Как сейчас выглядит одно из семи чудес света

Святилище

Культ Ортии распространен в четырех деревнях, составляющих изначальную Спарту, Лимнай, Питана, Киносура и Мезоа. Хронологически этому, вероятно, предшествовал культ божества Полиады Спарты, Афины, ολιοῦχος / Polioũkhos («защитник города») или Χαλκίοικος / Khalkíoikos («Дом бронзы»).

Святилище расположено между Лимнаем и западным берегом реки Еврот , в естественном бассейне. Самые старые реликвии, фрагменты керамики от геометрического периода , свидетельствуют о существовании культа с IX — го  века  до нашей эры. AD Первоначально культ отмечается прямоугольный алтарь из земных комков. В начале VIII — го  века , в теменосе имеет брусчатку из реки и окружен трапециевидной стеной. Затем строится каменный и деревянный алтарь, а также храм. Войны под руководством Спарты позволяют финансировать работы.

Второй храм был построен около 570 г. до н.э. Ж. — К. , при совместном правлении Леона и Агасиклеса ( около — 560 гг. ), Чьи военные успехи обеспечивают средства для работ. Во-первых, почва поднимается, несомненно, после перетекания Евротов, а затем консолидируется. На песчаном дне реки находится алтарь и храм из известняка, ориентированный, как и предыдущие постройки. Окружающая стена расширяется и принимает прямоугольную форму. Второй храм был полностью восстановлен в II — го  века  до нашей эры. До н.э. , за исключением алтаря, который в свою очередь заменил , когда римляне строить III — го  века нашей эры. AD в амфитеатр для размещения туристов из diamastigosis (см . Ниже)

Убранство храма

Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма.

В нашем воображении греческое античное искусство — это в первую очередь скульптура, затем архитектура. А вот греческой живописи, за исключением нескольких фресок, мы почти не знаем. Но живопись существовала, была широко распространена, высоко ценилась современниками и, если верить отзывам ценителей, которых никак нельзя заподозрить в невежестве, зачастую превосходила скульптуру. Можно предположить, что живопись Эллады и Ионии, не дошедшая до наших дней, — одна из самых больших и горьких потерь, которые пришлось понести мировому искусству.

Там же в храме находилась картина, на которой Одиссей в припадке безумия запрягал вола с лошадью, картины, изображавшие мужчин, погружённых в раздумье, воина, вкладывающего свой меч в ножны, и другие полотна… 

Саша Митрахович 31.10.2015 10:52

Гибель святилища

Отреставрированный храм Артемиды в Эфесе простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н.э. после того как было принято христианство, язычество было запрещено – и святилище богини плодородия было разрушено: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны – и их постепенно засосало болото.

На сегодняшний день удалось восстановить разве что одну четырнадцати метровую колонну, которая оказалась на четыре метра ниже, чем была изначально. Впоследствии на фундаменте разрушенного храма Артемиды возвели церковь Девы Марии, но она также до наших дней не сохранилась – из-за чего месторасположение древнего храма оказалось полностью забытым.

Учёные на протяжении долгого времени не могли отыскать точного месторасположения храма Артемиды. Сделать это удалось лишь в 1869 г. английскому археологу Вуду, а уже через год британский музей организовал экспедицию, которая сумела отыскать лишь несколько фрагментов и мелкие детали древнего святилища. Полностью раскопать фундамент удалось лишь в прошлом столетии, а под ним обнаружились следы первого, сожженного Геростратом храма.

Постройка храма Артемиды

По преданию, Артемида была сестрой-близнецом Аполлона. По верованиям древних греков, Артемида заботилась обо всем, что живёт на земле и растёт в лесу и в поле. Она опекала диких зверей, стада домашнего скота, она вызывала рост трав, цветов и деревьев. Не оставляла Артемида без внимания и людей — она давала счастье в браке и благословляла рождение детей. Греческие женщины традиционно приносили жертвы Артемиде — покровительнице чадородия.

Культ Артемиды в Эфесе возводится к временам полумифического Андрокла. В архаическую эпоху на месте будущего знаменитого храма последовательно существовали три святилища:

  • VIII века до н. э.
  • середины VII века до н. э.
  • небольшой храм с двумя колоннами перед входом размером 16×31 м.

В честь Артемиды жители Эфеса построили близ города, на месте, где прежде располагалось святилище карийской богини плодородия, огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крёз (на базах колонн храма сохранились две его надписи). Проект храма, согласно Страбону, разработал архитектор Херсифрон из Кносса. При нём были возведены стены храма и установлена колоннада (первая половина VI века до н. э.). После смерти зодчего строительство продолжил его сын Метаген (вторая половина VI века до н. э.), а заканчивали постройку, как пишет Витрувий, уже архитекторы Пеоний и Деметрий (первая половина V века до н. э.).

Когда огромный законченный храм из белого мрамора открылся взорам горожан, он вызывал удивление и восхищение. Известно, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости.

Храм Артемиды использовался не только для проведения религиозных церемоний. Он был одновременно финансовым и деловым центром Эфеса. Храм был полностью независим от городских властей и управлялся коллегией жрецов.

Поджег храма Геростратом

В 356 году до нашей эры родился Александр Македонский. В этом же году Герострат поджог храм Артемиды. Этот поступок объяснялся тем, что Герострат жаждал славы и хотел войти в историю как самый могущественный разрушитель.

К сожалению, здание не смогли спасти. Благодаря тому, что внутренние работы храма были выполнены из дерева, огонь быстро распространился. Сразу потушить огонь не представлялось возможным, так как здание было слишком больших размеров. Поэтому от величественного храма остались только колонны и стены из белого мрамора.

Представители власти хотели наказать Герострата и решили вычеркнуть его имя из всей документации, а также запретили жителям упоминать о Герострате. Но, несмотря на это, он смог войти в истории благодаря упоминанию в трудах историка Феопомпа.

Разрушение древнего памятника

Святилище Артемиды было действующим почти 6 веков, упоминания о нем встречаются во многих исторических источниках того времени. В них же имеется информация о том, что в конце III в. н.э. в результате поджога и разграбления готами здание сильно пострадало. Однако были проведены большие восстановительные работы. Они позволили храму функционировать еще 2 века, вплоть до закрытия его христианами по указу правителя Феодосия I. Одновременно с этим в городе убрали все упоминания богини Артемиды.

Эфес стал запустевать и беднеть, многие жители переехали в другие поселения. Это связано с отступом морской береговой линии и потерей портового статуса города. Поддерживать сохранность храма стало некому. Он начал разрушаться, колонны перевезли в Константинополь для строительства собора святой Софии, какие-то материалы разбирали местные граждане под свои нужды. Оставшиеся после многократных землетрясений руины утягивало в болото.

Со временем территория Эфеса перешла к Турецкой империи, были уничтожены последние упоминания о греческом храме в честь богини охоты и плодородия Артемиды.

В середине XIX в. британец Джон Вуд организовал археологические работы по поиску следов древнего святилища. Оно было найдено в окрестностях Измира. В городе Сельчук есть пустырь, на котором расположен фундамент, полуразрушенная колонна и камни. Это все, что осталось от былого величия древней достопримечательности, посмотреть на которую приезжали со всего Средиземноморья. Через несколько лет Дэвид Хогарт провел повторные археологические раскопки. В результате ученые обнаружили:

  • части скульптур;
  • самый древний в мире клад монет (600 в. до н.э.).

Эти экспонаты представлены в Британском музее. Экспозиция называется «Эфесская комната».

Детали фронтона

Горгона носит пояс из переплетенных змей, символ плодородия. Справа от картины — небольшой рельеф ее сына Хрисаора.

Фронтон стилизованно и шаблонно изображает Медузу; ее ступни расположены в конфигурации, предполагающей вращение, что, в свою очередь, указывает на движение или полет в применении к атрибутам Медузы, особенно крыльям Медузы. Медуза носит короткую юбку, которая позволяет ее ногам свободно двигаться, когда она убегает от Персея . Ее движение далее обозначено формульной позиционирование ее ноги в так называемом положении Knielauf , который стилистически напоминает свастику .

Горгона изображена с поясом из переплетенных змей ; пояс — символ плодородия, традиционно связанный с женским воспроизводством и сексуальностью. Однако присутствие змей добавляет демонические качества, а также элемент опасности. Еще две змеи исходят из ее шеи. Фигура Медузы очень похожа на божество изПовелительницы животных », найденное на Ближнем Востоке, а также на месопотамскую демоницу Ламашту, которая была эквивалентом греческого божества Ламия .

Левая пантера.

Ее дети, Пегас и Хрисаор , находятся по обе стороны от нее, несмотря на то, что они родились после ее смерти. Лицо Медузы отвратительно и показывает злобную « архаичную улыбку ». В пантер , фланкирующие Медузу с каждой стороны, служит в качестве храмовых опекунов , и они смотреть наружу , как будто бы визуально проверить их домен. Меньшие размеры леопардов-хранителей по сравнению с ограждением фронтона и их высокий рельеф указывают на то, что архаичный скульптор хотел вывести животных из окружающей среды.

Голова фигуры Медузы сталкивается с очертанием фронтона и вызывает устрашающий эффект. Также было высказано предположение, что, поскольку для Артемиды необычно не изображаться на фронтоне ее собственного Храма, Медуза может представлять хтоническую или демоническую сторону Артемиды, поскольку обе сущности были покровителями животных. Считается , что функция фигур Медузы и пантеры апотропная , то есть их функция заключалась в отражении зла и предотвращении его проникновения в храм.

Слева от фронтона — мертвый воин и сидящая фигура.

За леопардом слева сидит сидящая фигура. На фигуру было показано, что она подверглась нападению со стороны вооруженной копьем фигуры, которая исчезла с фронтона.

Позади сидящей фигуры, слева от нее, лежит бородатая фигура мертвого воина , обращенная наружу от фронтона. За леопардом справа изображены две фигуры. Считается, что стоящая фигура, ближайшая к леопарду, — это Зевс, который изображен в частичном профиле, держащим удар молнии против другой фигуры, обращенной наружу от фронтона. Фигура представлена ​​с бородой и стоит на коленях. Справа от этих фигур, как полагают, существовало еще одно рельефное изображение мертвого воина.

Изображен безбородый Зевс, стреляющий молнией в стоящую на коленях фигуру.

Поскольку эти фигуры не связаны с легендой о Медузе, считается, что апотропная функция храмовых символов, таких как Медуза и пантеры, как охранных символов Храма, начинает заменяться идеей использования фигур и тем. из мифических историй как украшение храма. Декоративная функция со временем возобладала над апотропной.

Основные сайты

Ворота Августа в Эфесе были построены в честь императора Августа и его семьи.

Эфес — один из крупнейших римских археологических памятников в восточном Средиземноморье. Видимые руины все еще дают некоторое представление о первоначальном великолепии города, а названия, связанные с руинами, напоминают о его прежней жизни. Театр доминирует над видом на Харбор-стрит, которая ведет к заиленной гавани.

Храм Артемиды, одно из семи чудес древнего мира , когда-то был размером 418 на 239 футов с более чем 100 мраморными колоннами высотой 56 футов каждая. Храм принес городу титул «Слуга Богини». Плиний сообщает нам, что на создание этого великолепного сооружения ушло 120 лет, но сейчас оно представлено только одной неприметной колонной, обнаруженной во время археологических раскопок Британским музеем в 1870-х годах. Некоторые фрагменты фриза (которых недостаточно для определения формы оригинала) и другие небольшие находки были вывезены — некоторые в Лондон, а некоторые — в Археологические музеи Стамбула .

Библиотека Цельса, вид сбоку

Библиотека Цельса, фасад которой был тщательно реконструирован по оригинальным частям, изначально была построена c. 125 в память Тиберия Юлия Цельса Полемаана , древнего грека, который был правителем Римской Азии (105–107 гг.) В Римской империи . Цельс заплатил за строительство библиотеки из своего личного состояния и похоронен в саркофаге под ним. Библиотека была в основном построена его сыном Гаем Юлием Акилой и когда-то хранила около 12000 свитков. Спроектированное с преувеличенным входом — чтобы увеличить его размер, предполагают многие историки — здание выходит на восток, чтобы читальные залы могли наилучшим образом использовать утренний свет.

Интерьер библиотеки составлял примерно 180 квадратных метров (2000 квадратных футов) и, возможно, содержал до 12000 свитков. К 400 году нашей эры библиотека перестала использоваться после повреждения в 262 году нашей эры. Фасад был реконструирован в период с 1970 по 1978 год с использованием фрагментов, найденных на месте, или копий фрагментов, которые ранее были отправлены в музеи.

Театр, рассчитанный на 25 000 зрителей , считается самым большим в древнем мире. Этот театр под открытым небом первоначально использовался для драматических постановок, но в более поздние римские времена на его сцене также проводились гладиаторские бои; Первые археологические свидетельства кладбища гладиаторов были найдены в мае 2007 года.

Было две агоры : коммерческая и государственная.

Акведук близ Эфеса — Майер Луиджи — 1810 г.

В Эфесе также было несколько крупных банных комплексов , построенных в разное время, когда город находился под властью римлян.

В городе была одна из самых передовых систем акведуков в древнем мире, по крайней мере, с шестью акведуками разного размера, снабжающими различные районы города. Они питали несколько водяных мельниц, одна из которых была определена как лесопилка для мрамора .

Odeon был маленьким навесом театр построен Публия Vedius Антонин и его жена около 150 AD. Это был небольшой салон для спектаклей и концертов, вмещавший около 1500 человек. В театре было 22 ступеньки. Верхнюю часть театра украшали колонны из красного гранита в коринфском стиле. Входы располагались по обе стороны сцены, и до них можно было пройти всего несколько ступенек.

Могила Иоанна Апостола в базилике Святого Иоанна .

В Храме Адриана датируется 2 — го века , но прошел ремонт в 4 — м века и были reerected из уцелевших архитектурных фрагментов. Рельефы в верхних частях — отливки, оригиналы сейчас выставлены в Археологическом музее Эфеса . На рельефах изображен ряд фигур, в том числе император Феодосий I с женой и старшим сыном. Храм был изображен на реверсе банкноты 20 миллионов турецких лир 2001–2005 годов и банкноты 20 новых лир 2005–2009 годов.

Храм Sebastoi (иногда называемый Храм Домициана ), посвященный Флавиев династии , был один из самых больших храмов в городе. Он возведен по псевдодиптеральному плану с колоннами 8 × 13. Храм и его статуя — одни из немногих останков, связанных с Домицианом .

Гробница / Фонтан Поллиона была возведена в 97 г. н.э. в честь К. Секстилиуса Поллиона, построившего акведук Марны Офилиусом Прокулом. Имеет вогнутый фасад.

Часть этого места, базилика Святого Иоанна , была построена в VI веке при императоре Юстиниане I на месте предполагаемой гробницы апостола. Сейчас он окружен Сельчуком.

Легенды, связанные со строительством Храма Артемиды Эфесской

Подобно любой конструкции античной древности, Храм Артемиды Эфесской окутан легендами. Если верить одной из них, история появления храма начинается со столкновения двух баранов, которым не хватило разума разойтись мирным путем, и один из них на скаку врезался крепкими рожками в скалу. Силы удара она не выдержала, и от нее отвалился кусок. Пастух, ставший свидетелем стычки баранов, разглядел на скале срез белейшего мрамора. Вскоре после этого события правитель Эфеса принял решение о строительстве храма, и мрамор для этой цели брался из указанного места, а сам пастух, именовавшийся Пиксодором, в дальнейшем был внесен в Евангелие как тот, кто принес народу благую весть.

А вот еще одна история, относящаяся к строительству храма напрямую. Из-за того, что его возведение было намечено рядом с рекой Каистрой, находящейся в окружении болотистых почв, все дополнительные работы велись в 12 км от самой платформы строительства. Тяжелейшие и громадные по размеру колонны, предназначенные для храма, имели проблемы со своей транспортировкой. Но архитектор Харсефрон и тут проявил изобретательность, предложив сделать отверстия в обоих концах колонн. В эти отверстия были вставлены прутья из металла, к которым были приделаны колеса. Так и доставлялись неудобные колонны на платформу будущего храма – на колесах, но быками, упорно перемещавшими их с помощью тросов.

Однако не успел талантливый Харсефрон довести начатое до конца полностью – ему не хватило жизни. Дело продолжил архитектор Метаген – его сын. Как бы там ни было, но примерно к 430 году до н.э. возведение храма все же было окончено, а на обозрение городских жителей и гостей Эфеса предстали более тысячи наименований скульптур, созданных самыми известными художниками. Конечно, большинство скульптур было представлено фигурами амазонок, ведь, если верить очередной античной легенде, именно они в свое время основали город Эфес.

О том, смог ли Храм Артемиды в Эфесе пополнить бюджет города, можно сказать следующее. Учитывая его местонахождение на главном экономическом перекрестке, с самых первых дней от начала своего существования храм был примечателен для всех жителей и гостей города, которые не скупились на пожертвования. А оставляли они их в виде самых дорогих товаров и ценных ювелирных изделий.

В середине чуда света

Внутри его украшали барельефы известных художников и работы скульптора Праксителя. Храм Артемиды в Эфесе был самым крупным среди имеющихся святынь давних цивилизаций. Парфенон Афинский оказался в несколько раз меньше.

Во время археологических раскопок данного места найдена многогрудая статуэтка Артемиды Полистамос, символизирующая изобилие. Некоторые ученые полагают, что это не груди богини, а ритуальные бусы, которыми она обвешана.

Храм Артемиды Эфесской стал настоящим центром культурной и деловой жизни города. Им руководили как сами жрецы богини, так и власти города.

Он выстоял пятьсот лет на таком зыбком месте. Когда пришли римляне, то они не тронули его, сделав храмом схожего культа Дианы. Разные правители устанавливали в помещении статуи из золота и серебра. Храм купался в драгоценных подношениях.

Место быстро прославилось. Его стали относить к семи чудесам света.

Когда на эфесские земли пришло христианство, по легенде, Артемида рассердилась на новую религию, и жители города прогнали приверженцев Иисуса и его апостолов. За эти действия их наказали.

Эпитеты

  • Агротера. «Охотница», «Ловчая». Эпитет Артемиды, её храм в Аттике. Либо некая богиня.
  • Алфея.
  • Апанхомена. («Удавленница»). Эпитет Артемиды в Кафии (Аркадия), с которым связана легенда. Согласно Каллимаху, аркадцы молятся Артемиде Удавившейся.
  • Арикийская.
  • Ариста. Эпитет Артемиды, о эпитете есть другой рассказ, который Павсаний обходит молчанием.
  • Астратея.
  • Браврония. Эпитет Артемиды, от аттического дема Браврон. Праздники связаны с переодеванием в медведиц.
  • Бромия. Эпитет Артемиды.
  • Гегемона. «Водительница». Эпитет Артемиды. В Тегее с ним связана легенда.
  • Геката. Так называют Артемиду.
  • Гекаэрга. Также это эпитет Артемиды.
  • Гиакинфотрофос. Эпитет Артемиды в Книде.
  • Дафния. Эпитет Артемиды.
  • Делия. Эпитет Артемиды. Имя возлюбленной Тибулла.
  • Евклея.
  • Евринома. По фигалейцам, эпитет Артемиды.
  • Ифигения. «Сильнорожденная, Могущественная». Эпитет Артемиды.
  • Каллиста. Эпитет Артемиды. Первым его использовал поэт Памф, заимствовав у аркадян. Храм Артемиды Каллисты стоял рядом с могилой Каллисто.
  • Кариатида. Эпитет Артемиды. Кариаты — жрецы Артемиды. Кастор и Полидевк обучили спартанцев в местечке Карии особому виду пляски. en:Caryatis
  • Кинфия. Эпитет Артемиды. От горы Кинф на Делосе. Имя возлюбленной Проперция.
  • Колоенская. Эпитет Артемиды. Святилище у озера Колоя в Лидии.
  • Кордака. Эпитет Артемиды в Элиде.
  • Лафрия (Λαφρία). Эпитет Артемиды у калидонян и мессенцев по имени героя Лафрия, установившего культ Артемиды в Калидоне (см. Мифы Фокиды), также в Патрах.
  • Левкофрина. «Белобровая». Эпитет Артемиды, почитаемой магнетами.
  • Лигодесма. «Обвязанная ивами». Эпитет Артемиды Орфии в Спарте.
  • Лохия. «Родовспомогательница». Эпитет Артемиды.
  • Мелисса (Μέλισσα, «пчела»). В Эфесе эпитет Артемиды, названной дочерью Деметры. Учреждение культа описано в трагедии Эсхила «Жрицы» (фр.86-87 Радт). Мелиссами называли жриц Деметры.
  • Мунихия. Эпитет Артемиды. Её святилище в городке Пигелы в Ионии, основанном Агамемноном. Ксоан Артемиды Мунихии в Сикионе соорудили Скиллид и Дипен.
  • Орфия. (Ортия.) Эпитет Артемиды, её алтарь в Спарте.
  • Орфосия. (Ортосия.) Эпитет Артемиды. Так называют амазонку Антиопу.
  • Пайдотрофа. «Детокормилица». Эпитет Артемиды. Храм в Короне (Мессения).
  • Подагра. По Сосибию, в Лаконике есть жертвенник Артемиды Подагры.
  • Селасфора. «Светоносная». Эпитет Артемиды.
  • Тавриона. См. Тавропола.
  • Тавропола. Эпитет Артемиды. Изображение Артемиды Таврической в Бравроне. Обряды Артемиды Таврополы были и в Каппадокии. Эпитет Гекаты. Согласно Питоклу, фокейцы устраивают ей человеческие всесожжения.
  • Улия.
  • Феба. Имя Артемиды.
  • Ферея. Эпитет Артемиды. Связан с Ферами, статуя в Аргосе.
  • Хесийская. Эпитет Артемиды на Самосе.
  • Хитона. Эпитет Артемиды.
  • Элефтерия. «Свободная».
  • Эфопия. Эпитет Артемиды, её святилище в Митилене. В «Эфиопиде» (синопсис) упомянуто, что на Лесбосе Ахилл приносит жертвы Аполлону, Артемиде и Лето.

Храм Артемиды и христиане

Расчёты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными. Храм простоял ещё половину тысячелетия. Римляне высоко ценили его и богатыми дарами способствовали его славе и богатству. Известно, что Вибий Салютарий подарил храму, более известному в Римской империи под названием храма Дианы, много золотых и серебряных статуй, которые в дни больших праздников выносили в театр для всеобщего обозрения.

Слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена раннего христианства. Эфес долго оставался оплотом язычников: Артемида не желала уступать славу и богатство новому богу. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. Такие прегрешения не могли остаться безнаказанными. Новый бог наслал на Эфес готов, разграбивших святилище Артемиды в 263 году. Крепнувшее христианство продолжало ненавидеть и опустевший храм. Проповедники поднимали толпы фанатиков против этого олицетворения прошлого, но храм всё ещё стоял.

Кто такая Артемида

На одном греческом острове у богини Лето родились дочь Артемида и сын Аполлон. Их отцом был повелитель Олимпа Зевс. Это определило дальнейшую судьбу детей, которые заняли свое законное место среди мифических личностей.

Точное значение имени Артемида неизвестно, предполагается, что так называют повелителей медведей. И это неслучайно, т. к. девушка была богиней охоты, всегда ходила с луком и стрелами по лесам среди диких животных. Внешне она выглядела грациозной и хрупкой, что не мешало ей наводить порядок в природе и наказывать разбойников.

Кроме того, Артемида следила за целомудрием девушек и считалась символом плодородия, у нее просили детей.

Все это позволило богине стать популярной среди разных слоев населения и быть любимой многими. Почти в каждом древнегреческом городе строили храмы в ее честь.

Где находится храм Артемиды и как до него добраться?

Предполагаемый вид храма можно увидеть только на картинке, расположение храма тоже оставалось загадкой. Давно изменились очертания прибрежной зоны и границы стран, по старинным указаниям бродить в поисках можно бесконечно. Обнаружить руины здания помог случай. В 1869 году английский археолог Вуд, проанализировав летописи, нашел приблизительные указания о месте Эфеса. Зная, в каком городе находился храм Артемиды, не составило труда очертить круг поисков, и через год туда выехала крупная экспедиция. Их добычей стали несколько мелких фрагментов. В XX веке удалось раскопать фундамент, восстановить часть колонны и обнаружить среди более поздних элементов остатки первого сооружения, сожженного Геростратом.

Чтобы посетить место, где высился храм Артемиды Эфесской, нужно добраться до поселения Сельчук и выйти на дорогу в Кудашасы, чуть дальше находится нижний вход в древний город.

Осмотр достопримечательности занимает 15 — 20 минут, поскольку от блистательного храма осталась только колонна и красочная история, похожая на сказку. Но поток туристов не иссякает, всем хочется если не прикоснуться к чуду, то хотя бы побывать на месте, где оно существовало.

Преступление Герострата

Покуситься на храм не рискнули даже персы, захватившие Эфес в 396 году до н. э. Греки были уверены, что сама богиня лично стоит на страже своего святилища. Власти Эфеса, да и простых горожан волновал вопрос: зачем Герострат это сделал? Официальная версия гласит, что Герострат поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться. Правда, греческий историк Феопомп утверждал, что признание это Герострат дал под пытками. Исходя из современных законов, это делает признание Герострата ничтожным

Работы Феопомпа сохранились лишь частично, однако поджог храма Артемиды в Эфесе, описанный им, привлёк внимание римского писателя Виктора Максима, жившего в I веке н. э

Он включил поучительную, на его взгляд, историю Герострата в свою книгу, после чего этот сюжет разошёлся по миру, а имя Герострата стало нарицательным. Если Герострат действительно поджёг храм, а не стал невинной жертвой древнегреческого правосудия, то своей цели он добился — потомки помнят его и спустя два с половиной тысячелетия.

Попробуем найти в поступке Герострата другие возможные мотивы преступления. Греческие города на побережье Малой Азии оказываются во власти окрепшей Персии. В 396 г. до н. э. персы захватили Эфес. Большинство соотечественников Герострата припрятали ненависть к персам до лучших времен. Герострат — отчаянно-безрассудный житель города (видно по поджогу) — мог принадлежать к узкому кругу лиц, не желавших смириться с создавшимся положением. Знаменитый земляк Герострата — Гераклит Эфесский считал, что все изменяется, невозможно дважды вступить в одну и ту же реку — на входящего текут новые воды, так и жизнь человека постоянно изменяется, причем изменения эти происходят в результате борьбы. К тому же, Гераклит считал мировой процесс цикличным, по истечении «великого года» все вещи обращаются в огонь, из огня они и возникают в начале следующего цикла.

Храм Артемиды был восстановлен довольно быстро — уже к началу III в. до н. э. — при этом возведение нового святилища профинансировал Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу: при реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание. Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.

Отреставрированный храм Артемиды простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н. э. после того, как было принято христианство, а язычество было запрещено, — святилище богини плодородия разрушили: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны — и их постепенно засосало болото.

Постройка храма Артемиды

По преданию, Артемида была сестрой-близнецом Аполлона. По верованиям древних греков, Артемида заботилась обо всем, что живёт на земле и растёт в лесу и в поле. Она опекала диких зверей, стада домашнего скота, она вызывала рост трав, цветов и деревьев. Не оставляла Артемида без внимания и людей — она давала счастье в браке и благословляла рождение детей. Греческие женщины традиционно приносили жертвы Артемиде — покровительнице чадородия.

Культ Артемиды в Эфесе возводится к временам полумифического Андрокла. В архаическую эпоху на месте будущего знаменитого храма последовательно существовали три святилища:

  • VIII века до н. э.
  • середины VII века до н. э.
  • небольшой храм с двумя колоннами перед входом размером 16×31 м.

В честь Артемиды жители Эфеса построили близ города, на месте, где прежде располагалось святилище карийской богини плодородия, огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крёз (на базах колонн храма сохранились две его надписи). Проект храма, согласно Страбону, разработал архитектор Херсифрон из Кносса. При нём были возведены стены храма и установлена колоннада (первая половина VI века до н. э.). После смерти зодчего строительство продолжил его сын Метаген (вторая половина VI века до н. э.), а заканчивали постройку, как пишет Витрувий, уже архитекторы Пеоний и Деметрий (первая половина V века до н. э.).

Когда огромный законченный храм из белого мрамора открылся взорам горожан, он вызывал удивление и восхищение. Известно, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости.

Храм Артемиды использовался не только для проведения религиозных церемоний. Он был одновременно финансовым и деловым центром Эфеса. Храм был полностью независим от городских властей и управлялся коллегией жрецов.

Поджег храма Геростратом

В 356 году до нашей эры родился Александр Македонский. В этом же году Герострат поджог храм Артемиды. Этот поступок объяснялся тем, что Герострат жаждал славы и хотел войти в историю как самый могущественный разрушитель.

К сожалению, здание не смогли спасти. Благодаря тому, что внутренние работы храма были выполнены из дерева, огонь быстро распространился. Сразу потушить огонь не представлялось возможным, так как здание было слишком больших размеров. Поэтому от величественного храма остались только колонны и стены из белого мрамора.

Представители власти хотели наказать Герострата и решили вычеркнуть его имя из всей документации, а также запретили жителям упоминать о Герострате. Но, несмотря на это, он смог войти в истории благодаря упоминанию в трудах историка Феопомпа.

В погоне за славой

Самоутверждаться можно разными способами. Одни пишут гениальные картины и создают скульптуры. А другие идут по пути разрушения. Так произошло и с храмом Артемиды Эфесской

Его величие и роскошь привлекли внимание Герострата. Не имея других талантов, он поджег здание, чтобы прославиться в веках, как величайший разрушитель

Внутренние помещения выгорели полностью, поскольку там было много деревянных элементов. Остались почерневшие и закопченные колонны и свод. Получилось, что здание простояло около 200 лет. Построенное в 550 году до н.э в 356 оно было уничтожено в первый раз.

Преступник не прятался, а с гордостью заявлял о своем поступке, объяснив, что таким образом хотел оставить память о себе в истории. Жители были настолько разгневаны вандализмом, что постановили навсегда вычеркнуть его имя из списков и никогда о нем не вспоминать. Снова заговорили о Герострате из-за трудов историка Феопомпа, где он упомянул о том, кто сжег храм Артемиды в Эфесе. История сохранила имя Герострата, но не как героя, а как величайшего глупца, уничтожившего одно из чудес света.

Храм, подобно фениксу, возродился в еще большем величии. Испорченные мраморные плиты облицовки сняли и заменили другими, во внутренних помещениях появились предметы искусства, статуи и драгоценные вазы, которые приносили в дар знатные посетители соседних стран. К подножию снова приходили горожане и гости Эфеса.

В III ст. до н.э. реконструкция была закончена, финансировал постройку Александр Македонский. Благодарные жители города выразили свою признательность, заказав Апеллесу портрет великого полководца и разместив его в центральной части неподалеку от статуи богини.

По величине храм Артемиды в Эфесе превосходит Парфенон, а по количеству инженерных разработок и богатству интерьера заслуженно стоит в одном ряду с другими чудесами света античного мира. К сожалению, он был разрушен повторно и разделил участь Колосса Родосского и Висячих садов Семирамиды, оставив о себе только память.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector