Башня сююмбике в казани: подлинная история казанской царицы
Содержание:
Новости Казани
Аналог или цифра? И мы не о телевизорах4 сентября 2021, 15:50
РЕСТОПАРК – ивент, который меняет рестораны!29 августа 2021, 18:30 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРИЗОВ И ПОДАРКОВ В КАЗАНИ: К КОМУ ОБРАТИТЬСЯ28 августа 2021, 10:55 Помощница президента РТ вышла замуж за Бекмамбетова22 апреля 2021, 13:30 Шамовская психиатрическая больница стала пятизвездочным отелем3 апреля 2021, 09:10 Татарстан находится на 64-м месте в рейтинге доступной ипотеки25 марта 2021, 18:35 В Иннополисе запустят беспилотное аэротакси25 марта 2021, 18:30 Где и как отметить Новый год в Подмосковье, чтобы он запомнился21 ноября 2021, 09:10 На Гагарина появится сквер в честь памяти казанских летчиков1 октября 2021, 20:55 Что такое аюрведическая косметика22 сентября 2021, 09:50
Легенды[ | ]
Вокруг происхождения башни существует несколько легенд, обыгрывающих её народное название, но не имеющих никакого научного обоснования:
- Башню построила казанская царица Сююмбике, чтобы увековечить память о своём любимом супруге Сафа-Гирее после его смерти в 1549 году.
- Семь ярусов башни символизируют семь дней, за которые она была возведена Иваном Васильевичем после взятия Казани в 1552 году. Инициатором строительства называют ту же Сююмбике, которая сбросилась с седьмого яруса. В разных версиях приводятся разные причины её поступка. Например, туристам рассказывают, что русский царь будто бы предложил взять её замуж.
- Башня была перестроена из минарета ханской мечети, возведённого по приказу Сююмбике.
Эти городские легенды так или иначе восходят к романтическим историям XIX века, отмеченным во многих тогдашних путеводителях по Казани.
Тогда же среди татарского населения Казани существовала легенда о том, что в позолоченном шаре, установленном на шпиле башни, хранятся некие документы ханского периода. По просьбам татарской общины губернатор Казани приказал снять и изучить шар. Документов внутри не оказалось, однако, как утверждали очевидцы, шар был проржавевший и дырявый, что облегчало потерю документов, если они там и были.
История строительства башни
По данным большинства специалистов, возведение башни Сююмбике происходило в середине 16-го века, то есть как раз в период завоевания современной столицы Татарстана Иваном Грозным. В связи с этим бытует 2 основные версии, связанные с причинами ее постройки.
Согласно первой из них, башня была возведена еще до подхода московских стрельцов. Она строилась в качестве дозорной и смотровой площадки – гигантская по тем временам высота (свыше 58 метров) позволяла татарским воинам увидеть врага задолго до его появления под городскими стенами.
Вторая версия гораздо более поэтичная. Согласно ей, Иван Грозный после покорения Казани влюбился в Сююмбике – жену последнего хана. Женщина горевала после гибели мужа и для того, чтобы отвергнуть московского самодержца поставила перед ним невыполнимую задачу – в знак подтверждения своей любви он должен был за одну неделю построить башню, которая стала бы самой высокой в городе. В случае, если ему это не удастся сделать, ни о какой свадьбе не могло быть и речи.
По легенде, Ивану Грозному удалось совершить невозможное – через семь дней строительство башни было закончено. Увидев это, Сююмбике поднялась на нее и прыгнула вниз, дабы не достаться врагу и воссоединиться со своим любимым мужем.
Архитектура
Башня находится ближе к центру кремлевского комплекса, на значительном удалении от крепостных стен. Благодаря этому фактору, а также своей немалой высоте, она успешно справлялась с функцией дозорного пункта – с ее вершины отлично просматриваются берега Волги и Казанки, а также другие окрестности.
Основание строения располагается на дубовых сваях, которые с течением времени не утратили своих качеств и до сих пор могут похвастаться прочностью и надежностью. Для кладки стен использовался обожженный кирпич, который укреплялся специальным известковым раствором.
Башня насчитывает 7 ярусов:
- Нижние три имеют форму квадрата.
- Два средние – восьмиугольные.
- Два верхние имеют коническую форму и представляют собой своеобразный шатер. Он венчается зеленым шпилем, который украшен полумесяцем (до Октябрьской революции навершием башни был двуглавый орел).
Современное состояние
Сейчас башня Сююмбике стала для казанцев сакральным местом. Начиная с 1991 года, она выполняет обязанности одного из главных минаретов города, с вершины которого зачитывается призыв к обязательной молитве по всем погибшим при обороне Казани от войск Московского царства. Спустя 3 года, башня была объявлена республиканскими властями объектом историко-культурного наследия и взята под охрану.
Посетить башню Сююмбике Вам предлагает Туроператор Казань, который является лидером на рынке туристических услуг в регионе. Мы организовываем насыщенные и увлекательные для всех категорий путешественников экскурсии по Казани и Татарстану, во время которых Вы наверняка получите море незабываемых эмоций и впечатлений.
Туроператор Казань рад Вам всегда!
Легенды башни Сююмбике
Существует несколько легенд о предыстории строительства башни. Так, одна из самых красивых легенд гласит, что после взятия Казани Царём Иваном Грозным, ханская царица по имени Сююмбике, очаровала царя, который сделал ей предложение. Ивану Грозный Царица Сююмбике поставила условие царю Ивану Грозному – построить за семь дней самую высокую башню в Казани и тогда она согласится уехать с ним в Москву. Царь выполнил просьбу: за семь дней была построена башня из семи ярусов, которая возвышалась над всей Казанью. Царица Сююмбике под предлогом желания проститься с Казанью перед отъездом попросила разрешения взглянуть в последний раз на любимый город с высоты этой башни. Но взобравшись на её вершину не желая покидать город — она бросилась вниз. Именно в том направлении в котором она бросилась появляется наклон у башни. В настоящее время отклонение её шпиля от вертикали составляет уже 1,98 метров. Кто-то говорит, что самой причиной взятия Казани русскими войсками был именно отказ царицы Сююмбике Ивану Грозному, которого поразила красота царицы Сююмбике увиденную им на портрете.
По другой версии, Царица Сююмбике была замужем три раза и прожила долгую и спокойную жизнь в городе Касимов и судя по всему все эти события которые связывают с её именем происходили до взятия Иваном Грозным Казани. Но есть и доподлинно известные факты. По этим данным у царицы Сююмбике был сын царевич Утямыш-Гирей. Его вместе с другими пленными, после взятия Казани отправили в Москву в качестве заложника. Его насильно крестили при дворе царя Ивана Грозного, и дали ему имя Александр. Но царевич Александр прожил не долго. Он умер в двадцать лет и был похоронен в Московском Кремле.Долгое время существовала и другая легенда связанная с башней Сююмбике. Дело в том что, до 1830 года на шпиле башни красовалось золочённое яблоко, в котором по преданиям были спрятаны значимые мусульманские летописи и документы. Но когда по приказу министра внутренних дел Российской Империи яблоко было снято со шпиля и в присутствии именитых татар оно было вскрыто, оказалось, что яблоко оказалось внутри пустым, а само оно изготовлено из обычной латуни, а не из золота.В любом случае, сегодня башня Сююмбике является ярким символом Казани, наряду с другими памятниками древности, такими как Казанский Кремль.
Название
Самое раннее упоминание башни в письменных источниках относится к 1777 году, когда она была помечена на плане казанского кремля:
В позднейших источниках башня именовалась по-разному: в 1799—1804 годах (?) — «ветхая церковь Введение Божие Матери при ней особенная башня…», 1804 год — «башня с высоким спицом с подъездом, в которой церковь…», 1804 год — «…башня с фронтиспицом…», в 1812—1816 годах — «башня Азиатской Архитектуры», 1815 год — «старинная башня», 1815 год — «…высокая башня, также драгоценный остаток древности Казанской…», 1818 год — «коменданская башня», около 1825 года — «таковой же Азиатской Архитектуры …», 1829 год — «старинная башня, именуемая Татарскою, Готической Архитектуры. Полагают, что она была частью подзорнаго Дворца Татарской Царицы Сумбеки».
Впервые в литературе название «Башня Сююмбике» («башня Сумбекина») появляется в 1832 году в четвёртом номере казанского журнала «Заволжский Муравей», в главе X очерка «Казань». Постепенно оно становится общеупотребительным.
В татарском языке название «Сөембикә манарасы» появилось не ранее XIX века и скалькировано с русского названия «башня Сююмбике»:119. Первоначально в татарском языке башня именовалась «Хан-джами» или «Хан Мэчете» (то есть «Ханская мечеть»):171, что отражало историческую память о мечети Казанского ханства.
Сторонники версии существования башни в ханский период, предполагают, что башня изначально была связана с ханской мечетью или с мечетью Нур-Али (Муралеевой):235-236, возможно, выполняя функцию минарета.
Архитектура Сююмбике
Практически сразу же после окончания строительства, Сююмбике стала «падать» на восток, но это не было задумкой архитекторов, а простая ошибка при строительстве. Что удивительно, обнаружили это только к началу XX века. В результате к 1930 году наклон составлял уже 1 метр 28 сантиметров. Было решено остановить падение, поэтому башню охватили железным кольцом и укрепили, чтобы предотвратить трагедию. Сейчас отклонение Сююмбике от вертикальной оси составляет 1 метр и 98 сантиметров. Археологи и ученые считают, что укрепление башни произошло очень своевременно, ведь еще каких-то 50 сантиметров и остановить процесс было бы уже невозможно.
Особенно хорошо отклонение от вертикали видно ночью
Архитектура башни Сююмбике сочетает в себе как традиции татарского, так и русского зодчества. Ее часто считают копией Боровицкой башни Московского кремля. Очертания Сююмбике можно увидеть и в башне Казанского вокзала. Архитектор Щусев при проектировании вокзала взял силуэт башни Сююмбике в качестве прототипа, и чтобы сделать сходство максимальным, он даже посылал своих помощников в Казань, чтобы те сделали обмеры и зарисовали ее во всех подробностях.
Башня представляет собой 7-ярусное сооружение из красного кирпича с широкой аркой-воротами в основании. На вершине мы можем увидеть золотой полумесяц, но он появился там относительно недавно, в 1993 году. До 1918 года шпиль украшал двуглавый орел, который позднее заменили на полумесяц. Но он долго не задержался на макушке Сююмбике, и уже в 1930-е годы его сняли и вернули на место только в конце XX века.
Шпиль башни Сююмбике
Архитектурные особенности
Конструкция величественно красуется в центральной части столицы и состоит из семи этажей. Самым вместительным и широким является первый. Он выполняет праздную функцию и в средней части обладает аркой. Второй этаж характеризуется наличием четырёхугольной формы, как и начальный. Но его высота меньше и параметры тоже. На третей ступени можно наблюдать негромоздкие окна, он возведен подобию двух предыдущих. Четвертые и пятые части состоят из восьми углы, а шестые и седьмые использовались в качестве точки дозора.
В стенах предусмотрен проезд достаточной ширины. Через него ранее в крепость попадали разнообразные телеги и повозки. Сооружение стоит на фундаменте в два метра. Его укрепление выполнено на дубовых сваях. Сама вышка отличается внешней привлекательностью. Интересно, что по периметру каждого этажа установлены специальные галереи (гульбища).
Архитектурный нюанс, привлекающий множество восторженных взглядов, коринфские колонны. Оно монтированы на самом низком уровне. Их иначе называют валиками, которые изысканно обрамляют грани.
Невероятно красив шар, установленный на самой верхней точке. На нем зафиксирован полумесяц. Это символика исламской религии. Напомним, что позднее на месте его находился орел с двумя главами. В 1918 г. мусульманское население попросило произвести небольшую замену. Власти пошли на встречу.
Общая высота достопримечательности составляет 58 метров. Она имеет элегантный наклон. «Падение» началось еще в двадцатом веке. Даже кладка в определенных участках стала распадаться. Возникла угроза обрушения проезда. Специалисты приложили усилия, чтобы сберечь достояние. Был изобретен специальный обруч из метала. Конечно, данное кольцо из железа несколько извозило изначальную задумку, но зато остановился процесс разрушения. Потом, спустя несколько десятилетий обруч лопнул. По этой причине сделан его демонтаж.
На всех этапах строительных работ применялся качественный кирпич красного цвета. Граненный шатер, расположенный на последней точке, имеет вид усеченной пирамиды. Очень красиво сморятся два пилона у основания, они эффектно соединяются сводом цилиндрической формы. Фасады характеризуется наличием декоративной отделки различного вида. Дизайнеры использовали такие приемы, как ширинки, пояса с напуском. Все проемы для окон и дверей украшены трехцентровыми арками.
К верхним участкам идет винтовая лестница. Общий стиль сооружения является достаточно строгим и презентабельным. В нем органично разнообразные переплетаются элементы татарской культуры. Интересно завершение по подобию минарета, сталактитовые капители и колонны из четырех граней.
История
Строительство
Вопрос даты постройки башни является дискуссионным: часть учёных датирует башню XVII—XVIII веками, некоторые — относят строительство башни ко второй половине XVI века, другие — и вовсе к периоду Казанского ханства (то есть до 1552 года).
Не существует исторических документов, описывающих строительство башни, так как основной архив Приказа Казанского дворца, где хранились все документы по управлению Казанью в XVI—XVII веках, сгорел во время пожара Москвы в 1701 году. Татарских документов периода Казанского ханства также не сохранилось, так как они были утеряны во время взятия Казани.
Предположения о существовании башни в ханский период
К версии возникновения башни в ханский период склонялся известный краевед, профессор Казанского императорского университета Н. П. Загоскин.
Исследователь начала ХХ века Н. А. Спасский полагал нижние ярусы башни постройками ханского периода, а остальную часть возведённой в XVIII веке во время превращения бывшей мечети Нур-Али в церковь.
Версии о возведении башни в русский период
В авторитетном труде «Казань в памятниках истории и культуры», вышедшем под редакцией С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева, башня ориентировочно датируется 1645—1650 годами.
При этом, в академическом издании «Истории Казани» А. Х. Халиков и С. Х. Алишев утверждают, что башня Сююмбике была построена в середине XVII века на месте существовавшей там ханской башни:
Однако, гипотезы о постройке башни ранее второй половины XVII века не подтверждаются древнейшими изображениями Казани, выполненными посещавшими её путешественниками. На самом раннем изображении Казани саксонского учёного Адама Олеариуса, посетившего город в 1638 году, башня Сююмбике отсутствует. Башня Сююмбике также не представлена на «Чертеже Казанском» XVII века, на видах Казани из монографии амстердамца Николааса Витсена «Северная и Восточная Татария» 1692 года.
Сторонники версии о возведении башни в конце XVII века в качестве дозорной отмечают, что в своём современном виде башня сформировалась не ранее 1690-х годов. На это указывает наличие в первом ярусе элементов ордерного оформления — колонны на тумбах, ширинок ограждающих парапетов, а также характерная форма оконных проёмов с арками пониженного очертания, свойственных этому периоду (Московское барокко). Необычно острая форма шатра и ступенчатая композиция башни имеет архитектурные аналоги в шатровых завершениях башен Иосифо-Волоколамского монастыря, а также Боровицкой и Беклемишевской башен Московского Кремля (шатры 1680-х годов).
Общая сухость, строгость декоративного оформления даёт возможность предполагать и более позднюю датировку строительства башни — вплоть до 1730-х годов, когда на башне был установлен двуглавый орёл.
В пользу версии о строительстве башни только в XVIII веке свидетельствует и тот факт, что на плане города Казани это сооружение впервые появляется только в 1717—1718 годах, то есть уже в петровское время. Так, С. Саначин на основе анализа картографических и письменных источников определяет время строительства башни 1694—1718 годами.
Навершие
Установление двуглавого орла на башню относят к 1730 году.
Поскольку по преданиям казанских татар в шаре («яблоке») навершия башни якобы были заключены важные документы, связанные с татарской историей и культурой, в XIX веке его снимали и осматривали.
В феврале 1918 года по инициативе Центрального мусульманского комиссариата (Комиссариата по делам мусульман Внутренней России при Наркомнаце) были подписаны декреты Совнаркома о возвращении мусульманам памятников национальной истории и культуры — башни Сююмбике в Казани и караван-сарая в Оренбурге. Телеграмма о передаче башни Сююмбике, подписанная М. Вахитовым, была оглашена Я. С. Шейнкманом на общем собрании Казанского Совета. Газета «Правда» от 14 марта 1918 года сообщала о торжественной передаче башни мусульманскому населению Казани:215. Тогда же на ней российский герб заменили на полумесяц.
В 1930-х годах в связи с антирелигиозной государственной политикой полумесяц с башни был убран.
В перестроечное время (в конце 1980-х годов) по просьбам татарской общественности на вершину башни вновь установили позолоченный полумесяц.
Башня является проездной, так как в нижнем ярусе — сквозной проезд, перекрытый распашными воротами.
Загадки и поверья
Многие историки и даже экскурсоводы задаются вопросами, на которые в данный момент невозможно найти ответ. Это вызывает повод для различных дискуссий и споров, которые не оканчиваются в течение нескольких лет. Вот лишь наиболее интересные загадки, которые подкрепляются достоверными фактами, а также одно интересное поверье:
- Точный год строительства остается неизвестным. В одних летописях сказано, что годом постройки башни является 1552-й. Однако в документах, которые частично уцелели при пожаре башни в 1777 году, написано, что башня была возведена в 1557 году. Вполне возможно, что некоторые ученые неправильно трактовали написанную и обгоревшую информацию. Однако факт остается фактом — точных сведений о том, когда именно была возведена башня, до сих пор нет.
- Архитектура XVII века. У многих специалистов вызывает вопросы тот факт, что архитектура постройки взята из XVII или даже начала XVIII века. Можно сказать, что причина тому кроется в неоднократных разорениях постройки и пожарах, которые на ней происходили. Однако это все равно не отменяет того факта, что даже фундамент был возведен по той технологии, которая должна была появиться лишь в начале XVII века.
- Некоторые из туристов верят, что если они загадают желание, стоя у подножия башни, то оно обязательно сбудется. Причиной такого поверья стала легенда, с которой связано строительство башни. По одной из версий, сооружение было возведено в честь самой царицы, заявившей, что выйдет замуж за хана только в том случае, если тот построит башню, которая будет олицетворять ее красоту и стройность фигуры. С тех пор некоторые люди считают, что эта постройка действительно исполняет желания. Поэтому посетить достопримечательность можно и для того, чтобы проверить достоверность этой теории.
Несмотря на то что о строительстве сооружения толком ничего и неизвестно, эта достопримечательность все равно привлекает к себе внимание туристов. Скорее всего, люди просто хотят узнать информацию от тех, кто работает в здании
Вот только это не дает 100% гарантии, что они окажутся правы. Ведь даже ученые умы уже несколько столетий ломают голову над тем, что произошло при строительстве. Хотя все может измениться уже через несколько десятков лет, когда на поверхность всплывут новые факты, ранее неизвестные человечеству.
История строительства
Все документы могущественного Казанского ханства погибли при взятии города войсками российского царя Иоанна IV Грозного. Письменные источники более позднего времени сгорели при сильном пожаре в Москве в 1701 году. Никаких летописей раннего периода не сохранилось, поэтому историки продолжают спорить о том, в каком году в кремле появилась Сююмбике.
Башня Сююмбике с высоты птичьего полёта
Одни исследователи считают, что высокая башня стояла еще при казанских ханах. Позже ее перестроили в ту башню, которая сохранилась до наших дней.
Другие уверены, что строительство произошло между 1645-1650-ми годами. В пользу этой версии говорят археологические раскопки в основании постройки.
Башня Сююмбике на фоне Благовещенского собора
Некоторые историки убеждены, что Сююмбике – более молодое здание. Постройка появилась в конце XVII – начале XVIII веков. Это подтверждают данные старых карт и заметное влияние на архитектуру московского барокко.
Нижнюю границу строительства определить гораздо проще. В 1638 году в Казани побывал немецкий путешественник и историк Адам Олеарий. Дотошный ученый тщательно зарисовал, все, что видел в ханской столице. Однако на его набросках нет ни одного строения, которое хотя бы отдаленно напоминало Сююмбике.
Башня Сююмбике на фоне Дворцовой (Введенской) церкви
Преображенская башня
За Братским корпусом бывшего монастыря высится Преображенская башня. Она очень мощная.
Первый ярус из белого камня прямоугольный. Отсюда можно попасть на крепостную стену и пройтись по ней. В самой стене разместились сувенирные лавки.
Второй ярус — усечённая пирамида. Внутри него крутая лестница, она ведёт на 3-ий ярус.
Венчает башню деревянный шатёр, на котором закреплён металлический флажок с изображением символа Казани — крылатого змея зиланта.
Верх каждого яруса обрамляют деревянные скаты. Они словно складчатая оборка на нарядном сарафане.
Преображенская башня.
На 3-ем ярусе располагается смотровая площадка. Вход платный, билет стоит 50 руб. Туристы любуются панорамой из прямоугольных бойниц. Виды отсюда великолепные!
Вид с Преображенской башни.
Открываются взору площадь Тысячелетия, купол казанского цирка, центральный стадион, развлекательный центр «Пирамида». И, конечно же, объекты самого кремля.
Интересные факты
- Падающая казанская башня Сююмбике выше падающей Пизанской на два метра.
- В восемнадцатом веке башня обеспечивала великолепный обзор более чем на 50 километров, благодаря чему город всегда знал о грозящей ему опасности.
- В советское время рядом с башней Сююмбике проводились раскопки – были найдены остатки мечети и ханских усыпальниц, обломки надгробий с надписями, монеты.
- В 1994 году территория Казанского кремля, где находится падающая башня, объявлена культурным музеем-заповедником.
- Башня Сююмбике запечатлена в российском фильме «Сокровища О.К.». Главные герои по сюжету пробираются в башню в поисках сокровищ. Для съемки крупных планов в московском павильоне был отстроен фрагмент башни Сююмбике в естественную величину.
- С 1991 года башня выполняет функцию минарета – в ней читают поминальные молитвы по соотечественникам, которые погибли в 1552 году при взятии Казани Иваном IV.
- Если верить местным старожилам, загаданное при подъеме по лестнице к воротам башни желание непременно исполнится.
(34 оценок, среднее: 4,71 из 5) Ещё интересные сооружения
- Чамские башни Пошану
- Башня смерти в Перми
- Башня дураков в Вене
- Лондонский Тауэр
Легенды башни
Со зданием связано множество легенд и историй:
- История первая. Царь Иван IV Грозный прослышал о красоте казанской регентши и решил жениться на ней. Царица была против и тогда царь пригрозил сровнять ханство с землей, а всех жителей убить. Сююмбике согласилась ради своего народа, но в свадебную ночь сбросилась вниз с нового строения и погибла.
- История вторая. Башня была возведена после взятия Казани в 1552 году по указу Ивана Грозного, но по просьбе татарской царицы. На её строительство ушло семь дней, по ярусу на каждый, и после окончания строительства царица захваченного ханства сбросилась с нее вниз.
- История третья. Сооружение было построено по приказу Сююк в память о её втором погибшем муже Сафа-Гирее.
Правда, однако, оказалась намного печальнее. После взятия Казани Иваном IV Грозным, мурзы откупились казной, царевной и её сыном, которых перевезли в Российскую Империю и крестили. Женой русского царя Сююк не стала. Впрочем, оттого совсем не уменьшается красота и загадочность падающего строения. Не меньший интерес у архитекторов и учёных вызывает причина наклона строения. На основе проведенных исследований предполагают, что наклоняться в восточную сторону строение стало из-за элементарной ошибки в ходе строительства почти сразу же после его окончания.
Обнаружили наклон и предприняли меры только в 1930 году. Жёсткий каркас, элементы которого можно заметить на первом ярусе, остановил падение и помог сохранить объект культурного наследия РФ в первозданном виде, чтобы Вы смогли лично полюбоваться его великолепием.
Экскурсия к башне
Посмотреть на падающую башню, а также сфотографироваться на её фоне, можно на обзорной экскурсии по территории Казанского Кремля. Красивое архитектурное сооружение восхищает туристов не только днём, но и ночью, когда загорается ярким светом при помощи мощных прожекторов. На территории Кремля можно купить сувениры с изображением одной из главных достопримечательностей столицы Татарстана.
Кто такая царица Сююмбике?
Надо сказать, что название «Башня Сююмбике» далеко на сразу закрепилось за башней, впервые в литературных источниках оно появилось в 1832 году. А до этого имела множество названий: и «Татарская», и «Дозорная», и «Древняя», и даже «башня с высоким спицом с подъездом, в которой церковь». Кто же такая Сююмбике? И почему в ее честь назвали башню в Казанском кремле, проспект в Набережных челнах и огромное количество улиц в разных городах и селах Татарстана?
Царица Сююмбике
Сююмбике — одна из самых узнаваемых и известных личностей в истории Казанского ханства. Во-первых, она прапраправнучка Едигея, основателя династии, которая впоследствии возглавила знаменитую Ногайскую орду и дочь бия Юсуфа. В принципе, одного этого факта ее биографии хватило бы для того, чтобы войти в историю, но это еще не все. Сююмбике была женой трех казанских ханов. Первым мужем стал Джан-Али, за которого ее выдали в возрасте 12 лет, но семейная жизнь не сложилась и, во многом благодаря связям отца, был найден второй муж.
Тут надо сказать, что Джан-Али не устраивал не только юную царевну, но и власти, поэтому ему на смену был поставлен Сафа-Гирей. Вместе с Казанским ханством он получил и Сююмбике, которая стала его пятой супругой. После его смерти царевна фактически правила ханством, так как их сын и наследник был несовершеннолетним. Третий брак случился против ее воли — в 1553 году она стала супругой касимского правителя Шах-Али.
Башня Сююмбике в Казани
Но полюбил народ Сююмбике не за удачные замужества и знатное происхождение. Во времена своего недолгого правления царица отменила ряд довольно жестких налогов для крестьян, мелких ремесленников и торговцев, за что они прозвали ее «любимой госпожой» и «крестьянской царицей».
Редкий турист уходит от башни без фото
Нельзя не сказать и о том, что знаменитая дворянская фамилия Юсупов, берет свои корни из рода Сююмбике. Ее сын Утямыш-Гирей был отправлен в Москву и крещен под именем Александр Гиреевич Юсупов. Именно его могилу можно увидеть в Архангельском соборе Московского кремля.
Архитектурные особенности башни Сююмбике
Стремительно взвивается вверх пятиярусная казанская башня, отличающаяся изысканными пропорциями и безукоризненной архитектурной законченностью строгих форм, хотя некоторые исследователи называют ее семиярусной. Композиционно башня построена из трех разных по высоте четырехгранников, которые поднимаются уступами. На них уверенно опираются два восьмерика. А завершают композицию стройный граненый шатер с дозорной вышкой, увенчанной шпилем.
Шпиль башни заканчивается «золотым яблоком» и полумесяцем
Шпиль, в свою очередь, заканчивается золотым яблоком. Долгое время считалось, что это яблоко является хранилищем неизвестных документов, относящихся к ханскому периоду. В 30-х годах 19 века яблоко было снято и изучено, но документов, увы, в нем не оказалось. Кирпичный шатер и дозорная вышка часто считаются шестым и седьмым ярусами башни. А вся высота сооружения составляет около 60 метров. Из окон небольшого дозорного помещения открывается роскошная панорама на Казань, ее окрестности, Казанку и Волгу.
Скорее всего, башня была построена как проездная, ведь если присмотреться, по форме она очень напоминает Спасскую башню Кремля. Нижний ее ярус оформлен проездной аркой с красивыми распашными воротами, украшенными полусолнцем и полумесяцем.
Красивые ворота башни носят романтическое название — День и Ночь
Нижний массивный ярус декорирован узкими полосками колонок по обе стороны арки. Боковые фасады снабжены маленькими дверками, расположенными по одной на каждом. Эти дверки ведут на внутренние лестницы. Гульбища, образованные ступенчато-ярусным построением четырехгранников, оформлены парапетами, которые декорированы несложными, но и неповторяющимися в каждом ярусе, деталями.
В 1730 году шпиль башни украсили гербом страны — двуглавым орлом, который после революции был заменен на полумесяц. Дело в том, что в 1918 году башню Сююмбике официально отдали мусульманам в качестве национального исторического памятника. Но, в 30—е годы, в разгар антирелигиозной борьбы, полумесяц сняли. Лишь в конце 80-х годов его снова вернули на шпиль.
Казанский вокзал в Москве является архитектурной копией башни Сююмбике
Архитектурную форму башни, являющуюся символом Казани, полностью воспроизвел архитектор Щусев во время строительства Казанского вокзала в Москве. А это значит, что именно она олицетворяет собой Казань. Во всяком случае, сегодня башня Сююмбике — это знаменитая монументальная достопримечательность исторического центра Казани и основная туристическая «изюминка» Казанского Кремля.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Название
Однозначно сказать, почему так назвали строение, невозможно. Но, чтобы приблизиться к истине, достаточно исследовать известные факты. За падением Казани в 1552 году и гибелью ханства последовали печальные события:
- запрет на исповедание ислама: все мечети разрушили, муллам запретили служить, а верующим – молиться;
- насаждение православия и требование крещения мусульман: крещеный татарин получал значительные льготы при реализации произведенных товаров;
- это привело к тому, что исповедовать ислам стали тайно: православие принималось лишь для вида;
- заселение земель православными: Иван Васильевич приказывал своим вельможам переселять на новые место целые деревни и села;
- запрещение татарским ремесленникам напрямую продавать товары: продукцию отличного качества татары вынуждены были продавать за бесценок русским купцам;
- выселение уцелевших после штурма татар на берег озера Кабан (определение черты оседлости);
- удаление татарских сел от оживленных дорог и замена их русскими селениями: последствие этой меры заметны до сих пор, вблизи некогда оживленных трактов нет татарских поселений.
Но просто так уничтожить народную память об исторических событиях невозможно: из уст в уста передавалась сказание о героической обороне Казани и ее защитниках. Вероятно, в последующие годы, когда в Кремле поселился воевода с подчиненными ему войсками и отстроили сооружение, и была придумана сказочная история о последней царице Сююмбике и дозорной башне.