Елоховский собор
Содержание:
- Гостиницы около Елоховского собора
- Пожары
- Полезная информация для туристов
- Деятельность Богоявленского Елоховского собора
- Интерьеры и святыни
- Историческая справка
- Архитектурные особенности собора
- Знакомство с храмом
- История собора
- История Елоховского кафедрального собора
- Известные служители собора и члены причта
- История[править]
- Архитектурный ансамбль Богоявленского собора, фрески
- Собор в наши дни
Гостиницы около Елоховского собора
Гостиница Мандарин Москва
Удалённость отеля: 0.6 км
Как добраться от гостиницы Мандарин Москва до Елоховского собора
Гостиница Мандарин находится в пешей доступности от Елоховского собора. И добраться от отеля до храма очень просто: для этого достаточно свернуть с Ольховской улицы на Нижнюю Красносельскую улицу и идти вдоль неё в сторону увеличения нумерации домов, пока не окажетесь рядом с Богоявленским собором. Весь маршрут займёт не более 10 минут.Подробная информация о гостинице и цены >>
Гостиница Юджин
Удалённость отеля: 0.6 км
Как добраться от гостиницы Юджин до Елоховского собора
Чтобы добраться от гостиницы Юджин до Елоховского собора, придётся пройти пешком около 10 минут. Маршрут движения простой: улица Фридриха Энгелся – Ладожская улица – Бауманская улица до станции метро Бауманская. От станции метро Бауманская следует воспользоваться переходом к храму по закрытой галерее, которая уже не раз упоминалась в описании выше.Подробная информация о гостинице и цены >>
Гостиница Лефортово
Удалённость отеля: 2.0 км
Как добраться от гостиницы Лефортово до Елоховского собора
Гостиница Лефортово относительно Елоховского собора находится на достаточном удалении. Однако большим подспорьем на пути в храм для постояльцев отеля Лефортово является трамвай. Рядом с гостиницей на Красноказарменной улице находится остановка общественного транспорта, на которой останавливаются:
- автобус: 425
- трамвай: 37, 45, 50
На любом из перечисленных маршрутных транспортных средств можно доехать до остановки «Метро Бауманская». От которой, как Вы уже знаете, можно за несколько минут по крытой галерее дойти прямо до храма. Весь описанный путь займёт около 20 минут.Подробная информация о гостинице и цены >>
Пожары
Во времена основания обители деревянной была практически вся Москва. Богоявленский монастырь тоже первоначально строился из бревна. И, конечно же, в скором времени, во время одного из посадских пожаров, обитель сгорела. Когда именно это случилось, неизвестно. Первые годы жизни монастыря вообще окутаны для историков тайной. Однако имеются сведения о том, что в 1340 г. сын князя Даниила, Иван Калита, заложил на территории обители первый каменный храм — однокупольную Богоявленскую церковь на четырех столпах и высоком фундаменте. Таким образом, этот собор стал первым каменным сооружением, возведенным за пределами Кремля.
Во второй раз от пожара Богоявленский монастырь пострадал в 1547 г. Случилась эта беда через полгода после венчания на царство И. Грозного. Во времена правления последнего монастырь, как и вся Русь, переживал не лучшие времена. В стенах обители содержались многие опальные бояре, князья и священнослужители. В частности, именно сюда был заточен митрополит Филипп, публично осудивший царя за организацию опричнины.
Случались пожары в монастыре и в последующие годы — в 1551, 1687, 1737 гг. Во времена Смуты обитель полностью разграбили и сожгли поляки (1612 г.). На этот раз отстраивать монастырь пришлось уже царям из династии Романовых. Впоследствии о Богоявленской обители очень заботился патриарх Филарет.
Еще одним пожаром, уничтожившим монастырь, стал московский 1686 г. Восстанавливала обитель на этот раз мать Петра Первого Наталья Нарышкина. Для нового Богоявленского собора было выбрано одно из модных тогда архитектурных направлений барокко. Ныне этот стиль называется нарышкинским.
Полезная информация для туристов
Собор в Елохове – действующий православный храм, который играет огромную роль в духовной жизни россиян. Многие москвичи, и даже те, кто живет далеко от Басманного района, с почитанием относятся к старому храму. При соборе открыта воскресная школа для детей и взрослых.
Церковные службы проходят каждый день. Ранняя литургия начинается в 6:30, поздняя – в 8:00 или 9:30, вечерня и всенощное бдение – в 17:00. Полное расписание богослужений можно найти на официальном сайте собора.
Внутренне убранство Елоховского собора
На одной из стен закреплена мемориальная доска, которая напоминает о крещении под сводами собора Александра Сергеевича Пушкина.
Деятельность Богоявленского Елоховского собора
Храм открыт для верующих ежедневно. Его адрес: г. Москва, ул. Спартаковская, дом 15. Начало Литургии — в 8 часов, затем происходит молебен и освящение воды. Вечерняя служба начинается в 17-00 зимой и в 18-00 летом. По воскресеньям и праздничным дням литургия проводится два раза в день: в 6-30 и в 9-30. Вечерняя служба происходит перед святынями собора. Во вторник — иконой Божией Матери «Взыскание погибших», в пятницу — образом Божией Матери «Казанской», в среду — чудотворным образом свт. Николая, а в воскресенье — ракой с мощами чудотворца Алексия. Службы проходят с особым церковным песнопением — акафистом.
Окрестить ребенка (или взрослого) можно ежедневно: по будням в 11-00 и в 15-00, а в субботу и воскресенье — в 9-00, 12-00 и 15-00. Обряд венчания, в котором принимает участие церковный хор, происходит в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. Атрибутика, необходимая для проведения таинств, такая же, как и в других храмах. При соборе действует бесплатная воскресная школа для детей. Она находится по адресу: г. Москва, Елоховский проезд, дом 15. Помимо просветительской работы и преподавания основ вероучения, здесь обучают церковному песнопению. Заведение содействует подготовке слушателей к поступлению в духовные учебные заведения.
Интерьеры и святыни
Благодаря 12 арочным окнам и двойным рядам проемов в стенах, в Елоховском соборе светло, а его интерьеры выглядят очень празднично. Купол украшают росписи на тему Новозаветной Троицы, а своды – лики четырех евангелистов и сцены из Евангелия. Красивыми фресками на библейские темы оформлена западная стена храма. В большом алтаре находятся росписи, которые выполнил Афанасий Куликов. Масляную живопись можно увидеть и на сводах трапезной.
В храме хранится почитаемая верующими икона Казанской Божией Матери XVII века и рака из металлического сплава, в которой лежат мощи Митрополита московского святителя Алексия. В одном из приделов находится беломраморное надгробие, изготовленное по проекту академика Алексея Викторовича Щусева, над могилой Патриарха Сергия. С южной и северной стороны красуются необычные хоругвии, которые Елоховский храм заказал в 1896 году в честь коронации российского императора Николая II.
Гордость и главное украшение собора – уникальный шестиярусный иконостас высотой 18 м, выполненный в неовизантийском стиле в середине XIX столетия. Затейливая деревянная резьба покрыта позолотой и смотрится очень эффектно. Роскошный иконостас вмещает 65 икон. Самые старые из них были написаны в XVII-XVIII веках. Собор славится богатой ризницей, где хранятся серебряные напрестольные кресты, Евангелия со старинными гравюрами, старые церковные книги и драгоценные богослужебные облачения.
Историческая справка
Богатую историю скрывают под собой стены немолодого храма. В ней были и взлеты, и падения, и даже полное разрушение.
Возникновение названия собора
Согласно преданиям, на территории села Елох увидел мир новорожденный, ставший впоследствии юродивым Василием Блаженным. Возможно, храм создавался на честь явления Богородицы или чудес Господних, являемых через этого святого мужа.
Основание и строительство
Впервые о церкви в селе упоминание появилось в 1698 году, о чем гласила запись, сделанная 24 августа того года в книгах Патриаршего Казенного приказа. Со временем храм из простой древесины обветшал, что привело к необходимости создания каменного здания.
Строительство заняло несколько лет. Первый камень был заложен в 1717 году, но воздвигнуть строение удалось лишь в 1722 году. Так началась история каменного собора Богоявления в неприметном, маленьком селе возле столицы огромной страны.
Реставрации и расширения
Начало реставрации храма, а также его расширение пришлось на 1790-1792 г. В эти месяцы была осуществлена стройка вокруг храма, перестраивались трапезная и приделы, посвященные Благовещению, а также Николаю Святителю. Тогда же подверглась изменениями и колокольня. В стенах храма в 1799 году обрел свое имя во Христе и великий русский писатель А. С. Пушкин.
Время шло, столица росла, и на храм обратили внимание власть имущие. Решено было старую церковь перестроить заново
К вопросу о новом воплощении храма приобщился и известный архитектор Е.Д. Тюрин. Он и создал новый проект пятикупольного собора.
На воздвижение нового храмового здания необходимо было потратить 200 тысяч рублей, что по тем временам было просто неимоверной суммой. Треть ее взял на свои плечи известный меценат Щапов. Эта личность была известна в стране благодаря щедрым пожертвованиям на многие храмы. Купец второй гильдии, он занимал место ктитора с 1850 года и до самой кончины в 1864 году.
Старое здание разобрали в 1837 году, очистив место для нового здания. Быстро вознеслись в небеса 5 новых куполов. Уже в 1845-ом под сводами снова зазвучали первые песнопения.
Освящать храм прибыл Филарет (Дроздов), состоявший на то время в сане Митрополита Московского и Коломенского. Уже тогда, 18 октября 1853 года, он восхищался зданием, отмечая его размер, красоту и изящество, несмотря на то, что этот собор был всего-навсего небольшим окраинным приходом, приютившимся на восточных землях столицы.
Внешний вид и внутреннее убранство храма не раз еще подвергались переделкам. К тому же, многие события оставили свой след как на самом здании, так и на духовной его составляющей:
Архитектор П. П. Зыков (2-й) руководил созданием новой трапезной в 1889 г.
Праздник Сретение в 1925 году ознаменовался прибытием патриарха Тихона. Он сам совершил литургию и благословил прихожан.
К 1929 году живопись куполов состарилась и требовала основательного обновления. Реставрацией ее занялся архитектор И. С. Кузнецов.
С 1938 года стал кафедральным столичным собором, поскольку собор Богоявления, располагающийся в Дорогомилове, был закрыт 2 июля того года.
Храм несколько раз пытались закрыть, но постоянно что-то мешало. Так, даже после воскресной литургии 22 июня 1942 года сделать этого не удалось, поскольку всех огорошила новость о том, что фашистские войска начали военные действия против страны.
Резкое изменение статуса настигло собор в холодные февральские дни 1945 года. 25 февраля он был признан Патриаршим собором. Основной кафедрой, где постоянно проводили священнодействия Патриархи Московские и всея Руси, собор оставался несколько десятилетий. Потом, в 1991 году, передал он этот статус обратно кремлевскому Успенскому собору.
В 1945 году под сень собора из Кремля перенесли мощи митрополита Московского святителя Алексия.
В 70-е – 90-е годы ХХ века, когда ктиторство было возложено на Н. С. Капчука, было проведено ряд реставрационных работ и изменений. В те дни все купола были покрыты свежей позолотой, алтарь расширили, были созданы новые пристройки во дворе храма. Кроме того, в здании были установлены лифты и пробиты новые проходы. Это значительно исказило внешний вид храма с северной стороны.
Архитектурные особенности собора
Величественное здание Елоховского собора — прекрасный образец позднего русского ампира. Четверик на высоком подклетье завершают пять элегантных глав, а массивная ротонда в центре напоминает римский собор Святого Петра. Купола с золотыми крестами поднимаются на 56 м и хорошо видны с окрестных улиц. Просторная церковь площадью более 1100 кв. м может вместить до 3000 человек.
Старейшие части собора – трапезная и нижняя часть колокольни были построены в конце XVIII – начале XIX веков. Трехъярусная колокольня возвышается на 65 м и имеет 17 колоколов. Самый крупный был изготовлен в 1900 году. Общий вес церковных колоколов превышает 6,8 тонн.
Фасады храма богато декорированы карнизами, нишами, наличниками и фронтончиками. Затейливая отделка делает здание очень нарядным и легким.
Вход в Елоховский собор
Знакомство с храмом
Елоховская церковь притягивает взгляд и погружает в светлые мысли. Талантливый архитектор построил в Елохове Богоявленский собор в стиле классицизма с элементами ампира и эклектики.
Архитектура собора
Колонны и лепнина, позолота и высокие сводчатые окна, разнообразные объемы и строгие вертикальные линии гладких стен – все характерные признаки стилей воплощены при создании храма Богоявления.
Богоявленский собор – поднятый на высокий подклет четверик (четырехугольное сооружение), завершенный монументальным пятиглавием высотой 56 метров, площадью 1164 кв.м и вместимостью 3000 человек.
Главный купол пирамидальной формы установлен на мощной световой ротонде с фонариком (вид круглого сооружения, окруженного колоннами и увенчанного куполом). Ротонда украшена сдвоенными колоннами и большими проемами сводчатых окон с мелкими переплетами. Легкое и воздушное сооружение словно парит в ясном небе. По бокам – четыре подобных купола с цилиндрическими барабанами.
Гладь фасадов контрастирует с пышными сдвоенными колоннадами и портиками, украшенными пилястрами. С северной и западной сторон Елоховский храм опоясывают широкие галереи. Южный фасад разделен на три прясла широкими лопатками. Северная сторона оформлена карнизами и нишами. Окна обрамляют наличники с парными треугольными фронтончиками.
Внутреннее убранство
Вход в Богоявленский собор через просторный притвор колокольни ведет в широкую трапезную с низкими сводами, соединенную проходом с основным храмом. Собор освещается 12 арочными окнами подкупольного барабана и двойным рядом проемов в стенах.
Центральный купол ротонды украшает композиция «Новозаветная Троица» с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей, ангелами и серафимами. По кругу барабана – образы русских святых, 12 угодников Божиих. На сводах – святые евангелисты: Матфей и Марк, Иоанн и Лука, а также сюжеты из Нового Завета.
Величественная ротонда, которая опирается на гигантские арки, целиком покрывает храмовое пространство. Тяжесть Богоявленского собора принимают на себя четыре мощных столпа, поддерживающие арки.
На западной стене собора – две композиции: «Бесплодная смоковница» и «Брачный пир», над ними – изображения «Спаситель» и «Господь Саваоф».
Главный алтарь православного собора в Елохове посвящен Святому Богоявлению, Крещению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В храме два придела – святителя Николая Чудотворца и Благовещения Пресвятой Богородицы. В главном алтаре – настенные росписи: «Сошествие Святого духа на апостолов», «Рождество Христово», «Снятие с креста».
18-метровый пятиярусный иконостас, выполненный в традиции русской резьбы и украшенный позолоченным растительным орнаментом, вмещает 65 икон. Царские врата украшены медальонами с изображением Божьей Матери, архангела Гавриила и евангелистов.
В местном ряду – образы «Спас Нерукотворный», «Похвала Пресвятой Богородицы» и «Спаситель, Святое Богоявление Крещение Господне» в серебряных окладах.
Колокольня
Колокольня собора – удивительной красоты вертикальное сооружение высотой 65 метров, состоящее из поставленных друг на друга уменьшающихся вытянутых четвериков. Их стены прорезаны широкими сквозными арками.
Последний регистр колокольни венчает легкая золоченая маковка с крестом. Белый архитектурный декор сооружения усиливает впечатление воздушности и невесомости. Стройная колокольня полностью гармонирует с храмом.
17 колоколов Богоявленского собора массой 6800 кг звонили даже в самые тяжелые для церкви годы. Самый большой из колоколов отлит в 1900 году на московском заводе Самгина.
Церковь официально не закрывали, а при запрете советской власти на колокольный звон в алтаре собора оборудовали небольшую звонницу. В 80-е годы прошлого века звонарей Елоховского собора пытались заменить «звонарной машиной», но автомат постоянно ломался, и тогда на колокольню вернулись люди.
История собора
Московский Собор Богоявления в Елохове имеет богатую историю. Маленькая деревянная церковь силами и любовью прихожан превратилась в красивый и величественный собор. Первые сведения о ней датированы 1694 г., до этого момента о ней ничего не известно, но считается, что на паперти Елоховской церкви был рожден в 1469 г. Василий Блаженный, известный юродивый.
Приход для небольшой молельни был довольно обширен и постоянно расширялся. В 1720 г. деревянную постройку с приделом почтения Благовещения, по указу прихожанина Петра I, снесли и построили на ее месте церковь из камня. Средства на ее строительство пожертвовала дочь Иоанна V. Некоторые свидетельства утверждают, что кирпич для нее выделил Петр I.
В середине 1731 г. состоялось освящение патриархом, а в конце 80-х гг. она подверглась глобальной реконструкции. В начале 1792 г. появился еще Никольский придел. Деньги выделили прихожане. В 1812 г. почти весь приход сгорел при пожаре, но церковь не пострадала. Ее разграбили. На пожертвования воссоздали ее внутренний вид, жилье восстановили.
В1837 г. собор снова перестраивали, а в 1845 г. он подвергся реконструкции, после которой полностью изменил свой внешний вид. Только 1 уровень колокольни и трапезная сохранили прежний облик. В военные годы на колокольне храма стояли войска противовоздушной обороны. Митрополит Сергий прямо на молебне призвал неравнодушных людей защищать Отечество.
Верующие и духовные лица внесли собранные средства в оборонный фонд. А в 1942 г. в его стенах была проведена Пасхальная служба, несмотря на осадное положение, куда пришло 6500 верующих. Елоховский Богоявленский собор в Москве многократно пытались закрыть с 1934 г., но он выстоял под напором религиозных прихожан.
Елоховский Богоявленский Собор: тогда и сейчас.
С 1970-х гг. непрерывно ведутся реставрационные работы: расширялось помещение, восстанавливалось и дополнялось убранство, лепнина, настенная живопись. Современный величавый вид храма – результат этих усилий. В нем хранятся исключительные реликвии и люди тянутся к ним, чтобы преклонить колени.
История Елоховского кафедрального собора
Елохово — историческое название местности, примыкавшей к Немецкой слободе. Находится в районе площадей Елоховской и Разгуляй, улиц Спартаковской и Старой Басманной.
Да-да… Возможно вы этого не знали, но второе название Елоховского Кафедрального Богоявленского собора — Елоховской церкви, происходит от слова елоха, от есть ольха…
По распространённой версии на месте нынешних улиц Басманных и Спартаковской в 14 веке рос ольховый лес,а рядом с ним появилась деревня Елох.Кстати,считается,что именно здесь в 1469 году родился знаменитый юродивый Василий Блаженный.В конце 17 века в деревеньке выросла церковь,сначала деревянная,а позже каменная.По преданию кирпич на строительство храма пожаловал сам Пётр 1.Со временем церковь стала мала,её разобрали,а на её месте в 1837 году возвели новую.
Елоховский собор-особый храм.Он не прекращал действовать даже после Октябрьской революции при советской власти,несмотря на то, что в 1935 году Бауманский райсовет постановил открыть в здании собора кинотеатр, а в 1936 г. здание предполагалось снести «в связи с реконструкцией Елоховской площади».К счастью этого не произошло,и более того в 30-е годы сюда была перенесена кафедра митрополита Сергия (Страгородского), ставшего впоследствии патриархом.Долгие годы Елоховская церковь оставалась главным храмом Москвы.
Для нас она,конечно,интересна ещё и тем,что в 1799 в метрической книге храма появилась запись: «“Мая 27. Во дворе колежскаго регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца его Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр крещен июня 8 дня восприемник Граф Артемий Иванович Воронцов кума мать означенного Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина”. Дом на пересечении Малой Почтовой улицы и Госпитального переулка,где родился поэт,к сожалению,не сохранился.Зато совсем рядом с Елоховским собором на Старой Басманной улице сохранился дом его дяди-поэта Василия Львовича Пушкина,у которого Александр Сергеевич бывал…(думаю,придёт время рассказать и о постройках Старой Басманной улицы)…
На этом фото первый дом справа именно дом В.Л.Пушкина.
Ну а в этой публикации мне хотелось бы показать вам фото Елоховского храма разных лет и немножко рассказать о том,каким он видится мне сегодня.
Я хожу мимо этого храма несколько раз в неделю,и каждый раз,проходя мимо него,я думаю о том,какое впечатление он должен был производить своим величием на прихожан 19 века.Ведь это даже по современным меркам огромное и очень высокое здание.А как оно выглядело на фоне относительно невысоких построек бывших Немецкой и Капитанской слобод…
Сейчас храм окружают и современные строения.И очень интересна эта перекличка эпох.
А ещё я всегда любуюсь золотыми куполами храма на всегда необыкновенном небе…
А рядом в сквере цветут каштаны,сирень.липы…К сожалению,никакие фотографии не способны передать благоухание цветущего сада после дождя…
Но больше всего мне нравится проходить здесь зимними вечерами…Возвращаюсь с работы я довольно поздно,когда на улице зимой почти нет пешеходов.Да и машин уже мало.И только тихо падает снег в свете фонарей…И площадь перед Собором такая уютная и родная…
И ещё несколько фотографий разных лет…
Надеюсь,вам было интересно.Спасибо.
Известные служители собора и члены причта
протоиерей Николай Степанюк (1940—2019)
|
Алексей Протопопов (1903—1907, в 1902—1903 годах — псаломщик) |
История[править]
В XIV-XVII веках здесь располагалось сельцо Елох. «Елох», «елоха», по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место.
Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный.
Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского «басман» — дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел.
А Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712-1731 гг. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году.
В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.
Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт. Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску. Современный исследователь истории старой Москвы С.Романюк установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.
Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин, прославившийся строительством домовой церкви св. Татьяны Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.
И в октябре 1853 года обновленный, красивый, величественный Богоявленский собор был освящен.
После революции этот храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон.
А в феврале 1935 года Бауманский райсовет, ссылаясь на «наказы избирателей», постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров города. К счастью, этому решению не суждено было сбыться. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 года стал Патриархом. После кончины в 1944 году он был погребен в северном Никольском приделе собора.
В Богоявленском соборе на клиросе с юга от Царских врат главного престола покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского.
Как известно, после смерти святителя похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре, где его св. мощи почивали до самой революции. И в 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в закрытый Архангельский собор Кремля, а в 1947 году по просьбе Патриарха Алексия I (Симанского) и с личного разрешения Сталина были отданы вновь Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.
Богоявленский собор особенно подвергся оскорблениям и нападкам со стороны «воинствующих атеистов» в период хрущевских гонений на Церковь. Однажды во время всенощного бдения под Вербное воскресенье в храм ворвался неизвестный и ударил совершавшего богослужение Патриарха Алексия. В другой раз крестный ход, также возглавляемый Патриархом, встретила пьяная толпа с гитарами и непристойными песнями, которыми она пыталась заглушить церковное пение. В верующих полетели камни, и одним из них была серьезно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовавшая на крестном ходе.
Когда в начале 1992 года Успенский собор Московского Кремля стал Патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.
Архитектурный ансамбль Богоявленского собора, фрески
Архитектурный соборный комплекс состоит из здания церкви, трапезной, соединенной с ним проходом, и колокольни.
В Богоявленской церкви 3 престола, благодаря чему можно провести 3 литургии одним днем:
- Главный престол – в честь Богоявления.
- Престол в приделе Благовещения, созданным в 1720 г. при строительстве каменной церкви.
- Престол в приделе Николая Чудотворца, появившемся в 1792 г., после перестройки здания.
Собор украшен множеством фресок. Все расходы оплачены прихожанскими пожертвованиями. Стены главного алтаря расписаны живописцем Куликовым. Перекрытия трапезной декорируют евангельские рисунки маслом. Южный фронтон колокольни украшен фреской на тему явления ангела святой Деве Марии. На барабане центрального купола, с северной стороны, разместилась «Тайная вечеря».
А на южном фронтоне собора изображены Лука и Иисус в момент встречи с воскресшим Иешуа. Вход в храм покрыт фреской «Сошествие Духа Святаго». На южной стене Благовещенского придела изображен князь Владимир с княгиней Ольгой. Придел Николая Чудотворца имеет пристроенную к нему часовню.
Собор в наши дни
Церковная жизнь здесь всегда была активной, даже в тяжелые времена гонений и притеснений. В 1925 году на Сретение Господне по разрешению советских руководителей патриарх Тихон провел праздничную литургию. Здание в 1926 году получило статус “памятник церковного зодчества” I категории. Возможно, поэтому его не разрушили и не устроили кинотеатр или склад.
Новое правительство не закрыло центр московсковского православия ни в начале своего правления, ни в последующие годы, но над служителями и верующими всегда висела эта угроза. Первое постановление о закрытии утвердили весной 1930 года. 5 тысяч прихожан подписали письмо властям с просьбой об отмене подобного решения, и просьба, как ни странно, была удовлетворена.
В 1935 году здание решили переоборудовать и устроить кинотеатр, но этот план также не осуществился. Последний раз закрытие было запланировано на 22 июня 1941 года. В этот день, как известно, началась война с фашистской Германией, которая помешала претворить в жизнь решение властей. Митрополит Сергий сразу после объявления войны обратился к прихожанам с призывом идти на защиту Отечества от захватчиков.
По инициативе церковных служителей был организован сбор средств для обороны страны. Подал пример митрополит – отдал богато украшенные драгоценными камнями крест с клобука и наперсный, пожертвовав их на нужды государства в тяжелое военное время. Несмотря на попытки властей закрыть культовое строение, постоянные притеснения и гонения, церковные служители на протяжении четырех лет войны помогали своей стране, собрав более 835000 рублей на оборону и приобретя более чем на 500000 рублей подарки бойцам Красной Армии.
Весной 1942 года с разрешения властей была проведена служба на Святую Пасху, посетили его более 6500 верующих. С 1943 года в сан патриарха Московского и всея Руси был возведен митрополит Сергий. В 1945 году кафедра перешла к Алексию I, который указом присвоил Богоявленской церкви статус Патриаршего (сохранялся до 1991 года). Во время Патриаршества проводили важные для РПЦ мероприятия – интронизацию митрополитов, перенесение из Успенского собора в 1947 году мощей святителя Алексия и другие.
С божественной литургии, совершенной в храме в 1988 году, начались праздничные мероприятия по празднованию тысячелетия крещения Руси. Для поклонения часто выставлялись православные святыни – мощи Серафима Саровского, глава Пантелеймона-целителя, “Владимирская” икона Божьей Матери. В 1991 году храму присвоен статус кафедрального, в 1992 – установлена памятная доска поэту А.С. Пушкину, которого крестили здесь.
В 1990 году провели значительную реставрацию, благоустроили внутреннюю территорию, в ближайших домах (после расселения жителей) разместили различные хозяйственные службы. Здесь покоится прах Патриарха Алексия II, похороненный здесь в 2008 году. Сегодня в соборе совершаются ежедневные службы, воскресные и праздничные богослужения, работает воскресная школа, класс церковного пения.