Карлов мост в праге

История

Когда-то берега Влтавы соединял другой мост, сооруженный к 1172 году по приказу короля Владислава II. Назывался он — Юдитин мост. Он исправно служил нуждам города пока наводнение 1342 года не разрушило его.

Тогда Карл IV, правивший в этот период, решил что старый мост ещё пригодится, но новой растущей Праге нужен более надёжный и более современный мост.

Был сделан проект и заложена основа, недалеко от Юдитина моста. Новое сооружение было готово к началу XV столетия. Карл Карл IV к этому времени уже умер, но в память о любимом короле, мост назвали Карловым.

Согласно легенде, дату начала строительства Карлу IV подсказали астрологи. Если разложить число на цифры, то получится восходящая и нисходящая последовательность из нечетных чисел. Считалось, что заложенный именно этого числа мост простоит века.

Есть еще одна интересная легенда, связанная с новой переправой. По преданию, именно оттуда сбросили в реку святого Яна Непомуцкого. А там, где его тело погрузилось в воду, образовался ореол из пяти звезд. С тех пор святой непременно изображается с нимбом из пяти звезд.

Но мы немного отвлеклись от истории. До начала XX века Карлов мост был приспособлен исключительно для езды на лошадях. С 1905 года по нему стал ходить трамвай.

  • Эта переправа была свидетелем многих важнейших для Праги событий.
  • Здесь проходила Королевская дорога
  • По этим плитам гуситы вошли на Малую Страну
  • Отсюда шведы атаковали Градчаны.
  • На его мостовой башне 10 лет висели головы участников Сословного восстания.

Вид на мост со смотровой площадки Пражского Града

Облик

Рассказ о современной жизни самой популярной достопримечательности Праги начнем с формальных характеристик. Без них рассказ о каменном гиганте будет не полон:

  • Длина моста — 520 метров
  • Ширина 9,5 метров.
  • Вся эта нехилая конструкция стоит на 16 арках, облицованных песчаником.

Со стороны Старе Место стоит Восточная мостовая башня или Староместская мостовая башня. Она украшена фигурной пластикой, гербом Римской империи а также изображением зимородка.

На втором этаже башни скульптура покровителя моста – Святого Вита, а также Вацлава IV и Карла IV.

Наверху располагаются скульптуры покровителей страны: Сигизмунда и Войтеха.

Западные Малостранские мостовые башни были построены не одновременно. Приглядитесь и вы заметите разницу. Долгое время башни с разных концов переправы были ее единственным украшением. Пока в период барокко не были установлены скульптуры.

Скульптуры на мосту

На мосту сейчас всего около 30 скульптур.

Самая впечатляющая — скульптурная группа «Видение св. Луитгарды»

Видение Святой Луитгарды

Самая древняя – группа «Распятие», она была установлена в 1657 году.

Турок на мосту – самая популярная из местных скульптур. Она изображает турка, стерегущего плененных христиан.

Композиция Пражский турок

Еще одна знаменитая работа, «Дева Мария с младенцем и святая Анна» принадлежит скульптору М. В. Якулы.

Мадонна является центральной фигурой и другой композиции под названием «Мадонна со святым Бернардом».

Есть здесь и скульптура Яна Непомуцкого. Именно к ней спешит большинство туристов.

Если прикоснуться к барельефам, которые расположены у подножия скульптуры и загадать желание, оно всенепременно сбудется. Судя по натертым до блеска фрагментам скульптуры, в это верят многие. Мы вот тоже.

Натираем фигурки

Большая часть фигур, украшающих мост, была создана выдающимися скульпторами М. Бернардом Брауном, Я. Брокофом при участии их сыновей.

Святой Филипп Бениций

Еще одним украшением моста служит неоготическая лестница, ведущая на остров Кампа. Она была построена вместо своей деревянной предшественницы в 1844 году.

Единственная статуя, которая стоит не на мосту, а на его опоре со стороны Малостранских мостовых башен – легендарный рыцарь Брунцвик.

Скульптура рыцаря Брунцвик

Здесь всегда много торговцев, музыкантов, художников, которые рады развлечь туристов, а заодно немного подзаработать.

На площади перед Карловым мостом находится Клементинум. Советуем заглянуть туда.

Во-первых, там интересно. Во-вторых, — красиво. В-третьих, в Клементинуме есть смотровая площадка, с которой открываются виды на Тынский храм, Ратушу и красные, как из сказки, крыши Праги.

На трамвае №№ 17, 18 до остановки Karlovy lázně.

Пешком от Староместской площади.

Адрес: Karlův most, 110 00 Praha 1

Мост Карла в Праге: интересные факты

Начнем знакомство с Карловым мостом с основных параметров. Протяженность моста 520 м, его ширина – 9,5 м и поддерживается он 16-тью арками.

Друзья, сразу же замечу, что, когда вы будете прогуливаться по легендарной переправе, вы удивитесь, как коротки эти полкилометра…

И ранее в этом же месте были переправы, но они не смогли противостоять сильным наводнениям. Наиболее прочным оказался мост Юдифи – каменный мост, прослуживший с 1172 по 1342 год, но и его разрушили воды непредсказуемой Влтавы.

Исторический Бородач

Часть опор Юдифина моста сохранились до сих пор. В основном, они находятся под водой. Однако небольшой фрагмент старинной переправы можно увидеть под Кржижовницкой площадью (которая примыкает к Староместской мостовой башне).

Если спуститься с названной площади к маленькой пристани, откуда отчаливают прогулочные лодки, то на вертикальной стене внимательные путешественники обнаружат барельеф Бородача.

По легенде, Бородач изображает итальянского мастера, который строил Юдифин мост в XII веке. Барельеф прикрепили на первой арочной опоре не только в память о первых строителях, но в качестве водомера. Когда воды Влтавы поднимались до уровня бороды, это служило знаком, что пора эвакуировать жителей Старого Места.

Нынешний Бородач является копией древнего, но прикреплен он на сохранившейся старинной опоре на том же уровне. Ищите оригинальный водомер в арке с причалом.

Копию Бородача создал в 2005 г. Петр Вани — скульптор, чьими стараниями вернулась Марианская колонна на Староместскую площадь.

Как мост стал Карловым

Когда в 1346 году во главе Чехии стал Карл IV, перед ним стояла важная задача возведения нового моста. Дело было поручено Петру Парлержу – молодому талантливому архитектору, которого Карл IV пригласил ко двору для продолжения строительства собора Святого Вита.

Учитывая угрозу наводнений, Парлерж сконструировал мощнейшие арки, которые должны выдержать напор воды любой силы. Факт это или выдумка, но существует информация, что для прочности моста при его строительстве добавляли в раствор вино и яйца.

Для снижения давления на опоры моста потоков воды и его защиты от паводковых льдин перед мостом установлены волнорезы-ледоколы:

История Карлова моста начиналась с другого названия. Король изначально посвятил мост Святому Виту. Позднее за мостом закрепилось название Пражский. А в 1870 году благодарные потомки присвоили этому историческому объекту имя его основателя — Карла IV.

К тому времени у Староместской мостовой башни уже был установлен памятник самому знаменитому королю Чехии:

В 1848 году монумент был открыт в честь 500-летия основания Пражского университета. Карл IV за годы своего правления обеспечил столько достижений, что, наверное, не так просто было решить, где разместить главную скульптуру короля. Но рядом с таким популярным мостом памятник его основателю установлен весьма кстати.

Карлов мост в Праге

Полезная информация для туристов

Как добраться

Приехать на Карлов мост можно на общественном транспорте:
• на метро (зеленая ветка) до станции Староместска или Малостранска;
• автобусом №№194,192 до остановки Староместска или Малостранска;
• трамваем №№ 2,5,7,13,14, 15,17,18, 20,22,23,41,93,97 до Карлова моста или Малостранска площадь.

Транспорт ходит по расписанию с небольшими интервалами. Посещение Карлова моста бесплатное.

Существует поверье, что если дотронуться рукой до любой статуи на мосту, загадав при этом желание, то оно исполнится обязательно. Особенно помогает в этом фигура Иоанна Непомуцкого. В исполнении желаний помогают поцелуи на мосту.

Посмотреть Карлов мост и его достопримечательности лучше всего с 3 часов ночи до первых петухов, если вы поклонник мистического и таинственного. Остальным лучшее время – с утра до обеда. Во второй половине дня и до ночи мост оккупирован музыкантами, художниками, уличными артистами, торговцами. И толпами туристов.

История Карлова моста

Каменный мост назван в честь императора Римской империи Карла IV, который положил первый камень при строительстве в 1357 году. Здесь не обошлось без магии. Придворные астрологи рассчитали время для начала строительства: 09.07.1357 в 5.31 утра. Последовательность цифр несет особую энергетику, читается одинаково в обоих направлениях. Это гарантирует благополучие, долговечность, силу и выносливость, а также богатую яркими событиями историю. Именно в это время Солнце, Сатурн и Земля выстроились в один ряд.

Архитектор моста Петр Парлерж, его творением является собор святого Витта в Злате Праге. Открытие моста произошло в 1380 году, однако строительство башен продолжалось до 1402 года. Именовался он тогда «Каменным» или «Пражским». Лишь с 1870 года писатель Йозеф Рудл назвал мост «Карлов». Название прижилось. Скульптурные композиции были установлены в17-18 веках.

Одно из преданий гласит, что жители местечка Велвар сварили яйца вкрутую, опасаясь, что они не доедут целыми. А из городка Угношть доставили не только яйца и молоко, но и сыр, творог и даже вино, чтобы задобрить злых духов. Другое предание о прочности связано с мечем Брунцвика, заложенным в кладку моста. Про Тадж-Махал читайте здесь.

Как бы то ни было, мост на протяжении нескольких веков выдерживает наводнения. Нагрузка на мост была значительная. По нему до начала XX века ездили всадники и экипажи, конки, трамваи, автомобили. И лишь с 1965 года мост Карла IV стал пешеходным.

Техническая характеристика строения:

  • протяженность — 520 м;
  • ширина — 9,5 м;
  • высота — 13 м;
  • монолитных арок – 16;
  • башен – 3;
  • скульптурных композиций– 30;
  • туристов, ежегодно посещающих мост – 12 000 000 человек.

Статуи, исполняющие желания

Украшением моста являются скульптурные композиции. Первоначально они были выполнены из песчаника. Поскольку это материал подвержен разрушению, оригиналы заменили на копии. Сами статуи находятся в Национальном музее.

Старейшая скульптура «Распятие» создана в 1657 году. Позднее создавались статуи Иисуса Христа, Богородицы, святых Витта, Фомы Аквинского, Иоанна Непомуцкого, Бернхарда. Материалом для фигур служил мрамор или камень. Лишь скульптура Иоанна Непомуцкого выполнена из бронзы.

Это самый почитаемый и любимый святой Карлова моста. По приданию он был брошен в реку с этого моста по приказу короля Вацлава IV за отказ раскрыть тайну исповеди королевы. После казни святого над водой засверкали пять звездочек. По этому знаку горожане нашли его тело и предали земле. На 8 опоре моста памятной доской обозначено место казни. Статуя святого Иоанна установлена в 1683 году между 9 и 10 опорами.

Скульптурная композиция короля Карла IV с сыном Вацлавом IV и святым Виттом расположена в нише Староместской мостовой башни. Башня древняя, строилась одновременно с мостом. Это самое красивое готическое сооружение Праги и всей Европы. Башня была триумфальной аркой к резиденции короля, поэтому ее богато декорировали.

Башни, охраняющие мост

Несмотря на свою красоту и парадность с 1621 по 1631 год в Староместской башне была тюрьма.
История башни хранит печальную память о 12 казненных мятежниках. Их головы на протяжении 10 лет висели в металлической клетке на галерее крыши для устрашения народа. Неупокоенные души казненных появляются ночами в виде призраков, раздается невнятный шепот.

По другую сторону Карлова моста, на левобережье Влтавы стоят две башни, соединенные аркой. Это Юдитина высотой 29 метров и Высокая, ее высота 43.5 метра. Юдитина башня построена в XII веке, а Высокая в 1464 году. Объекты строились для защиты от нападений неприятеля, поэтому не декорированы.

Карлов мост

Средневековый мост сегодня

В наши дни возле моста всегда работают уличные художники, актеры и музыканты. Здесь круглый день торгуют ремесленными поделками и сувенирами. К этому месту традиционно приезжает много туристов, потому что старый мост – удобный пешеходный путь, соединяющий две исторические части Праги, по которым проложено большинство экскурсионных маршрутов.

