Тынский храм в праге

Интерьеры Пизанского собора

Собор светлый и высокий. Центральное пространство разделено рядами колонн на пять нефов.

Колонны из серого гранита по обеим сторонам главного нефа некогда стояли в мечети в Палермо.

Пол украшен рисунками в технике «космати» (середина 12 века)

Кессонированный позолоченный потолок.

В апсиде – мозаичное изображение Христа с Девой Марией и Иоанном Богословом. Мозаика уцелела во время пожара. В ее создании принимал участие Чимабуэ в 1302 году (лицо Иоанна).

Ангел со свечой

С левой стороны — великолепная кафедра, созданная Джованни Пизано в 1302-1310 годах. Ее, к счастью, тоже пощадил пожар. Кафедра стоит на 8-ми колоннах. Ее барельефы изображают эпизоды из жизни Христа и Богоматери. Эпизоды отделены друг от друга фигурами пророков и сивилл.

Купол

Наверху вдоль центрального нефа тянется женская галерея. На фресках в верхней части собора изображены сцены из Ветхого завета.

На незанятых иной красотой поверхностях полосы темного мрамора чередуются со светлыми. Этот прием пизанцы подсмотрели в арабских мечетях. Чередованием темных и светлых полос достигался эффект приумножения пространства (достаточно вспомнить мечеть в Кордове). Впоследствии этот прием был взят на вооружении во всей Тоскане.

Трансепт разделен на три нефа.

Одна из самых ценных икон Пизанского собора — Мадонна di sotto gli organi 13 века («Мадонна под органами»)

Рассмотрев Пизанский собор во всех деталях, оглянитесь на выходе.

Посмотрите на напряженный ритм арок над апсидой. Кажется, что они вот-вот разомкнутся.

А как притягивает взор дверка над верхней аркой!

Надеюсь, Пизанский собор произвел на вас впечатление. Венецианцев все же они не перещеголяли, но, определенно, создали шедевр. Впрочем, если меряться площадями, то пизанская Пьяцца деи Мираколи выступает против венецианской Пьяцца Сан-Марко на равных.

А у нас на очереди следующий объект Площади Чудес – Баптистерий.

Промокод от ТравелатаAF300putevyeAF500putevyeСвои путешествия я организую с помощью этих сайтов:

  • авиабилеты — Aviasales
  • отели — Booking и Hotellook
  • туристическая страховка — Cherehapa
  • такси/трансфер — KiwiTaxi или intui.travel
  • прокат авто — Myrentacar, Economybookings и Rentalcars
  • экскурсии — Tripster и Sputnik

Тынский храм или Храм Девы Марии перед Тыном

Týnský chrám (Kostel Panny Marie před Týnem)

Из многих достопримечательностей Праги храм Девы Марии перед Тыном является наиболее значимым и неповторимым. Он представляет собой действующий костел, возведенный в готическом стиле с элементами барокко известнейшим немецким архитектором и скульптором П.Парлером. Прежде всего, Тынский храм – это выдающееся строение чешской столицы, с возвышающимися башнями над яркими крышами построек Староместской площади.

История и архитектура

Строительство костела начали в 1339 году XIV века, а завершили лишь в 1551 году XVI века. Уже в первой половине XV века костел стал главным гуситским храмом, архиепископом которого стал Ян Рокицаны. Несмотря на то, что он горел в 1679 году, ему удалось сохранить свою величественность и прибрести уникальность. Ведь известно, что именно после пожара главный неф стал намного ниже и в XVII веке на месте готических башен, уничтоженных пожаром, были восстановлены башни барочного стиля, а их высота достигает 80 метров. Если внимательно на них посмотреть, то становится видно, что ширина башен абсолютно разная.

На сегодняшний день костел представляет собой базилику с западными башнями и тремя хорами. Общая длина храма составляет 52 метра, 28 метров – ширина, высота башен – 70 метров, а средних боковых нефов – 44 и 24 метра.

Взгляд на храм изнутри

Внутри храма находятся:

  • 19 украшенных алтарей;
  • 14 больших полотен, автор которых Ф. Чермак;
  • Две лавочки, исполненные в готическом стиле;
  • Древнейшая оловянная купель 1414 года, на которую нанесены рельефы апостолов;
  • Готическая кафедра, выполненная из камня в XV веке;
  • Статуя Мадонны с младенцем располагается в алтаре правого бокового нефа;
  • Достойны пристального внимания и картины К. Шкреты «Вознесение Девы Марии» и «Троица» на главном алтаре;
  • Работу М. Рейсека 1493 года в виде каменного балдахина невозможно обойти стороной.

Готическая фреска с изображением святого Иеронима со львом XIV века, которая была тщательно спрятана в одном из алтарей храма, а была обнаружена реставраторами лишь в 2000 году.

Настоящая драгоценность среди артефактов в Праге – старый орган Тынского храма. Это творение Мундта, искусного немецкого мастера, датированное 1673 годом. До наших дней в своем первозданном виде он не сохранился, но в Бонне была произведена тонкая работа по реставрации органа. В 2000 году он был возвращен в Прагу.

Ценность храма заключается не только в его уникальности, архитектуре и внутреннем убранстве, но и в 60 захоронениях как великих, так и неизвестных людей, прах и останки которых хранятся с особой бережностью и уважением. Самое известное из них – могила Т. Браге, астролога, служившего у Рудольфа II. Это не единственное интересное захоронение храма. Внутри него находятся могилы епископа Луциана, еврейского мальчика Шимона Абелеса, десятилетнего сына купца, который втайне ходил в монастырь на проповеди, а затем и вовсе крестился. Узнав об этом, отец приказал его долго мучить, а затем убить. Как оказалось после вскрытия могилы юноши, тело было идеально сохранившимся. После этого Шимона торжественно похоронили в костеле как мученика.

Интересные факты и легенды

В начале XV века главная статуя оказалась без золотой чаши, с которой и связана небольшая забавная легенда. Она гласит, что эта чаша стала уютным местом для аистов, которые свили на ней гнездо. Семейству необходимо было кормиться, поэтому аисты поочередно носили в него лягушек, которые иногда выпадали из клюва

И вот однажды, выпавшая лягушка оказалась на голове у некой важной личности, за что она была оскорблена и осмеяна людьми. После этого случая аистов выселили, а чаша была убрана

Возведение Тынского храма сплетено с одним интересным случаем, произошедшим при строительстве кровли. Дерево для нее было позаимствовано для сооружения виселиц, предназначенных для казни большого количества людей на Староместской площади.

Еще одной интересной чертой горожан считается вера в то, что надежный способ избавиться от зубной боли – наступить на могильную плиту. Именно поэтому некоторые из них повреждены.

Время работы

понедельник выходной
вторник 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
среда 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
четверг 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
пятница 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
суббота 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
воскресенье 10:00 — 12:00

Ближайшие концерты:

Тынский храм – уникальное место, мимо которого невозможно пройти.

История храма Девы Марии перед Тыном в Праге

Костел Девы Марии перед Тыном часто называют Тынским храмом. Оба названия произошли от слова «тын», что в период Средневековья означало место, огражденного забором, где селись купцы, прибывшие торговать в город.

Храм строился в течение дух столетий. Строительство началось в 1339 году, а завершено лишь в 1551 году. Интересно, что храм начали перестраивать на базе древнеримской постройки, существовавшей на этом месте. В XV веке собор стал основным гуситским храмом, однако, в XVII веке случился пожар, и гуситские башни были уничтожены. Позже башни были достроены, но присмотритесь к собору внимательнее: одна башня по высоте и ширине превосходит вторую. Говорят, что это было сделано вовсе не из-за небрежности при перестройке, а в силу особенностей готического стиля. Кстати, та башня, что толще получила имя «Адам», а которая тоньше – «Ева». Центральный неф собора был вновь отстроен в стиле барокко.

Впоследствии, храм попал к иезуитам, оставившим свой след на его внешнем облике. Например, они стерли с храма надпись «Правда побеждает», когда-то красовавшуюся на фасаде строения.

Сегодня костел представляет собой величественное сооружение 52 метра в длину и 28 метров в ширину. Это монументальное сооружение является украшением Староместской площади, придавая ей особый средневековый колорит.

В конце прошлого столетия была проведена реставрация внешней стороны храма, а вот внутренняя часть пока отреставрирована не была.

Архитектурные особенности Тынского храма

Собор Девы Марии перед Тыном – трехнефная базилика с башнями на западном фасаде. Знаменитые 80-ти метровые готические башни Тынского храма не симметричны, это можно заметить, если присмотреться повнимательней. Северная башня чуть уже и ниже, ее называют Евой, а южная башня, соответственно, чуть шире и примерно на 1 метр выше – это Адам: такое представление о дуальности мира характерно для готической архитектуры. Обе башни окружены галереей с балюстрадой и увенчаны пирамидальными крышами.

Между башнями на фронтоне расположена раннебарочная позолоченная фигура Девы Марии с младенцем Иисусом на руках. Так было не всегда. В то время, когда Тынский храм был религиозным центром гуситов, фронтон украшали статуя «гуситского короля» Йиржи из Подебрад и огромная золотая чаша – символ гуситов. После поражения гуситов статую короля заменили фигурой Девы Марии, а из золотой чаши изготовили для нее ореол.

Самый красивый вход в Тынский храм, без сомнения – северный портал. Над ним в конце 14 столетия трудились скульпторы мастерской Парлержа. Портал имеет сложную конструкцию с навесами для защиты скульптур, которые считаются шедеврами чешской средневековой культуры и демонстрируют сцены Страстей Христовых: бичевание, терновый венец и распятие. В конце прошлого века все скульптуры заменены копиями, а оригиналы переданы Национальной галерее.

Интерьер храма

Внутри храма находятся:

  • 19 украшенных алтарей;
  • 14 больших полотен, автор которых Ф. Чермак;
  • Две лавочки, исполненные в готическом стиле;
  • Древнейшая оловянная купель 1414 года, на которую нанесены рельефы апостолов;
  • Готическая кафедра, выполненная из камня в XV веке;
  • Статуя Мадонны с младенцем располагается в алтаре правого бокового нефа;
  • Достойны пристального внимания и картины К. Шкреты «Вознесение Девы Марии» и «Троица» на главном алтаре;
  • Работу М. Рейсека 1493 года в виде каменного балдахина невозможно обойти стороной.
  • Готическая фреска с изображением святого Иеронима со львом XIV века, которая была тщательно спрятана в одном из алтарей храма, а была обнаружена реставраторами лишь в 2000 году.

Настоящая драгоценность среди артефактов в Праге – старый орган Тынского храма. Это творение Мундта, искусного немецкого мастера, датированное 1673 годом. До наших дней в своем первозданном виде он не сохранился, но в Бонне была произведена тонкая работа по реставрации органа. В 2000 году он был возвращен в Прагу.

Ценность храма заключается не только в его уникальности, архитектуре и внутреннем убранстве, но и в 60 захоронениях как великих, так и неизвестных людей, прах и останки которых хранятся с особой бережностью и уважением. Самое известное из них – могила Т. Браге, астролога, служившего у Рудольфа II. Это не единственное интересное захоронение храма. Внутри него находятся могилы епископа Луциана, еврейского мальчика Шимона Абелеса, десятилетнего сына купца, который втайне ходил в монастырь на проповеди, а затем и вовсе крестился. Узнав об этом, отец приказал его долго мучить, а затем убить. Как оказалось после вскрытия могилы юноши, тело было идеально сохранившимся. После этого Шимона торжественно похоронили в костеле как мученика.

Это интересно: Мала-Страна

Маршрут № 1. Бродим по центру

Карлов мост

Легендарный Карлов мост в Праге соединяет два района – Старе Место и Малу Страну.

Как добраться до Карлова моста

Живете на левом берегу Влтавы – садитесь на трамвай №№ 1, 8, 18, 20 или 22 до остановки Malostranská. Если вы на правом берегу, езжайте на трамвае №№ 17 или 18 до остановки Staroměstská. А дальше надо просто расслабиться и идти за толпой.

Все эти художники, музыканты и продавцы сувениров могут запросто отвлечь от главного. Но мы-то пришли полюбоваться на скульптуры. Их на мосту 30 штук.

Блогер Reshell, автор reshell.livejournal, знает, как отличить новые статуи от старых:

Карлов мост — настоящий музей под открытым небом. Его украшают скульптуры самых почитаемых в Чехии святых и исторических личностей. Сейчас практически все они заменены на копии, оригиналы хранятся в музеях Праги. Многие скульптуры сделаны из песчаника, довольно хрупкого камня, который темнеет со временем и выкрашивается. Поэтому они регулярно заменяются новыми копиями. Их легко отличить от старых по цвету.

Кстати, любителям нумерологии будет интересно узнать, почему мост заложили именно 9 июля 1357 года в 5 часов 31 минуту. И ни секундой позже! Догадались?

Михаил Шварц

дает подсказку:

Закладка моста происходила в строгом соблюдении астрономии и числового содержания. Архитекторы хотели, чтобы мост служил века. Дата закладки моста – 1357 год 9 июля 5 часов 31 минута. Если поставить числа в ряд, то получается 135797531.

Послушали музыкантов, посчитали статуи, потерли на счастье крест святого Яна Непомуцкого, вот этот:

и можно отправляться дальше.

Староместская площадь

По Карловой улице доходим до Малой площади с красивым старинным колодцем в центре:

От нее дальше по той же улочке добираемся до Староместской площади:

Что у нас тут?

Астрономические часы

Бьют каждые 60 минут. Проходит это вот с таким аншлагом:

Галина и Алла

рассказывают, на что глазеют все эти люди:

Начинают двигаться четыре фигурки, расположенные сбоку от часов. Первая из них — Смерть. Фигурка, в руках которой находится зеркало, – Тщеславие. Жадность сжимает кошелек. Последняя фигурка – турок – символ опасности, на протяжении многих лет исходившей от Османской империи.

Смерть дергает за веревочку и раздаётся звон колокольчика. Смерть смотрит на турка, тот — лишь качает головой. Жадность сжимает покрепче руками кошелек, а Тщеславие любуется на себя в зеркальце.Над астрономическими часами раскрываются окошки, в которых мы видим апостолов. В руках у апостолов предметы. Св. Матфей грозит топором, Пётр сжимает ключ.

Тынский храм

Да, именно его вы столько раз видели на открытках и фотках из Праги.

Открыт с 10:00 до 13:00 и с 15:00 до 17:00 в любой день, кроме понедельника. Можно зайти бесплатно, а можно за пожертвование в 25 крон. Кому как позволит совесть и бюджет.

А сейчас неожиданно история для стоматологов и их пациентов.

С храмом связана такая легенда. Наивные средневековые пражане считали, что наступить на надгробный камень в костеле – это верный способ избавиться от зубной боли. Поэтому многие могильные плиты в Тынском храме не в лучшем виде. Мы надеемся, вы не будете проверять на себе эту сомнительную историю.


Транспорт в Праге: изучаем маршруты и готовим мелочь на проезд.

Вацлавская площадь

От Староместской площади гуляем до Вацлавской площади. Карты обещают, что вы дойдете за 15 минут.

Самая длинная площадь в Праге растянулась на 750 метров в длину.

В центре полюбуйтесь конной скульптурой Святого Вацлава, за его спиной – Национальным театром. На самой площади полно модных бутиков, ресторанов и отелей.

Загляните в пассаж «Люцерн» – найдете ту самую известную статую скульптора-провокатора Давида Черни. Это Святой Вацлав сидит на перевернутом коне.

Оксана Бугаева, автор на сайте shagau, предостерегает:

Не стоит покупать экскурсии «с рук», не советую вам менять деньги в здешних обменниках, да и вообще, Вацлавская площадь, наряду с Карловым мостом и Староместской площадью, это то место, где нужно беречь кошелек и быть начеку, хотя в целом Чехия – одна из самых некриминальных и спокойных стран Европы.

Танцующий дом в Праге

В 20 минутах ходьбы от Вацлавской площади по пути к набережной Влтавы найдете Танцующий дом. «Джинджер и Фред», «Стакан», «Пьяный дом» – как только не изгаляются над его названием горожане.

Идея построить Танцующий дом возникла у чешского президента Вацлава Гавела. В нем хотели разместить художественные галереи и библиотеку, но дальше офисного центра дело не пошло. Пражане, естественно, сначала повозмущались насчет такого эпатажного здания, а потом успокоились, привыкли и возят туристов смотреть на одну из визитных карточек Чехии.

Внешний облик

Костел производит сильное впечатление. Самый знаменитый элемент экстерьера – это, пожалуй, башни. Они на 80 метров возвышаются над фасадом. Стоя на площади, видишь не просто украшение города, а чувствуешь мрачное дыхание средних веков.

Если вы приглядитесь, то заметите, что башни немного разные по величине. Это следствие случившегося в 1679 году пожара. Более того, они еще и несимметричны, что считается одной из черт готической архитектуры.

Интерьер костела

Подстать величественному облику здания и его внутреннее убранство. Зайдя внутрь, вы попадете в просторную и светлую базилику с барочным интерьером.

Здесь девятнадцать богато украшенных алтарей. В одном из них располагается статуя Мадонны с младенцем. А украшением главного алтаря служат картины «Вознесение Девы Марии» и «Троица» мастера К. Шкреты.

Костел уникален, — каждый найдёт здесь что-то интересное для себя.

  • Любителей живописи привлекут четырнадцать картин Чермака.
  • Ценителей необычных предметов мебели – две готические лавочки.
  • Самого пристального внимания заслуживает готическая фреска изображающая Святого Иеронима. И с ней связана интересная история.

До 2000 года о существовании этой фрески XIV столетия никто не догадывался. Была обнаружена специалистами во время последней реставрации. 7 веков она ждала своего нового рождения. Это же вся история Америки плюс ещё 100 лет (!)

Настоящей драгоценностью храма можно назвать старый орган.
Он был создан руками немецкого мастера Мундта в 1673 году. Инструмент не сохранился в своем оригинальном виде, но был искусно отреставрирован специалистами Бонна. Для этого четырёхсотлетнему гиганту пришлось совершить поездку в Германию. В 2000 году орган вернулся домой. Теперь мы можем слушать его голос и представлять, какой эффект производил инструмент на жителей Праги далёких веков.

Орган Тынского храма

  • Большую ценность храму придают и 60 могил, где погребены известные и неизвестные люди, когда-то жившие в Праге.
  • Любителям астрономии будет интересно увидеть могилу Т. Браге, королевского астролога.
  • Кроме всего прочего, здание известно находящейся там купелью 1414 года из олова – самой древней в городе, а также готической каменной кафедрой XV века.

Режим работы

  • среда – с 5.00 до 18.30;
  • четверг – с 10.00, перерыв с 12.00 до 17.00;
  • пятница — на полтора часа меньше, перерыв тоже меньше на два с половиной часа;
  • по субботам, воскресеньям – с 10.00 до полудня.

Официального сайта у этой достопримечательности нет.

Как добраться

  • На метро. Станция зеленой ветки Staroměstská
  • Доехать до Тынского храма можно на трамвае 17, 18, 53. Конечная остановка будет называться Staroměstská.  Дальше идти по улице Kaprova 350 метров и вы на площади. Трамвай №194 останавливается в двух шагах от Староместской площади. Остановка Staroměstské náměstí.

Адрес: Staroměstské náměstí, Praha 1

Тынский храм на карте

Надеемся, что наш рассказ о Тынском храме поможет вам лучше понять и прочувствовать это место. Будем рады, если вы станете подписчиком нашего блога.
До свидания!

История и архитектура

Свое название святилище получило от Тынского постоялого двора — огражденного места, где за забором (тыном) в XIII веке останавливались на ночлег приезжие купцы. Автором проекта стал фламандский архитектор Матье Арасский, создавший собор Святого Вита.

Экстерьер Храма Девы Марии Тынской (Kostel Panny Marie před Týnem) встречает посетителей строгостью готики, характерной для мрачного средневековья, однако стоит зайти внутрь, как все вокруг преображается в величественных тонах ренессанса и раннего барокко. Неординарное слияние стилей смотрится на удивление гармонично, подчеркивая уникальность места.

Собор базируется на фундаменте римской постройки XI века, которую спустя пару веков перекроили в готический костел. Южную башню возвели лишь через 100 лет, в 1511 году, добавив к аналогичной северной башне времен Георгия Подебрадского. Высота каждой конструкции составляет около 80 м.

Зоркий путешественник сразу обратит внимание на разницу в пропорциях башен. Одна, получившая имя «Адам», действительно заметно толще другой, названной «Евой»

Это даже породило миф, что башни небрежно перестроили после пожара 1679 года. В действительности это не так. Огонь на самом деле сильно повредил верхнюю часть базилики, но вот реконструировать здание таким образом решили сознательно, под стать моде. Нарочитая асимметрия присуща барокко, и в данном случае представляет собой дань эстетике, а не курьез зодчества.

На обозрение посетителей представлено обилие артефактов: древнейшая в Праге купель, датируемая 1414 годом, статуя Мадонны с младенцем, полотна Шкреты и Чермака и 19 алтарей, в одном из которых уже в наши дни нашли исторически значимую фреску с изображением св. Иеронима.

Виртуальная экскурсия по Тынскому храму

Любители древностей по достоинству оценят старейший в Праге орган. Он был создан мастером по фамилии Мундт в 1673 году. К началу прошлого века изрядно потрепанный временем гигант был отправлен в Германию на реставрацию, благодаря которой удалось подарить ему вторую жизнь. Теперь инструмент вернулся на родину и вновь поражает прихожан своим звучанием и эффектными габаритами, как и сотни лет назад.

Во время гуситских волнений собор удостоился отдельного витка истории — ему было суждено стать оплотом сторонников Гуса, которые впоследствии оставили храм за собой и назначили своего священника, чьё тело там ныне покоится. На территории находятся еще более полусотни захоронений, разнящихся по исторической значимости. Из самых выдающихся можно выделить Тихо Браге — астронома с мировым именем, епископа Луциана, и еврейского мальчика Шимона, тайком посещавшего христианские проповеди. Узнав, что сын тяготеет к христианству и совершил обряд крещения, отец так рассвирепел, что приказал истязать и убить собственного отпрыска. При вскрытии могилы тело обнаружили нетленным. В этом узрели божественное провидение и перезахоронили ребенка как мученика уже в стенах Тынского костела.

Кстати, раньше считалось, что ходьба по надгробиям устраняет зубную боль, поэтому состояние некоторых плит весьма плачевное.

Не менее занимательный факт связан с бревнами и досками, завезенными для строительства кровли храма. Ко времени подавления гуситского восстания деревянные материалы использовали, мягко говоря, не по назначению — из них мастерили виселицы для казни мятежников, и израсходовали весь запас. Крышу построили лишь несколько десятилетий спустя из дерева, предназначенного для возведения праздничных сооружений по случаю королевской свадьбы. Незадолго до бракосочетания король умер, и заготовленные стройматериалы пустили на кровлю Тынского собора.

Трансляция с веб-камеры с видом на Тынский храм

Виктор Башкир

Меблировка

Готика

Слева — каменный балдакин 1493 года работы Матея Рейсека.

В интерьере сохранилась подлинная средневековая обстановка:

  • Каменный балдакин 1493 года, вероятно, из мастерской Матея Рейсека, который первоначально покрывал гробницу епископа Августина Лучано из Мирандолы . План балдакина — квадрат. Он состоит из четырех каменных полихромных опор среднего размера, которые заканчиваются так называемой аркой ogee . Эти арки дополнены угловыми декоративными башенками и украшены готическим орнаментом. Статуи размещены на каждой опоре примерно во второй трети. Подставки, несущие архитрав, завершаются навершиями. С восточной стороны балдакин украшен картинами Карела Шкрета .
  • Алтарь с центральным изображением крещения Христа был вырезан в горельефе около 1530 года Мастером И.П. (или Монограммистом И.П.), который был активен в кругах придворных покровителей около сегодняшней чешско-германской границы. Изображения жизни Христа, вырезанные на боковых панелях крыльев, демонстрируют влияние гравюр Альбрехта Дюрера.
  • Баптистерий 1414 года (самый старый и самый большой в Праге)
  • Каменная кафедра в нефе
  • Две очень ценные работы так называемого Тынского мастера Голгофы 15 века: Тынская Мадонна и скульптура на Голгофе в конце северного прохода.

    Органы Яна Дж. Мундта

Барокко

Мебель церкви в основном в стиле барокко . Мебель в стиле барокко, сделанная резьбой ранних барокко алтарей, является глаз ловить как ценный орган трубы от Яна Дж Мундта от 1670-1673 , который является одним из трех старейших сохранившихся органов труб в Праге. С 1691 года музыковед Томаш Балтазар Яновка в течение 50 лет работал органистом. Очень ценен и главный алтарь 1649 года с титульной росписью Успения Пресвятой Богородицы. Картина была написана одним из выдающихся чешских художников эпохи барокко Карелом Шкретой , автором нескольких других боковых алтарных полотен. В костеле можно увидеть работы других мастеров барокко: скульпторов Яна Иржи Бендла и Игнаца Франтишека Вайса (алтарные скульптуры), Яна Хайдельбергера (скульптура Святого Франциска де Павла в северном нефе), художников М. Штрассера (Обретение Святого Креста. , перенесенный из главного алтаря), Ян Йиржи Хайнш (картина Святого Иосифа в северном проходе, алтарь Генеалогического древа Иессея), Майкл Вацлав Халбакс (картина Святых Криспина и Криспиниана), Петр Брандл ( прибытие святого Вацлава в Рейхстаг). Со времен эпохи Возрождения и барокко сохранилась исключительно интересная коллекция резных надгробий и эпитафий , в том числе надгробие астронома Тихо Браге 1601 года , расположенное у первой южной колонны нефа .

Общая информация

Тынский храм – это бесподобное строение на Староместской площади в Праге. Это храм с главным приходом в районе Старе-Место. Начало его строительства датируется XIV веком, а окончание — 1511 годом. Тынский храм был не только основным центром духовенства Старого Города, но в XV веке он был костелом гуситов в Праге.

В 11 веке на месте храма стояла романская церковь для иностранных торговцев, приезжавших с товаром во Дворец Тына. В 1256 году эта церковь превратилась в готический костел Богоматери перед Тыном. Строительство современной церкви началось в XIV веке. Строилась она в стиле поздней готики под руководством Матьё Аррасского, а позднее — Петра Парлера. Стиль Парлера можно рассмотреть в кружевах на окнах главного нефа и окне с западной стороны. Готическая архитектура переплетается с декором последующих веков. Основное оформление в стиле барокко.

Вид с Пороховой башни на Тынский храм

В начале 15 века строительство почти закончилось; только не было башен, фронтона и крыши. Церковь находилась под контролем гуситов в течение 2 столетий. В 1427 году викарием церкви был Иоанн Рокикан, впоследствии он стал архиепископом Праги. Крышу закончили в 1450-х годах. А королевская и северная башни построили во времена правления Георгия Подебрадского. Его скульптура является символом гуситов и была установлена на фронтоне церкви, под огромной золотой чашей. Южную башню строили по проекту архитектора Матей Рейшека до 1511 года.
После того, как протестантов победили на Белой горе, началась эпоха резкой смены направления в католицизме (реформация). В результате в 1626 году скульптуру «еретического царя» Георгия Подебрадского и чашу убрали. А на их место была поставлена скульптура Девы Марии с гигантским ореолом.

В 1679 году в церковь попали разряды молнии и огонь нанес повреждения старому хранилищу. Через некоторое время это хранилище заменили нижним барочным сводом.

Вид на Тынский храм со Староместской площади

Работы по реконструкции здания, проведенные 1876-1895 годах, были отменены во время проведения более ёмких реставрационных работ в 1973-1995 годах. Внутренний ремонт церкви продолжается до сих пор.

Северный портал – это превосходный образец готической скульптуры мастера Парлера с рельефом, изображающим Распятие. Главный вход находится с западной стороны церкви. Чтобы попасть вовнутрь, нужно пройти по узкому проходу между домами, которые стоят перед церковью.
В раннем барочном алтаре есть картины Карела Шкреты, написанные в 1649 году. В храме есть самый старый в Праге трубный орган. Орган построил Генрих Мандт в 1673 году. Это один из солидных органов 17-го века в Европе.

Тынский храм или Храм Девы Марии перед Тыном

Храм Девы Марии перед Тыном (kostel Panny Marie před Týnem). Чехия, Прага (Praha). район Прага 1 – Старе Место (Praha 1 – Staré Město). Староместске площадь (Staroměstské náměstí).

Над Староместской площадью возвышаются башни храма Девы Марии перед Тыном (Тынский храм, Týnský chrám, Kostel Matky Boží před Týnem).
На этом месте уже в 11 веке стоял небольшой романский костел. Это был костел, при котором находилась больница для иностранных купцов, приезжающих в Унгельт (Ungelt, также называемый Тынский двор или огражденная территория, на которой когда-то могли ночевать купцы, приехавшие торговать со всего света). Во второй половине 13 века вместо него была поставлена раннеготическая постройка, примерно на две трети меньше, чем сегодняшний храм.

Современный храм начали строить в 1385 году во времена Карла Четвертого под руководством архитекторов Матиаша Арраса (Matyáše z Arrasu) и Петра Парлера (Petr Parléř). Строительство с перерывами продолжалось более 120 лет и а завершилось только в 1511 году. В начале 15 века Тынский храм стал не только духовным центром Старого Города, но также и главным гуситским костелом Праги.

Архитектурно храм – трехнефная базилика с башнями у западного фасада и тремя хорами, завершающими нефы на востоке. Стиль Тынского храма неоднозначен. Здесь присутствуют элементы ренессанса, готики и раннего барокко. Украшением храма являются башни украшенные четырьмя небольшими пинаклями. Они не симметричны.
Это характерно для готической архитектуры того времени и является представлением мужской и женской сторон мира. Одна башня фактически немного более основательна, и сказано, что она представляет более сильную сторону семьи, мужчину. Южная башня построена в 1511 году. Высота башен составляла 80 метров. Северная называется Ева, Южная (приблизительно на 1 метр выше) Адам. Между башнями расположен мощный позднеготический фронтон (1463 год).

В 1621 году Тынский храм перешел иезуитам. В 1679 году в здание ударила молния, разгорелся пожар и храм получил множественные повреждения, потребовавшие серьезной реконструкции.
 Во время восстановления храма был понижен главный неф, а свод был сделан в стиле раннего барокко. Высота башен была понижена до 70 метров. Сейчас высота храма (башен) составляет 70 метров, длина здания 52 метра, ширина 28 метров. Высота среднего нефа 44 метров, а боковых нефов 24 метра.

Интерьер Тынского храма – один из самых богатых в Праге. Главная картина алтаря – работа Карела Шкреты (Karel Škréta, полное имя Karel Škréta Šotnovský ze Závořic – Карел Шкрета Шотновскы из Заворжич), самого известного живописца своих времен. Картина алтаря представляет Вознесение к небесам Девы Марии. Картина является образцом раннебарочной порталовой архитектуры 1649 года. Всего в храме 19 алтарей, изготовленные различными известными мастерами тех лет. Известнейшая статуя Мадонны с младенцем 1420 года, называемая Тынская Мадонна на троне, расположена в алтаре правого бокового нефа. Орган Тынского храма – самый старый из имеющихся в Праге, его создал в 1673 году немецкий мастер Ганс Генрих Мундт (Hans Heinrich Mundt). Другие древние предметы – старинная оловянная купель (1414 год), украшенная рельефами апостолов, и кафедра из камня, выполненная в готическом стиле (15 век). В храме находится около 60 надгробий.

Что посмотреть в Тынском соборе

Собор примечателен как снаружи, так и внутри. Кажется, в нем слились два стиля. Во внешнем облике прослеживается строгость средневековой готики, а внутри пространство наполнено изысканными тонами раннего барокко.

Все туристы без исключения фотографируют Тынский храм. Однако, вместить его целиком в один кадр оказывается невозможным. Советуем подняться на смотровую площадку здания напротив, и вам откроется потрясающий вид на всю Староместскую площадь, а Тынский собор предстанет перед вами во всей красе.

Храм представляет собой кладезь артефактов. Здесь можно увидеть древнюю оловянную купель 1414 года, 14 полотен авторства Ф. Чермака, статуя Мадонны с младенцем, 19 изысканных алтарей, готические лавочки, высеченную из камня готическую кафедру XV века.

Зайдя в храм, обратите внимание на орган. Именно орган храма Девы Марии перед Тыном считается старейшим в городе

Инструмент был изготовлен в 1673 году мастером Мундтом.

В храме можно увидеть плиты, которые напоминают о том, что он является местом захоронения людей, в свое время оказавших влияние на жизнь города. Их в соборе насчитывается 60. Среди них захоронен знаменитый астроном Тихо Браге и епископ Луциано. Под одной из плит находится могила мальчика Шимона Абелеса, еврея, который вначале втайне посещал богослужения, а затем принял христианство. Его отец, узнав об этом, велел убить его, подвергнув мукам, что и было исполнено. Когда впоследствии могила мальчика была вскрыта, оказалось, что его тело идеально сохранилось, и было принято решение захоронить его в Тынском соборе как мученика.

Обязательно стоит остановиться у главного алтаря и внимательно рассмотреть картины кисти К.Шкреты. Уникальным признан и каменный балдахин — произведение искусства М. Рейсека, выполненное в 1493 году.

Наконец, в наши дни есть шанс увидеть фреску в стиле готики, изображающую святого Иеронима со львом. Дело в том, что эта фреска XIV века была скрыта, и найти ее удалось только во время реставрационных работ в 2000 году.

Сегодня храм Девы Марии перед Тыном открыт для посещения туристов, и обязательно должен быть включен в программу путешествия. Кроме этого, храм участвует в религиозной жизни, и в нем регулярно проводятся мессы. Любители классической музыки также могут посетить органный концерт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector