Спасская башня доклад ученика 4 «а» класса рубинского юрия. — презентация

Храмы Московского Кремля

Вокруг Соборной площади Кремля расположено множество белокаменных соборов и церквей.

Успенский собор

Главный собор Российской Империи на протяжении сотен лет. Под его куполами проходили коронации царей и инаугурации патриархов России. Выдающиеся образцы русского средневекового искусства покрывают внутренние стены, а на крыше находятся пять позолоченных куполов.

Архангельский собор

Церковь великих князей России. Внутри собора находится более 60 настенных портретов князей, многие из которых были похоронены внутри. После коронации новые цари России отправлялись в Архангельский собор, чтобы почтить память своих предков.

Благовещенский собор

Несмотря на свои небольшие размеры, Благовещенский собор является одним из самых особенных в Кремле, он построен как личный храм царской семьи. Под его многочисленными позолоченными куполами возвышается один из старейших иконостасов России, в его подвале находится выставка кремлевских сокровищ и древностей, а также стены необычно украшены картинами греческих философов.

Церковь Двенадцати Апостолов

Эта церковь была частной часовней Русского Православного Патриарха, представляя собой выставку икон XVII века, созданных русскими мастерами. Он примыкает к Патриаршим палатам, редкому образцу московской гражданской архитектуры 1600-х годов, которые были дворцовой резиденцией патриархов России.

Церковь Ризоположения

Крохотная церковь с одним позолоченным куполом. Внутри находятся расписные фрески и выставка редких русских изделий из дерева XV-XIX веков.

Комплекс колокольни Ивана IV Грозного

Самое яркое сооружение Соборной площади. Его колокольня доминирует над ансамблем — восьмиугольная многоярусная башня высотой 81 метр с 24 колоколами, включая мощный 65-тонный Успенский колокол. Внутри церкви проходят различные выставки русского искусства, а также выставка, посвященная истории Московского Кремля.

Вы знали? Самый большой в мире колокол находится в Кремле у колокольни Ивана Великого. Царь-колокол имеет высоту 6 метров, весит более 200 тонн!

Спасская башня в 17 веке

Высота Спасской башни сегодня равняется 67.3 метра без кремлёвской звезды и 71 метр с нею. Однако Спасская башня не всегда была такой высокой — её изначальная высота была меньше как минимум в 2 раза. Только в первой половине 17 века русский зодчий Бажен Огурцов и Христофор Галовей, английский архитектор, достроили башню многоярусным верхом, исполненным в готическом стиле. На самом верху башни был сооружен каменный шатер. Когда-то наверху были установлены каменные статуи и их даже наряжали в специально сшитые одеяния. Но, увы, до нашего времени статуи не дошли. Кроме статуй, фасады Спасской башни были украшены рельефами из белого камня. Один из них, каменный рельеф, на котором изображен св. Георгий Победоносец, можно увидеть в Третьяковской галерее.

Примерно в то же время к Спасской башне был пристроен арочный мост из камня, перекинутый через защитный ров. На этом мосту купцы продавали самые разные товары. В середине 17 века на шатре Спасской башни был установлен двуглавый орел, являющийся гербом Российской Федерации в настоящее время. Правда, в то время орел символизировал ещё и самодержавие.

Вид башни со стороны Москвы-реки и Васильевского спуска

Двуглавые орлы были впоследствии установлены и на остальные башни Московского Кремля — Боровицкую, Троицкую и Никольскую. Причиной послужила их большая высота, так как орлы должны были быть хорошо видны большинству московских горожан.

По сторонам сначала Фроловских, а затем и Спасских ворот, были возведены две часовни — Смоленская и Спасская. Интересны их вторые названия: так, Спасскую часовню окрестили Великого Совета Ангел, а Смоленскую — Великого Совета Откровение. В самом начале 19 века деревянные часовни снесли и на их месте возвели новые, но уже из камня. И тут грянула война 1812 года. Как известно, Наполеон особо не церемонился с культовыми российскими сооружениями и безжалостно их разрушал. Архитектор Герасимов П.А. проводил работы по реставрации Кремля в 1862 году и во время их осуществления им были восстановлены эти 2 часовни: правда, по совершенно новому проекту. Вновь построенные и освященные в октябре того же года часовни попали под «юрисдикцию» Покровского собора. Снесли же часовни окончательно большевики — в 1925 году и больше их не восстанавливали.

