Транспорт россии

Введение

Транспорт – важнейшая составная часть производственной инфраструктуры Российской Федерации. Его эффективное функционирование, с одной стороны, является необходимым условием жизнедеятельности экономического комплекса и социальной сферы. С другой стороны, экономика и общество формируют «общественный заказ» на развитие транспортной системы, которая по своим свойствам должна отвечать заданным потребностям потребителей транспортных услуг.

В условиях экономического роста транспорт рассматривается не только как отрасль, перевозящая грузы и людей, а, в первую очередь как межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования. Его устойчивое развитие является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности и национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения.

Транспортный комплекс – важнейшая составная часть производственной инфраструктуры и сферы услуг любого города. Устойчивое и эффективное функционирование, динамичное развитие и сбалансированность транспортного комплекса являются необходимым условием высоких темпов экономического роста, обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения качества жизни населения.

Все вышесказанное обусловливает актуальность выбранной темы исследования, цель которого заключается в изучении организации транспортного комплекса города и определении его эффективности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть структуру городского транспортного комплекса;
  • проанализировать организацию управления транспортным комплексом города;
  • исследовать особенности рынка транспортных услуг и проблемы транспортного комплекса города.

Объектом исследования настоящей работы является транспортный комплекс города.

Предметом исследования выступает организация транспортного комплекса города.

Особенности транспортного комплекса

Транспортный комплекс включает сеть транспортных линий, транспортных узлов и технические средства перевозки, а также работу по перевозке грузов и пассажиров. Основными видами транспорта являются железнодорожный и речной, роль которых постепенно снижается, а также автомобильный, трубопроводный, морской и авиационный, значение которых в перевозках возрастает.

Сеть транспортных линий характеризуется их протяженностью — в тыс. км и плотностью- в км/кв. км территории. Транспортная работа оценивается весом перевезенных грузов- в тоннах и числом перевезенных пассажиров, грузооборотом- весом перевезенных грузов, умноженным на дальность их перевозки — в тонно-км и аналогично пассажирооборотом.

Транспортная сеть вместе с транспортными узлами (транспортная система) образует пространственно-экономический каркас, на который опирается вся хозяйственная деятельность. Для России с ее огромными пространствами развитая транспортная сеть — одно из главных условий ее экономического развития и сохранения ее внутреннего единства. Она обеспечивает территориальное разделение труда, связи между регионами, между центром страны и ее окраинами. Длина всех путей сообщения составляет в России 2,8 млн. км, т.е. 160 км/1 тыс. км2, что несравненно меньше, чем в развитых странах. Так, в России сеть автодорог меньше, чем в США, в 5 раз, железных дорог в 2,5 раза, при площади почти в 2 раза большей. Вместе с тем дороги страны характеризуются большой транспортной работой. Так, СССР, имея лишь 12% мировой протяженности железных дорог, осуществлял половину мирового грузооборота, что связано с большими топливно-сырьевыми перевозками на дальние расстояния, что нерационально с точки зрения производителей товаров, но выгодно производителям транспортных услуг.

Транспортная сеть страны формировалась столетиями. Но основной вклад в ее становление приходится на железнодорожное строительство конца 19-начала 20 века и на автодорожное строительство второй половины 20 века. Ее характерная форма — в виде радиусов, идущих от Москвы к окраинам — сформировалась в 18-19 веках. Сначала она состояла из гужевых дорог, затем была дополнена железными, позже — автомобильными путями. В советские годы 3/4 новых путей были проложены в слабо освоенных восточных районах и союзных республиках. Распад СССР оставил за пределами России более половины общей длины всех дорог и нарушил единство транспортной сети. Поэтому межрайонные перевозки российских грузов частично идут по дорогам стран СНГ: с Урала в Сибирь через Казахстан, из Центра на Северный Кавказ через Украину, в Калининградскую область — через Белоруссию и Литву. Это увеличивает и без того большие транспортные расходы.

Транспортная сеть России размещается крайне неравномерно, ее плотность понижается от Центральной России к северу и востоку и в основном совпадает с зоной основного хозяйственного развития. Если в Центральном районе плотность дорог соответствует европейскому уровню, то в северных районах Сибири и Дальнего Востока вообще нет дорог круглогодичного действия. В целом в Европейском регионе плотность дорог выше, чем в Азиатском, в 10 раз.

Каждый вид транспорта имеет свои особенности и выполняет свою особую роль в перевозках грузов и пассажиров. Их место в транспортной работе и сети дорог показано в таблице.

Основные виды транспорта в 2005 г.

Виды транспорта Ед. изм. Жел.дороги Автодороги Трубопроводы Речныепути Морскиепути Воздуш.пути
Длина путей тыс.км 86 600 220 100
Перевозка грузов млн.т 1300 580 1050 110 20 1
Грузооборот млрд.ткм 1800 30 2500 70 50 3,0
Перевозка людей млн.чел 1320 22115 19 0,7 36
Средняя дальность перевозки грузов км 1300 40 2300 380 4500 3300

Железнодорожный транспорт

Это основной вид магистрального транспорта, обеспечивающий связи между регионами, связи центра страны с ее окраинами, Европейского и Азиатского регионов страны. Он особенно важен для дальних перевозок тяжелых грузов — металлов, угля, древесины, зерна, строительных материалов и др. По величине грузооборота железные дороги занимают второе место, хотя объем железнодорожных перевозок за 90-е годы упал почти наполовину.

В развитых странах роль железных дорог снижается за счет роста автомобильных перевозок. Та же тенденция наблюдается и в России, но здесь железные дороги остаются основным перевозчиком массовых грузов на большие расстояния. Более того, требуется развитие сети этих дорог. Если в Европейской России они связывают между собой все значительные города, то от Урала до Владивостока действует практически одна — Транссибирская магистраль, построенная 100 лет назад — самая протяженная и самая грузонапряженная дорога в мире. От нее отходят несколько веток на север и юг — в ближние районы Сибири и Якутию, а также в Монголию и Китай.

В советские годы на восток страны были проложены новые дороги. В их числе — две линии от Урала до Енисея (Среднесибирская и Южносибирская), но они частично проходят через Казахстан, что удорожает перевозки. Проложенная от Енисея до Амура Байкало–Амурская магистраль (БАМ) слабо используется из-за отсутствия грузовой базы в регионе, в т.ч. отсутствия разрабатываемых месторождений полезных ископаемых вдоль БАМа. Таким образом, второй Транссибирский путь, хотя в основном и проложен, но пока не действует, что делает дорогу от Урала до Дальнего Востока наиболее слабым звеном железнодорожной сети страны и «зоной риска» при чрезвычайных для страны обстоятельствах.

Среди перспектив нового строительства — железная дорога от Урала до Белого моря через республику Коми (Белкомур), магистраль от Салехарда на Уренгой и Норильск, дорога от БАМа до Якутска и др. Очевидно, это задачи будущего. Во всяком случае, ведущая роль железных дорог в межрайонных связях страны, с ее огромными расстояниями, сохранится в перспективе, и их необходимо улучшать и расширять.

Характеристика системы[править | править код]

Структура[источник не указан 3233 дня] российского грузо- и пассажирооборота в 2005 году

Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твёрдым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.

Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта — железнодорожный и трубопроводный, на них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и пригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов

Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством

Подавляющая часть пассажирооборота приходится на четыре вида транспорта: воздушный (30 %), автобусный (29 %), железнодорожный (29 %) и метрополитен (9 %). Тенденцией последних лет является повышение доли воздушного транспорта (рост по сравнению с 2000 годом почти в 3 раза) и снижение доли железнодорожного транспорта.

Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и износом подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы, а также отсутствием инвестиций для преодоления данных проблем[источник не указан 3233 дня].

По данным Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье 10 % населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны (не имеет доступа к сети круглогодично эксплуатируемых автодорог и/или не имеет доступа к железнодорожным станциям и аэродромам). Средняя подвижность населения России (на 2011 год) — около 6300 км на душу населения в год (в странах Западной Европы — 15-20 тыс. км, в США, Канаде — 25-30 тыс. км в год).

Транспортное пространство представляет собой совокупность самостоятельных организаций — перевозчиков и посредников — с преобладанием мелкого капитала, что явилось следствием дезинтеграции экономики в 1990-е годы.

Существенным фактором, обуславливающим территориальную разобщённость страны, является построение её транспортной системы по звездообразному принципу с центром в странно(??).

Речной транспорт

Реки — наиболее традиционные для России пути сообщения, тесно связанные с ее историей. По разветвленной речной сети, общей длиной более 500 тыс. км (сейчас используется 100 тыс. км), продвигались россияне, при освоении и заселении огромных пространств страны. Сейчас роль речного транспорта снизилась. Он используется либо для перевозки массовых дешевых грузов, либо в районах, лишенных других транспортных путей.

В Европейском регионе сохраняется роль Волжско-Камского бассейна, соединенного каналами со всеми окружающими этот регион морями. По этому пути перевозят древесину, строительные материалы, нефтегрузы, зерно и другую продукцию. В Сибири и на Дальнем Востоке речные перевозки идут по Оби, Енисею, Лене, Амуру в районы, где нет сухопутных дорог. Реки Северного района — Сев. Двина и Печора, северные притоки Волги — широко используются для сплава древесины из районов лесозаготовок к центрам ее переработки и на вывоз.

Речной транспорт в целом теряет свою роль, но в условиях России, с ее огромной территорией, недостатком сухопутных дорог, особенно в слабо заселенных регионах, он еще долго будет необходим для связи глубинных небольших поселений с областными центрами при помощи использования малых речных судов — на подводных крыльях, на воздушной подушке и т.п., а в зимнее время — для снегоходного и вездеходного транспорта. Существует проект создания непрерывного водного пути для Европы, включающий реки России.

Примечания[править | править код]

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 октября 2009.
  2. Светлана Иванова. . // Ведомости, Приложение «Форум», 25.05.2011. Дата обращения: 25 мая 2011.
  3. Михаил Блинкин. . // Ведомости, Приложение «Форум», 25.05.2011. Дата обращения: 25 мая 2011.
  4. В соответствии с ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской федерации»
  5. Распоряжение Правительства РФ № 1800-р от 19 декабря 2002 года
  6. Николаев А. С. Единая транспортная система / А. С. Николаев. — М.: Лицей, 2001.
  7. Лившиц В. Н. Транспорт за 100 лет//Россия в окружающем мире / В. Н. Лившиц. — М.: 2002.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 июня 2010.
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 июня 2010.
  10. ↑ Отчёт о деятельности генеральной дирекции ассоциации «Аэропорт» // Аэропорт Партнёр : журнал. — Москва, 2007. — № 3—4. — С. 5.
  11. Левицкий Л. Теряем высоту. Как авиапрому выживать после крушения «Сухого Суперджета-100»? // Аэропорт Партнёр : журнал. — Москва, 2012. — № 6.
  12. Обеспечить безопасную и эффективную работу воздушного транспорта // Аэропорт Партнёр : журнал. — Москва, 2011. — № 3. — С. 3.
  13. «Правительственный час» в Госдуме // Аэропорт Партнёр : журнал. — Москва, 2012. — № 1. — С. 8.
  14. Российский статистический ежегодник. 2011. — Москва: Росстат, 2011. — 795 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-89476-319-4.
  15. Транспорт и связь в России. 2016. — Москва: Росстат, 2016. — С. 75. — 112 с. — ISBN 978-5-89476-419-1.
  16.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 октября 2009.
  17. Давыдов С. В. Самарский транспортный узел в системе международных транспортных коридоров «Транссиб» и «Север-Юг» // Бюллетень транспортной информации.- 2004.- № 7.
  18. Григорьев М. Н., Долгов А. П., Уваров С. А. Логистика. — М.: ГАРДАРИКИ, 2006.
  19. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 (ред. от 29.11.2012) «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации».

Значение железнодорожной и автомобильной транспортных систем

Можно только вспомнить, как пару лет назад были практически ликвидированы пригородные перевозки пассажиров посредством электричек, и к каким негативным последствиям это привело. Многие населенные пункты, построенные вдоль железных дорог, фактически лишились всякого сообщения с внешним миром, еще более усилился отток оттуда оставшегося населения. К настоящему времени многие маршруты были восстановлены, но общее положение дел от этого улучшилось слабо.

В отличие от США, у нас автомобильный транспорт в этом случае попросту не может составить конкуренции железным дорогам и/или заменить их полностью, так как у нас попросту отсутствует вменяемая инфраструктура, а главное – нет разветвленной сети автомагистралей соответствующего качества. Из-за этого перевозки на дальние расстояния осуществляются практически исключительно поездами, так как иные способы обходятся слишком дорого.

Таким образом, эта разновидность у нас используется практически исключительно в целях частой перевозки пассажиров, а также для доставки сравнительно небольших объемов груза.

Морской транспорт

Морской транспорт занимает в перевозках грузов небольшое место, но выполняет ряд важных функций. Он осуществляет международные перевозки главных экспортных грузов страны — нефти, металлов, удобрений, зерна; занимается рыбным промыслом, в котором занята половина судов; обслуживает по договорам перевозки других стран.

Особую роль морской флот выполнял в советские годы для обеспечения связей Центра страны с ее Крайним Севером и Дальним Востоком. По морям Северного Ледовитого и Тихого океанов от Мурманска до Владивостока был проложен единый Северный Морской путь, обслуживавшийся самым мощным в мире ледокольным флотом. В последнее десятилетие из-за высоких затрат объем перевозок по этому пути резко сократился, и Север страны утратил надежность его обеспечения. Сейчас сохраняется регулярная навигация от Мурманска до Таймыра, а так же на морях Дальнего Востока.

Морской флот России по тоннажу занимает 7-е место в мире, но значительная его часть требует обновления. Он сильно пострадал после распада СССР и утраты портов Балтийского и Черного морей. В их числе крупнейшие специализированные порты, располагающие современными судами — Ново-Таллинский и Рижский зерновые, Клайпедский и Вентспилский нефтеналивные на Балтийском море; Одесский и Ильичевский по перевозке контейнеров, зерна и нефти на Украине. Через них шло более 2/3 грузооборота с Европой и США. Сейчас Россия оплачивает аренду этих портов и увеличила ( до половины объема) перевозки через порты Тихого океана, что также влечет дополнительные расходы.

Сейчас Россия располагает 30 морскими портами, но лишь пять из них — Мурманск, Санкт-Петербург, Новороссийск (крупнейший по грузообороту порт России), Ванино, Восточный — имеют международный уровень. Поэтому Россия приступила к строительству новых портов в Финском заливе Балтийского моря, на Черном и Японском морях, необходимых для развития международной торговли.

Троллейбус, автобус, трамвай

В России сегодня можно встретить как суперсовременные ветки наземного метро, которые строятся в столице, так и ржавеющие «газели», все еще перевозящие пассажиров по не самым ровным дорогам в провинции. Разумеется, в каждом регионе ситуация своя: где-то есть комфортные низкопольные троллейбусы, где-то пусть «ПАЗики» — но зато новые и на газовом топливе. В среднем по стране 75% городского транспорта — старше 15 лет, а транспортная инфраструктура изношена на 80%.

Низкий уровень развития городского пассажирского транспорта в регионах — острая социально-экономическая проблема, ведь его услугами пользуется большинство населения. 3/4 от всех передвижений россиян — это поездки на общественном транспорте, причем почти 80% из них приходится на автобусы.

Маршрутные сети при этом плохо развиты. По наиболее востребованным направлениям, как правило, ходят маршрутные такси, которые не придерживаются расписания. По социальным маршрутам часто курсируют старые автобусы, трамваи или троллейбусы, дождаться которых льготникам бывает нелегко. Устройство остановок также не способствует комфортному ожиданию.

Состояние трамвайной инфраструктуры особенно плачевно: за 30 лет после распада СССР из 73 городских трамвайных систем в России было закрыто 11, а открыта всего одна. В развитие этого транспорта не вкладывались десятилетиями, а между тем он не только позволяет сокращать выбросы, но и перевозит одновременно больше пассажиров, чем автобус или троллейбус. Именно поэтому его активно восстанавливают в мире: в зарубежных странах только с 2000 по 2015 годы открыто 78 новых трамвайных систем. Однако в российских городах это будет возможно лишь с помощью федеральной финансовой поддержки.

Еще одна проблема — неудобные для пассажиров тарифные системы, сложившиеся во многих городах. Нет и объективного контроля объема и качества транспортных услуг, финансовые потоки перевозчиков непрозрачны. Например, в маршрутках оплата, как правило, принимается наличными, билетов пассажирам не выдается, и отследить полученную выручку невозможно. А строгая отчетность на муниципальных маршрутах лишь позволяет констатировать факт — эти перевозки убыточны и без компенсации со стороны местных властей существовать не могут. В результате общественный транспорт приходит во все больший упадок, а жители городов «спасаются», выбирая личный транспорт.

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт используется для скоростной перевозки пассажиров и дорогостоящих грузов, как в зарубежные страны, так и отдаленные районы России, особенно на ее северные и восточные окраины. В годы экономических реформ объемы авиаперевозок сократились почти в 4 раза, особенно сильно — на внутренних линиях. Несколько выросла роль международных авиалиний. В России основной поток авиапассажиров идет по линиям Москва — Черное море и Москва — Сибирь — Дальний Восток. Самый крупный воздушный порт страны — Москва, отправляющий 30% пассажиров России, в т. ч. > 50% в международном сообщении. Большие объемы работы имеют Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Минеральные Воды, Новосибирск, Красноярск, Самара, Владивосток и другие региональные центры.

Перспективы развития транспорта связываются с прогнозом перевозок: ожидается, что прежний грузооборот, основанный на топливносырьевых грузах, который в 90-е гг. упал вдвое, полностью не восстановится. Страна будет переходить на ресурсосбережение, сократится дальность перевозок, увеличится отправка грузов небольшими партиями. Все это потребует развития автотранспорта, расширения автодорожной сети. Ожидается дальнейшее развитие и трубопроводной системы. Сохранится роль железных дорог, особенно в связях между западом и востоком России, а речного транспорта — между южными (освоенными) и северными, менее заселенными районами страны.

Особую роль должны сыграть транспортные линии, укрепляющие международные связи России. Среди них — железнодорожная и автомобильная магистраль между Европой и Восточной Азией по маршруту Прага — Варшава — Москва — Владивосток, далее в Китай и Северную и Южную Корею. Перспективно создание магистрального автомобильного, железнодорожного и водного пути из Северной Европы в страны Ближней и Южной Азии через Европейскую Россию по маршруту Нева — Волга — Каспийское и Черное моря. По авиалиниям возможно сообщение между Сев. Америкой и Южной Азией через Российский Север. Все эти дороги короче и дешевле ныне действующих международных маршрутов и выгодны для России, лежащей на этих новых перспективных торговых путях.

Особой формой организации транспорта являются региональные транспортные системы (РТС), возникающие в пределах социальноэкономических регионах, в т.ч. в пределах отдельных субъектах РФ. Наиболее типичные для России свойства РТС свойственны для регионов Волго-Вятского экономического района. Можно отметить, что свойства РТС изменяются плавно по территории России, без наличие ярко выраженных уникальных относительно своих соседей транспортных систем.

Проблемы и перспективы развития транспортной системы России

Развивающаяся транспортная система отрицательно влияет на экологическую обстановку. 

Прирост транспортных средств за последние годы обогнал темп строительства дорог в 5 раз. Последствием этого факта стало возникновение постоянных пробок на дорогах, а также существенно загрязнился воздух от выхлопов бензина.

Транспортная сеть уже давно устарела. Это касается и магистралей, и парка грузовых автомобилей. Необходимо срочно провести перестройку транспортных узлов инфраструктуры.

Железнодорожная система тоже весьма изношена и требует коренной реконструкции путей и составов. Парк РЖД изношен более чем на 70%.

Исходя из представленной информации, становится ясно, что развитие экономики тесно связано с транспортной системой, которая находится сейчас не в лучшем состоянии. Следует провести срочные и объемные работы по совершенствованию транспортной инфраструктуры.

Заключение

Наряду с энергетикой, связью, образованием и здравоохранением, другими инфраструктурными отраслями транспорт обеспечивает условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей. Уровень развития транспорта в стране в значительной мере определяет уровень развития ее цивилизации. Непосредственно с транспортом связана работа многих отраслей экономики.

Транспорт призван существенно влиять на экономический рост, повышая производительность труда и сокращая время доставки грузов. Не будет преувеличением сказать, что для России сегодня транспорт – это ключ к разумному использованию национальных богатств, к эффективной интеграции с мировой экономической системой.

Есть и другой аспект. Транспорт во все времена играл для нашей страны с ее огромными расстояниями особую роль. Но сейчас в России формируется, по сути, новый, гораздо более динамичный образ жизни. Для большинства людей мобильность – символ свободы и нового качества жизни.
По мере развития демократических принципов в обществе и рыночных механизмов в экономике повышается доступность и растет использование транспортных средств (не только автомобилей, но также и речных, морских и воздушных судов) для нетранспортных организаций и граждан. Транспорт из отрасли экономики приобретает характер универсального вида деятельности.

Завершение базовых структурных реформ, переход экономики в фазу роста, создание основ правовой базы функционирования и развития транспорта в рыночных условиях и завершение этапа «отраслевого» развития транспорта создали предпосылки для формирования в России единой транспортной политики, комплексного развития транспортной инфраструктуры, интеграции преимуществ различных видов транспорта с целью повышения качества жизни и развития экономики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector