Нарвские триумфальные ворота в санкт-петербурге
Содержание:
- Василий Стасов — архитектор-новатор
- Александровский дворец в Царском Селе
- Фото и описание
- «Дом с ключом»
- Иоанновские ворота
- История строительства
- Деревянные триумфальные ворота
- Этапы реставрации
- История постройки первых ворот
- Где ещё увидеть творения Клодта
- Нарвские триумфальные ворота
- Ассигнационный банк
- Аничков мост
Василий Стасов — архитектор-новатор
В том же году успели заложить фундамент будущих ворот: в землю было вбито почти 1100 восьмиметровых свай, на которые были положены плиты из разных материалов общей толщиной более 5 метров. Первоначально ворота были задуманы мраморными, однако Стасов внёс неожиданное предложение: выстроить арку из кирпича и облицевать медными листами. Это застопорило строительство на долгих три года и лишь в 1830 году были окончательно согласованы все нюансы и сметы новой арки (а год до этого ворота 1814 года были разобраны), и строительство развернулось с новой силой, не прекращаясь ни зимой, ни даже во время знаменитой эпидемии холеры в 1831 году.
За полтора года удалось целиком возвести кирпичную арку, на которую ушло более полумиллиона кирпичей, и уже в октябре 1831 года приступили к её облицовке медью. «Обшивку» изготавливали на Александровском (совр. Пролетарском) заводе в Петербурге, для чего рядом с цехами была изготовлена деревянная модель в натуральную величину, а для изготовления медных листов использовалась специальная «чеканная» медь, взятая из запасов Монетного двора — всего более 5,5 тысяч пудов (90 тонн). Высота самой арки составила 30 метров, ширина — 28.
Не обошлось без происшествий: 2 января 1832 года у ворот вспыхнул пожар, уничтоживший леса, построенные вокруг арки для установки медных листов, и повредивший гранитный цоколь постройки, что потребовало ремонта и некоторых переделок и серьёзно отдалило завершение строительства. И всё же к сентябрю 1833 года арку удалось «одеть в медь», что было несомненным успехом самого Стасова и его горячего сторонника Алексея Николаевича Оленина — президента Академии Художеств, стараниями которого необычная идея по обшивке кирпичных ворот медью была претворена в жизнь.
Основание арки было украшено фигурами воинов, на аттике разместилась скульптурная группа: колесница, запряжённая шестью лошадьми, выполненных малоизвестным тогда скульптором Петром Клодтом, управляемая Славой, работы прославленного Пименова. На самой арке нанесена надпись на русском и латыни: «Победоносной Российской Императорской гвардии Признательное отечество в 17 д. августа 1834», причём на латыни вместо слова «преторианцы» было использовано слово «легион», чтобы лишний раз не напоминать императору Николаю об обстоятельствах его восшествия на престол.
Ворота были открыты на двадцатилетнюю годовщину Кульмского сражения, где гвардейские полки сражались героически, сумев спасти союзную армию от уничтожения, а русского и австрийского императоров от плена. На открытие ворот была выбита памятная медаль на аверсе которой изображены сами ворота и выгравирована дата открытия, а на реверсе Всевидящее Око в лучах славы и годы Отечественной войны и Заграничного похода. На церемонии присутствовал сам государь, а под аркой прошли гвардейские полки, названия которых выгравированы на пилонах ворот, возглавляли шествие дворцовые гренадёры, рота которых была учреждена несколькими годами ранее из наиболее отличившихся и заслуженных ветеранов войн с Наполеоном.
Любопытно, что изначально архитектор планировал разместить в помещениях ворот залы особого музея, посвящённого Отечественной войне и гвардии, однако его желание сбылось лишь спустя два века: сейчас там размещена экспозиция мемориального музея «Нарвская застава». А сами ворота ещё немало повидали на своём веку: 9 января 1905 года они стали немыми свидетелями расстрела рабочей манифестации, вошедшей в историю под названием «Кровавое воскресенье», осенью 1941 года через ворота проходили полки Ленинградского фронта, отправлявшиеся на передовую, летом 1945 — части Ленинградского гвардейского стрелкового корпуса, вернувшиеся из Прибалтики и принявшие участие в Ленинградском Параде Победы
Александровский дворец в Царском Селе
Где: Пушкин, Дворцовая ул., д. 2
Александровский дворец в Пушкине, или по-старому Новый Царскосельский дворец, считается одной из важнейших работ Кваренги. Архитектор возводил его по распоряжению императрицы Екатерины II в подарок к бракосочетанию ее внука, великого князя Александра Павловича в 1792–1796 годах. Сначала планировали строить дворец в Петербурге, но потом перенесли в Царское Село.
Вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам, центр главного северного фасада украшают две колоннады коринфского ордера. Образованный ими внутренний дворик владельцы использовали летнюю столовую, поскольку отсюда открывался чудесный вид на парк. В этом видна связь дворца как летней резиденции с виллами севера Италии. Такой открытый зал – смелое для дождливого климата архитектурное решение, и отчасти его можно объяснить сильной тягой зодчего к искусству родной Италии.
Две статуи, изготовленные на Александровском чугунолитейном заводе, перед колоннадой дворца появились намного позже – в 1838 году:
- «Юноша, играющий в бабки» отлит по модели Н. С. Пименова;
- «Юноша, играющий в свайку» – по модели А. В. Логановского.
Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания более скромен и украшен полуротондой со сферическим куполом.
В начале XX века, при императоре Николае II, Александровский дворец стал основной резиденцией императорской фамилии и средоточием придворной жизни: здесь принимались дипломаты и почетные гости, праздновались 300-летие дома Романовых и 200-летие Царского Села. Утром 1 (14) августа 1917 года из Полукруглого зала этого дворца царскую семью Романовых отправили на станцию Александровская в сибирскую ссылку. Оттуда они были переправлены в Екатеринбург, где летом 1918 года расстреляны.
После 1918 года дворец успел послужить музеем, домом отдыха сотрудников НКВД, детским приютом имени Юных Коммунаров, немецким штабом, гестапо с тюрьмой, депозитарием Института русской литературы и военно-морским училищем. Во время Великой Отечественной войны и оккупации города Пушкина в Александровском дворце размещался немецкий штаб и гестапо, в подвалах – тюрьма; площадь перед дворцом была превращена в кладбище солдат СС. В середине 2009 году Министерство Обороны Российской Федерации полностью передало дворец в пользование ГМЗ «Царское Село». В июне 2010 года, в дни празднования 300-летия Царского Села, в Александровском дворце были торжественно открыты после реставрации три парадных зала – Полукруглый зал, Портретный зал и Мраморная гостиная.
Фото и описание
В Санкт-Петербурге находится много памятников, посвященных победам русской армии. Особенно впечатляют Нарвские триумфальные ворота, которые были построены в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Представляют собой памятник архитектуры в стиле ампир. Находятся на площади Стачек неподалеку от станции метро «Нарвская».
Первые ворота были построены из дерева и алебастра в конце июля 1814 года. Идея принадлежит известному архитектору Джакомо Кваренги. И уже 30 июля через них в торжественной обстановке прошли воины-победители, которые возвращались из Европы. Ворота были установлены за Обводным каналом, в самом начале Петергофского шоссе, переходящего в дорогу на Нарву, и поэтому местное население стало называть ворота Нарвскими.
Через 10 лет ворота сильно обветшали, и император Александр I издал указ о возведении новых ворот из более прочного материала на берегу реки Таракановка (позже была засыпана), немного южнее прежнего места. Проектом стал заниматься архитектор Василий Петрович Стасов. В целом он сохранил замысел Кваренги и в конце августа 1827 года, в годовщину Бородинской битвы, был заложен I камень. Особенностью проекта новых Нарвских ворот было то, что конструкция была создана из кирпича, обшиваемого медными листами. Из медных листов образована и скульптурный ансамбль: шестерка коней (скульптор Пётр Карлович Клодт) и фигура Славы (скульптор Степан Степанович Пименов).
Искусствоведами отмечено, что для скульптуры Нарвских ворот характерна строгость и простота, здесь нет аллегорической усложнённости образов, которыми отличаются монументально-декоративные произведения этого времени.
Новые ворота были открыты в середине августа 1834 года. Их высота составляет 23 метра, вместе со скульптурой Победы – свыше 30 метров, общая ширина – 28 метров.
В нишах между колоннами коринфского ордера можно увидеть 2 статуи древнерусских витязей, выполненных по моделям Пименова и Демут-Малиновского. Вся скульптура изготовлена из кованой меди. В центре аттика, на обоих фасадах имеется надпись золотыми буквами: «Победоносной Российской императорской гвардии. Признательное отечество в 17 д. августа 1834». Ниже располагается та же надпись на латинском языке.
Архитектор Стасов во внутренних помещениях ворот думал создать мемориальный музей, в котором бы хранились подлинные вещи и документы, рассказывающие о войне с армией Наполеона. Этим планам не суждено было сбыться. Внутреннее пространство было использовано под казарму для солдат Нарвской заставы, контролировавших въезд и выезд людей из города. Здесь служил гвардейский офицер и будущий знаменитый художник-живописец Павел Андреевич Федотов.
Медь, эффектная на первых порах, уже через некоторое время после открытия в ситуации петербургского климата подверглась коррозии. К концу XIX столетия ворота отреставрировали, поменяв медные листы на железные, но это только усилило коррозию.
9 января 1905 года Нарвские ворота стали очевидцами несчастного события в истории России – Кровавого воскресенья. Здесь некоторые участники мирной демонстрации были расстреляны. И по этой причине после октябрьских событий 1917 года, Нарвская площадь, в центре которой установлены ворота, станет называться площадью Стачек.
В 1925 году была организована новая реставрация ворот, но ее прервала Великая Отечественная война, во время которой они сильно пострадали от бомбежек и артобстрелов. После войны ворота снова подвергались реставрации: в 1949-1951, в 1979-1980 и 2002-2003 годах.
«Дом с ключом»
Ощущая скорое начало двадцатого века, земельные участки под номером 13 и 15 покупает богатый владелец большого числа домов Ратьков-Рожнов, который занимал пост главы города в течение долгого времени. Выделив огромное количество денежных средств на снос зданий, занимающих территорию, он занимается постройкой единственного здания.
Этот проект был запланирован как огромное здание, выполненное в соответствии с актуальными условиями того времени, в будущем он обещал стать серьезным и постоянным источником финансов. В работу над проектом пригласили прославленного архитектора Павла Сюзора, который сделал за свою карьеру немало прекрасных зданий в Санкт-Петербурге.
Когда зодчий принялся за новый проект, он сделал эксперимент: обычную для города арочную конструкцию он сделал колоссальных размеров, вырезав ею стену на возвышение в четыре этажа. Благодаря такому решению въезд во двор стал просторным и освещенным, контрастируя с множеством питерских домов, которые выглядят как темные недосягаемые крепости. Посетить этот необычный дом можно на улице Пестеля.
Иоанновские ворота
Рекомендовать место
5
Иоанновские ворота находятся в Иоанновском равелине Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Цель возведения этой брамы — обеспечить проход с Иоанновского моста через Петровские ворота внутрь крепости.
Проект Иоанновских ворот разработал военный инженер Б. Х. фон Миних, строительство шло с 1738 по 1740 год под руководством Х. Де Марина. Дата окончания строительства – 1740 год – была запечатлена над самим проёмом ворот. Интересно, что во время перестройки из камня Петропавловской крепости, Иоанновские ворота были последним возведенным сооружением — завершением всей работы. Тимпан ворот имеет картуш, украшенную императорской короной в ореоле воинских атрибутов – барабанов, знамён и алебардов.
Парадный фасад был декорирован двумя парами колонн. Внутренний фасад ворот декорирован рустом и розетками.
История строительства
Весной 1814 года стало известно о победоносном возвращении из заграничного похода русских героев-воинов. Все жители с воодушевлением начали готовиться к их торжественной встрече. На экстренном заседании Сената, созванном по инициативе генерала Вязмитинова, было решено возвести Триумфальную арку на пути следования гвардейских полков.
Деревянные Триумфальные ворота
Так как времени для создания монументального строения из камня или другого долговечного материала оставалось очень мало, из алебастра и дерева построили временное. Автором проекта стал архитектор Кваренги. Арку для торжественного прохода войск возвели на Нарвской заставе, находящейся на самой окраине города (отсюда и название монумента), недалеко от Обводного канала. На строительство ушло немного более 30 дней.
Сооружение венчал скульптурный ансамбль – фигура древнегреческой богини Славы на колеснице, запряженной шестью лошадьми. Выполнена композиция по проекту скульптора И. Теребенева. На стенах золотистой краской выведены надписи, где указаны названия полков, участвующих в боях, и благодарственные слова от русского народа. В нижней части строения установлены статуи римских легионеров.
По обеим сторонам колоннады строители соорудили трибуны для встречающих и амфитеатр для военного оркестра. Александр I, его семья и влиятельные гости должны были расположиться в специально построенных крытых галереях. Все жители, как простые люди, так и высокопоставленные, с ликованием встречали победоносные полки, среди которых Семеновский, Преображенский, Егерский и другие. В этом году русские войска еще четыре раза с июля по октябрь с триумфом проходили через них в город.
После проведения торжественных мероприятий территория вокруг монумента стала популярным местом, местной достопримечательностью – горожане встречались здесь в праздничные и выходные дни. Но материал, из которого возвели арку, был недолговечным (дерево и алебастр), и через 10 лет постройка начала постепенно разрушаться. Власти Санкт-Петербурга подняли вопрос о демонтаже сооружения, но большинство жителей, среди которых были участники боевых действий 1812 года, выступили за его реконструкцию. На престоле в это время был император Николай I, он приказал построить новое, каменное сооружение.
Строительство каменных ворот и обшивка медными листами
Вторично арку в память об участниках Отечественной войны возвели в 1827—1834 годах по проекту В. П. Стасова. Авторы скульптор С.С. Пименов П. К., Клодт, В. И. Демут-Малиновский. В отличие от первой постройки, сделанной из дерева, для строительства новой использовали прочный кирпич, при этом архитектура конструкции в основном осталась без изменения. Из медных листов были созданы детали, украшающие фасад. Кроме того, здесь установили фигуры древнерусских витязей. Строение имеет много отличий от объектов, которые возводились в то время – это отсутствие многочисленных деталей, строгость конструкции.
Этапы реставрации
Медные листы, которые использовали при строительстве, через несколько лет начали покрываться коррозией, в этом немаловажную роль сыграл влажный климат Северной столицы. В конце 70-х началась первая реставрация под руководством архитектора М. И. Рылло. После окончания работ в помещении разместили архив городской Думы, но он сгорел во время Февральской революции – бастующие солдаты и рабочие подожгли памятник. Кроме того, повредились бронзовые украшения.
В 1925 г. приступили к надолго затянувшемуся очередному ремонту арки, закончить реставрационные работы не дала начавшаяся Вторая Мировая война. Во время военных действий строению был нанесен значительный урон во время авианалетов, так как недалеко проходила линия фронта. Еще раз через нее с триумфом прошли советские солдаты, победившие в кровопролитной войне. Послевоенную реставрацию продолжили в 1949 году по проекту И. Бенуа. Работы шли почти три года, в результате были заменены кровля, винтовые лестницы и покрытие пола. Восстановлены элементы декора и повреждённые части памятника.
Во время ремонта в 1978-1980 годах оборудовали площадку вокруг памятника, заменили устаревшие инженерные коммуникации. Оборудовали подземный переход – теперь добраться до арки можно удобно и безопасно. Отремонтировали крышу и вычистили медные листы, часть их, как и детали орнамента, заменили на новые. Отреставрировали нижнюю часть колонн, внутренние винтовые лестницы, восстановили оригинальный цвет. Не удалось лишь привести в порядок лицо Богини Славы, которое, предположительно, пострадало от вибрации городского транспорта.
Деревянные триумфальные ворота
Первоначально триумфальные ворота были построены для встречи российских войск, возвращавшихся из Европы в 1814 году, на Нарвской заставе, непосредственно у границы города вблизи Обводного канала. Сооружение было возведено из дерева и алебастра за один месяц по проекту Джакомо Кваренги. Ворота украшали колесница с шестью конями, управляемая богиней Славы, и скульптуры римских воинов. Кваренги представил два проекта ворот: с архитравным перекрытием и с аркой. По обеим сторонам от арки располагались трибуны для зрителей и оркестров.
Российские войска в 1814 году прошли под аркой 4 раза: 30 июля, 8 сентября, 18 и 25 октября.
Однако, возведенные из дерева и алебастра ворота быстро пришли в негодность. Генерал-губернатор Санкт-Петербурга, участник Отечественной войны М. А. Милорадович выступил за реконструкцию сооружения, и на высочайшем уровне императором Николаем I было принято решение о постройке новых каменных ворот на берегу реки Таракановки, несколько южнее прежнего места.
Этапы реставрации
Детали оформления ворот
Скульптурная группа и аттик ворот
Гений славы
Дверь во внутренние помещения
Эффектная на первых порах медь, уже через несколько лет после открытия, в условиях петербургского климата, стала корродировать. В 1877—1880 годах ворота подвергли реставрации под руководством архитектора М. И. Рылло, заменив медные листы на железные, что только усилило коррозию.
В 1888 году в помещении ворот поместили часть архива городской Думы.
28 февраля 1917 года во время Февральской революции памятник был подожжён толпой рабочих и солдат. Архив сгорел, также были повреждены бронзовые украшения.
Нарвские триумфальные ворота и площадь Стачек
В 1924 году была начата новая реставрация, однако её прервала Великая Отечественная война[].
В 1932 г. была проведена значительная реставрация.
Через эти ворота уходили на фронт воины Ленинградского гарнизона. У ворот были возведены противотанковые укрепления. В 1944 году через арку проходили войска, снявшие блокаду Ленинграда.
Во время войны памятник сильно пострадал от артобстрелов и бомбёжек (более двух тысяч пробоин, отбиты детали скульптур и украшений, разрушен карниз), что потребовало проведения полной реставрации в 1949—1951 годах (архитектор И. Н. Бенуа, скульптор А. Е. Громов). С осени 1949 года проводились обследования и обмеры (руководитель Б. А. Розадеев), с января по осень 1951 года воссозданы утраченные детали медных скульптур и орнаментов (способом выколотки, чеканщики К. П. Кротов и др.), выправлены вмятины, восстановлена внешняя листовая обшивка; выровнены пробоины и вздутия (вызванные взрывами) гранитной облицовки цоколя, заменены ступени крыльца (гранитчики под руководством В. Е. Бочарова); очищены поверхности и возобновлена их «патиновая» окраска (бригада маляров К. Д. Мауричева); воссозданы оформление и каркас карнизов аттика и ордера (кровельщики Алексеев и др.); позолочены буквы памятных надписей, закрашенных в 1932 году (бригада А. Е. Юдина и В. П. Соколова).
Очередные реставрации ворот также проводились в 1978—1980 и в 2002—2003 годах.
История постройки первых ворот
Русская армия, возвращавшаяся в 1814 г. после завершения войны и победы над французами, должна была с большой торжественностью войти в город. Специально для этого было принято решение о возведении Триумфальной арки. Однако из-за небольшого отрезка отведенного времени построить каменные ворота не успевали, и тогда были выстроены временные, изготовленные из дерева и алебастра.
Первый архитектор Нарвских триумфальных ворот Дж. Кваренги за 1 месяц поставил это сооружение. Наверху его разместили скульптурную композицию Славы с шестью лошадьми, выполненную по проекту талантливого скульптора И. Теребенева.
На стенах были написаны названия полков, участвующих в боях, и надпись-благодарность от русского народа, внизу стояли статуи римских легионеров — так выглядела тогда первая Триумфальная арка. Нарвские ворота название получили за расположение: на дороге за Нарвской заставой.
Для торжественного мероприятия были возведены деревянные трибуны, где сидели и стояли зрители, а музыканты и оркестр располагались в амфитеатре. Специальные галереи были выстроены для царской семьи Александра I и знатных представителей и гостей столицы.
Через эту арку прошли в торжественном параде все перечисленные на памятнике гвардейские полки: Преображенский, Семеновский, Егерский и другие. Расположившиеся на трибунах император и простой народ под звуки военного оркестра чествовали победителей.
После окончания торжеств петербуржцы полюбили этот монументальный памятник, который стал достопримечательностью города. Внешний вид первых Нарвских ворот в те годы запечатлен на литографии К. Беггрова, который отобразил повседневные сценки из жизни того времени.
Спустя 10 лет постаревшие деревянные ворота стали приходить в негодность, возникла угроза обрушения, и их было решено разобрать.
Где ещё увидеть творения Клодта
На протяжении всей жизни Пётр Клодт увлекался созданием малых форм
Элегантные статуэтки лошадей можно увидеть в коллекции Русского музея.
Гуляя по Москве, обратите внимание на великолепную бронзовую квадригу на фасаде Большого Театра – это тоже работа Клодта.
К памятнику князю Владимиру-крестителю в Киеве Пётр Клодт также приложил свою творческую руку. Именно он в своей мастерской выполнил бронзовую статую высотой 4,5 метра, организовал перевозку скульптуры из Петербурга в Киев и выбрал для неё место – статуя гармонично вписана в гористый пейзаж на берегу Днепра.
Поделиться статьей:
Нарвские триумфальные ворота
Еще один важный памятник архитектуры – Невские триумфальные ворота, выполненные в стиле Ампир. Найти их можно на площади Стачек.
Проект был разработан Джакомо Кварнеги, выполнен из дерева и алебастра. Первая арка увидела свет в 1814 году. Ее открытие приурочили к победному возвращению русской армии после победы в войне 1812 года.
Конструкция арки, выполненная из дерева и алебастра, быстро ветшала. И по личному указу императора Николая І в 1827 году начали проводить реконструкционные работы. Перед архитектором В.П. Стасовым была поставлена задача полностью перестроить ворота, художниками-скульпторами выступали: И. Леппе, П. Клодт и другие.
Реконструкция была завершена в 1834 году, об этом есть соответствующая надпись на самих воротах. По случаю открытия новых ворот была выпущена бронзовая медаль. Принимала работу зодчих все императорское семейство.
В данный момент Невские триумфальные ворота – это один из филиалов известного Музея городской скульптуры. В самих воротах есть несколько помещений, в них работают залы Музея воинской славы. Он был учрежден в 1987 году решением Главного управления культуры города Ленинграда.
Ассигнационный банк
Где: Садовая ул., д. 21
В XVIII веке Российская империя постоянно вела военные действия, которые значительно били по государственной казне. Особенно было в ходу серебряные монеты, так как они ценились на европейских рынках и были средством международных расчетов. Из-за этого казна стала испытывать дефицит серебра, а использование монет в таком количестве доставляло физические неудобства. По примеру Германии было решено наладить выпуск бумажных денег – ассигнаций, которые по замыслу могли свободно обмениваться на звонкую монету и приниматься в качестве законного платежного средства.
Так в 1769 году был основан Ассигнационный банк, а в 1782 году императрица Екатерина II повелела построить дня него специальное здание. 5 мая 1783 года был утвержден проект Кваренги, но первоначальный замысел менялся во время строительства несколько раз.
Для банка выделили весь освободившийся после сгоревшего Морского рынка участок между Садовой улицей, Екатерининским каналом и поперечными переулками.
Главный центральный корпус был предназначен для непосредственной работы учреждения. Одноэтажные открытые галереи соединяли его с боковыми корпусами-кладовыми для хранения денег. Позже галереи надстроили и застеклили.
Центральная часть фасада здания со стороны Садовой ул.Источник фото
Художественную чугунную ограду со стороны Садовой улицы установили в 1791 году. Она выполнена в Петрозаводске по рисунку Кваренги. Считается, что за основу была взята ограда Летнего сада. Копия, выполненная Кваренги, хранится в собрании Национального музея в Варшаве.
Чертежи оградыИсточник фото
С 1799 по 1805 год здесь находился Банковский монетный двор. До 1817 года в здании выпускали ассигнации, а в 1843-м банк закрыли за ненадобностью – как раз тогда в обиход ввели государственные кредитные билеты. В 1860-х годах в железных павильонах-беседках во дворе со стороны Садовой публично сжигали износившиеся бумажные деньги. Это событие привлекало много зрителей.
3 июня 1930 года здесь открылся Ленинградский Финансово-Экономический Институт (ныне – Университет Экономики и Финансов), который занимает здание и сейчас.
В 1967-м году в связи со 150-летием со дня смерти зодчего перед бывшим Ассигнационным банком установили памятник-бюст Кваренги скульптора Л. К. Лазарева. И это вполне логично. По мнению ряда исследователей, работа над зданием Ассигнационного банка стала первой для Кваренги в Санкт-Петербурге.
Аничков мост
Кони на Аничковом мосту – без сомнения, самая знаменитая работа Петра Клодта. Творить их он начал ещё во время работы с Нарвскими воротами.
В основе сюжета: противостояние человека и великолепного животного.
- Первая группа. Обнажённый атлет сдерживает вздыбленного коня. Оба напряжены, нарастает тревога, но животное пока покорно человеку.
- Вторая группа. Животное почти одерживает верх над человеком: атлет на земле, конь пытается вырваться на волю.
- Третья группа. Человек пытается осадить коня. Конь бьёт передними копытами по воздуху, голова вздёрнута, пасть оскалена.
- Четвёртая группа. Атлет укрощает разъярённое животное.
Изначально скульптурная группа должна была расположиться на дворцовой пристани Адмиралтейской набережной. Планировался сложный проект: Пётр Клодт представил модели для проекта, которые позже предстояло отлить в бронзе. Однако императору кони понравились, а сочетание коней и львов на набережной – нет. Реализация проекта задерживалась. Клодт к тому моменту заканчивал трудиться над аркой Нарвских ворот, это тоже тормозило работу.
Обратил внимание на перестройку Аничкова моста сам Пётр Клодт. Он предложил установить статуи на опоры моста через Фонтанку
К 1838 году фигуры были реализованы в натуральном размере, но скоропостижно скончался руководитель Литейного двора Императорской академии художеств Василий Екимов. Именно он должен был заниматься переводом скульптур в бронзу. Клодт принял решение самостоятельно руководить литейными работами.
Скульптор соединил в процессе работы навыки литья, полученные в артиллерийском училище, и новые технологии, наработанные к тем годам. Это принесло неожиданный результат: отлитые в бронзе скульптуры не требовали дополнительной обработки. Окончательный вид, знакомый нам сегодня, Аничков мост приобрёл в 1850 году, когда все временные гипсовые статуи были заменены на «вечные» бронзовые работы Петра Клодта.
Интересный факт: знаменитых «коней с Аничкова» можно увидеть не только на этом мосту. С 1838 по 1850 годы Пётр Клодт занимался отливкой скульптур, часть из которых отправились в другие уголки мира. Так, копии статуй находятся (находились):
- у главных ворот королевского дворца в Берлине;
- на территории королевского дворца в Неаполе;
- у Орловского дворца в Стрельне (разрушен в годы войны);
- в усадьбе Голицыных в подмосковных Кузьминках.
Работа над скульптурами Аничкова моста заняла у Петра Клодта почти 20 лет. В годы блокады статуи были сняты с постамента и закопаны в саду Аничкова дворца – так их удалось сохранить.