Собор святого вита в праге
Содержание:
План собора
Цветом указаны
- Главный вход, с двумя боковыми входами
- Преддверие северо-западной башни с лестницей на западный чердак
- Капелла Святой Анежки
- Капелла Шварценбегов
- Новая архиепископкая капелла (Хорова)
- Хилбертова закругленная лестница до новой сокровищницы
- Новая ризница
- Алтарь Франтишка Билка
- Поперечный (крестовый) неф
- Коркова капелла с лестницей к Волмутову чердаку
- Королевский мавзолей
- Новый алтарь
- Главный алтарь
- Капелла Святого Cигизмунда
- Старая ризница с лестницей до сокровищницы
- Капелла Святой Анны
- Архиеписковкая капелла (Пернштейнская)
- Памятник кардинала Шварценбергского
- Капелла Святого Иоанна Крестителя
- Капелла Девы Марии (Святой Троицы, Императорская, Св. Людмилы)
- Могилы Пражских епископов
- Алтарь и надгробье Св. Вита
- Капелла Святых (Саксонский и Штернбергский)
- Капелла Святого Иоанна Непомуцкого
- Надгробие Святого Иоанна Непомуцкого
- Капелла Св. Марии Магдалены
- Королевский ораторий
- Капелла Св. Криста (Cимоны и Иуды)
- Капелла Св. Андрея
- Эпитаф Юрия младшего Попела с Лобковиц
- Эпитаф Леопольда
- Капелла Св. Вацлава и его надгробие, и лестница, ведущая в комнату с короной
- Памятник погибшим
- Cкульптура Иисуса в пустыне
- Гроб Святого Войтеха
- Габсбургская капелла с лестницей ведущей в южную башню
- Капитульная библиотека
- Туновская капелла
- Капелла гроба господнего
- Капелла Святой Людмилы
- Подхор
- Преддверие юго-западной башни
- Южная башня
- Южнее преддверие и «Золотые ворота»
- Кенотаф Св. Иоанна Непомуцкого работы И.Ф. Платцера (1763)
Архитектурные особенности
Оценить гигантские размеры строения можно издалека, когда любуешься панорамой Праги. Вблизи из-за плотной застройки площади охватить здание взглядом целиком и сделать полноценный общий фотоснимок готических темных стен с покрытыми патиной барочными медными куполами невозможно. Чтобы оценить красоту собора, приходится постоянно ходить с поднятыми к небу глазами – возможно, в этом и состоял замысел архитекторов. Длина храма составляет 124 м, высота башен – от 82 до 96,5 м. Круглое окно-розетта на фасаде собора, одно из последних добавлений ХХ века, достигает 10 м в диаметре.
Это интересно: Злата уличка
Строительство
Нынешнее здание собора строилось в несколько этапов: —, —, — и — (западная часть). Окончательно строительство собора было завершено только в начале XX столетия.
Первый храм-ротонду на этом месте, как считается, построил ещё святой Вацлав в 925 году; церковь была посвящена святому Виту, чью десницу Вацлаву подарил восточнофранкский (германский) король Генрих I. В XI веке на месте романской ротонды была возведена трёхнефная базилика, которая должна была служить Пржемысловичам в качестве коронационного костёла и места погребения. Начало её строительства относится к правлению князя Спытигнева II (1060).
Строительство собора началось 21 ноября 1344 года. Покровителями собора были архиепископ Арношт из Пардубиц и король Чехии Карл Люксембургский. Собор должен был стать местом для коронации, фамильным склепом, сокровищницей.
Первым архитектором, строившим собор, стал француз Маттиас из Арраса, приглашённый в Прагу из папского дворца в Авиньоне. Маттиас составил общий план строения в стиле (переходная базилика[неизвестный термин], аркбутаны, короткий трансепт). Однако он дожил лишь до окончания строительства аркад и галереи.
После Маттиаса, умершего в 1352 году, строительство продолжил Петер Парлерж, молодой 23-летний архитектор из германского городка Швебиш Гмюнд (нем. Schwäbisch Gmünd). Сначала он работал в соответствии с планом Маттиаса — ризница на северной стороне, капелла на южной. Но когда он закончил всё, что не успел Маттиас, он начал добавлять собственные идеи. Его смелость и инновационные идеи привнесли новые уникальные элементы. Хороший пример — сконструированный им свод. Он представлял собой двойные диагональные балки. Вместе они создавали неповторимый орнамент.
В архиве Собора сохранились еженедельные счета артели Парлержа с 1372 по 1378 год, которые являются весьма ценным источником сведений о хронологии строительных работ и именах мастеров, работавших с Парлержем.
В то время как Маттиас по складу ума был математиком и его конструкции были полны чистого расчёта, Парлерж был скульптором, и относился к архитектуре как к скульптуре. Это заметно в использовании многочисленных карнизов, бюстов (на которых были изображены представители королевской династии, епископы и архитекторы, строившие собор — Маттиас и Парлерж).
Работая над собором, Парлерж так же работал над Карловым Мостом и множеством церквей, и когда он умер в 1399 году, были закончены лишь хор и часть трансепта собора. Работу Парлержа закончили его сыновья — Вензел и Ян, а их, в свою очередь, сменил Мастер Петрилк. Они закончили огромную башню и южную часть.
Начавшиеся в 1419 году гуситские войны приостановили строительство кафедрального собора. Многие картины, иконы и скульптуры сильно пострадали в этот период.
Интерьер
Витраж работы А. Мухи
На протяжении следующего столетия строительство было завершено лишь наполовину. Во второй половине XV века король Владислав Ягеллон (чеш. Vladislav Jagellonský) поручил закончить строительство великому архитектору Бенедикту Рейту, но процесс почти сразу остановился из-за недостатка средств.
Последовавшие попытки достроить собор привнесли в общий ансамбль элементы барокко.
Разговоры о достройке собора начались с самого начала XIX века в связи с усилением романтических настроений в Чехии. В 1844 году Ворцлав Песина и архитектор Йозеф Краннер представили программу окончания строительства великого собора. Йозеф возглавлял ремонтные работы с по 1866 год, избавился от элементов барокко и восстановил интерьер. В 1873 году, после смерти Краннера, архитектор Йосеф Моцкер закончил реконструкцию. Он сконструировал западную сторону в классическом готическом стиле. Конечно, он не мог повторить индивидуальный стиль Петра Парлержа. Однако в целом работа архитектора считается очень ценной, потому что ему удалось добиться единства сложной композиции. Действительное значение этих преобразований проявляется в панорамных видах на Прагу, где собор стал выразительным акцентом в облике города.
После его смерти третьим и последним архитектором стал Камил Гильберт.
В 1920 году скульптор Войтек Сушарда и главный художник-модернист того времени, Альфонс Муха, декорировали новые окна в северной части нефа. Окно-розу украшал Франтишек Кисела, в 1925-27 годах. На нём были изображены различные библейские истории.
Наконец, в 1929 году, после 585 лет строительства, собор Святого Вита был закончен.
В 1950 году власти Чехословакии изъяли здание собора. После падения коммунистического режима католическая церковь пыталась вернуть себе собор, но в 2009 году суд отказал ей в этом, подтвердив, что собор является собственностью государства.
Часы работы собора Святого Вита
Собор открыт для посетителей все дни недели. С ноября по март — с 9 до 16 часов (в воскресенье с 12 до 16 часов). В более светлое время года, с апреля по октябрь время работы собора увеличивается на час — с 9 до 17 часов (в воскресенье соответственно с 12 до 17 часов).
Внутрь собора перестают пускать за 20 минут до закрытия.
В праздничные дни собор открыт по особому графику, который имеет смысл уточнять заранее.
Обратите внимание, что доступ на смотровую башню начинается и заканчивается на час позже основного графика работы собора. Собор — действующий, в нем ежедневно проходят католические богослужения
Однако туристам попасть на них реально только в выходные дни
Собор — действующий, в нем ежедневно проходят католические богослужения. Однако туристам попасть на них реально только в выходные дни.
Подробнее на официальном сайте собора.
Собор Святого Вита в вечерних огнях — панорама Google Maps
Стоимость посещения*
Бесплатно можно осмотреть только переднюю часть Кафедрального собора святого Вита.
Чтобы осмотреть собор, нужно купить билет, который даёт право посетить ряд достопримечательностей по желанию.
- Округ А, стоимостью 350 крон, позволяет посетить Собор святого Вита, Старый королевский дворец, выставку История Пражского града, Базилику св. Иржи, Золотую улочку, пороховую башню и Рожмберков дворец.
- Округ В, стоимостью 250 крон, также позволяет посетить Собор святого Вита и Старый королевский дворец, Базилику св. Иржи, Золотую улочку.
Отдельных билетов только в собор нет, поэтому нужно купить комплексный на несколько достопримечательностей (округ А или В). Такой билет действует 2 дня и в каждое из мест можно пройти только один раз.
Действует система скидок для детей до 16 лет, студентов средних и высших учебных заведений, также для пенсионеров от 65 лет при наличии подтверждающего документа:
- Округ А – 175 крон;
- Округ В – 125 крон.
Можно также приобрести семейный билет, который предусматривает посещение для 2 взрослых и 1-5 детей до 16 лет. Стоимость семейного билета составит:
- Округ А – 700 крон;
- Округ В – 500 крон.
*информация о стоимости актуальна на момент написания статьи, обязательно перед поездкой уточняйте данные на сайте.
Надгробие святого Яна Непомуцкого
В 14 веке Ян Непомуцкий был духовником королевы и отказался выдать королю, подозревавшему супружескую измену, тайну исповеди, чем и заслужил гнев государя. По приказу короля Вацлава IV он был замучен и сброшен в мешке в воды Влтавы с Карлова моста. Позднее он был захоронен в Соборе святого Вита, а в начале 18 века причислен к лику святых.
Надгробие могилы святого Яна Непомуцкого расположено в алтарной части собора, однако его видно практически от самого входа в собор. Созданный в первой половине 18 века австрийским архитектором из двух тонн чистого серебра, этот шедевр барочного искусства просто ослепляет своим великолепием.
Говорят, что одна из ламп на надгробии святого была золотая. Мастер, изготовивший ее, обеднел, и за долги ему грозила тюрьма. Он был в отчаянии, просить помощи было не у кого. Во сне ему явился святой Ян Непомуцкий и велел взять с его могилы изготовленную мастером лампу, продать ее и вернуть долги. После того, как сон повторился несколько раз, мастер решился пойти к могиле святого и встал там на колени, лампа же сама опустилась в его руки. Из ее золота ювелир сделал много украшений, продал их и заплатил долги. Когда же он вернулся к могиле Яна Непомуцкого, чтобы поблагодарить святого, то увидел золотую лампу на прежнем месте. Разбогатев, мастер изготовил еще одну золотую лампу, превосходящую прежнюю по красоте, и хотел повесить ее над могилой святого, но придя к могиле, обнаружил, что прежней лампы нет – она уступила место новой.
Восточный фасад собора
До середины 20 века Собор святого Вита принадлежал церкви, однако во время кампании по национализации коммунистическое руководство страны превратило собор в национальное достояние. После бархатной революции церковь безуспешно пыталась вернуть себе храм, но только в 2010 году пражский архиепископ и чешский президент подписали соглашение о совместном владении собором.
Собор святого Вита, наряду с Карловым мостом и астрономическими часами Староместской ратуши, считается одной из важнейших достопримечательностей Праги, и знакомство с Прагой будет неполным, если вы не посетите Собор святого Вита.
Время работы:
С ноября по февраль 9:00 – 16:00 (по воскресеньям 12:00 – 16:00); с марта по октябрь собор открыт на час дольше – до 17:00.
Билеты:
Вы можете взглянуть на интерьер Собора святого Вита бесплатно — вход на небольшую территорию в западной части собора бесплатный, и отсюда вы можете именно взглянуть на интерьер. Однако, если вы хотите по-настоящему оценить искусство, архитектуру и скульптуры собора, нужно купить билет: 350 или 250 крон, в зависимости от того, какие здания дворцового комплекса, кроме Собора святого Вита, вы планируете посетить. Билеты действительны в течение двух дней, а приобрести их можно в информационных центрах Пражского града.
Как добраться:
Pražský hrad, 1, Praha 1. Самый простой способ добраться до собора – доехать на трамвае №№ 12, 20, 22 или на метро до остановки/станции «Malostranské náměstí» и пройти вверх по Нерудовой улице до Градчанской площади к главному входу Пражского града. Еще вариант: на трамвае №22 доехать до остановки «Pražský hrad».
Собор святого Вита на карте
Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Собор святого Вита: 50.090906, 14.400523
Координаты GPS: 50.090715N, 14.400051E
Немного истории
Первую церковь на месте современного Собора Святого Вита построил в 929 году князь Вацлав, позже канонизированный и сейчас известный нам как Святой Вацлав. Тогда это была ротонда – сооружение круглой формы с одной аспидой.
В ротонду Святой Вацлав поместил мощи Святого Вита (руку), которую он получил в дар от своего сюзерена, союзника и друга — короля Саксонии Генриха I Птицелова. После смерти князя Вацлава его тело поместили сюда же. В 973 году ротонда становится кафедральным храмом после образования Пражского епископства.
В 1038 году в ротонду поместили мощи Святого Войтеха после того, как их привез из Гнезды в Прагу князь Бржетислав I. Святой Войтех был вторым епископом Праги. Он принял мученическую смерть от язычников в Прусии (кстати, на территории России рядом с Калининградом). На фото ниже статуя Святого Войтеха, кликните на фото для увеличения.
Святой Войтех завершил триаду святых: Святой Вит, Святой Вацлав, Святой Войтех.
Новый большой храм начал строить князь Спытигнев II (сын Бржетислава I) в 1060 году. В 1061 году Спытигнев II умер, и на престол взошел и продолжил строительство его брат Вратислав II. Новую базилику Святых Вита, Войтеха и Девы Марии закончили только в 1096 году.
Базилика была крестообразной формы, 70 метров в длину, 35 метров в ширину. Было три нефа, с двумя аспидами и двумя башнями, примыкающими к трансепту. Стиль здания точно неизвестен, вероятно, романский стиль, напоминавший церковь Святого Михаила в Хильдесхайме или Собор в городе Шпейер.
Вратислав II стал первым королем Чехии, а базилика Святого Вита становится усыпальницей представителей королевского рода.
Вратислав II очень хотел появления в Праге архиепископства, его мечта сбылась только через 250 лет. В 1344 году было учреждено Пражское архиепископство, которому нужен был внушающий уважение и трепет кафедральный собор.
21 ноября 1344 года первый камень в основание храма заложил король Иоанн Люксембургский (отец великого Карла IV). Вероятно, тогда не предполагали, что строительство продлится 600 лет.
Смотровая башня
Со смотровой площадки южной башни собора можно поймать уникальный ракурс на панораму Праги.
Конечно, строители башни не предусмотрели лифта — чтобы подняться наверх, нужно преодолеть больше 280 ступеней. Для ориентира — это высота примерно трех девятиэтажных домов.
Так что дорогу наверх осилит не каждый. Хорошая проверка на выносливость, физическую форму и силу желания увидеть Прагу оттуда.
Башню начали строить еще в XIV веке. Однако ей так и удалось стать классической готической башней. XVI век подарил башне галерею с куполом в стиле ренессанс. А в XVIII ее и вовсе заменили той, которую мы можем видеть сегодня.
Пока вы поднимаетесь на башню, можно успеть рассмотреть колокола собора. В башне находится самый известный и крупный колокол Чехии. Он весит 15 тонн и имеет весьма внушительный возраст — колокол отлили в 1549 году. Наверное поэтому у главного колокола страны есть даже собственное имя — Зикмунд.
Вид на Прагу со смотровой южной башни собора, Marina2506
Собор снаружи и внутри
Представьте, что сейчас вы оказались перед собором Святого Вита. Перед нами южный портал. Это — главный или парадный вход в собор — «Золотые ворота». Их использовали во время торжественных церемоний и праздников.
Сейчас все туристы входят через ворота западного портала.
На южном фасаде, находится самая старая из сохранившихся пражских мозаик — «Страшный суд». Она делает здание уникальным и отличным от других европейских соборов.
Западный фасад — пример средневековой готики, что удивительно, ведь работы над ним были окончены в ХХ веке.
Здесь бюсты архитекторов, сыгравших важную роль при окончании строительства храма.
Восточная сторона собора св. Вита
Внутри — собор огромен. И, если у входа — тОлпы народа и, часто бывает, просто не протолкнуться, то внутри люди рассредотачиваются и не мешают друг другу бродить по собору, разглядывая убранство и украшения.
Множество архитектурных деталей, скульптуры из мрамора и дерева, фрески, витражи, бронзовые фигуры и резные решетки.
Еще одна деталь внутреннего убранства храма – витражи. Они создавались руками многих авторов. Альфонс Муха – один из них. Интересно, что витраж в своё время вызвал бурю чувств. И не только восхищение — вокруг него разразился настоящий скандал. «Фигура в чёрном капюшоне — Дьявол в человеческом обличье, искушающий Адама» — скажете вы. Да, но причина возмущения — гораздо прозаичнее.
Самая знаменитая деталь северной части здания – витражи работы Альфонса Мухи.
На галерее-балконе или трифорие, проходящем по всему периметру также бюсты мастеров, внесших значимый вклад в строительство храма.
В восточной части собора расположена королевская усыпальница, надземная часть которой – мавзолей, а подземная – крипта.
Крипта хранит саркофаги чешских правителей и королей.
Одно из самых важных и запоминающихся мест здания – часовня св. Вацлава.
В ней хранятся мощи покровителя Чехии.
Привлекают внимание и отделённые от основного пространства небольшие ниши. Это капеллы, места, где могли молиться представители дворянских родов
Каждый из них старался сделать свою капеллу максимально впечатляющей и богатой.
Орган
В соборе чувствуешь умиротворение и спокойствие, хочется ходить по нему, рассматривать, слушать.
Поэтому не забудьте подняться на смотровую площадку.
Смотровая площадка собора
Тут нужно рассчитать свои силы. Особенно людям пожилого возраста и туристам с детьми: на колокольню ведут 300 крутых ступеней винтовой лестницы. Отдохнуть можно лишь в небольших проемах.
Так сверху выглядит часть собора и площадь
Строения поражают
И вот так
Панорама города впечатляет. Несколько панорамных снимков
Карлов мост
Здесь же, на колокольне, за позолоченной решеткой покоится голос не только Праги, но и всей Чехии – самый тяжелый в стране колокол «Зигмунд» весом 18 тонн.
Рядом с собором Святого Вита находится еще несколько интересных для туриста объектов:
- Дворец Шварценберг-Лобковиц (сейчас там Военно-исторический музей)
- Злата Улочка, где, как гласит легенда, жили алхимики, занимавшиеся поисками философского камня
- А за примерами итальянского ренессанса в Чехии нужно заглянуть в Королевский сад.
Экскурсия по Пражскому Граду и собору Святого Вита
Осмотреть собор можно и самостоятельно, и в составе экскурсии. В соборе Святого Вита и внутри, и снаружи много деталей, мозаик, витражей, скульптурных портретов.
В архитектуре один стиль вплетается в другой. Если вы любите все эти тонкости и хотите узнать побольше, то, конечно, стоит взять экскурсовода.
Тем более, что гулять вы будете не только по собору, но и по всему Пражскому граду.
Русскоязычного гида и экскурсию можно заказать здесь.
Как добраться до собора
Как бы вы ни путешествовали, самостоятельно или с экскурсоводом, добраться до собора проще простого. Его видно практически из каждой точки города.
Адрес: Hrad III. nádvoří, 119 00 Praha, третий двор Пражского града
Сколько стоит билет
Вход в собор бесплатный. Но для того, чтобы осмотреть внутренние помещения нужно приобрести билет.
- Цена билета
- Обычный – 350 крон
- Скидки предоставляются людям старше 65 лет, школьникам и студентам не старше 26 лет. Для детей до шести лет вход бесплатный.
Часы работы
С ноября по март кафедральный собор открыт
- с понедельника по субботу: с 9.00 до 16.00
- в воскресенье: с 12.00 до 16.00
С апреля по октябрь храм открыт на час дольше.
Обычно, перед входом в собор бывает очередь, но проходит она минут за 20.
Путешествуйте легко и с удовольствием. А еще подписывайтесь на наш блог.
До встречи!
Этапы строительства
Первая церковь на том месте, где сейчас находится храм, была построена , чешским князем святым Вацлавом еще в 925 году.
Позже она была разрушена, а ее место занял коронационный костел Пржемысловичей.
Строительство самого храма Святого Вита началось в 1344 году 21 ноября.
Тогдашний король Чехии Карл Люксембургским хотел, чтобы величественное сооружение служило одновременно усыпальницей, сокровищницей и залом для коронаций.
Первым архитектором, к которому попал план столь масштабного и серьёзного дела, стал француз Маттиас. По его задумке стиль французской готики должен был стать ключевым в архитектурном решении здания. Но затянувшееся строительство и ранняя кончина мастера изменили планы.
В окнах башен и розетке собора отражается небо. Западный портал
После смерти Маттиаса дело строительства храма перешло к Петеру Парлержу — молодому, теперь уже, немецкому архитектору.
Сначала он работал в том же направлении, что его предшественник. Но постепенно перешел к реализации собственных задумок. А так как Петер был и прекрасным скульптором, он украсил здание многочисленными бюстами и карнизами.
Гаргулья
Закончить свою работу он также не успел. Это сделали сыновья Петера – Вензель и Ян. Их сменил архитектор Петрилк, автор огромной башни собора и его южного крыла.
В 1419 году строительство здания было приостановлено по причине войны. Тогда же сильно пострадали скульптуры и картины, украшавшие собор.
В XV веке были попытки закончить строительство, но они ни к чему не привели из-за нехватки средств.
Проект окончания строительства был представлен в 1844 году.
За его воплощение взялся Йозеф Кранер, заслугой которого стало восстановление интерьера храма.
Закончил реконструкцию уже другой специалист — Йосеф Моцкер. Ему удалось добиться самого главного – гармонии сложной композиции, где органически сплеталось множество стилей.
Золотые ворота. Южный портал
Это масштабное строительство было полностью завершено в 1929 году, после шести столетий кропотливых работ множества первоклассных мастеров.
Ренессанс и барокко
На протяжении большей части следующих столетий собор простоял лишь наполовину. Он был пристроен к большой башне и трансепту, который был закрыт временной стеной. На месте строящегося трехнефного нефа стояло сооружение с деревянной крышей, и службы там проводились отдельно от интерьера хора. Несколько попыток продолжить работы над собором в большинстве своем не увенчались успехом. Во второй половине 15 века король Владислав Ягеллон поручил великому архитектору эпохи Возрождения-готики Бенедикту Риду продолжить работы над собором, но почти сразу после начала работы они были прерваны из-за нехватки средств. Более поздние попытки достроить собор только привнесли в готическое здание элементы ренессанса и барокко , в первую очередь явно отличающийся от барокко шпиль южной башни Николауса Пакасси ( 1753–1775 ) и большой орган в северном крыле трансепта.
Южная дверь и башня, включая шпиль
Южный фасад
Южный фасад базилики имеет помпезный и великолепный вид. Он украшен массивными стрельчатыми окнами, декорированными витиеватыми решётками, резными каменным орнаментами и выступающими вертикальными рёбрами с небольшими пирамидальными столбами. В нижнем ярусе расположены главные ворота, которые состоят из трёх арок.
Доминантным сооружением этой части базилики является часовая башня, увенчанная барочным куполом. Её высота достигает 96 метров. Позолоченный часовой механизм имеет два циферблата, расположенные друг над другом и разделённые арочными окнами. В башне установлены четыре колокола, один из которых самый большой весит 18 тонн. Узкая средневековая винтовая лестница, состоящая из 287 ступеней, ведёт к смотровой площадке, откуда открывается потрясающий вид на весь город.