Вид на куранты и рубиновую звезду

Спасская башня интересные факты. 10 фактов о кремлевских курантах

Спасская башня построена по проекту Пьетро Антонио Солари в 1491 году. В 1625 году она была надстроена, и тогда же на ней появились куранты – гл

Кремлевская башня,

которую мы привыкли называть Спасской, построена по проекту

Пьетро Антонио Солари в 1491 году, а в 1625 году была надстроена.

Тогда же на ней появились куранты. И доныне кремлевские куранты –

главные часы нашего отечества.

 1. Первоначально детище итальянца Пьетро Антонио Солари получило

свое название благодаря расположенной неподалеку церкви Фрола и

Лавра. В 1658 году после того, как над воротами поместили икону

Спаса Нерукотворного, специальным царским указом башню

перекрестили в Спасскую. Так что первые куранты появились не на

Спасской,  а на Фроловской башне.

 2. Куранты в значении «салонные часы с боем и музыкой», как

утверждают знатоки науки этимологии, имеют в пращурах французский

танец «куранта», который плясали в салонах, естественно, под

музыку.    

 3.   Считают, часы

украшали Кремлевские башни и прежде – чуть ли не в XV веке. Но

точных дат нет.

 4. Зато о часах, установленных «аглицкой земли мастером часового и

водяного взвода» Христофором Галовеем на Спасской башне в 1624

-1625 годах, пишут много и охотно. Зодчий Бажен Огурцов надстроил

башню шатром, а Галовей установил на ней часы-куранты с

«перечасьем», то есть с боем. Механизм по заказу англичанина

изготовили русский кузнец из Великого Устюга Ждан с сыном и

внуком, а литейщик Кирилл Самойлов отлил для них тринадцать

колоколов.

 5. «Аглицкий мастер» получил за работу серебряный кубок и к нему в

придачу атласу, соболя, куницы и много других щедрых даров, но…

Уже в 1626 году часы сгорели. Щедро награжденный Галовей построил

вторые часы: тот же циферблат, изображающий небо со звездами,

солнцем и луной, разделенный на 17 частей – таким непривычным для

нас образом в ту пору меряли время. И другая диковина: стрелка в

виде луча солнца стояла на месте, зато крутился сам циферблат.

  6. 9 декабря 1706 года в девять часов утра впервые отбили время

новые часы – на этот раз голландской работы, привезенные из

дальних странствий Петром Первым. Но и эти часы не дожили до

наших дней – опять же пали жертвой пожара.

 7.   Куранты

привычного нам вида, использовав, правда, старые детали,

поставили на Спасской башне 150 лет назад братья Бутеноп. Датские

подданные Иоганн и Николай Бутенопы держали в Москве фабрику по

производству веялок и молотилок, но и часы оказались им по плечу.

 8. «По плечу» в данном случае только фигура речи: циферблат у

нынешних часов шести с лишним метров в диаметре и стрелки без

малого в два человеческих роста. После Бутенопов часы еще раз

восстанавливали – в 1917 году в них попал снаряд, – и пару раз

модернизировали.

 9. Секрет абсолютно точного времени сейчас кроется под землей:

куранты соединены кабелем с контрольными часами Московского

астрономического института имени Штернберга.

 10. Чего только не играли главные часы государства: и немецкую

песенку про либер Августина (ее наладил на  английских

курантах немецкий мастер, да и царица тогда у нас была немка,

если помните), и гимн масонов «Коль славен наш Господь в Сионе»,

и марш отчего-то лейб-гвардии Преображенского полка. До 1932 года

часы в полдень играли «Интернационал», а в полночь – «Вы жертвою

пали». При Ельцине куранты исполняли Глинку, теперь исполняют

Александрова – гимн Российской Федерации.

Как выглядит Спасская башня

В основании Спасской башни — четырёхугольник, а её верхушка — это многоярусный шатёр, украшенный курантами и арочным поясом. При ближайшем рассмотрении по углам башни можно увидеть фигурные башенки, а также разнообразные декоративные фигуры — зверей, цветы, ракушки, павлинов. Всю конструкцию венчает звонница, а внизу находится стрельница с высокими проездными воротами.

До 1624 г. верх башни был деревянным с навершием в виде двуглавого орла. Потом по совместному проекту англичанина Христофора Галовея и русского мастера Бажена Огурцова деревянная конструкция была заменена на многоярусный верх с обнажёнными скульптурными фигурами на европейский манер. Просуществовала башня в таком виде недолго — пожар 1628 г. уничтожил её украшения, после чего наверху снова был установлен двуглавый орёл.

После октябрьской революции 1917 г. символы царской России уничтожались повсеместно, не обошла эта участь и Кремль. Замена двуглавому орлу в виде красных звёзд с размахом лучей 3,75 метра украсила башни в 1935 г. Материалом для них послужили красная медь и нержавеющая сталь. Центр украсили изображением серпа и молота из уральских самоцветов. Увы, но такой вариант не выдержал пагубного влияния солнца и дождей и уже в 1937 г. первоначальный сильно потускневший вариант заменили на современный — из рубинового стекла с внутренней электрической подсветкой. Каркас звезды изготовлен из покрытой золотом нержавеющей стали.

Часы на Спасской башне

Первое, что привлекает внимание в облике всего сооружения — это куранты. Мы знаем их с детства, ведь именно их ход отсчитывает последние минуты уходящего года, а мощные удары возвещают приход нового

Первый механизм был установлен в XV веке. Современный вариант появился в 1852 г. До Петра I механизм часов на Спасской башне сильно отличался от современного и циферблат делился на 24 часа. По отзывам современников, бой колокола башни был слышен за 10 верст. В ходе реконструкции 1624 года старые часы сняли и перевезли в Спасский монастырь в Ярославле. Башню надстроили, внутри разместив новый механизм, к которому под руководством Кирилла Самойлова были отлиты 13 колоколов.

И новые часы, и башня полностью сгорели в пожаре 1626 г. Христофор Галовей создал свой механизм, у которого был неподвижный внутренний круг и движущийся внешний. Пожар 1654 г. почти уничтожил и этот вариант. Только 13 лет спустя его отремонтировали, после чего часы просуществовали до 1701 г., окончательно погибнув в очередном пожаре.

В 1704 г. Пётр I заказал куранты классического немецкого типа с циферблатом, разбитым на 12 часов, в Амстердаме. 30 подвод доставляли их из-за границы. Руководил установкой часовщик Яким Гарнель. Звон 33 колоколов впервые возвестил утро 9 декабря 1706 г. После смерти Петра I и переноса столицы в Петербург, часы на Спасской башне пришли в упадок. Пожар 1737 г. нанёс им серьёзный ущерб. Реставрацией руководила Екатерина II.

Свой современный вид часы приобрели в 1851 г. Тогда братья Бетеноп (московские купцы) полностью их отреставрировали, дополнив ещё 3 циферблатами. Медные числа были покрыты червонным золотом, а стрелки медью с позолотой. 35 колоколов исполняли разные мелодии. С того времени останавливались Куранты только однажды — во время революции 1917 г.

В мире больше нет таких полностью механических часов — без колоколов часы весят 25 тонн. В своём современном режиме они работают вот уже более 150 лет. 14 колоколов на звоннице Спасской башни звонят через каждые 3 часа. Внутри часов расположен медный цилиндр, исполняющий роль музыкального механизма. Последняя реставрация курантов прошла в 2014 г.

Часы

Первые куранты появились на башне после реконструкции в XVIII веке. Массивный часовой механизм с боем весил 3 тонны имел необычную конструкцию. Стрелки часов стояли неподвижно, а циферблат вращался вокруг своей оси. В 1780-е годы на башне установили более легкие часы с традиционной конструкцией циферблата.

Сегодня на здании красуются современные электронно-механические часы с классическим дизайном. Три часовых механизма весят по 20 кг. Стрелки с серой окантовкой выполнены из легкого алюминия. Часовая стрелка имеет длину 1,68 м, а минутная – 2,2 м. Раньше отладкой курантов занимался часовщик-смотритель, но в век высоких технологий с этой работой легко справляется компьютер.

Куранты Спасской башни Казанского кремля

Когда кремлевские куранты начинают свой бой, включается светомузыкальное шоу «Малиновый звон». Одновременно со звуками медленно вспыхивают и гаснут красные прожекторы, которые окрашивают белые стены башни в яркий малиновый цвет. Оригинальная иллюминация очень красива днем, но еще более впечатляет в темное время суток.

История Спасской башни

Необходимость прикрыть северо- восточную линию Кремля, лишённую защиты естественными преградами, стала причиной возведения в 1491 году проходной башни вместо Фроловской стрельницы. Своё первое название — Фроловская – новая башня получила благодаря расположенной вблизи церкви Фрола и Лавра и до XVII была известна и в Москве под этим именем.

Строительные работы осуществлялись под руководством итальянского зодчего Пьетро Антонио Солари. К мощному четырёхгранному нижнему ярусу башни вплотную примыкает отводная стрельница. Если вражеские воины по перекинутому через ров с водой деревянному подъёмному мосту добирались до входа в Кремль, то последним препятствием становились опущенные железные решётки – герсы. Защитники Кремля отрезали неприятелю путь назад, обстреливая его с верхних рядов галереи стрельницы. Внимательно присмотревшись к фасаду башни, можно разглядеть и отверстия для цепей, поддерживавших конструкцию подъёмного моста, и пазы для опускания решётки.

В 1624 – 1625 над двухступенчатой конструкцией башни, имеющей квадратное основание, поднялся восьмерик, увенчанный шатровым верхом. Авторами первой шатровой надстройки на башне Кремля были Бажен Огурцов, зодчих дел мастер, и англичанин Христофор Галовей, ставший также создателем первых часов. Выполненное из белого камня кружевное арочное обрамление с фантазийным декором по верху нижней ступени придало сооружению неповторимый облик и заслуженный статус самой нарядной и красивой башни Кремля.

Невосполнимой утратой стала потеря белокаменных барельефов, созданных во времена Дмитрия Донского В. Д. Ермолиным для ворот Фроловской башни, с образами Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Лишь фрагмент этого художественного объекта можно увидеть среди экспонатов Третьяковской галереи.

Переименование башни в Спасскую

В честь надвратных икон Спаса Нерукотворного со стороны Кремля и Спаса Вседержителя со стороны Красной площади указом царя Алексея Михайловича в 1658 году главная башня Кремля стала именоваться Спасской. Двуглавый орёл, символ Российской державы, увенчал шатровую надстройку Спасской башни, обозначив её значение среди прочих кремлёвских сооружений. Царские торжественные шествия, въезд зарубежных послов, выступления войсковых частей, патриарший выход к народу — все эти события совершались через Спасские ворота.

Экскурсии по Кремлю

Взгляните на сокровища Кремля собственными глазами во время своего турне, чтобы полюбоваться его достопримечательностями.

Что вы можете увидеть в Московском Кремле сегодня?

  • Башни Московского Кремля: неприступные стены Кремля идут вперемежку с 20-ю башнями, каждая со своей уникальной историей и дизайном.
  • Комплекс Большого Кремлевского дворца: главный дворцовый ансамбль — Большой Кремлевский дворец, где находится президентская резиденция, состоит из меньшего Теремного дворца и Оружейной палаты.
  • Церкви Московского Кремля: красивые белокаменные церкви собраны вокруг главной соборной площади. Большие и маленькие, они являются домом для редкого и красивого русского искусства, архитектуры и выставок.
  • Комплекс колокольни Ивана IV Грозного: восьмиугольная многоярусная башня высотой 81 метр, вмещающая 24 колокола.

Башни Кремля

1. Спасская башня

Архитектор – Пьетро Антонио Солари

Башня является аутентичной (кроме пристроенного в 17 веке навершия).

Высота строения – 71 м;

Долгое время её называли Фроловской из-за стоящего рядом одноимённого монастыря. Спасской башня называться стала в 17 столетии, так как у неё появилась икона Спаса Нерукотворного;

2. Сенатская

Архитектор – неизвестен

Является аутентичной

До 18 века была Безымянной башней, а в 18 веке за ней было построено здание сената.

Рядом с постройкой находится мавзолей

Высота – 34 м;

3. Никольская

Архитектор – Пьетро Антонио Солари

Неаутентична, так как в 1812 году была взорвана и заново отстроена архитектором Осипом Бове, который не воссоздавал её, а спроектировал свою.