Вид на каменные арки моста

Ежегодно через средневековый мост пробегают участники популярного Пражского марафона. Эти соревнования по бегу впервые провели в 1995 году, и теперь они имеют очень высокий международный рейтинг и входят в состав самых престижных марафонов мира. Любопытно, что за более чем 20-летнюю историю хозяева марафона — чешские спортсмены ни разу не поднимались на высшую ступеньку пьедестала почета. Самое большое количество побед в Пражском марафоне завоевали бегуны из России и Кении.

Как и любые исторические достопримечательности, старый мост имеет собственные поверья и традиции. Считается, что если, стоя на нем, влюбленные поцелуются и вместе загадают желание, оно обязательно сбудется. Другая местная традиция – загадывать желание, дотрагиваясь до двух горельефов, которые расположены под памятником чешскому святому – Яну Непомуцкому.

Одна из арок моста

Святому была уготована мученическая смерть. В 1393 году его по распоряжению короля Вацлава IV в мешке сбросили с моста в воды Влтавы. По церковному преданию, над местом, где река поглотила мученика, появилось пять звезд. Именно поэтому пять звезд всегда изображают над головой Яна Непомуцкого. Место, откуда святого сбрасывали в воду, отмечено поминальным крестом с ажурной кованной решеткой.

Возле Староместской башни на Влтаве оборудован причал. Отсюда на туристских судах можно совершить интересную экскурсию по реке.

Карлов мост ночью

Обмен денег Прага

Десять утра. Время заселения. Магнитная карта для чулана с багажом, магнитная карта для лифта, магнитная карта для входа в номер. Надпись на двери номера гласила – «в номере не курить». Для очень настырных, ограничителем заблокировали окно в номере и снабдили комнату дымовыми датчиками. Отдохнули, теперь перед нами стояла задача обменять всю рассчитанную для отдыха валюту на кроны. Для этого нужно было доехать до центра, где, если верить интернету, находились некие арабские обменники, которые меняли деньги по выгодному для туриста курсу. В двух шагах от отеля находится станция метро – Andel, очень удобный способ передвижения, плюс по пути к метро мы проходим один гиганский супермолл и один Макдональдс.

Карлов мост — архитектура

Образцом для строительства служил, очевидно, Каменный мост в Регенсбурге. Полотно удерживает 16 арок, изготовленных из песчаника. Защищают мост три башни, две из которых расположены на стороне Мала-Страны. При этом Староместская мостовая башня считается одним из красивейших готических сооружений в городе и Европе.

Между 1683 и 1714 годами мост украсили цепью из 30 барочных статуй. Сегодня все они заменены репликами, а в те времена участие в их создании принимали знаменитейшие богемские скульпторы. Все изваяния посвящены почитаемым святым рубежа веков. В 1965 году их с целью сохранения перенесли в Национальный музей.

Карлов Мост — скульптурыКарлов Мост

Интересно, что среди скульптур Карлова моста (это имя было дано переправе в 1870 году, на волне национального возрождения) нет представителей политиков, ратовавших за создание сильного чешского государства. Так, здесь не найти скульптуры даже Карла IV и Вацлава IV. Увидеть можно лишь распространителей и идеологов католицизма (св. Бернард, св. Иво, Фома Аквинский и т.д.).

Карлов мост (Karlův most), изначально называемый Пражским, неоднократно проходил через испытания природными стихиями и антропогенными происшествиями. В отличие от предшественника, ему удалось выстоять. Так, в 1432 году три опоры были повреждены в результате наводнения, в 1496 году сломалась третья арка, а в 1648 прямо на мосту велись сражения между шведами и чехами в ходе Тридцатилетней войны. Тогда же переправа лишилась большей части своих украшений.

Несмотря на то, что и позже Карлов мост сталкивался с разрушительной силой природы (например, в 1748 году сразу пять опор пострадали от наводнения), свой современный облик переправа получила на рубеже XVII — XVIII веков. Однако испытывать ее судьбу продолжала не только стихия. В конце XIX столетия по мосту пустили линию конки, а позже — трамвай с нижним токосъёмом. К счастью, городские власти вовремя одумались, а с 1974 сделали переправу пешеходной.

