XIII (1610—1643)

Со временем эта галерея превратилась в настоящую кузницу предметов роскоши, продававшихся по огромной стоимости, а каждый мастер имел собственный перечень обязанностей. Войти их в число мог человек любой национальности, ведь здесь в первую очередь ценились их личные способности. Однако, по словам многочисленных посетителей галереи, больше всего было работников итальянского, фламандского и голландского происхождения.

Лувр во времена Людовика XIV

Людовик XIV, самый долго правивший монарх Европы (72 года), уделял большое внимание архитектуре дворца, считая ее показателем своего могущества. С этой целью он снес старые постройки и начал возводить пристройки к южной стороне резиденции, наиболее значимой из которых является Восточная колоннада – ныне восточный фасад Лувра в Париже

Для ее строительства были привлечены лучшие архитекторы: Луи Лево, Франуса Мансар и Джованни Лоренцо Бернини.

На тот момент уже минуло почти полвека с момента открытия галереи Лувра, где трудилось все больше и больше мастеров. Самым известным из них считался Андре-Шарль Буль, работавший тут с 4 сыновьями и множеством помощников, а также имевший в своем распоряжении целых 20 станков. Они создавали часы, люстры и дорогую мебель – шкафы, тумбочки и комоды из грабов, дубов и ясеней.

Лувр сегодня

Лувр – это не только самый большой в мире музей, но и:

  • Совет декоративно-прикладных искусств с сотнями коллекций, библиотекой и кружками для детей и взрослых.
  • Национальная высшая школа изящных искусств, основанная в 1671 году.
  • Музейно-исследовательский центр реставрации.
  • Торговая часть с 50 магазинами различного профиля.
  • Залы для выставок в Карусели.

Архитектура здания

Предшественником элегантного дворца, каким предстает Лувр перед глазами современных туристов, была королевская крепость, основанная в конце 12 века Филиппом II из династии Капетингов. В суровую эпоху средневековья эта крепость вкупе с Луврской стеной служила для обороны правого берега Сены, и только при Франциске I в 30-х годах 16 века на смену комплексу средневековых укреплений пришел утонченный дворец эпохи Возрождения. Почти полтора века Лувр являлся официальной королевской резиденцией, в результате чего в дворцовом ансамбле появлялись все новые и новые архитектурные шедевры. При Генрихе II было завершено строительство крыла в юго-западной части Квадратного двора, которое в честь архитектора носит название Леско. Оно по сей день считается одним из ярчайших образцов ренессансной архитектуры во Франции.

В конце 16 века при Генрихе IV происходила масштабная перестройка Лувра, целью которой было уничтожение остатков средневекового замка и расширение дворцового двора. В этот период архитекторы Жак Андруэ II дю Серсо и Луи Метезо создали Большую Галерею, которая протянулась вдоль берега Сены и связала Лувр с дворцом Тюильри, выстроенным незадолго до этого при королеве Екатерине Медичи. В 17 веке под сенью стен Большой галереи творили самые лучшие ремесленники, живописцы, ювелиры и прочие мастера, которые селились здесь с позволения короля. Во второй половине 17 века «король-солнце» Людовик XIV, отличавшийся неудержимой страстью к грандиозному строительству, затеял новое расширение Лувра. Желания короля – увеличение внутреннего двора и создание нового, более великолепного, главного фасада дворца – выполняли архитекторы Луи Ле Во, Клод Перро и Шарль Ле Брун.

В ходе этой реконструкции Лувра было вдвое увеличено южное крыло Квадратного двора, к которому симметрично добавили новые корпуса – архитектурные копии крыла Леско. Венцом строительных работ этого периода стал обновление 173-метрового восточного фасада, украшенного балюстрадами, колоннадой и приподнятым фронтоном главного входа. По иронии судьбы, к моменту завершения Восточной колоннады Лувра Людовик XIV уже перенес королевскую резиденцию в Версаль и вместе с двором покинул Париж. Грандиозные задумки архитекторов остались незавершенными, и массивная Восточная колоннада долгие годы скрывала за собой оставшиеся без крыши северное и восточное крыло внутреннего двора. Только в 19 веке, когда Лувр реставрировали после пожара 1871 года, недостроенные крылья дворца были завершены.

Современный комплекс музея Лувр состоит из трех корпусов-крыльев – Ришелье, Денон и Сюлли, в которых располагаются выставочные пространства общей площадью более 60 тысяч кв. метров. В 1989 году во дворе музея, напротив крыла Сюлли появилось строение, которое вызвало не меньше ожесточенных споров и возражений, чем строительство в Париже 19 века Эйфелевой башни. Футуристического вида пирамида из стекла и металла была спроектирована архитектором Юй Мин Пей в рамках реализации проекта «Большой Лувр», предложенного тогдашним президентом Франции Миттераном. Пирамида Лувра, кроме эстетической функции, исполняет роль главного входа в музей, что позволяет принять гораздо больше посетителей, чем классический старый вход в здание. Стеклянные пластины, из которых состоит пирамида, пропускают солнечный свет в просторный вестибюль, откуда посетители музея могут направиться в любое из трех крыльев Лувра.

Что еще посмотреть в Лувре

Кратер из Антей

Шедевр греческой краснофигурной керамики был создан гончаром Евфронием в 515-510 гг. до н.э. На вазе изображен мифологический сюжет — борьба Геракла с Антеем. На стенках сохранилась подпись создателя. Кратер находится в комнате 43 на 1-м этаже в крыле Салли.

Алмаз Регента

Крупный бриллиант массой 140, 64 карата был найден в Индии в 1698 г. Британский купец продал его регенту Людовика XV герцогу Филиппу II Орлеанскому. Так возникло название алмаза. Сначала он весил 426 карат, но его много раз распиливали и продавали. Сейчас бриллиант можно увидеть в комнате 66 на 1-м этаже в галерее Денон.

Кодекс Хаммурапи

В Лувре можно увидеть базальтовую стелу, созданную в 1792-1750 гг. до н.э. На ней запечатлены законы Вавилона, принятые царем Хаммурапи. Эта стела является одновременно памятником скульптуры, юриспруденции и письменности, поскольку свод законов запечатлен в виде клинописи. Она находится в комнате 3 на 1-м этаже галереи Ришелье.

Базальтовая стела «Кодекс Хаммурапи».

Апартаменты Наполеона III

Роскошные комнаты Наполеона III, украшены багровым шелком, позолотой и хрусталем. Апартаменты служили ему приемной, а не жилыми помещениями. Увидеть их можно на 2-м этаже в крыле Ришелье.

История создания

Предпосылки к созданию музея в Лувре появились еще в середине 18 века, когда среди прогрессивных слоев парижской знати стали звучать предложения об открытии к публичному показу ценных экспонатов королевских коллекций. После заключения Людовика XVI в тюрьму во время Великой французской революции в 1792 году королевские коллекции в Лувре были объявлены национальной собственностью. Чтобы избежать мародерства и порчи предметов искусства из-за небрежного хранения, Национальное собрание издало указ о срочной подготовке музея. В августе 1793 года в Луврском дворце впервые распахнулись двери общественного музея, доступ в который был бесплатным три дня в неделю. Тогда фонды музея насчитывали всего 537 картин и около 200 различных предметов искусства. Спустя два года музей по ряду причин пришлось закрыть, но в годы правления Наполеона Бонапарта музей в Лувре получил новый шанс.

Неуклонный рост коллекций этого периода обусловлен успешными военными кампаниями Наполеона. Многие ценные произведения искусства являлись трофеями, захваченными французской армией в испанских, австрийских, голландских, итальянских владениях. После кампании в Египте в Лувр было направлено огромное количество древнеегипетских артефактов, которые впоследствии стали ядром самостоятельного отдела египетских древностей. В период восстановления власти династии Бурбонов и в годы Второй французской республики в фонды музея было добавлено около 20 тысяч экспонатов. После периода процветания, как это часто бывает, случился период упадка, который начался для Луврского музея в мае 1871 года, когда при подавлении Парижской коммуны пожар из дворца Тюильри перекинулся на Лувр. Огонь, бушевавший около двух дней, уничтожил много ценных предметов искусства и исторических интерьеров.

После Первой мировой войны из-за мирового экономического кризиса фонды музея пополнялись не слишком часто, если не считать щедрого пожертвования барона Ротшильда, который в 1930-х годах завещал Лувру несколько тысяч гравюр, рисунков и иллюстрированных книг. Во время Второй мировой войны самые ценные экспонаты музея были эвакуированы в замки Шамбор и Валансэ. После войны музей вернулся к выставочной деятельности, укрепляя за собой славу выдающегося художественного музея и одной из главных достопримечательностей Парижа. Современному музею из-за обилия экспонатов и наплыва туристов пришлось расширить свое выставочное пространство и обзавестись дополнительными галереями и музеями-спутниками в городах Ланс и Абу-Даби.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector