Государственно-политическое устройство белоруссии
Содержание:
- Вооружённые силы
- «Ранние формы фашизма»
- Какая американская компания предоставила оборудование Беларуси
- Форма правления государства
- Беларусь туристическая
- Местное самоуправление
- Политические партии
- Наука
- Современная Беларусь
- Речь Посполитая
- Государственно-политическое устройство
- Президент
- Сделано в ЦРУ
- ↑ Понятие государства
Вооружённые силы
Основная статья: Вооружённые силы Республики Беларусь
Белорусский Су-27
Министерство обороны и белорусская армия были созданы в январе 1992 года. Они создавались на основе бывших советских войск, размещенных на территории Белоруссии, с привлечением белорусов, служивших в других регионах Советского Союза.
В настоящее время в Вооружённых силах два вида войск — Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны. Также непосредственно генеральному штабу подчиняется род войск — Силы Специальных операций (ССО). Существуют также специальные войска (службы), органы тыла.
Смешанный принцип комплектования Вооруженных сил. Порядка 60 % составляют офицеры, прапорщики, солдаты и сержанты, служащие по контракту, и 40 % — солдаты и сержанты срочной службы. Численность Вооружённых сил составляет штатной численностью 62 000 человек, в том числе 48 000 военнослужащих и 14 000 гражданского персонала. По состоянию на конец 2006 года на контрактной основе службу проходило 23,1 % военнослужащих.
ВВС и войска ПВО Беларуси завершают создание всеобъемлющей автоматизированной системы управления, что уже повысило эффективность на 40 %.
«Ранние формы фашизма»
Однако, по словам Олега Неменского, попытки создать БНР в 1918 году, несмотря на их скоротечную историю, имеют достаточно большое значение для современной белорусской националистической оппозиции.
Противники президента Лукашенко традиционно празднуют и 9 марта — провозглашение БНР, и так называемый День воли — 25 марта, когда Рада БНР объявила о независимости страны.
- Участники марша белорусской оппозиции 25 марта 2015 года
- Reuters
Для них обращение к образу БНР как к образованию альтернативной белорусской государственности позволяет поднять сразу несколько вопросов. Во-первых, вопрос о характере советского периода. Если истоки белорусской государственности в БНР, то СССР надо провозгласить оккупантом по примеру Украины, Польши и стран Прибалтики.
Во-вторых, встаёт вопрос о границах. Территория, на которую претендовала БНР, гораздо шире границ нынешней Республики Беларусь, — туда, в частности, входят российская Смоленщина, польское Подляшье и литовский Вильнюс.
Также по теме
Где закончился Советский Союз: 25 лет Беловежским соглашениям
8 декабря 1991 года неподалёку от белорусско-польской границы, в Беловежской Пуще, главы России, Украины и Белоруссии поставили точку…
В-третьих, вопрос о государственных символах: нынешние герб и флаг Белоруссии напоминают символику БССР, в то время как после выхода из состава СССР и до прихода к власти Александра Лукашенко страна использовала бело-красно-белый флаг (гамма, соответствующая флагу Польши. — RT) и герб «Погоня», дублировавший герб соседней Литвы. Оба символа использовала и БНР.
Кроме того, существует языковой вопрос. На территории БНР государственным языком провозглашался только белорусский, а не белорусский и русский, как сейчас.
«Наконец, это вопрос об интеграции с Европой и объединении с Россией, — отмечает Олег Неменский. — Немцам были выгодны любые движения, которые отрывали эту территорию от России. А в самом статусе оккупированной Германией территории можно увидеть и интеграцию с Европой».
По мнению эксперта, одной из главных причин образования БНР был вакуум власти, возникший после распада Российской империи. Как и в соседней Украине, в Белоруссии местные националисты попытались создать своё государство. И хотя ранее белорусский национализм не был столь русофобским, как национализм украинский, именно деятели БНР пытались его радикализировать по примеру Украины.
«Стоит отметить, что так называемый премьер-министр БНР Вацлав Ластовский пытался называть белорусов кривичами, действуя так же, как украинские националисты, переименовавшие местное население в украинцев. Главное, чтобы не звучал общий корень со словом «русские», — утверждает эксперт.
По его словам, хотя БНР не пользовалась массовой поддержкой населения (большинство белорусов о ней просто не знали) и не опиралась на военную силу (за неимением оной), идеология этого образования была близка к тоталитарным движениям XX века. «Если почитать того же Вацлава Ластовского, то можно увидеть, что это ранние формы фашизма. Крайне правое, милитаристское, вождистское государство получилось бы, если бы история дала ему шанс», — утверждает эксперт.
Какая американская компания предоставила оборудование Беларуси
Это была Sandvine Inc., которая по данным BNN Bloomberg, может внести в черный список до 150 миллионов веб-сайтов. Главный технологический сотрудник кампании Александр Хевьонг заявил сразу после скандала в сентябре 2020 года, что блокировка интернета никак не связана с правами человека. Все же тогда компания расторгла контракт по причине нарушения соглашения о лицензии со стороны Минска.
То, что мы видим в том же Индустриальном парке «Великий Камень», сложно сейчас сказать, как эти проекты затронут санкции. Многие компании перевозят своих сотрудников. Думаю, что Китай сейчас будет смотреть на Украину как на альтернативу совмещения этих логистических центров на данный момент.
Форма правления государства
От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика.
Монархия
Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).
В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола).
В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.
В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция.
Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления.
Республика
Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.
Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира.
Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается.
В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики — это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.
В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки.
В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики.
Беларусь туристическая
Белоруссию сложно назвать туристической страной. Тем не менее количество иностранных путешественников, посетивших республику, с каждым годом возрастает. Около 70 % туристического трафика приходится на граждан СНГ. Немало туристов приезжает в Беларусь из Польши, Германии, Латвии и Литвы.
В стране развивается культурный (посещение исторических и архитектурных достопримечательностей), медицинский, экологический и сельский туризм. Страна не имеет выхода к морю, однако большой популярностью здесь пользуются курорты, расположенные на побережье Нарочи. Любят туристы также и регион Браславских озер.
Ключевые достопримечательности Беларуси – это замки, родовые усадьбы, монастыри, готические храмы и уникальные заповедники.
Местное самоуправление
Республика Беларусь — унитарное государство, поэтому местное самоуправление решает в основном местные вопросы. Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы.
Деятельность органов местного самоуправления регулируется Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г. № 108-З с изменениями и дополнениями. Компетенция местных Советов депутатов регулируется статьёй 17 Закона.
Политические партии
Партийная система в Республике Беларусь не развита, что объясняется различными причинами, в числе которых отсутствие традиции партийности, проведение всех выборов по мажоритарной системе, сложные условия для регистрации и деятельности партий, слабое развитие гражданского общества и др. Партии практически не оказывают влияния на политику. К основным партиям относятся:
- Коммунистическая партия Беларуси;
- Республиканская партия труда и справедливости;
- Белорусская партия левых «Справедливый мир»;
- Партия БНФ;
- Консервативно-христианская партия — БНФ;
- Объединённая гражданская партия;
- Белорусская социал-демократическая партия (Громада);
- Либерально-демократическая партия.
Наука
Высшая государственная научная организация Республики Беларусь — Национальная академия наук Республики Беларусь (Национальная академия наук Беларуси, НАН Беларуси).
- Астрономия
В Белоруссии нет профессиональных астрономических обсерваторий. Две обсерватории зарегистрированы в Центре малых планет. Это обсерватории: «Taurus-1» и Витебская любительская астрономическая обсерватория. Обе находятся в Витебской области.
- Космонавтика
Космонавты Владимир Ковалёнок и Пётр Климук
Марка Республики Беларусь «Покорители космоса, уроженцы Беларуси»
Национальная программа исследования и использования космического пространства в мирных целях на 2008—2012 годы утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2008 № 1517.
Помимо космического агентства, работы по созданию которого уже начались в Белоруссии, планируется создание собственного центра управления полётами (будет открыт в здании Объединённого института проблем информатики в Минске). В него будет поступать информация с командно-измерительного пункта (планируется в Логойском районе).
- Климук П. И. — советский космонавт, первый из уроженцев Белоруссии, полетевший в космос
- Ковалёнок В. В. — советский космонавт, родившийся в Белоруссии
- Новицкий О. В. — российский космонавт, родившийся в Белоруссии
- БелКА-1, БелКА-2 — первый и второй спутники Республики Беларусь.
Современная Беларусь
За годы независимости Республика Беларусь состоялась как суверенное государство с эффективно функционирующими институтами власти, устойчивой общественно-политической системой. Страна не имеет территориальных разногласий и конфликтов ни с одним из соседей, сохраняются межнациональный и межконфессиональный мир и согласие. Беларусь поддерживает торговые связи с 205 государствами мира. Обеспечена сбалансированность внешней торговли. В результате опережающей динамики экспорта товаров и услуг над импортом в первом полугодии 2015 г. сформировалось положительного сальдо в размере 1,2 млрд. долл. Рост сальдо по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. составил 567,2 млн. долл. или 92,9%.
Речь Посполитая
Ко второй половине XVI в. сложились условия для более тесного государственного объединения ВКЛ с Польшей. Первая группа причин этого объединения связана с внешнеполитическими обстоятельствами. Соперничество между Великим княжеством Литовским и Великим княжеством Московским за восточнославянские земли вылилось в первой половине XVI в. в целый ряд русско-литовских войн, в результате которых ВКЛ потеряло четверть своих территорий. С 1500 по 1569 г. в пределы Великого княжества Литовского 45 раз врывались полчища крымского хана, в том числе 10 раз опустошали территорию Беларуси. Борьба ВКЛ, Польши и Московского государства за Ливонию привела к длительной Ливонской войне (1558–1583). Чтобы более успешно противостоять внешней агрессии, польские паны предложили ВКЛ объединиться в единое государство под эгидой Польши.
Вторая группа причин связана с внутриполитическим развитием ВКЛ. Средняя и мелкая шляхта, недовольная властью великого князя литовского и магнатов, считала положение польской шляхты лучшим, чем собственное, и поэтому активно выступала за объединение с Польшей, для того чтобы получить еще больше привилегий. Можно назвать и еще одну причину возникновения нового государства. После трех браков у польского короля и великого князя литовского Жигимонта II Августа не было наследников. Поляки опасались, что после смерти Жигимонта II Августа личная уния, объединявшая два государства, окончательно прекратится. Они были заинтересованы в разводе и новом браке. Жигимонт II Август решил развестись с третьей женой и жениться в четвертый раз. Развод и разрешение на четвертый брак можно было получить только у папы римского. В этой ситуации Жигимонт II Август начал выслуживаться перед Ватиканом, папой римским и католическим духовенством, добросовестно исполнять их приказы и предложения по усилению католицизма на территории ВКЛ и присоединению последнего к Польской Короне. В таких условиях 10 января 1569 г. в Люблине собрался общий сейм ВКЛ и Польши с целью заключения более тесной унии между государствами. Поляки выставляли разные условия, вплоть до ликвидации белорусско-литовской государственности. Послы же ВКЛ хотели сохранить союз с Польшей, но при этом не утратить свою самостоятельность и независимость. Переговоры затягивались. В конце февраля 1569 г. послы ВКЛ покинули Люблин. Такое поведение представителей ВКЛ вызвало возмущение со стороны польских магнатов. Под их давлением Жигимонт II Август начал осуществлять план расчленения и аннексии отдельных частей ВКЛ. 5 марта 1569 г. он объявил о присоединении к Польше Подляшья и приказал подляшским послам присягнуть Польше под угрозой лишения должностей и привилегий. 26 апреля 1569 г. была объявлена аннексия Волыни. Но волынские послы не ехали в Люблин. Тогда король пообещал лишить их поместий и угрожал изгнанием. Под страхом расправы сенаторы и послы Волыни присягнули на верность Польше. Таким же образом к Польше были присоединены Подолье и Киевщина.
В составе ВКЛ остались только Беларусь и Литва. Несмотря на противостояние представителей высшей знати ВКЛ, они также были вынуждены подписать унию. 1 июля 1569 г. согласно Люблинской унии ВКЛ и Польша соединились в единое государство – Речь Посполитую. Был выбран единый господарь – король польский и князь литовский, русский, прусский, мазовецкий, жемойтский, киевский, волынский, подляшский и лифляндский. Отменялись избрание великого князя ВКЛ и его пожизненное владение княжеством. Выбирался единый сейм, который должен был созываться в Польше. Вводились единое налоговое пространство, денежная единица, проводилась общая внешняя политика. Все жители Речи Посполитой имели право приобретать поместья и землю в собственность в любой части страны. Отменялись все постановления, законы, противоречившие унии, а также отдельный сейм ВКЛ. Высшая знать и должностные лица должны были присягать королю и Короне Польской.
Государственно-политическое устройство
Основная статья: Государственно-политическое устройство Белоруссии
Белоруссия — унитарное государство, форма правления — президентская республика. Президенту Белоруссии делегированы законодательные полномочия на издание декретов и указов, имеющих силу закона.
Существует двухпалатный парламент — Национальное собрание Республики Беларусь, состоящее из Палаты представителей и Совета Республики. В Палате представителей 110 депутатов. Депутаты избираются по мажоритарной системе прямым всеобщим голосованием. Совет Республики избирается местными Советами — от каждой области и города Минска избираются по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета назначаются президентом — всего 64 человека. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.
Административное деление
Основная статья: Административное деление Белоруссии
Белоруссия делится на 6 областей, области делятся на районы и города областного подчинения. Общее число районов во всех областях составляет 118, а городов областного подчинения — 12. Город Минск является самостоятельной административной единицей, которая не входит ни в одну область.
Область | Почтовыйиндекс | Датаоснования | Площадь км²(на 1.01.2012) | Население(на 1.01.2013) | Административный
центр |
||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Витебская область | 210000 | 15 января 1938 | 40 050,32 | 1 208 018 | Витебск | ||
Гомельская область | 246000 | 15 января 1938 | 40 369,51 | 1 427 638 | Гомель | ||
Гродненская область | 230000 | 20 сентября 1944 | 25 126,98 | 1 058 415 | Гродно | ||
Минская область | 220000 | 15 января 1938 | 39 894,75 | 1 401 861 | Минск | ||
Могилёвская область | 212000 | 15 января 1938 | 29 068,63 | 1 076 485 | Могилёв |
Брестская область | 224000 | 4 декабря 1939 | 32 786,44 | 1 390 364 | Брест |
В ряде городов областного подчинения и в городе Минске имеется деление на городские районы.
Президент
Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Обладает широким кругом полномочий, основными из которых являются:
- определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
- назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;
- подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
- имеет право отменять акты правительства;
- является Главнокомандующим Вооружёнными Силами Республики Беларусь
- назначает республиканский референдум;
- может издавать декреты, имеющие силу закона.
Первые президентские выборы в Республике Беларусь состоялись 10 июля 1994. На них победил Александр Лукашенко. Он также побеждал и на всех последующих выборах — в , , , 2015 и 2020 годах.
Сделано в ЦРУ
Организация, именующая себя Белорусской народной республикой, существует до сих пор. Сейчас её возглавляет гражданка Канады Ивонка Сурвилла, в 1997 году сменившая на этом посту Иосифа Сажича, который служил полицаем на оккупированных немцами территориях в годы Великой Отечественной войны. В год столетия БНР «Верховная рада» призывает активно бороться с «пророссийским режимом Лукашенко».
Несмотря на антигосударственную риторику современных «наследников» БНР, в 2018 году власти Минска согласовали проведение митинга и концерта оппозиции 25 марта — в день провозглашения независимости республики. Также на здании, где в 1918 году заседал исполком Рады Всебелорусского съезда и было принято решение о создании БНР, поместят мемориальную доску.
«Нынешняя белорусская власть старается быть представительницей всего белорусского общества, а ради этого пытается показаться симпатичной самым разным его группам: и пророссийскому большинству, и антироссийскому меньшинству», — отметил Олег Неменский.
Однако, по словам эксперта, хотя с точки зрения простой политической конъюнктуры это разумно, такое потворство националистам не сулит ничего хорошего белорусскому руководству. «Те, кто ходит с флагами БНР, никогда не будут сторонниками Лукашенко», — подчеркнул политолог.
↑ Понятие государства
Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях:
1) в узком значении государство — институт господства, носитель государственной власти. Государство существует в виде того, что противостоит «обществу»;
2) в широком значение государство — государственно оформленная всеобщность, союз граждан, община. Здесь оно обозначает целое, охватывающее «государство» (в узком смысле) и «общество».
Существует множество различных определений понятия «государство».
Так, по мнению великого русского философа И.А. Ильин,
«…Государство — это организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но и поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками».
«Оно обладает административным и правовым порядком, изменяемым посредством законодательства, в соответствии с которым осуществляется организованная корпоративная деятельность административного персонала, также регулируемая законом. Эта система порядка претендует на принудительную власть не только над членами государства, гражданами, большинство которых обрело свое членство по рождению, но и в весьма значительной степени над всеми действиями, происходящими на контролируемой им территории. Таким образом, это обязательная ассоциация с территориальной основой. Более того, в новое время применение насилия считается легитимным только пока дозволено государством и предписано им… Претензия государства на монополию применения насилия столь же сущностно важна для него, как и свойства принудительной юрисдикции и непрерывной организации».
В современных учебниках можно встретить такое определение государства:
«…Государство — основной институт политической системы классового общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; в классово антагонистических обществах находится в руках экономическигосподствующего класса (классов) и используется им, прежде всего для подавления своих социальных противников. Государство обладает монополией на принуждение всего населения в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов».
Таким образом, понятие «государство» трактуется весьма многозначно:
- это организация крупной общественной группы (отождествляется с таким понятиями, как «страна», «народ», «отечество», «родина»);
- это организация политической власти (в данном контексте оно сводится к власти, закону, правосудию, управлению);
- это властная администрация (здесь рассматриваются те или иные государственные органы власти — президент, парламент, правительство и т.п.).