Стоит отметить, что Карлов мост, как единственное связующее звено между двумя берегами, сыграл важную роль в истории развития города. Так, когда стало понятно, что его содержание потребует немалых сумм, контроль за уплатой пошлин поручили Мальтийскому ордену и Ордену Крестоносцев Красной Звезды. Получив под контроль, соответственно, восточную и западную части моста, они возвели целые районы: один вокруг Мальтийской и Велкопреворской площадей, а второй около площади Крестоносцев.

Как и сам мост, связанные с ним элементы являются архитектурными памятниками. Заслуживают внимания путешественников неоготическая лестница на остров Кампу (1844 г), все три башни, лестницы.

Карлов Мост — вечеромКарлов Мост — на рассвете

Немаловажную роль этот архитектурный объект сыграл и в истории города. Если верить преданиям, именно отсюда был сброшен в мешке Ян Непомуцкий, почитаемый чешский святой. После казни 27 июня 1621 г лидеров антигабсбургского восстания на Староместской мостовой башне 10 лет висели головы 12 лидеров протестантского движения. С 1438 года по мосту проходил Королевский путь — маршрут, по которому будущие чешские правители ехали на церемонию коронации.

Сегодня Карлов мост — один из самых известных в Европе. Гости Праги верят, что загаданные здесь желания обязательно сбываются. Ну а скептикам, несомненно, доставит удовольствие знакомство с уникальным произведением искусства средневековых архитекторов.

Видео:

Увеличить окно

Карлов мост — адрес: Karlův most, 110 00 Praha 1

Карта:

История

Сначала Карлов мост называли Пражским, но позднее его название связали с именем короля Чехии, который лично в июле 1357 года заложил первый камень в месте строительства моста.

Строительство моста длилось 45 лет, но в 1432 году из-за сильного наводнения он был поврежден. В 1496 году случилось еще одно происшествие с мостом – один из его столбов опустился, и третья арка сильно деформировалась, ремонт моста был закончен только в 1503 году.

В 1621 году, после восстания против Габсбургов, было публично казнено 27 лидеров движения сопротивления, а их головы, выставленные на мосту, напоминали остальным участникам движения о жестокой расправе, которая их ждет при дальнейших попытках восстания.

Мост также ознаменовался боевым сражением в 1648 году, когда шведы во время Тридцатилетней войны, заняв западный берег Влтавы, хотели продвинуться вглубь Праги. Во время сражения была повреждена стена мостовой башни с ее причудливыми готическими узорами и лепкой. В начале 17 века мост украсили скульптурами в стиле барокко. В 1784 году даже сильное наводнение не смогло нанести вред аркам моста, хотя 5 столбов все-таки было повреждено, из-за чего движение по мосту стало ограниченно.

В 1884 году была заменена лестница, ведущая на остров Кампа. В 1848 году во время революции мост избежал разрушения, были повреждены только несколько статуй. В 1866 году на мосту установили в качестве освещения газовые фонари, позднее их заменили электрические. В конце 19 века через мост проложили дорогу общественного транспорта, а старые башни были реконструированы.

В сентябре 1890 года в Праге случилось сильное наводнение. Различные балки и бревна, плавающие строительные материалы были прибиты к мосту течением воды и создавали препятствие движению реки. Из-за большого давления разрушились несколько арок, опора моста и статуи святой Ксавьер и святого Игнатия Лойолы. Позднее им на замену установили скульптуры Святых Кирилла и Мефодия. Реконструкция моста обошлась городскому бюджету в 665 тысяч крон и заняла почти 2 года, мост открыли только в ноябре 1892 г.

В начале 20-го века оживилась транспортная городская сеть. В 1905 году по Карлову мосту проложили трамвайные пути, которые заменили конную транспортную линию, а в 1908 году по мосту начали свое движение автобусы. После Второй мировой войны полная реконструкция моста завершилась к 1978 году. Опорная конструкция моста была укреплена, асфальт, рассчитанный для проезда общественного транспорта, полностью демонтировали. Карлов мост стал доступен лишь для прогулок пешеходов, транспортная линия была полностью убрана. Стоимость реконструкции моста составила 50 миллионов крон.

В начале 90-ых годов группой экспертов было решено продолжать реконструкцию Карлова моста. Однако существенных предпосылок для начала нового этапа восстановления не было. Даже после наводнения 2002 года мост не спешил деформироваться и не требовал срочных мер по реконструкции. Все же было решено провести ремонт нескольких столпов, которые после наводнения 1890 года не были отреставрированы. Ремонт не сильно мешал прогулкам по мосту и перекрывал движение лишь частично.

В 2008 году на протяжении двух лет проводились работы по совершенствованию системы гидроизоляции и укреплению опоры моста. В это же время появилась необходимость привести в порядок тротуары, камни на стенах моста портили эстетичный вид и требовали замены. К реконструкции моста приступила группа работников, которая не имела опыта по восстановлению памятников архитектуры, в итоге результат их работы был подвергнут критике экспертов. Оказалось, что новые камни не подходят по структуре и характеристикам к старинным камням, из которых сделан Карлов мост, количество новых камней значительно превосходит требуемое, близлежащие старые камни были сколоты и повреждены, а материал, который соединяет новые камни, не являлся пригодным для данного памятника культурного наследия.

Как и следовало ожидать, Комитет ЮНЕСКО в 2010 году сделал официальное заключение о том, что реконструкция Карлова моста в Праге проводилась без соблюдения необходимых предписаний, связанных с сохранением технологии строительства культурного объекта.

«Влюбленные» на Карловом мосту

Слышали историю о том, как рухнуло ограждение на мосту влюбленных в Париже? Том самом, который облюбовали новобрачные, чтобы повесить на решетку замок — символ верности и любви. Теперь та же напасть преследует Карлов мост.

Место, где жестоко был сброшен в воду Ян Непомуцкий, отмечено кованой решеткой — небольшой, но очень красивой. Появилась она на Карловом мосту еще в начале века. Каждый, кто побывал на обзорной экскурсии в Праге, наверняка ее вспомнит — экскурсоводы, как правило, не игнорируют знаковое место. Но внезапно ее обнаружили молодожены со своими замочками, и решетка превратилась в новогоднюю елку.

Так выглядят влюбленные у Карлова мостаА так — решетка влюбленных на Карловом мостуЭто рабочие, которые избавляются от замков. Фото: drugoi.livejournal.com

Вешать замки на нее законодательно не запрещено, но власти города решили по-своему бороться с «вредителями». Каждые две недели приезжает бригада специалистов и срезает болгаркой накопившееся добро. Удивительно, но за следующие две недели решетка вновь успевает обрасти «клятвами верности»!

Как вы считаете, влюбленные — нарушители? Или это романтика, и имеют право?

А еще на Карловом мосту можно послушать уличный джаз. Очень круто!

[youtube https://www.youtube.com/watch?v=cCSRXP2Hi38]
 

История постройки Карлова моста

Король Карл IV лично курировал строительство моста, впоследствии названного в его честь. 9 июля 1357 года в 05:31 утра он заложил первый камень нового сооружения. К выбору даты подошли со всей «серьёзностью» — её определили на основании астрологических прогнозов. В цифровом варианте дата представляет палиндром — ряд нечётных чисел от 1 до 9 и обратно до 1.


палиндром даты закладки моста

Архитектором моста был назначен лучший пражский мастер своего времени — Петр Парлерж. Одновременно осуществлялась постройка восточной башни, сегодня известной как . Считается, что использоваться новый мост начал в 80-х годах, хотя последние строительные работы завершились только в начале XV века при Вацлаве IV. появилась в середине XV века. 30 скульптурных композиций на мосту установили в период с 1683 по 1714 годы (некоторые обновили или заменили в XIX веке).

Карлов мост необходимо было регулярно поддерживать в рабочем состоянии, а в случае серьёзных природных катаклизмов — ещё и ремонтировать. Также кто-то должен был контролировать уплату пошлин за перевозку грузов и товаров по реке. Эти важные задачи поручили двум рыцарским орденам. Западная часть моста была отдана , который более известен как Мальтийский орден, а восточная — .

Каждый орден рядом со своей частью моста получил большие участки земли для постройки монастырских комплексов. Первый возвёл целый район, центром которого были современные Мальтийская и Велкопржеворская площади, а второй застроил квартал вокруг площади Крестоносцев.

С конца XIX века через Карлов мост проходила линия первого общественного транспорта, известного сегодня как конка. Затем его сменил трамвай с нижним токосъёмом, однако через пару лет городские власти одумались и перестали проверять мост на прочность. Нужно отметить, что до 1870 года он назывался Пражский мост, а был переименован лишь на волне национального возрождения XIX века.

Староместская башня

Староместская мостовая башня (Staroměstská mostecká věž) — восточная башня Карлова моста; является символическими воротами в район Старе Место. Её начали строить одновременно с мостом под руководством Петра Парлержа, а закончили в 1380 году. Староместская башня считается самой красивой средневековой башней в Европе (из сохранившихся). И это при том, что в 1648 году скульптурные украшения восточной стороны башни были уничтожены шведским артиллерийским обстрелом, когда мост, как единственная переправа на правый берег Влтавы, стал местом .

В Средние века крыша Староместской башни была покрыта позолоченными листами. Также золотыми были самые важные элементы скульптурных композиций. В наше время фасад башни украшен гербом района Старе Место, над которым расположен горизонтальный ряд гербов земель чешского королевства в период правления Карла IV. Над ними возвышаются статуи королей, при которых строился Карлов мост, — Карла IV и Вацлава IV. Между ними (на небольшом возвышении) находится статуя , духовного покровителя моста. На уровне третьего яруса башни расположены скульптуры покровителей чешской земли — святые и . Кроме того, на фасаде башни (в четырёх разных местах) можно увидеть барельефы птицы зимородка, символа Вацлава IV.

В начале XVII века на Староместской мостовой башне в течение десяти лет висели 12 отрубленных голов лидеров , казнённых на Староместской площади. В наше время в башне функционирует обзорная площадка и небольшая историческая галерея. Рядом с башней находится Музей Карлова моста.

Малостранская башня

Малостранская мостовая башня (Malostranská mostecká věž) — высокая западная башня Карлова моста. Из всех трёх башен она была построена последней — в середине XV века во времена правления короля Йиржи из Подебрад. В первом же доме от башни (ул. Мостецкая, 1) находится Klub Za starou Prahu — гражданская ассоциация, которая с 1900 года ведёт деятельность по охране памятников в Праге.

Юдитина башня

Юдитина башня (Juditina věž) — самая маленькая, но при этом самая старая башня (датируется XII веком). Её построили ещё во времена первого в романском стиле, а в 1591 году перестроили по подобию двух других башен. В городской хронике сохранилась запись о трагическом происшествии, связанном с Юдитиной башней. Сообщается, что в 1250 году отколовшийся кусок камня упал на голову рыцарю по имени Pertolt. Несчастный, полностью облачённый в доспехи, но снявший шлем, упал замертво.

Малостранская мостовая башня и Юдитина башня соединены воротами, на которых изображены гербы пражских районов Мала Страна и Старе Место, а также региона Богемия.

Скульптуры Карлова моста

Скульптуры Карлова моста создавались несколько веков. Свой вклад в их становление внесли известные мастера – Михаил Ян Йозеф Брокофф, Майер и Фердинант Максимилиан.

Самый старый монумент – Распятие и статуя Святого Яна Непомуцкого – мученика, утопленного по приказу короля. С этой историй связана одна из легенд Карлова моста. Ян Непомуцкий был исповедником королевы. Из-за ревности король велел наемным убийцам утопить его в реке. Когда тело Яна вытащили из воды, вокруг его головы сияло пять звездочек. На месте, где он был сброшен, установлен крест, а чуть дальше – его фигура. Если загадать желание и прикоснуться рукой к статуе, оно непременно исполнится.

На Карловом мосту есть и другие достопримечательности: статуя князя Вацлава, группа «турок на мосту», статуя святителя Адальберта. За лестницей, по которой можно спуститься к острову Кампа, еще несколько статуй – Св. Викентия Ферреря, Св. Николая Толентинского и Св. Прокопия, изваяние Св. Франциска Ксаверия с автопортретом Брокоффа – выдающегося ваятеля эпохи барокко. Большинство статуй сегодня заменены копиями, оригиналы находятся в филиале Национального музея Лапидариуме.

Рыцарь Роланд и волшебный меч

Статуя рыцаря Роланда (он же рыцарь Брюнсвик) изготовлена в 1884 году. Это единственная из всех скульптур Карлова моста, установленная не на самом мосту, а на его опоре, за ограждением.

Рыцарь Брунсвик (он же Роланд)

По легенде, юный Роланд отправился странствовать. И везде он защищал притесняемых. И вот пришёл в одно королевство, где царила печаль. Оказалось, чудовищный дракон унёс королевскую дочку, а само королевство выжег и разорил. Роланд сразил чудовище и вернул дочь королю.

В награду король предложил храбрецу руку королевны. Но Роланд отказался, так как дома у него уже была невеста. Король разгневался и приказал заточить спасителя дочери в темницу. Но Роланд освободился из тюрьмы с помощью своего волшебного меча.

Меч Роланда особенным образом связан с историей Карлова моста. По преданию, волшебный меч замурован в основание моста. Он будет там до тех пор, пока Праге не будет грозить серьёзная опасность. Но как только придёт ужасная беда, меч сам освободится и сразит врага.

Кстати, именно этого каменного рыцаря Цветаева называла своим пражским другом. Поэтесса считала, что меж нею и Роландом есть портретное сходство. И даже посвящала ему стихи.

Будете в Праге – вглядитесь в лицо рыцаря со львом. Увидите, правду ли говорила Марина Цветаева и действительно ли рыцарь похож на неё лицом…

История Карлова моста в Праге

В древние времена для пересечения Влтавы жители пражских городов использовали многочисленные броды и переправы. Предшественниками Карлова моста были первый деревянный мост, сооруженный в Х веке, и каменный мост, построенный в 1160 г. Оба моста были снесены наводнениями.

Мост, который считается в наши дни чуть ли ни главной достопримечательностью столицы Чехии, был заложен 9 июля 1357 года по приказу Карла IV, чьим именем в последствии и был назван. Строителю собора Святого Вита, Петеру Парлержу, было поручено строительство нового моста, который должен появиться на месте старого.

Дата и время постройки точно высчитывались придворными астрологами. Его закладка произошла ровно в 5 часов 31 минуту. В это время солнце находилось на одной линии с Сатурном, а это предвещало благополучие. Немаловажна роль и у магии чисел: цифры года, месяца, дня, часа и минуты читаются одинаково в двух направлениях, как слева направо, так и справа налево: 1357 9 7 5 31 (1357 год, 9 июля, 5 часов 31 минута). Это также обещало немалое процветание.

В то время, когда строился мост, очень трудно было найти качественные компоненты раствора, которые обеспечили бы устойчивость всей конструкции. Как не странно, но главным строительным веществом, из которого строили мост, был яичный белок. По приказу Карла со всей страны свозились тысячи яиц. Правда, малограмотные крестьяне, не всегда понимая, для чего используются яйца, присылали их вареными.

Мост возводили более 50 лет, а окончательно он был достроен только к началу XV века. С этого момента Карлов мост стал важным средством общения между двумя главными районами города, центром общественной жизни. Здесь располагались торговые точки, происходили турниры и общественные суды, здесь же совершали расправы над ворами — их опускали во Влтаву на большой плетеной корзине.

Сооружение имело важное стратегическое и военное значение. На мосту находились башни, выполняющие сторожевые функции

В Средние века просторные ворота одной из башен были защищены опускающейся решеткой. В конце Тридцатилетней войны (1618-1648 годы) мост спас Старую часть города от разрушения. С моста пушки шведов обстреливали город. Большая часть ядер попадала в Староместскую мостовую башню. После двухнедельных переговоров было подписано мирное соглашение.

В 1890 г. Карлов мост пострадал от наводнения: оторвавшиеся от берега плоты заблокировали течение воды между опорами, и две из них обрушились. Мост был восстановлен и в течение пяти веков он оставался единственным мостом через Влтаву.

Только в 30-е гг. XIX в. началось строительство других пражских мостов, а сам Карлов мост стали украшать скульптурами, число скульптур и скульптурных групп постепенно достигло 30, мост превратился в художественную галерею под открытым небом. Скульптурная галерея создавалась не один век. Свой вклад внесли известные чешские мастера — Майер, Михаил Ян Йозеф Брокофф и Фердинант Максимилиан.

С самого начала своего существования Карлов мост стал излюбленным местом для прогулок. Правда, долгое время его просто называли Пражским или Каменным мостом. Мост стали называть Карловым только в конце XIX века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector