Богиня артемида
Содержание:
- Краткое описание, история
- Вторая фаза
- Храм Артемиды Эфесской
- Великий храм античного мира
- Основные сайты
- Самодостаточность Артемиды
- Раскопки храма Артемиды
- Первый храм
- Восстановление Храма Артемиды Эфесской
- Город Артемиды – Эфес
- Храм Артемиды Эфесской на карте Турции
- История
- Как добраться до храма Артемиды
- В погоне за славой
- Повторное открытие храма
- Краткое описание, история
- Выводы и впечатления
Краткое описание, история
Строительством занялись самые известные мастера того времени. В город пригласили из Кносса архитектора Херсифрона. Он создал проект, по которому начал строится храм Артемиды в Эфесе, впоследствии ставший чудом света.
Сооружение одного их самых величественных храмов шло долго и конечно, одной человеческой жизни не хватило. Следующим, кто продолжил строить храм Артемиды в Эфесе, стал сын архитектора Метаген, после него — зодчие Деметрий и Пеонит.
Полностью воссоздать облик храма не удалось, о внутреннем убранстве можно судить только по оставшимся описаниям и уже не определить, факты ли это или художественный вымысел. Достоверно известно, что длина основания составляла 105 м, ширина 51 м. Количество колонн, поддерживающих свод, достигало 127, высота каждой — 18 м. Ко входу вели широкие ступени, портик был украшен искусно высеченными барельефами. Центральную часть опоясывал двойной ряд колонн с резными капителями.
Основным материалом стал мрамор, им же облицована часть внутренних помещений. Перекрытия и часть декоративных элементов выполнили из дерева. Центральной точкой храма был постамент со статуей богини высотой 15 м., инкрустированная драгоценными камнями и золотыми пластинами.
Над постройкой и украшением трудились выдающие мастера древности:
- рельеф колонн — Скопас;
- украшение алтарной части — Пракситель;
- росписи и фрески — Апеллес.
Каждый из них вложил кусочек души в свое творение, поэтому храм был не просто чудом света — им восхищался каждый, кому довелось побывать в нем или даже посмотреть на величественное здание издали. Храм Артемиды Эфесской стал достойным местом для почитания богини.
Место для постройки искали долго. Жители и мастера, наученные горьким опытом обрушения предыдущих конструкций, подошли к решению вопроса творчески. За аксиому взяли факт, что в городе и окрестностях регулярно происходят сильные колебания почвы. Значит, следует их погасить. Путем расчетов пришли к выводу, что болотистая местность меньше подвержена резким сотрясениям. Так были найдены руины древнего капища, на месте которых начали рыть котлован. Чтобы создать надежную основу, гасящую колебания, котлован заполнили углем и шерстью, уложив их слоями. В процессе постройки возникало еще много сложных ситуаций, но они успешно решались, благодаря находчивости строителей.
Вторая фаза
Новый храм спонсировался, по крайней мере частично, Крезом , который основал империю Лидии и был повелителем Эфеса, и был спроектирован и построен примерно в 550 г. до н.э. критским архитектором Херсифроном и его сыном Метагеном . Он был 115 м (377 футов) в длину и 46 м (151 фут) в ширину, предположительно, первый греческий храм, построенный из мрамора. Его периферийные колонны высотой около 13 м (40 футов) составляли двойные ряды, образующие широкий церемониальный проход вокруг целлы, в которой находился культовый образ богини. По словам Плиния, тридцать шесть из этих колонн были украшены рельефной резьбой. Эндойос вылепил новую культовую статую из черного или почерневшего виноградного дерева, а к востоку от алтаря под открытым небом возвел наискос для ее размещения.
Фондовый депозит
Монета из электрума из , 625–600 гг. До н. Э. Олень пасется вправо, ΦΑΕΝΟΣ ΕΜΙ ΣΕΜΑ (ретроградный, «Я — значок / знак / могила Фанеса / свет»).
Самая ранняя известная именная монета из фонда фундамента Храма Афины: монета из электрума Фанеса из , 625-600 гг. До н.э. Аверс: Олень пасется вправо, ΦΑΝΕΟΣ (ретроградный). Реверс: Два неровных удара, каждый с выпуклыми пересекающимися линиями.
Богатое месторождение фундамента этой эпохи, также называемое «месторождение Артемидия», принесло более тысячи предметов, в том числе, возможно, самые ранние монеты, сделанные из сплава серебра и золота, электрума . Месторождение содержит некоторые из самых ранних вписанных монет, тех Фанес , датировано 625-600 до н.э. из Эфеса , с легендой ΦΑΕΝΟΣ ΕΜΙ ΣΗΜΑ (или аналогичным) ( «Я знак / знак / могила Фанесла / свет»), или просто носящий имя ΦΑΝΕΟΣ («Фанесский»).
Фрагменты барельефа на нижних барабанах храма, сохранившиеся в Британском музее, показывают, что обогащенные колонны более позднего храма, некоторые из которых сохранились ( иллюстрация ниже ), были версиями этой более ранней особенности
Плиний Старший , по-видимому, не подозревая о древней непрерывности священного места, утверждает, что архитекторы нового храма решили построить его на болотистой местности в качестве меры предосторожности от землетрясений.
Храм стал важной достопримечательностью, которую посещали купцы, короли и туристы, многие из которых воздавали дань уважения Артемиде в виде украшений и различных товаров. Он также предлагал убежище тем, кто бежал от преследований или наказаний, традиция, связанная в мифе с амазонками, которые дважды бежали туда в поисках защиты богини от наказания, сначала Дионисом, а затем Гераклом .
Разрушение
В 356 г. до н. Э. Храм был разрушен в результате тщеславного поджога, совершенного человеком Геростратом , который поджег деревянные балки крыши в поисках славы любой ценой; термин . За это возмущение ефесяне приговорили преступника к смертной казни и запретили кому-либо упоминать его имя ; но позже Феопомп заметил это. Согласно греческой и римской исторической традиции, разрушение храма совпало с рождением Александра Великого (около 20/21 июля 356 г. до н.э.). Плутарх заметил, что Артемида была слишком занята доставкой Александра, чтобы спасти ее горящий храм.
То, что разрушение храма действительно было делом рук Герострата, критически рассматривается современными учеными. Было отмечено, что ему понадобился доступ к деревянному обрамлению крыши, но надписи говорят о том, что в храме находился «целый корпус» стражей и хранителей. Историк Стефан Карвизе также указывает на Аристотеля , который в своей « Метеорологии» упоминает пожар на «Артемидии» как результат удара молнии . Разрушение могло быть даже умышленным актом, организованным администраторами храма, которые, вероятно, знали, что фундамент старого храма находится в плохом состоянии, а «Артемидия» рискует провалиться в землю. А поскольку здание было священным, его нельзя было просто снести и перестроить на новом месте. Карвизе подвергает сомнению мотив Герострата, поскольку он раскрыл его только под пытками, что не подходит человеку, ищущему славы, в то время как историк Дитер Книббе считает Герострата «полезным идиотом на службе священства».
Храм Артемиды Эфесской
Реконструкция святилища.
Самым прекрасным и известным храмом считается храм Артемиды Эфесской. Находится он в одноимённом городе Эфесе. Храм считается не только одним из величайших памятников древнегреческой истории, но также одним из Семи чудес света.
Сейчас это место располагается в Турции, провинция Измир, около города Сельчук на юге страны.
Место в Эфесе, где он построен, стало священным ещё в архаическую эпоху, когда там были построены несколько святилищ, так называемых теменосов. Храмы богини Артемиды в Эфесе, построенные в разные эпохи, насчитывали три святилища. Первым был темнос. Темносами называли место обитания бога, куда человек мог прийти с молитвами и подношениями. Часто так именовали священные рощи, посвящаемые греческим небожителям.
Храм Артемиды Эфесской пережил три этапа и имеет очень богатую историю. Самый первый храм Артемиды появился в бронзовом веке. Поэт и учёный Каллимах из Александрии писал в своём гимне, посвящённом Артемиде, что храм был выстроен амазонками. Эти девы-воительницы действительно находились под покровительством Артемиды Эфесской, так как и правда были похожи по образу жизни на описание самой богини. Однако раскопки, проведённые в тех местах в Эфесе, не выявили следов амазонок.
Великий храм античного мира
Для строительства храма в Эфесе пригласили прославленных зодчих Херсифрона и его сына Метагена из Кносса. Они создали проект, по которому построили храм, ставший чудом света. Святилище возведено на деньги последнего царя Лидии – Креза, прославившегося неимоверным богатством.
Царь, плененный красотой плана, приказал доставить в Эфес гранитные колонны, украшенные резьбой с изображением богов, две из которых подарил архитекторам – каждому по колонне.
Особенности возведения святилища
Храм решили построить из мрамора, обнаруженного в окрестностях Эфеса: деревянные святилища часто загорались и быстро приходили в негодность. Место строительства – болотистая низменность на окраине города.
Архитекторы объяснили свой выбор тем, что на таких землях не бывает землетрясений, которые случались в Греции. Чтобы гранитное сооружение не погрязло в болотистой жиже, под ним вырыли котлован, который заполнили углем и шерстью. Сверху установили фундамент для святилища.
Трудной задачей стала доставка к подножию здания тяжелых колонн: загруженные телеги вязли в болотистой почве. Колонны обшивали деревом, куда вбивали штыри, за которые волы тащили их волоком к подножию храма.
Установку колонн в вертикальное положение и укладку каменной балки порога греки считали чудом, свершённым Артемидой. А способ возведения крыши придумал Метаген.
На колонны сверху клали мешки с песком, на которые опускали крышу, под тяжестью которой мешки рвались, а постепенно сыпавшийся песок плавно водружал ее в пазы колонн. Так получилось сооружение с отточенными геометрическими пропорциями.
Долгое строительство в 120 лет завершилось в 559 году до н.э. Метагена и Херсифр сменили Деметрий и Пеонит, которые добавили в план работы свои коррективы.
Внешний и внутренний облик
Изящное мраморное сооружение привело в восторг и удивление горожан. Самое крупное святилище древнего мира диной 110 и шириной 55 метров украшали скульптуры и барельефы, созданные прославленными мастерами тех времен.
Вдоль стен с внешней стороны крышу подпирали 127 18-метровых мраморных колонн. Для сравнения – это уровень шестиэтажного дома. Портик искусно украшен барельефами, центральную часть храма опоясывал двойной ряд колонн с резными капителями.
Снаружи и изнутри храм облицован мраморными плитами. Специально для Артимесона – так греки называли храм Артемиды – художник из Эфеса Апеллес создал художественные полотна.
В центре белоснежного нарядного храма стояла 15-метровая статуя Артемиды, созданная из черного дерева и слоновой кости, украшенная золотыми пластинами и драгоценными камнями.
Назначение храма
В святилище Артемиды не только возносили молитвы в честь богини, храм являлся политическим и культурным центром города. Здесь проходили переговоры и собрания, выступали ораторы и историки, адвокаты и жрецы, заключали сделки и встречали послов.
В храме Артемиды хранили деньги, драгоценности и золото как частные особы, так и государство. Никто не осмеливался разорить это священное место, хотя Эфес несколько раз был в руках противника. Здесь никто не посмел задержать ни государственного преступника, ни сбежавшего от хозяина раба, ведь их защищала Артемида.
Основные сайты
Ворота Августа в Эфесе были построены в честь императора Августа и его семьи.
Эфес — один из крупнейших римских археологических памятников в восточном Средиземноморье. Видимые руины все еще дают некоторое представление о первоначальном великолепии города, а названия, связанные с руинами, напоминают о его прежней жизни. Театр доминирует над видом на Харбор-стрит, которая ведет к заиленной гавани.
Храм Артемиды, одно из семи чудес древнего мира , когда-то был размером 418 на 239 футов с более чем 100 мраморными колоннами высотой 56 футов каждая. Храм принес городу титул «Слуга Богини». Плиний сообщает нам, что на создание этого великолепного сооружения ушло 120 лет, но сейчас оно представлено только одной неприметной колонной, обнаруженной во время археологических раскопок Британским музеем в 1870-х годах. Некоторые фрагменты фриза (которых недостаточно для определения формы оригинала) и другие небольшие находки были вывезены — некоторые в Лондон, а некоторые — в Археологические музеи Стамбула .
Библиотека Цельса, вид сбоку
Библиотека Цельса, фасад которой был тщательно реконструирован по оригинальным частям, изначально была построена c. 125 в память Тиберия Юлия Цельса Полемаана , древнего грека, который был правителем Римской Азии (105–107 гг.) В Римской империи . Цельс заплатил за строительство библиотеки из своего личного состояния и похоронен в саркофаге под ним. Библиотека была в основном построена его сыном Гаем Юлием Акилой и когда-то хранила около 12000 свитков. Спроектированное с преувеличенным входом — чтобы увеличить его размер, предполагают многие историки — здание выходит на восток, чтобы читальные залы могли наилучшим образом использовать утренний свет.
Интерьер библиотеки составлял примерно 180 квадратных метров (2000 квадратных футов) и, возможно, содержал до 12000 свитков. К 400 году нашей эры библиотека перестала использоваться после повреждения в 262 году нашей эры. Фасад был реконструирован в период с 1970 по 1978 год с использованием фрагментов, найденных на месте, или копий фрагментов, которые ранее были отправлены в музеи.
Театр, рассчитанный на 25 000 зрителей , считается самым большим в древнем мире. Этот театр под открытым небом первоначально использовался для драматических постановок, но в более поздние римские времена на его сцене также проводились гладиаторские бои; Первые археологические свидетельства кладбища гладиаторов были найдены в мае 2007 года.
Было две агоры : коммерческая и государственная.
Акведук близ Эфеса — Майер Луиджи — 1810 г.
В Эфесе также было несколько крупных банных комплексов , построенных в разное время, когда город находился под властью римлян.
В городе была одна из самых передовых систем акведуков в древнем мире, по крайней мере, с шестью акведуками разного размера, снабжающими различные районы города. Они питали несколько водяных мельниц, одна из которых была определена как лесопилка для мрамора .
Odeon был маленьким навесом театр построен Публия Vedius Антонин и его жена около 150 AD. Это был небольшой салон для спектаклей и концертов, вмещавший около 1500 человек. В театре было 22 ступеньки. Верхнюю часть театра украшали колонны из красного гранита в коринфском стиле. Входы располагались по обе стороны сцены, и до них можно было пройти всего несколько ступенек.
Могила Иоанна Апостола в базилике Святого Иоанна .
В Храме Адриана датируется 2 — го века , но прошел ремонт в 4 — м века и были reerected из уцелевших архитектурных фрагментов. Рельефы в верхних частях — отливки, оригиналы сейчас выставлены в Археологическом музее Эфеса . На рельефах изображен ряд фигур, в том числе император Феодосий I с женой и старшим сыном. Храм был изображен на реверсе банкноты 20 миллионов турецких лир 2001–2005 годов и банкноты 20 новых лир 2005–2009 годов.
Храм Sebastoi (иногда называемый Храм Домициана ), посвященный Флавиев династии , был один из самых больших храмов в городе. Он возведен по псевдодиптеральному плану с колоннами 8 × 13. Храм и его статуя — одни из немногих останков, связанных с Домицианом .
Гробница / Фонтан Поллиона была возведена в 97 г. н.э. в честь К. Секстилиуса Поллиона, построившего акведук Марны Офилиусом Прокулом. Имеет вогнутый фасад.
Часть этого места, базилика Святого Иоанна , была построена в VI веке при императоре Юстиниане I на месте предполагаемой гробницы апостола. Сейчас он окружен Сельчуком.
Самодостаточность Артемиды
Если вы читали наши предыдущие статьи, то наверняка знаете, что практически весь пантеон греческих богов тесно взаимосвязан. Каждый бог, так или иначе, сильно зависит от кого-то еще. Например, тот же Зевс зависел от Гефеста, который ковал ему молнии. Да и Аполлон, близнец Артемиды, частенько упоминается в тех или иных историях.
А вот Артемида является, своего рода, исключением из правил. В отличии от всех остальных, охотница предпочитала вольную жизнь в горах и лесах, а не в храмах и домах на Олимпе. Кроме того, путешествуя со своей свитой, она всегда оставалась себе владычицей. Никто и никогда не смел ей перечить или указывать, что ей нужно делать. Именно поэтому Артемида была одной из самых популярных и почитаемых богинь Эллады.
О значимости богини говорит и великий Храм Артемиды в Эфесе, который и по сей день считается одним из 7 чудес света. И надо отдать должное древним строителям – храм действительно был великолепным и полностью заслуживал места в почетной семерке.
Раскопки храма Артемиды
Всемирную известность античному строению принесли археологические раскопки, при которых нашли остатки древних построек. Обнаружились руины здания случайно.
В 1869 году английский археолог Джон Вуд, изучив летописи, нашел приблизительное место города Эфеса.
Джону Вуду удалось откачать болотные воды, и на предполагаемое место города выехала экспедиция. На глубине 6 метров обнаружили фундамент храма, под ним – следы святилища, сожжённого Геростратом.
От блистательного храма осталась только одна колонна и красивая история, похожая на сказку. Обнаруженные экспедицией Вуда экспонаты хранятся в Британском историческом музее и в столичном музее Турции.
Поток туристов не иссякает, всем хочется побывать на месте, где случилось чудо – возведение храма Артемиды.
Первый храм
Там, где когда-то находился Эфес, ныне раскинулись болота, из которых торчат серые камни древних руин. В лучшие времена население Эфеса достигало 225000 человек. Сам же город считался торговым центром Малой Азии. Уже первые греческие колонисты обнаружили здесь культ древней богини, которую местные жители по старинке, словно во времена неолита, называли Великая Мать. Ионийцы же восприняли её как некую ипостась Артемиды. Приблизительно в VIII веке до н.э., а возможно и ранее, близ Эфеса был построен первый, ещё деревянный и с глинобитным полом, храм-теменос, то есть огороженный участок, где ощущается присутствие божества. Любопытно, что александрийский учёный и поэт Каллимах приписывал его сооружение амазонкам, которые на какое-то время оккупировали эти места и угрожали самим Афинам. Другой же древнегреческий учёный, географ и писатель Павсаний, считал, что теменос этот был построен ещё до прихода амазонок. В середине VII века до н.э. храм разрушило сильное наводнение. Современные археологи никаких свидетельств пребывания здесь амазонок не нашли, а вот глинобитный пол храма, занесённый полуметровым слоем принесённого наводнением ила, они действительно обнаружили. Под илом, на полу были также найдены статуэтки грифонов.
Восстановление Храма Артемиды Эфесской
Однако через полторы тысячи лет археолог Вуд, изучавший местность древней Эллады, обнаружил место, на котором стоял величественный храм, и даже нашел его некоторые останки, в том числе и фундамент. При более детальных исследованиях удалось найти следы того варианта храма, который был сожжен Геростратом. Сегодня место Храма Артемиды обозначено единственной восстановленной колонной, находящейся в окружении руин. По словам историков, если бы храм не разрушался и в своем первоначальном виде сохранился бы до наших дней, он запросто затмил бы любой шедевр современного архитектурного искусства. Однако все, чем могут полюбоваться наши современники на земле древней Эллады, — это одна уцелевшая колонна.
Город Артемиды – Эфес
Главным городом греческой богини охоты был Эфес, который находился на территории нынешней Турции. Артемида Эфесская – это одна из самых известных обитателей Олимпа во всем эллинском мире. Именно ей был посвящен выстроенный из мрамора великолепный храм. Он строился жителями Эфеса более, чем сто лет и был настолько красивым, что его причисляли к семи чудесам света. По иронии судьбы долго строившийся храм погиб за одну ночь.
Один из жителей Эфеса, Герострат, будучи человеком заурядным, мечтал прославиться. Однажды ночью, в 356 году до н. э., он поджег храм богини Артемиды. Во время пытки он сознался в своем преступлении и был приговорен к смертной казни. А также суд постановил никогда не упоминать имя Герострата. Однако его слава, хоть и позорная, осталась в веках. Как сообщает древнегреческий историк Страбон, на месте сожженного был возведен новый храм.
Храм Артемиды Эфесской на карте Турции
История
Храм был воздвигнут в честь богини Афродиты, которая по преданию была сестрой-близнецом Аполлона. Его строительство началось в первой половине 6 века до н.э. Проект храма разработал архитектор Херсифрон из Кносса, средства на постройку дал лидийский царь Крёз. Огромное сооружение строилось около 100 лет.
В 356 году до н. э. храм был сожжен Геростратом и поэтому мы мало что знаем о его внутреннем убранстве. Зато как он выглядел внешне, имеется полное представление, ведь в началу III в. до н. э. была возведена точная копия храма Артемиды, лишь ступенчатое основание отличало его от оригинала. Средства на постройку выделил сам Александр Македонский. Архитектором стал Александр Дейнократ.
Размеры храма были 105 на 52 метра, крыша держалась на 127 колоннах высотой 18 м. Внутри он был украшен картинами и статуями самых лучших художников того времени. Но, конечно, главной была огромная статуя Артемиды, сделанная из золота и слоновой кости. В то время храм являлся не только религиозным местом, но и неким подобием античного банковского учреждения, а позже деловым и финансовым центром.
В 263 году храм был разграблен готами, а через 128 лет был разрушен по приказу императора Феодосия I, который был христианином и не хотел видеть памятник языческим богам. После этого здесь стояла церковь, но и она затем канула в лету.
Многие столетия это место было всеми забыто, пока 31 октября 1869 года английский археолог Вуду не наткнулся на следы крупнейшего храма античности. Для этого рабочим пришлось вырыть котлован глубиной в 20 шагов, шириной в 300 футов и длиной – 500. Многие десятилетия велись раскопки и в настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.
Как добраться до храма Артемиды
Храм расположен в непосредственной близости от города Сельчук и в 20 км от Кушадасы. Проще всего добраться сначала до автовокзала в городе Кушадасы, а там пересесть на долмуш до Сельчука, который также прибывает на автовокзал. Оттуда легко дойти до места пешком минут за 8-10.
Точный адрес: Artemis Tapınağı, 35920, Selçuk, Izmir.
Стоимость посещения: бесплатно.
Для осмотра развалин достаточно 10-15 минут.
В погоне за славой
Самоутверждаться можно разными способами. Одни пишут гениальные картины и создают скульптуры. А другие идут по пути разрушения. Так произошло и с храмом Артемиды Эфесской
Его величие и роскошь привлекли внимание Герострата. Не имея других талантов, он поджег здание, чтобы прославиться в веках, как величайший разрушитель
Внутренние помещения выгорели полностью, поскольку там было много деревянных элементов. Остались почерневшие и закопченные колонны и свод. Получилось, что здание простояло около 200 лет. Построенное в 550 году до н.э в 356 оно было уничтожено в первый раз.
Преступник не прятался, а с гордостью заявлял о своем поступке, объяснив, что таким образом хотел оставить память о себе в истории. Жители были настолько разгневаны вандализмом, что постановили навсегда вычеркнуть его имя из списков и никогда о нем не вспоминать. Снова заговорили о Герострате из-за трудов историка Феопомпа, где он упомянул о том, кто сжег храм Артемиды в Эфесе. История сохранила имя Герострата, но не как героя, а как величайшего глупца, уничтожившего одно из чудес света.
Храм, подобно фениксу, возродился в еще большем величии. Испорченные мраморные плиты облицовки сняли и заменили другими, во внутренних помещениях появились предметы искусства, статуи и драгоценные вазы, которые приносили в дар знатные посетители соседних стран. К подножию снова приходили горожане и гости Эфеса.
В III ст. до н.э. реконструкция была закончена, финансировал постройку Александр Македонский. Благодарные жители города выразили свою признательность, заказав Апеллесу портрет великого полководца и разместив его в центральной части неподалеку от статуи богини.
По величине храм Артемиды в Эфесе превосходит Парфенон, а по количеству инженерных разработок и богатству интерьера заслуженно стоит в одном ряду с другими чудесами света античного мира. К сожалению, он был разрушен повторно и разделил участь Колосса Родосского и Висячих садов Семирамиды, оставив о себе только память.
Повторное открытие храма
Реконструктивный план храма Артемиды в Эфесе согласно Джону Черепашьему лесу (1877 г.)
После шести лет поисков место храма было заново открыто в 1869 году экспедицией под руководством Джона Тертл Вуда, спонсируемой Британским музеем . Эти раскопки продолжались до 1874 года. Еще несколько фрагментов скульптуры были обнаружены во время раскопок 1904–1906 годов, проводимых Дэвидом Джорджем Хогартом . Восстановленные скульптурные фрагменты перестройки 4-го века и несколько фрагментов более раннего храма, которые использовались в качестве насыпи щебня для восстановления, были собраны и выставлены в «Эфесском зале» Британского музея. Кроме того, в музее есть часть, возможно, старейшего хранилища монет в мире (600 г. до н.э.), которое было захоронено в основании архаического храма.
Сегодня место храма, которое находится недалеко от Сельчука , отмечено единственной колонной, построенной из разрозненных фрагментов, обнаруженных на этом месте.
Краткое описание, история
Строительством занялись самые известные мастера того времени. В город пригласили из Кносса архитектора Херсифрона. Он создал проект, по которому начал строится храм Артемиды в Эфесе, впоследствии ставший чудом света.
Сооружение одного их самых величественных храмов шло долго и конечно, одной человеческой жизни не хватило. Следующим, кто продолжил строить храм Артемиды в Эфесе, стал сын архитектора Метаген, после него — зодчие Деметрий и Пеонит.
Полностью воссоздать облик храма не удалось, о внутреннем убранстве можно судить только по оставшимся описаниям и уже не определить, факты ли это или художественный вымысел. Достоверно известно, что длина основания составляла 105 м, ширина 51 м. Количество колонн, поддерживающих свод, достигало 127, высота каждой — 18 м. Ко входу вели широкие ступени, портик был украшен искусно высеченными барельефами. Центральную часть опоясывал двойной ряд колонн с резными капителями.
Основным материалом стал мрамор, им же облицована часть внутренних помещений. Перекрытия и часть декоративных элементов выполнили из дерева. Центральной точкой храма был постамент со статуей богини высотой 15 м., инкрустированная драгоценными камнями и золотыми пластинами.
Над постройкой и украшением трудились выдающие мастера древности:
- рельеф колонн — Скопас;
- украшение алтарной части — Пракситель;
- росписи и фрески — Апеллес.
Каждый из них вложил кусочек души в свое творение, поэтому храм был не просто чудом света — им восхищался каждый, кому довелось побывать в нем или даже посмотреть на величественное здание издали. Храм Артемиды Эфесской стал достойным местом для почитания богини.
Место для постройки искали долго. Жители и мастера, наученные горьким опытом обрушения предыдущих конструкций, подошли к решению вопроса творчески. За аксиому взяли факт, что в городе и окрестностях регулярно происходят сильные колебания почвы. Значит, следует их погасить. Путем расчетов пришли к выводу, что болотистая местность меньше подвержена резким сотрясениям. Так были найдены руины древнего капища, на месте которых начали рыть котлован. Чтобы создать надежную основу, гасящую колебания, котлован заполнили углем и шерстью, уложив их слоями. В процессе постройки возникало еще много сложных ситуаций, но они успешно решались, благодаря находчивости строителей.
Выводы и впечатления
Конечно, я ожидала от древнего храма немного больше, чем просто болото и одна-единственная колонна. Заранее ничего про храм не читала, хотелось просто посмотреть, что от него осталось. Ехать туда специально, наверное, не стоит — смотреть там нечего, разве что просто прочувствовать место, представить, как все это выглядело раньше.
Но вот после посещения Эфеса вполне можно сходить — находится храм совсем близко, дорога живописная и удобная. Удивительно все-таки, насколько природа сильнее, чем любые рукотворные сооружения — как до строительства храма здесь было болото, так и сейчас, спустя почти пару тысяч лет, здесь по-прежнему болото.
Это интересно: 4840,Храм Саграда Фамилия в Барселоне