Промышленность волго-вятского экономического района россии
Содержание:
- Основные проблемы и перспективы развития
- Транспорт и хозяйственные связи Волго-Вятского района
- Население и трудовые ресурсы
- Географическое положение и его особенности
- Структура и размещение основных отраслей хозяйственного комплекса
- Крупные города
- Волго-Вятский крупный экономический районМатериалы студентам и ученикам / Экономическая география и регионалистика / Волго-Вятский крупный экономический районСтраница 1
- Природные ресурсы
- 2.3. Транспорт и экономические связи
- Хозяйственная деятельность
- Природные условия и ресурсы
Основные проблемы и перспективы развития
Основные экономические и экологические проблемы:
- Практически отсутствуют внешнеэкономические связи с другими регионами.
- Нерациональное использование водных, лесных и земельных ресурсов.
- Наличие станций может способствовать наводнению в некоторых населенных пунктах этого района.
- В Нижегородской области особо загрязнена атмосфера.
- До сих пор осталось влияние Чернобыльской катастрофы прошлого столетия на земли этого района.
Каковы же перспективы развития этого экономического региона?
Власть на ближайшие годы ставит следующие задачи:
- изменение финансовой политики;
- изменение структуры промышленного производства;
- использование новых, экологически чистых технологий.
Особую роль в выходе из сложившейся ситуации чиновники видят в изменении социальной структуры. Поэтому планируется ввести несколько новых реформ.
Транспорт и хозяйственные связи Волго-Вятского района
В районе используются все виды транспорта. Характерной чертой является относительно высокая доля речного транспорта в пассажирских и особенно в грузовых перевозках {рис. 105). Это связано с расположением крупных городов района на берегах Волги и её притоков — Вятки, Ветлуги и Оки. Тем не менее главным видом транспорта, обеспечивающим основной (как и в большинстве районов страны) грузо- и пассажирооборот, остаётся железнодорожный. Сеть железных дорог функционирует во взаимодействии с работой речных портов, которые находятся в местах пересечения рек железнодорожными магистралями. В таких транспортных узлах может производиться смена вида транспорта для перевозки определённых грузов. По территории района проходит несколько нефте- и газопроводов из Поволжья, Урала и Западной Сибири.
Ввоз товаров в Волго-Вятский район больше, чем вывоз. На его территорию ввозятся нефть, газ, каменный уголь, чёрные и цветные металлы, зерно и др. За границы района вывозятся автомобили, станки, тракторы, речные суда, лес и лесоматериалы, бумага, картон, изделия лёгкой промышленности, продукция химической индустрии (минеральные удобрения и т.п.).
Повторим главное 1. Состав района: Кировская и Нижегородская области, Республика Марий Эл, Республика Мордовия и Чувашская Республика. В районе находится третий по числу жителей город страны — Нижний Новгород. 2. Природные ресурсы незначительны. Исключение составляют богатые лесные и водные ресурсы. Район занимает выгодное транзитное положение на пересечении широтных и меридиональных транспортных путей. 3. Специализация района: транспортное машиностроение, другое трудоёмкое и наукоёмкое машиностроение, а также ряд дополняющих его отраслей (нефтепереработка, производство красителей, шин, пластмасс и др.). Развита также лесная промышленность. |
Проверим знания
1. Какие субъекты Федерации входят в состав Волго-Вятского района? 2. Какие отрасли, обслуживающие автомобилестроение, развиты в районе? 3. Какая продукция вывозится из Волго-Вятского района?
А теперь более сложные вопросы
1. Что позволяет объединять Волго-Вятский район вместе с Центральным и Центрально-Чернозёмным в регион Центральная Россия? 2. Какой фактор определил развитие автомобилестроения в районе? 3. Проанализируйте состав грузов, вывозимых и ввозимых в регион.
Население и трудовые ресурсы
Численность населения региона составляет 8,4 млн чел., или 5,7 % численности населения РФ.
За период экономических реформ численность населения региона сократилась на 36 тыс. чел., что объясняется отрицательными показателями естественного прироста и миграционными потоками в другие регионы страны. Средняя плотность населения 31,7 чел. на 1 км2, что почти в 4 раза превышает среднюю заселенность России. Однако территория заселена неравномерно. Так, плотность населения Чувашской Республики составляет 74,4 чел.
на 1 км2, а в Кировской области – 13,5 чел. на 1 км2. Индустриализация региона и высокий отток населения из сельской местности способствовали урбанизации населения. 70,1 % населения региона проживют в городах. Наиболее высокий уровень городского населения в Нижегородской (77,9 %) и Кировской (70,4 %) областях.
Менее урбанизированы Республики Мордовия, Марий Эл, Чувашская; в них на долю городского населения приходится 58,3; 62,6 и 60,6 % соответственно. Основная часть городского населения проживает в 8 городах региона. Крупнейшую городскую агломерацию страны представляет Нижегородская, включающая Нижний Новгород и города-спутники, прилегающие к нему: Дзержинск, Бор, Кстово и др., а также тяготеющие к нему поселки городского типа.
Тенденция концентрации населения в немногочисленных точках региона при обезлюдении основной территории получила здесь широкое распространение. Воспроизводство населения в регионе в последние годы осуществлялось замедленными темпами.
Многие показатели демографической ситуации (половозрастной состав, брачность, рождаемость, смертность, естественный прирост) свидетельствуют об отрицательных тенденциях в развитии демографических процессов. Отток населения из сельской местности, особенно молодежи, крайне осложнил демографическую ситуацию на селе. Показатели естественной убыли на 1,1 % пункта превышают средние по стране и составляют 6,4 % в районе против 5,1 % в стране. Отрицательный прирост населения характерен для всех административно-территориальных единиц, однако показатели выше среднерайонного отмечаются в Нижегородской и Кировской областях.
К числу важнейших предпосылок развития и размещения производительных сил относится обеспеченность региона трудовыми ресурсами. В течение длительного времени регион относился к районам, имеющим избыток трудовых ресурсов, и служил источником для пополнения трудовыми ресурсами других регионов страны. Однако отнесение Волго-Вятского региона к трудоизбыточным в настоящее время следует пересмотреть.
Численность экономически активного населения в районе за 1992–1996 гг. снизилась на 203,1 тыс. чел., или на 4,6 %, и составила 4063,6 тыс. чел., а занятых в экономике уменьшилась на 8,6 %, что связано с дальнейшим сокращением работающих в сфере материального производства.
Уровень безработных возрос за этот же период с 5,3 до 9,3 %. Трудоспособное население составляет 4,0 млн чел., из них в общественном производстве занято 90,7 %, в том числе в материальном производстве занято 69,6 %, в непроизводственной сфере – 30,4 %.
В связи с развитием рыночных отношений, банкротством нерентабельных предприятий, сокращением рабочих мест возрастает удельный вес безработных, особенно в малых и средних городах с моноотраслевой структурой хозяйства. Поэтому в этих городах необходимо широкое развитие малого бизнеса, непроизводственной сферы, что способствовало бы дополнительному привлечению рабочей силы и смягчению уровня безработицы и социальной напряженности в регионе.
Удобное географическое положение, устойчивые транспортные связи, наличие строительных площадок, пригодных для размещения новых промышленных объектов, высококвалифицированных кадров создают благоприятные предпосылки для наращивания экономического потенциала региона.
Географическое положение и его особенности
Каково же экономико-географическое положение этой местности (ЭГП)?
В его состав входят 3 республики и 2 области:
- Республика Марий Эл;
- Республика Мордовия;
- Чувашская Республика;
- Кировская обл.;
- Нижегородская обл.
Изучаемый район находится в подчинении Приволжского федерального округа.
Какие у него границы? В его экономическое окружение входят следующие «соседи»:
- Центральный район (запад);
- Северный район (север);
- Уральский район (восток);
- Поволжский район (юг).
Площадь территории составляет: 265,4 тыс. кв. км.
История этого экономического района берет свое начало в тот же год, когда образовался СССР. Правда в том виде, в котором район сейчас все знают, он начал существовать лишь во второй половине 20-го века. Причем выделить один определенный административный центр невозможно.
Структура и размещение основных отраслей хозяйственного комплекса
Основными отраслями для Волго-Вятского района являются машиностроительная, деревообрабатывающая, химическая. Также в регионе развито сельское хозяйство.
Машиностроение
Машиностроение представлено несколькими направлениями:
- в Саранске и Нижнем Новгороде производят автомобили;
- завод в Павлово выпускает автобусы;
- Чебоксары являются известным изготовителем тракторов.
Еще одной специализацией выступает самолетостроение, которое хорошо развито в Нижнем Новгороде.
Деревообрабатывающие предприятия
Все предприятия лесной промышленности региона используют исключительно собственные ресурсы. Структура отрасли такова, что заготовка производится на территории Нижегородской и Кировской областей, а обрабатывающие комбинаты находятся в Волжске и самом Нижнем Новгороде.
Химическая отрасль
Химическая промышленность в районе является одной из самых развитых – ее доля в общероссийском объеме достигает 15%. Основные направления:
- выпуск азотных удобрений – налажен в Дзержинске;
- нефтепереработка – организована в Нижнем Новгороде;
- производство соды, кислот, минеральных удобрений – прерогатива Новочебоксарска, Саранска.
Развитию химической отрасли способствует обеспеченность водными ресурсами, а также наличие добываемого на месте сырья.
Сельское хозяйство
Ведущей отраслью сельского хозяйства является растениеводство. Этому способствуют природные и климатические условия. В районе выращивают несколько видов зерновых культур, лен-долгунец, хмель.
Примечание
Несмотря на развитость сельского хозяйства, оно не может полностью покрыть потребности местного населения. Поэтому власти часто прибегают к экспорту из соседних областей.
Крупные города
Бо́льшая часть населения проживает в городах. Они известны не только промышленностью, но и туристическими достопримечательностями. Самые крупные на карте района:
- Саранск;
- Йошкар-Ола;
- Нижний Новгород.
В первую очередь рекомендуется посетить Саранск. Здесь сохранились исторические постройки — старинные памятники архитектуры и оборонительные крепости
Срубы, бревенчатые усадьбы, два музея с артефактами постоянно привлекают внимание посетителей города. Возвели их очень давно, но население поддерживает здания в хорошем состоянии, а некоторые постройки были реставрированы.
В Саранске недавно открыли дом-музей писателю Александру Полежаеву. Есть здесь и музыкальный театр, этнографический комплекс «Мордовское подворье». По воскресеньям население собирается на службах в православных церквях.
Значительные рекреационные ресурсы имеются в Йошкар-Оле. Этот город можно считать основным культурным центром района. Здесь располагаются многочисленные театры и музеи. Можно посетить старинные усадьбы купцов и архитекторов. Экскурсоводы предлагают послушать историю и описание интересных мест. Любителям искусства понравится городская художественная галерея, а влюбленные пары предпочитают проводить вечера в огромном национальном парке.
Нижний Новгород изначально возводился как поселение-крепость. По плану архитекторов здесь построили каменное укрепление с башнями. Оно датируется XVIII—XIX столетиями, но и сегодня выглядит довольно внушительно
Местный кремль, огромное количество двухэтажных купеческих домов, церкви — все это привлекает внимание туристов.
Волго-Вятский крупный экономический районМатериалы студентам и ученикам / Экономическая география и регионалистика / Волго-Вятский крупный экономический районСтраница 1
Волго-Вятский экономический район (ВВР) находится в восточной половине Русской равнины в бассейнах рек Вятки, Ветлуги и Волги, в среднем её течении. Занимает площадь 263.3 тыс. кв. км, а по протяжённости с северо-востока на юго-запад — до 800 км. Волга делит территорию района на две ландшафтные, а следовательно и экономические зоны и является основным судоходным путём, связывающим важные экономические центры, как внутри региона, так и с соседними экономическими районами.
Волго-Вятский экономический район включает 3 республики: Марий Эл, Мордовию и Чувашию, а также Нижегородскую и Кировскую области.
На севере Волго-Вятский экономический район граничит с Северным , на западе — с Центральным, на востоке — с Уральским и на юге — с Поволжским экономическими районами обладающими не только крупными запасами сырья и топлива, но и являющимися важнейшими индустриальными регионами страны.
Таким образом, географическое положение района благоприятствует развитию его связей с основными сырьевыми и топливными базами страны, а также районами потребления производимой в районе продукции.
Природные условия и ресурсы.
Правобережье Волго-Вятского района по рельефу в основном возвышенная часть, по характеру растительности — главным образом лесостепь. В силу благоприятности природно-географических и исторических условий Правобережье издавна густо заселено. Левобережная же часть района, или Заволжье, — главным образом, лесная низменность, менее освоенная и менее заселённая территория. В целом рельеф района спокойный. Восточно-Европейская равнина не имеет здесь резких переходов и колебаний. Долины рек Волги, Ветлуги и Оки в центральной части по абсолютной высоте колеблются от 50 до 100 метров, постепенно повышаясь к северу и югу. Более приподнято Правобережье, которое большей частью расположено в пределах приволжской равнины имеет максимальную высоту 370 метров. В Заволжье наиболее высокие части — это Северный и Вятский увалы с высотами 284 и 293 метра и Верхнекамская возвышенность с максимальной высотой 338 метров. Остальное же пространство Заволжья занято в основном равниной с высотами, не превышающими 150 метров.
Территория Волго-Вятского района расположена в континентальной зоне умеренных широт. Климат здесь антициклонного типа. Среднегодовая температура воздуха наблюдается от +0.6° на севере до +4° на юге. Лето в южной части жаркое: среднемесячная температура июля +17 .+20°, зима довольно холодная, — средняя температура января от -11° до -16°. Почвы промерзают от 50 до 70 см в лесном Заволжье, до 1 м в Правобережной части, где снеговой покров меньше чем в Заволжье.
Суммарное количество осадков превышает испарение. поэтому основная территория района достаточно увлажнена.
Климат лесостепной зоны Правобережья со сравнительно короткой зимой и более тёплым и продолжительным летом обеспечивает произростание здесь многих сельскохозяйственных культур, в том числе хмеля, подсолнечника, сахарной свёклы и конопли, отсутствующих в Заволжье. В тоже время частая повторяемость засушливых периодов (особенно в южных районах) заставляет прибегать к мероприятиям, направленным на борьбу с иссушением почв.
Климатические условия (грунтовые воды на глубине 2—3 м, многоснежная зима) Заволжья способствуют высокопроизводительному росту лесов, поэтому большая часть территории сильно залесена. Самые плодородные почвы Заволжья — тёмно-серые и лесные. Высоким плодородием также отличаются аллювиальные и перегнойно-глеевые, содержащие соответственно 5 и 7% гумуса.
Минерально-сырьевая база Волго-Вятского района не соответствует мощной структуре хозяйственного комплекса. В основном в недрах района залегают нерудные ископаемые, среди них — гипс, известняки, кварцевые пески, глины, доломиты. Район выделяется запасами фосфоритов Вятского и Камско-Кобринского месторождений — крупнейших в Европейской части России. Основные ресурсы фосфоритов сосредоточены в Кировской области на одном из крупнейших — Вятско-Камском месторождении.
Топливные ресурсы Волго-Вятского района имеют местное значение. Распространён торф, есть незначительные залежи горючих сланцев, которые, впрочем, не разработаны, обнаружены нефть и газ.
Волго-Вятский район является частью старо-промышленного центра страны, одной из основных баз обрабатывающей промышленности, в особенности машиностроения и металлообработки.
Нижний Новгород ещё до строительства железной дороги занимал выгодное экономико-географическое положение. Со строительством в 1861 — 1862 гг. железной дороги из Москвы, а потом, в 1901 — 1903 и 1912 гг., продлении до Арзамаса и Казани экономика города и области сильно возросла.
Страницы: 1
Природные ресурсы
Район расположен в умеренно континентальном климатическом поясе, что благоприятно сказывается на ведении сельского хозяйства, особенно в южных областях округа.
При описании природных ресурсов Волго-Вятского района стоит упомянуть лес. Запасы древесины оцениваются в 1,3 млрд куб. м. Преобладающие породы — ель, пихта, сосна, из мелколиственных чаще всего заготавливается берёза, осина, ива. В южных зонах встречаются липа и дуб. Последняя проблема, которая выходит на первый план в области добычи природных ресурсов — стремительное сокращение лесной площади, истощение запасов древесины из-за нерационального её использования. Отсутствуют производства с глубокой переработкой сырья.
Немаловажное значение для региона имеют водные ресурсы. Уже из названия можно понять, что расположен район в акватории двух крупных рек: Волга и Вятка
Кроме того, регион богат подземными источниками.
Тем не менее проблема дефицита водных ресурсов актуальна для части населённых пунктов. Это объясняется географическим положением поселений, удаленностью от рек, загрязнением имеющихся ресурсов от стоков промышленных предприятий.
Среди полезных ископаемых весомое для промышленности значение имеют залежи фосфоритов. Примечательна этими минералами Кировская область, где находится более 20% от общих запасов фосфоритов страны. Характерны они неглубоким залеганием, что позволяет добывать ресурсы с низкой себестоимостью. Добыча носит сезонный характер из-за природно-климатических условий и открытого способа освоения.
В Кировской области находится крупная зона залегания торфа. Запасы имеются в Нижегородской области, а также в Республике Марий Эл.
На территории ВВЭР обнаружены запасы горючего сланца. Освоение ресурса на текущий момент не производится.
2.3. Транспорт и экономические связи
Волго-Вятский регион располагает всеми видами транспорта — железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным, воздушным. Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Бедность Волго-Вятского региона минерально-сырьевыми и топливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значительный удельный вес занимают топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы региона вывозятся: древесина, нефтепродукты, разнообразная продукция машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных перевозках преобладают древесина и строительные материалы. Система широтных железнодорожных магистралей, представленная в регионе, обеспечивает интенсивно растущий транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами России. Наиболее тесные связи Волго-Вятский регион имеет с Центральным, Поволжским, Уральским районами России.
Географическое положение Волго-Вятского района на Волжской магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного его взаимодействия с железнодорожным. Нижегородский водно-транспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента, строительных материалов, поступающих из Поволжского, Северо-Кавказского, Центрального и других регионов европейской части. С железной дороги на водную магистраль идет перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных химических грузов, металлического лома, различных видов машин и оборудования.
Во внутренних грузоперевозках района широко используется автомобильный транспорт. Однако недостаточная протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает развитие внутрирегиональных перевозок.
Все большее место в грузообороте региона занимает трубопроводный транспорт. По территории района проходят три нефтепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым поступает не только поволжская, но и сибирская нефть.
Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья.
Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промышленности определило превышение ввоза продукции над вывозом.
Волго-Вятский регион имеет недостаточно развитую внешнеэкономическую деятельность. Главным экспортером региона выступает Нижегородская область, на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок. Активному выходу района на международные рынки препятствуют такие факторы, как невысокий уровень научно-технического развития производства, несовершенство форм и методов включения хозяйства региона во внешнеэкономические связи. Почти половина экспортных поставок региона приходится на машиностроение, что соответствует структуре его промышленного производства. Вместе с тем выпускаемая продукция машиностроительных предприятий района в большинстве случаев имеет невысокое качество и не отвечает высоким требованиям мировых стандартов. В настоящее время создается новый механизм участия республик, краев и областей в международном разделении труда, более полно учитывающий местные особенности и интересы в увеличении экспорта и рассчитанный на широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России.
Хозяйственная деятельность
Основной отраслью хозяйственной деятельности является машиностроение и металлургия. Особое значение для экономики района имеет транспортное машиностроение. Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) — визитная карточка Нижнего Новгорода. Здесь же находится ведущий центр судостроения — завод «Красное Сормово». История предприятия начинается с 1849 года. Это одно из старейших производств России.
Существенную роль для региона играет химическая промышленность, весьма многообразная по своим направлениям. Крупные нефтеперерабатывающие заводы находятся в Нижнем Новгороде и Кстове.
В городе Дзержинске построен крупнейший завод по производству полимерных материалов. В Кирове, Чебоксарах, Саранске развита смежная для автомобилестроения резинотехническая промышленность. Как отдельное направление можно выделить лесохимические предприятия. По производству бумаги Волго-Вятский регион занимает третье место в стране, благодаря развитию наличию лесного сырья. Крупные целлюлозно-бумажные заводы расположены в Балахне, Волжске, Правдинске.
Ещё одна важная отрасль для округа — электротехническая. Крупным предприятием в этой сфере можно назвать завод «Электровыпрямитель» (г. Саранск) и электроаппаратный завод в Чувашии.
Высоки перспективы развития сельскохозяйственной деятельности. Площадь сельхозугодий составляет около 40% от общей площади региона. Здесь выращивают зерновые (пшеница, рожь, ячмень, овёс), технические культуры (лен-долгунец). Развито овощеводство, в особенности благоприятны почвы для выращивания картофеля. Вблизи крупных городов распространено мясомолочное производство.
Природные условия и ресурсы
Географическое положение района в зоне Восточно-Европейской равнины создает хорошие условия для процветания сельского хозяйства. Даже небольшие возвышенности здесь прорезаны оврагами и речными долинами.
Северная часть занята обширными таежными лесами, в южной преобладают смешанные. В целом, лесные массивы занимают более половины площади. Поэтому можно говорить о них как о главном богатстве округа.
Примечание
Использование и активный экспорт древесины сказываются на состоянии лесов. Поэтому в текущее время ведется работа по сохранению природного потенциала, его приумножению.
Почвы дерново-подзолистые и подзолистые. Ближе к югу присутствует плодородный чернозем.
Климат умеренно континентальный: в летнее время прохладно, зимой тепло. Количество осадков в среднегодовом значении редко превышает 600 мм.