Высота строения – 70 м;

4. Угловая Арсенальная

Архитектор – Пьетро Антонио Солари

Аутентична

До 18 века – Собакина башня, так как рядом жили бояре Собакины. Была переименована после строительства поблизости от неё здания арсенала (оно видно на фото- жёлтое строение)

Высота – 60 м

Круглая по форме

5. Средняя Арсенальная

Высота – 39 м

Долгое время называлась Гранёной

В 19 столетии был построен грот в дорическом стиле, который является визитной карточкой и яркой отличительной особенностью этого строения. Своим названием башня обязана также близостью к кремлёвскому арсеналу.

6. Троицкая

Архитектор – Алевис Фрязин

Аутентична

Высота – 80 м;

Находится напротив здания Манежа, соединена мостом с Кутафьей башней

7. Кутафья

С 17 века имеет машикули (подобие бойниц, отверстия для вертикального обстрела)

Была отводной башней (т.е. её основной функцией являлась защита)

8. Комендантская

Аутентична

Высота – 41 м

До 19 века – Колымажная (раньше рядом находился двор с колымагами).

*На фото видно, что внутренняя часть как бы встроена в стену здания потешного дворца.

9. Оружейная

Высота – 32 м

До середины 19 века – Конюшенная башня (в ней имелись ворота, через которые можно было проехать к Конюшенному приказу. Оружейной названа после постройки Оружейного приказа на месте бывшего Конюшенного.

10. Боровицкая

Архитектор – Пьетро Антонио Солари

Название дано по месту, так как раньше там был сосновый бор;

В настоящее время через неё осуществляется въезд — выезд автотранспорта.

11. Водовзводная

Круглая по форме 

Высота – 61 м

Неаутентична

Связана с появлением первого московского водопровода

Ранее – Свиблова башня (из-за бояр Свибловых)

В 19 веке заново отстроена Осипом Бове;

Аутентичная

Высота – 30 м;

13. Тайницкая

Архитектор – Алевис Фрязин

Высота – 38 м

В 18 столетии взорвана при Екатерине II, чтобы сделать ходы для постройки Кремлёвского дворца (который так и не был построен)

В ней располагался тайный ход — колодец (отсюда и название: тайный- тайницкая)

Неаутентична;

14. 1-я Безымянная

Высота – 34 м

Неаутентична

Её можно назвать самой «многострадальной». Раньше там был пороховой склад, который потом взорвался. В 18 веке башню взорвали для строительства Кремлёвского дворца. В 19 веке была снова взорвана при отходе Наполеона;

Аутентичная

Высота – 30 м

Когда-то в ней располагалась кузница;

16. Петровская

Высота – 27 м

Ранее – Угрешская (рядом был Угрешский монастырь)

В 17 веке разрушена во время польской интервенции, в 18 веке взорвана при строительстве дворца, а в 18 – при Наполеоне.

Неаутентична

Отстроил О. Бове;

Высота – 46 м

Было много бойниц, которые заложили кирпичом в 19 веке

Имеет машикули;

Высота – 37 м

Аутентична

В ней располагалась пыточная;

19. Набатная

Высота – 38 м

Раньше там была звонница

В 18 столетии во время московского чумного бунта с неё раздавался звон для восстания против чумы. После Екатерина II распорядилась «прилюдно» убрать колокола;

20. Царская

Высота – 16 м (вместе со стеной)

Построена в 17 веке

Использовалась как смотровая площадка для царей.

Некоторые башни Московского Кремля сохранились с самого начала их постройки, некоторые неоднократно разрушались и восстанавливались. Имеющиеся у всех построек навершия (в виде своеобразной надстройки с крышей) были поставлены в 17 веке. До этого момента они выглядели так:

Звезды

Главный символ советской власти 5-лучевая звезда появилась на Спасской башне в середине 30-х гг. 20 в. Она заменила орлов, которые до этого венчали купол.

Двуглавый орёл. Традиция венчать шпиль на вершине башни государственным символом восходит к 16 в. Первой эмблемой стал двухглавый орел, вырезанный из дерева. Чтобы фигуру было хорошо видно и она не так быстро портилась под воздействием природных условий, птицу стали делать из металла, покрытого позолотой. В 1935 г. орел, как признак самодержавия, исчез с вершин куполов. В настоящее время ведется полемика про его возвращение на прежнее место.

Самоцветная звезда. Проект был разработан академиком Ф. Федоровским в 1935 г. Для изготовления фигуры использовался сплав меди с высоколегированной нержавеющей стали. По центру выкладывалось изображение серпа из самоцветных камней и золотой молот. От центра к вершинам углов расходились лучи.

Однако звезда имела недостатки:

  • быстро тускнела от непогоды
  • размеры дисгармонировали с общей конструкцией башни

В 1936 г. звезду сняли со Спасской башни и перенесли на здание Северного речного вокзала столицы. Весной 1937 г. на башне зажглась первая рубиновая звезда. Она выполнена из 2-х слойного стекла:

  • рубиновый – внешний
  • молочный – внутренний

В середине лампа на 5 тыс Вт, работающая автономно. Каркас и устройство звезды позволяет ей свободно вращаться вокруг оси. Расстояние по оси лучей -3,75 м. Для успешной работы механизм снабжен фильтрами и специальной вентиляцией. Вместе со звездой высота Спасской башни составляет 71м.

Куранты в 20 веке

Часы на Спасской башне являются настолько значимым памятником, что трудно говорить об истории башни, попутно не рассказывая об истории курантов. В 1917 году часы впервые серьезно пострадали: в них попал снаряд, был поврежден механизм и перебита стрелка. Год куранты стояли неработающими. Их починкой занялся Ленин — по его распоряжению к восстановлению кремлевских часов были подключены слесарь Беренс и музыкант Черемных. Куранты заработали вновь, причем в 12 часов дня вместо боя играл Интернационал, а в 12 ночи — «Вы жертвою пали в борьбе роковой». В 1938 году по решению Сталина часы стали отбивать часы и четверти часа, причем безо всякой музыки.

И лишь только в 1996, во время церемонии инаугурации президента РФ Бориса Ельцина Кремлевские часы опять начали играть музыкальные мелодии. В каждый 3-ий и 9-ый час куранты воспроизводили фрагмент оперы «Жизнь за царя» известного русского композитора Глинки — мелодию «Славься». А каждый 12-й и 6-ой час — «Патриотическую песню». В последний раз куранты были отреставрированы в 1999 году. Теперь «Патриотическая песня» заменена на гимн Российской Федерации.

О том, как появились образы Спаса Нерукотворного и Спаса Смоленского

В 16 веке Москва была освобождена от диктата хана Махмет-Гирея. В честь этого события над Фроловскими воротами появилась фреска. Образ считался неземного происхождения, но так ли это было на самом деле, никто точно сказать не может. Затем образ Спаса Нерукотворного украсили позолоченной ризой и поместили в киот. Освещался образ с помощью специальной негасимой лампады, обязанность поддерживать огонь в которой легла на священников из собора Василия Блаженного. И здесь Наполеону тоже неповезло. Когда его солдаты полезли украсть оклад святого образа — лестница вместе с ними рухнула, и второй раз лезть за драгоценной реликвией они попросту не решились. Фреска Спаса Нерукотворного в последний раз была отреставрирована в 1895 году.

Что касается второй фрески — образа Спаса Смоленского, его судьба покрыта мраком. Историкам о нем мало что известно. Однако патриарх Алексий II передал несколько икон, выполненных по старинным прообразам, новому президенту РФ Путину в 2000 году. Данные иконы даже хотели разместить на Спасской башне, на месте, где когда-то был написан образ Спаса Смоленского, но историки засомневались в их достоверности, а вместе с ними и все православное духовенство. Эта идея так не получила материального воплощения.

Вид на башню от собора Василия Блаженного

Относительно недавно, в 2007 году представители фонда Андрея Первозванного выступили с инициативой о восстановлении образов над Спасскими воротами. Интересно, что речь шла о поиске фресок этих образов, как отдельных икон — однако время показало, что это была ошибочная версия. Древнее изображение образа обнаружили в 2010 году, когда над Спасскими воротами была найдена белая заштукатуренная ниша прямоугольной формы. Под белым слоем штукатурки и обнаружили старинное изображение Спаса Смоленского.

После проведения ряда консультаций с профессиональными экспертами-историками и реставраторами, было решено начать восстановление образа Спаса Смоленского. Практически полностью его раскрыли уже 5 июля 2010 года. Считается, что от оригинала сохранилось не менее 80%. Официальное открытие надвратной иконы Спаса Смоленского произошло 26 августа, а освящение — 28 августа все того же 2010 года

. 28 августа, во время большого церковного праздника Успения Богородицы, образ был освящен. Следует отметить, что образ Спаса Смоленского — это самый первый надвратный образ во всей истории существования Спасской башни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector